Принципы обеспечения прав и свобод человека законности и дисциплины в государственном управлении

Обновлено: 23.04.2024

Что представляет собой законность в государственном управлении, каковы ее основные черты и принципы

Законность и правопорядок являются фундаментом нормального существования общества.

Обеспечение законности представлено точным исполнением, правильным применением и неуклонным соблюдением нормативных актов, охраной гражданских прав и интересов государства и восстановлением нарушенных прав и привлечением виновных к ответственности.

Цель законности в деятельности государственного управления проявляется в:

  • обеспечении четкой организации работы аппарата управления;
  • поддержке государственной дисциплины в сфере управления;
  • защите гражданских прав и их законных интересов при осуществлении повседневной деятельности.

Общие характеристики законности государственного управления заключаются в:

  • общеобязательности законов, которые обязаны соблюдать все граждане, организации, должностные лица;
  • единстве законности, заключающемся в едином понимании и применении законов на всей территории России;
  • невозможности противопоставления законности и целесообразности;
  • недопустимости отсутствия правовой у населения нашей страны.

Законность характеризуются наличием следующих принципов:

  • верховенством закона;
  • равенством всех перед законом;
  • единством законности;
  • всеобщностью и непререкаемостью законности;
  • гарантированностью прав и свобод личности;
  • неотвратимостью ответственности в случае нарушения законности;
  • невозможностью противопоставления законности и целесообразности.

Способы, при помощи которых обеспечивается законность

Законность в нашей стране обеспечивается при наличии экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий.

Способы обеспечения законности представлены правовыми и организационными формами и методами деятельности, применяемыми государственными органами, которые обязаны поддерживать и укреплять законность и дисциплину при осуществлении органами исполнительной власти своей деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Способы осуществления законности состоят из:

Контроль представлен системой наблюдения и проверки процесса функционирования объекта и имеет своей целью устранение отклонений от существующих параметров. Контролю отводится важное значение в обеспечении законности государственного управления.

Контроль может быть:

  • государственным (осуществляемым от имени государства специально уполномоченными органами);
  • общественным (его полномочны проводить общественные организации, трудовые коллективы, отдельные граждане).

Также контроль может быть:

  • предварительным;
  • текущим;
  • последующим.

В зависимости от характера деятельности и круга контролируемых вопросов он может быть:

Организационная взаимосвязь контролирующего и подконтрольного объекта делит контроль на:

  • внутренний (внутриведомственный);
  • внешний (надведомственный).

Надзор в сфере государственного управления бывает:

Целью административного надзора является обеспечение точного соблюдения поднадзорными объектами законов, подзаконных актов, правил и инструкций и выявление существующих нарушений.

Эту деятельность осуществляют органы специальной компетенции, представленные федеральными надзорами, службами и инспекциями.

Важная роль в осуществлении административного надзора отводится органам внутренних дел.

Прокурорский надзор осуществляется органами прокуратуры. Данные органы призваны обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Органы прокуратуры способствуют точному и единообразному исполнению законов всеми органами управления, должностными лицами и гражданами.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 14.11.2016

Анна Михайловна Самсонова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Законность и дисциплина - основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотъемлемы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обусловливается пределами закона.

В юридической науке под законностью понимают «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями».

Внешне законность выражено в законодательстве, под которым принято понимать систему правовых актов, в которых нормы права находят свое внешнее отражение.

Если рассматривать принцип законности относительно его практического применения, то законность означает, что всякое решение государственных и негосударственных органов, уполномоченных на то лиц не должно противоречить действующему законодательству; должно быть принято в пределах компетенции органа или должностного лица, его принимающего с соблюдением необходимой процедуры ; должен способствовать созданию, закреплению или развитию полезных для общества отношений.

Законность можно рассматривать и как метод государственного управлениято есть как совокупность приемов, способов, с помощью которых государство обеспечивает надлежащее поведение своих субъектов.

Законность - это также режим системы отношений граждан, общественных и других негосударственных образований, органов местного самоуправления с органами, представляющими различные ветви государственной власти.

Основой (или гарантиями) законности в государственном управлении следует признать наличие: 1) определенных экономических условий; 2) развитой политической системы, 3) механизма социальной защиты населения; 4) научно обоснованной системы норм права, которая отвечает требованиям времени и доступна для понимания всеми субъектами государственного управления; 5) механизма принуждения, четко работает в рамках закона.

Важным условием законности и дисциплины в государственном управлении следует признать также высокую правовую культуру граждан и аппарата исполнительной власти, которая, в свою очередь, является следствием общего уровня образования и культуры общества. Между собой законность и дисциплина соотносятся как общее и особенное. Законность можно рассматридать как статику (совокупность норм, законодательных актов), дисциплину - как динамику законности (определенные действия по выполнению требований норм и законодательных актов.

Таким образом, законность и дисциплина - это обязательные черты правового государства, совокупность форм и методов государственного управления, которые находят свое отражение в действующем законодательства и с помощью государство регулирует взаимоотношения в обществе, достигается состояние законопослушного поведения объектов управления.

Система способов обеспечения законности и дисциплины в госу-вному управлении.

Законность и дисциплину в государственном управлении обеспечивают тремя основными способами - проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан.

Деятельности по обеспечению законности оказывают государственно-правового характера, а органы, ее осуществляют (органы исполнительной власти, милиция, прокуратура, различные государственные инспекции, службы, суды, некоторые общественные движения и т.п.), наделяют юридически-властными полномочиями. Такую деятельность считают способами обеспечения законности. Каждый из этих способов имеет присущие только ему черты, закрепленные соответствующими нормативными актами, и реализуется с помощью специальных методов. Вместе с тем, эти способы связаны между собой единством цели - обеспечить строгое соблюдение требований законности и дисциплины всеми субъектами государственного управления.

Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении достигается в процессе повседневной деятельности государственных органов и находит свое внешнее отражение в прекращении нарушений законности и дисциплины; осуществлении мероприятий по ликвидации причин и условий, их порождающих; восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, общественных организаций; привлечении к ответственности и наказании лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины; создании атмосферы неотвратимости наказания за нарушение требований законности и дисциплины; воспитании работников аппарата управления в духе строгого соблюдения существующих правил. Этим обеспечивают соблюдение законности каждой звеном государственного управления, каждым служащим с целью организации их четкой работы, поддержания государственной дисциплины, а также охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в повседневной деятельности аппарата управления.

Контроль - основной способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, один из важнейших элементов государственного управления. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность, межотраслевое государственное управление. Саму контрольную деятельность осуществляют путем проверок, плановых и внеплановых ревизий, обследований, истребования отчетов, проведения рейдов, смотров и т.д.

Главными направлениями осуществления контроля в сфере государственного управления являются: 1) соблюдение плановой, финансовой, ценообразующий, договорной, технологической, исполнительной, трудовой и других видов государственной дисциплины; 2) использование государственных ресурсов; 3) выполнение природоохранного законодательства; 4) подбор и расстановка кадров в государственном секторе; 5) выполнение социальных программ и др.

Контрольная деятельность включает ряд последовательных действий, которые можно разделить на три стадии: подготовительную, центральную (или аналитическую) и итоговую. В свою очередь, они сами наполняются конкретными стадиями-действиями.

На подготовительной стадии: 1) выбирают объект контроля; 2) определяют предмет контроля (устанавливают, что именно следует проверить) 3) устанавливают средства осуществления контроля; 4) подбирают (назначают) лиц, осуществляющих контроль; 5) составляют планы его проведения.

На центральной (аналитической) стадии осуществляют сбор и обработку информации. Собранную информацию (часто полученную из разных источников) анализируют, сравнивают с реальным положением дел на объекте, проверяют.

К итоговой стадии относятся такие действия, как: 1) принятия решения по результатам контроля; 2) доведение его до адресата (а в необходимых случаях и до сведения общественности, правоохранительных органов, иных лиц, заинтересованных в результатах контроля) 3) оказание помощи подконтрольной структуре в наведении порядка на объекте; 4) контроль за выполнением решений, принятых по итогам контроля.

Контроль можно классифицировать: по органам, которые его осуществляют; по сфере деятельности, которая подлежит контролю; по формам его проведения.

Контроль осуществляют: 1) органы законодательной власти (Верховная Рада Украины) 2) Президент Украины и его Администрация; 3) представительный орган АРК - Верховная Рада АРК, 4) органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, Совет министров, министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, местные госавна администрация, администрация предприятий, учреждений, организаций; 5) судебные органы (Конституционный Суд Украины, суды общей юрисдикции, арбитражные суды); 6) специальные контролирующие органы - государственные инспекции и службы (пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, Государственная налоговая администрация , Государственная таможенная служба и т.д.); 7) органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные органы). По сфере деятельности, подлежащей контролю, контроль подразделяют на ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный.

Ведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем. Такой контроль тесно связан с задачами, которые стоят перед министерствами и ведомствами. Осуществляя руководство соответствующими сферами управления, министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают акты, организуют и контролируют их выполнение. Полномочия этих органов, в том числе и контрольные, закреплены в законах, положениях о соответствующих министерствах и ведомства, управления (отделы) местных органов государственной исполнительной власти, уставах государственных предприятий, учреждений и организаций. В министерствах и ведомствах для осуществления контрольных функций образуют ведомственные инспекции, группы. Контрольные полномочия возлагаются также на юридические службы и юрисконсультов.

Сущность межведомственного контроля состоит в том, что его осуществляет орган межотраслевой компетенции за выполнением общеобязательных правил, действующих в соответствующей сфере.

Главной особенностью межведомственного контроля является то, что он исключает подчиненность, т.е. осуществляется органом другой ведомственной принадлежности. Вторая особенность такого контроля заключается в том, что круг вопросов, который имеет право проверять орган межведомственного контроля, является узким, специальным, т.е. привязано к стоящих перед этим органом. Например, Государственный комитет статистики Украины контролирует только порядок организации и ведения статистической отчетности министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами. Министерство финансов Украины с помощью ГлавКРУ осуществляет контроль за использованием денежных средств, материальных ценностей, их сохранностью, контролирует состояние и достоверность бухгалтерской отчетности. Они не вмешиваются в другие функциональные полномочия подконтрольного органа.

К межведомственного контроля следует отнести и контроль со стороны различных специализированных государственных инспекций, служб, комиссий, комитетов, управлений и т.п., которые структурно входят в состав соответствующих министерств или ведомств. Это пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, подразделения Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации, таможенной службы, управлений гражданской авиации и др. Согласно предоставленным им полномочиям они осуществляют контроль за соблюдением общеобязательных правил в различных сферах деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, охране природы и т.д.

Надведомственный контроль осуществляют органы общей компетенции - Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации по вопросам хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, независимо от ведомственного подчинения объектов контроля.

Еще одной характерной чертой указанных видов контроля является то, что только по результатам ведомственного и надведомственного контроля виновное лицо можно привлечь к дисциплинарной ответственности при том, что проверки осуществляют высшие должностные лица, наделены правом приема на работу. Результатом проведения межведомственного контроля может стать привлечение к административной или уголовной ответственности.

Контроль осуществляют в форме проверок (обследование и изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляют справку или докладную записку), ревизий (документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется акт), истребования отчетов и т. п. Контроль следует отличать от близкого к нему вида государственной деятельности - надзора, хотя они имеют некоторые общие признаки. их объединяют единая цель - обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении, формы осуществления работы - проверки, истребование отчетов, объяснений и т.п., обязательность указаний. Но контроль, в отличие от надзора, проводится повседневно и беспрерывно широким кругом органов. Надзор же осуществляет единственный государственный орган - прокуратура. (Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называются наблюдением. Действительности же - это контроль. Разная у них и нормативная база. Главное же, чем отличается контроль от надзора, - это то, что контролирующий орган имеет право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного объекта (иногда подменяя собой руководящий орган этого объекта) и самостоятельно привлекать правонарушителей к юридической ответственности, в то время как прокуратуру лишены таких возможностей. Например, органы пожарного, санитарного надзора, ветеринарного контроля могут принять решение о приостановке (при наличии оснований для этого) работы подконтрольного им объекта до устранения выявленных ими правонарушений. Такие их действия фактически приравниваются к управленческой деятельности администрации этих объектов или высших отношении них органов. Кроме того, они могут самостоятельно привлекать к административной ответственности виновных в нарушении правил должностных лиц объектов, эксплуатация которых приостановлена.

Следовательно, контроль можно охарактеризовать как составную часть (элемент) управления, обеспечивает систематическую проверку выполнения Конституции, законов Украины, других нормативных актов, соблюдение дисциплины и правопорядка и состоит во вмешательстве контролирующих органов в оперативную деятельность подконтрольных органов, предоставлении им обязательных для исполнения указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления, осуществлении принуждения относительно подконтрольных органов.

Надзорже имеет целью выявление и предупреждение правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, без права вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, изменения или отмены актов управления.

Обращения граждан является особым способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, существенно отличается от контроля и надзора. Отличие между ними состоит в том, что инициаторами проверок здесь выступают не государственные образования (их должностные лица), а граждане. Обращаясь в компетентные органы с заявлениями и жалобами, они сигнализируют о выявленных ими нарушениях законности и дисциплины, тем самым позволяя полномочным органам разобраться в сути дела, привлечь, если на это есть основания, к ответственности виновных. Обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы являются важным средством обеспечения их прав и свобод, законности и дисциплины в целом.

В юридической литературе выделяют и общественный контроль, к которому относят контроль со стороны различных общественных групп - профсоюзов, трудовых коллективов, партий, движений и т.п., а также отдельных граждан. Но и здесь также отсутствуют такие важные признаки контроля, как право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольных и право самостоятельно привлекать виновных к правовой ответственности. Вместе с тем следует отметить, что отдельные общественные образования имеют существенные контрольные полномочия.

1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении и способы их обеспечения.

2. Государственный контроль и его виды.

3. Прокурорский надзор.

4. Административный надзор.

5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Дополнительная:

Манохин В.М. Административное право России. Самара. 2010.

Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Часть 1. М., 2009.

Законность в государственном управлении можно определить как точное и единообразное понимание и исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов Российской Федерации и нормативных правовых актов органами исполнительной власти и их должностными лицами, а также лицами, к которым обращены требования субъектов управления. Законность выражается в обязанности каждого субъекта управления действовать строго в пределах своей компетенции, а также в соответствии законодательству любых актов управления.

К принципам законности относятся следующие:

- недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Верховенство закона выражается в том, что закон играет главенствующую роль. Государственное управление осуществляется на основе и во исполнение закона. Все подзаконные акты субъектов государственного управления должны соответствовать закону. В случае несоответствия акта управления закону применяется закон, а акт управления должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен.

Принцип реальности законности означает достижение фактического исполнения норм законов в управленческой деятельности.

Принцип единства законности означает единое понимание и применение закона на всей территории Российской Федерации, на которую он распространяет свое действие (например, федерального закона - на всей территории Российской Федерации).

Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности состоит в том, что в рамках закона должны выбираться наиболее целесообразные и оптимальные решения в сфере управления. Однако закон в процессе управления нельзя корректировать в угоду целесообразности. Изменить закон можно только путем законотворческой процедуры.

В теории административного права выделяются следующие способы обеспечения законности:

государственный контроль, надзор и обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Государственный контроль как способ обеспечения законности состоит в том, что уполномоченные государственные органы (должностные лица), используя определенные приемы и способы, выясняют, не допущены ли подконтрольными органами (должностными лицами) в их деятельности нарушения законности и целесообразности. При наличии таких нарушений контрольные органы принимают меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав, привлечению виновных должностных лиц к ответственности.

Принципами государственного контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Государственный контроль подразделяется на общий, когда охватывается вся деятельность проверяемого органа, и специальный, когда проверка осуществляется по определенным вопросам.

Надзор подразделяется на два вида: прокурорский и административный.

Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности состоит в том, что каждый вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[69] каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Дисциплина в государственном управлении – это соблюдение, исполнение правил и норм конкретными исполнителями.

Государственная дисциплина делится на виды. Однако, для практического использования наибольшее значение имеет разделение по трем признакам:

- по организационному признаку, дисциплина разделена по отраслевому признаку, например, военная, транспортная, дисциплина сотрудников органов внутренних дел. Производственная дисциплина, например, в рамках организации, учреждения, предприятия.

- по функциональному признаку выделяют дисциплину, например, кадровую, финансовую, налоговую, страховую, статистическую и др.

- по функционально-организационному признаку выделяют такие виды дисциплины как финансовые отраслевые, производственно-технические и другие.

Вывод: законность и дисциплина являются взаимозависимыми юридическими категориями, позволяющими органам исполнительной власти применять нормы права в экономической, политической и социально культурной сферах.

Законность является одним из основополагающих принципов государственного управления.

Государственно-правовой режим, основанный на законности, характеризуется тем, что все органы государства, общественные организации должны действовать в полном соответствии с законами, указами, постановлениями и распоряжениями Президента и Правительства РФ и изданными на их основе иными правовыми актами органов государства.

Законность и правопорядок составляют основу нормальной жизни общества и всех граждан. Неукоснительное исполнение составляет режим законности и правопорядка.

Обеспечение законности – это точное исполнение, правильное применение и неуклонное соблюдение нормативных актов, охрана интересов государства и прав граждан, а в случае их нарушения – восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Законность в деятельности органов государственного управления имеет своей целью:

- обеспечивать четкую организацию работы аппарата управления;

- защищать права и законные интересы граждан в повседневной деятельности аппарата управления.

В настоящее время законность в государственном управлении обеспечивается следующими способами:

- контроль (проверка исполнения),

- общий надзор прокуратуры и Конституционного суда,

- судебный и арбитражный контроль в управлении,

- право обжалования незаконных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Законность призвана всемерно укреплять государственную дисциплину. Государственная дисциплина – это выполнение правил, установленных полномочными органами государства, основанных на законе, приказе и распоряжении компетентных должностных лиц. В основе государственной дисциплины лежит законность.

Контроль – понятие многогранное. Например, специалисты теории научного управления исходят из того, что контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования соответствующего объекта с целью устранения его отклонений от заданных параметров; т. е. определяют контроль как вид управленческой деятельности.

Контроль предполагает не только обнаружение нарушений закона и ответственности виновных, но и их устранение. Именно это качество характеризует контроль как способ обеспечения законности.

Таким образом, контроль – это такая форма обеспечения законности, которая позволяет активно вмешиваться в сферу управления путем дачи обязательных к исполнению указаний о путях, способах и сроках устранения нарушения законности и обстоятельств, способствующих этим нарушениям.

Классифицировать виды контроля можно по разным основаниям. Прежде всего, различают контроль государственный и общественный.

Государственный контроль осуществляется от имени государства его органами, наделенными властными полномочиями.

Общественный контроль проводится общественными и самодеятельными организациями, трудовыми коллективами и непосредственно гражданами, не объединенными в коллективы и организации.

Исходя из различий самих государственных органов, осуществляющих контроль, можно выделить:

· контроль представительных органов власти,

· контроль по линии президентской власти,

· контроль органов госуправления,

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль:

По характеру деятельности и кругу контролируемых вопросов кон­троль делится на общий (например, контроль администрации области за работой комитетов и управлений при администрации) и специализированный (например, контроль Государственной противопожарной инспекции по вопросам, связанным с соблюдением правил противопожарной безопасности).

Исходя из организационной взаимосвязи контролирующего и подконтрольного объекта, можно говорить о внутреннем (внутриведомственном) и внешнем (надведомственном) контроле. Внутренний контроль ведется за органами одной системы, где вышестоящий орган, осуществляющий контроль может изменять или отменять акты подчиненного органа, вследствие их незаконности, вмешательства в оперативную деятельность, принимать конкретные меры для исправления недостатков, наказывать виновных. Внешний (надведомственный) контроль ведется в отношении организационно неподчиненных объектов, когда контрольные полномочия распространяются на все государственные органы. Они – производные от основной задачи – обеспечить единство в выполнении определенной функции, общей для всех отраслей управления.

Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении качественно отличается от контроля. Он состоит в проверке точного и единообразного исполнения законов государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В зависимости от компетенции и положения, занимаемого органами государственного управления в структуре государственного механизма, различают следующие виды надзора:

· общий надзор прокуратуры;

Конституционный надзор. Сущность надзора здесь заключается в том, что Конституционный Суд не исследует фактических обстоятельств дела: рассматривается конституционность самого применения (либо неприменения) той или иной нормы права в виде сложившейся практики судебных или иных государственных органов и должностных лиц. Сам Конституционный Суд не может отменить, внести изменения в решения и приговоры судов, в проверяемые правовые акты. Постановление Конституционного Суда дает повод для их отмены, изменения или отмены в обычном порядке.

Общий надзор прокуратуры. Согласно Закону РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми органами управления, должностными лицами и гражданами.

Такой надзор, осуществляемый прокуратурой, принято называть общим, так как он распространяется на деятельность всех органов управления.

Основными формами реагирования прокурора на нарушения законности являются (ст. ст. 22–24 Закона «О прокуратуре»):

Протест - официальное реагирование прокурора на незаконные акты и действия. Подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок с момента поступления.

Представление – письмо по факту нарушения закона и устранения причин. Срок для исполнения – 1 месяц.

Постановление – о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Срок для рассмотрения – не позднее 10 дней.

Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб. Срок рассмотрения – до 1 месяца; в 5-дневный срок рассматриваются жалобы на нарушения конституционных прав граждан.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за деятельностью органов управления, их должностных лиц, общественных организаций – только с точки зрения законности, не вмешиваясь в их оперативно-хозяйственную и административную деятельность, не изменяя и не отменяя их акты.

Административный надзор. В общей системе органов государственного управления состоят и такие органы специальной компетенции как федеральные надзоры, федеральные службы и государственные инспекции.

Они осуществляют деятельность, именуемую административным надзором, который является одним из способов обеспечения законности в управлении. Его содержание заключается в надзоре за точным соблюдением соответствующими поднадзорными объектами требований специальных правил и инструкций, в выявлении их нарушений. Однако вышеназванные органы осуществляют надзор не только за соблюдением правил и инструкций. Им предоставлены права по запрещению или приостановлению определенных действий со стороны поднадзорных объектов, даче указаний об устранении нарушений, применению к виновным лицам мер административного воздействия.

Важные функции по осуществлению административного надзора осуществляют органы внутренних дел. В соответствии с действующим законодательством, органы внутренних дел осуществляют надзор за исполнением должностными лицами и гражданами решений органов исполнительной власти по вопросам охраны общественного порядка. Они обеспечивают в установленном порядке соблюдение правил приобретения, хранения, перевозки оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и других предметов и веществ по перечню, определенному действующим законодательством. Органы внутренних дел контролируют выполнение гражданами и должностными лицами требований паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами, без гражданства установленных для них правил пребывания на территории России. Государственная инспекция безопасности дорожного движения, входящая в систему МВД России, осуществляет надзор за дорожным движением; контроль за содержанием автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии; надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, троллейбусов и трамваев и др.

Органы государственного пожарного надзора, входящие в систему МВД России, осуществляют контроль за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай возникновение пожара, обеспечение объектов народного хозяйства и населенных пунктов средствами противопожарной защиты и пожарной техникой.

Специальным видом правоохранительной деятельности является административный надзор органов полиции за точно определенным кругом лиц, а именно за освобожденными из мест лишения свободы.

Судебный контроль – одна из форм государственного контроля. Суды дают оценку законности деятельности органов управления, независимо от ее характера и служебного положения должностных лиц.

Наряду с частными определениями суд применяет и другую специфическую форму контроля – представление. Представление является официальным обращением суда к государственному органу, указывающим на обнаруженные нарушения законности и фиксирует внимание на условиях, способствующих нарушениям.

Важной формой контроля суда за законностью в сфере управления является рассмотрение им жалоб на действия органов госуправления и их должностных лиц. Поскольку право жалобы, как способ обеспечения законности, примыкает непосредственно к рассматриваемому вопросу, т. к. это – один из способов его реализации через собственность, имеет смысл раскрыть его сущность.

Контроль арбитража. Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления.

Таким образом, государственный арбитраж представляет собой специфический орган, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность посредством разбирательства и разрешения дел, возникающих из имущественных споров.

Рассматривая и разрешая споры экономические (в связи с заключением договоров) и в сфере управления, арбитражный суд ведет работу по предупреждению нарушений законности, защищает охраняемые законом права и интересы организаций и граждан, обеспечивает единообразное и правильное применение законодательства, содействует правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Право жалобы, как способ обеспечения законности в госуправлении. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину РФ судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия должностных лиц, госорганов, повлекшие за собой нарушение законов, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суд. Обжалование является специальным способом обеспечения законности и правопорядка.

Основным нормативным актом, закрепляющим право на обжалование, является Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., а также закон «Об обращениях граждан».

Гражданам также предоставлено право обращаться в государственные и общественные организации с предложениями и заявлениями.

Предложение – это обращение гражданина в соответствующий государственный или общественный орган, направленное на улучшение или совершенствование работы государственного аппарата или органов управления общественными организациями.

Заявление – это обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных субъективных прав граждан.

Понятие законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Главные направления осуществления контроля в сфере государственного управления. Надзор как предупреждение нарушений.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.02.2012
Размер файла 20,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Понятие законности и дисциплины в государственном управлении

Законность и дисциплина - основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотделимы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина обусловливается рамками закона.

Возьмем определения законности и дисциплины из словаря:

Законность - общепринятое, установленное правило общежития, установленный порядок, норма поведения.

Дисциплина - твердо установленный порядок, соблюдение которого является строго обязательным для всех членов данного коллектива, распорядок. В юридической науке под законностью понимают «неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных нормативных актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями». Это означает, что законность обязательна для всех элементов государства (органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, других государственных и негосударственных образований, граждан). Она также является условием, которое обеспечивает возможность беспрепятственной реализации прав граждан, общественных образований на самовыражение и свободное развитие.

Внешне законность выражается в законодательстве, под которым принято понимать систему правовых актов, где нормы права находят свое внешнее отображение. «Законность - это прежде всего наличие достаточного количества юридических норм высокого качества, а затем их строгое соблюдение всеми субъектами права». Будучи условием свободного развития всех и каждого, законность не должна отождествляться со вседозволенностью. Именно законность, отраженная в нормативных актах, и является той гранью, которая ограничивает свободу отдельного индивидуума ради свободы всех. Законность - многогранное, широкое понятие. Законность можно рассматривать как принцип деятельности государства, суть которого состоит в обязанности государственных органов, других физических и юридических лиц действовать в соответствии с требованиями законов. Материальное содержание законности заключается в совокупности правил, обязанностей, дозволений и запретов, регламентируемых государством. Они создают также положение вещей, при котором общественная жизнь , все виды государственной деятельности подчинены неуклонному действию права. При помощи законности достигаются согласованность действий, организованность и порядок, т.е. дисциплина в общегосударственном масштабе.

Принцип законности в государственном управлении реализуется в двух группах требований:

1) требования к качеству законодательного регулирования государственного управления:

- соответствие законов Конституции РФ;

- соответствие законов объективным условиям жизни общества;

- реалистичность требований законов и обеспеченность их ресурсами;

- полнота законодательного регулирования;

- развитость процессуальных норм;

- качество юридической техники;

2) требования к исполнению законов в процессе государственного управления:

- соблюдение законного порядка создания органов государственного управления;

- соответствие закону содержания актов органов государственного управления;

- издание подзаконных актов в пределах компетенции органа и должностного лица;

- соблюдение процессуальных правил издания подзаконных актов;

- оперативное реагирование на нарушение закона;

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Если рассматривать принцип законности относительно ее практического применения, то законность означает, что любое решение государственных и негосударственных органов, уполномоченных на то лиц не должно противоречить действующему законодательству; должно быть принято в пределах компетенции органа или должностного лица, которое его принимает; в установленный нормативными актами срок; с соблюдением необходимой процедуры; должно способствовать созданию , закреплению или развитию полезных для общества отношений.

Законность рассматривается также как метод государственного управления, т.е. совокупность приемов, способов, при помощи которых государство обеспечивает надлежащее поведение всех своих субъектов.

Законность - это также режим системы взаимоотношений граждан, общественных и других негосударственных образований, органов местного самоуправления с органами, которые представляют различные ветви государственной власти. Такой режим должен способствовать обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц, их всестороннему развитию, формированию и совершенствованию гражданского общества, эффективной деятельности государственного механизма.

Для того чтобы обеспечить режим законности, государство должно создать соответствующую основу для этого. Такой основой законности в государственном управлении является наличие: 1) определенных экономических условий; 2) развитой политической системы; 3) механизма социальной защиты населения; 4) научно обоснованной системы норм права, которая отвечает требованиям времени и доступа для понимания всеми субъектами государственного управления; 5) механизма принуждения, четко работающего в рамках закона.

Важным условием законности и дисциплины в государственном управлении следует признать также высокую правовую культуру граждан и аппарата исполнительной власти, которая, в свою очередь, является следствием общего уровня образования и культуры общества.

Законность и дисциплина - это обязательные черты правового государства, совокупность форм и методов государственного управления , которые находят свое внешнее отображение в действующем законодательстве и с помощью которых государство регулирует взаимоотношения в обществе, достигается состояние законопослушного поведения объектов управления.

2.Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Законность и дисциплина в государственном управлении обеспечиваются тремя основными способами: проведением контроля, осуществлением надзора и с помощью обращений граждан. Однако осуществлению этих конкретных юридически значимых действий предшествует убеждение, которое проявляется в предупреждении, разъяснении, воспитании, а также в формировании определенных стимулов законопослушного поведения субъектов государственного управления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: