Принципы правового государства курсовая работа

Обновлено: 19.04.2024

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Теория и практика правового государства

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие и признаки правового государства.
  • 1.2. Формирование концепции правового государства.
  • 1.3. Принципы и условия формирования правового государства.
  • 2.1. Основные подходы к формированию правового государства в РФ.
  • 2.2. Основные положения Конституции РФ.

Список используемой литературы.

Введение

Вопрос формирования правового государства в настоящее время становится всё более актуальным. Для создания правового государства необходимо возникновение ряда определённых предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, религиозных, культурных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования.

Для российского общества не свойственно обеспечивать для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Люди считают, что именно государство должно заботиться о благосостоянии своего народа, и это должно быть именно так.

Сегодня, когда Россия решает задачу формирования государственно – организованного общества на правовых началах, требующую фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране политических реформ, несомненно данная работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую стоит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействий, равенства всех перед законом, обеспечение правовой защищённости, а также усиления взаимной ответственности.

Таким образом, если мы хотим жить, в процветающем государстве, то должны знать свои права и позаботиться о своей юридической грамотности уже сейчас и вносить свои коррективы в законодательство.

Актуальность, теоретическая значимость и разработанность и реализованность на практике данной проблемы определили тему исследования: «Теория и практика правового государства».

Объектом исследования является правовое государство.

Предмет исследования: закономерности, признаки, условия и принципы формирования правового государства, концептуальное обоснование этого процесса и его реализация в условиях российской действительности.

Цель исследования: изучить теорию и практику правового государства.

  • - рассмотреть понятия формирования правового государства, а именно выявить понятие правового государства, существующие в политологии, раскрыть основные признаки, а также выявить признаки развития правового государства;
  • - проанализировать формирование концепции правового государства, основателей концепции, выдающихся мыслителей того времени;
  • - сформулировать принципы и выявить условия формирования правового государства;
  • - рассмотреть основные подходы к проблеме формирования правового государства, а именно затронуть семь основных подходов, необходимых для формирования правового государства;
  • - ознакомиться с основными положениями Конституции РФ.

Степень разработанности данной темы (аннотация работ, статей, монографии). При написании данной работы нами были изучены научные статьи и учебная литература. Несомненно, учебная литература подробно и системно рассматривает тему правового государства. Выявляются определения правового государства, его признаки, принципы, концепцию и условия формирования правового государства, выявили основные подходы и положения Конституции Российской Федерации. Наибольший интерес вызывает пособие Ф. Г. Шухова «Правовое государство: эволюция взглядов и современность», но наиболее точно представляют научные исследования проблемы правового государства, в частности была использована статья И. В. Андронова «Проблемы формирования правового государства в современной России, как важнейшего фактора становления гражданского общества», рассматриваются основные теоретические модели формирования правового государства российского общества. Рассматриваются теоретические концепции правового государства, авторы стремятся показать достоинства и недостатки различных подходов к проблеме.

Особый интерес представляет статья Сплавкина Н.В. Перспективы развития правового государства в РФ, которая посвящена исследованию политологию аспектов, проблем и перспектив развития правового государства в России. Проведён анализ научных представлений о правовом государстве в политической и правовой мысли. Рассмотрен вопрос взаимоотношений государства и личности, их влияние друг на друга в правовом государстве.

Повышенное внимание вызывает статья Воронцова С.Г. Вопросы теории правового государства, в которой высказаны суждения, касающиеся возможности практического применения правового государства. В частности, обосновывается, что в представлениях о правовом государстве необходимо различают три аспекта: идею – цель, теорию – путь и практику – результат.

Теоретическую основу исследования составили труды национальных, российских и зарубежных политологов.

Нормативно-правовая база исследования: Конституция РФ включает в себя основные положения, касающиеся правового государства, и в курсовой работе мы подробно рассматриваем данные положения.

Методы исследования. В процессе написания работы были использованы общенаучные и специальные методы познания. Используется анализ документов, на предмет соответствия с концепцией правового государства. Было проведено обобщение и систематизация знаний о правовом государстве, анализ (определение правового государства, его признаки, признаки, условия формирования), изучение научной литературы, обощение научных взглядов ( К.Маркс.,И.Кант и др.) Методологической основой исследования является комплексный системный подход к анализу проблем соотношения и взаимодействия норм права.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки лекционных, реферативных курсов, в рамках политологии и правовых дисциплин, а также, как начало более глубокого и детального изучения данной темы.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что содержанием политических прав и свобод гражданина является политическая активность, общественная деятельность человека. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Положение человека, его права, свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в Российской Федерации, предметом охраны и защиты иных законов — источников конституционного права. В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3 стр.
Основные принципы правового государства…………………..6 стр.
Принцип законности………………………………………………. 7 стр.
Верховенство и прямое действие конституционного закона. 9 стр.
Гарантированность прав и свобод граждан; взаимная ответственность гражданина и государства…11 стр.
Реализация принципа разделения властей…………………. 15 стр.
Создание и поддержание в обществе режима демократии, законности и
конституционности…………………………………………………..17 стр.
Построение правового государства в России…………………..19 стр.
Условия формирования правового государства………………..21 стр.
Заключение…………………………………………………………. 25 стр.
Список используемой литературы………………………………….27 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

1.3 Гарантированность прав и свобод граждан;

взаимная ответственность гражданина и государства

Права и свободы человека основываются, прежде всего, на естественном праве. В. И. Шамшурин так пишет о естественном праве: «В естественном праве закон расценивается не как исторически преходящее средство, приложенное к той или иной ситуации социально-политического господства, или произвольное и переменчивое общественное установление, «послушный служебный инструмент» государства как единого правотворящего органа. В естественном праве утверждаются главенство закона (а не правителя), его абсолютная и непреходящая самоценность, подотчётность ему всех и вся, - подзаконность. При этом закон рассматривается не только с социально-политической, но и нравственной, духовно-культурной точки зрения» 7 [34] .

Характеристики правовой государственности даются в Конституции по преимуществу с позиций и под углом зрения прав и свобод человека и гражданина, их признания, защиты и гарантий. Такой подход опирается на представление о правах и свободах человека и гражданина как самом важном и, в конечном счете, единственном настоящем критерии наличия или отсутствия права вообще, критерии правового характера действующего законодательства, правового типа организации и деятельности государственных властей и т. д.

«То, что в Конституции говорится о правах и свободах человека и гражданина, имеет всеобщее регулятивное значение и выступает одновременно как минимальный правовой стандарт и приоритетное конституционное требование к правовому качеству законов и других нормативных актов, к организации и деятельности всех ветвей государственной власти и должностных лиц. Так, согласно ст.18, права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Если данная статья в позитивной форме содержит требование правового закона, правового характера деятельности всех ветвей власти и органов местного самоуправления, то в другой статье Конституции (пункт 2, ст. 55) содержится прямой запрет антиправового закона: «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»» 8 [35] . Объём и характер прав и свобод человека раскрывают уровень демократизма гражданского общества.

Принцип всеобщей доступности прав и свобод и непреложности обязанностей означает, что никто не должен лишаться прав и свобод и уклоняться от несения обязанностей, если это право не предусмотрено законом.

И. А. Ледях подробнее объясняет ситуацию. 9 [36] Во-первых, проблемой является соразмерность использования армии и ведения военных действий средствами, приводящими к гибели гражданского населения. Кроме того, возникает проблема установления ограничений прав и свобод граждан на территории Чечни без введения там чрезвычайного положения. По всем юридическим критериям и конституционным гарантиям прав и свобод, неопубликованные нормативные акты исполнительной власти «о восстановлении конституционного порядка в Чечне» путём военной силы являются антиконституционными, поскольку противоречат многим статьям и положениям Конституции РФ: неопубликованные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (ч.3 ст.15); даже если бы в Чечне и было введено чрезвычайное положение, то согласно ч.3 ст.56 Конституции РФ не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные в целом ряде статей Конституции и гарантирующие право на жизнь, запрет пыток, насилия и бесчеловечного обращения, право на жилище, а также уголовно-процессуальные гарантии личности, закреплённые в статьях 46-54. Военные меры в целях «восстановления конституционного порядка», сопряжённые с массовыми и грубыми нарушениями прав человека, противоречат принципам правового государства, международным стандартам в области прав человека и Российской Конституции.

Закрепляя в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях. На праве основана и ответственность личности перед государством. Очевидно, что в силу экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан России в значительной мере ослабляются. При таком положении дел, когда у государства в лице его различных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, у рядовых граждан – преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина.

В настоящее время в стране произошли, если судить по действующей Конституции, некоторые изменения в трактовке принципа доступности прав и свобод, особенно в сфере социально- экономической жизни. 10 [37] Исключено из Конституции право на труд. Вместо этого в ст.37 объявлена свобода труда. Признано в качестве общественного состояния безработица и гарантируется гражданам защита от неё. Из Конституции исключено право на семичасовой рабочий день, и на частных предприятиях нередко он длится значительно более продолжительное время. В отличие от общедоступного в прошлом среднего и высшего образования ныне общедоступным является лишь дошкольное, основное и среднее профессиональное образование, обязательным, согласно Основному закону (ч.4 ст.43), является основное общее (девятилетнее) образование. Однако эти конституционные нормы весьма условно действуют: плата в детских дошкольных учреждениях несоразмерно высока, развёрнута целая система дорогостоящих лицеев, колледжей, гимназий, а также коммерческих университетов и институтов. Всё это делает недоступным для многих сколько-нибудь качественное образование.

Действует целая система коммерческих лечебных заведений. Фактически недоступным в нынешних условиях является право на жилище, хотя Конституция гарантирует осуществление этого права (ч.1 ст.40).

Согласно Конституции, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Если в государственных учреждениях и предприятиях, а также в органах местного самоуправления это не вызывает особых трудностей, заработная плата всегда известна и налоги с этих доходов взимает бухгалтерия, то иначе дело обстоит в частном секторе. Предприниматели различных уровней часто игнорируют требования государства представлять балансовый отчёт, скрывают реальные доходы и посредством различных ухищрений не выполняют свою конституционную обязанность – платить налоги. Для исполнения этой конституционной обязанности создана специальная налоговая служба. Не лучшим образом обстоит дело с другой обязанностью каждого гражданина России – нести военную службу (ст.59).

Подводя итог анализа обсуждаемого принципа, можно видеть, что он, как и другие принципы правового государства, реализуется лишь частично, носит как бы идеальный характер.

1.4 Реализация принципа разделения властей

Суть теории разделения властей в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц, и тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами людей во вред другим.

Стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, Дж. Локк разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия её отдельных частей. Приоритет остаётся за законодательной властью. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти не пассивны по отношению к ней и оказывают на неё активное воздействие. Обязательным условием нормального функционирования властей Локк рассматривал законность. Он допускал возможность применения народом силы против «несправедливой и незаконной силы». Суверенитет народа ставится выше суверенитета государства.

Идеи теории разделения властей были отражены, например, уже в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным Собранием Франции.

Современный юрист В. Г. Вишняков, считает, что без верховенства представительных органов власти в системе государственных органов невозможно обеспечить господство права. Представительные органов как выразители народного суверенитета выступают не только как законодательные, но и как учредительные органы, устанавливающие систему институтов, норм и процедур правовой государственности. Представительная власть занимает первое место, верховное положение, и это вытекает из логики правового государства. Именно законодательная власть призвана формулировать правовые масштабы и юридические нормы общественной и государственной жизни, основные направления внутренней и внешней политики.

В. А. Медведев указывает на то, что принципы правового государства, в том числе и принцип разделения властей, в нашей конституции коренным образом нарушены. И не только в том, что касается функций Совета Федерации, который состоит из представителей исполнительных органов, но наделён большими законодательными полномочиями. Но прежде всего потому, что в институте президентства оказались сосредоточенными важнейшие функции как исполнительной, так и законодательной власти 11 [39] . Теоретики спорят, соответствует ли принципу разделения властей такое сосредоточение власти в руках президента, причём в условиях, когда он не относится ни к органам законодательной, ни к органам исполнительной власти, тем более он, естественно, не относится и к органам судебной власти. Президент как бы координирует все три власти.

Таким образом, конституционная модель российского правового государства имеет ряд недостатков, в числе которых – несбалансированное разделение властей (с явной асимметрией в пользу президентской власти при весьма слабом Парламенте), отсутствие надлежащей системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях различных властей, раздвоение исполнительной власти (Президент, Правительство) в сочетании с независимостью Правительства от Парламента, отсутствие необходимой ясности в распределении полномочий между Федерацией в целом и её субъектами, отсутствие чёткой иерархии источников действующего в стране права (особо важно при этом устранение нынешней конкуренции между президентским указом и законом в пользу закона), неопределённость статуса прокуратуры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти), и т. д.

1.5 Создание и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.

В правовом государстве должны предотвращаться попытки узурпации власти, сосредоточения её в одних или нескольких руках.

Известно уже по опыту веков, писал по этому поводу Ш. Монтескье, что «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идёт в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела…необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга» 12 [40] .

Наряду с этим в правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и всесторонней защищённости; последовательно проводиться в жизнь принцип оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Правовым считается то государство, которое опирается на гражданское общество, способное реально противодействовать государству, его органам или высшим должностным лицам, если они не считаются с действующими обыкновенными законами или с Конституцией. Отсутствие реальных рычагов воздействия общества на государство для предотвращения узурпации власти со стороны его органов или высших должностных лиц сводит правовое государство на нет, делает его призрачным.

Я согласна с точкой зрения Е. А. Лукашевой на гражданское общество и государство. «Нельзя переоценивать объём и пределы саморегуляции гражданского общества. Ограниченность возможности саморегуляции гражданского общества требует упрочения государства, которое, не вторгаясь во все его сферы, должно быть стабильным, сильным, прочным инструментом выполнения властных функций. Усилия лучших умов человечества были направлены на то, чтобы сделать этот инструмент гуманным (приоритет прав человека по отношению к государству); демократичным (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы); нравственным (идеи равенства и справедливости); ограничить его всевластие (разделение властей, создание системы сдержек и противовесов). «Разгосударствление» гражданского общества не означает создания слабого государства. Когда на смену сильному тоталитарному государству приходит государство слабое – это не победа над тоталитаризмом, а путь в новый тоталитаризм, который, отбросив все цивилизационные ценности, утвердит жёсткое, антигуманное, безнравственное государство. И на первых порах оно может получить массовую социальную опору, поскольку люди не прощают государству «слабости», ведущей к незащищённости человека от произвола, преступности, нищеты. Поэтому так важно сейчас не объявлять «борьбу государству», а реализовывать те принципы правового демократического государства, которые закреплены в Конституции РФ.

Признавая приоритет прав и свобод по отношению к государственной власти, следует понимать, что без государства, без юридических механизмов и процедур эти права и свободы не могут быть реализованы. Само гражданское общество не располагает возможностями обеспечения прав человека, хотя и создаёт для этого социальные и психологические предпосылки. Государство и гражданское общество – не антиподы, а «союзники» в отношении к правам человека. Ценность государства заключается в его опоре на право. Умаляя значение государства, мы неизбежно умаляем и роль права» 13 [41] .

2. Построение правового государства в России

Без органического согласования власти, свободы, закона и общей цели правовое государство построить невозможно. Так или иначе об этом знали и помнили там, где правовое государство в той или иной степени построено, будь то Великобритания или США, Германия или Япония. В этих странах осуществлён принцип господства права и, таким образом, выстроены прочные правовые пирамиды жизни общества и государства.

Для формирования правового государства в России, я считаю, прежде всего, надо укрепить парламент. Он не должен находиться в такой зависимости от Президента, должен быть более свободен в своих решениях. Кроме того, победившая на парламентских выборах партия должна формировать правительство, как это происходит на Западе: такой порядок в Великобритании нигде не записан – это традиция; в Конституции Франции записано, что правительство формирует президент, но фактически правительство формирует большинство Национального собрания, поскольку после правления генерала де Голля они наткнулись на ту же проблему, что и мы сейчас. Владимир Рыжков так охарактеризовал ситуацию: «В странах здоровой демократии, голосуя, люди выбирают перемены. Система построена так, что воля избирателей передаётся государству, которое по своему замыслу, по своей конструкции её исполняет. Мы выбираем фрагменты заведомо расстроенного организма, который генетически не может реализовать никакую осмысленную политику». А выход Рыжков видит один: «Надо сказать людям – и это должен сделать президент, - что новое российское правительство будет сформировано думским большинством сразу после декабрьских выборов. Что победившие партии будут нести всю ответственность за это правительство. И тогда все его ошибки аукнутся партиям на следующих выборах, и дорога в парламент им будет заказана. Для этого даже не требуется изменения Конституции. Она такую практику не запрещает». Таким образом, надо сделать следующий шаг и объявить: президент не препятствует партиям-победителям в формировании правительства, но партии обязуются взять на себя всю ответственность за его деятельность. «Это будет шаг в сторону от хаоса и абсурда нынешней политической системы» 14 [48] .

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что содержанием политических прав и свобод гражданина является политическая активность, общественная деятельность человека. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Положение человека, его права, свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в Российской Федерации, предметом охраны и защиты иных законов — источников конституционного права. В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3 стр.
Основные принципы правового государства…………………..6 стр.
Принцип законности………………………………………………. 7 стр.
Верховенство и прямое действие конституционного закона. 9 стр.
Гарантированность прав и свобод граждан; взаимная ответственность гражданина и государства…11 стр.
Реализация принципа разделения властей…………………. 15 стр.
Создание и поддержание в обществе режима демократии, законности и
конституционности…………………………………………………..17 стр.
Построение правового государства в России…………………..19 стр.
Условия формирования правового государства………………..21 стр.
Заключение…………………………………………………………. 25 стр.
Список используемой литературы………………………………….27 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП.doc

  1. Основные принципы правового государства…………………..6 стр.
  2. Принцип законности……………………………………………….. .7 стр.
  3. Верховенство и прямое действие конституционного закона. 9 стр.
  4. Гарантированность прав и свобод граждан; взаимная ответственность гражданина и государства…………………………………………..1 1 стр.
  5. Реализация принципа разделения властей…………………. 15 стр.
  6. Создание и поддержание в общес тве режима демократии, законности и
  7. конституционности……………………………… …………………..17 стр.
  8. Построение правового государства в России…………………..19 стр.
  9. Условия формирования правового государства………………..21 стр.

Список используемой литературы………………………………….27 стр.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что содержанием политических прав и свобод гражданина является политическая активность, общественная деятельность человека. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.

Положение человека, его права, свободы являются центральным объектом конституционного регулирования в Российской Федерации, предметом охраны и защиты иных законов — источников конституционного права.

В регулировании деятельности человека и гражданина в российском обществе и государстве принимают участие все отрасли российского права, определяющие правовой статус личности в Российской Федерации, всю совокупность их прав и обязанностей. Особая роль при этом принадлежит Конституции, положения которой о человеке, гражданине образуют ядро, основу всего правового статуса личности. В Конституции решаются наиболее принципиальные, основополагающие вопросы, определяется суть отношения государства и гражданского общества к человеку, его правам и свободам, определяются перечень этих прав и механизмы их защиты.

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанностей, образует конституционный статус личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции).

При этом не следует забывать различий между объективным правом — совокупностью юридических норм, определяющих положение человека в государстве, и субъективным — теми конкретными правами и свободами, которыми обладает каждый человек, находящийся на территории России.

На территории Российской Федерации находятся физические лица, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранного государства, лица, не имеющие ни российского, ни иностранного гражданства. Конституция учитывает особенности каждой из этих категорий физических лиц. Однако она исходит из того, что эти различия не являются главными, государство должно обеспечить достойные условия, уважительное отношение к любому человеку как личности, гарантировать защиту его жизни, здоровья, чести и достоинства.

Реализуя этот подход, Конституция России закрепляет совокупность прав человека, определенный в нормах международной; права и общепризнанный мировым сообществом минимум социальных благ и свобод, необходимых для обеспечения достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Содержанием политических прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее большинство прав и свобод принадлежит только гражданам РФ. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:

свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29 Конституции РФ 1 );

право на объединение в общественные организации (ст. 30);

право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31);

право участвовать в управлении делами государства (ст. 32, п. 1);

право избирать и быть избранным (ст. 32, п. 2),

равный доступ к государственной службе (ст. 32, п. 4);

право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32, п. 5);

право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Взаимодействие государства и личности в настоящее время наиболее оптимально осуществляется в гражданском обществе. Одной из целей российских реформ является как раз построение гражданского общества. За эпитетом «гражданское», несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.

Цель курсовой работы – изучение политических прав гражданина.

В связи с поставленной целью были выработаны и решены следующие задачи:

Изучение понятия политических прав гражданина и их закрепление в российском законодательстве.

Исследование практики применения законодательных норм о политических правах гражданина и изучение политической активности граждан по реализации своих конституционных прав.

Объект исследования – политические права гражданина.

Предмет исследования – роль и значение политических прав гражданина.

Методы исследования – анализ периодической литературы, монографий, правовой практики и статистической информации.

1. основные принципы правового государства

Учёными – юристами проведены глубокие научные исследования этой проблемы. Так, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева отмечают, что формирование правового государства требует последовательного проведения в жизнь следующих основополагающих принципов: господство закона во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства и его органов, незыблемость свободы личности, её прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов 2 [23] .

В. В. Лазарев отмечает, что правовое государство характеризуют: сосредоточение всех полномочий государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; «разделение властей», т. е. недопустимость подмены выполнения функций одной государственной подсистемы другой; наличие развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; верховенство и прямое действие конституционного закона; установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства обще призванным нормам и принципам международного права; правовая защищённость всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и личности

1.1 Принцип законности.

В. Д. Зорькин довольно чётко сформулировал свою точку зрения на правовое государство и, в частности, на место закона в государстве 3 [25] . Он говорит, что правовое государство – это такое государство, которое живёт в виде права. Образ государства, живущего в виде права, записывается в Конституции. Конституция – это и есть закодированное юридическим языком государство. Оно предполагает прежде всего определённое системное сцепление в единое целое всех правовых актов в данном государстве, которое представляется Зорькину в виде пирамиды. Разрушая в недалёком прошлом административно-командную систему, практически разрушалось государство как пирамида.

Пирамида – образ правовой жизни. Наверху её – принципы и высшие нормы, которые фиксируются в Конституции и которые прямо или косвенно фиксируют тот или иной вектор развития, ту или иную общую цель, а также образ будущего и общий идеал. Далее пирамида идёт вниз, разрастаясь в бесконечность в виде последовательных, иерархически соподчинённых друг другу пластов – законов, потом различного уровня подзаконных актов, судебной практики и прочих правоприменительных актов в центре и на местах. Держаться эта пирамида может только в том случае, если соблюдается жёсткая иерархия всех этих актов и их нахождение в данной пирамиде в целом. Эта жёсткая, но вместе с тем простая и уникальная конструкция позволяет людям существовать в режиме права.

Принцип законности включает в себя ряд требований (предложенных В. И. Ерёменко 4 [28] ), предъявляемых к государству, его органам, организациям, юридическим лицам, общественным объединениям, государственным служащим, должностным лицам и гражданам.

Во-первых, это единообразное понимание, применение и исполнение законов и подзаконных актов всеми, везде и всегда. Во-вторых, недопустимость подмены законопредписаний любой целесообразностью (революционной, пролетарской, демократической), поскольку целесообразней законоположений в государстве, обществе ничего быть не должно. Такого рода целесообразность есть, по мнению Ерёменко, либо злоупотребление властью, либо превышение служебных полномочий. Законопредписания же должны учитывать, когда можно принять альтернативное решение, например, в случае крайней необходимости, необходимой обороны, права на обоснованный риск. В-третьих, это неотвратимость юридической ответственности за любое отступление от законопредписаний, от кого бы оно ни исходило. Четвёртым требованием является непозволительность несоблюдения презумпции невиновности лица. Это означает, что виновным может быть признан только тот гражданин, в отношении которого имеются вступившие в законную силу обвинительный приговор либо решение или определение суда. И, наконец, в-пятых, принцип законности включает требование неразрывности связи между законностью, демократическими преобразованиями и гласностью о состоянии, содержании, направленности первых двух составляющих правовое демократическое государство.

1.2 Верховенство и прямое действие конституционного закона. Возвышение суда.

Конституция РФ 1993 года закрепляет, что наше государство является правовым, но это более идеал, к которому надо стремиться, а не реальность. Это - нормативно закреплённая идея. В новой Конституции нашли своё признание и закрепление основные компоненты правовой государственности – гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (правовые требования к закону и иным нормативным актам) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей) 5 [29] .

По мнению А. Венгерова, «в духовной сфере, в правосознании, в мировосприятии прямое действие Конституции выполняет роль «мотора», преобразователя. Десятилетиями насаждавшееся утопическое общественное сознание через мифологический этап устремляется ныне к сознанию рациональному, деятельному, побуждающему. А в нравственной сфере возврат к доброму и разумному религиозному ядру моральных заповедей и начал, которые содержатся не только в православии, но и у всех религиозных систем, также находят опору в Конституции» 6 [30] .

П. 1 статьи 15 устанавливает высшую юридическую силу Конституции, её прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации.

Частная жизнь, альтернативная гражданская служба, свобода передвижений, выбор места жительства, достоинство личности, равенство перед законом и судом и многие другие жизнеобеспечивающие блага – всё это предмет непосредственного, прямого действия Конституции. Исключения из прямого действия Конституции имеются, но они устанавливаются самой Конституцией, которая указывает на конституционный федеральный закон или федеральный закон, который должен развивать её положения, конкретизировав их.

Важную роль в правовом государстве должна играть судебная власть. Но для этого надо повышать роль и престиж суда; оградить судей от внешнего давления, обеспечить им полную независимость, исключить воздействие на них властей; кроме того, надо усилить степень реализации качества принудительности, добиться практических возможностей для правового воздействия на политические органы.

Если в деятельности Конституционного суда Конституция выступает как объект толкования, разъяснения, как образец для сопоставления с обычным законом, иным правовым актом, словом для объяснения права, то для других правоприменительных органов, в том числе обычных судов, Конституция – это основа разрешения конкретного спора. Принципу правового закона соответствует введённое Конституцией РФ право любого суда ставить вопрос о конституционности закона, что обязывает судей давать оценку правового содержания закона и тем самым исключить возможность действия и применения неправового, правонарушающего закона. Это правомочие судей расширяет их ответственность за укрепление конституционной законности в государстве и обществе.

Создание Конституционного Суда М. Н. Марченко относит к зачаткам правового государства. Но он подчёркивает, что упущена возможность в плане создания прецедента, что является важной, новой для нас формой права. Формулируя основные цели и задачи созданного в 1991 г. Конституционного Суда в России, закон о Конституционном Суде РФ закрепляет, что в целях охраны суверенитета народов России, защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции России на всей территории РФ Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Основному Закону РФ международных договоров, законодательства России и субъектов Российской Федерации, а также практики применения законодательства России.

Данной курсовой работы обусловлена теоретической значимостью вопросов, связанных с формированием в России правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием Российского государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли… Читать ещё >

Правовое государство: понятие, принципы, проблемы формирования ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность правового государства
    • 1. 1. Понятие и основные принципы правового государства
    • 1. 2. Значение концепции правового государства. Функции правового государства
    • 2. 1. Развитие идей правового государства в России
    • 2. 2. Проблемы формирования правового государства в современной России

    Актуальность темы

    данной курсовой работы обусловлена теоретической значимостью вопросов, связанных с формированием в России правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием Российского государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства в России.

    Идея правовой государственности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях. В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.

    Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации.

    Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов.

    И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия.

    В связи с проводимой реформой политической системы в России, реформой правовой системы, широкомасштабной демократизацией общества необходим новый теоретический подход в понимании правового государства.

    Целью данной работы является комплексное изучение правового государства в современной России. Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:

    − изучить понятие и основные принципы правового государства и на основании этого выявить его функции;

    − определить значение концепции правового государства;

    − проанализировать проблемы развития идей правового государства в России;

    − выявить проблемы формирования правового государства в современной России.

    Глава 1. Сущность правового государства

    1.1. Понятие и основные принципы правового государства

    Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права .

    Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно всегда оставалось и остается государством.

    Во-первых, то, что оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций. А, во-вторых, что оно помимо своих собственных, специфических признаков и черт обладает, как и любое иное государство, общеродовыми признаками и чертами.

    По сравнению, например, с негосударственными организациями оно обладает публичной властью, выступает как официальный представитель не только правящих, но и всех остальных слоев общества.

    Правовое государство как особое звено политической системы общества располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Последний в данном случае выступает в виде совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством целей и задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет.

    Правовое государство в отличие от других, негосударственных организаций — составных частей политической системы общества — располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями рыночной или плановой экономики, оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

    Однако в отличие от юридических средств воздействия, находящихся в распоряжении различных государственных органов, последние имеют весьма ограниченный характер. Они возникают у общественных организаций не в силу природы данных объединений, а в силу предварительной или последующей санкции самого государства. Иными словами — в результате наделения общественных организаций правом издания юридических актов уполномоченными на то государственными органами.

    Правовое государство, так же, как и все другие государства, обладает суверенитетом. Как и у каждого государства, суверенность государственной власти правового государства заключается в верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами.

    Обладая суверенитетом, правовое государство организует само себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения.

    Названные принципы являются общими как для правовых, так и для неправовых государств. В этой связи, хотелось бы выделить некоторые особенности правового государства в отличие от неправового.

    В основе правового государства лежит ряд основополагающих принципов. Важнейшие из них следующие:

    1. Народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет свою власть непосредственно или через органы местного самоуправления; суверенитет государства является производным от суверенитета народа. Правовое государство по своей сути не может не быть демократическим .

    2. Граждане страны вправе участвовать в выборах представительных государственных органов и быть избранными в их состав на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    3. Граждане обладают равноправием, широкими демократическими правами и свободами, гарантированными (обеспеченными и охраняемыми) в конституционном порядке, а также выполняют обязанности, предусмотренные законом; основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; каждый человек является независимым и свободным.

    Индивид не объект, а субъект государственных и любых иных отношений. Он вправе требовать от государственной власти определенных гарантий своей жизнедеятельности, их обеспечения необходимыми материальными и иными средствами (например, право на участие в выборах, т. е. избирать и быть избранным в представительные государственные органы, право на образование, медицинское обслуживание, судебную защиту, право иска к органам государственной власти и т. д. ).

    В то же время очевидным является и то, что в силу экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной мере ослабляются. Как раньше, так и теперь рядовой гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и интересов.

    На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией «Всеобщая декларация прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Пакт о гражданских и политических правах» и ряд конвенций. В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

    Основным ориентиром в этом направлении является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Декларация представляет собой свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации и которые находятся в системном единстве. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.

    4. Признается верховенство закона в правовой системе, обязательного не олько для всех граждан и общественных формирований, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц; деятельность государства протекает только на основе закона, которым оно связано и ограничено.

    Государство хотя и создает, творит законы, но им же и подчиняется, само их соблюдает, исполняет и применяет. Дж. Локк писал: «И ни один указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был бы задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом» .

    Ту же мысль подчеркивал известный русский юрист В. М. Гессен , специально исследовавший проблему правового государства: «Правовым называется государство, которое признает обязательные для себя, как правительства, создаваемые им же, как законодателем, юридические нормы.

    Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

    Правовое государство в России

    План курсовой работы

    • 1.1. История становления идей правового государства.
    • 1.2. Понятие и принципы правового государства.
    • 2.1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, его реализация.
    • 2.2. Принцип народовластия и его реализация.

    Список использованной литературы.

    Приложение 1. Развитие идей правового государства.

    Приложение 2. Признаки (принципы) правового государства.

    Приложение 3. Задачи и иснтрументы правового государства.

    Приложение 4. Принцип разделения властей в Российской Федерации.

    Приложение 5. Государственная власть в Российской Федерации.

    Введение

    Актуальность темы работы обусловлена тем фактом, что с принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года Россия стала развиваться по новому пути. Российская Федерация (Россия) была провозглашена в статье 1 (ч. 1) Конституции РФ 1993 года демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Одним из критериев идетификации России как нового государства стало провозглашение его правовым государством, то есть государством, вся деятельность которого подчинена нормам права (закрепленным в законе и подзаконных нормативно-правовых актах), а также основополагающим (фундаментальным) принципам права, которые направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина.

    Цель работы - рассмотреть аспекты правового государства в России.

    • 1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
    • 2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
    • 3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

    Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.

    Научная значимость темы работы определяется тем, что идея правового государства и ее практическая реализация является краеугольным камнем развития науки конституционного права.

    Проблема правового государства и реализация этой идеи в нашей стране достаточно глубокого изучена и широко представлена в отечественной правовой литературе.

    Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе ее проведения исследованы и закреплены теоретические знания о правовом государстве в целом и реализации идеи правового государства в констиуционном праве России.

    Структура работы включает две основные главы, подразделяемые на два параграфа каждая, а также разделы «Заключение» (в котором сформулированы выводы по проведенному исследованию) и «Список нормативных правовых актов и литературы».

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: