Принципы обеспечения безопасности государства характеризуется балансом интересов

Обновлено: 17.04.2024

В п.8 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации отмечается, что государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации базируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон «О государственной тайне» закрепил значение названного принципа для обоснованности отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания (ст.6).

Баланс интересов (потребностей) личности, общества и государства – это их равновесие, уравновешенность.

Интересы субъектов в информационной сфере проявляются в конкретных формах выражения потребностей.

Интересы личности проявляются в:

· свободе поиска информации и защите персональных данных:

· реализации конституционных прав и свобод на доступ к информации, ее использовании в своей деятельности по своему усмотрению;

· духовном и культурном развитии личности;

· потребности защиты информации о частной жизни, необходимой для личной безопасности.

Интересы общества проявляются в:

· создании условий достижения общественного согласия и социальной стабильности;

· укреплении основ культурной и духовной сферы;

· обеспечении интересов личности при распространении массовой информации позитивного (полезного) содержания;

· упрочении демократических начал в сфере массовой информации;

· сохранении доступа к объектам культурного наследия.

· Интересы государства проявляются в:

· создании условий для обеспечения личных и общественных интересов в информационной сфере;

· укреплении конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности;

· укреплении законности и правопорядка в информационной сфере;

· исключении любых форм монополизма в информационной сфере (как со стороны государственных органов, так и со стороны олигархических групп, в т.ч. западных крупных корпораций);

· гармоничном развитии российской информационной инфраструктуры (основных компонентов информатизации – информационных ресурсов, информационных технологий, технических средств, сетей передачи данных).

В информационной сфере человеческой деятельности интересы (потребности) названных групп могут сближаться и совпадать, но могут и возникать противоречия между интересами конкретных групп.

Обычно в случае отсутствия баланса всех трех из названных элементов в информационном обществе наступает неустойчивое состояние с тенденцией перехода в состояние беспорядка (хаоса).

Например, если наступает приоритет информационных интересов личности и общества, то это вызывает ослабление интересов государства в информационной сфере.

С другой стороны, приоритет информационных интересов государства, несомненно, вызывает ослабление интересов личности и общества, что мы уже наблюдали в информационной сфере советского периода развития нашей страны до начала перестройки.

Сегодня мы являемся свидетелями дисбаланса рассматриваемого принципа в рекламной деятельности, в кинематографе и электронных средствах массовой информации, где интересы корпораций преобладают над интересами личности.

Принцип открытости информации

В Конституции Российской Федерации специально оговаривается еще одно принципиальное положение, согласно которому ограничения открытости информации, имеющей характер государственной тайны, могут устанавливаться федеральным законам (п.4 ст.29).

Например, в ст.3 закона «Об информации» в составе принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации назван принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Принцип открытости информации в законе «Об информации» реализован в понятии «общедоступная информация», к которой согласно нормы ст. 7 относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Принцип открытости информации тесно связан с понятием «доступ к информации», под которым понимается возможность получения информации и ее использования (п.6 ст.2).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.008)

2. пути достижения баланса интересов: Общая теория национальной безопасности, Прохожев Алексей Александрович, 2000 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В издании изложены методические основы новой учебной дисциплины. Впервые представлен обобщенный материал, раскрывающий суть проблемы национальной безопасности, принципы, формы и методы деятельности государства и общества по ее обеспечению.

2. пути достижения баланса интересов

Переход к государственному управлению через интересы резко актуализирует проблему учета всего многообразия социальных интересов в управленческой деятельности государственных служащих. Учет множества различных и взаимосвязанных интересов личности, общества и государства в организации государственного управления — проблема практическая. От ее правильного решения непосредственно зависит решение таких актуальных задач, стоящих перед государством, как обеспечение устойчивого развития страны, повышение благосостояния народа, формирование правового государства, развитие демократии, обеспечение внутренней безопасности страны.

В социальных интересах закрепляются отношения индивидов, социальных групп, слоев ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей общества. Задача развития общества требует учета, согласования и сбалансирования всего многообразия интересов, выработки системы воздействия на интересы и обеспечения условий для их реализации. Государство выражает всеобщие интересы нации, общество в свою очередь является выразителем частных, эгоистических интересов. По утверждению Гегеля, государство оказывается благоустроенным и само в себе сильным, если частные интересы граждан соединяются с его общими интересами.

Интересы личности, общества и государства находятся в состоянии противоречивого взаимодействия и взаимовлияния. Характер этого взаимодействия зависит от множества факторов: от природы общества, степени развития его институтов, их способности воздействовать на институты государства. Но любая социальная система не может жить на пике противоречий. Взаимный учет и сбалансированность интересов личности, общества и государства — необходимое условие бытия.

Такому сложному феномену как интерес не всегда возможно придать нужную направленность. Ведь если интересы выступают мощной движущей силой общественного развития, то они с такой же силой могут и противостоять этому развитию, т.е. сопротивление со стороны каких-то субъектов с их интересами может быть таким, что согласование станет затруднительным или даже невозможным, особенно когда занимаемая ими позиция становится бескомпромиссной. Выявление механизма согласования интересов представляется сложной задачей. Это обусловлено тем, что во многом меняются как сами подходы к анализу интересов, так и их содержание, поскольку появляются новые социальные группы и слои в результате радикальной экономической и политической реформ в нашей стране.

Дисбаланс интересов может превратиться в наиболее серьезную реальную угрозу нашей национальной безопасности. Истоки конфликта, противоречивости интересов различных социальных групп, входящих в них людей как раз и состоят в осознании и актуализации интересов не с точки зрения объективных условий (их тоже надо познать прежде чем принимать или отвергать), а со своей групповой точки зрения. Иначе говоря, конфликты возникают, когда представитель региона, этнической или социальной группы считает важным и необходимым удовлетворение интересов только той общности, которую он представляет, совершенно не обращая внимание на существование законных интересов и других групп людей, подобных его группе.

Такой подход, с одной стороны, порождает иллюзии, что справедливость может быть достигнута автоматически, стоит только предъявить счет государству и обществу. С другой стороны, это порождает социальную лень, иждивенчество, принижает роль качественного и производительного труда. Этот же подход одновременно показывает, что в реализации принципа социальной справедливости имеются большие перекосы. В настоящее время, например, это проявляется в сфере межэтнических отношений, когда этнические интересы стали средоточием многих проблем, существующих в обществе.

В связи с этим весьма актуальной является проблема согласования групповых интересов с общественными. Интеграционные процессы объективно приобретают доминирующее значение, разумеется, в различных сферах по-разному, но в любом случае согласование интересов становится их важной и неотъемлемой стороной. Необходимо, с одной стороны, создавать такие общественные условия, такой хозяйственный механизм, при которых индивидуальный и групповой эгоизм не получал бы своего развития, а с другой — всемерно повышать роль правовых и нравственных норм и установок в обществе, не идеализируя при этом уровень коллективистских отношений на данном этапе развития общества. Глубина и прочность связей между членами социального слоя с их интересами находится в прямой зависимости от степени удовлетворения личностью своих потребностей и ее самореализации. Чем богаче и разностороннее интересы людей, составляющих общество, безусловно, тем сложнее создать условия для их реализации, но тем крепче, мобильнее в качественном отношении общество, тем эффективнее результаты его деятельности.

Главным средством, приводящим в действие механизм согласования интересов, выступает политика, политическая деятельность государства, других институтов, входящих в политическую систему общества.

Политическая власть в нынешних условиях — это не обезличенная сила денег, интересов наживы и собственности; это — функционирование вполне конкретных политических, хозяйственных и идеологических институтов, действующих на основе доверия народа. Именно поэтому важно исследовать все возможные точки разрыва между интересами политической власти и интересами всего народа, преодолевая при этом многие устаревшие представления.

Как показывает практика, стабильность общественного строя тем ниже, чем сильнее вера в то, что стабильности можно добиться главным образом «закручиванием гаек». Поэтому реформа политической системы предполагает такую форму осуществления политической власти, которая выступала бы условием реализации всего многообразия интересов, определяемых многосложностью социальной структуры общества и одновременно исключала бы истоки бюрократизма, административно-командные методы управления.

Однако реализация таким образом сформулированной задачи в свою очередь предполагает, что управляемые должны постепенно превращаться во властвующих, т.е. должно осуществляться своеобразное перераспределение политической власти между все большим числом структур и субъектов. Одновременно перераспределение политической власти означает передачу ряда основных функций от верхних эшелонов власти к политическим институтам на местах.

Государство, общество и личность могут нормально функционировать и развиваться, если существует определенная согласованность, баланс интересов личности, общества и государства. Общество не может распадаться на отдельные общности, преследующие только свои интересы, в противном случае неизбежно наступление конфликтов, кризисных ситуаций и тогда возможность возвращения в нормальное состояние опять может быть достигнута с помощью прежних административных, волюнтаристских методов. Однако, как показывает практика, это возможно только в пределах определенного периода, но самое главное — это заводит общество в тупик.

Поскольку механизм согласования интересов заключает в себе взаимосвязанные стороны и свойства социальной действительности ( а они всегда подвижны), то и сущностную его характеристику необходимо рассматривать, с одной стороны, в определенной системе, а с другой — в постоянном развитии. Такой подход, как представляется, дает возможность находить точки «пересечения» государственных, общественных и личных интересов.

Обладая определенной структурной упорядоченностью, механизм согласования интересов имеет конкретно-исторические очертания. Его функционирование в тот или иной исторический период предполагает не только согласование интересов, но и их развитие и прогнозирование. Это и создает необходимые исходные условия для достижения определенного компромисса и формирования сбалансированной системы интересов. Без гибкого политического механизма достижения социальных компромиссов такую систему интересов и соответственно устойчивую политическую систему создать не удастся.

Необходимость обеспечения баланса социальных интересов при их реализации путем достижения определенного компромисса отражает объективность общественных отношений, поскольку интересы выражают взаимную зависимость людей в обществе. Когда в советские времена все многообразие личных интересов сводилось к одному классовому интересу, на практике это приводило к политическим извращениям и порождало уравниловку во всех сферах жизнедеятельности. Абсолютизация же государственных интересов ведет к формированию особых социальных групп из бюрократического аппарата, благополучно подменяющих эти государственные интересы своими личными и ведомственными.

Всякая односторонняя ориентация при разрешении социальных проблем недопустима, особенно в нашей стране, где в государственном управлении необходим учет федеральных, региональных, этнических, групповых и личных интересов. Безусловно, все эти интересы сплошь и рядом разные, среди них могут быть и встречные интересы вплоть до антагонистических. Но все они произрастают на единой социально-экономической основе.

Для достижения определенного баланса интересов в любой сфере жизнедеятельности следует иметь в виду, что общий интерес не может быть простой суммой личных интересов, но общий интерес должен быть сформирован таким образом, чтобы каждый индивид в той или иной мере был заинтересован в его реализации. Только на основе такого общего интереса, сформированного на принципе социального консенсуса, можно проводить единую политическую линию, поддерживаемую всем или, по крайней мере, большинством общества. Такой подход, кроме того, позволит резко снизить масштабы так называемой политизации нашего общества, порождающей жесткую конфронтацию и даже насилие на самых различных уровнях жизнедеятельности.

Отечественные ученые в области теоретической политологии, обосновывая категорию «консенсуса» как возможности соглашения и единения противоборствующих сторон в результате взаимных уступок, выдвигают альтернативную диалектике науку аналектику, трактующую развитие не в терминах «противоречие», «отрицание», «борьба», а в термине «гармония».

Вместо противоречия утверждается понятие блокирование, вместо вражды — терпимость, вместо конфликта — консенсус, вместо монолога и диалога — полилог, вместо противодействия — взаимодействие.

Поэтому методологической формулой прогресса общественного сознания должна стать следующая: «от деструктивного конфликта — к позитивному и от конфликта позитивного — к конструктивному консенсусу»1.

До подобной гармонии в человеческом обществе, видимо, еще далеко, но обеспечение разумного баланса интересов личности, общества и государства — одна из актуальнейших задач всех ветвей власти. Работники государственного аппарата должны осознать, что нужно не лоббировать те или иные интересы, а добиваться их баланса. Эта задача — решаемая, и государство не имеет права уклоняться от регулирования и в этой области. В частности, на это прямо указывал Г. Гегель на заре становления капитализма: «Различные интересы производителей и потребителей могут вступить в столкновение друг с другом и хотя в целом правильное отношение между ними и устанавливается само собой, но соглашение между ними требует также урегулирования, сознательно предпринимаемого стояшей над ними инстанцией»2.

Эту задачу необходимо решать также и потому, что соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства Законом «О безопасности» (ст. 5) трактуется в качестве одного из важнейших принципов обеспечения безопасности, а в Концепции национальной безопасности Российской Федерации в качестве одного из важнейших направлений защиты конституционного строя в России указаны выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов.

Организация государственного управления в соответствии с требованиями данного закона, на наш взгляд, объективно позволит ускорить процесс развития нашей страны во всех сферах жизнедеятельности и повысить уровень ее национальной безопасности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какая связь между национальными интересами и государственным управлением?

2. Есть ли разница между национальными и государственными интересами?

3. В чем суть механизма достижения баланса интересов?

4. Почему необходимо обеспечение баланса интересов личности, общества и государства?

1. Возжеников А.В., Прохожее А.А. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., 1998.

2. Возжеников А. В., Прохожее А.А. Государственное управление и национальная безопасность. М., 1999.

3. Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.

© Прохожей А.А., 2002

Общая теория национальной безопасности

Общая теория национальной безопасности

Комментарии, рецензии и отзывы

2. пути достижения баланса интересов: Общая теория национальной безопасности, Прохожев Алексей Александрович, 2000 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В издании изложены методические основы новой учебной дисциплины. Впервые представлен обобщенный материал, раскрывающий суть проблемы национальной безопасности, принципы, формы и методы деятельности государства и общества по ее обеспечению.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

Онлайн-курс «Основы теории экономической безопасности» направлен на формирование у обучающихся мировоззренческой системы взглядов на экономическую безопасность как на сложный комплекс взаимосвязанных экономических интересов и противодействующих им угроз, их диалектическое единство и антагонистическую противоположность, что позволит обучающимся на основе многофакторного мониторинга интересов и угроз осуществлять обеспечение экономической безопасности любого объекта.

Правообладатель: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

Авторы курса


Ломакин Андрей Леонидович - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС


Грибов Павел Геннадьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС


Корнилов Михаил Яковлевич - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС


Курганская Марина Яковлевна - кандидат социологических наук, ведущий специалист Российско-европейского международного центра правовых исследований и программ юридического образования юридического факультета им. М.М. Сперанского, доцент кафедры государственного управления и национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС

Программа (содержание) курса

Модуль 1. Экономическая безопасность страны. Сущность. История. Сложившиеся взгляды

Содержание модуля: зарождение и развитие взглядов на экономическую безопасность как социальное явление, существующих в нашей стране и за рубежом. Проблемы понимания экономической безопасности как научной категории. Развитие и безопасность. Два похода к пониманию сущности экономической безопасности. Система экономической безопасности. Функциональный вариант ее трактовки. Структурный вариант ее трактовки. Виды экономической безопасности.

Модуль 2. Интересы в экономической сфере

Содержание модуля: процесс и принципы формирования интересов в экономической сфере. Объекты и субъекты формирования интересов. Среда, средства и механизм их формирования. Цель и направленность интереса. Особое значение встречных (конфронтационных) интересов. Разрешение конфликта интересов, достижение баланса интересов.

Модуль 3. Угрозы интересам в экономической сфере

Содержание модуля: понимание и определение угрозы. Критерии отнесения явлений действительности к угрозам. Основные источники угроз. Объекты и субъекты угроз. Соотношение угрозы и риска, угрозы и ущерба. Принципы классификации угроз в экономической сфере и подходы к их классификации в различных странах. Основные классификационные признаки и их содержание.

Модуль 4. Система обеспечения экономической безопасности

Содержание модуля: сущность обеспечения экономической безопасности. Понятие «система обеспечения экономической безопасности» (СОЭБ). Принципы ее функционирования. Структурные и функциональные компоненты системы, их взаимосвязи. Иерархия объектов безопасности и особенности их защиты. Государственные и негосударственные компоненты СОЭБ, их соотношение.

Модуль 5. Правовая основа обеспечения экономической безопасности

Содержание модуля: Конституция (основной закон) Российской Федерации, Федеральные законы «О безопасности» 1992 и 2010 гг. и их роль в формировании правовых основ обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации. Совокупность Федеральных законов, регламентирующих различные аспекты обеспечения экономической безопасности страны, необходимость их упорядочения.

Модуль 6. Количественные методы оценки состояния экономической безопасности

Содержание модуля: критерии, параметры и показатели экономической безопасности. Существующие методы расчета уровня безопасности Метод «пороговых значений», его положительные стороны и недостатки. Метод определения уровня защищенности интересов. Алгоритм количественной оценки уровня защищенности ЖВЭИ от угроз.

Модуль 7. Концепция и стратегия экономической безопасности

Содержание модуля: концепция экономической безопасности страны и стратегия ее обеспечения, различия и связь между ними. Разработка концепции экономической безопасности страны (КЭБС) и стратегии обеспечения экономической безопасности страны (СОЭБС), условия и процесс. Необходимость использования зарубежного опыта разработки КЭБС и реализации СОЭБС в интересах обеспечения экономической безопасности России.

Формируемые компетенции и результаты обучения

Курс «Основы теории экономической безопасности» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

38.05.01. Экономическая безопасность:

    • способность проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов (ПК-34);
    • способность анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность (ПК-35);
    • способность готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-49);

    38.03.04 Государственное муниципальное управление:

      • умение определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);
      • способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);
        • владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);
        • умение организовать и поддерживать связи с деловыми партнерами, используя системы сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом при реализации проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления) (ПК-12).

        Результаты обучения:

          • знание предметной области, системы, содержания и взаимосвязи основных принципов, законов, понятий и категорий экономической безопасности; закономерности зарождения и развития экономической безопасности как социального явления; интересов личности, общества и государства в экономической сфере; экономических риски, природу и сущность угроз интересам в экономической сфере; сущности, принципов построения и элементы системы экономической безопасности; концепции и стратегии экономической безопасности Российской Федерации; нормативно-правовых актов, регулирующих сферу экономической безопасности Российской Федерации; методов оценки уровня рисков и угроз интересам в экономической сфере; содержания и последовательности проведения комплексного экономического анализа;
          • умение применять инструменты и механизмы нейтрализации и предотвращения экономических угроз в деятельности хозяйствующих субъектов; применять нормативно-правовые акты, обеспечивающие функционирование отраслей экономики; проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов;
          • навык осуществления расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические интересы, процессы и явления на микро- и макроуровне; обеспечения сбора и обработки статистических данных с целью прогнозирования потенциальных угроз интересам в экономической сфере; подготовки и формирования документации по результатам выполненных исследований различных областей экономической безопасности; осуществления комплексного анализа угроз экономической безопасности при планировании и реализации исследований и проектов; выявления и устранения причины и условия, способствующие зарождению угроз интересам в экономической сфере; навык осуществления оценки, локализации и нейтрализации угроз интересам в экономической сфере.

          Рекомендуемые направления подготовки

          Как дисциплина базовой части: 38.05.01 Экономическая безопасность.

          Как дисциплина по выбору 38.03.04 Государственное муниципальное управление, 38.03.02 Менеджмент.

          Как дисциплина обязательной или вариативной части, в том числе дисциплина по выбору или факультативная дисциплина, курс может быть включен также в образовательные программы для иных направлений подготовки и специальностей высшего образования, входящих в область образования "Науки об обществе".

          знать методы анализа экономических процессов и явлений; основные особенности российской экономики, специфику хозяйствующих субъектов различных типов;

          уметь анализировать экономические процессы и явления, основные направления экономической политики государства и их воздействие на развитие различных сфер экономики страны;

          владеть навыками использования информации, необходимой для ориентации в основных текущих проблемах экономики, в тенденциях развития национального рынка.


          ПРИНЦИП БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВА В ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

          Текст работы размещён без изображений и формул.
          Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

          Современный период развития общества характеризуется тем, что информационные процессы стали обязательным атрибутом обеспечения деятельности практически всех сфер нашей жизни. Необходимость правовой охраны информации от посягательств злоумышленников, объясняется тем, что с появлением новых информационных технологий растет активность и изобретательность киберпреступников.

          Сложившаяся в мире ситуация требует и определяет необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его соотнесения со всей системой правовых актов Российской Федерации.

          Конституция РФ является главным источником права в области обеспечения информационной безопасности. Конституционные принципы защиты информации в России излагаются во многих статьях Конституции РФ (например, статьи 2,15,23,24,29,44.)[].

          Основоположным законодательным актом в России, координирующим отношения в информационной сфере, в том числе связанные с защитой информации, является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[].

          Из этих документов следует, что нарушение требований по защите информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Меры наказаний за преступления прописаны соответственно в трудовом, гражданском, уголовном кодексах и кодексе об административных правонарушениях РФ.[]

          Улучшение юридических механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением политики в области обеспечения информационной безопасности страны. Правовое обеспечение информационной безопасности России должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной мире. Соблюдение принципа законности означает, что органы государственной власти РФ при разрешении конфликтов связанных с информационной сферой, должны полностью руководствоваться правовыми актами, созданными для регулирования отношений в данной сфере.

          Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере означает законодательное закрепление приоритета этих интересов в разнообразных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля работы федеральных органов государственной власти РФ. Важнейшей задачей государства в области информационной безопасности все же является - реализация гарантий конституционных прав и свобод гражданина, затрагивающих деятельность в информационной сфере.

          Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.

          С учетом возросшей роли информации в нашей жизни, правовое регулирование общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением процесса законотворчества, целью которого является обеспечение информационной безопасности Российской Федерации.

          В качестве перспектив развития международного сотрудничества Российской Федерации в сфере защиты информации хотелось отметить то, что данное взаимодействие нужно расширять в сторону гармонизации законодательной базы государств, национальных систем лицензирования, стандартизации, подготовки и сертификации кадров в сфере защиты информации.

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

          Парошин А.А. Нормативно-правовые аспекты защиты информации: учеб. пособие/ А.А. Парошин.- Владивосток Издательство Дальневосточного федерального университета, 2010. – С.90 .


          ПРИНЦИП БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВА В ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

          Текст работы размещён без изображений и формул.
          Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

          Современный период развития общества характеризуется тем, что информационные процессы стали обязательным атрибутом обеспечения деятельности практически всех сфер нашей жизни. Необходимость правовой охраны информации от посягательств злоумышленников, объясняется тем, что с появлением новых информационных технологий растет активность и изобретательность киберпреступников.

          Сложившаяся в мире ситуация требует и определяет необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его соотнесения со всей системой правовых актов Российской Федерации.

          Конституция РФ является главным источником права в области обеспечения информационной безопасности. Конституционные принципы защиты информации в России излагаются во многих статьях Конституции РФ (например, статьи 2,15,23,24,29,44.)[].

          Основоположным законодательным актом в России, координирующим отношения в информационной сфере, в том числе связанные с защитой информации, является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[].

          Из этих документов следует, что нарушение требований по защите информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Меры наказаний за преступления прописаны соответственно в трудовом, гражданском, уголовном кодексах и кодексе об административных правонарушениях РФ.[]

          Улучшение юридических механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением политики в области обеспечения информационной безопасности страны. Правовое обеспечение информационной безопасности России должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной мире. Соблюдение принципа законности означает, что органы государственной власти РФ при разрешении конфликтов связанных с информационной сферой, должны полностью руководствоваться правовыми актами, созданными для регулирования отношений в данной сфере.

          Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере означает законодательное закрепление приоритета этих интересов в разнообразных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля работы федеральных органов государственной власти РФ. Важнейшей задачей государства в области информационной безопасности все же является - реализация гарантий конституционных прав и свобод гражданина, затрагивающих деятельность в информационной сфере.

          Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности РФ включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.

          С учетом возросшей роли информации в нашей жизни, правовое регулирование общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением процесса законотворчества, целью которого является обеспечение информационной безопасности Российской Федерации.

          В качестве перспектив развития международного сотрудничества Российской Федерации в сфере защиты информации хотелось отметить то, что данное взаимодействие нужно расширять в сторону гармонизации законодательной базы государств, национальных систем лицензирования, стандартизации, подготовки и сертификации кадров в сфере защиты информации.

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

          Парошин А.А. Нормативно-правовые аспекты защиты информации: учеб. пособие/ А.А. Парошин.- Владивосток Издательство Дальневосточного федерального университета, 2010. – С.90 .

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: