Принципы правосудия по конституции ссср 1936 г

Обновлено: 24.04.2024

В главе XI Конституции "Суд и прокуратура" были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры. По Конституции, правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Конституция закрепила весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение права обвиняемому на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке. Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пядь лет. Органы прокуратуры, по Конституции, должны были осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. На практике в данный период роль прокурорских органов принижалась. Из-под контроля органов прокуратуры были фактически выведены органы НКВД, широко используемые тогда для незаконных репрессий. Многие работники прокуратуры, которые честно выполняли свой долг, стараясь помешать незаконным репрессиям, сами подчас подвергались этим репрессиям и многие из них погибли в неравной борьбе.

60. Правоохранительные органы в ссср в 1930-х гг.

Начало этого периода ознаменовано попытками ограничить компетенцию ВЧК и определить более четко ее роль и место в системе государственного управления.

В конце 1930-х годов деятельность органов государственной безопасности была направлена главным образом на борьбу с контрреволюционными преступлениями и особо опасными для Союза ССР преступлениями против порядка управления.

К существенным особенностям становления и развития отечественной спецслужбы следует отнести, прежде всего, их отрицание преемственной связи со спецслужбами царской России. Классовый принцип, положенный в основу формирования карательных органов, означал, что бывшие сотрудники охранных отделений жандармских управлений не только не привлекались к работе в ВЧК - ОГПУ - НКВД, но и подвергались преследованиям. В целом можно отметить, что

главными факторами, повлиявшими на нарушение процесса преемственности в деятельности спецслужбы явились революция и последовавшая за ней Гражданская война.

Нормативные акты, ведомственные инструкции, в которых воплотился опыт сломленных и ликвидированных царских спецслужб и политической полиции, главным образом в оперативно-розыскной деятельности, активно использовались советской разведкой и контрразведкой. В особом бюро, при наркоме внутренних дел, сосредоточивалась новейшая литература по истории спецслужб, воспоминания многих видных отечественных специалистов.

Комиссия политбюро ЦК ВКП(б) в 1939 году с сожалением констатировала, что такое важное направление оперативной деятельности, как шифровальная и дешифровальная работа в значительной степени зависит от опыта людей, работавших еще в «канцеляриях Его Императорского Величества», и нет никакой возможности заменить их другими специалистами. На первых порах в процессе становления органов военной контрразведки своеобразно был использован накопленный опыт военного контроля. В 1937 - 1938 годах, когда последовали

аресты сотрудников органов государственной безопасности, наиболее опытные

оперативники различных отделов ГУГБ НКВД СССР временно направлялись из тюрем в Особое бюро при наркоме. В течение нескольких месяцев они передавали свои знания молодому поколению, участвовали в написании учебников.

Прокуратура: создание и деятельность

В 1933 г. была создана Прокуратура СССР. Основной задачей ее было укрепление законности и охрана общественной собственности на всей территории Союза ССР. Надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ Прокурор Союза ССР должен был осуществлять непосредственно. Прокурор Союза ССР имел право законодательной инициативы и право опротестования постановлений Пленума Верховного Суда СССР в Президиум ЦИК.

В июле 1936 г. был создан общесоюзный орган судебного управления - Наркомат юстиции СССР. Он наблюдал за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщал судебную практику, разрабатывал изменения и дополнения к законам, вел работы по кодификации законодательства и судебной статистике, руководил изданием юридической

литературы. НКЮ СССР давал судам общие указания, занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами, осуществлял общее руководство нотариатом и коллегией адвокатов, организовывал юридическую помощь населению.

Верховный Суд союзной республики избирался ВС республики на 5 лет. Он рассматривал особо важные дела, мог принять к производству любое дело любого суда на территории республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных судов, мог пересматривать дела в порядке надзора.

Общесоюзными являлись Верховный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды. Верховный Суд избирался ВС СССР на 5 лет. На него возлагался надзор за всеми судебными органами СССР и союзных республик. Он имел право отменить приговор или решение любого суда и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Специальными судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Они на тех же принципах, что и все другие суды СССР. Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный Суд СССР.

В 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было

включено ОГПУ и входящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный).

В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения для особо опасных преступников - тюрьмы.

Чрезмерное расширение функций и структуры НКВД делало его

трудноуправляемым. В феврале 1941 г. он был разделен на два наркомата: НКВД СССР и Наркомат госбезопасности СССР.

Принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры были закреплены XI главой Конституции СССР 1936 г., которая так и называлась: «Суд и прокуратура».

По Конституции, правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Народные суды должны избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года.

Все остальные звенья судебной системы избираются соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет.

Конституция закрепила важные принципы организации и деятельности судебных органов:

— рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом);

— открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения);

— обеспечение права обвиняемому на защиту;

— ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Конституция провозгласила принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, Конституция возлагала на Прокурора СССР.

Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет.

Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

Органы прокуратуры, по Конституции, должны осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

91. Конституция 1936 г

91. Конституция 1936 г Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г.Политической основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936 г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

46. Военная прокуратура

46. Военная прокуратура Военная прокуратура – один из видов специализированных прокуратур РФ; военные прокуроры осуществляют свои полномочия в Вооруженных силах РФ, а также всех прочих войсках, воинских формированиях и органах, которые созданы в соответствии с

Прокуратура

Прокуратура Прокурор вправе привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон при выполнении работ и оказании услуг, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей.Прокурор обязан[28]:— рассматривать и

59. Генеральная прокуратура РФ

59. Генеральная прокуратура РФ Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом

51. Транспортная прокуратура

51. Транспортная прокуратура Существуют специализированные прокуратуры двух типов.Первый тип – прокуратуры военные, транспортные и войсковых частей, а ко второму типу относятся природоохранные прокуратуры.Транспортная прокуратура – осуществляет расследование

83. Конституция СССР 1936 г

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Суд и прокуратура

Суд и прокуратура В соответствии с конституцией (ст. 24) судебная власть в Индонезии осуществляется Верховным судом и другими судебными органами в соответствии с законом.В настоящее время судебная система состоит из следующих основных элементов:1. Верховный суд

Суд и прокуратура

Суд и прокуратура Как отмечалось, разделы конституции, регулирующие статус этих органов, подверглись изменениям после падения социалистического режима в наименьшей степени. Сохранили свое действие с рядом изменений закон IV 1972 года о судах и закон V 1972 года о прокуратуре

3. Прокуратура

3. Прокуратура Задачей Прокуратуры РФ является контроль и надзор за выполнением законов, нормативно-правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры

3. Понятие и сущность конституции, виды конституции

3. Понятие и сущность конституции, виды конституции Термин «конституция» имеет два значения:Фактическая конституция – реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.Юридическая конституция –

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г.

Политической основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция предусматривала две формы социалистической собственности — государственную (всенародное достояние) и колхозно-кооперативную.

Конституция переименовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся, показывая, что за годы советской власти народ стал единым целым.

Конституция провозгласила, что в СССР победили социалистические общественные отношения и создались такие основы социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов — рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.

Конституция закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании вместо не всеобщего, не вполне равного, непрямого избирательного права при открытом голосовании, провозглашенного предыдущей Конституцией.

Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях.

Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.

Устанавливала Конституция и порядок выдвижения депутатов.

Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся.

Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г Принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры были закреплены XI главой Конституции СССР 1936 г., которая так и называлась: «Суд и прокуратура».По Конституции, правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР,

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936 г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

83. Конституция СССР 1936 г

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Конституция США

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

23. Конституция США

23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

41. Конституция КНР

41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция

31. Конституция США

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт

65. Конституция КНР

65. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в четыре главы.Ее характерные черты.1. Это Конституция

104. Конституция США

104. Конституция США Конституция США – самая «старая» из писанных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана Конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп,

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.

Предпосылки создания Конституции 1936 г.:

1) СССР все более превращался в мощную промышленную державу, утрачивались черты аграрно-индустриального государства;

2) капиталистические черты экономики были заменены социалистическими;

3) социалистическая собственность на орудия и средства производства окончательно утвердилась;

4) исчезли эскплуататорские классы;

5) образовалось колхозное крестьянство;

6) наметилась дальнейшая демократизация избирательной системы.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

1) это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;

2) нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:

а) высший орган власти – Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);

б) Совет народных Комиссаров (СНК – высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);

в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий – 3 года);

3) в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;

4) закреплялась политическая основа СССР – советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;

5) экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);

6) хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;

7) труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;

8) принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;

9) центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:

а) представительство страны в международных отношениях;

б) решение вопросов войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;

10) статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

91. Конституция 1936 г

91. Конституция 1936 г Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г.Политической основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г Принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры были закреплены XI главой Конституции СССР 1936 г., которая так и называлась: «Суд и прокуратура».По Конституции, правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР,

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936 г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

113. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР

113. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР Съезд народных депутатов СССР был высшим органом государственной власти в стране. Съезд имел всю полноту власти, имея право принять к рассмотрению любой вопрос.Съезд состоял из 2250 депутатов, треть избиралась — по

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СССР И НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ, ЗА ПРИСВОЕНИЕ ОРДЕНОВ, МЕДАЛЕЙ И НАГРУДНЫХ ЗНАКОВ И ПЕРЕДАЧУ ИХ НАГРАЖДЕННЫМИ ЛИЦАМИ ДРУГИМ ЛИЦАМ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1943 г. Л» 18) (Из

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СССР И НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ, ЗА ПРИСВОЕНИЕ ОРДЕНОВ, МЕДАЛЕЙ И НАГРУДНЫХ ЗНАКОВ И ПЕРЕДАЧУ ИХ НАГРАЖДЕННЫМИ ЛИЦАМИ ДРУГИМ ЛИЦАМ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. («Ведомости Верховного

О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ГЕРМАНСКИХ ГРАЖДАН, ОСУЖДЕННЫХ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ СССР ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ПЕРИОД ВОЙНЫ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1955 г. № 17, ст. 351)

О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ГЕРМАНСКИХ ГРАЖДАН, ОСУЖДЕННЫХ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ СССР ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ПЕРИОД ВОЙНЫ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1955 г. № 17, ст.

80. Конституция СССР 1924 г

80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к

88. Конституция СССР 1977 г

88. Конституция СССР 1977 г Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.Конституция СССР была

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств С конца 80-х годов Украина в одностороннем порядке стала стремиться расширить и

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

Конституция СССР 1936 года предусматривала, что правосудие в СССР осуществляется судебными органами, разбирательство дел в судах ведётся открыто, обвиняемому предоставляется право на защиту, а судьи являются независимыми и подчиняются только закону[12]. Эти принципы действительно находили выражение в практике в отношении гражданских и общеуголовных дел.

Ст. 102 Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

В августе 1938 г. принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Закон закреплял систему судов: Верховный суд СССР, Верховный суд союзной республики, краевой, областной суд, суд автономной республики, автономной области, окружной суд, народный суд. Предусматривалось создание специальных судов. Регламентировалась структура судов и процедура их деятельности, порядок создания и сроки работы. Поменялся порядок формирования народных судов. Для них вновь был введен принцип выборности непосредственно населением. Ст. 104 «Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик».

Ст. 106Верховные суды союзных республик избираются Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет (остальные на 5 лет).

В сентябре 1936 г. создан Наркомат юстиции СССР, принявший на себя функции контроля за деятельностью всех судов и применением ими законодательства. На НКЮ возлагались обязанности по обобщению судебной практики, организации юридической помощи населению и кодификационной работе. В феврале 1941 г. объединенный Наркомат внутренних дел был разделен на НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности СССР (НГБ). В июле 1933 г. была организована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, надзору за законностью действий органов ОГПУ, милиции, угрозыска, исправительно-трудовых учреждений. В соответствии с этим упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а её функции передавались Прокурору Союза. В соответствии с Конституцией 1936 г. статус прокуратуры повысился: она вышла из состава подчинения правительства (СНК) и стала зависеть только от Верховного Совета.

Вопрос 26. Основные тенденции развития права в 1930-е гг. и массовые политические репрессии. На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в материальном — это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом — ЦК ВКП(б). Партийные решения фактически приобретали характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как инструменте государственной политики. Доктрина социалистической законности, сложившаяся в 30-е гг. и опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходила из нормативистского представления о праве. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения. Советское право носило императивный характер. В июне 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О революционной законности»: суды и прокуратура обязывались привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в проведении незаконных арестов, обысков, конфискаций или в изъятиях имущества «у трудящихся элементов». Также были приняты два постановления, резко усиливавшие уголовную репрессию. Первое — постановление об охране социалистической собственности (известное в народе как «закон о колосках»), по которому минимальным сроком наказания стал десятилетний срок лишения свободы с конфискацией имущества. Колхозное имущество по этому закону приравнивалось к государственному. Вторым актом стало постановление о спекуляции (август 1932 г.), приравнявшее частную торговлю к спекуляции и установившее жесткие санкции за это преступление. Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения. Введение паспортов и института прописки усиливало административный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, фактически были привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране. В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направленных на усиление плановых начал. В январе 1940 г. те же органы приняли постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте — «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. В апреле 1939 г. принято постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.

Шахтинское дело — открытый процесс, состоявшийся в 1928 в Донбассе. 53 инженера и руководителя обвинены в умышленном вредительстве, создании подпольной вредительской организации. 11 человек приговорены к расстрелу.

В 1930 году состоялся открытый процесс по делу «Промпартии», государственным обвинителем на котором был назначен прокурор Крыленко (расстрелян в 1937 году). Обвиняемыми в основном являлись представители так называемой «буржуазной интеллигенции», которым вменялся саботаж индустриализации СССР, сотрудничество с иностранными разведками, подготовка иностранной военной интервенции в СССР.

Открытый процесс над бывшими меньшевиками состоялся в марте 1931. Обвиняемым вменялся саботаж в области планирования хозяйственной деятельности, связь с иностранными разведками.

Убийство С. М. Кирова 1 декабря 1934 г. послужило предлогом для новой волны политических репрессий. Их отличие от предыдущего периода состояло в том, что центр тяжести репрессий начал всё более смещаться от «классовых врагов», «буржуазной интеллигенции» к самой партии большевиков.

Процесс над 16 членами так называемого «Троцкистско-Зиновьевского Террористического Центра» состоялся в августе 1936. Основными обвиняемыми были Зиновьев и Каменев. Помимо прочих обвинений, им инкриминировалось убийство Кирова, и заговор с целью убийства Сталина.

В 1937г. расстрелян маршал Тухачевский.

30 июля 1937 был принят приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов»

Вопрос 27. Развитие гражданского права в СССР в 1930-е гг. Ведущей формой собственности признавалась социалистическая. Она подразделялась на государственную и колхозно-кооперативную. Был закреплен принцип единства гос. собственности. Субъектами колхозно-кооперативной собственности являлись колхозы, предприятия промкооперации. Конституция вводила понятие личной собственности граждан – имущество, предназначенное для обеспечения их личных потребностей. Допускалась и мелкая частная собственность – единоличников и кустарей. В обязательственном праве получили развитие хозяйственные договоры, т.е. договоры между гос. предприятиями, среди которых ведущее место занимали подряд и поставка. В 1931 г. ЦИК и СНК СССР обязали хоз. Органы оформлять заказы и поставки договорами. Устанавливаются формы договоров – генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центрами 2х систем. На основе генерального договора заключаются локальные – между конкретными поставщиками и потребителями. С 1936 г. усиливаются меры усиления ответственности за неисполнение договоров. С 1937 г. применяются протокольные соглашения.

Вопрос 28. Семейное право в СССР в 1930-е гг. Расторжение браков при обоюдном согласии супругов производили органы ЗАГС, при этом ставились штампы в паспортах. Каждый последующий развод стоил в 2 раза дороже предыдущего. Рядом правовых актов определялась политика государства по отношению к «подрастающему поколению». В апреле 1936 г. введен институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда, могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принято постановление ЦК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

Вопрос 29. Особенности развития уголовного права и процесса в 1930-е гг. 8 июня 1934 г. Положение о гос. преступлениях было дополнено статьями об измене Родине (10 лет лишения свободы с конфискацией имущества). Совершеннолетние члены семьи изменника приговаривались к лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет. В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливалась уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование, нанесения увечья, кражу) для несовершеннолетних 12-летнего возраста; за все остальные преступления ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста. Важным изменением было удлинение предельных сроков наказания. До 1937 г. макс. Срок лишения свободы составлял 10 лет. В 1937 г. он был резко увеличен – до 25 лет (с отменой смертной казни).

Усилилось наказание за хулиганство – до 5 лет, ранее не более 2 лет. В августе 1938 г. принят Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Первой инстанцией являлся народный суд, второй инстанцией (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Происходит ухудшение процессуального законодательства по делам о государственных преступлениях. Сокращены процессуальные гарантии для обвиняемых и подсудимых, что расширило возможность вынесения необоснованных приговоров.

Следствие о террористических организациях и террористических актах не должно было продолжаться более 10 дней, а дело слушалось без адвоката и прокурора. Высшая мера наказания исполнялась немедленно по их вынесению. Сужались процессуальные гарантии.

Вопрос 30. Изменения в системе органов гос. власти и управления в годы ВОВ. Создавались чрезвычайные органы или обычным органам придавались чрезвычайные полномочия. Продолжали действовать и обычные органы: Верховный Совет СССР, СНК СССР, Президиум Верховного Совета СССР, общесоюзные органы управления, республиканские и местные органы власти и управления. Однако и их коснулись изменения. Так, при СНК СССР был создан Совет по эвакуации. Новые органы: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др. Были расширены права СНК союзных и автономных республик, местных органов управления. Создали Гос-венный комитет обороны. ГКО занимался всеми проблемами, связанными с решением основной задачи – разгрома захватчиков. ГКО иногда решал и локальные задачи. Так, он руководил обороной Москвы и Ленинграда. Он не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты СНК, наркоматов, ЦК ВКП(б). В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а где их не было — высшему командованию войсковых соединений. Они наделялись широкими чрезвычайными полномочиями: привлечение граждан к трудовой повинности для оборонных работ, охрана важнейших народнохозяйственных объектов и участие в борьбе с различными стихийными бедствиями, установление военно-квартирной обязанности, изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и отдельных граждан. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На нее были возложены собирание документальных данных, их проверка, подготовка материалов о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе, причиненном советским гражданам, колхозам и государству в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и ее сообщников. Расширились права комиссариатов. В марте - октябре 1944 г. Верховные Советы союзных республик учредили наркоматы обороны, назначили наркомов и внесли в связи с этим изменения в свои Конституции. 1941 г. был создан Народный комиссариат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Народный комиссариат минометного вооружения.

Вопрос 31. Правовая политика СССР в годы ВОВ. Изменения в праве в этот период были обусловлены прежде всего войной с фашистской Германией и решали проблемы, вызванные ею. ГП: Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности. В обязательственном праве четко прослеживалась тенденция на сужение применения гражданско-правовых договоров и расширение применения административно-правовых, плановых заданий. Это касалось прежде всего военной продукции, а также поставок нефти, угля, металла. Особое внимание уделялось договору жилищного найма. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Был значительно расширен круг наследников. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Семейное право претерпело весьма серьезные изменения, направленные на укрепление института брака, поощрение многодетных семей, повышение рождаемости, что в условиях войны имело первостепенное значение. Нужно было в условиях войны также позаботиться о детях-сиротах. С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Усложнялся процесс развода. Теперь развод производился только в судебном порядке. Увеличивалась государственная помощь многодетным и одиноким матерям. Государственное пособие выдавалось уже при рождении третьего ребенка, а не седьмого, как это было ранее. Трудовое право. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Уже Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч в день. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и строительстве. Колхозы выполняли повышенные планы сева с меньшим количеством рабочей и тягловой силы. Уголовное право. В условиях военного времени возросла общественная опасность всех видов преступлений. За разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную тайну, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Был издан ряд нормативных актов по усилению наказания за хищение социалистической собственности. Новые виды наказаний в советское уголовное право – смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: