Принципы правосудия в рк

Обновлено: 19.04.2024

Цель лекции: Формирование представлений о правосудии, принципов правосудия.

1. Понятие правосудия и его свойства

2. Понятие и система принципов правосудия

3. Понятие и основные признаки судебной власти

1. Понятие правосудия и его свойства

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РК неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями.

Термин «правосудие» подразумевает деятельность суда, который судит, а также осуществление этой деятельности по праву, справедливо.

Понятие правосудия - понятие прежде всего правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Первое свойство правосудия, его особенность - правосудие осуществляется только судом и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия - исключительная компетенция суда.

Второе свойство правосудия - особый процессуальный порядок, подробно регламентированный законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле.

Правосудие в РК осуществляется путем:

1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;

2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».

Судебное заседание суд проводит под руководством председательствующего - судьи. В нем участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела, - стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия - решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование или после подтверждения правильности вышестоящим судом. Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону. Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Умышленное неисполнение решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет ответственность.

Сказанное выше позволяет дать следующее определение: правосудие - это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законов РК.

Судопроизводство и правосудие - понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

2. Понятие и система принципов правосудия

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассмат­ривать как закрепленные Конституцией РК или выте­кающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие орга­низацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судеб­ную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, то есть в федеральных законах о судебной сис­теме, о судах, о судьях. Частично это сделано в рамках принятых за послед­ние годы федеральных конституционных законов о Конституционном суде, об арбитражных судах, о судебной системе. Учтены указанные положения Конституции при принятии новой редакции законов о прокура­туре и о статусе судей, а также при внесении изменений и дополнений в за­конодательство о судоустройстве и судопроизводстве.

К системе конституционных принципов есть основание отнести прин­ципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения права каждому на обращение в суд за защитой своих ин­тересов; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняе­мому права на защиту; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; языка судопроизводства и обеспечения пользо­вания родным языком при осуществлении правосудия; участия граждан в осуществлении правосудия; охраны чести и достоинства личности; непосред­ственности и устности судебного разбирательства при осуществлении право­судия.

Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства. При этом, если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседани­ях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действу­ют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хо­тя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.

Конституционные принципы правосудия в Уголовно-процессуальном кодексе выражены не только в общих положениях, но в значительной степе­ни - также в правовых нормах, регулирующих отдельные стадии и институ­ты. Не все принципы проявляются в одинаковой степени на различных ста­диях процесса. Их проявление в каждом случае зависит от ряда обстоятельств: задач, стоящих перед конкретной стадией уголовного процесса; роли различных государственных органов и должностных лиц на определенном этапе процесса; особенностей стадий и институтов; значения деятельности граждан, участвующих в процессе, и др. Наиболее полно все принципы реа­лизуются в стадии судебного разбирательства. В других стадиях они прояв­ляются в меньшей степени. В стадии предварительного расследования неко­торые принципы проявляются в ограниченных пределах или не проявляются - совсем.

Специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связа­ны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на ус­тановление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и су­дом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосу­дия и в ходе судопроизводства.

3. Понятие и основные признаки судебной власти

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

В новой Конституции РК, принятой на всенародном референдуме, в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении самостоятельной главы 7 "Суды и правосудие", наряду с главами 3 "Президент", 4 "Парламент", 5 "Правительство ".

Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей.

Конституция РК (ст. 75) предусматривает, что отправление правосудия является особым видом государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией, осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для этого предназначенные органы - суды. Передача функций правосудия другим органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в Казахстане нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела.

Конституция РК предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении и как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».

Закон о судебной системе, основываясь на Конституции РК, указывает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Из Конституции РК следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему РК. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия. «Правосудие в РК осуществляется только судом». Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, «власть толпы», власть общественного мнения, власть средств массовой информации - «четвертая власть»), судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции РК принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции РК и закону. Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

5. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

6. Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

7. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.

Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов.

8. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти, что определено Конституцией РК, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решения на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосудие.

9. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РК и другими законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов - необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РК предоставляет Верховному Суду РК право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Глава государства на VII Съезде судей (21 ноября 2016 г.) подчеркнул, что «суд должен быть законным и справедливым». Это требование к суду, к принимаемым им приговорам и решениям, особо подчеркнутое Президентом, содержится в статье 10 Всеобщей декларации прав человека, в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 года). В этих международно-правовых актах, ратифицированных нашим государством, отмечено, что каждый имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Следовательно, применение стандартов справедливого судебного разбирательства будет означать выполнение государством международных обязательств в области прав человека при осуществлении правосудия. И это требует постоянного совершенствования национального законодательства в сфере судебной власти и улучшения работы всех звеньев судебной системы в деле ее основного предназначения - отправления правосудия.

Справедливость - это очень объемная философско-этическая категория, и существует сложность в определении ее нормативно - оценочного характера. В юриспруденции одним из значений этого термина является соответствие деяния наказанию, в жизни социума -баланс интересов и прав человека, принятие его индивидуальных качеств и поведения, некий компромисс интересов отдельных людей, социальных групп и их ценностей в правовом поле. Поэтому право и справедливость неразрывны, и дополняют друг друга. При этом принцип справедливости в полной мере может быть реализован при высоком уровне правосознания и правовой культуры, эффективного функционирования институтов демократии.

В нашей стране принцип справедливости как общий принцип права находит свое воплощение (и конкретизацию) в различных отраслях права - в уголовном, административном, гражданском, на нем строится действующее законодательство.

Так, например, положениями Уголовного кодекса предусматривается механизм восстановления справедливости посредством наказания. В частности, нормативно установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости ( статья 39 УК), и оно должно быть справедливым ( статья 52 УК).

Уголовный процесс буквально пронизан принципом справедливости. В соответствии со статьей 8 Уголовно-процессуального кодекса «справедливое судебное разбирательство является одной из задач уголовного процесса», а согласно части 2 статьи 57 данного Кодекса, председательствующий по делу судья «принимает все меры к обеспечению справедливого рассмотрения уголовного дела». Кроме того, необходимость соблюдения справедливости предусматривается положениями Кодекса при рассмотрении дела во всех 3-х судебных инстанциях - первой, апелляционной и кассационной. Само слово «справедливость» упоминается в УПК 12 раз.

Также частью 2 статьи 55 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях установлено, что административное взыскание должно быть «справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя».

Если же административное взыскание является несправедливым вследствие его чрезмерной строгости, не соответствующим характеру совершенного правонарушения, личности виновного или имущественному положению юридического лица, то судья, вышестоящий орган (должностное лицо) смягчают взыскание, руководствуясь общими правилами наложения административного взыскания ( ч.1 ст.844 КоАП).

Необходимо отметить, что в настоящее время среди юридической общественности активно дискутируется вопрос о том, что большинство санкций статей КоАП являются абсолютными и безальтернативными, что нарушает принципы индивидуализации и справедливости юридической ответственности.

Если обратить внимание на гражданское законодательство, то понятие «справедливость» зафиксировано только в контексте двух статей ГК Республики Казахстан: части 2 статьи 5 (при применении аналогии права следует исходить из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости) и части 4 статьи 8 (граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также правила деловой этики).

Важно то, что в гражданском праве справедливость, наряду добросовестностью и разумностью, также является одним из его принципов. Гражданское законодательство говорит о равенстве участников регулируемых гражданских отношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в кого-либо частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечении восстановления нарушенных прав и т.д. Так или иначе, данные принципы являются одним из проявлений справедливости в гражданском праве. Если хотя бы одно из прав, перечисленных в статье 2 Гражданского кодекса, нарушено, можно говорить и о нарушении принципа справедливости.

Кроме того, принцип справедливости в гражданском праве реализуется благодаря взаимосвязанному, сбалансированному функционированию гражданско-правовых материальных норм. Именно комплексный механизм гражданско-правовой защиты обеспечивает реализацию принципа справедливости. Нормы, установленные ГК, формируют правовое поле разносторонней, многообразной жизни граждан, поддерживают общество в равновесии и, безусловно, являются гарантом справедливости.

В случае, если решение определенного вопроса не предусмотрено законодательством, то есть не имеется конкретного нормативного установления, и не может быть проведена аналогия, то права и обязанности сторон, которые находятся в гражданских правоотношениях, будут регулироваться на основе требований разумности, а также добросовестности и справедливости.

Общий принцип «добросовестности, разумности и справедливости» выполняет функцию восполнения пробелов в законодательстве. Помимо этого он помогает определить пределы осуществления гражданских прав теми, кто ими обладает, то есть субъектами гражданских правоотношений, в том случае, если отсутствует прямая регламентация данных отношений.

Актуальным является вопрос применения справедливости при рассмотрении гражданских дел в судах.

Пунктом 5 статьи 6 Гражданского процессуального кодекса РК предусматривается, что если законом или соглашением сторон спора предусматривается разрешение соответствующих вопросов судом, суд обязан разрешать эти вопросы исходя из критериев справедливости и разумности.

То есть, в гражданском судопроизводстве «принцип» справедливости передан словом «критерий». Обращает на себя внимание, что, в отличие от уголовного судопроизводства в гражданском процессуальном законодательстве не встречается такой термин, как «справедливое судебное разбирательство», однако все содержание ГПК, безусловно, направлено на обеспечение этого принципа.

Обеспечение справедливого судебного разбирательства подразумевает мотивированность, аргументированность судебного акта, в котором судом излагаются решения поставленных правовых вопросов посредством применения к спорным правоотношениям норм материального права и обоснованием их применения с учетом принципов и норм процессуального права, определяющих порядок судопроизводства, на основании установленных судом фактических обстоятельств.

Судебный акт как результат справедливого судебного разбирательства должен содержать его обоснование и решать все заявленные требования по спору. Цель правосудия будет достигнута, если судебные акты будут справедливы, убедительно и понятно изложены, приведены ясные и понятные суждения судебного органа по правовому спору. Немотивированные судебные акты не позволяют утверждать, что судебное разбирательство по делу было справедливым, а правовой спор решен в рамках закона. При этом принятое решение суда как акт применения права должно согласовываться с ценностями общественного мнения.

Очень важно, что принцип справедливости отмечен в Конституционном законе Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей», в пункте 2 статьи 1 которого четко определено, что «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом».

Справедливость при разрешении гражданских дел применима в тех случаях, когда суду предоставлено правомочие применять усмотрение. В частности, невозможность нормативного закрепления точных границ субъективных прав и обязанностей участников гражданских правоотношений делают необходимым использование механизма «плавающей» границы меры дозволенного или должного поведения. Эта граница в каждом конкретном случае с учетом конкретных обстоятельств устанавливается судом.

Кроме того, в случаях, когда защиты прав граждан не всегда удается достичь на уровне применения конкретных норм законов, справедливость также применяется в качестве предела судейского усмотрения.

Однако, при этом, соблюдение принципа справедливости предусматривает разрешение гражданско-правового спора без нарушения принципа законности. То есть перед судьей стоит задача рассмотреть гражданское дело законно и справедливо. Сложность вызывают ситуации, когда применение правовой нормы может повлечь за собой принятие такого решения по делу, которое будет в определенной мере противоречить взглядам общества на справедливость. Например, в судебной практике встречаются случаи, когда в рамках закона единственным решением является выселение ответчика из занимаемого ими помещения. С учетом личности ответчика, его семейного положения, и других индивидуальных особенностей, такое решение суда может быть и несправедливым. Поэтому, возможно, судье следует разрешить возникшую ситуацию и конфликт между нормами права и морали путем принятия дополнительных мер организационного характера с целью ликвидации социального конфликта (например, возможность обращения в местный исполнительный орган об ускорении предоставления жилья и т.п.).

Наряду с принципом справедливости принцип законности — важнейший принцип права, что является одним из основных критериев определения качества и эффективности судопроизводства, в частности гражданского.

Согласно статье 77 Конституции Республики Казахстан, судьи при осуществлении правосудия подчиняются только Конституции и закону. При применении закона судья должен руководствоваться принципами правосудия, перечисленными в пункте 3 статьи 77 Конституции.

Следует заметить, что законность и справедливость в практике осуществления правосудия не всегда являются тождественными, но, в свою очередь, должны быть взаимосвязанными и должны дополнять друг друга.

Долгая история человечества показывает, что при наличии справедливых законов возможна несправедливая их реализация.

Возможно, в рамках предстоящих реформ и вносимых Верховным судом предложений по вопросам судоустройства и судопроизводства, следует рассмотреть вопрос о закреплении в гражданском процессуальном законодательстве понятий «справедливость», «справедливое судебное разбирательство» как принципов гражданского судопроизводства.

Все нормативные постановления Верховного Суда основаны на строгом соблюдении принципов и норм как национального, так и международного права, в том числе и принципов справедливости и законности. Так, пункт 1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 20 марта 2003 года №2 «О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства» предусматривает, что судебный акт (решение, определение, постановление, судебный приказ) должен отвечать принципу законности и критериям справедливости и разумности.

Тем не менее представляется, что в целях установления единообразной судебной практики назрела необходимость в разъяснении порядка применения критерия «справедливость» в специальном нормативном постановлении Верховного Суда.

Широкое использование Верховным Судом понятия «справедливость» при вынесении судебных постановлений будет являться позитивным примером для судов нижестоящих инстанций, которые будут ориентироваться на практику высшейсудебной инстанции.

При этом совершенствование применения стандартов справедливого судебного разбирательства будет свидетельствовать о неуклонном выполнении государством международных обязательств в области защиты прав человека при осуществлении правосудия, о реальной независимости судьи, которая, как отметил Глава государства на VII Съезде судей , «базируется на строгом соблюдении закона и уверенности в правильности и справедливости принятого им решения».

Zakon.kz

Zakon.kz

С момента провозглашения государственной независимости Казахстана реализован комплекс мер по совершенствованию правовых механизмов защиты прав и свобод граждан, формированию независимой судебной системы, отвечающей международным правовым стандартам и адекватной современным тенденциям общественно-политической жизни.

Принятым в декабре 1991 года Конституционным законом «О государственной независимости» было предусмотрено осуществление государственной власти в Республике Казахстан на основе принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Позднее этот принцип был закреплен в Конституции 1993 года, утвердившей основные организационные аспекты институционализации судебной власти.

С принятием Конституции 1995 года и Указа Президента, имеющего силу Конституционного закона, «О судах и статусе судей Республики Казахстан», введены принципиально новые положения о правосудии как непосредственной форме осуществления судами государственной власти, о независимости судебных органов от законодательных и исполнительных структур. Закреплено единство судебной системы путем упразднения арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции. Введен порядок назначения судей местных судов Президентом страны и избрания судей Верховного Суда Сенатом Парламента. Предусмотрено образование Высшего Судебного Совета и Квалификационной коллегии юстиции, усилены гарантии независимости судей с укреплением их статуса и роли в системе защиты прав и свобод человека.

Важным достижением судебной реформы стал Указ Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы», которым функции по обеспечению деятельности судов были переданы из ведения Министерства юстиции уполномоченному органу - Комитету по судебному администрированию при Верховном Суде (в последующем функции переданы Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде).

Логическим завершением первого этапа преобразований в судебной системе стало принятие в декабре 2000 года Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», заложившего принципиально новые нормы, определяющие основные элементы судоустройства и порядок работы судов республики.

В соответствии с приоритетами в государственно-правовой сфере, принят ряд мер по дальнейшей модернизации и упрощению судопроизводства, разграничению вопросов правосудия и судебного администрирования, созданию специализированных судов, повышению профессионального уровня судейского корпуса.

Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года образованы специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать судебные споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Успешное функционирование этих судов позитивно отражается на развитии рыночных институтов, инвестиционном режиме в республике.

Дальнейшая специализация судов нашла воплощение в образовании Указом главы государства от 9 сентября 2004 года межрайонных специализированных административных судов, к подсудности которых отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти. Тем самым усилены механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений.

Указом Президента от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В последующем, по Указу главы государства от 4 февраля 2012 года такие суды образованы во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.

Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года института уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который в значительной степени расширяет возможности общественного контроля и непосредственного участия граждан в отправлении правосудия.

На сегодня во всех регионах созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях, в том числе с участием присяжных заседателей, а также специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам.

Одним из важных этапов реформы судебной системы стало принятие в 2005 году Закона о разграничении подсудности, направленного на укрепление роли местных судов, упрощение судопроизводства и усиление роли апелляционных инстанций.

Данным законом из подсудности Верховного Суда было исключено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции. В компетенцию районных судов передана и часть гражданских дел, которая прежде рассматривалась в областных судах.

Очередной этап судебно-правовой реформы ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в Основной закон страны.

Благодаря принятым новеллам, система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования ареста.

В том же году были внесены поправки в Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которым расширены полномочия республиканской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегий судей. Если раньше правом возбуждения дисциплинарного производства в отношении судей были наделены председатели Верховного и областных судов, то теперь эти полномочия переданы дисциплинарно-квалификационным коллегиям судей. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи образован новый орган - Судебное жюри. В последующем, функции дисциплинарно-квалификационных коллегий переданы Судебному жюри, которое является коллегиальным органом, формируемым с учетом представительства судов всех уровней. Это позволило исключить возможность неправового влияния на судей местных судов, обеспечить единообразный подход в оценке их деятельности.

Одним из действенных механизмов реализации принципа независимости судов стало упразднение Квалификационной коллегии юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета. Эта конституционная поправка позволила окончательно обособить суды от исполнительной власти. Одновременно усилена роль Высшего Судебного Совета как единого органа, осуществляющего отбор квалифицированных судейских кадров, а также уполномоченного давать рекомендации на назначение судей судов всех уровней.

Как логическое продолжение системной работы по оптимизации судоустройства, с 1 января 2010 года введен в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы».

Согласно данному Закону, судебная система Казахстана состоит из судов первой инстанции (районные и приравненные к ним суды), апелляционной и кассационной инстанций (областные и приравненные к ним суды), а также надзорной инстанции (Верховный Суд).

Таким образом, в республике выстроена трехзвенная система правосудия с оптимальной организационной структурой, приближенная к нуждам населения и обеспечивающая своевременное и качественное разрешение судебных дел.

Сегодня в Казахстане функционируют 378 судов. Это – Верховный Суд Республики, 17 областных и 360 районных судов, в том числе специализированных (10 военных, 16 экономических, 32 административных, 17 - по уголовным делам и 19 - по делам несовершеннолетних).

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи местных судов назначаются Президентом, а судьи Верховного Суда – избираются Сенатом Парламента. Судьей можно стать при наличии юридического образования, при достижении 25 лет, двухлетнего стажа работы по юридической специальности и сдачи квалификационного экзамена.

Судьи судов всех уровней обладают единым статусом, различаясь только по объему полномочий. Судья выполняет свои обязанности на постоянной основе. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренным законом.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей – такие действия преследуются по закону.

Принципиальное значение для обеспечения объективности судопроизводства имеет введение запрета для судей быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность. Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

В целях упрощения, расширения доступа к правосудию и повышения оперативности рассмотрения дел главой государства 17 февраля 2012 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию». Законом предусмотрено исключение института направления дел на новое судебное рассмотрение, вступление в законную силу судебных актов апелляционной инстанции со дня их оглашения. Кассационное производство предусматривает проверку законности вступивших в законную силу судебных актов. При этом, апелляционное и кассационное разбирательства стали обязательным условием для дальнейшего обращения в Верховный Суд.

Таким образом, на сегодня создана отвечающая условиям демократического правового государства и общепризнанным международным стандартам судебная система, которая обеспечивает должный уровень правовых и социальных гарантий, а также высокую профессиональную ответственность судей за соблюдение конституционных принципов правосудия.

В целях реализации решений VI Съезда судей, состоявшегося в ноябре 2013 года, в ноябре текущего года Президентом страны подписаны, разработанные Верховным Судом, Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур». Положения данных законов направлены на дальнейшее совершенствование судебной системы путем введения ряда новелл, а также корректировок норм, регламентирующих деятельность судов.

В частности, совершенствуются процедуры конкурсного отбора кандидатов в судьи, повышается роль и значение кадрового резерва на судейские должности, при Верховном и областных судах создается отдельный орган, на который будут возложены функции по решению оперативных организационных вопросов.

Закон по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур предусматривает введение упрощенной формы рассмотрения несложных дел искового производства, расширение сферы применения приказного производства, ограничение подсудности Верховного Суда путем установления некоторых категорий дел, не подлежащих пересмотру в порядке судебного надзора.

Законом также вносятся поправки в процессуальное законодательство, позволяющие широко применять информационные технологии в судопроизводстве. В частности, предоставляется возможность подавать заявления в форме электронных документов как в суды первой, так и вышестоящих инстанций, а также право получения копий судебных документов в электронном виде.

Ведется работа над проектом нового Гражданского процессуального кодекса, который сейчас находится на стадии предварительного согласования с заинтересованными государственными органами. Проект предусматривает удобный для участников процесса порядок рассмотрения дел, широкое применение примирительных процедур и использование современных электронных технологий.

Предполагается расширение категорий гражданских дел с обязательным предварительным досудебным порядком разрешения спора. В качестве дополнительных мер по упрощению судебных процедур создается возможность дистанционного исследования доказательств и заслушивания объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи. Планируется расширение круга процессуальных действий, совершаемых в электронном режиме.

Законопроектом вводится в ГПК новая глава, предусматривающая детальную регламентацию процедуры заключения мирового соглашения.

Дальнейшее развитие института медиации, способствующего развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, планируется с введением новой процессуальной фигуры – судьи-медиатора, который в отличие от действующих медиаторов будет осуществлять свою деятельность не на платной основе.

На сегодня в судах осуществляется пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).

В рамках мер по созданию в Казахстане системы административной юстиции, Верховным Судом разрабатываются концепция и проект Административного процессуального кодекса. С принятием этого кодекса связывается повышение роли правосудия в защите прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных актов и действий государственных органов и должностных лиц.

Также Верховным Судом осуществляется работа над проектами Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», направленных на совершенствование механизма пенсионного обеспечения судей.

По итогам изучения зарубежных практик в области оценки качества судебной деятельности, с начала 2014 года в судах республики введена принципиально новая система мониторинга работы судов. Она становится надежным инструментом дальнейшего совершенствования деятельности судов, исключив вероятность какого-либо умаления независимости суда при отправлении правосудия.

В частности, для оценки состояния судебной деятельности применяются социологические опросы различных категорий респондентов, в целях изучения отношения населения к судебной системе и результатам ее функционирования, выяснения степени информированности населения о работе судов, оценки соответствия уровня судебной защиты прав и свобод граждан ожиданиям общественности, изучения эффективности организации деятельности судов.

Так, в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в Казахстане в 2015 году запланировано проведение независимого исследования путем социологического опроса участников судебных процессов в 200 судах республики. Предыдущее аналогичное исследование было проведено в первом полугодии 2012 года Центром исследования правовой политики совместно с Программой развития ООН в Казахстане. В ходе анонимного анкетирования приняло участие 6000 участников судебных процессов в 114 судах всех регионов Республики.

По данным социологического исследования 82,4% участников опроса доверяют судьям, более 80% казахстанцев убеждены в справедливости рассмотрения дела и беспристрастности судьи.

Казахстанская модель мониторинга качества судебной деятельности была успешно презентована на состоявшемся 3-5 сентября 2014 г. в г.Астане совещании председателей Верховных Судом стран – членов Шанхайской организации сотрудничества.

Международными экспертами выражена заинтересованность и дана положительная оценка проводимой работе. При экспертном содействии Программы развития ООН планируется продолжить изучение используемых другими странами систем оценки качества работы судов, на предмет внедрения в судебной системе Казахстана наиболее передовых методик.

Стоит отметить, что Верховным Судом последовательно осуществляется взаимодействие с международными партнерами по всем ключевым направлениям развития. Среди них - Представительство ООН в Казахстане, Программа развития ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация по миграции, Центр ОБСЕ в Астане. Конструктивное партнерство сложилось с Европейским Союзом в рамках инициативы по верховенству права, Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и Фондом международного правового сотрудничества (IRZ), Американской Ассоциацией юристов.

Признанием проводимой государством работы по усилению судебной защиты прав и свобод граждан, явилось принятие судейского сообщества Казахстана в 2012 году полноправным членом Международной Ассоциации судей.

На современном этапе развития судебной системы большое значение придается использованию в судах современных информационных технологий. Результатом начатого 10 лет назад внедрения в судах автоматизированных компьютерных систем, стала эффективно используемая Единая информационно-аналитическая система судебных органов, посредством которой автоматизированы все основные процессы в судах, от распределения судебной нагрузки до ведения судебной статистики. Создана единая электронная база судебных актов, посредством которой осуществляется опубликование судебной информации на интернет-ресурсах судов.

В судах Казахстана активно используются сервисы по приему электронных исков, заявлений о выдаче протокола судебного заседания, замечаний на протокол; возможности электронной почты, единой системы документооборота с государственными органами; электронное извещение участников судебных разбирательств; аудио- видеозапись судебных разбирательств. Проектами законодательных актов предусматривается расширение сферы использования электронных технологий в судебном процессе.

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности судов осуществляется уполномоченным органом - Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде (далее – Департамент), созданным Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» от 17 августа 2010 года.

Департамент в рамках установленных полномочий осуществляет организационное, кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

В целом, об эффективности принятых последовательных мер, направленных на защиту прав, свобод физических и юридических лиц свидетельствует улучшение позиций Республики Казахстан в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по индикатору «Независимость судов».

Если в 2011 году в данном рейтинге Казахстан занимал 111-е место, то по итогам 2014 года позиции республики улучшились на 25 пунктов, она переместилась на 86-е место.

Дальнейшие меры по последовательному укреплению независимости судебной системы, обеспечению эффективности и доступности правосудия направлены на формирование судебной системы, отвечающей всем общепризнанным современным международным стандартам.

Различие судебных зданий и всех государственных органов Республики Казахстан различаются по символам государственной власти.

На зданиях и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный флаг Республики Казахстан и помещается изображение Государственного герба Республики Казахстан. Для судей Республики Казахстан предусмотрена специальная форма одежда «Мантия» в которых они осуществляют правосудие.

Судебная власть - это один из видов государственной власти.

Конституционный закон РК от 25.12.2000 г. «О судебной системе и статусе судей РК», которым обеспечиваются конституционные нормы (раздел 7 ст.ст.75 - 84 КРК), указывает (ст.1), что судебная власть в РК принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

Судебная власть осуществляется от имени РК и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции РК, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров республики.

Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных или иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами республики.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела, с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и Закону.

По действующей Конституции РК судебная система подвергалась значительному реформированию, нет теперь ни Конституционного суда, ни Высшего Арбитражного суда. Судами республики являются Верховный Суд и местные суды республики (областные, городские, районные).

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

На практике не исключается арбитражное судопроизводство, но оно рассматривается как разновидность гражданского. Так, конституционный закон РК от 25.12.2000 г., с принятием которого утратил силу Указ Президента, имеющий силу закона «О судах и статусе судей в РК» от 20.12.1995 г, закрепил дальнейшее совершенствование судебно-правовой реформы в стране. Основная цель при этом:

- расширение полномочий Председателя Верховного Суда;

- повышение правового статуса судей и их социального обеспечения.

Этим же законом предусмотрено образование в областных судах и Верховном Суде надзорных коллегий и пленарных заседаний вместо президиумов Верховного Суда.

Данное нововведение осуществлено в целях приведения в соответствии с нормой Конституции РК, которой не установлены такие органы, как президиумы.

Указом Президента РК от 17.08.2010 г. № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в РК» упразднен Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде РК с передачей функций и полномочий по: исполнению исполнительных документов, а также функций по организационному, материально - техническому обеспечению и иному обеспечению деятельности областных, районных и приравненных к ним судов, организационному и методическому руководству деятельностью судебных приставов вновь образованному Департаменту по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде.

Словом, правосудие в судах будет осуществляться только указанными в Конституции судебными органами - коллегиями. Пленарные заседания судов не наделяются правом отправления правосудия, они решают общие организационные вопросы в деятельности суда.

Для унификации судопроизводства в законе также закреплено объединение хозяйственных и гражданских коллегий в судах республики. Упраздняется военная коллегия в Верховном Суде.

Кроме того, усилены гарантии независимости судей.

Так, если ранее правом возбуждения дисциплинарных дел в отношении судьи обладали судебные органы и органы Министерства юстиции, то в новой редакции это право принадлежит только Председателю Верховного Суда (в отношении всех судей республики) и председателю областного суда (в отношении судей данной области).

На обеспечение прозрачности и гласности процедуры назначения на должность судьи направлены нормы, предусматривающие осуществление отбора кандидатов на должности судей районных и областных судов на конкурсной основе, соответственно, и высшим судебным советом.

Представление кандидатур на вакантные должности председателей коллегии и судей Верховного Суда, председателей коллегии местных судов, а также внесение представлений по прекращению полномочий судей республики отнесены к исключительной компетенции Председателя Верховного Суда.

Для улучшения качественного состава судебного корпуса устанавливаются новые дополнительные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, - обязательное прохождение стажировки лиц, успешно сдавших квалификационный экзамен.

В законе существенно расширены полномочия дисциплинарно - квалификационных коллегий, которые будут рассматривать не только дисциплинарные дела, но и вопросы прекращения полномочий судей в случае невыполнения ими требований, предъявляемых к судье, в том числе и за нарушения норм судебной этики. Это свидетельствует об ужесточении требования к судьям.

Итак, первичная фильтрация кандидатов в судьи, оценка их деловых, профессиональных и личностных качеств - такова система отбора и определения кандидатов для назначения судьей.

Высший эшелон судебной власти (Председатель Верховного суда, его заместители, председатели коллегии Верховного суда и судьи Верховного суда избираются Сенатом Парламента РК, по представлению Президента РК, основанному на рекомендации Высшего судебного Совета (ст. 82 КРК), а нижестоящие судьи назначаются главой государства, по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на рекомендации Высшего судебного совета.

В тоже время в Конституции РК подчеркивается (ст. 79) постоянство работы судей, независимость которых защищается Конституцией РК и законом.

Судьями могут быть граждане республики, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 2 лет и сдавшие квалификационный экзамен, успешно прошедший стажировку. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов республики.

Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Высший судебный совет возглавляется Председателем и состоит из Председателя Конституционного совета, Председателя Верховного Суда, Генерального Прокурора, Министра юстиции, депутатов Сената, судей и других лиц, назначаемых Президентом Республики.

Статус, порядок формирования и организация работы Высшего судебного совета определяется Основным Законом государства (ст.82).

Принципы правосудия, установленные Конституцией РК (ст.77), являются общими и едиными для всех судов и судей республики. Обращает внимание п.3 «презумпция невиновности».

1. лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;

2. никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3. никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4. в суде каждый имеет право быть выслушанным;

5. законы, устанавливающие им усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие его их положение, обратной силы не имеет. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

6. обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7. никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом, священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповедь;

8. любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9. не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом, никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10. применение уголовного закона по аналогии не допускается. Есть и отраслевые принципы, вытекающие из конституционных, т.е. по вопросам отправления правосудия по конкретным делам судьи не подотчетны; судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и законам РК; какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.78 РК).

Установлена уголовная ответственность за незаконное вмешательство в расследование или рассмотрение дел, а также за угрозу по отношению к лицу, производившего дознание, следователю, прокурору, судье.

Суды не вправе применять законы и иные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным (ст. 78).

Из числа конституционных принципов подлежит отнести к области правосудия и право человека и гражданина на пользование квалификационной юридической помощью.

В соответствии со ст.16 п.3 Основного Закона РК каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступлений имеет право пользоваться помощью адвоката с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения.

Наряду с конституционными принципами, так называемой «презумпцией невиновности», есть и отраслевые принципы правосудия:

Один из важнейших принципов, характерных для реально демократического государства - равенство граждан перед законом и судом.

Равенство перед законом - это одинаковое применение положений, закрепленных законодательством, ко всем гражданам.

Равенство перед судом означает наделение всех граждан, предстающих перед судом, в том числе или ином качестве, равными процессуальными правами и обязанностями, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности.

Состязательность как принцип правосудия означает такое построение этого вида государственной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих лиц по отстаиванию своих прав и законных интересов. Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда стороны могут активно и на равных доказывать свою правоту, излагать свои доводы, давать свое толкование фактов, событий и доказательств.

Гласность рассмотрения дел - это открытое судебное разбирательство во всех судах и провозглашение решений, приговоров и постановлений публично.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во - первых, на предписания ст. 4 КРК, содержащей категорические правила о том, что:

а. Конституция РК имеет высшую юридическую силу;

б. Ее нормы имеют прямое действие на всей территории РК;

в. законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые в РК, не должны противоречить ее Основному Закону, т.е. Конституции РК.

А во - вторых, вопрос о действии принципов правосудия не может быть решен без учета провозгласившей Конституцией РК признания составной частью действующего права в РК, ее правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, имеющих приоритет перед законами и применяются непосредственно. При этом если международным договором РК установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

И последнее, специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимно связаны.

Например, принцип гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в гражданском процессе, не могли бы быть реализованы, если бы гражданский процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства.

Таким образом, исходя из выше изложенного, следует вывод о том, что судебная власть - это самостоятельный вид государственной власти, принадлежащий только судам, она исключительна, независима, самостоятельна и обособлена.

Процессуальный порядок деятельности, осуществление полномочий путем судопроизводства, подзаконность - являются важнейшими признаками судебной власти.

Суд - специально образованный орган государственной власти, его деятельность основана на законе и состоит, в определенном смысле, в оценке той или иной жизненной ситуации с позиции права, закона.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: