Принципы деятельности европейского суда по правам человека курсовая работа

Обновлено: 23.04.2024

Цель исследования: рассмотрение организации и анализ деятельности Европейского суда по правам человека.
Объект исследования: Европейский суд по правам человека
Предмет исследования: процесс, обеспечивающий эффективность европейского суда по защите прав и свобод человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека…………………………………………………….6
Состав и порядок деятельности Европейского суда по правам человека …………………………………………………………… 8
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека…………………………………………………………… 11
Составление и подача жалобы ………………………………….. 14
Основные стадии судопроизводства …………………………… 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. …….. 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИАМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА

Факультет экономики, управления и права

Специальность 030900.62 «Юриспруденция»

Кафедра документоведения и права

по дисциплине «Международное право»

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Студент подпись О. С. Томилко

Научный руководитель подпись Г.С. Боброва

    1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
  1. Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека…………………………………………………….6
    1. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
  1. Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека………………………………………………………… … 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. ..…….. 29

Сегодня в нашем неспокойном мире среди частого нарушения прав и свобод человека вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложившуюся проблему, нежели их защита. Соответственно, ключевым и наиболее острым в этой области является вопрос о юридических гарантиях, средствах и механизмов защиты индивида от противоправных и незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц. Вместе с тем, в системе юридических гарантий наиболее эффективным считается защита в судебном порядке.

Сложно переоценить значимость международной защиты прав человека. Еще сравнительно недавно в начале двадцатого века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Законодательство каждой страны суверенно от международных обязательств утверждало правовое положение личности, считая это своей внутренней компетенцией. На сегодняшний день положение кардинально изменилось. Права человека координируются внутренним правом государств и международным правом. Одновременно с этим все больше возрастает роль международного права.

Сегодня создаются и действуют международные судебные учреждения, главная цель которых защита прав и свобод человека, разрешение споров, возникших в связи с их нарушением и предупреждение аналогичных случаев в будущем. К числу наиболее значимых и авторитетных органов относится Европейский суд по правам человека.

Европейский суд, или Страсбургский суд, (так его называют по месту нахождения) – это национальный судебный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение споров о нарушении прав и свобод человека в государствах – членах Совета Европы.

Европейский суд по правам человека стал исключительным национальным органом правосудия, ознаменовав собой качественно новый этап гармонизации и интеграции систем европейских стран. Решения Европейского суда сегодня пользуются неприкасаемым авторитетом для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и других органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер уникального источника права и с каждым годом все более глубоко и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также на формирование и развитие европейского правового пространства.

Вступив в 1996 г. в Совет Европы, Российская Федерация приняла на себя обязательства о приведении всего своего законодательства и практики его применения в соответствии с европейскими стандартами. Это требует, непременно, дополнительного напряженного труда органов законодательной, исполнительной и судебной власти в нашей стране.

Впрочем, всякое искусственное форсирование законодательной базы без

ее реального социально-экономического наполнения могло бы лишь скомпрометировать Россию как незначительного партнера по Совету Европы и ухудшить ситуацию с гарантией прав и свобод личности. То, что создавалось долгим трудом разных европейских демократий, Россия не в состоянии сделать в короткий промежуток времени, встать с ним рядом по всем меркам социально-правовой жизни. Для этого потребуется значительное время.

В настоящее время наблюдается весьма интенсивный и подчас, весьма, трудный процесс налаживания взаимодействия России с Европейским судом по правам человека.

К сожалению, у многих людей существует довольно-таки мутное представление об этом институте и порядке обращения в него. Поэтому мы бы хотели более углубленно изучить данную тему.

Цель исследования: рассмотрение организации и анализ деятельности Европейского суда по правам человека.

Объект исследования: Европейский суд по правам человека

Предмет исследования: процесс, обеспечивающий эффективность европейского суда по защите прав и свобод человека.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом были поставлены следующие задачи исследования:

- Дать общую характеристику деятельности Европейского Суда по правам человека.

- Изучить порядок формирования состава Европейского суда по правам человека.

- Изучить условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека.

- Рассмотреть основные стадии судопроизводства.

- Проанализировать решения Европейского суда по правам человека и их исполнение государствами – членами Совета Европы.

1. ПРАВОВЫЕ И ОРАГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступившая в действие с 3 сентября 1953г. провозгласила основные права, и свободы человека, разработала механизм их защиты.

Изначально механизм состоял из трех органов которые отвечали за соблюдение обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

1 ноября 1998 года, вступивший в силу Протокол № 11, заменил Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека, единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Он находится во Дворце прав и свобод человека в Страсбурге (Франция), рядом расположен совет Европы.

Первоначально все жалобы, которые были поданы индивидуальными заявителями или государствами – участниками Конвенции, предварительно рассматривались Европейской комиссией по правам человека. Комиссия устанавливала их приемлемость, затем передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не было передано в Суд, то решение принимал Комитет министров.

Основная цель Европейского суда – обеспечивать обязательное соблюдение и исполнение норм Конвенции государствами-участниками. Суд решает эту задачу методом рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых на основе индивидуальных жалоб, заявленных физическими лицами, группой лиц или неправительственной организацией. Жалобу на нарушение Конвенции может, также, подать государство – член Совета Европы на другого члена – государства.

Европейский Суд, начав свою деятельность в 1959 году, к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, большинством из которых являлись жалобы граждан.

После того, как Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию то все лица, находящиеся под ее юрисдикцией, могут обращаться в Европейский суд, если считают, что их права были нарушенными. Это подтверждается статьей 46 (ч.3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Признание юрисдикции Европейского Суда, ратификация Конвенции, означает, что деятельность всех российских органов государственной власти, их решения и применяемые процедуры не должны противоречить положениям Конвенции, такт как в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства – участника Конвенции, поэтому он не: полномочен отменить решение, которое вынес орган государственной власти или национальный суд; не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики; не может дать распоряжение о мерах, имеющих юридическое последствия. Европейский Суд рассматривает только конкретные жалобы, для того, чтобы выявить, действительно ли было допущено нарушение требований Конвенции. Тем не менее, Европейский суд имеет право присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации морального вреда (материального ущерба), а также возмещения стороне, выйгравшей дело, всех расходов и издержек.

Многолетняя практика Европейского суда показывает, что за все время его работы не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами – членами Совета Европы решений Суда. Устав Совета Европы показывает, что неисполнение решений может привести к приостановлению членства государства и исключению состава Совета Европы.

Надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который следит за своевременной выплатой денежной компенсации, и затем как государство – участник Конвенции исправляет ставшие очевидными, расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы.

1.2. Состав и порядок деятельности Европейского суда по правам человека

Европейский Суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу подписавших Конвенцию государств. Сегодня суд состоит из 44 судей, которые пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей. Членов Суда избирает Парламентская Ассамблея Совета Европы из числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет. В 70 лет Судья уходит в отставку. В связи с принятием Протокола №11 первые выборы в новый Суд, в Европейской Конвенции по правам человека, состоялись в январе 1998 года.

Судья на первом заседании приносит присягу и торжественно заявляет, что свои обязанности будет выполнять честно, независимо и беспристрастно, а также будет соблюдать тайну судебных совещаний. Отзыв с поста судьи может осуществляться на пленарном заседании Суда квалифицированным большинством голосов.

На сегодня, председателем Суда является Луциус Вильдхабер (Швейцария).

Российскую Федерацию представляет судья Анатолий Иванович Ковлер.

Официальными языками, используемыми для разбирательства в Суде, признаны английский и французский. На этих языках осуществляется вся официальная переписка.

Европейский Суд по правам человека единолично решает все вопросы, связанные с правовой оценкой тех или иных событий. Суд состоит из двух Больших палат: апелляционная инстанция и низшая судебная инстанция, которые занимаются рассмотрением конкретных дел.

Каждая палата состоит из 17 судей по три судьи для замены в случае отсутствия коллеги. Палаты собираются сроком на три года. Каждая палата образуется состоит из двух составов (групп), сменяющихся каждые 9 месяцев (руководство палатами остается неизменным в течение 3 лет). В Большой палате обязательно заседает судья, избранный от заинтересованного государства (при отсутствии такового государство может назвать другого члена суда).

Палаты низшей инстанции, также образуются сроком на 3 года. Все 44 судьи являются членами одной из Палат. Заседают в каждой Палате по 7 судей (хотя в их состав, с учетом возможной замены отсутствующего, официально входят 10 судей). Возглавляют Палаты Председатель, Вице-председатель.

В рамках полномочий каждой из палат учреждаются Комитеты трех судей, которые выявляют допустимость индивидуальных жалоб (ранее эту функцию выполняла Комиссия по правам человека).

Разбирательство в Суде не всегда заканчиваться принятием постановления по делу (податель может изъять жалобу, а спор может быть к этому моменту разрешен). Причиной для исключения из списка является заключение сторонами мирового соглашения. Решение об исключении из списка дел, подлежащих рассмотрению, может принять только Суд, даже если податель и заявит о намерении прекратить дело: интересы соблюдения Конвенции ставятся выше запросов любой из сторон. Ничто не помешает Суду вновь включить в список рассматриваемых дел то, по которому вынесено постановление о прекращении следствия.

Общая характеристика, состав и порядок деятельности Европейского суда по правам человека. Права и свободы, охраняемые Европейским судом по правам человека. Основные принципы судопроизводства. Средства и механизмы защиты личностей от незаконных действий.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.11.2019
Размер файла 30,8 K

Подобные документы

Понятие, состав и процедура формирования Европейского Суда по правам человека. Правовая характеристика документов, регламентирующих деятельность Европейского Суда по правам человека. Участие РФ в Европейском суде и юридическая природа его постановлений.

курсовая работа [433,6 K], добавлен 23.01.2014

Правовые основы деятельности Европейского суда по правам человека. Процедура подачи и рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека. Имплементация прецедентной практики Европейского суда по правам человека в национальное законодательство.

дипломная работа [1,2 M], добавлен 09.08.2015

Правовые основы функционирования Европейского Суда по правам человека. Принятие и рассмотрение жалобы, установление ее приемлемости, правомерности и обоснованности. Имплементация решений Европейского Суда по правам человека в российскую правовую систему.

курсовая работа [120,2 K], добавлен 03.04.2018

История Европейского суда по правам человека, его компетенции и полномочия, проблемы. Порядок обращений в эту организацию, рассмотрение дел. Исторический контекст разработки Конвенции о защите прав человека и создании Европейского суда по правам человека.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 17.05.2016

Организационная структура и механизм функционирования Европейского суда по правам человека. Реализация постановлений Европейского Суда в Российской федерации, органы, ответственные за их исполнение. Обстоятельства, препятствующие исполнению решений Суда.

курсовая работа [44,7 K], добавлен 23.12.2014

Развитие концепции прав человека в России. Анализ действующего законодательства РФ в данной области. Общая характеристика, состав и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека, исполнение его решений государствами - членами Совета Европы.

дипломная работа [144,6 K], добавлен 16.02.2011

Европейский суд по правам человека как международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы. Знакомство с порядком рассмотрения жалоб Европейского суда по правам человека, анализ основных этапов.

Актуальность темы состоит в том, что сегодня в нашем неспокойном мире среди повсеместного нарушения прав и свобод человека вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему, нежели их защита. Соответственно, ключевым и наиболее острым в этой области является вопрос о юридических гарантиях, средствах и механизмах защиты индивида от противоправных и незаконных действий государственных органов и должностных лиц. При этом в системе юридических гарантий наиболее эффективным, традиционно связываемым именно с правовым государством считается защита в судебном порядке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 4
1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. 5
История образования Европейского суда по правам человека. 5
Права и свободы, охраняемые Европейским судом по правам человека. 7
2. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. 10
2.1 Состав Европейского суда по правам человека. 11
2.2 Структура Европейского суда по правам человека. 12
3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ И КОНТРОЛЬ НАД ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА . 16
3.1 Обращение в Суд и рассмотрение жалобы. 16
3.2 Механизм контроля за исполнением решений Суда. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 24

Файлы: 1 файл

Evropeysky_sud_po_pravam_cheloveka.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Отчет о прохождении практики

«Европейский суд по правам человека»

Выполнил: студент очной формы обучения

Дударева Валерия Алексеевна

Научный руководитель: Неутов В.Д.

г. Ростов – на – Дону

НОУ ВПО «Южно-Российский гуманитарный институт»

Прохождения ознакомительной ______________________________ _практики

студентом (кой) ________ курса Юридического факультета

______________________________ ______________________________ __

(фамилия, имя, отчество)

Наименование работ и индивидуальных

работ и заданий

Поиск необходимой, для проведения исследования, литературы и переодики

Анализ деятельности европейского суда по правам человека

Анализ структуры европейского суда по правам человека

Анализ механизма контроля за исполнением решений европейского суда по правам человека

16.07.13 – 24. 07.13

Формулировка выводов, полученных в ходе анализа деятельности, структуры и механизма контроля за исполнением решений европейского суда по правам человека

Руководитель практики от института ______________________________ ______

(подпись, фамилия, инициалы)

1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. . . . 5

    1. История образования Европейского суда по правам человека. 5
    2. Права и свободы, охраняемые Европейским судом по правам человека. . . . 7

    2. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. . . . 10

    2.1 Состав Европейского суда по правам человека. . 11

    2.2 Структура Европейского суда по правам человека. . 12

    3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ И КОНТРОЛЬ НАД ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА . . . . 16

    3.1 Обращение в Суд и рассмотрение жалобы. . 16

    3.2 Механизм контроля за исполнением решений Суда. . 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . 23СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . 24
    ВВЕДЕНИЕ

    Права человека в любом современном обществе являются важнейшим институтом, с помощью которого регулируется правовой статус личности, определяются способы и меры воздействия на нее, пределы вторжения в личную сферу и устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации прав и свобод.

    Актуальность темы состоит в том, что сегодня в нашем неспокойном мире среди повсеместного нарушения прав и свобод человека вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему, нежели их защита. Соответственно, ключевым и наиболее острым в этой области является вопрос о юридических гарантиях, средствах и механизмах защиты индивида от противоправных и незаконных действий государственных органов и должностных лиц. При этом в системе юридических гарантий наиболее эффективным, традиционно связываемым именно с правовым государством считается защита в судебном порядке.

    В ходе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи :

    1. Рассмотреть основы деятельности европейского суда по правам человека;

    2. Охарактеризовать структуру и принципы деятельности европейского суда по правам человека;

    3. Изучить процедуру рассмотрения жалобы и контроля над исполнением решений европейского суда по правам человека

    1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

      1. История образования Европейского суда по правам человека

      На рубеже второй половины XXв. Большинство государств демократической ориентации, исходя из горького опыта тоталитарных режимов, на только осознали необходимость международно-правовой защиты прав человека, но и предприняли в этом направлении важные практические шаги. В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека ООН, а в 1950 году - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

      Конвенция отразила идею «единения Европы», ради чего и был создан Совет Европы как форма общественно-политического объединения.

      Участник подготовки Конвенции лорд Лейтон писал: «Наша Конвенция будет иметь реальное значение только в том случае, если мы переведем ее в режим действия, и чтобы сделать это быстро и эффективно, следует наделить ее четкими юридическими санкциями». Такие санкции должен был налагать Страсбургский суд и Европейская комиссия, созданные в соответствии Конвенцией и ее протоколами.

      Созданию специализированного механизма реализации Европейской конвенции предшествовала довольно острая дискуссия, развернувшаяся как на доктринальном, так и на политическом уровне. Тем не менее, не смотря не первоначальное сопротивление со стороны некоторых стран и национальных судебных органов, в конечном итоге удалось найти приемлемое и, как показала практика, почти оптимальное решение.

      Однако государствам-участникам была предоставлена свобода признать или нет за своими гражданами или их объединениями право на обращение в Суд с жалобой на действия своих властей. По понятным причинам они не спешили. Из государств, принимавших в 1950г. Конвенцию, Нидерланды признали за своими гражданами такое право в 1960году, т.е. через 10 лет после принятия Конвенции, Великобритания - в 1966г, через 16 лет, Италия в 1973г., через 23 года, а рекорд побила Франция, признав это право через 30 с лишним лет - в 1981 году. В ст. 25 Конвенции не случайно было оговорено, что, сделав заявление о согласии на индивидуальную жалобу, государство обязуется никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

      Период становления Суда занял почти два десятилетия. И причин тому было несколько.

      Во-первых, тем, что ратификация Конвенции государством - участником не означала автоматического признания юрисдикции Суда.

      Во-вторых, Суд по своему тогдашнему статусу не мог сам получать жалобы от заявителей. Поэтому с момента создания (21 января 1959г.) и до середины 70-х гг. Суд действовал весьма не активно. С середины 70-х гг. до рубежа 90-х число рассмотренных дел подошло к 200 и соответственно увеличивалось и количество решений суда.

      В качестве государств-ответчиков за это время выступали: Великобритания - 38 раз, Италия - 31 раз, ФРГ - 22 раза, Нидерланды - 18 раз, Австрия, Бельгия и Франция - по 15 раз, Норвегия - 1раз.

      В связи с явным преобладанием индивидуальных жалоб встала необходимость трансформирования процессуальных норм. В результате вступления в силу в 1983г. новой редакции Регламента Суда, заявитель - частное лицо (или организация таких лиц) получил статус стороны в процессе, но не в личном качестве, а в лице своего представителя, которым мог быть адвокат из любой страны, входящей в состав Совета Европы.

        1. Права и свободы, охраняемые Европейским судом по правам человека

        Государствами - участниками международных отношений после Второй мировой войны разработаны и приняты многие универсальный и региональные документы, которые обязывают их соблюдать основные права и свободы личности. К числу таких документов относятся Всеобщая декларация прав человека 1948года, впервые закрепившая перечень основных прав и свобод личности; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966г. В отличие от них Всеобщая декларация прав человека была принята не в качестве международного договора, а в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, имеющей рекомендательный характер. Однако с течением времени принципы и нормы, провозглашенные в этом важном документе, стали рассматриваться государствами как общепризнанные, имеющие обязательную силу.

        28 февраля 1996г. наша страна вступила в Совет Европы и взяла тем самым на себя обязательство признавать « принцип преимущества права и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под его юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами » (ст. 3 Устава Совета Европы). На этих принципах должно строиться любое демократическое государство. Верховенство закона и соблюдение основных прав и свобод человека - это суть демократии. Не может быть демократии, если в обществе господствует беззаконие и нарушаются права человека.

        Вступив в Совет Европы, Россия обязалась в течение года подписать и ратифицировать важнейшие европейские соглашения, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой базируется вся европейская правозащитная система.

        Конвенция о правах человека - основополагающий европейский договор, который был принят Советом Европы 4 ноября 1950г. и вступил в силу 3 сентября 1953г. после его ратификации восемью странами. Только спустя 25 лет после принятия, в 1975г., участниками Конвенции стали все члены Совета Европы.

        Как подчеркивается в преамбуле Конвенции, ее участники поставили перед собой цель предпринять «первые шаги» для осуществления «некоторых прав», зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека ООН. Действительно в документе содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и позднее - в Международных пактах о правах человека. Однако достоинство системы, созданной на основе этой Конвенции, состоит в том, что она непрерывно эволюционирует и пополняется новыми документами. Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права.

        Правовые принципы на которые операется Европейский Суд по правам человека:

        1. Права человека и основные свободы являются естественными и принадлежат каждому от рождения; в силу этого они признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

        2. Признаваемые Конвенцией права и свободы гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства - члена Совета Европы (тем самым Конвенция утверждает всеобщий характер прав человека и защищает не только граждан данной страны, но также иностранцев и лиц без гражданства).

        3. Официальные власти государств - членов Совета Европы обязаны соблюдать законность и нормы права.

        4. Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому бы то ни было признаку.

        5. Основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, а их обеспечение и защита являются предметом федерального законодательства и принимаемых в соответствии с ним нормативно правовых актов местных органов власти.

        6. Коллективные права граждан вытекают из прав и свобод личности и не должны им противоречить.

        7. Фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой

        ситуации, в том числе во время войны или иного чрезвычайного положения.

        Таким образом, на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод под защитой Европейского суда по правам человека находятся следующие права и свободы: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести и религии, свобода выражения мнения, свобода собраний и объединений, право на вступление в брак, право на эффективное средство правовой защиты и смежные сними права. Запрещаются пытки, рабство и принудительный труд; наказание, назначенное кроме как на основании закона, дискриминация, злоупотребление правами.

        Для того чтобы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств государства предусмотрели создание международного контрольного механизма Европейский суд по правам человека при Совете Европы учрежденного и действующего на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. Россия присоединилась к этой конвенции в 1998 г.
        Я решила написать курсовую работу именно по этой теме так как, хотела бы понять и изучить структуру и механизм судопроизводства в Европейском суде.

        Содержание работы

        Введение…………………………………………………………………. 3
        Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. 5
        Основные положения………………………………………………. 5
        Ратификация РФ Конвенции о защите прав человека и основных свобод……………………………………………………………….…..6
        История создания Европейского Суда……………………………………8
        Состав и структура суда………………………………………………10
        Статус судьи Европейского Суда…………………………………….14
        Процесс в Европейском Суде…………………………………………. 17
        Порядок рассмотрения дел в Европейском суде………………………..19
        Предварительные меры принимаемые Европейским Судом по правам человека……………………………………………………………………25
        Обзор постановлений и решений Европейского Суда по правам человека по российским жалобам……………………………………….31
        Заключение………………………………………………………………..45
        Список использованной литературы…………………………………….46

        Файлы: 1 файл

        КУРСОВАЯ по Правоохранительным органам1.docx

        ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

        УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

        КАФЕДРА СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Курсовая работа по теме:

        Европейский Суд по правам человека.

        1. Введение………………………………………………………… ………. 3
        2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. 5
          1. Основные положения………………………………………………. ..5
          2. Ратификация РФ Конвенции о защите прав человека и основных свобод……………………………………………………………… .…..6
          1. Состав и структура суда………………………………………………10
          2. Статус судьи Европейского Суда…………………………………….14

          На протяжении многих лет права человека не признавались, в том числе и естественные: на жизнь, на неприкосновенность и т. д. Но с развитием цивилизации, нашего общества государство стало уделять этому большее внимание. Ведь, нарушение прав и свобод человека одна и острых проблем стоящих перед человечеством на протяжении многих лет. Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Первое характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных актов в области закрепления прав человека. Второе – сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание комплексной системы обеспечения и защиты, зафиксированных в международно-правовых актах и во внутри государственном законодательстве прав и свобод человека и системы международных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав и свобод человека, является важнейшей функцией международного права. Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за претворением в жизнь взятых ими на себя юридических обязательств. Его учреждение и функционирование, как на функциональном, так и на региональном уровне является одним из наиболее значительных достижении в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами указанных направлений сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека являются в основном государства и международные и межправительственные организации.

          Для того чтобы контролировать осуществление принципов и норм международного права, в необходимых случаях принудительно претворять их в жизнь или налагать санкции за нарушение взятых обязательств государства предусмотрели создание международного контрольного механизма Европейский суд по правам человека при Совете Европы учрежденного и действующего на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. Россия присоединилась к этой конвенции в 1998 г.

          Я решила написать курсовую работу именно по этой теме так как, хотела бы понять и изучить структуру и механизм судопроизводства в Европейском суде.

          прав человека и основных свобод.

          2.1. Основные положения

          Права человека играют особую роль во взаимоотношениях человека и государства. Они контролируют и регулируют осуществление государственной власти над отдельным человеком, предоставляют свободы гражданам в отношениях с государством и требуют от государства удовлетворения основных потребностей людей, подпадающих под его юрисдикцию. Лучше всего эти права излагаются в международно-правовых документах, которые были согласованы государствами и в которых содержатся нормы прав человека. Наибольшую известность получила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, этот основополагающий документ и в настоящее время имеет огромное влияние во всем мире. Хотя Всеобщая декларация не является обязательным к исполнению документом, многие юристы утверждают, что она уже приобрела обязательную юридическую силу на основе международных обычаев и практики, ввиду ее применения в конституциях и судах многих стран.

          Для большинства людей Совет Европы ассоциируется с правами человека. Совет Европы принял «Конвенцию о защите прав человека и основных свобод» — таково ее полное название. Этот документ был открыт для подписания в 1950 году. Три основные черты придают Конвенции особое значение:

            1. права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами, или, как они именуются на международно-правовом языке, "Договаривающимися Сторонами";
            2. впервые в рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты;
            3. парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

          В недавние годы последняя черта приобрела особое значение со вступлением в Совет Европы новых демократических государств Центральной и Восточной Европы.

          Европейская конвенция по правам человека и ее протоколы гарантируют право на:

          • жизнь, свободу и неприкосновенность личности;
          • справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;
          • участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;
          • свободу мысли, совести и религии;
          • свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);
          • имущество и свободу распоряжаться собственностью;
          • свободу собраний и объединений.
          • пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;
          • смертная казнь;
          • рабство и подневольный труд;
          • дискриминация в реализации гарантированных конвенцией прав;
          • выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;
          • коллективное выдворение иностранцев.

          2.2. Ратификация РФ Конвенции о защите прав человека и основных свобод

          Российская Федерация ратифицировала Конвенцию согласно Федерального закона № 54-ФЗ от 30 марта 1998 г. С оговорками и заявлениями. Российская Федерация в соответствии со статьей 64 Конвенции заявляет, что положения Конвенции не препятствуют применению положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

          Часть 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. определяет правовой статус международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. Согласно тексту Конституции подобные договоры, а также общепризнанные принципы международного права являются частью внутреннего законодательства. Кроме того, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора. Таким образом, Европейская Конвенция о защите прав человека является составной частью правовой системы РФ и имеет обязательный характер для судов и официальных органов власти. Из этого также следует, что все лица в Российской Федерации наделены правами и обязанностями, закрепленными в Конвенции, так что они могут непосредственно требовать применения ее положений и прецедентного права в рамках внутренней судебной процедуры, и что суды должны их применять. Более того, суды должны отдавать приоритет Конвенции и ее прецедентному праву над любым внутренним законом, противоречащим им. 1

          Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

          Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

          С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет.

          Исторические предпосылки Объединения Европы лежат в далеком прошлом. Ещё в средние века под лозунгом “Renovatio Imperii Romani” (Возрождение Римской империи) предпринимались попытки создать в Европе, по крайней мере в западной её части, некий Единый центр власти. Эти попытки – добровольного объединения и порабощения путем военной агрессии (что случалось чаще), как известно, потерпели неудачу. Тем не менее, по сей день в речах европейских политиков нередко говорится о "воссоединении" Европы, несмотря на всю неоднозначность подобных аналогий.

          Современный этап объединения Европы на основе добровольного ограничения государствами своего суверенитета начался в конце 40х , начале 50 х годов ХХ столетия. Участвовать в нем пожелали сначала только шесть, западноевропейских, стран: Бельгия, Германия 2 , Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, затем их стало 9 (1973 г.) присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, (1981 г.) вступили Греция – 10, (1986 г.) вступили Испания и Португалия – 12, (1995 г.) Австрия, Финляндия, Швеция – 15. Но на этом процесс расширения Европейского союза не завершился. В настоящее время к вступлению в эту организацию готовится ещё 13 стран, в основном восточноевропейских.

          По инициативе Международного комитета движений за Европейское единство в мае 1948 года в г. Гааге был проведён Конгресс Европы, предложивший создать « Хартию прав человека». Принятая этим движением Декларация принципов, в соответствии, с которыми предлагалось создавать « Европейский союз» содержала в тои следующий пункт:

          В состав Европейского союза могут входить только такие государства, которые разделяют основные принципы Хартии прав человека и заявляют о своей готовности гарантировать их выполнения.

          Это было отражено в статье 3 Устава Совета Европы, подписанного в Лондоне 5 мая 1949 года, в следующей редакции: «Каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами».

          С 1964 года празднуется день ( 5 мая) основания Совета Европы. Штаб-квартира Совета Европы находится в Страсбурге. мая 1949 г. принят устав Совета Европы.

          От своих предшественников Союз отличает, прежде всего, универсальный характер его компетенции. Она распространилась теперь не только на экономические и связанные с ними отношения, но охватила также важные области , как внешнюю (в том числе оборонную) политику и вопросы борьбы с преступностью.

          Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к настоящему времени. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

          Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается статьей 46 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

          3.1 Состав и структура суда.

          Европейский Суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует числу подписавших Конвенцию государств. Хотя кандидаты на эти должности первоначально выдвигаются соответствующим правительством, судьи пользуются полной независимостью при исполнении своих обязанностей и не представляют интересы государства, его выдвинувшего. Первые выборы в новый Суд, в связи с принятием Протокола № 11 к Европейской конвенции о правах человека, состоялись в январе 1998 года и избранные судьи приступили к исполнению своих обязанностей 3 ноября 1998 года.

          Число судей, входящих в состав Суда, равно числу Высоких Договаривающихся Сторон. 3

          Состав Европейского Суда по правам человека после вступления в силу Протокола № 11:

          Европейское право как упорядоченная система правовых норм – результат многовекового развития национальных правовых систем Европы, сформировавшихся в процессе правотворчества национальных и европейских представительных, исполнительных и судебных органов власти. В настоящей работе рассматривается один из центральных институтов Европейского права, консолидирующий в своей деятельности формальные структуры европейских государств. Наиболее распространенным является понимание Европейского права – как права Европейского Союза (ЕС) (до 1992 г. права Европейского Сообщества или коммунитарного права), развивающегося в связи с интеграцией экономики и политики европейского континента в середине ХХ в. Термин "коммунитарное право" имеет французское происхождение (communaute – "сообщество"). Коммунитарное право – это квинтэссенция правовых норм стран Западной Европы в том смысле слова, что общие для всех государств Европейского Союза правовые нормы могли быть сформулированы лишь на зрелом этапе развития национальных правовых систем на основе глубоких сравнительно-правовых исследований отраслей и институтов права отдельных государств, а также конвергенции различных (а зачастую прямо противоположных) моделей решения проблем

          Институты ЕС: Европейский Парламент, Совет Министров, Европейский Совет, Европейский Суд по правам человека, Счетная палата, а также некоторые другие органы. Все страны-члены ЕС представлены главами правительств в его руководящем органе – Европейском Совете. В рамках этого органа, собирающегося не реже 2 раз в год, принимаются наиболее важные решения.Существует несколько точек зрения на правовую природуЕС

          1) ЕС классическая межгосударственная (международная) организация, хотя и обладающая определенными особенностями. Совет Министров ЕС основной орган, наделенный правотворческой компетенцией, и его инфраструктурное подразделение в лице Комитета постоянных представителей типичный представительный орган, как в традиционных международных организациях. Черты международной организации заметны в наличии общих институтов, не именуемых государственными.

          2) ЕС наднациональная организация, поскольку его задача заключается в унификации территорий, населения и экономик государств-членов. С этой целью он наделяется полномочиями, аналогичными государственным, и использует их на территории государств-членов и в отношении их граждан. В определенной мере это влияет на структуру международного сообщества и ведет к пересмотру традиционных взглядов на суверенитет. Среди объединений государств могут образовываться новые политические структуры, которые вышли из зоны традиций.

          3) К ЕС неприменимы критерии, относящиеся к международным (межгосударственным) организациям, так как он обладает совершенно иной правовой природой, является новым видом международных организаций. Термин "наднациональность" появился как концентрированное выражение федералистских устремлений "отцов" западноевропейской интеграции Ж. Моне и Р. Шумана. В официальных документах он использовался со времени разработки Договора об учреждении ЕОУС 1951 г., хотя в тексте Договора не содержится определения понятия "наднациональность". Упоминается он и в Договоре о создании Европейского оборонительного сообщества 1952 г. Распространено мнение, что главным критерием при квалификации международной организации в качестве наднациональной служит передача ей государствами-членами суверенитета в определенной области. Термин "наднациональность" редко используется: деятельность ЕС, хотя и принимает все более институциональный характер, все же часто осуществляется путем межгосударственного сотрудничества.

          Глава I . Совет Европы и его организация

          Совет Европы многие называют хранителем европейского наследия в области прав человека. Гарантирует же соблюдение их прежде всего такая организация, как Европейский Суд по правам человека. История возникновения Европейского суда по правам человека неразрывно связана с историей самого Совета Европы, который был основан в 1949 году как европейская организация межправительственного и парламентского сотрудничества. Его цель – достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу (ст. 1 Устава). В настоящее время его членами являются тридцать четыре государства. Заявки на вступление подали еще семь государств: страны Центральной и Восточной Европы.

          Уставными принципами Совета Европы являются плюралистическая демократия, уважение прав человека и верховенство права. Его члены признают принципы верховенства права и предоставления всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, прав человека и основных свобод (ст. 3 Устава). Структура организации соответствует демократическим институтам государств-членов: в нее входят Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел всех государств-членов, и Парламентская Ассамблея, в состав которой входят делегации парламентариев, назначаемые парламентом каждой страны. Эти два органа обслуживает Секретариат Совета Европы; он работает под руководством генерального секретаря, избираемого Ассамблеей. [1] Комитет министров,проводящий заседания на уровне министров не менее двух раз в год, а в остальное время работающий на уровне постоянных представителей государств-членов, создает условия для политического диалога на министерском и других уровнях по вопросам развития европейского сотрудничества с учетом принципов Организации. Он организует межправительственное сотрудничество в тех областях, в которых действует Совет.В своей работе Комитет министров руководствуется прежде всего европейскими конвенциями и соглашениями, а также рекомендациями, адресованными государствам-членам. Его решения готовят комитеты правительственных экспертов и других специалистов, что создает широкие рамки для контактов, обменов мнениями и дискуссий. Конференции, в которых принимают участие министры определенной специализации, служат форумами для политического диалога по конкретным сферам деятельности.Хотя Ассамблея является консультативным органом и не имеет законодательных полномочий, она является важной движущей силой для Совета Европы. Рекомендации, которые она дает Комитету министров, оказываются отправной точкой для действий во многих ключевых областях работы Совета Европы.В 1989 году Парламентская Ассамблея учредила статус специально приглашенного, с тем чтобы установить более тесные связи с парламентами стран Центральной и Восточной Европы. По состоянию на март 1995 года статусом специально приглашенных пользовались восемь государств, и еще три обратились с просьбой о его предоставлении.[2] Законченность структуре Совета Европы придает Конгресс местных и региональных органов власти Европы (КМРОЕ) – полупарламентский орган, состоящий из национальных делегаций избранных представителей местного и регионального уровней. Его цель – позволить избранным представителям местного и регионального уровней свести воедино свой опыт и выразить свои мнения и интересы, связанные с европейским сотрудничеством.Во всех областях Совет Европы тесно сотрудничает с неправительственными организациями, работу которых он считает важнейшей составной частью демократического процесса. Согласно Уставу Совета Европы, свобода личности, политическая свобода и верховенство права, которым привержены государства-члены, лежат в основе "любой истинной демократии". Это означает, что с разумными интервалами, на основе всеобщего и тайного голосования должны проводиться плюралистические выборы в парламент, который должен пользоваться широкими полномочиями и иметь в своем составе представителей политических партий; они, в свою очередь, должны иметь право свободно организовываться и выражать свои убеждения. Парламентская Ассамблея и Комитет министров исходят из этих принципов и стандартов, рассматривая заявки на вступление в Совет Европы.[3]

          Права и свободы человека закреплены в двух крупнейших документах Совета Европы – Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 г. Эти два договора определяют перечень прав, которые должны гарантироваться каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией государств-членов. Они также устанавливают коллективные процедуры надзора и гарантии на европейском уровне. Недавно эти документы были дополнены Европейской конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, которая была открыта для подписания 26 ноября 1987 г. и вступила в силу 1 февраля 1989 г.[4] В дополнение к этим правовым документам министры иностранных дел и Парламентская Ассамблея разрабатывают многие другие соглашения и выносят рекомендации по вопросам прав человека, которые могут оказать значительное воздействие на политику государств-членов в данной области. Документы Совета Европы устанавливают ряд важных принципов, применимых к правовому государству: принцип законности, право на справедливое судебное разбирательство, доступ к судам, гарантии справедливого и открытого судебного разбирательства, беспристрастность судей и соразмерность наказания содеянному. Этими принципами должны руководствоваться правительства и другие органы власти, а также судебные и законодательные органы.

          Глава II . Е вропейская Конвенция о защите прав человека

          Европейская конвенция о защите прав человека была заключена в 1950 году в Риме. Для 15 правительств, подписавших ее в то время, она олицетворяла "первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека". За более чем сорок лет, прошедших со времени ее вступления в силу (1953 год), она превратилась в зрелый документ о правах человека, возможно, самый радикальный и эффективный из ныне действующих. Несомненно, своей эффективностью она в значительной мере обязана политической воле государств-участников и их общей системе ценностей. В настоящее время Конвенцию ратифицировали 30 из 34 государств-членов Совета Европы, каждое из которых добровольно признало обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, а также право на подачу индивидуальных петиций.Сама Конвенция представляет собой международный договор, согласно которому государства-члены Совета Европы обязались гарантировать некоторые основополагающие права человека всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. Ее важность обусловлена не только широтой закрепленных в ней прав, но и механизмами защиты, созданными в Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и для обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Ведется постоянный контроль за осуществлением Конвенции с целью расширить обеспечиваемую ею защиту как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования действующих процедур.Однако ни сама Конвенция, ни предусмотренные ею механизмы не предназначены для подмены национальных систем защиты прав человека. Их цель – предоставить международную гарантию в дополнение к праву на возмещение ущерба, существующему в конкретных государствах. В 27 из 30 государств-участников нормы Конвенции стали внутригосударственным правом, благодаря чему любое лицо может подать в национальный суд или другой орган иск или апелляцию, основанные непосредственно на ее положениях. Но и в тех странах, где Конвенция не имплементирована во внутреннее право, не должно возникать противоречий между практикой и положениями Конвенции.[5] Механизм международной защиты может работать в двух режимах. Первый позволяет любому государству-участнику подавать жалобу в Европейский суд по правам человека, если оно считает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Конвенции. Второй, более известный режим позволяет любому лицу обращаться непосредственно в Суд с жалобой на любое государство-участник, которое сделало особое заявление о признании компетенции Суда в данном вопросе. Как уже отмечалось, такие заявления сделали все 30 государств-участников.

          Глава III . Е вропейский суд по защите прав человека

          3.1. Организационная структура

          Европейский Суд по правам человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как правило, он заседает в течение недели в каждом месяце.Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу государств-членов Совета Европы, и не может иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями этого поста. Суд может рассматривать дела только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела может передавать в Суд государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная организация.Если дело передает в Суд сам податель жалобы в соответствии с Протоколом 9, то группа в составе трех судей, включая судью, избранного от заинтересованного государства, может принять единогласное решение о том, что дело не будет рассматриваться Судом; в этом случае решение по делу принимает Комитет министров. Заявитель и его адвокат могут участвовать в разбирательстве, проводимом Судом, и представлять памятные записки и устные аргументы в ходе слушаний.Для рассмотрения дел Суд образует камеры из девяти судей. Членами камеры ex officio становятся председатель или заместитель председателя, а также судья – гражданин государства, являющегося стороной в споре. Если "национальный судья" не может заседать или берет самоотвод, то соответствующее государство может назначить специального судью. Имена остальных членов камеры определяются по жребию. Образованная таким образом камера может, а при некоторых обстоятельствах должна отказаться от своей юрисдикции в пользу Большой камеры в составе девятнадцати судей, которая в исключительных случаях, в свою очередь, может отказаться от своей юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.[6]

          Бесплатно скачать Курсовая работа: Европейский суд по правам человека. Порядок обращения, структура и юрисдикция

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: