Принципы правосудия в зарубежных странах

Обновлено: 16.04.2024

При осуществлении правосудия происходит сочетание принципа единоличного и коллегиального начал в рассмотрении гражданских дел. Коллегиальность проявляется двояко:

а) разрешение гражданско-правового спора коллегией судей;

б) участие присяжных в рассмотрении гражданского дела.

В странах общего права при рассмотрении гражданских дел по первой инстанции, как правило, действует принцип единоличного рассмотрения дел.

Исключение из этого принципа существует в США, где некоторые категории дел рассматриваются тремя судьями, один из которых должен быть членом вышестоящего окружного суда. И наоборот, при пересмотре дел палата лордов в Англии действует в составе пяти-семи судей, Верховный Суд США - в составе девяти судей*(301).

В странах континентальной Европы при рассмотрении дел по первой инстанции принцип коллегиальности проявляется по-разному. Так, во Франции в деятельности как общих, так и специализированных судов принцип коллегиальности общепризнан, однако в судах малой инстанции гражданские дела рассматриваются судьей единолично, правда, у этих судов незначительная гражданская юрисдикция. Для Франции характерно несколько форм ускоренного судопроизводства:

а) разрешение некоторых категорий дел судьей единолично;

б) привлечение судьи-рефери;

в) вынесение постановлений председателем суда в порядке временного судопроизводства по срочным жалобам с последующим коллегиальным обсуждением на состязательной основе*(302).

При кассационном пересмотре реализуется принцип коллегиальности (палата Кассационного суда рассматривает дела в составе семи судей, пленум - до тридцати). В Италии существует институт единоличного судьи - претора, который рассматривает гражданские дела в первой и второй инстанции*(303).

Суды первой инстанции в Австрии рассматривают дела единолично или в составе сената из трех судей в зависимости от цены иска и иных обстоятельств*(304).

При наличии принципа коллегиальности в апелляционном и кассационном пересмотре дел проявляется тенденция к сокращению судейского состава. Апелляционный суд Англии рассматривает жалобы на решения судов графств в составе двух судей; палаты французского Кассационного суда образуют сокращенные группы судей, т.е.

меньше обычных семи членов, для предварительного анализа поступающих жалоб с последующим их отклонением как недопустимых или явно необоснованных*(305). Тенденция к сокращению численности судей, рассматривающих дела в кассационном и апелляционном порядке, продиктована соображениями ускорения процессов, но не означает отказа от коллегиальности как принципа правосудия.

Участие присяжных в гражданском процессе - другой аспект принципа коллегиальности рассмотрения гражданских дел в суде. Однако суд присяжных, некогда символизировавший суды стран общего права, перестает играть былую роль. В настоящее время в Англии присяжные практически не участвуют в рассмотрении гражданских дел.

В США институт присяжных по гражданским делам еще сохраняется, что объясняется закреплением его в федеральной Конституции. Упразднение института присяжных было бы возможным только при принятии соответствующей поправки к ней.

Присяжных тщательно опрашивают, устанавливают их пригодность к исполнению обязанностей, могут отвергать, предупреждают о запрете обмениваться между собой мнениями по поводу дела до совещания. Решения, выносимые присяжными, имеют характер общего вердикта без мотивации и детализации*(306).

Помимо уже указанной тенденции к снижению роли присяжных в осуществлении правосудия по гражданским делам наблюдается также уменьшение численности присяжных при рассмотрении дел (меньше классического жюри в составе 12 человек), "расшатывание" правила обязательного единогласия присяжных при вынесении вердикта*(307).

8. Конституции говорят о принципах, которыми суд должен руководствоваться при отправлении правосудия, т. е. при рассмотрении конкретных дел. Эти правила можно назвать основополагающими. Они призваны гарантировать демократический характер правосудия и защиту прав личности при его осуществлении.
Действующие конституции в разных объемах фиксируют принципы судебной деятельности и судебные гарантии граждан. Однако в целом "каталог" этих принципов и гарантий достаточно велик, и в странах правовой государственности все они действуют, будучи предусмотрены если не конституциями, то судоустройственным и процессуальным законодательством или в силу исторически сложившихся на основе прецедента традициях. Эти принципы и гарантии закреплены основополагающими международно-правовыми актами — Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Кратко остановимся на некоторых из них.
1. Гарантия подсудности. Это означает, что уголовное или гражданское дело будет разбираться в суде, который заранее определен правовыми нормами о подсудности.
2. Открытость и гласность правосудия означает, что судебные заседания открыты для публики и средств массовой информации.
3. Многие конституции в числе принципов правосудия называют устный характер процесса как дающий наибольшие возможности для исследования всех обстоятельств дела, выяснения позиции всех участников процесса.
4. Еще один принцип деятельности правосудия, встречающийся в конституциях, — состязательность. Он означает, что стороны в процессе (обвинитель и подсудимый, истец и ответчик) равноправны в процессе доказывания, имеют равные возможности для отстаивания своих правовых позиций.
5. Конституционное право граждан па защиту охватывает не только сам судебный процесс, но и все стадии досудебного производства по делу, начиная с момента задержания лица, его ареста, возбуждения уголовного преследования.
6. Первостепенное значение как принцип деятельности правосудия имеет презумпция невиновности.
7. Презумпции невиновности в конституциях часто сопутствует еще один постулат судебной деятельности: никто не может быть повторно осужден за одно и то же деяние.
8. Еще один принцип деятельности судов выражен в следующей формуле: "Все действия судебной власти должны быть мотивированы". Это требование легко объяснимо: действия правосудия настолько ответственны, насколько значимы для интересов и судеб не только отдельных людей, но и их коллективов, что должны быть многократно взвешены и всесторонне обоснованы.

Цель: уяснить место и роль судебной власти в механизме государства зарубежных стран по защите прав и свобод человека и гражданина.

План:

1 Понятие, социальная функция судебной власти

2 Структура судебной власти. Высшие органы судейского самоуправления

3 Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем

1Судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов от самых низовых до верховных. Каждый судебный орган, а не только верховный суд, является носителем судебной власти. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (от лат. justitia – справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное разбирательство; судебный орган).

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, т.е. вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам.

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного прежде всего в конституциях и других законах, международных договорах, а также в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах – указах, декретах, ордонансах, внутригосударственных публично-правовых договорах и т.п.

Известно латинское изречение: «Fiat justitia, pereat mundus!» («Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир!»), служившее девизом германскому императору Фердинанду I (1556-1564). Оно означает, что право должно применяться судом, несмотря ни на какие политические и иные последствия. … И кому будет нужно правосудное решение, если мир из-за него погибнет?

В общем судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения.

Можно схематично выделить 3 основных взаимосвязанных направления деятельности судебной власти:

1) охрана прав и законных интересов граждан;

2) охрана правопорядка от преступных и иных правонарушений;

3) контроль за тем, чтобы деятельность государственных органов не выходила за правовые рамки.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (гражданские, уголовные дела, трудовые споры, споры политического характера, например, по вопросу о запрещении деятельности политической партии, жалобы граждан на действия чиновников и т.п.). Судебная деятельность по рассмотрению и разрешению юридических дел и споров производится в особой процессуальной форме.

Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.п.

В то же время из всех властей судебная власть – слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная. Судебные исполнители – крайне слабый аппарат. Но сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду как его профессиональному толкователю и справедливому применителю. Не случайно в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно – не исполнить решение суда.

Суд – это последний бастион, последний рубеж демократии; если он подчинен «телефонному праву» (неважно, чьим указаниям он внимает – партийного лидера, президента страны или пахана преступного сообщества) либо если судебные решения могут безнаказанно игнорироваться, в такой стране нет конституционного строя, а конституция, если и есть, то не стоит той бумаги, на которой напечатана.

Социальная функция суда заключается также в ее цене. Речь идет о цене обращения в суд. Цена эта выражается как в деньгах, в которые обходится деятельность суда и которые приходится платить заявителю (это неодинаковые суммы), так и во времени, затрачиваемом для получения искомого результата. Судебный процесс стоит дорого. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. В некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь (бесплатное оказание адвокатских услуг и др.), некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например, дела об алиментах, трудовые споры.

2Эта структура охватывает прежде всего сами суды. Можно выделить 4 модели судебных систем: англо-американскую (англосаксонскую), Романо-германскую (европейскую континентальную), социалистическую и мусульманскую.

В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе с верховным судом. В англосаксонской модели широко используется судебный прецедент, что несколько снижает роль законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены (вопросы факта, т.е. виновности, решают присяжные заседатели, вопросы права – т.е. назначение наказания, форма ответственности по гражданским делам – решает судья или судьи).

В Романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она полисистемна. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Например, в Германии действуют 5 высших судов федерации, в Бразилии тоже несколько высших федеральных судов. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа», «непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания.

Для социалистической модели характерны: выборность всех судей и народных заседателей; равенство прав судей и народных заседателей; совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суд действует на его же территории, в границах этой же территории действует и соответствующий орган коммунистической (правящей) партии.

Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, ассизов, присяжных не существует; процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться к имаму – высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно является монарх, но в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды.

Виды судебных органов.

1. В странах с Романо-германской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела0 создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо верховным административным судом (Швеция). Эти суды рассматривают споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником не нарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободу усмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия). В Испании такие суды называются «судами чести», но они рассматривают не только административные дела, но и вопросы нарушения профессиональной этики (в последнем случае действуют как общественные суды).

2. Органы досудебного разбирательства, например, медиаторы, консилиаторы (посредники, примирители) во Франции, Италии (более 1000 в каждой стране). Они рассматриваются как мировые судьи по малозначительным делам. Они обычно назначаются муниципалитетами – органами местного самоуправления – из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др.

3. Суды общей юрисдикции («общие суды»), рассматривающие гражданские, уголовные дела, трудовые споры и т.д. В некоторых постсоциалистических странах, где нет административных судов, они осуществляют также некоторые функции административной юстиции. К судам общей юрисдикции относятся также мировые судьи, которые в ряде стран зарплату не получают, могут не иметь юридического образования и вправе заниматься другой оплачиваемой работой (например, коммерцией). Система общих судов всегда включает разные звенья от верховных до низовых судов.

4. Специальные суды: военные (для военнослужащих), суды по делам малолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные, коммерческие (по торговым делам) и др.

5. Мусульманские суды, которые рассматривают дела только по тем вопросам, которые указаны в священных книгах (Коране и сунне) и только среди единоверцев.

6. Суды обычного права – племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

Особое место занимают конституционные суды, а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Государственный трибунал в Польше).

В некоторых странах действуют церковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви).

Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем установлено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.

Структурой судебной власти охватываются, кроме судов, некоторые иные виды государственных органов и учреждений, обслуживающих судебную власть, среди которых прежде всего нужно отметить органы предварительного расследования и органы прокуратуры. В некоторых странах они встроены в судебную систему, в других существуют отдельно от судов, поддерживая с ними функциональную связь. Обслуживает судебную власть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция которой заключается в оказании правовой помощи всем, кто в ней нуждается. Наконец, в ряде стран существует специальная судебная полиция, подчиненная судебной власти (Италия). Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.

Судейское самоуправление.

Судейское самоуправление – специальный орган, призванный контролировать поведение судей, решать вопросы об их назначении, перемещении, повышении в должности, дисциплинарной ответственности магистратов (судей, прокуроров, судебных следователей). Он называется по-разному. В Италии, Франции, Румынии это Высший совет магистратуры, в Болгарии – Высший судебный совет, в Албании – Верховный совет правосудия, на Украине – Высший совет юстиции, в Испании – Высший совет судебной власти. Обычно в состав такого органа входит председатель верховного (кассационного), высшего административного суда, министр юстиции, генеральный прокурор; часть его членов может быть назначена главой государства, часть избирается на общегосударственном съезде судей (особенно это практикуется в постсоциалистических странах). Существуют также квалификационные коллегии судей.

3 Принципы организации.

Из организационных принципов выделяют независимость судей, подчиняющихся только закону, и ее гарантии: несменяемость, иммунитеты, неуменьшаемость вознаграждения во время пребывания в должности. Некоторые конституции дополняют этот принцип такой гарантией, как административная и финансовая автономия судебной власти вообще.

Широко распространен конституционный принцип отправления правосудия только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов.

В ряде конституций предусмотрено участие народа в отправлении правосудия, прежде всего в качестве присяжных.

Отличие присяжных заседателей от народных заседателей.

1. Народные заседатели формально обладают равными процессуальными правами с профессиональными судьями в рассмотрении юридических дел. Народных заседателей в народе прозвали «кивалами».

2. Народные заседатели избираются трудовыми коллективами или представительными органами.

Присяжные же не избираются, а отбираются по специальным методикам из списков граждан, составленных с этой целью местной администрацией. В списки включаются все граждане, которые отвечают установленным законом требованиям. Отбор четко проводится по жребию, и отказываться гражданин без уважительных причин не вправе. Но главное отличие не в этом и не в том, что скамья присяжных насчитывает не 2-х, а обычно 6, 9 или 12 присяжных. Главное отличие в том, что присяжные решают вопросы не права, а факта, для чего им особых юридических познаний не требуется. В основном институт присяжных заседателей используется в сфере уголовного судопроизводства. В англоязычных странах скамья присяжных именуется в зависимости от стадии процесса большим или малым жюри, во франкоязычных странах суд с участием присяжных именуется судом ассизов, а скамья присяжных – также жюри, которое, впрочем, вместе с судьями принимает участие в определении меры наказания осужденному.

Принцип инстанционности получает выражение в виде права на обжалование судебных решений. Существуют две основные формы обжалования: апелляция и кассация. При апелляционном порядке вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если решение нижестоящего суда отменено вышестоящим судом в кассационном порядке, дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в ином составе судей.

Контрольные вопросы:

1. Что означает понятие «юстиция»?

2. Как называется деятельность суда по разрешению правовых конфликтов?

3. Что означает понятие «юрисдикция»?

4. В чем заключается социальная роль судебной власти в демократическом обществе?

5. Что означает латинское изречение «Fiat justitia, pereat mundus»?

6. Назовите направления деятельности судебной власти.

7. В какой форме производится судебная деятельность по рассмотрению и разрешению юридических дел и споров?

8. Какие выделяют модели судебных систем?

9. Охарактеризуйте англосаксонскую модель судебной системы.

10. Охарактеризуйте романо-германскую модель судебной системы.

11. Охарактеризуйте социалистическую модель судебной системы.

12. Охарактеризуйте мусульманскую модель судебной системы.

13. Назовите виды судебных органов в зарубежных странах.

14. Что означает понятие «суд общей юрисдикции»?

15. Какие категории дел рассматривает административная юстиция в странах романо-германской правовой семьи?

16. Какие категории дел рассматривают мусульманские суды и суды обычного права?

17. Допускается ли в зарубежных странах создание чрезвычайных судов?

18. Что еще входит в структуру судебной власти, кроме судов, в зарубежных странах?

19. Что означает судейское самоуправление?

20. Назовите принципы организации и деятельности судов и судей.

21. В чем отличие друг от друга присяжных заседателей и народных заседателей?

22. В каких странах скамья присяжных именуется в зависимости от стадии процесса большим или малым жюри, а в каких суд ассизов, а скамья присяжных – также жюри?

23. Что означает принцип инстанционности?

24. Какое место занимают в механизме государства зарубежных стран органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы, верховные суды, суды общей юрисдикции)?

Конституционно-правовой статус судебных органов. Вопросы правового статуса судей остаются одними из широко обсуждаемых как в российской, так и зарубежной юридической науке. Правовой статус судей предусматривает четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия. Особое внимание конституции уделяют принципам правового положения судьи как носителя судебной власти.

Эти принципы берут свое начало в основной конституционной идее – самостоятельности

И независимости судебной власти. Принципы независимости, неприкосновенности и несменяемости судьи как носителя судебной власти развивают базовую идею самостоятельности этой власти в целом. Принцип независимости судей имеет международные правовые источники, так как он закреплен в ст. 6 конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный принцип провозглашен почти всеми конституциями. Наиболее известна формула: «судьи независимы и подчиняются только закону». Независимость судей означает, что при осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом и никто не вправе давать им какие-либо советы и указания, а тем более оказывать прямое давление. Немаловажной гарантией независимости судей является высокий уровень получаемого ими служебного вознаграждения. «доходы судей должны соответствовать выполняемым им функциям» (конституция Греции, ст. 88). Несменяемость – важнейший фактор, обеспечивающий независимость судьи. Назначенного на должность судью нельзя без его согласия не только уволить или отстранить (кроме как по особым основаниям, оговоренным законом), но и перевести на другую должность – ни на более низкую, ни на более высокую. Особенно четко и последовательно принцип несменяемости закреплен в основном законе ФРГ, ст. 97 которого устанавливает, что судьи «могут быть против их желания до истечения срока полномочий уволены, временно или окончательно отстранены от должности, или переведены на другое место, или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основаниям и в форме, которые предусмотрены законом». В современном конституционном праве преобладает пожизненное назначение судей. Статья 179 конституции Польши гласит: «судьи назначаются прeзидeнтoм рeспублики пo прeдлoжeнию oбщeпoльскoгo сoвeтa юстиции на нeoпрeдeлeнное время». Известна формула конституции сша, согласно которой судьи как верховного суда, так и низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение безупречно. В ряде зарубежных государств принцип неприкосновенности распространяется на уголовную и административную ответственность судей. Что касается дисциплинарной ответственности судей, то вопрос о ней решается органами самой судебной власти, главным образом высшими советами судебной власти. Однако судья не может быть привлечен к дисциплинарной (и тем более уголовной и административной) ответственности за свои решения по конкретным делам, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он не отвечает также за материальный ущерб, возникший вследствие его неправильных действий или упущений при осуществлении судебных функций. В судебной системе ряда зарубежных стран правовой статус судьи характеризуется также принципом несовместимости, т.е. Запретом судьям, а точнее, всем относимым к корпусу магистратов, занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях содержат специальные разделы или группы статей, раскрывающие принцип несовместимости. Сравнивая конституционно-правовой статус судей в российской федерации и в зарубежных странах, следует отметить, что положения конституций существенно не различаются. Как в рф, так и в ряде зарубежных стран к кандидатам на должность судей предъявляются определенные требования: обязательные профессиональные качества, наличие высшего юридического образования, определенный стаж работы на других должностях в сфере юридической деятельности, высокие моральные качества, отсутствие судимости и т.д.

Судебные системы и структура судебных органов. Успешное развитие и функционирование судебной системы страны невозможны без приведения его в соответствие с требованиями международных стандартов. Сегодня практически все конституции мира содержат разделы или главы, касающиеся судебного устройства. Признание судебной власти отдельным предметом конституционно-правового регулирования объясняется тем, что данная ветвь власти является составной частью государственного устройства. Нынешний этап развития судебной системы в странах Балтии свидетельствует о том, что важное место в структуре государственного механизма занимает именно судебная власть, основной задачей которой является осуществление акта правосудия. Главным принципом построения судебной системы является ее единство, которое обеспечивается на законодательном уровне. Правовой характер судебной системы Латвии определяется: Конституцией Латвии, законом «О судебной власти», законом «О сиротских судах и волостных судах», законом «О Конституционном Суде». Систему судов общей юрисдикции образуют: Верховный суд, окружные суды и районные (городские) суды. Верховный суд состоит из сената и трех коллегий: гражданского суда, уголовного суда и коммерческого суда. Все судьи верховного суда образуют пленум, который является общим собранием судей сената верховного суда и его коллегий. Пленум принимает руководящие разъяснения для судов о применении законов. В 1996 г. В Латвии учрежден и с 1997 г. Приступил к работе конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов конституции, а также другие дела, переданные в его компетенцию. Таким образом, судебную власть в Латвии осуществляют только суды. Особый правовой интерес представляет судебная система литовской республики.

Основные цели и задачи органов правосудия регламентируются главным законом – конституцией литовской республики и законодательством «о судах», который утвердил в стране действующую четырехступенчатую систему судов общей компетенции. В судебную систему входят: Конституционный, Верховный, Апелляционный, Окружные и «апилинковые» суды. В отдельных случаях коммерческие споры рассматривает коммерческий арбитражный суд. Сенат верховного суда, состоящий из председателя верховного суда, председателей его отделений и других судей верховного суда, анализирует судебную практику, применяемую при разбирательстве конкретных дел. Вопросы о судоустройстве эстонской республики регламентированы нормами конституции, исходя из которой судебная система Эстонии имеет три инстанции. Несмотря на то, что конституция позволяет создавать специальные суды для решения дел с более узкой спецификой в рамках гражданского, уголовного или административного права, в нормах конституции не указаны категории «иные суды», кроме действующих. Помимо общих судов в стране запрещено создание чрезвычайных судов. После проведенной судебной реформы в стране гражданские и уголовные дела в качестве судов первой инстанции стали рассматривать уездные суды. Судом второй инстанции (апелляционным судом) стал окружной суд. Судом высшей инстанции (кассационный суд) – государственный суд. В настоящее время государственный суд Эстонии одновременно является и судом конституционного надзора, который своим решением вправе признать недействительным любой закон или иной нормативный правовой акт, если он противоречит положениям действующей конституции Эстонии. Как показывает практика, в каждой из прибалтийских стран судебная система имеет свои особенности не только формирования, но и функционирования, которые обусловлены природой государственной власти и национальным устройством.

Суд занимает особое место среди юридических учреждений, так как он представляет собой особую ветвь власти государства — судебную. Наличие подобной власти вкупе с законодательной и исполнительной является признаком демократического государства.

Основные принципы судебной власти в зарубежных странах

Главным назначением судебной власти является охрана граждан от произвола, исходящего как от других граждан, так и от государства и его органов/должностных лиц.

На основе этого формируется следующее определение судебной власти.

Судебная власть — самостоятельная и ни отчего не зависящая сфера публичной власти, представляющая собой комплекс полномочий, направленных на осуществление правосудия, а также систему госорганов, которые реализуют подобные полномочия.

Судебная власть отличается своей особой спецификой, которая выделяет ее в сравнении с законодательной и исполнительной властью государства. Судебная власть не занимается созданием нормативно-правовых актов — она применяет те акты, которые были приняты двумя остальными ветвями власти. Статус этой власти закреплен в конституции государства — в ней имеются специальные разделы/главы, посвященные основам судебной власти, принципам судебной организации и деятельности. Особенности судебной власти находятся в тесной связи с правовой системой государства.

Основные признаки и полномочия судебной власти

К признакам судебной власти относятся следующие:

  • исключительность — под этим подразумевается, что правосудие может осуществляться исключительно судом;
  • особый статус должностных лиц (то есть судей) — к кандидатам на такие должности предъявляются повышенные требования, судьи являются независимыми, неприкосновенными и несменяемыми;
  • конкретный характер — суд рассматривает и принимает решение только по конкретным делам/спорам, которые возникают в ходе различных общественных конфликтов;
  • судебная власть выполняется в особой процессуальной форме, которая устанавливается законодательно;
  • большое значение в рассмотрении дела имеет внутреннее убеждение судей, которое формируется на базе их жизненного опыта, а также их правосознание;
  • судебная власть может иметь принадлежность не к конкретному учреждению, а к судебной коллегии;
  • реализация судебной власти осуществляется посредством приговора (уголовные дела) или решения (гражданские иски) — то есть актами государственного принуждения особой формы;
  • за судебной деятельностью ведется особый контроль, который должен пресекать какое-либо вмешательство в правосудие и в оценку судебных решений.

В демократическом обществе социальная роль судебной власти выражается в обеспечении господства права в различных юридических конфликтах, включая имеющих отношение к государству. Исходя из этого судебная власть наделяется следующими полномочиями (которые не имеют две остальные ветви):

  • лишение свободы гражданина (а также его жизни) за соответствующие преступления;
  • изъятие собственности как у физлиц, так и у юрлиц;
  • роспуск политических партий;
  • влияние на государственные органы с требованием отмены их решений и возмещения ущерба лицам, который был причинен в ходе незаконных действий должностных лиц;
  • лишение родительских прав;
  • и многое другое.

В законодательстве многих стран также присутствует особый состав преступления — неуважительное отношение к суду. Подобный проступок подлежит строгому наказанию.

Функции судебной власти

К функциям судебной власти относятся следующие:

  • осуществление правосудия;
  • судебный контроль законности применения процессуальных мер принуждения, а также их обоснованности;
  • толкование норм права;
  • официальное подтверждение фактов юридического значения;
  • ограничение правосубъектности юрлиц и физлиц.

Судебную власть как независимую ветвь характеризует судейское самоуправление.

Судейское самоуправление выражается в наличии высших квалификационных судейских коллегий.

Только эти коллегии могут заниматься решением вопросов, касающихся отстранения судей от работы, наложения взысканий, повышения или перевода судей.

Можно сказать, что положение судебной власти в некотором смысле противоречиво. С одной стороны — она обладает большой силой, так как может пользоваться мерами, недоступными ни исполнительной, ни законодательной власти. Однако с другой стороны — она относительно слаба, так не имеет непосредственной поддержки избирателей (в отличии от законодательной власти). Правда, в некоторых странах граждане могут избирать судей судов низшего ранга и народных избирателей. При этом судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная власть. Сила судебной власти выражается в неуклонном исполнении закона, уважительном отношении к судебному решению и признании его непререкаемости.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: