Принципы построения судебной системы действующая судебная система республики беларусь

Обновлено: 23.04.2024

1. Понятие и общая характеристика судебной системы Республики Беларусь

Судебная система – это совокупность всех действующих в Республике Беларусь судов, установленных на основе Конституции Республики Беларусь Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь, система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Согласно ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, судебная система Республики Беларусь включает следующие элементы: 1) конституционная юстиция: Конституционный Суд Республики Беларусь (входит в судебную систему согласно положениям Конституции Республики Беларусь); 2) суды общей юрисдикции: общие суды, к которым Кодекс относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; 3) хозяйственные суды: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный суд 54 (создан 12 апреля 1994 г. при Белорусской торгово-промышленной палате) и Экономический Суд СНГ 55 , не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Судебная система Республики Беларусь представлена на схеме 5.


Необходимость существования в государстве системы судов, различных по специализации, объему компетенции, объясняется рядом причин, которые можно свести к следующим:

1. Совокупность судов способствует обеспечению их общедоступности для населения. В Республике Беларусь организация системы судов соответствует административно-территориальному устройству государства, что позволяет охватить своей юрисдикцией каждый регион государства, обеспечив гражданам возможность обращаться в суд.

2. Система судов позволяет распределять между ними компетенцию рассмотрения дел различных категорий в зависимости от отрасли правового регулирования (например, юридические конфликты в области хозяйственной деятельности и проблемы конституционности нормативного правого акта), субъектов, участвующих в деле (юридические лица, военнослужащие), степени сложности разрешения возникшего конфликта и др.

3. Наличие системы судов создает правовой режим, позволяющий свести к минимуму возможность судебной ошибки, поскольку решения нижестоящих судов являются предметом пересмотра для судов вышестоящих инстанций (основания и порядок подобной деятельности урегулированы соответствующим процессуальным законодательством).

Суды, входящие в судебную систему, имеют единые задачи, принципы организации и деятельности. Несмотря на то, что только общих судов в целом в республике насчитывается более 150 (Верховный Суд Республики Беларусь, 6 областных и 145 районных (городских) судов), характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство.

Как отмечается в ст. 4 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем: установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей; соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства; признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.

Тем самым принципу единства судебной системы придается особая важность и значимость.

На основе вышесказанного, обобщив положения Конституции Республики Беларусь и законодательных актов о судоустройстве, можно утверждать, что основополагающими принципами построения судебной системы белорусского государства являются: 1) единство; 2) территориальность; 3) специализация.

Судебная система РБ – это совокупность действующих на его территории госорганов, судов, призванных осуществлять в стране судебную власть. Суды, входящие в судебную систему выполняют общие задачи. В основе их организации и деятельности лежат единые принципы. Судебная система состоит из звеньев судебной системы. Звено судебной системы состоит из всех судов, обладающих оп отношению друг к другу одинаковой компетенцией. Суды осуществляют правосудие по-разному: одни полномочны только рассматривать правовые споры между сторонами судебного процесса и принимать по ним судебные решения, другие же помимо этого вправе проверять законность и обоснованность вынесенных нижестоящими судами решений. Различные виды такой деятельности судов по осуществлению правосудия объединено понятием судебная инстанция. Выделяют 5 судебных инстанций. Суд 1 инстанции, суд 2 кассационной инстанции, суд 3 надзорной инстанции, судебная инстанция по пересмотру дел, по вновь открывшимся обстоятельствам, суд апелляционной инстанции. Под судебной инстанцией не нужно понимать определенный суд или судебное звено. Суд 1 инстанции – все суды. Суды вышестоящих звеньев судебной системы являются судами нескольких инстанций.

Суд 1 инстанции рассматривает и разрешает юридические споры по существующим, путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу. По результатам такого рассмотрения суд выносит итоговое решение, которое вступает в законную силу по истечении 10 суток с момента оглашения. Суд кассационной инстанции вправе по имеющимся в деле материалам проверить законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда 1 инстанции. Суд 2 инстанции является вышестоящим по отношению к судам 1 инстанции. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда 1 и 2 инстанции. Проверка осуществляется по имеющимся в деле материалам. Судами 3 инстанции являются вышестоящие по отношению к 1 и 2 инстанциям суды. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам – это разновидность деятельности по осуществлению правосудия, в рамках которого вступившие в законную силу ранее вынесенные по делу решения суда отменяются. После этого производится в суде по этому делу возобновление с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

Апелляционная инстанция – это деятельность судов по проверке законности и обоснованности вынесенного судом 1 инстанции решения, не вступившее в законную силу. Апелляционная инстанция фактически повторно, путем исследования всех обстоятельств и доказательств по делу рассматривает и разрешает юридические споры. Апелляционные инстанции в РБ лишь в системе хозяйственных судов. Скоро апелляционные инстанции появятся в системе судов общей юрисдикции.

Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Первый означает, что судебная система встраивается применительно административно-территориального деления государства. Второй предусматривает возможность образования специальных судов для разрешения определенных видов юридических конфликтов. Различают децентрализованные - судебная система государства состоит из нескольких самостоятельных судебных подсистем, централизованные – во главе всех судов судебной системы стоит вышестоящий суд и смешанная модель судебной системы. Так всю совокупность судов можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от государственного устройства существуют федеративные (союзные) и суды субъектов федерации. По предмету ведения различают общие и специальные суды. От места, занимаемого в судебной системе выделяют нижестоящие и вышестоящие суды. В зависимости от источника легитимности судебной власти различают светские и религиозные суды, по форме участия народа в осуществлении правосудия выделяют суд присяжных и суд шефенов.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законом, могут быть образованные специализированные суды.

3.

Принципы судебной системы РБ – ст. 109 Конституции РБ, ст. 7-15 КоСиСС, ст.4 КоСиСС.

ст. 109 Конституции РБ: принцип территориальности и специализации.

ст. 7-15 КоСиСС, ст.4 КоСиСС:

Принципы:

1. Единства судебной системы,

2. Законности при осуществлении правосудия,

3. Равенства граждан и организаций перед законом и судом. Состязательности и равенства сторон при осуществлении правосудия.

4. Участия граждан в осуществлении правосудия.

5. Права граждан и организаций на судебную защиту.

6. Гласности при осуществлении правосудия.

7. Коллегиального и единоличного рассмотрения дел.

8. Языка судопроизводства и делопроизводства в судах.

9. Обязательности судебных постановлений и требований судьи.

10. Использования государственных символов Республики Беларусь в судах.

4.

Причины необходимого существования в государстве системы судов:

1. Совокупность судов способствует обеспечению их общедоступности для населения. В Республике Беларусь организация системы судов соответствует административно-территориальному устройству государства, что позволяет им охватить своей юрисдикцией каждый регион государства, обеспечив гражданам возможность обращаться в суд.

2. Система судов позволяет распределять между ними компетенцию рассмотрения дел различных категорий в зависимости от отрасли правового регулирования (например, юридические конфликты в области хозяйственной деятельности и проблемы конституционности нормативного правового акта), субъектов, участвующих в деле (юридические лица, военнослужащие), степени сложности разрешения возникшего конфликта и др.

3. Наличие системы судов создает правовой режим, позволяет свести к минимуму возможность судебной ошибки, поскольку решения нижестоящих судов являются предметом пересмотра для судов вышестоящих инстанций (основания и порядок подобной деятельности урегулированы соответствующим процессуальным законодательством).

5.

Звено судебной системы – это совокупность организационно обособленных однотипных судов, имеющих одинаковую структуру и наделенных однородными полномочиями, занимающими одинаковое место в судебной системе.

Звенья судебной системы принято различать, потому что суды различаются объемами компетенции.

Суды общей юрисдикции подразделяются на 3звена судебной системы:

1. Первое(основное) звено объединяет все районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды;

2. Второе (среднее) звено – включает областные суды и Минский городской суд.

3. Третье (высшее) звено – Верховный Суд РБ

Система Военных Судов:

1. Основное звено – межгарнизонные военные суды,

2. Среднее звено – Белорусский военный суд,

3. Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РБ.

Хозяйственные Суды объединены в 2 звена:

1. Областные суды и хозяйственный суд г. Минска,

2. Высший Хозяйственный Суд РБ.

6.

Судебная инстанция – это суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

В судебной системе судов общей юрисдикции действуют:

1. Суды первой инстанции,

2. Суды второй инстанции,

3. Суды надзорной инстанции.

В концепции судебно-правовой реформы предложено ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию.

В настоящее время в Республике Беларусь апелляционные инстанции созданы в системе хозяйственных судов, где действуют:

1. Суды первой инстанции;

2. Суды апелляционной инстанции;

3. Суды второй (кассационной) инстанции;

4. Суды надзорной инстанции.

Кроме того, принятие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предопределило введение апелляционной инстанции и в системе общих судов. Так, ст.36,46 данного Кодекса, определяя компетенцию областного (Минского городского), Белорусского военного судов, Верховного Суда Республики Беларусь, закрепляют их правомочие рассматривать в апелляционном порядке в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела. В связи с этим при необходимости Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском), Белорусском военном судах, в Верховном Суде Республики Беларусь может быть образована апелляционная судебная коллегия.

Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

Судом первой инстанции обычно называют суд, наделенный компетенцией принимать решение по существу данного дела. По уголовным делам это вопросы о наличии состава преступления и о применении или неприменении мер уголовной ответственности, о размере причиненного ущерба и др. ПО гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть суды всех звеньев в пределах предоставленных им законом полномочий. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные (городские) суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Чуда Республики Беларусь. Содержание компетенции судов первой инстанции определено в соответствующем процессуальном законодательстве.

По смыслу закона под судами апелляционной инстанции понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, если какая-либо из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных постановлений, не вступивших в законную силу (приговор либо решение суда вступает в законную силу в течение 10 дней, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве). Исключение составляет хозяйственное судопроизводство. Поскольку согласно ст. 282 ХПК кассационная жалоба (протест) может быть подана на судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции. В системе судов общей юрисдикции в Республике Беларусь судами кассационной инстанции являются: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов; судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда. Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Надзорной инстанциейявляются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

В системе общих судов судами надзорной инстанции в Республике Беларусь являются: президиумы областных и Минского городского судов, Президиум Белорусского военного суда, судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда; Президиум Верховного Суда. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда является Плену Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Следует также отметить, что понятия «судебное звено» и «судебная инстанция» не рассматриваются применительно к конституционному и административному судопроизводству в силу предметной и процессуальной специфики разрешения юридических конфликтов Конституционным Судом Республики Беларусь, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями общих судов.

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте понятие и общую характеристику судебной системы Республики Беларусь.

2.Назовите принципы построения судебной системы.

3.Дайте краткую характеристику звеньев судебной системы нашей республики.

4.Назовите и охарактеризуйте судебные инстанции.

5.Проанализируте соотношение понятий «судебная инстанция» и «судебное звено».

Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действую-щей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.

Ст. 109 Конституции гласит: “Судебная власть принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается”.

Конкретизируя и развивая конституционные положения, Закон о судоустройстве и статусе судей в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.

К общим судам закон относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным – Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов (последние в республике не образованы).

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами- могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

В апреле 1994 г. в Республике Беларусь начал функционировать и Конституционный Суд.

Таким образом, в отличие от прежней, судебной системы советского периода, действующая национальная судебная система предусматривает функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. включает общие, хозяйственные суды, а также Конституционный Суд Республики Беларусь.

Характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство, что прямо вытекает из ст.ст. 1 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей.

Единство действующей судебной системы Республики Беларусь проявляется в единстве задач судов, конституционных основ их организации и деятельности, в общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, в применении всеми судами Конституции, законов, общепризнанных норм и принципов международного права; в единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета.

В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Наконец, особенностью судебной системы в нашей стране является также наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам (ст. 19 Закона о судоустройстве и статусе судей). Введением такой должности значительно уменьшена нагрузка судей этих судов, получивших возможность сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса выпускниками вузов, молодыми специалистами.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь стала более современной, доступной, демократичной по сравнению с ранее действовавшей судебной системой БССР.

Действующая судебная система строится на следующих началах: 1. территориальность и специализация; 2. единство судебной системы; 3. инстанционность; 4. участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Составляющими частями или подсистемами судебной системы Республики Беларусь являются:

1) Конституционный Суд РБ;

2) Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды;

Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.

Ст. 109 Конституции гласит: “Судебная власть принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается”.

Конкретизируя и развивая конституционные положения, Закон о судоустройстве и статусе судей в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.

К общим судам закон относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным – Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов (последние в республике не образованы).

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами- могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

В апреле 1994 г. в Республике Беларусь начал функционировать и Конституционный Суд.

Таким образом, в отличие от прежней, судебной системы советского периода, действующая национальная судебная система предусматривает функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. включает общие, хозяйственные суды, а также Конституционный Суд Республики Беларусь.

Характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство, что прямо вытекает из ст.ст. 1 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей.

Единство действующей судебной системы Республики Беларусь проявляется в единстве задач судов, конституционных основ их организации и деятельности, в общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, в применении всеми судами Конституции, законов, общепризнанных норм и принципов международного права; в единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета.

В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Наконец, особенностью судебной системы в нашей стране является также наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам (ст. 19 Закона о судоустройстве и статусе судей). Введением такой должности значительно уменьшена нагрузка судей этих судов, получивших возможность сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса выпускниками вузов, молодыми специалистами.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь стала более современной, доступной, демократичной по сравнению с ранее действовавшей судебной системой БССР.

Действующая судебная система строится на следующих началах: 1. территориальность и специализация; 2. единство судебной системы; 3. инстанционность; 4. участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Составляющими частями или подсистемами судебной системы Республики Беларусь являются:

Конституционный Суд РБ;

Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: