Принципы обеспечения деятельности судов

Обновлено: 18.05.2024

1, Организационное обеспечение деятельности судов - это создание всех не­обходимых условий для нормального функционирования судов, обес­печение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.

2 Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

• создание условий для полного и независимого осуществления правосудия;

^ невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следо­вание принципу независимости судей, народных, присяжных и арбит­ражных заседателей;

при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организа­ционное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам ка­кие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они вес же были даны,

организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке.

Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.

разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, ус­тановления штатной численности судей,

подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалифика­ции и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности ко­миссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в су­дьи, дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;

дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);

организация выборов и назначения народных заседателей; отбор при­сяжных заседателей и составление их списков; составление списков ар­битражных заседателей;

организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний на­родных и арбитражных заседателей;

оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;

материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельно­сти судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспе­чение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, сред­ствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);

организация ведения судебной статистики;

обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);

организация делопроизводства в судах;

изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного ре­гиона или всей страны; организация научных исследований по вопро­сам организации и деятельности судов;

изучение международного опыта по вопросам организационного обес­печения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельно­стью судов.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.


Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей.

Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой – не должно отвлекать внимание судей на выполнение несвойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов – деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям.

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

  • для федеральных судов -> осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;
  • для мировых судей -> осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение:

  • разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей;
  • изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по ее совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов;
  • разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики;
  • организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;
  • информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе:

  • определение потребностей судов в кадрах;
  • осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  • обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.);
  • методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей;
  • создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах;
  • контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе;
  • аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационная работа в судах и системе Судебного департамента;
  • работа по защите государственной тайны и секретного делопроизводства;
  • обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом Председателя Верховного Суда РФ.

Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализация финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий; контроль за использованием средств федерального бюджета.

Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработка и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организация строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов.

Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества:

  • координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегии судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества;
  • комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества.

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов:

  • защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих;
  • принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями;
  • организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей.

Иные направления обеспечения деятельности судов:

  • формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи;
  • организация взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам судебной проблематики;
  • взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов;
  • обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений;
  • организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышение его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

Под организационным обеспечением деятельности судов в РФ понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов в РФ осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие в организационном обеспечении деятельности судов в РФ.

В соответствии со cт. 1 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее – Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также – арбитражные суды субъектов РФ), районных, городских и межрайонных судов (далее также – районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также – федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

В систему Судебного департамента входят:

  • Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента;
  • Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Финансирование федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом за счёт средств федерального бюджета. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ в установленный Правительством РФ срок представляет в Правительство РФ предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей РФ1. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счёт средств федерального бюджета и указывается в нём отдельной строкой.

Полномочия Судебного департамента регламентированы cт. 6 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

  • организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
  • определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
  • ведёт судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
    принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
  • организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями;
  • Организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата
  • Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством;
    взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

  • запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
  • контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
  • вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Структура Судебного департамента и перечень его подразделений утверждаются решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей РФ.

Судебный департамент в соответствии со cт. 7 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» состоит из следующих подразделений:

  • главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;
  • главное управление обеспечения деятельности военных судов;
  • главное финансово-экономическое управление;
  • управление государственной службы и кадрового обеспечения;
  • контрольно-ревизионное управление;
  • управление делами;
  • управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;
  • отдел учебных и образовательных учреждений;
  • отдел международно-правового сотрудничества;
  • аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор Судебного департамента не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Генеральный директор Судебного департамента не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента. Генеральный директор Судебного департамента несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

Управление Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей. Начальник Управления Судебного департамента в субъекте РФ назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ и несёт персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда в соответствии со cт. 17 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ».

Администратор суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним. Администратор суда назначается начальником управления Судебного департамента по представлению председателя соответствующего суда.

Полномочия администратора суда регламентированы cт. 19 ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»:

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарий к статье 5 настоящего Федерального конституционного закона

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: