Принципы правового и социального государства рб

Обновлено: 22.04.2024

принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5 . Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют реализации и защите прав, свобод и интересов человека и гражданина.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией.

Государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Административно-территориальное устройство государства определяется законом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Приобретение и прекращение гражданства осуществляются в соответствии с законом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Роль конституционного контроля в утверждении и развитии конституционализма (выступление на V Петербургском Международном юридическом форуме, 27-29 мая 2015 г., г. Санкт-Петербург (Российская Федерация))

Воплощение в жизнь верховенства и прямого действия Конституции Республики Беларусь, утверждение конституционной законности обусловливают становление в Республике Беларусь конституционализма как особого состояния общества и государства, всей совокупности общественных отношений, развивающихся в конституционном русле.

Конституционализация общественных отношений осуществляется посредством утверждения верховенства права и развития конституционных ценностей в нормотворчестве и правоприменении, установления конституционного порядка, при котором государство, все его органы и должностные лица, а также граждане действуют на основе и в соответствии с Конституцией.

При этом развитие общества и государства направлено не просто на достижение абстрактных конституционных целей, а на обеспечение материальных и духовных потребностей человека, формирование личности гражданина как главного субъекта конституционных прав и обязанностей.

Развитие демократического правового государства и социально благополучного общества на принципах равенства и справедливости, реальные гарантии прав и свобод человека, гармоничное развитие личности, выступают в качестве основных целей конституционализации общественных отношений и по сути определяют направления развития современного конституционализма.

В условиях глобализации происходит конституционализация и международных правоотношений, обусловленных возникновением наднациональных образований с самостоятельными правовыми порядками и актами по своему характеру конституционного значения. В процессе конструирования общего наднационального конституционализма, прежде всего на европейском политико-правовом пространстве, вырабатываются общие подходы к решению конституционных проблем, общие методы толкования и применения конституционных норм и принципов. В то же время, проявляется стремление к усилению национальных традиций государственного строительства, сохранению конституционно-правовой идентичности.

Развитие конституционализма в Беларуси

Формирование конституционного устройства, базирующегося на общечеловеческих принципах гуманизма, свободы, равенства и справедливости, находит развитие в белорусской государственности на протяжении не одного столетия.

При разработке принятой в 1994 году Конституции Республики Беларусь как суверенного независимого государства использовались конституционная доктрина ведущих европейских стран и мировой опыт конституционализма. Это позволило в целом учесть объективные факторы переходного периода и определить конституционные цели развития общества и государства на перспективу. В Конституции нашли нормативное закрепление общемировые стандарты в области прав человека, принципы разделения властей и формирования демократического правового социального государства.

Основу современного конституционализма в Беларуси составляют следующие фундаментальные положения.

Во-первых, человек, его права и свободы. Согласно статье 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая); при этом закрепляется взаимная ответственность: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая).

Данные конституционные положения оказывают существенное влияние на политику государственной власти по формированию по сути государства для народа. При этом соблюдение и гарантированность прав и свобод человека, их защищенность являются основополагающими направлениями развития демократии, экономической безопасности, социальной политики государства.

Во-вторых, народовластие. В соответствии со статьей 3 Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Беларуси является народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Закрепление принципа народовластия в Конституции предопределило юридическую природу конституционного строя Республики Беларусь, а его последовательная реализация обеспечивает устойчивое эффективное развитие государства и общества без революций и социальных потрясений.

В-третьих, принцип разделения властей. С народовластием неразрывно связан конституционный принцип разделения властей: государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции).

Заложенный в Конституции 1994 года принцип разделения властей оказалось не просто реализовать на практике, поскольку полномочия каждой ветви власти были определены недостаточно сбалансированно. Выход был найден путем проведения референдума в 1996 году, на основе которого внесены изменения в Конституцию и более четко разграничены полномочия ветвей власти и сформирован действенный правовой механизм взаимодействия государственных органов.

В настоящее время можно констатировать, что установление сильной президентской власти дало возможность нашей стране развиваться устойчиво и последовательно в достижении стратегических целей обеспечения независимости и безопасности, роста благосостояния народа.

В-четвертых, верховенство права. В Беларуси на конституционном уровне установлен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Конституция Республики Беларусь не только закрепляет принципы и нормы, по которым государство и общество живут в настоящее время, но и определяет пути развития государства на долгосрочную перспективу как демократического социального правового государства.

Заложенный потенциал правовых преобразований реализуется и путем толкования конституционных положений, выявления конституционно-правового смысла норм законодательных актов, обогащая содержание Конституции в современных условиях. Это многократно усиливает ее регулятивный потенциал, позволяет гражданам и должностным лицам воспринимать Основной Закон нашего государства не только как совокупность правовых норм и принципов, обладающих высшей юридической силой, но и как наполненный реальным содержанием общественный договор, на основе которого достигаются общественное согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью.

В-пятых, суверенитет. В настоящее время на фоне процессов глобализации и интеграции вопросы суверенитета, его содержания, пределов и особенностей реализации требуют нового осмысления как необходимые составляющие конституционной доктрины конкретного государства и важнейшее направление развития конституционализма.

Республика Беларусь входит в межгосударственные и международные образования, проводит многовекторную внешнюю политику, ориентируясь при этом прежде всего на собственную Конституцию, ее ценности и цели, принципы и нормы международного права.

С вступлением Беларуси в Евразийский экономический союз актуализируются вопросы предсказуемости правового регулирования, учета соотношения национального и наднационального законодательства, унификации правовых и экономических инструментов, выработки единых подходов по ряду направлений социально-экономического развития.

Открытость Республики Беларусь для международно-правовой интеграции предполагает возможность передачи части суверенных полномочий наднациональным структурам межгосударственных объединений. Однако при этом, исходя из верховенства Конституции, не могут ограничиваться суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять свой путь развития, изменяться демократический, социальный и правовой характер белорусского государства, умаляться конституционные права и свободы граждан.

Роль конституционного контроля в развитии конституционализма

Важную роль в обеспечении верховенства Конституции, ее прямого действия, утверждении принципов правового государства играют конституционные суды. Их решения оказывают влияние на направленность конституционно-правового регулирования развития государства и общества, конституционализацию национального законодательства, характер формирования правоприменительной практики.

Органы конституционного контроля начинают выступать в качестве медиаторов общественных отношений в ходе реализации основных ценностных и целевых «посылов» конституций как в правотворчестве, так и правоприменении. Данная тенденция способствует созданию условий для устойчивого развития общества и государства в конституционно-правовом русле, то есть усиливается стабилизационная функция конституционного правосудия.

В Республике Беларусь за прошедший 20-летний период созданы определенные правовые механизмы для системного конституционного контроля законов и иных нормативных правовых актов. Особенностью белорусской модели конституционного контроля является сочетание предварительного и последующего контроля. Предварительный контроль конституционности законов уже более пяти лет является основным направлением деятельности Конституционного Суда.

Решения Конституционного Суда Республики Беларусь и выраженные в них правовые позиции направлены на утверждение верховенства Конституции, обеспечение ее комплексного воздействия на общественные отношения, поступательное развитие которых во многом зависит от объема реализации и практического соблюдения конституционных норм и принципов, действенности механизма реализации прав и свобод человека. Конституционный Суд, принимая решения и формулируя в них правовые позиции, защищает конституционные ценности, поддерживая их конституционно-правовой баланс в современных условиях.

В целом, оценивая эффективность конституционного контроля в Республике Беларусь, можно утверждать, что Конституционный Суд, с одной стороны, подтверждает, что в принятых законах развиваются конституционные положения, с другой – нацеливает законодателя на дальнейшее совершенствование законодательных актов в целях выработки действенного правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан и указывает правоприменителю на недопущение искажения выявленного конституционно-правового смысла норм законов.

Осуществление обязательного предварительного контроля конституционности законов свидетельствует о его значимой роли в обеспечении стабильности и динамизма правового регулирования общественных отношений, согласованности норм различных отраслей законодательства и единства правоприменения.

В ежегодных посланиях Президенту и Парламенту Конституционный Суд на основе рассмотренных дел и материалов, сформулированных правовых позиций нацеливает нормотворческие и правоприменительные органы на практическую реализацию и защиту конституционных ценностей. При этом постоянно подчеркивается, что конституционная законность как важнейшая составляющая конституционализма должна обеспечиваться в повседневной деятельности всех государственных органов, граждан, институтов гражданского общества.

Утверждение конституционализма в жизни общества и государства

В современных условиях при сформировавшейся в целом правовой системе, достигнутой политической и социальной стабильности в стране, эффективном функционировании и взаимодействии ветвей власти ключевым являются продолжение реализации конституционных положений в законодательстве и правоприменении, утверждение верховенства права как основополагающего начала и регулятора государственной и общественной жизни, скрепляющего белорусское общество и государство.

Идейная сфера конституционализма является в массовом сознании мировоззренческо-идеологической областью, в которой утверждаются важнейшие правовые и нравственные ценности. Доверие граждан к власти, высокий уровень правовой культуры, правосознания, становление и развитие конституционного мышления превращают конституционные нормы в реально действующий инструмент. При этом конституционализация общественных отношений, формирование конституционной культуры должны являться обязанностью всех государственных и общественных институтов, должностных лиц и граждан.

Двадцатилетний период действия Конституции Республики Беларусь подтвердил приверженность народа Беларуси общечеловеческим ценностям, его стремление реально утверждать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. При этом сохранение стабильности и справедливости в обществе достигается при соблюдении приоритета в государственном и общественном развитии ценностей, которые исторически выработаны народом, обусловлены его историей, культурой, менталитетом.

Важнейшей, фундаментальной, конституционной ценностью в Республике Беларусь является демократическое социальное правовое государство, выступающее исходным основанием эффективной реализации других конституционных ценностей, включая высшую конституционную цель и ценность – человека. Через осмысление и реализацию конституционных положений происходит становление человека и гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных правоотношений.

Неотъемлемым элементом конституционализма выступает и конституционный правопорядок как процесс воплощения конституционных норм и принципов, в центре которого находятся действующая политическая система, демократический и действенный механизм власти, реализация государственных властных полномочий в пределах и на основе Конституции.

Обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, выработка на законодательном уровне реально действующих правовых механизмов для полной и точной реализации конституционных норм обусловливают претворение в жизнь конституционной модели организации общественных отношений. При этом авторитетная государственная власть, баланс социально-политических интересов, конструктивное взаимодействие государства и гражданского общества способствуют утверждению конституционализма, в конечном итоге предопределяя движение к конституционному государству.

Заключение

В Республике Беларусь происходит становление демократического социального правового государства, в котором не только провозглашаются права и свободы человека, но и создаются действенные механизмы претворения в жизнь конституционных ценностей, принципов и норм. При этом современный конституционализм базируется и на устойчивом фундаменте национальных особенностей и традиций государственного строительства.

Деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь при осуществлении конституционного контроля направлена на воплощение в жизнь верховенства и прямого действия Конституции, утверждение конституционной законности, обеспечение баланса интересов личности, общества и государства.

Основы государственного устройства Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Беларусь - президентская республика.

Глава государства - Президент Республики Беларусь.

Взаимодействие властей

Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.

Взаимодействуя с законодательной властью, Президент имеет право законодательной инициативы, уполномочен на подписание или отклонение законов. На основе и в соответствии с Конституцией Президент имеет право издавать законодательные акты – указы. Указы Президента обязательны на всей территории Беларуси и не должны противоречить законам.

Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С предварительного согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.

Наделение Главы государства соответствующими полномочиями одновременно означает и возложение на него обязанности, которая не может быть возложена ни на один другой орган, - выступать гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Государства существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации — форме государства, означающих единство трех составных элементов, а именно: формы государственного устройства, формы правления, формы политического режима (подробно изучаются в курсе политологии).

С точки зрения формы государственного устройства Беларусь является унитарным(единым) государством, т. е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей структуре других государств. У нас действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство и один законодательный орган.Беларусь имеет следующее административно-территориальное деление:шесть областей (Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская) и город Минск. По размерам территории (207,6 тыс. кв. км) Беларусь занимает 13-е местосреди европейских государств, по численности населения — 14—15 местов Европе. Наша республика не имеет территориальных претензий к другим государствам равно как и другие государства не имеют территориальных претензий к Беларуси.

Форма правления — есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Конституцией 1994 г. в нашей стране установлена республиканская форма правления (республика).

Систему правления Республики Беларусь следует характеризовать как «смешанную». Конституцией страны предусматривается двойная ответственность правительства — перед Президентом и парламентом, что является характерной чертой «смешанной» системы правления. В то же время, Глава государства обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствует о близости Беларуси к президентской республике.

Народовластие составляет фундамент политического и государственного устройства Республики Беларусь. В соответствии со ст. 3 Основного закона страны: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является широкое использование таких форм непосредственной демократии, как референдумы, выборы и Всебелорусские народные собрания,играющих значительную роль в становлении белорусского государства.

Референдумвыступает высшей формой волеизъявления народа, способом принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни посредством народного голосования. Именно проведение референдумов 1995 и 1996 гг.позволило Беларуси избежать крупномасштабного государственного кризиса.

Немаловажное значение принадлежит и Всебелорусским народным собраниям(1996, 2001, 2006, 2011) — представительным народным форумам, традиции проведения которых берут свое начало в Полоцком княжестве. Это особая форма участия граждан в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни, а следовательно, и в выражении своих потребностей, интересов и устремлений, которая специально оговорена в статье 37 Конституции страны, а порядок проведения собраний граждан определяется Законом «О республиканских и местных собраниях».

Еще одна форма участия белорусов в осуществлении государственной власти — выборы.Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов. В Республике Беларусь действует Избирательный кодекс (2000; с изменениями, внесенными Законами от 4.01.2003, 6.10.2006, 4.01.2010),содержащий правовую базу проведения выборов.

В правовом государстве власть в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами, обеспечение равенства всех перед законом и судом.

Основные признаки правового государства:

· незыблемость прав и свобод человека и гражданина;

· взаимная ответственность личности и государства;

· развитое гражданское общество.

Идея правового государства в Беларуси впервые была провозглашена в Декларации «О государственном суверенитете БССР» (1990 г.), получив свое дальнейшее закрепление в Основном законе страны. Так, в преамбуле указывается на желание обеспечить незыблемые устои правового государства, а в ст. 1 записано, что Республика Беларусь — правовое государство. Однако в последнем случае, по мнению белорусского профессора Г.А.Василевича,мы «имеем дело не с констатацией факта (построением правового государства, завершением этой работы), а процессом становления его, переходом от одного этапа к другому». Ведь мало только провозгласить то или иное государство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, т. е. внедрить в практику определенные принципы.

Основным принципом правового государства является верховенство закона.Государство, все его органы и должностные лица должны действовать в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. В республике также установлена доступность законодательства, поскольку нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Еще один важнейший признак правового государства — принцип разделения властей.В Республике Беларусь государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6). Каждая власть в пределах своих полномочий независима и самостоятельна. Однако власти, будучи разделенными, дополняют друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов. Создается механизм, при котором каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Специфика реализации принципа разделения властей в Беларуси заключается в том, что привычная триада властей дополнена еще одной — президентской, которая в соответствии с Конституцией «заботится о бесконфликтном и согласованном функционировании других ветвей власти, выступает арбитром между различными политическими силами».

К сожалению, в Беларуси пока не сложилась развитая партийная система. Политические партии в своем подавляющем большинстве фактически являются политическими клубами, не имеющими должной организационной структуры и социальной базы. Поэтому важное место в структуре белорусского общества занимаютСоветы депутатов, профсоюзы и ОО «БРСМ»,призванные обеспечить связь народа с институтами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственного управления. В последние годы все более заметной политической силой становится общественное объединение «Белая Русь», которое постепенно реформируется в политическую партию.

Стремительно возрастает роль в обществе и союзов предпринимателей. По мнению председателя президиума Союза юридических лиц «Республиканской конфедерации предпринимательства» В. Н. Корягина, во взаимоотношениях «между бизнесом и властью произошел позитивный сдвиг». Все это положительно сказалось на подготовке Национальной платформы бизнеса Беларуси (НПББ—2010) и других программных документов, создающих возможности для партнерства с органами власти и развития предпринимательства в нашей стране. Примером успешного взаимодействия государственных структур и бизнеса является деятельность Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, а также ряда региональных организаций предпринимателей.

Республика Беларусь является государством, активно осуществляющим государственную политику. Социальные слои и группы населения обладают равными политическими и гражданскими правами, а также большими возможностями доступа к социальным, образовательным и культурным ценностям (некоторыми преимуществами пользуются ветераны, инвалиды и др.).

Государство стремится улучшать качество жизни людей путем создания государственных гарантий социальных прав граждан, надежной системы социального обеспечения и социальной защиты населения. С этой целью выстроена система социальных стандартов, включающая в себя десятки нормативов,которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в области образования и культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового и социального обслуживания (особенно активно в последние годы проводилась работа в агрогородках и других населенных пунктах в сельских районах).

В тоже время в нашем обществе важно преодолеть уравниловку. Равное распределение ресурсов независимо от трудового вклада и квалификации людей в современных условиях неизбежно оборачивается препятствием для роста производительности труда, ведет не к накоплению общественного богатства и, следовательно, не к росту благосостояния масс, а к его оскудению. Поэтому в стране провозглашается принцип равенства стартовых возможностей для всех граждан, чтобы каждый человек имел реальный шанс для развития своих способностей и рационального их применения. Равноправие не исключает проявления государством особой заботы о лицах, которые (в силу определенных, независящих от них обстоятельств) не в состоянии наравне конкурировать сдругими (как уже отмечалось, это в первую очередь отношения к инвалидам, пенсионерам, сиротам и др.).

Основополагающее значение в социальной сфере отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию здорового образа жизни, обеспечению доступности и высокого качества образования, основная цель которого — формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности. Другие направления социальной политики — жилищная сфера, транспортное, коммунальное и бытовое обслуживание, услуги связи, физическая культура и спорт — также динамично развиваются. Однако при этом учитываются возможности государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Наряду с внешними, существуют и внутренние источники угроз национальной безопасности Республики Беларусь (см. §8 УМК), осложняющие государственное строительство, нарушающие конституционные права и свободы человека, принципы верховенства закона. В этой связи среди важнейших задач, которые будет решать государство, — развитие гражданского общества, реформа политической системы, дебюрократизация госуправления и др.

Идеология белорусского общества имеет инновационную направленность, основанную на правовом, демократическом, социальном характере нашего государства, закрепленном в статье 1 Конституции Республики Беларусь.

Она предполагает дальнейшее развитие правового государства и гражданского общества. Однако устойчивое инновационное развитие белорусского государства и общества возможно при условии эффективного функционирования всех структурных элементов, политических и общественных институтов. Это прежде всего, правовые условия становления эффективного государства. Мировоззренческой основой идеологии инновационного, эффективного государства должны быть интересы, потребности, идеалы и ценности всех социальных групп и общества в целом.

Одним из базовых конституционно-правовых положений национально-государственной идеологии является идея унитарности территориально-государственного устройства Республики Беларусь.

Унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства, при которой территория страны разделяется на административно -территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. д.). В нем действует единая для всего государства конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного государства характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.

Форма территориально-государственного устройства Краткая характеристика Примеры
Унитарное государство Единое, цельное государственное образование Действует одна конституция и одно гражданство Функционирует единая система Законодательства Состоит из административно- территориальных единиц Беларусь Дания Италия Польша Финляндия Франция Швеция Япония

Рис. Характеристика унитарного территориально-государственного устройства

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Человек, его права, свободы — высшая ценность и цель общества и государства (ст. 2 Конституции Республики Разделение и взаимодействие властей (ст. 6 Конституции Республики Беларусь) Единственный источник власти и носитель суверенитета - народ (ст. 3 Конституции Республики Беларусь)
Признание и равная защита всех существующих форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь) Местное самоуправление (ст. 11 7- 124 Конституции Республики Беларусь) Идеологическое и политическое многообразие (ст. 4 Конституции Республики Беларусь)
Верховенство права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь) Приоритет общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции Республики Беларусь) Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Республики Беларусь)

Рис. Основы конституционного строя Республики Беларусь

Понятие «эффективное государство» введено в научный оборот и в выступления политических лидеров в XX столетии. Развернутая характеристика данного феномена была дана в Отчете ООН о мировом развитии «Государство в меняющемся мире», который был опубликован в 1997 году. Для формирования такого государства была определена двухступенчатая стратегия, суть которой заключается в следующем: во-первых, необходимо соизмерить действия государства с его потенциалом; во-вторых, следует искать пути укрепления государства за счет придания динамизма общественным институтам. Причем данная стратегия предусматривает выполнение двух важнейших взаимосвязанных условий: с одной стороны, государственные институты управления должны более широко поддерживать развитие гражданского общества как средства социальной активности граждан, с другой, сами институты должны действовать в соответствии с установленными законами, правилами, функционировать надежно и предсказуемо. Эти подходы вполне могут быть приняты как методологические основания для формирования и развития эффективного государства. Его создание предполагает, что в обществе должны эффективно действовать все государственные и общественные институты, субъекты хозяйствования, в рамках реальной правовой базы, отвечающей мировым стандартам и общенациональным интересам государства. Следовательно, для формирования эффективного государства необходимо выделить основополагающие принципы, выяснить его правовое содержание и смысл. Необходимо отметить, что формирование эффективного белорусского государства - непростая, но выполнимая задача. В Конституции, других важнейших законодательных актах страны заложены принципы правового государства и гражданского общества. Это создает правовые предпосылки для решения задач формирования эффективного государства. С нашей точки зрения, правовое содержание и основной смысл эффективного государствавыражается в следующем:

- верховенство права, во всех сферах общественной жизни; наличие действующего законодательства, соответствующего Конституции Республики Беларусь и принципам международного права, отражающего и регулирующего весь спектр общественных отношений: политических, экономических, трудовых, социальных, культурных, национальных и других; формирование высокого уровня правосознания и культуры граждан, социальных групп и общества;

- наличие эффективно действующих государственных и общественных институтов, исполняющих свои функции в соответствии с Конституцией страны; реализация принципа разделения властей и их взаимодействия в политической системе общества; осуществление в ' обществе демократических принципов и процедур; развитие общественного самоуправления;

- наличие и реализация в обществе прав и свобод граждан в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека; взаимная ответственность государства и граждан за соблюдение законов; обеспечение равенства всех субъектов перед законом.

Эти правовые критерии эффективного государства имеют вполне определенную направленность — обеспечение реальных условий для свободного всестороннего гармоничного развития личности.

"Сейчас очень важно найти и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму, вторжение государства в автономную сферу индивидуума, исключить "избыточность" правового регулирования, внедрить в законотворческую и правоприменительную практику в качестве императива действие принципов, стандартов правового демократического государства»[122]

Право представляет собой систему обязательных для всех граждан правил поведения, которые санкционируются государством и выражают индивидуальные, групповые и общие интересы населения страны, выступают регулятором общественных отношений.

Рис. Правовое содержание эффективного государства

Можно выделить следующие основные функции правовой системы: нормативная, регулятивная, идеологическая и воспитательная. Каждая из этих функций, имея свои специфические особенности, органически взаимосвязаны между собой (рис. 3). Их искусственное разделение невозможно, поскольку правовую систему можно рассматривать как совокупность:

1) Юридических норм, принципов и институтов;

2) Правовых учреждений;

3) Правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу.

Рис. 3. Функции права

Таким образом, национальная правовая система включает в себя следующие структурные элементы:

1. Нормативный 2.Организационный 3. Идеологический.

Государственная идеология, как и право в этой связи может рассматриваться с учетом: интересов и возможностей государства (общенациональных интересов) и интересов и потребностей граждан, различных социальных групп, общества в целом. В данном случае, интересы государства и общества могут и должны совпадать; право по своей сути должно отвечать нравственным принципам взаимоотношений людей в гражданском обществе. Почему? В данном контексте уместно обратиться к А. Шопенгауэру, одному из первых философов, обосновавшим положение о том, что право это часть нравственности. Право -внешний закон, внешний порядок, который должен господствовать в человеческом обществе. Требование сострадания, сочувствия есть внутренний закон, который должен господствовать в человеческом сердце. Как внешний закон права, так и внутренний закон сострадания или сочувствия к ближнему суть частные проявления одного и того же нравственного начала. 2 Нормы морали служат источником как права, так и правомерного поведения. Примером этого являются библейские заповеди «не убий», «не укради», которые нашли свое юридическое закрепление в нормах уголовного, гражданского права. Главным же критерием этой оценки выступают реальные поступки людей, действия институтов власти и управления.

Особенность поведения отдельных слоев и групп населения может проявиться в несовпадении с интересами и поведением большинства, а правовая норма выступает как способ принуждения этих граждан от имени всего общества и государства. Данное положение четко перекликается с 3 статьей в Конституции Республики Беларусь, где указано, что единственным источником власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь.

Таким образом, право, с одной стороны, является совокупностью норм, определяющих пределы свободы граждан, с другой стороны, оно ограничивает внешнюю свободу граждан, социальных групп, институтов управления и общественных формирований, действия которых могут противоречить интересам общества и государства.

Важным условием идеологии формирования эффективного государства является государственный суверенитет. Он означает независимость во внешних и главенство во внутренних делах. Его свойства представлены в схеме (рис. 4).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: