Принципы правового государства в рб

Обновлено: 18.04.2024

принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1. Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5 . Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют реализации и защите прав, свобод и интересов человека и гражданина.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией.

Государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Административно-территориальное устройство государства определяется законом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Приобретение и прекращение гражданства осуществляются в соответствии с законом.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

«Правовая политика и ее принципы» (выступление судьи Конституционного Суда Тиковенко А.Г. на международной научно-практической конференции «Правовая политика Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития» 6 декабря 2013 г., г. Минск).

В последние годы в юридической литературе активно исследуются вопросы правовой политики. Вместе с тем сам термин «правовая политика» используется в нормативных правовых актах очень редко.

Правовая политика как особая форма государственной политики и средство закрепления и осуществления политического курса, направлений деятельности государственной власти воплощается в Конституции, законодательных и других нормативно-правовых актах. Достаточно напомнить программный Закон «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», который закрепляет ее принципы и выделяет в качестве одной из основных сфер внутренней политики юстицию, содержащую широкий круг основных правовых направлений. Важное значение для формирования и реализации правовой политики имеет Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, положениями которой рекомендовано руководствоваться государственным органам и организациям.

Конституция Беларуси, ее ценности и принципы выступают основой правовой политики. Провозглашение Республики Беларусь в качестве правового государства в статье 1 Конституции обусловливает формирование и осуществление правовой политики на основе права, его принципов и с помощью правовых методов.

Правовая политика в Республике Беларусь формируется, реализуется Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики, Правительством, Конституционным Судом, другими судами, правоохранительными органами, органами местного управления и самоуправления, депутатами, гражданами, обладающими правом законодательной инициативы, государственными учреждениями и организациями, общественными объединениями и др. В частности, одной из непосредственных задач постоянно действующего Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь является подготовка предложений по формированию, осуществлению и развитию государственной политики в области права, в сфере судоустройства и судопроизводства, анализ хода ее реализации, а также правоприменительной практики.

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, осуществляя свои функции, в частности разрабатывая ежегодные планы подготовки законопроектов, концепции проектов законов, проекты законов, правовых актов Президента Республики Беларусь, непосредственно участвует в формировании правовой политики.

Конституционный Суд в процессе осуществления контроля за конституционностью нормативных правовых актов участвует в формировании и осуществлении правовой политики путем принятия решений на основе норм Конституции, ее ценностей и принципов. Так, в ежегодных посланиях Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь содержатся конституционные ценности, правовые позиции и принципы, рекомендации, оценки юридической практики, выступающие в качестве основы, ориентира, установки для законотворческой и правоприменительной деятельности, формирующие конституционное мышление, конституционные стандарты взаимоотношений личности, общества и государства, основополагающие взгляды на сущность, социальное назначение, юридическую природу Конституции, ее место и роль в политической, государственной и правовой системах, что позволяет говорить об их важном вкладе в создание, формализацию конституционной доктрины Беларуси. В частности, в посланиях о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2009–2012 годах Конституционный Суд определил конституционные ценности, лежащие в основе принимаемых им решений, призванные оказывать организующее воздействие на соответствующие сферы общественных отношений, ориентировать государственные органы, должностных лиц, граждан и общество в целом. К ним относятся следующие: демократическое социальное правовое государство, права и свободы человека, демократия, верховенство права, справедливость и равенство, парламентаризм и конституционная экономика. Такие принципы, как верховенство права, приоритет общепризнанных принципов международного права, прямое действие конституционных норм, соблюдение иерархии нормативных актов, доступность правосудия, в том числе и конституционного правосудия, недопустимость придания обратной силы нормативным актам, ухудшающим положение участников правоотношений, социальная справедливость, равноправие, гуманизм, взаимная ответственность государства и личности, презумпция правомерности поведения гражданина Конституционный Суд определил в Послании о состоянии конституционной законности в республике в 2000 году. Они являются общеобязательными, носят универсальный характер, выступают в качестве основополагающих начал, ориентиров нормотворческого процесса, руководящих идей для правоприменительной деятельности.

В силу того, что правовая политика является особой, важнейшей формой выражения государственной политики, указанные принципы права, а также такие, как легитимность, научная обоснованность, социально-экономическая обусловленность, гласность, следует рассматривать в качестве основных при ее формировании. В условиях совершенствования правового государства роль правовой политики значительно возрастает, что обусловливает необходимость не только ее признания в Законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» в качестве одной из основных сфер внутренней политики государства, но и закрепления основных правовых принципов формирования и осуществления данной политики.

Среди принципов правовой политики особое значение имеет конституционный принцип верховенства права, необходимыми элементами которого, по мнению Конституционного Суда, являются: законность, правовая определенность, запрещение произвола, доступ к правосудию в независимых и беспристрастных судах, соблюдение прав человека и равенство всех перед законом.

Рассмотрим подробнее правовую определенность, которая непосредственно вытекает из принципа верховенства права, является частью его нормативного содержания, выступает в качестве общеправового принципа. Он имеет давнюю историческую традицию. В частности, уже во второй половине IV в. н.э. римское общество осознало необходимость преодоления крайней неопределенности правовых норм, что явилось главной причиной систематизации права, проводимой императорами Феодосием II, Юстинианом I и Львом VI.

В Послании о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2008 году Конституционный Суд отметил, что законотворческая деятельность должна основываться на принципе правовой определенности, который предполагает ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность правовых норм. Соблюдение данного принципа упреждает неоднозначное понимание и, следовательно, неправомерное применение юридических норм, влекущее нарушение прав и законных интересов граждан. Посредством обеспечения принципа правовой определенности в нормотворчестве создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, обеспечения прав и свобод человека, равных возможностей для занятия экономической деятельностью, неприкосновенности собственности. В правовом государстве принцип правовой определенности приобретает универсальный характер, особую значимость в сфере применения уголовного, административного, дисциплинарного законодательства, при регулировании налоговых отношений, выступает важным условием развития экономической деятельности.

Ныне состояние и соблюдение принципа правовой определенности в законодательстве вызывает озабоченность, является актуальным в европейских странах, о чем, кстати говоря, свидетельствуют труды ученых и практика Европейского Суда по правам человека, других конституционных судов (например, Испании, Португалии, России), определяющая его в качестве критерия конституционности нормативных правовых актов.

Президент Республики Беларусь как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина в Директиве № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», изданной 27 декабря 2006 г., установил, что в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься государственными органами, их должностными лицами исходя из максимального учета интересов граждан (подпункт 1.2 пункта 1). Ряд положений Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» выступает в качестве основы данного принципа (например, статьи 10 и 71). Соблюдение принципа правовой определенности очень важно при установлении юридической ответственности, регулировании общественных отношений в сфере труда, в области прав и свобод граждан.

Представляется, что на современном этапе принцип правовой определенности должен включать не только формальный (нормативно-содержательный) аспект, направленный на четкость, ясность, точность, логичность правовых норм, но и временной (темпоральный), предполагающий долгосрочную, предсказуемую перспективу действия правового акта, его разумную стабильность, что способствует формированию доверия к государству и его органам. Вместе с тем статья 38 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» устанавливает минимальный срок стабильности правового акта – 1 год, при этом допуская его изменение в исключительных случаях на основании требований нормативного правового акта большей юридической силы, если иное не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь. Как известно, на практике нестабильность нормативных правовых актов стала приметой нашего времени. Конституционный Суд в своих ежегодных посланиях о состоянии конституционной законности в республике отмечает нестабильность законодательства в качестве одной из его отрицательных черт. Не вдаваясь в анализ стабильности норм отдельных отраслей законодательства и ее повышения законодательным путем, целесообразно отметить следующее. Законодательное установление минимального времени действия нормативного правового акта – один год не является оптимальным. Известно, что, например, конституционное право отличается стабильностью, к тому же нерушимость, незыблемость определенных конституционных положений и норм выступает в качестве принципа в конституционном строительстве зарубежных стран.

Важно в статье 38 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» повысить минимальный срок стабильности нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственные отношения, и четко определить исчерпывающий перечень исключительных случаев его изменения, что будет способствовать развитию хозяйственной деятельности.

Принцип правовой определенности также предполагает минимальное количество отсылочных норм в нормативных правовых актах. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренная Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205, выделяет в числе отрицательных тенденций законодательства большое количество отсылочных норм (пункт 9). К сожалению, на практике в отдельных законах их число равняется или превышает количество статей закона.

220016, г.Минск, ул. Красноармейская, 4. Тел.: +375 17 327 52 09. E-mail:ksrb@kc.gov.by
© 2009-2019 Конституционный Суд Республики Беларусь

Реализация концепции верховенства права в Республике Беларусь (выступление на 4-м Конгрессе Всемирной конференции по конституционному правосудию, 11-14 сентября 2017 г., г. Вильнюс (Литовская Республика)

1. В белорусской конституционно-правовой доктрине верховенство права рассматривается как базовый принцип современной цивилизации и международного правопорядка; универсальная гуманистическая ценность, аккумулирующая правовые идеалы и достижения человечества.

В Республике Беларусь принцип верховенства права закреплен на конституционном уровне и всеми субъектами конституционных правоотношений воспринимается как связанность государства правом, основными правами и свободами человека и гражданина.

Верховенство права, являясь принципом конституционного строя Республики Беларусь, обязывает государство, все его органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Таким образом проявляется системная взаимосвязь конституционных положений и субъектов конституционных отношений на основе верховенства права и верховенства Конституции.

2. В правотворческой и правоприменительной деятельности концепция верховенства права обогащается с учетом международных подходов к пониманию сущности верховенства права и его практического проявления, в том числе с использованием документов и практических рекомендаций, разработанных под эгидой Организации Объединенных Наций и Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии).

Конституционный Суд Республики Беларусь своей деятельностью утверждает верховенство права, обогащая современные доктринальные подходы к его пониманию и применению. Обосновывая свои решения, раскрывает формальные и содержательные аспекты верховенства права: равенство и ответственность перед законом, процессуальную и правовую транспарентность, недопущение произвола и другие элементы, указывая при этом на необходимость неукоснительного соблюдения принципа верховенства права в нормотворчестве и правоприменении в целях реализации и защиты конституционных ценностей.

Мы воспринимаем верховенство права в европейском измерении, учитывая, что в континентальной правовой системе верховенство права означает в первую очередь верховенство закона. И в Контрольном списке вопросов для оценки соблюдения верховенства права, разработанном Венецианской комиссией, законность указана как главный критерий при оценивании уровня верховенства права в странах Европы.

В правовом государстве законы выступают эффективной конституционно-правовой формой выражения, организации и защиты прав и свобод человека. Реализуя полномочия по обязательному предварительному контролю законов, Конституционный Суд, исходя из верховенства Конституции и конституционного принципа верховенства права, указывает в своих решениях на необходимость обеспечивать в национальной правовой системе принятие и действие законов, которые являются по сути правовыми, то есть определяющими баланс свободы, власти, конституционных ценностей на началах равенства и справедливости.

3. Неотъемлемой частью верховенства права выступает правовая обеспеченность. Поэтому при вынесении решений, оценивая конституционность законов, Конституционный Суд исходит из принципа правовой обеспеченности, который предполагает, что законодательные акты должны быть направлены на достижение и обеспечение конституционно значимых целей и интересов; в полном объеме, с правовой определенностью регулировать важнейшие общественные отношения; содержать надлежащие механизмы реализации конституционных прав и свобод граждан, укрепления конституционного правопорядка.

В современных условиях разновекторного правового регулирования, нарастания его многослойности, сложного взаимодействия международного, наднационального и национального права, правил региональных организаций и транснациональных корпораций усилия национального законодателя должны быть направлены на своевременное опосредование правом процессов социального развития. Важно выработать механизмы и процедуры, обеспечивающее ясное соотношение различных правовых порядков и национального законодательства, а также находить баланс между односторонним и частичным саморегулированием и чрезмерной заурегулированностью отношений, и не допускать, чтобы отношения развивались вне необходимого и качественного правового регулирования – во избежание хаоса, социальных конфликтов и потрясений.

4. В настоящее время при нестабильности международных отношений, угрозах национальной безопасности, усилении проявлений терроризма, экстремизма, эскалации военных конфликтов, в условиях снижения защищенности человека государства вынуждены обращаться и к силовым методам преодоления проблем, применению чрезвычайных мер. Но при этом необходимо учитывать, что только соблюдение верховенства права позволяет достигать надлежащего конституционного баланса интересов национальной безопасности и прав человека, устанавливать конституционно допустимую соразмерность при ограничении прав.

Конституционный Суд в решениях при проверке конституционности принятых в последние годы законов в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности обосновывал свои правовые позиции, учитывая, что принцип верховенства права включает и правовую безопасность личности, которая выражается в состоянии правовой защищенности гражданина при наличии правовых гарантий реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод.

Безусловно, что только посредством последовательного претворения в жизнь всех элементов верховенства права в государстве гарантируются развитие демократии, обеспечение прав и свобод человека, становление реального конституционализма.

Республика Беларусь, по оценке независимых международных организаций, устойчиво занимает достойное место в глобальном рейтинге стран мира по индексу верховенства права, включающего такие контрольные показатели, как ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское и уголовное правосудие, опережая по данному индексу все страны, входящие в Содружество Независимых Государств. Это свидетельствует, что верховенство права является той правовой конструкцией, которая позволяет задействовать все правовые механизмы для объединения усилий государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по развитию Республики Беларусь как демократического правового государства.

220016, г.Минск, ул. Красноармейская, 4. Тел.: +375 17 327 52 09. E-mail:ksrb@kc.gov.by
© 2009-2019 Конституционный Суд Республики Беларусь

Основы государственного устройства Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Беларусь - президентская республика.

Глава государства - Президент Республики Беларусь.

Взаимодействие властей

Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.

Взаимодействуя с законодательной властью, Президент имеет право законодательной инициативы, уполномочен на подписание или отклонение законов. На основе и в соответствии с Конституцией Президент имеет право издавать законодательные акты – указы. Указы Президента обязательны на всей территории Беларуси и не должны противоречить законам.

Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С предварительного согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.

Наделение Главы государства соответствующими полномочиями одновременно означает и возложение на него обязанности, которая не может быть возложена ни на один другой орган, - выступать гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Становление теории и практики правового государства имеет долгую и трудную историю. Сам термин «правовое государство» сформировался и утвердился довольно поздно – в немецкой юридической литературе в начале XIX в. (работы Велькера К.Т., Р. фон Моля). Он получил широкое распространение и в России XIX в. (сторонники теории правового государства Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский и др.) В англоязычной литературе данный термин не используется; его эквивалентом в известной мере является термин «правление права» (rule of law).

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму.

Теоретические концепции правовой государственности были разработаны в трудах Д. Локка, Ш. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Г. Гегеля, и опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах сознательно проводил в VI в. до н.э. Солон, один из семи греческих мудрецов.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) в своем проекте идеального государства говорит о разделении труда между тремя сословиями (философами, стражами и ремесленниками). Теория же разделения властей нового времени подразумевает в качестве одного из необходимых своих моментов развития представление о разделении труда в области государственной жизни. Однако идеи разделения властей у Платона нет, более того, с точки зрения теории разделения властей в Платоновской конструкции разделения труда отрицается факт разделения властей. Это вытекает из того, что именно первое сословие (философы) обладают всей совокупностью государственных, властных полномочий.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) отмечал, что во всяком государственном строе имеется «три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства; второй – магистратуры; третий – судебные органы». Эти элементы, по Аристотелю, составляют основу каждого государства. При всей значимости этой мысли Аристотеля он еще не говорит о концепции разделения властей в духе теории правового государства, для которой важно показать, что различие отдельных форм государственного строя обусловлено не только различной организацией каждого из названных элементов, но и характером отношений между этими элементами, способом разграничения их полномочий, мерой их участия в реализации всей совокупности властных полномочий государства в целом.

Для теории разделения властей более значимы те положения античных мыслителей, где речь идет о различении «правильных» (господство правового закона) и «неправильных» (произвольных) форм правления и о смешанной форме правления, преимущество которой сводится к сочетанию достоинств простых «правильных» форм правления. Так, по Аристотелю, правильные формы: монархия, аристократия и полития; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия. В правильных формах правители руководят во имя общего благосостояния, при неправильных – только своего личного блага. У Полибия (210-128 г. до н.э.) правильные и неправильные формы правления сменяются по закону природы: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Он отмечает неустойчивость отдельной простой формы правления, т.к. она воплощает одно начало, которое неизбежно вырождается в свою противоположность. Поэтому совершенной формой правления следует признать смешанную, содержащую в себе элементы трех правильных простых форм: царской власти, аристократии и демократии, в которой обеспечивается устойчивость государства, предотвращается переход к извращенным формам правления.

Учение о разделении властей Дж. Локк (1632-1704 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) сыграло существенную роль в становлении концепций правового государства. При этом исторически концепции разделения властей были развиты применительно к задачам конституционно-правового преобразования феодальной монархии в конституционную. Ш. Монтескье различает в каждом государстве три рода власти: законодательную, исполнительную, судебную. Для предотвращения злоупотреблений необходим механизм, который позволит властям взаимно сдерживать друг друга.

Важной вехой в развитии идей правовой государственности стала их разработка в трудах Канта (1724-1804 гг.) и Гегеля (1770-1831 гг.). По Канту, благо государства состоит в высшей степени согласованности государственного устройства с правовыми принципами, что представляет собой правовую организацию государства с разделением властей (законодательной, исполнительной и судебной). В соответствии с наличием или отсутствием принципа разделения властей он разграничивает две формы правления: республику (это и есть по существу правовое государство) и деспотию. Государство по Гегелю, это то же право, т.е. наиболее развитое и содержательно богатое право, вся система права, включающая в себя признание всех остальных прав личности, семьи, общества. Государство (правовое государство) – наиболее развитая действительность свободы.

Позитивистские концепции правового государства заключаются в том, что государство ограничивается правом, созданным им самим. Поэтому любое государство есть правовое государство. В таких концепциях, по существу, речь идет не о правовом государстве, а о «государстве законов» или государстве законности.

История развития философско-правовой мысли свидетельствует, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), но и надлежащая правовая организация самой системы государственной власти, учреждение различных государственных органов, четкое определение их компетенции, места в системе, характера соотношения между собой, способов формирования и т.д. (организационный, властно-институциональный аспект). Оба эти аспекта взаимосвязаны. Без надлежащей организации государственной власти не может быть ни господства права, ни правовых законов, ни их верховенства. С другой стороны, без соответствия праву соблюдения требований правового закона невозможна сама организация системы власти правового государства.

Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство предполагает взаимообусловливающее и взаимодополняющее единство господства права и правовой формы организации политической власти, в условиях которого признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

К числу основных отличительных признаков правового государства относятся:

1) признание человека высшей ценностью государства, защита прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство правового закона;

3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Другие признаки правового государства, выделяемые в юридической литературе, можно свести к одному из трех перечисленных выше признаков.

Реализация принципов правового государства в Конституции Республики Беларусь:

1. Принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений. Это относится в первую очередь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рассмотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства закреплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».

2. Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, который означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и не нарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы.

3. Принцип разделения властей, согласно которому различные органы государственной власти должны четко специализироваться в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей государственную власть в целях исключения злоупотребления ею следует разделять на три относительно независимые и контролирующие друг друга ветви – законодательную (парламент), исполнительную (правительство и подчиненные ему органы управления) и судебную (органы правосудия и надзора). Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.

4. Принцип верховенства права, который означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми. К таковым принято относить перечисленные выше принципы правового государства. Принятый в соответствии с ними Основной Закон государства – в противном случае он сам будет неправовым – становится той основой или, образно говоря, той матрицей, неукоснительное следование которой обеспечивает правовой характер и всех других законодательных актов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: