Принципы правосудия в чехии

Обновлено: 19.04.2024

Чешское право , часто называемое правовым порядком Чешской Республики ( právní řád České republiky ), представляет собой систему правовых норм, действующих в Чешской Республике и членом которой она является в международном сообществе. Чешская правовая система относится к германской ветви континентальной правовой культуры ( гражданского права ). Основные области публичного и частного права делятся на отрасли, среди которых гражданское, уголовное, административное, процессуальное и трудовое право, и систематически кодируются.

Письменный закон является основой правового порядка, а наиболее важным источником права являются: правовые нормы ( акты парламента , а также делегированные законодательные акты ), международные договоры (после их ратификации парламентом и обнародования ) и т. Д. выводы Конституционного суда Чешской Республики , в котором статут или его часть были признаны неконституционными . Он опубликован в периодически опубликованной Sbírka zákonů , сокращенно Sb. («Сборник законов», «Сб.») И Sbírka mezinárodních smluv , сокращенно Sb. ms («Сборник международных договоров»).

Система закона и правосудия в Чешской Республике постоянно развивалась после смены режима в 1989 году . В 1993 году была принята Конституция Чешской Республики , которая постулирует верховенство закона , очерчивает структуру и принципы демократического правления и декларирует права человека и права гражданина. С 2004 года членство в ЕС означает приоритет права Европейского Союза над чешским в некоторых областях. Недавно в 2010 году вступил в силу совершенно новый Уголовный кодекс, а в 2014 году - Гражданский кодекс.

Содержание

Источники права

Источники чешского права (в этом иерархическом порядке):

  • Конституция ( stava ) и конституционные акты ( ústavní zákony )
  • международные договоры, ратифицированные парламентом ( mezinárodní smlouvy ratifikované parlamentem )
  • законы, принятые парламентом ( zákony přijaté parlamentem ), опубликованные решения Конституционного суда
  • производное законодательство: правительственные приказы ( nařízení vlády ) и уведомления министерств ( vyhlášky ministerstev ); законодательные акты органов территориального самоуправления: региональные постановления ( krajské vyhlášky ) и муниципальные постановления ( obecní vyhlášky )

Парламентские акты и другие правовые нормы вступают в силу в день их обнародования (опубликования) в официальном Собрании законов ( Sbírka zákonů , сокращенно Sb. - Coll. - при ссылке на статуты), хотя они могут вступить в силу в Поздняя дата. Международные договоры также публикуются в Сборнике международных договоров ( Sbírka mezinárodních smluv , сокращенно Sb. Ms ).


Конституционное право

Чешская конституция написана и состоит из нескольких конституционных актов (один из них - Конституция Чешской Республики ), вместе они известны как конституционный порядок Чешской Республики ( ústavní pořádek ).

Конституцию можно рассматривать как укоренившуюся , поскольку конституционные законы труднее принимать, изменять, дополнять или отменять, чем обычные законы страны. Специальное большинство (конституционное большинство) требуется трех пятых всех депутатов и квалифицированного большинства в три пятых всех присутствующих сенаторов. Это должно способствовать преемственности и стабильности политической системы.

Наиболее важные конституционные акты:

  • Конституционный закон № 1/1993 Coll. Конституция Чешской Республики
  • Постановление № 2/1993 Coll. [. ] включая Хартию основных прав и свобод [. ]
  • Конституционный закон № 110/1998 Coll. о безопасности Чешской Республики
  • Конституционный закон № 347/1997 Coll. о создании высших территориальных единиц самоуправления

Конституция Чешской Республики 1992 года провозглашает суверенитет (самоуправление) народа и ценности свободы и демократии. Он определяет разделение трех полномочий в системе сдержек и противовесов . Он дает законодательную власть всенародно избранному чешскому парламенту, состоящему из двух палат: палаты депутатов и сената . Исполнительная власть разделена между президентом и премьер-министром . Он описывает функционирование судебной системы , особенно Конституционного суда . Созданы еще два учреждения - Чешский национальный банк и Главное контрольно-ревизионное управление .

Хартия основных прав и основных свобод ( Listina základních Правдин svobod ) является билль о правах документирует , принятый в 1991 году Чехословацкой Федеративной Республики . В Чешской Республике он сохранился в целом и является частью конституционного строя (т.е. имеет ту же юридическую силу, что и Конституция). Он постулирует неприкосновенность естественных прав человека и основных свобод, а также (политических) прав граждан, равенство перед законом, права меньшинств и так далее.

В феврале 2012 года в Конституцию были внесены серьезные изменения, в результате чего президент Чешской Республики провел неоднозначное всенародное голосование :

Международные договоры

При вступлении в Европейский Союз Чешская Республика обязалась уважать принцип верховенства европейского права над чешским в определенных областях.

Устав, принятый Парламентом

Основные разделы чешского права систематизированы.

Уголовное право

Наиболее важные законодательные акты в области уголовного правосудия:

  • Закон № 40/2009 Coll. Об Уголовном кодексе.
  • Закон № 141/1961 Coll. Об Уголовно-процессуальном кодексе.
  • Закон № 218/2003 Coll. Об уголовном правосудии в отношении несовершеннолетних.

С 2010 года чешское уголовное право регулируется в основном, но не только, Законом об Уголовном кодексе 2009 года ( trestní zákoník ), который кодифицирует материальное уголовное право. Всеобъемлющим нормативным актом уголовного судопроизводства является Закон 1961 года об Уголовно-процессуальном кодексе ( trestní řád ). Эти два кодекса дополняются Законом 2003 года об уголовном правосудии в отношении несовершеннолетних, который касается предполагаемых правонарушителей в возрасте от 15 (порог уголовной ответственности, а также возраст законного согласия ) до 17 лет.

До 2009 года действовавший статут Уголовного кодекса был принят еще в 1961 году. Несмотря на многочисленные поправки, внесенные с 1989 года, он по-прежнему соответствовал коммунистической идеологии, ориентированной на наказание предполагаемых врагов социалистического режима. В рамках усилий по всесторонней реформе закона и правосудия была написана новая кодификация. Министерство юстиции объявило это «тщательно продуманной работой, основанной на опыте и знаниях передового эксперта в области уголовного права», которую можно с гордостью сравнить с современными уголовными кодексами других демократических стран.

Целью кодификации 2009 года было приведение системы уголовного правосудия в соответствие с остальной Европой. Основным изменением, внесенным кодексом, стал переход от материального к формальному пониманию уголовного преступления. Еще одна вещь, которую имели в виду юристы, составлявшие кодекс 2009 года, и выразили это в области тарифов на вынесение приговоров, - это новый баланс наказания и реабилитационного воздействия на преступника. С одной стороны, мы видим приговоры за тяжкие преступления ( злочин ), предусматривающие наказание в виде наказания на срок не менее 5 лет. С другой стороны, недавно созданная категория проступков ( přečin ) вводит множество общественных приговоров ( alternativní tresty ), включая возмездие сообщества ( veřejně prospěšné práce ) или домашний арест ( domácí vězení ). Кодекс также запрещает допинг.

Менее серьезные нарушения закона называются правонарушениями ( přestupek ). Обычно это не рассматривается в судах, а наказывается либо полицией на месте, либо в рамках процедуры перед комитетом при местном или муниципальном органе власти, а иногда и в другом административном органе. Результатом не является обвинительный приговор, и такое наказание не повредит судимости преступника. Как и в случае с другими административными актами, результат этой процедуры может быть обжалован в процессе административного правосудия. Типичный пример нарушения чешского законодательства - это правонарушения, связанные с вождением. (В мире общего права действия, попадающие в эту категорию, будут классифицироваться как правонарушения в порядке суммарного производства .)

С 2012 года чешское законодательство также признает уголовную ответственность корпораций за правонарушения, совершенные сотрудниками корпорации, действующей от ее имени, по указанию совета директоров или другого представителя компании или в результате бездействия. В таких случаях не только физические лица будут привлечены к ответственности, но и корпорация может быть привлечена к ответственности за одно и то же преступление и наказана множеством мер, начиная от определенных судебных запретов, вплоть до штрафов и конфискации, до ликвидации компании.

  • Закон № 418/2011 Coll. Об уголовной ответственности юридических лиц и судебном преследовании против них.

Гражданский закон

Основными положениями, регулирующими эту сферу, являются:

  • Закон № 89/2012 Coll. Гражданский кодекс
  • Закон № 99/1963 Coll. Гражданский процессуальный кодекс
  • Закон № 500/2004 Coll. Кодекс об административном судопроизводстве

Постановление о гражданском кодексе, вступившее в силу с 1 января 2014 года, является результатом одиннадцатилетней работы комитета по перекодификации Министерства юстиции . Вместе с Законом о коммерческих корпорациях и Законом о международном частном праве он представляет собой полную перекодификацию частного права в Чешской Республике. Он вводит новое и современное регулирование отношений, регулируемых гражданским правом, с упором на права личности, свободу воли / больший выбор при написании завещания или единое регулирование обязательственного права.

Прецедентное право

Теоретически прецедентное право не определяется как источник права в Чешской Республике. Несмотря на это, решения судов, а именно верховных судов и Конституционного суда, имеют значительное влияние на чешскую правовую систему с 1989 года. Выводы Конституционного суда считаются источником права и являются обязательными для общих судов. Если суд низшей инстанции должен вынести решение против «последовательных решений» Верховного суда по вопросам права, он должен дать подробное обоснование, и это часто может быть причиной для успешной апелляции. Эта система в значительной степени основана на собственном толковании Конституции судебной властью, утверждающем, что она обеспечивает гражданам предсказуемость и справедливость. Наиболее важные решения обоих судов опубликованы в официальном Сборнике законов.

История


В чешских землях процесс формирования современного законодательства восходит к эпохе просвещенного абсолютизма , когда они были ядром Австрийской империи . Реформы правительства были в значительной степени делом рук императрицы Марии Терезии и ее сына Иосифа II , которые участвовали в создании первого гражданского кодекса страны в 1787 году, названного Josephinisches Gesetzbuch . Это было предшественником всеобъемлющей кодификации гражданского права в 1811 году, известной как Allgemeines bürgerliches Gesetzbuch (ABGB). ABGB была получена в 1918 году Чехословакией среди других государств-преемников, но только для чешских земель (Богемия, Моравия и австрийская Силезия), в то время как Словакия сохранила обычное право Венгрии. Этот австрийский закон, хотя и обновлялся много раз, сохранялся в Чехословакии вместе с правовой двойственностью до 1950 года, когда был обнародован «Средний гражданский кодекс», который вскоре был заменен Гражданским кодексом 1964 года, который будет действовать до «Новый Гражданский кодекс», принятый в 2009 году, вступит в силу в 2014 году.

Следуя примеру своих просветительских предшественников, Constitutio Criminalis Josephina 1707 года и Constitutio Criminalis Theresiana 1768 года, наиболее важные уголовные кодексы Чехословакии были приняты в 1950, 1961 и 2009 годах.

История чехословацкой конституционности начинается с образования независимой Чехословакии на руинах Австро-Венгрии . В 1918 году была поспешно принята Временная конституция Чехословакии, в соответствии с которой была учреждена республика с ее президентом и временным парламентом. Чехословацкий Конституция 1920 сменившая ее, вдохновленный западных демократических конституций, и, спорно, допустив народ чехословацкой . Так продолжалось во время Первой республики и Второй мировой войны. В 1948 году после коммунистического переворота была принята так называемая Конституция 9 мая, в которой были сохранены некоторые демократические институты (права человека, частичное разделение трех властей, независимая судебная система), хотя политическая реальность страны радикально от нее отошла. . 1960 Конституция Чехословакии , под влиянием советской конституции, часто название «Социалистическая конституция». Он изменил название страны на Чехословацкую Социалистическую Республику и определил социалистический, а не демократический характер государства и ввел ведущую роль Коммунистической партии Чехословакии . Конституция 1960 г. оставалась в силе до 1992 г., хотя в 1968 г. она была существенно изменена Конституционным законом о Чехословацкой Федерации - это преобразовало унитарное государство в федерацию Чешской Социалистической Республики и Словацкой Социалистической Республики . Дальнейшие радикальные изменения были приняты после смены режима в 1989 году , но они оказались недолговечными, так как в 1992 году Конституция Чешской Республики была обнародована после раздела Чехословакии и вступила в силу в 1993 году.

Судебные органы Чехии изложены в Конституции, которая определяет суды как самостоятельные институты в конституционных рамках системы сдержек и противовесов .

Четвертая глава Конституции Чешской Республики посвящена определению роли судебной власти в Чешской Республике. В нем говорится, что основной функцией судов является защита прав в порядке, определенном законодательством , и на них возлагается исключительная ответственность за установление вины и наложение наказаний за уголовные преступления. Суды считаются независимыми, хотя их администрация находится в руках Министерства юстиции .

Чешские суды возглавляют профессиональные судьи , которые пожизненно назначаются президентом и, как правило, не могут быть отозваны или переведены против их воли.

Чешская Республика имеет четырехуровневую систему судов и двух инстанций.

Большинство судов высшей инстанции находятся в Брно ; это должно уравновесить концентрацию власти в столице ( прагоцентризм ).

СОДЕРЖАНИЕ



"Постановление от имени республики" ( Rozsudek jménem republiky ) Областного суда в Праге по гражданскому делу



Хотя общие черты изложены в Конституции и Хартии основных прав и свобод , организация судебной системы подробно описана в Законе № 6/2002 Coll. о судах и судьях.

Четыре уровня чешских кортов:

  1. 2 верховных суда ( nejvyšší soudy ) - один для обычных и один для административных дел
  2. 2 высоких суда ( vrchní soud ) - один в Праге и один в Оломоуце
  3. 8 региональных судов ( krajské soudy )
  4. 86 районных судов ( okresní soudy )

Есть три разных юрисдикции:

  • суды общей юрисдикции
  • административные суды
  • Конституционный суд Чешской Республики

Последние два являются специализированными юрисдикциями - если вопрос не возложен на них конкретно (законодательством), он будет рассматриваться в судах общей юрисдикции.

Конституционный суд

Конституционный суд Чешской Республики ( Ústavní soud České republiky ) не входит в структуру общих судов. Его статус и полномочия закреплены непосредственно в Конституции Чешской Республики . Это судебный орган, отвечающий за конституционность и защиту основных прав и свобод человека, вытекающих из конституционного строя Чешской Республики, и гарантирующий конституционный характер осуществления государственной власти.

Этого он достигает главным образом за счет своего права аннулировать законы (или их части), если они противоречат конституционному строю (наиболее важным из них является Конституция и Хартия основных прав и свобод). Это связано с тем, что законы, которые являются частью конституционного строя, являются законодательными актами высшей силы, для их принятия также требуется особое большинство в парламенте. Любое другое законодательство является подчиненным. Этот процесс называется судебным надзором . С этим связано право суда принимать решение о соответствии международного договора конституционному порядку до его ратификации.

Местонахождение суда находится в Брно .

Обычные суды

Как уголовное, так и гражданское дело может быть возбуждено либо в районном, либо в районном суде ; Другими словами, районные и областные суды действуют как суды первой инстанции. Например, при рассмотрении уголовных дел районные суды обычно рассматривают дела в первой инстанции. Однако, если наказание за данное преступление превышает 5 лет, дело будет рассматриваться областным судом как судом первой инстанции.

Границы юрисдикции районных судов не совпадают с границами административных округов .

Из двух высших судов один находится в Праге и имеет юрисдикцию над Богемией , а другой - в Оломоуце с юрисдикцией в отношении Моравии и Силезии . Естественно, они будут рассматривать апелляцию по делу, рассматриваемому в первой инстанции областным судом.

Верховный суд ЧР ( Nejvyšší СОУД České Republiky ), сидя в Брно, является высшим судебным органом как в гражданских ( в том числе коммерческих ) и уголовным делам, по вопросам, отнесенным к компетенции Конституционного Суда или Высшего административного кроме Суд. Как суд третьей инстанции работает по принципам кассационной (пересмотра) и апелляционной инстанции.

Административные суды

Чешская административная судебная система (správní soudnictví) состоит из двух уровней. Нижняя состоит из специализированных административных палат в региональных судах , которые действуют как суды первой инстанции. Судом второй и последней инстанции является Высший административный суд Чешской Республики ( Nejvyšší správní soud České republiky ), расположенный в Брно, который, как следует из названия, занимается исключительно административным правосудием.

Вопросы, входящие в компетенцию административных судов, включают дела, связанные с выборами, регистрацией политических партий и движений, а также действия по вопросам компетенции между государственными органами .

Должностные лица

Наиболее важными персонажами во всех судебных процессах являются профессиональные судьи ( soudce ) и адвокаты ( advokát ), в уголовных процессах также государственные обвинители ( státní zástupce ), а иногда и народные заседатели ( přísedící ). Обратите внимание, что существуют и другие юридические профессии, непосредственно не участвующие в судебных разбирательствах - нотариусы ( notář ) и судебные приставы ( soudní exekutor ).

Судить

Судья ( soudce ) действительно является центральной фигурой чешской судебной системы, поскольку только его положение определяется самой Конституцией. В чешских судах нет присяжных, и судья (или коллегия судей) решает и приговор, и приговор.

Чешская Республика имеет систему профессиональных судей. Конституция гласит, что судьи назначаются пожизненно президентом республики и, как правило, не могут быть отозваны. Назначения, представленные министром юстиции, должны быть подписаны премьер-министром. Конституция требует, чтобы судья был выпускником юридического факультета, полностью добросовестным человеком (без судимости) и заявляет, что эта должность несовместима с политическими функциями. Дальнейшие правила определяют, что ему должно быть не менее 30 лет и он должен пройти трехлетнюю специализированную подготовку в судах.

Поскольку судебная власть должна быть защищена от влияния исполнительной и законодательной властей, все дисциплинарные вопросы судей (а также государственных обвинителей) должны решаться самой судебной властью, в частности, дисциплинарными палатами Верховного административного суда.

Репутации судей не способствует тому, что около 1000 из них были членами Коммунистической партии до 1989 года , согласно списку, опубликованному Министерством юстиции. В социалистической правовой системе закон и судьи были инструментами государства, предназначенными для наказания своих врагов.

Общественный обвинитель

Единственным органом, который может возбудить уголовное дело, является государственный обвинитель. Бюро государственных обвинителей ( státní zastupitelství ) является частью Министерства юстиции .

Адвокат

Все лица с юридическим образованием, представляющие интересы в суде (а также предоставляющие консультации и другие услуги), называются адвокатами . Чтобы иметь право заниматься юридической практикой в ​​Чешской Республике, адвокат должен сначала получить степень магистра на юридическом факультете, будущий адвокат должен пройти трехлетнюю профессиональную подготовку, увенчанную сдачей экзамена на адвоката . Затем он должен стать членом Чешской коллегии адвокатов ( Česká advokátní komora ). Допускаются также члены аналогичных органов в других странах-членах ЕС.

Непрофессиональный судья

Непрофессиональные судьи заседают с профессиональным судьей в первой инстанции неспециализированного судебного разбирательства. Они назначаются местными советами; муниципальными советами ( zastupitelstvo obce ) в районных судах и региональными советами ( zastupitelstvo kraje ) в районных судах. Этот институт в целом является чем-то вроде пережитка коммунистической идеи популяризации правосудия.

Закон

Чешская Республика имеет правовую систему континентального типа, уходящую корнями в германскую правовую культуру. Основной источник права - писаная законодательная власть. Его основные направления систематически кодифицируются, в основном в Гражданском кодексе и Уголовном кодексе. Форма судебного разбирательства предусмотрена Уголовным, Гражданским и Административным кодексами. Юридическая сила различных чешских правовых источников является иерархической.

Процедура

Судебные разбирательства носят устный и открытый характер, за исключением установленных законом (ювенальная юстиция и т. Д.) Процедура основана на инквизиционной систему с особенностями состязательности. Нет жюри.

Что касается уголовного судопроизводства , то главным постановлением является Закон № 141/1961 Coll., Уголовно-процессуальный кодекс. В главе, посвященной подготовительной процедуре, описывается роль органов, участвующих в уголовном процессе ( orgány činné v trestním řízení , а именно полиция, прокурор и суд) при подготовке обвинения, такой как опрос свидетелей и сбор доказательств. В главе о судебном разбирательстве излагаются процедуры предъявления обвинения , судебного разбирательства и апелляции . Несмотря на то, что кодекс действует с 1961 года, с 1989 года в него много раз вносились поправки, в которые были добавлены радикально новые функции, такие как заключение сделки о признании вины (в 2012 году). В Законе № 218/2003 Coll. Об уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних предусмотрена отдельная процедура для несовершеннолетних.

Гражданский процесс регулируется рядом законодательных актов, самое главное закона. № 99/1963 Coll., Гражданский процессуальный кодекс.

Административная юстиция рассматривает претензии физических и юридических лиц, которые ищут защиты от незаконных решений или действий государственных органов. Хотя во многих отношениях процедура аналогична гражданскому процессу, процедура административного суда отличается тем, что ответчиком здесь является не субъект частного права, а государственный орган. Такому государственному органу, не являющемуся юридическим лицом, нельзя было предъявить иск в ином случае. Административные дела обычно рассматриваются региональными судами в соответствии с процедурой, изложенной в Законе. № 150/2002, Кодекс административного судопроизводства.

Помилование и амнистия

Чешский президент наделен Конституцией внесудебным правом вмешиваться в уголовное судопроизводство до, во время и после суда. Он может «помиловать и смягчить наказание, наложенное судом, запретить возбуждать уголовное дело и приостановить его, если оно уже возбуждено, а также отменить приговоры» (как будто их никогда не было). Когда он делает это массово, это называется амнистией. Эту прерогативу несколько раз использовал Вацлав Гавел , чтобы подчеркнуть разрыв с социалистическим режимом до 1989 года.

В 2013 году Вацлав Клаус амнистировал около трети заключенных, разочаровав общественность и вызвав критику со стороны многих, в том числе старших судей. В центре разногласий оказалось прекращение серьезных дел о мошенничестве, когда судебные разбирательства тянулись более восьми лет. Защищая этот шаг, Клаус упомянул критику со стороны ЕС за длительные судебные разбирательства. Его критики, с другой стороны, утверждали, что он без нужды прерывает отправление правосудия в сложных, громких делах о серьезных финансовых преступлениях, пагубной приватизации и коррупции. Сенат подал в Конституционный суд иск против президента по обвинению в государственной измене. Однако Конституционный суд отклонил обвинения в государственной измене на том основании, что Клаус не может быть обвинен в конституционных нарушениях, учитывая тот факт, что обвинения были предъявлены накануне окончания срока Клауса.

Анализ и критика

Доступ к правосудию

В отчете Агентства Европейского Союза по основным правам Чешская Республика критикуется в основном за расходы и длительность судебных разбирательств, что является долгосрочной и повальной проблемой. В нем говорится: "Например, в Чешской Республике, где предполагается, что значительная продолжительность судебного разбирательства демотивирует жертв дискриминации, средняя продолжительность гражданского судопроизводства в одном регионе может длиться несколько лет, а в другом - всего несколько месяцев". Другой." Также говорят, что это самая частая проблема в ЕС. Другие упомянутые вопросы заключаются в том, что юридической помощи недостаточно (готовится новый закон), а также в несовершенном Законе о борьбе с дискриминацией, который, среди прочего, предусматривает обратное бремя доказывания в делах о борьбе с дискриминацией.

В отчетах Amnesty International о состоянии прав человека неоднократно упоминается дискриминация цыган, особенно в сфере образования.

Чешское право , часто называемое правовым порядком Чешской Республики ( právní řád České republiky ), представляет собой систему правовых норм, действующих в Чешской Республике и членом которой она является в международном сообществе. Чешская правовая система относится к германской ветви континентальной правовой культуры ( гражданского права ). Основные области публичного и частного права делятся на отрасли, среди которых гражданское, уголовное, административное, процессуальное и трудовое право, и систематически кодируются.

Письменный закон является основой правового порядка, а наиболее важным источником права являются: правовые нормы ( акты парламента , а также делегированные законодательные акты ), международные договоры (после их ратификации парламентом и обнародования ) и т. Д. выводы Конституционного суда Чешской Республики , в котором статут или его часть были признаны неконституционными . Он опубликован в периодически опубликованной Sbírka zákonů , сокращенно Sb. («Сборник законов», «Сб.») И Sbírka mezinárodních smluv , сокращенно Sb. ms («Сборник международных договоров»).

Система закона и правосудия в Чешской Республике постоянно развивалась после смены режима в 1989 году . В 1993 году была принята Конституция Чешской Республики , которая постулирует верховенство закона , очерчивает структуру и принципы демократического правления и декларирует права человека и права гражданина. С 2004 года членство в ЕС означает приоритет права Европейского Союза над чешским в некоторых областях. Недавно в 2010 году вступил в силу совершенно новый Уголовный кодекс, а в 2014 году - Гражданский кодекс.

Содержание

Источники права

Источники чешского права (в этом иерархическом порядке):

  • Конституция ( stava ) и конституционные акты ( ústavní zákony )
  • международные договоры, ратифицированные парламентом ( mezinárodní smlouvy ratifikované parlamentem )
  • законы, принятые парламентом ( zákony přijaté parlamentem ), опубликованные решения Конституционного суда
  • производное законодательство: правительственные приказы ( nařízení vlády ) и уведомления министерств ( vyhlášky ministerstev ); законодательные акты органов территориального самоуправления: региональные постановления ( krajské vyhlášky ) и муниципальные постановления ( obecní vyhlášky )

Парламентские акты и другие правовые нормы вступают в силу в день их обнародования (опубликования) в официальном Собрании законов ( Sbírka zákonů , сокращенно Sb. - Coll. - при ссылке на статуты), хотя они могут вступить в силу в Поздняя дата. Международные договоры также публикуются в Сборнике международных договоров ( Sbírka mezinárodních smluv , сокращенно Sb. Ms ).


Конституционное право

Чешская конституция написана и состоит из нескольких конституционных актов (один из них - Конституция Чешской Республики ), вместе они известны как конституционный порядок Чешской Республики ( ústavní pořádek ).

Конституцию можно рассматривать как укоренившуюся , поскольку конституционные законы труднее принимать, изменять, дополнять или отменять, чем обычные законы страны. Специальное большинство (конституционное большинство) требуется трех пятых всех депутатов и квалифицированного большинства в три пятых всех присутствующих сенаторов. Это должно способствовать преемственности и стабильности политической системы.

Наиболее важные конституционные акты:

  • Конституционный закон № 1/1993 Coll. Конституция Чешской Республики
  • Постановление № 2/1993 Coll. [. ] включая Хартию основных прав и свобод [. ]
  • Конституционный закон № 110/1998 Coll. о безопасности Чешской Республики
  • Конституционный закон № 347/1997 Coll. о создании высших территориальных единиц самоуправления

Конституция Чешской Республики 1992 года провозглашает суверенитет (самоуправление) народа и ценности свободы и демократии. Он определяет разделение трех полномочий в системе сдержек и противовесов . Он дает законодательную власть всенародно избранному чешскому парламенту, состоящему из двух палат: палаты депутатов и сената . Исполнительная власть разделена между президентом и премьер-министром . Он описывает функционирование судебной системы , особенно Конституционного суда . Созданы еще два учреждения - Чешский национальный банк и Главное контрольно-ревизионное управление .

Хартия основных прав и основных свобод ( Listina základních Правдин svobod ) является билль о правах документирует , принятый в 1991 году Чехословацкой Федеративной Республики . В Чешской Республике он сохранился в целом и является частью конституционного строя (т.е. имеет ту же юридическую силу, что и Конституция). Он постулирует неприкосновенность естественных прав человека и основных свобод, а также (политических) прав граждан, равенство перед законом, права меньшинств и так далее.

В феврале 2012 года в Конституцию были внесены серьезные изменения, в результате чего президент Чешской Республики провел неоднозначное всенародное голосование :

Международные договоры

При вступлении в Европейский Союз Чешская Республика обязалась уважать принцип верховенства европейского права над чешским в определенных областях.

Устав, принятый Парламентом

Основные разделы чешского права систематизированы.

Уголовное право

Наиболее важные законодательные акты в области уголовного правосудия:

  • Закон № 40/2009 Coll. Об Уголовном кодексе.
  • Закон № 141/1961 Coll. Об Уголовно-процессуальном кодексе.
  • Закон № 218/2003 Coll. Об уголовном правосудии в отношении несовершеннолетних.

С 2010 года чешское уголовное право регулируется в основном, но не только, Законом об Уголовном кодексе 2009 года ( trestní zákoník ), который кодифицирует материальное уголовное право. Всеобъемлющим нормативным актом уголовного судопроизводства является Закон 1961 года об Уголовно-процессуальном кодексе ( trestní řád ). Эти два кодекса дополняются Законом 2003 года об уголовном правосудии в отношении несовершеннолетних, который касается предполагаемых правонарушителей в возрасте от 15 (порог уголовной ответственности, а также возраст законного согласия ) до 17 лет.

До 2009 года действовавший статут Уголовного кодекса был принят еще в 1961 году. Несмотря на многочисленные поправки, внесенные с 1989 года, он по-прежнему соответствовал коммунистической идеологии, ориентированной на наказание предполагаемых врагов социалистического режима. В рамках усилий по всесторонней реформе закона и правосудия была написана новая кодификация. Министерство юстиции объявило это «тщательно продуманной работой, основанной на опыте и знаниях передового эксперта в области уголовного права», которую можно с гордостью сравнить с современными уголовными кодексами других демократических стран.

Целью кодификации 2009 года было приведение системы уголовного правосудия в соответствие с остальной Европой. Основным изменением, внесенным кодексом, стал переход от материального к формальному пониманию уголовного преступления. Еще одна вещь, которую имели в виду юристы, составлявшие кодекс 2009 года, и выразили это в области тарифов на вынесение приговоров, - это новый баланс наказания и реабилитационного воздействия на преступника. С одной стороны, мы видим приговоры за тяжкие преступления ( злочин ), предусматривающие наказание в виде наказания на срок не менее 5 лет. С другой стороны, недавно созданная категория проступков ( přečin ) вводит множество общественных приговоров ( alternativní tresty ), включая возмездие сообщества ( veřejně prospěšné práce ) или домашний арест ( domácí vězení ). Кодекс также запрещает допинг.

Менее серьезные нарушения закона называются правонарушениями ( přestupek ). Обычно это не рассматривается в судах, а наказывается либо полицией на месте, либо в рамках процедуры перед комитетом при местном или муниципальном органе власти, а иногда и в другом административном органе. Результатом не является обвинительный приговор, и такое наказание не повредит судимости преступника. Как и в случае с другими административными актами, результат этой процедуры может быть обжалован в процессе административного правосудия. Типичный пример нарушения чешского законодательства - это правонарушения, связанные с вождением. (В мире общего права действия, попадающие в эту категорию, будут классифицироваться как правонарушения в порядке суммарного производства .)

С 2012 года чешское законодательство также признает уголовную ответственность корпораций за правонарушения, совершенные сотрудниками корпорации, действующей от ее имени, по указанию совета директоров или другого представителя компании или в результате бездействия. В таких случаях не только физические лица будут привлечены к ответственности, но и корпорация может быть привлечена к ответственности за одно и то же преступление и наказана множеством мер, начиная от определенных судебных запретов, вплоть до штрафов и конфискации, до ликвидации компании.

  • Закон № 418/2011 Coll. Об уголовной ответственности юридических лиц и судебном преследовании против них.

Гражданский закон

Основными положениями, регулирующими эту сферу, являются:

  • Закон № 89/2012 Coll. Гражданский кодекс
  • Закон № 99/1963 Coll. Гражданский процессуальный кодекс
  • Закон № 500/2004 Coll. Кодекс об административном судопроизводстве

Постановление о гражданском кодексе, вступившее в силу с 1 января 2014 года, является результатом одиннадцатилетней работы комитета по перекодификации Министерства юстиции . Вместе с Законом о коммерческих корпорациях и Законом о международном частном праве он представляет собой полную перекодификацию частного права в Чешской Республике. Он вводит новое и современное регулирование отношений, регулируемых гражданским правом, с упором на права личности, свободу воли / больший выбор при написании завещания или единое регулирование обязательственного права.

Прецедентное право

Теоретически прецедентное право не определяется как источник права в Чешской Республике. Несмотря на это, решения судов, а именно верховных судов и Конституционного суда, имеют значительное влияние на чешскую правовую систему с 1989 года. Выводы Конституционного суда считаются источником права и являются обязательными для общих судов. Если суд низшей инстанции должен вынести решение против «последовательных решений» Верховного суда по вопросам права, он должен дать подробное обоснование, и это часто может быть причиной для успешной апелляции. Эта система в значительной степени основана на собственном толковании Конституции судебной властью, утверждающем, что она обеспечивает гражданам предсказуемость и справедливость. Наиболее важные решения обоих судов опубликованы в официальном Сборнике законов.

История


В чешских землях процесс формирования современного законодательства восходит к эпохе просвещенного абсолютизма , когда они были ядром Австрийской империи . Реформы правительства были в значительной степени делом рук императрицы Марии Терезии и ее сына Иосифа II , которые участвовали в создании первого гражданского кодекса страны в 1787 году, названного Josephinisches Gesetzbuch . Это было предшественником всеобъемлющей кодификации гражданского права в 1811 году, известной как Allgemeines bürgerliches Gesetzbuch (ABGB). ABGB была получена в 1918 году Чехословакией среди других государств-преемников, но только для чешских земель (Богемия, Моравия и австрийская Силезия), в то время как Словакия сохранила обычное право Венгрии. Этот австрийский закон, хотя и обновлялся много раз, сохранялся в Чехословакии вместе с правовой двойственностью до 1950 года, когда был обнародован «Средний гражданский кодекс», который вскоре был заменен Гражданским кодексом 1964 года, который будет действовать до «Новый Гражданский кодекс», принятый в 2009 году, вступит в силу в 2014 году.

Следуя примеру своих просветительских предшественников, Constitutio Criminalis Josephina 1707 года и Constitutio Criminalis Theresiana 1768 года, наиболее важные уголовные кодексы Чехословакии были приняты в 1950, 1961 и 2009 годах.

История чехословацкой конституционности начинается с образования независимой Чехословакии на руинах Австро-Венгрии . В 1918 году была поспешно принята Временная конституция Чехословакии, в соответствии с которой была учреждена республика с ее президентом и временным парламентом. Чехословацкий Конституция 1920 сменившая ее, вдохновленный западных демократических конституций, и, спорно, допустив народ чехословацкой . Так продолжалось во время Первой республики и Второй мировой войны. В 1948 году после коммунистического переворота была принята так называемая Конституция 9 мая, в которой были сохранены некоторые демократические институты (права человека, частичное разделение трех властей, независимая судебная система), хотя политическая реальность страны радикально от нее отошла. . 1960 Конституция Чехословакии , под влиянием советской конституции, часто название «Социалистическая конституция». Он изменил название страны на Чехословацкую Социалистическую Республику и определил социалистический, а не демократический характер государства и ввел ведущую роль Коммунистической партии Чехословакии . Конституция 1960 г. оставалась в силе до 1992 г., хотя в 1968 г. она была существенно изменена Конституционным законом о Чехословацкой Федерации - это преобразовало унитарное государство в федерацию Чешской Социалистической Республики и Словацкой Социалистической Республики . Дальнейшие радикальные изменения были приняты после смены режима в 1989 году , но они оказались недолговечными, так как в 1992 году Конституция Чешской Республики была обнародована после раздела Чехословакии и вступила в силу в 1993 году.

Конституция Чехии

В надежде, что об Основном законе ЧР-Чешской Республики, о некоторых ее особенностях (пусть и в таком сранительно небольшом по объему материале) интересным и полезным будет узнать для тех, кто занимается сравнительным правоведением - сопоставлением национального права различных правовых систем, а также в связи с тем, что применительно к относительно новой во временном смысле Конституции Чехии 1992 г. (чеш. - Ústava České republiky), в нее вошли последние прогрессивные правовые положения, предполагая тем самым проявление позитивных тенденций развития современного мира.

Следует обозначить в качестве ремарки, что Конституция ЧР является ядром чешского Конституционного права (чеш. - Ústavní právo), которое, в свою очередь, является отраслью общественного (чеш. - veřejného) права. Здесь уместным будет также указать, что в системе конституционного права ЧР ее органической составной частью является Хартия основных прав и свобод (чеш. - Listina kladních práv a svobod), что, безусловно, придает чешской Конституции особенность.

Несмотря на то, что ЧР – молодая республика, возникшая по историческим меркам не так давно, в результате мирного общественно-политического процесса в ходе распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики, благодаря так называемой «бархатной революции» в 1989 г., в текст Основного чешского закона уже много раз были внесены изменения и дополнения: о местном самоуправлении - создание административно-территориальной структуры (чеш. - územních samosprávných celků) – 1997 г., о НАТО (чеш.- vstup České republiky do Severoatlantické aliance) – 2000 г., Конституционная Евроновелла (чеш. - Euronovela Ústavy) – 2001 г., о референдуме по вступлению ЧР в ЕС (чеш. - referendum o přistoupení České republiky k Evropské unii) , о самороспуске парламента ЧР (чеш. - samorozpuštění Poslanecké Sněmovny) – 2009 г., об ограничении иммунитета чешских парламентариев и судей Конституционного суда ЧР (чеш. - imunita zákonodárců a ústavních soudců) – 2013 г.

Kushnarenko

Нельзя не привести отдельно в контексте изменений Конституции ЧР также еще важное конституционное изменение, которые вступило в законную силу в 2011 году, в результате очередного изменения чешского Основного закона были введены прямые президентские выборы (чеш. - přímá volba prezidenta) вместо той процедуры, когда в Чехии выборы президента республики проводились в ее Парламенте.

Уместным будет обозначить, что такие изменения и дополнения в анализируемой Конституции возможны лишь путём принятия соответствующих конституционных законов, за которые отдали свои голоса депутаты: члены Высшего законодательного и представительского органа Чехии – чешского парламента: Палаты депутатов и Сената.

Принципы Конституционной системы ЧР

Основные принципы, на которых основывается конституционная система ЧР, закреплены в основном законе страны. В Чехии гарантирован суверенитет народа – народовластие и она является республикой, в ней развит политический плюрализм (см. статью Конституции о политической системе ЧР). Приведенные положения напрямую связаны с институтом прямой демократии – референдумом.

ЧР – государство по способу организации входящих в ее состав составных частей характеризуется унитарной формой и развитым местным самоуправлением территорий (см. в Конституции ЧР: ст. 1 – правовое государство: суверенное, единое, демократическое, ст. 8 – территориальное самоуправление, ст. 11 – территория государства - целая, неделимая).

В заключение следует привести еще одну особенность чешского Основного закона. В нем фундаментально утвержден приоритет норм международного права в области прав и свобод человека (см. ст. 10 Конституции - Европейское право признается частью национальной правовой системы). Другими словами, чешское законодательство имплементировано в европейское; в этой связи национальное и международное право напрямую взаимодействуют.

Читайте далее:

Адвокат «ADVOKÁTNÍ KANCELÁŘ Kushnarenko & Partners», автор серии публикаций про право в Чехии в журнале

Реализация правовой защиты в Чехии: апелляция и кассация в Чешской Республике

В законодательстве ЧР-Чешской Республики под правовой защитой, чеш. – opravný prostředek, ориентированной на предотвращение нарушения прав и законных интересов, в контексте судебного или административного процесса и его решений, подразумевается право обжалования, чеш. – právo na odvolání и наличие, главным образом, соответствующих апелляционной, чеш. – apelační, кассационной, чеш. - kasační систем, применимых в чешском гражданском законодательстве, в уголовном и административном правосудии.

Апелляция в Чехии

С помощью апелляции, чеш. - apelace как одного из средств исключительной правовой защиты в ЧР, допускается произвести обжалование, чеш. – podat odvolá и в ходе апелляционного производства, чеш. – řízení o odvolá может быть рассмотрено и оспорено не вступившие в законную силу постановление (решение, приговор), чеш. – usnesení, (rozhodnutí, rozsudek) суда или административного органа, чеш. – správního uřadu первой инстанции, чеш. – prvního stupně.

Апелляционный орган, чеш. - odvolací orgán, т.н. суд апелляционной инстанции проверяет правильность, чеш. - přezkoumává správnost обжалуемого решения. Он подтверждает, чеш. - potvrdit вынесенное ранее решение, но если находит апелляцию обоснованной, то отменяет, чеш. – zruší его. Либо же апелляционный орган возвращает обратно дело для его дальнейшего рассмотрения или он сам принимает свое решение, иначе, изменяет, чеш. – změnit предыдущее решение. Обжалование вынесенного решения, чеш. – rozhodnutí o odvolání по такому делу не предоставляется возможным.

Kushnarenko

При апелляции как формализованном действии стороны в процессе следует учитывать правила апеллирования: кто может подать апелляцию, в течение какого периода времени, чеш. – v jaké lhůtě с момента вынесения решения по делу, чеш. – vynést rozsudek ve věcí, каким образом и кому подавать апелляционное исковое заявление - жалобу, чеш. – žalobní návrh, а также допустимые виды поводов для ее подачи, чеш. – podání.

Кассация в Чехии

Касательно кассации, чеш. – kasace в ЧР возможно изменение уже вступившего в силу судебного решения, чеш. – změnit soudní rozhodnutí, опосредовано кассационного обжалования, чеш. – stižností. При этом следует иметь в виду, что вышестоящий, чеш. – nadřízený судебный орган выносит одно из двух постановлений: подтвердить или отменить оспариваемое решение. Для первого случая это означает отказ, чеш. – zamitnutí в удовлетворении жалобы заявителя. В последнем же, - при выявлении нарушения закона отменяется приговор суда и дело возвращается в подчиненный, чеш. – podřízený орган, который вынес предыдущее решение для его повторного рассмотрения и принятия нового решения при условии, что этот орган (суд нижестоящей инстанции, чеш. – nižží instance) должен следовать правовому воззрению, чеш. – právnímu zoru вышестоящего органа, иными словами, он – этот орган вправе дать наставления нижестоящему суду о способе устранения нарушений, допущенных ошибок.

Относительно инициации апелляционной и кассационной жалобы. Следует обратить внимание на то, что изначально они передаются непосредственно в суд, чеш. – postoupit k soudu первой инстанции, там подвергаются проверке на несоответствие содержания требованию чешского законодательства, и, к тому же, принимаются меры по исправлению выявленных недостатков жалобы, и лишь только после этого направляются в вышестоящий орган для рассмотрения по существу.

Суть этих принципов заключается в том, как высший орган принимает решение по апелляции. Если он принимает решение на основе кассационного принципа, он может только отменить дело и вернуть его органу нижестоящего уровня для повторного рассмотрения, если решение является ошибочным. Оно не должно изменять само решение и выдавать новое решение.

Замечание в качестве ремарки по используемым принципам и сущности того, как в ЧР вышестоящий орган принимает решение по жалобе. Если он принимает решение на основе кассационного (отменяющего, чеш. – zrušovacího) принципа, то дело возвращается органу нижестоящего уровня, который вынес предыдущее решение для повторного рассмотрения и принятия нового решения. (То есть, само обжалованное решение вышестоящая инстанция не изменяет и не выдает свое новое постановление). А вот при апелляционном (реформирующем, чеш. – reformativní) принципе вышестоящий орган может сам может принять новое постановление по рассмотренному им делу и, таким образом, заменить ошибочное решение, вынесенное органом более низкого уровня. В судебной практике ЧР, однако же, эти принципы не встречаются отдельно, обычно они воплощаются в некоторой комбинации друг с другом, к примеру, в следующих таковых разновидностях: кассация с элементами апелляции или апелляция с элементами кассации.

Сейчас (в своем большинстве подобных дел) суд апелляционной инстанции должен, если он обнаружит в решении ошибки, сам их устранить и принять решение по данному делу. И только в тех случаях, когда он посчитает, что обстоятельства дела, чеш. – skutkový stav не были правильно установлены, чеш. – nebyl správně zjištěn и проводить собственные расследования окажется процессом длительным и затратным, чеш. – zdlouhavé a náročné (чтобы фактически привело бы к отмене роли судьи первой инстанции), суд вправе вернуть обратно, чеш. – k projednání zpět дело для нового рассмотрения в суд первой инстанции или для дорасследования, чеш. – k došetření в прокуратуру, чеш. – státnímu zástupci.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: