Принципы правового государства план

Обновлено: 22.04.2024

Ответ на вопрос «Что такое правовое государство?» дает также статья 2 конституции РФ. Посмотрите на учебник на стр. 29. Какова же основная обязанность государства по конституции? Итак:

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина .

Идея правового государства возникла еще в древности и прошла долгий путь становления.

Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Учение о правовом государстве получило развитие в трудах ученых Нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для уст­ройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию раз­деления властей. Он выделяет законодательную, испол­нительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рас­сматривал государство как объединение множества лю­дей, подчиненных правовым законам. И.Кант разработал философскую основу теории правово­го государства, центральное место в которой занимает лич­ность, человек, его свобода. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос­тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече­ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством.

Правовое государство представляет собой державное соедине­ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за­конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие. Гегель рассматривал государство и право как одно­значные понятия.

Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы».

Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

Г.Гроций полагал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при­рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права.

Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес­кого государства , которое, будучи связано законом, обеспе­чивает действительные права и свободы человека.

Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

2.Признаки правового государства.

К числу важнейших признаков правового государства наука относит, как минимум, три:

- верховенство права (правового закона),

- незыблемость прав и свобод человека,

- разделение властей.

Первый признак означает, что и человек, и все общественные организации, и само государство не должны нарушать права (правовых законов), должны неукоснительно соблюдать их. Например, если у нас был принят закон о печати, в котором закреплено право на свободу слова, то уже никто – ни отдельный гражданин, ни какая-нибудь организация, партия и даже парламент страны – не может требовать каких-либо ограничений этого права, скажем, в виде цензуры (т. е. предварительной проверки текста специальными чиновниками – цензорами).

О принципе верховенства права юристы говорят так: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон!» – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего, беспрекословного подчинения ему.

Таким образом, для правового государства очень важно качество закона. Сегодня все законы должны равняться на международные документы или, как принято говорить, на международные правовые стандарты. К ним в первую очередь относится Международная хартия прав человека, куда включена и знаменитая Всеобщая декларация прав человека, с которой вам еще предстоит познакомиться.

Второй признак (незыблемость прав и свобод человека) означает, что государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают естественные неотъемлемые права человека, свободу и равенство всех граждан. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран – в том числе и у нас – законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Чтобы государство стало правовым, важно еще и определенное устройство государственной власти.

Третий признак (разделение властей) как раз и означает такое устройство государства, когда все органы государства разделены на три вида или, как говорят юристы, три ветви властизаконодательную, исполнительную, судебную. Существует такое разделение, согласно Конституции, и в нашей стране.

Законодательная власть – парламент . Напомним, что слово «парламент» произошло от французского parler – говорить.

О чем же «говорят» в парламенте? В первую очередь парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были признаны, гарантированы и защищены права человека.

Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью.

Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Ее главная задача – проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете (т. е. о том, как распределять денежные средства государства), а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создает.

Судебная власть. Суд – это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет.

В России судебная власть состоит из трех ветвей – конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик в составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Иногда президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властейисключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

3. Принципы правового государства.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

§ господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

§ признание и гарантирование прав и свобод человека ( см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права даются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

§ взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

§ разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

§ разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

§ контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

4. Проверка усвоенного материала. Тест «Правовое государство».

5. Домашнее задание.

1) §4, читать, записи в тетради, ответить на вопросы с.36-37

2)Написать эссе на тему «Жизнь в правовом государстве». Какая она по вашему мнению, кто стоит во главе государства, что делает народ и кто вы в этом государстве. Ваша роль.


Тип 24 № 2219

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовое государство». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитываются:

- наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

- корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие правового государства

2. Признаки правового государства

а) верховенство права во всех сферах жизни общества

б) гарантии прав и свобод человека

в) реальное разделение властей

г) взаимная ответственность государства и личности

3. Предпосылки создания правового государства

а) многообразие форм собственности

б) режим демократии, суверенитет народа

в) внутренне единая и непротиворечивая система законодательства

г) гражданское общество

д) высокий уровень политической культуры личности и общества

4. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Гражданское общество и правовое государство как условия современной демократии.

2. Признаки гражданского общества:

3. Основные институты гражданского общества:

4. Признаки правового государства:

5. Направления взаимодействия гражданского общества и правового государства:

Популярные цитаты

Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых .

Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном .

Обоснуйте важность правильного выбора организационно-правовой формы при организации предпринимательской деятельности. (Обоснование может.

Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) К.

Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распростране.


Фазиль Искандер В данном высказывании автор рассуждает о сущности культуры как о внутреннем, духовном развитии и богатстве человека.

Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространё.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ.

Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных .

Автор ставит проблему проявления нравственных и моральных качеств индивидом. Автор считает, что человек должен поступать по отношению к др.

1) Понятие правового гос-ва.
2) Предпосылки создания правового гос-ва:
а) многообразие форм собственности
б) свобода предпринимательства
в) экономическая независимость индивида
г) режим демократии, суверенитет народа
д) гражданское общество
ж) высокий уровень политического правового сознания людей
3) Основные принципы правового гос-ва:
а) верховенство права во всех сферах общественной жизни
б) контроль за соблюдением законов
в) разделение властей
г) гарантированность прав и свобод человека
д) политический и идеологический плюрализм
4) Пути формирования правового гос-ва:
а) превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества
б) достижение высокого уровня правовой культуры населения
в) децентрализация управления, расширение полномочий местного самоуправления
г) активное содействие правоохранительных органов для становления правопорядка
5) Становление Российского правового гос-ва.

Ладно помогу раз просишь
1. Понятие и признаки правового государства. 2. Система разделения властей в правовом государстве. 3. Верховенство закона. 4. Права и свободы человека в системе ценностей. 5. Взаимная ответственность личности и государства. 6. Социальная и юридическая защищенность личности. 7. Практика становления правового государства в России

Адам Мада Оракул (55394) Это как!? 1.Становление идеи правового государства 2.Признаки правового государства а) роль правовых норм в обществе б) место прав и свобод человека в системе юридических норм в) взаимная ответственность государства и личности 3.Взаимосвязь правового государства и гражданского общества 4.Формы общественного контроля за деятельностью государства а) СМИ как форма контроля б) система социального партнерства в) деятельность общественных организаций

1. Понятие и признаки правового государства.
а ) Понятия:
а1 понятие первое
а2 понятие второе
и т. д.
2.Система разделения властей в правовом государстве:
а) Система 1
а1 Как создана?
а2 Зачем нужна? и т. д

адно помогу раз просишь
1. Понятие и признаки правового государства. 2. Система разделения властей в правовом государстве. 3. Верховенство закона. 4. Права и свободы человека в системе ценностей. 5. Взаимная ответственность личности и государства. 6. Социальная и юридическая защищенность личности. 7. Практика становления правового государства в России

Ладно помогу раз просишь
1. Понятие и признаки правового государства. 2. Система разделения властей в правовом государстве. 3. Верховенство закона. 4. Права и свободы человека в системе ценностей. 5. Взаимная ответственность личности и государства. 6. Социальная и юридическая защищенность личности. 7. Практика становления правового государства в России

я думаю такой ответ:
1. Понятие и признаки правового государства. 2. Система разделения властей в правовом государстве. 3. Верховенство закона. 4. Права и свободы человека в системе ценностей. 5. Взаимная ответственность личности и государства. 6. Социальная и юридическая защищенность личности. 7. Практика становления правового государства в России

) Понятие правового гос-ва.
2) Предпосылки создания правового гос-ва:
а) многообразие форм собственности
б) свобода предпринимательства
в) экономическая независимость индивида
г) режим демократии, суверенитет народа
д) гражданское общество
ж) высокий уровень политического правового сознания людей
3) Основные принципы правового гос-ва:
а) верховенство права во всех сферах общественной жизни
б) контроль за соблюдением законов
в) разделение властей
г) гарантированность прав и свобод человека
д) политический и идеологический плюрализм
4) Пути формирования правового гос-ва:
а) превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества
б) достижение высокого уровня правовой культуры населения
в) децентрализация управления, расширение полномочий местного самоуправления
г) активное содействие правоохранительных органов для становления правопорядка
5) Становление Российского правового гос-ва.


Вот план, а остальное фигня.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках.

Образовательные:

- актуализировать знания о государстве и его формах;

- познакомить учащихся с элементами теории правового государства, его сущностью;

- выяснить признаки правового государства.

Развивающие:

- продолжить обучение навыку информационно-смыслового анализа текста;

- развивать умение сопоставлять, обобщать и делать выводы;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

- формировать у обучающихся активную жизненную позицию;

- содействовать формированию в обучающихся гражданственности, чувства патриотизма;

- воспитывать позитивное отношение к правовому государству.

Методы обучения: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, демонстрационный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: комбинированный

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Оборудование: учебник «Обществознание. 9 класс» под редакцией Боголюбова, Лазебниковой, Матвеева; рабочая тетрадь «Обществознание. 9 класс» под редакцией Котовой, Лисковой; «Обществознание» электронное приложение к учебнику. 9 класс. CD ; «Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс» под редакцией Боголюбова, Жильцовой, Кинкулькина; Конституция Российской Федерации.

Ожидаемые результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- формирование мотивации к учению и познанию;

Метапредметные:

- освоение учащимися универсальных учебных действий (личностные, коммуникативные, познавательные);

- освоение учащимися деятельности по обобщению и систематизации знаний.

Эффективность использования ИКТ: Использование ИКТ в повседневной практике позволяют сделать процесс обучения ярким, эмоциональным, образным, что в свою очередь, способствует повышению качества образования, развивают педагогику сотрудничества и интерес к предмету.

Содержание этапа урока

I . организационный момент (1-2 мин)

Поздороваться, отметить отсутствующих.

II . актуализация опорных знаний

Самостоятельная работа по 1-3 параграфам по технологии «Согласен – Не согласен»


Ответы:

1. Да; 2. Нет; 3. Нет; 4. Да; 5. Нет; 6. Да.

Оценки:

6 – «5», 5-4 – «4», 3 – «3», 2 и меньше – «2».

Собрать листочки с оценками.

III . изучение нового материала

- Как вы думаете, что выше: право или власть? Почему?

- Как называется государство, где соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина? Как можно назвать нашу тему?

- Какие задачи стоят перед нами?

План изучения нового материала:

1. Сущность правового государства;

2. Развитие идеи правового государства;

3. Основные признаки (принципы) правового государства.

1.Рассмотреть Статьи 1 и 2 Конституции РФ.

- В чем заключается высшая ценность государства?

- В чем заключается обязанность государства?

Записать краткое определение «Правовое государство» - государство, в котором обеспечены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву.



Физкультминутка для глаз

Мы с вами познакомились с идеями великих философов о сущности правового государства.

Теперь мы можем выделить принципы правового государства:

- принцип незыблемости прав и свобод человека;

- разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).


- Что означает каждый из этих принципов?

Давайте подробнее рассмотрим принцип разделения властей.

- Какие ветви власти выделяют? Какими органами представлена каждая ветвь?

- Для чего необходимо разделение властей?


IV . закрепление нового материала

задание 3 «В классе и дома». Включить диск «Практические работы» - выбрать признаки правового государства. (2,3,6)

V . информирова-ние о д/з

Параграф 4 прочитать. Составить синквейн «Правовое государство»

Самооценивание обучающихся. Понравился ли вам урок? Чем именно? Что не понравилось? Что нового узнали?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: