Принципы и признаки правового государства курсовая работа

Обновлено: 24.04.2024

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….
Глава 1. Правовое государство: понятие и основы. ………………..
§1. Понятие правового государства. …………………………………
§2. Основы правового государства………………………………….
Глава 2. Основные признаки правового государства……………….
§1. Верховенство закона………………………………………………
§2. Взаимная ответственность государства и личности……………
§3. Разделение властей……………………………………………….
§4. Гарантия прав и свобод личности……………………………….
Глава 3. Практика становления правового государства в России….
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

Санкт-Петербургская юридическая академия

Факультет юриспруденции очной формы обучения

Кафедра теории и истории государства и права

Теория государства и права

Правовое государство: понятие и признаки

Рыбин Данил Вячеславович

кандидат исторических наук,

доцент кафедры теории и истории

государства и права.

Дата защиты "___" ________________2013г.

(подписи членов комиссии)

Глава 1. Правовое государство: понятие и основы. ………………..

§1. Понятие правового государства. …………………………………

§2. Основы правового государства………………………………….

Глава 2. Основные признаки правового государства……………….

§2. Взаимная ответственность государства и личности……………

§4. Гарантия прав и свобод личности……………………………….

Глава 3. Практика становления правового государства в России….

Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а отсюда уместно поставить вопросы: Что такое правовое государство? Как оно формируется? Каковы особенности его становления и развития в современной России? Так как Конституция – главный нормативный акт государства, то каждый гражданин России должен знать, что значат понятия, изложенные в ней. Тем более это необходимо для юриста.

В последнее время очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоёв, классов общества, политических партий и движений. Во- вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие вопросы, как : Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности

«Государство в своей деятельности связано и ограничено правом,

стоит над правом, а не вне и над ним» Гессен

Правовое государство: понятие и основы.

§1. Понятие правового государства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации 1993 г. говорится, что: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Российская Федерация – правовое государство. Но что понимается под этим словом, какая это Россия, что в себя включает понятие правовое?

Начнем с комментария к Конституции Российской Федерации, в частности, с комментария к Статье 1. В нем говорится: «Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законных и подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем»1. С давних времён мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Тулий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»

Аристотель считал, что «государство создается не для того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо».

Иммануил Кант по праву считается одним из родоначальников буржуазного учения о правовом государстве, само словосочетание «правововое государство» он не употребляет (оно звучит у него как правовое государственное устройство). Сам же термин «правовое государство» впервые употребил К.Т. Велькер в 1813 году, а в 1829 году Роберт фон Моль ввел его в общий государственно-правовой оборот.2 Важную роль в формировании концепции сыграли идеи русских мыслителей Н.М.Коркунова, С.А. Котляревского, Е.Н. Трубецкого, П.Г. Виноградова и др.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в теорию, затем нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира, в том числе и в современной России.

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.(сноска!!)

Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Согласно учебнику по истории государства и права, правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности3.

§2.Основы правового государства.

Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Социально-политическая ситуация в нашей стране сегодня такова, что вряд ли можно найти сферу общественной жизни, где не было бы проблем. Страна, действительно, дошла до того, что живем мы в основном за счет продажи природных ресурсов, почти все завозим из-за рубежа, сами почти ничего не умеем делать для своего жизненного блага. Об уровне коррупции, преступности говорить даже неудобно: по этим показателям мы занимаем одно из самых незавидных мест в мире.

Что же касается состояния российского общества, то, по словам недавнего председателя политической партии «Союз правых сил», а ныне губернатора Кировской области Никиты Белых, «общество сидит, щелкает семечки и смотрит, как власть корячится».4

Также институт социологии Российской академии наук недавно провел обширные социологические опросы населения. В результате сделали следующий вывод: « Еще лет 5-10 назад люди в основном жаловались на низкую зарплату, плохие пенсии, ветхое жилье, преступность, коррупцию, коммунальные поборы. Сегодня люди все чаще испытывают чувство несправедливости и стыда за нынешнее состояние страны. Возникает, по словам социологов, «гремучая смесь» материального и нравственного недовольства. И на фоне этого возрастает агрессия».5

Утверждение правового государства в качестве единственного средства достижения справедливого общества, в свою очередь, обусловливает необходимость основательного переосмысления многих обществоведческих теорий и учений, уже имеющихся в этом мире.

Именно правовая система по всей своей природе призвана стать основой развития всех остальных сфер человеческой деятельности. Для этого сама правовая система, ее содержание должны быть существенно обогащены соответственно современным потребностям общественного развития. В связи с этим нельзя не упомянуть Ярославский мировой политический форум 2010 года. Здесь в выступлениях , на тот момент, Президента Российской Федерации Д.А. Медведева были сформулированы пять стандартов современного государства. Как раз первым стандартом современного государства был назван: «Правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов».6

Основные признаки правового государства.

§1. Верховенство закона.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. Следует признать, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идет о государстве, ограниченном, в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

По мнению представителей философии и политологии, правовое государство – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. Одновременно утверждается, что правовым, может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона как акта, принятого законодательным органом согласно специальной демократической процедуре.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Правовое государство

План курсовой работы

1. Возникновение и развитие идеи правового государства.

  • 2.1. Понятие правового государства.
  • 2.2. Признаки правового государства.
  • 2.3. Система разделение властей в правовом государстве.
  • 2.4. Верховенство правового закона.
  • 2.5. Права и свободы человека в правовом государстве.
  • 3.1. Материальное обеспечения населения.
  • 3.2. Высокий уровень культуры.
  • 3.3. Демократия и политический плюрализм.
  • 3.4. Диологизация общества и управления.

Библиографический список литературы.

Введение

Актуальность темы исследования: политико–правовые исследования правового государства имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности.

Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на разных этапах своего развития.

  • - определение понятия, признаков правового государства;
  • - определение путей формирования правового государства;
  • - рассмотрение вопросов взаимодействия гражданского общества и правового государства в контексте выявления проблематики, ее разрешения и перспектив развития в будущем;
  • - формирование правового государства в современном российском обществе.

Объект исследования – правовое государство.

Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются: диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Теория и практика правового государства

План курсовой работы

  • 1.1. Понятие и признаки правового государства.
  • 1.2. Формирование концепции правового государства.
  • 1.3. Принципы и условия формирования правового государства.
  • 2.1. Основные подходы к формированию правового государства в РФ.
  • 2.2. Основные положения Конституции РФ.

Список используемой литературы.

Введение

Вопрос формирования правового государства в настоящее время становится всё более актуальным. Для создания правового государства необходимо возникновение ряда определённых предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, религиозных, культурных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования.

Для российского общества не свойственно обеспечивать для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Люди считают, что именно государство должно заботиться о благосостоянии своего народа, и это должно быть именно так.

Сегодня, когда Россия решает задачу формирования государственно – организованного общества на правовых началах, требующую фундаментальной теоретической разработки соответствующей концепции в условиях проведения в нашей стране политических реформ, несомненно данная работа будет представлять практический интерес, так как посвящена концепции правового государства, которую стоит рассматривать как потребность не только осознания особенностей функционирования российского общества, но и анализа взаимодействий, равенства всех перед законом, обеспечение правовой защищённости, а также усиления взаимной ответственности.

Таким образом, если мы хотим жить, в процветающем государстве, то должны знать свои права и позаботиться о своей юридической грамотности уже сейчас и вносить свои коррективы в законодательство.

Актуальность, теоретическая значимость и разработанность и реализованность на практике данной проблемы определили тему исследования: «Теория и практика правового государства».

Объектом исследования является правовое государство.

Предмет исследования: закономерности, признаки, условия и принципы формирования правового государства, концептуальное обоснование этого процесса и его реализация в условиях российской действительности.

Цель исследования: изучить теорию и практику правового государства.

  • - рассмотреть понятия формирования правового государства, а именно выявить понятие правового государства, существующие в политологии, раскрыть основные признаки, а также выявить признаки развития правового государства;
  • - проанализировать формирование концепции правового государства, основателей концепции, выдающихся мыслителей того времени;
  • - сформулировать принципы и выявить условия формирования правового государства;
  • - рассмотреть основные подходы к проблеме формирования правового государства, а именно затронуть семь основных подходов, необходимых для формирования правового государства;
  • - ознакомиться с основными положениями Конституции РФ.

Степень разработанности данной темы (аннотация работ, статей, монографии). При написании данной работы нами были изучены научные статьи и учебная литература. Несомненно, учебная литература подробно и системно рассматривает тему правового государства. Выявляются определения правового государства, его признаки, принципы, концепцию и условия формирования правового государства, выявили основные подходы и положения Конституции Российской Федерации. Наибольший интерес вызывает пособие Ф. Г. Шухова «Правовое государство: эволюция взглядов и современность», но наиболее точно представляют научные исследования проблемы правового государства, в частности была использована статья И. В. Андронова «Проблемы формирования правового государства в современной России, как важнейшего фактора становления гражданского общества», рассматриваются основные теоретические модели формирования правового государства российского общества. Рассматриваются теоретические концепции правового государства, авторы стремятся показать достоинства и недостатки различных подходов к проблеме.

Особый интерес представляет статья Сплавкина Н.В. Перспективы развития правового государства в РФ, которая посвящена исследованию политологию аспектов, проблем и перспектив развития правового государства в России. Проведён анализ научных представлений о правовом государстве в политической и правовой мысли. Рассмотрен вопрос взаимоотношений государства и личности, их влияние друг на друга в правовом государстве.

Повышенное внимание вызывает статья Воронцова С.Г. Вопросы теории правового государства, в которой высказаны суждения, касающиеся возможности практического применения правового государства. В частности, обосновывается, что в представлениях о правовом государстве необходимо различают три аспекта: идею – цель, теорию – путь и практику – результат.

Теоретическую основу исследования составили труды национальных, российских и зарубежных политологов.

Нормативно-правовая база исследования: Конституция РФ включает в себя основные положения, касающиеся правового государства, и в курсовой работе мы подробно рассматриваем данные положения.

Методы исследования. В процессе написания работы были использованы общенаучные и специальные методы познания. Используется анализ документов, на предмет соответствия с концепцией правового государства. Было проведено обобщение и систематизация знаний о правовом государстве, анализ (определение правового государства, его признаки, признаки, условия формирования), изучение научной литературы, обощение научных взглядов ( К.Маркс.,И.Кант и др.) Методологической основой исследования является комплексный системный подход к анализу проблем соотношения и взаимодействия норм права.

Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки лекционных, реферативных курсов, в рамках политологии и правовых дисциплин, а также, как начало более глубокого и детального изучения данной темы.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Правовое государство в России

План курсовой работы

  • 1.1. История становления идей правового государства.
  • 1.2. Понятие и принципы правового государства.
  • 2.1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, его реализация.
  • 2.2. Принцип народовластия и его реализация.

Список использованной литературы.

Приложение 1. Развитие идей правового государства.

Приложение 2. Признаки (принципы) правового государства.

Приложение 3. Задачи и иснтрументы правового государства.

Приложение 4. Принцип разделения властей в Российской Федерации.

Приложение 5. Государственная власть в Российской Федерации.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем фактом, что с принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года Россия стала развиваться по новому пути. Российская Федерация (Россия) была провозглашена в статье 1 (ч. 1) Конституции РФ 1993 года демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Одним из критериев идетификации России как нового государства стало провозглашение его правовым государством, то есть государством, вся деятельность которого подчинена нормам права (закрепленным в законе и подзаконных нормативно-правовых актах), а также основополагающим (фундаментальным) принципам права, которые направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина.

Цель работы - рассмотреть аспекты правового государства в России.

  • 1) изучены взгляды теоретиков на правовое государство;
  • 2) рассмотрены сущность и признаки правового государства;
  • 3) проанализированы проблемы и перспективы формирования правового государства в России.

Объект исследования - правовое государство как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации государственной власти и обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений мировой цивилизации. Обзор различных характеристик правового государства приводит к заключению: привычно на переднем плане в них присутствуют и прежде всего подчеркиваются специфика организации и деятельности различных институтов публичной власти такого государства, в тесной взаимосвязи со свойственным ему политическим режимом. Подобная позиция является традиционной и истоки ее следует искать в глубокой древности.

Научная значимость темы работы определяется тем, что идея правового государства и ее практическая реализация является краеугольным камнем развития науки конституционного права.

Проблема правового государства и реализация этой идеи в нашей стране достаточно глубокого изучена и широко представлена в отечественной правовой литературе.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе ее проведения исследованы и закреплены теоретические знания о правовом государстве в целом и реализации идеи правового государства в констиуционном праве России.

Структура работы включает две основные главы, подразделяемые на два параграфа каждая, а также разделы «Заключение» (в котором сформулированы выводы по проведенному исследованию) и «Список нормативных правовых актов и литературы».

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….
Глава 1. Правовое государство: понятие и основы. ………………..
§1. Понятие правового государства. …………………………………
§2. Основы правового государства………………………………….
Глава 2. Основные признаки правового государства……………….
§1. Верховенство закона………………………………………………
§2. Взаимная ответственность государства и личности……………
§3. Разделение властей……………………………………………….
§4. Гарантия прав и свобод личности……………………………….
Глава 3. Практика становления правового государства в России….
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

В отечественной юридической науке правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением и др. Нередко также отмечается, что правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.7 Соответственно можно сказать, что сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, всех государственных, общественных субъектов и граждан действующему праву.

Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые его показатели. Нельзя отрицать того, что правовое государство – системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В связи с этим можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на обеспечение прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

«Восприятие идей и принципов правового государства в России и сегодня находится на очень низком уровне. Реальное сегодняшнее российское государство скорее можно назвать неправовым, нежели правовым. Степень реализации положений ст. 1 Конституции РФ, где закреплен правовой характер нашего государства, вынуждает даже сказать о наличии в России конституции несуществующего государства. Ведь, если сегодня опросить среднестатистических россиян о том, как определяется наше государство по нашей же Конституции, то вряд ли хотя бы один из десяти скажет, что по Конституции наше государство является правовым. Еще хуже обстоят дела с тем, как понимают у нас само правовое государство».8

Этот фактор в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основополагающего относительно правового государства и включает две составляющие – верховенство закона и соответствие закона праву. В чем это выражается? В первом аспекте, т.е. юридическом смысле, имеется в виду то, что закон – это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Соответственно все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов и им противоречить не могут. Заметим, Россия долгое время использовала в качестве основной нормативную базу, основанную на указах Президента и постановлениях Правительства. Наметившаяся тенденция усиления роли законов, основанная на Конституции Российской Федерации 1993 г., в настоящее время приобретает больший вес, оказывает благотворное влияние на политическую ситуацию в стране.

Второй аспект рассматриваемой проблемы предполагает соответствие закона праву; реализуется прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия.

Очевидно, законодательные акты, ущемляющие свободу личности, противоречат идее правового государства, которое, по сути, связано законом, так же как и его органы. Эта особенность внутреннего, содержательного отличия самого закона, его верховенства.

Названное положение о соответствии закона праву в практическом аспекте предполагает не только подготовку и принятие соответствующих качественных законов, но и подчинение им деятельности всех структур государственной власти.

Повседневная политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России нередко нарушается. «В двухуровневой правовой системе федеративного государства, - отмечает Б.Н. Топорнин, - высок процент нарушений принципа верховенства федерального закона правовыми актами, принимаемыми на уровне субъектов Федерации. Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти, зачастую отходят от принципов, провозглашенных в законе».9

Это означает, что закон не всегда является первым и основным при решении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу невостребованных. Сказанное позволяет заключить, что в государстве, называющим себя правовым, нет еще главного и определяющего признака – полного, последовательного и реального верховенства закона, прежде всего Конституции.

§2. Взаимная ответственность государства и личности.

Этот принцип выражает нравственные и правовые начала взаимоотношений между правовым государством как носителем политической власти и личностью – участника ей осуществления. Поэтому взаимная ответственность выступает здесь как средство координации отношений государства и гражданина.

Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

1)ответственность правительства перед представительными органами власти;

2)дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3)процедура импичмента и др.

Формами контроля за выполнением обязательств государственных структур являются референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

В юридической литературе признается, что взаимная ответственность государства и личности проявляется в следующем: наделение их определенным объемом взаимных прав и обязанностей; наличие равных возможностей как у государства, так и у личности отстаивать свои права; государство должно нести ответственность за свои действия перед каждой личностью, а личность, в свою очередь, ответственна перед государством за нарушение установленного порядка, прав и свобод других граждан, причинение ущерба; обеспечение принципа взаимной ответственности государства и личности деятельностью независимых судов, возможностью обращения за защитой своих прав в международные организации.

§3. Разделение властей.

При характеристике правового государства недостаточно указания на его правовую природу, многообразие, свойственных ему органов, их перечисления, определения границ деятельности.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда, институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому, т.е. формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.

Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. Вместе с тем есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и наряду с этим разделенной. Именно поэтому с названными «тремя властями» как бы обособляется в качестве особого самостоятельного институт главы государства. В республиках – президент, в конституционных монархиях - монарх ( король, император и т.д.).

Исходя из сказанного очевидно, что принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает её концентрацию в какой-либо одной структуре, не допускает превращения в авторитарную и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает: государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную»10 власть осуществляет Федеральное Собрание ( государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную - Правительство, судебную - органы правосудия, суды. Президент, по Конституции, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».11

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить то, что все «три ветви власти» одинаковы, разновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать, возможные злоупотребления. Поэтому важной проблемой остается более четкое определение пределов деятельности государственной власти и действующего механизма определения их полномочий. Необходимо также теоретическое обоснование границ законодательной власти и границ нормотворчества власти исполнительной. Это объясняется, в частности, тем, что в настоящее время ещё не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной властей.

§4. Гарантия прав и свобод личности.

Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Основной закон Российской Федерации закрепил за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Политико-правовая действительность свидетельствует о том, что многие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы «зависли», существуют на бумаге, для «людского глаза», государственного имиджа.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не всегда располагает эффективной системой мер - правовых, организационных и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, не будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем. Наши соотечественники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с притязаниями на защиту в порядке административного или судебного обжалования. Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. «Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и свое право, тот уже человек безнадежный…».12

В юридической литературе в числе признаков правового государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:

а) признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;
б) высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;

в) недопущение монополизма в политике и экономике;

г) соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

д) признание прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих прав и свобод гражданина);

е) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;

ж) высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц;

и) господство права в решении национальных проблем.

В целом можно заключить следующее: правовое государство – государство, осуществляющее свою деятельность на основе и в рамках законов, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для ограничения с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Практика становления правового государства в России.

В России идея правового государства имела свой путь развития, свою историю становления и признания обществом. Для того, чтобы понять, что понимают под правовым государством современные российские ученые, мы должны рассмотреть хотя бы основные исторические этапы и предпосылки становления идеи правового государства. После чего мы можем оценить на какой ступени по пути к правовому государству находится современное общество и возможно ли достижение высшей формы государственной демократии вообще в реальной жизни.

Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».

Подготовка первых конституционных проектов в России началась еще в XVIII в., официально была продолжена при Александре I, а затем неофициально декабристами. При Александре II был подготовлен проект российской конституции, но не был принят в связи с его убийством в 1881 году. По сути дела первой конституцией России можно считать в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года. С принятием этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной власти провозглашались, дарование свободы совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения представительным органом всех издаваемых законов. Идеи правового государства получили таким образом в России новый импульс, несмотря на сложную и нестабильную обстановку в стране, слабость общественных структур, широкую палитру мнений. Основополагающие идеи правовой государственности неуклонно пробивали себе путь в российском политическом и культурном бездорожье.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: