Принципы архитектурного проектирования судов

Обновлено: 18.04.2024

Каждое судно строится в соответствии с проектом. Проект судна включает огромный объем технической документации в виде расчетов, чертежей и т.п. Разработкой проектов судов занимаются центральные конструкторские бюро – ЦКБ. При разработке особо сложных проектов к решению отдельных вопросов привлекаются научно-исследовательские организации, занимающиеся проблемами создания новых судостроительных материалов, отработки форм корпусов судов с позиций теории корабля, прочности судов на волнении, создания различных механизмов, оборудования, приборов и т.п. Заказчиком проекта обычно выступает судовладелец. Имеется некоторая специфика в процедуре проектирования гражданских судов различного назначения и военных кораблей, которая здесь не рассматривается. Все работы чаще всего выполняет одно определенное ЦКБ, хотя за рубежом, а иногда и в нашей стране проектирование бывает конкурсным, когда по одному заданию работают несколько ЦКБ.

Проектирование судна – сложная задача, требующая высокой квалификации исполнителей. Оно в настоящее время осуществляется на основе системного подхода. Суть системного подхода заключается в том, что технический объект (судно) рассматривается как сложная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, причем свойства такой системы не сводятся к сумме свойств ее подсистем. Системы (подсистемы) имеют несколько уровней, т.е. иерархическую структуру (взаимной подчиненности). Например, судно как система включает в качестве подсистем корпус, энергетическую установку, судовые устройства, средства связи и многое другое. В свою очередь, корпус включает в себя наружную обшивку, настилы палуб, поперечные и продольные переборки и др. Судно само является элементом системы более высокого уровня – транспортной системы, обеспечивающей перевозки грузов определенного рода; она же является частью морского транспортного флота страны. Транспортные перевозки обеспечиваются не только судами - имеется портовое хозяйство, железные дороги, также участвующие в перевозках данных грузов, автомобили и т.д. В ходе проектирования нельзя упускать из вида эти разнообразные взаимосвязи.

Проектирование судна проходит ряд последовательных этапов (причем в зависимости от сложности проекта отдельные этапы могут исключаться или добавляться) и начинается с разработки технического задания (ТЗ). Задание разрабатывается с учетом потребности в судах соответствующего назначения. Оно включает тип судна по назначению, линию или район плавания, дальность плавания, грузоподъемность (для транспортного судна), скорость хода, тип главного двигателя и некоторые другие характеристики, позволяющие определить основные элементы будущего судна. Эти характеристики получаются путем предварительного технико-экономического анализа (количество и партионность грузов, стоимость топлива, судостроительных материалов, оплата труда экипажа и др.) и, по сути дела, представляют собой пожелания заказчика, не всегда полностью выполнимые.

На базе ТЗ проектант разрабатывает эскизный проект (в некоторых случаях ему предшествует предэскизный проект). В нем проверяется совместимость требований ТЗ, рассчитываются главные размерения и основные характеристики судна, нередко для нескольких вариантов с целью поиска оптимального. При проектировании учитываются требования многочисленных нормативных документов, опыт эксплуатации уже построенных судов подобного типа, наличие необходимого оборудования или его разработку и др. Естественно, стремятся к тому, чтобы проектируемое судно находилось на уровне лучших мировых образцов с учетом производственных возможностей страны. Часть оборудования может заказываться и в других странах, особенно если суда предназначены на экспорт, что часто бывает. Требованиям задания могут удовлетворять различные варианты судна, отличающиеся по своим характеристикам, поэтому в ходе проектирования выполняется экономический анализ и используются методы оптимизации.

Эскизный проект содержит теоретический чертеж, чертежи общего расположения и конструктивные, основные судостроительные расчеты, которые позволяют получить достаточно полное представление о качествах проектируемого судна. Он представляется заказчику, после чего принимается решение о целесообразности продолжения проектирования.

Следующим этапом работы является технический проект. По объему выпускаемой документации он примерно на порядок больше эскизного. В техническом проекте подробно прорабатывается оптимальный вариант судна, полученный в ходе эскизного проектирования. Кроме указанных выше документов, составляются ведомости заказа материалов и оборудования, рассчитываются различные мореходные качества, уточняются массы и размеры элементов нагрузки и отдельных конструкций, чертежи общего расположения, разрабатывается принципиальная технология постройки судна и определяется стоимость постройки. Иногда для решения конкретных вопросов приходится выполнять макеты отдельных узлов или помещений в крупном масштабе или в натуральную величину, проводить испытания и т.п. Ряд документов и расчетов согласовывается с инспекцией Регистра.

Последний этап проектирования – составление рабочих чертежей, которое нередко поручается КБ судостроительного завода. Эти чертежи непосредственно предназначены для постройки судна. Часть документации берется из состава технического проекта и больше не перерабатывается, например, теоретический чертеж. Рабочие чертежи гораздо более детальные, так что объем рабочего проекта вновь оказывается примерно на порядок больше объема технического проекта. Эти чертежи могут быть как индивидуальными, предназначенными для конкретного судна, так и обезличенными – для унифицированных изделий, например, кнехтов, фланцев, скоб, гаков, что позволяет сократить сроки проектирования.

Для уменьшения продолжительности постройки судна к ней приступают раньше, чем закончится рабочее проектирование. Это особенно важно для военных кораблей, которые быстро устаревают. С этой целью устанавливают сроки разработки тех или иных документов с учетом технологической последовательности постройки судна. В последнюю очередь могут быть подготовлены, например, инструкции по обслуживанию механизмов, программы испытаний и т.п., которые потребуются уже после завершения постройки судна.

В ходе строительства головного судна серии, как правило, выявляются различные недостатки; другие же обнаруживаются в процессе испытаний или опытной эксплуатации. Для устранения обнаруженных недостатков рабочая документация соответствующим образом корректируется, чтобы не повторять эти ошибки на серийных судах. Откорректированные чертежи называются отчетными, они входят в состав судовой документации.

Весь процесс проектирования судна, в зависимости от его размеров и сложности, может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Примерно такое же время уходит на постройку и испытания судна. Уникальные военные корабли, атомные подводные лодки проектируются и строятся примерно в течение 5 лет, а иногда и больше. Для сокращения сроков и повышения качества проектирования в настоящее время широко используют компьютерную технику, которая позволяет не только выполнять вариантные расчеты, готовить текстовую и графическую документацию, но также разрабатывать и корректировать чертежи общего расположения с учетом всей номенклатуры требуемых помещений, их площадей и объемов, оборудования, устанавливаемого на палубах, бортах, переборках, трубопроводов, кабельных трасс и т.п. Компьютеры позволяют проанализировать большее количество вариантов судна и выбрать лучший из них, который может оказаться лучше, чем разработанный проектантом «вручную». Имеется возможность управления работой, например, газорезательных автоматов, станков. В памяти компьютера хранится, пополняется и корректируется информация различного рода, необходимая для проектирования. Это упрощает, ускоряет процесс проектирования, позволяет избежать многих ошибок и учесть научно-технический прогресс. Использование компьютерной техники ведет к некоторому изменению требований к подготовке специалистов-кораблестроителей: нет необходимости удерживать в памяти многочисленные детали, связанные, например, с нормативными требованиями, можно не уметь выполнять какие-то кораблестроительные расчеты или хорошо чертить. Но зато требуется умение работать с компьютерной техникой, в том числе с графическими пакетами, электронными таблицами и др. Не следует думать, что компьютер может решить все вопросы за инженера. И дело не только в том, что компьютер работает по программе, разработанной для него специалистами – эту работу уже сделали другие. Надо уметь осмыслить полученные результаты, выявлять возможные ошибки и причины их возникновения (неправильный ввод данных или принципиальные ошибки, заложенные в программу из-за неучета каких-то особенностей судна или условий его эксплуатации). Это требует от специалиста – проектировщика разносторонних знаний и высокой квалификации.

Общий принцип проектирования судовых систем заключается в оптимальном выборе трассы трубопровода и расположении ее элементов в соответствии с назначением, архитектурой судна и экономической целесообразностью. Обычно находят применение следующие два принципа проектирования судовых систем: общесудовой и принцип автономных участков. Общесудовой принцип предусматривает обслуживание всего судна в целом при управлении системой из одного поста. Этот принцип обеспечивает экономичность постройки, небольшие эксплуатационные расходы и может быть осуществлен как по линейной, так и по кольцевой схеме.

Принцип автономных участков характерен для судовых систем судов, к живучести которых предъявляют повышенные требования. Судно по длине в этом случае разбивают на несколько самостоятельных автономных участков с отдельными насосами.

В этом случае трубопровод может быть выполнен в виде линии или кольца, что оказывает значительное влияние на маневренность системы, ее живучесть и вес. Кольцевая схема трубопровода обеспечивает наибольшую живучесть системы, но требует большого количества разобщительной арматуры и других деталей, что делает систему громоздкой.

Линейная схема трубопровода на 15-30% легче кольцевой, требует меньшего внимания при эксплуатации, но обладает значительно меньшей живучестью.

Все трубопроводы должны быть проложены под защитой судовых конструкций, а там, где это невозможно, предусматривается специальная конструкционная защита.

На рис. 68 приведены принципиальные схемы проектирования судовых систем.


Рис. 68. Принципиальные схемы проводки трубопроводов судовых систем: а – линейная (общесудовая); б – принцип автономных участков; в – кольцевая; г – групповая; д – автономная. 1- трубопровод магистрали; 2 – механизмы, обслуживающие системы; 3 – разобщительные клапаны; 4 – задвижки клинкетные.

Общее расположение на судне судовой системы вычерчивается на специальной схеме, на которой в соответствии с отраслевой нормалью обозначаются конструктивные элементы системы, а на трубопроводах указываются длины прямых участков труб, их внутренние диаметры, расходы жидкости на участках, расположение границ участков по высоте и другие данные.

Гидравлический расчет судовых систем основывается на законах гидравлики и производится для определения диаметра условного прохода, скорости движения жидкости, производительности и напора насоса.

Методика расчета сложного трубопровода сводится к расчету составляющих его простых трубопроводов. Для упрощения гидравлических расчетов в практике широко используют номограммы, позволяющие определять различные расчетные величины.

Основой автоматизации судовых систем является выполнение разнообразных переключений запорной арматуры, пуск и остановка машин и поддержание заданных режимов работы системы без непосредственного участия обслуживающего персонала.

Для обеспечения автоматизации какого-либо элемента или всей системы полностью применяется совокупность ряда технических средств, представляющих собой автоматическую систему.

На судах применяются системы автоматического регулирования, автоматического контроля и сигнализации и автоматической защиты.

Автохматическое регулирование судовых систем осуществляет поддержание заданных параметров в системах через преобразователь, получающий информацию от параметра и действующий на регулятор энергии. Кроме того, система автоматического регулирования выполняет перевод установки с одного режима на другой. К объектам регулирования в судовых системах относятся гидравлические и пневматические емкости (цистерны, баллоны, трубопроводы и т. д.), машины (насосы, вентиляторы, компрессоры) и др.

Автоматический контроль параметров (давления, температуры и др.) в системах осуществляется контрольными приборами с автоматическими самозаписывающими устройствами.

Автоматическая сигнализация делится по назначению на предупредительную, извещающую и аварийную.

Предупредительная сигнализация сообщает о достижении критического состояния параметров системы, которое может предшествовать ее аварии.

Извещающая сигнализация подает сигнал о наступлении заданного состояния системы или о выполнении команды. Аварийная сигнализация извещает о наступлении аварийного режима системы.

Автоматическая система обеспечивает предупреждение аварии системы путем изменения параметра среды (сбрасывание угрожаемого давления, изменение подачи топлива и т. п.).

14.2.1. Реальные проблемы проектирования нанодатчиков

14.2.1. Реальные проблемы проектирования нанодатчиков Как отмечалось чуть выше, многие проблемы развития нанодатчиков просто повторяют те, с которыми разработчики сталкивались и продолжают сталкиваться при создании устройств, которые раньше именовались мини– или

6 ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО СТАДИЯМ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ

6 ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО СТАДИЯМ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ 6.1 При разработке ПССВ должны быть применены следующие принципы проектирования:- системности;- технологической полноты.6.1.1 Принцип системности разработки ПССВ

F.3 Метод нисходящего проектирования

F.3 Метод нисходящего проектирования F.3.1 Общие положения Данный метод основан на предположении, что число страниц в публикации(ях) может быть оценено достаточно просто с использованием следующих допущений:a) автор может за месяц подготовить 22 страницы нового

Вопрос 3. Принципы защиты банковских автоматизированных систем

Вопрос 3. Принципы защиты банковских автоматизированных систем Каждую систему обработки информации защиты следует разрабатывать индивидуально учитывая следующие особенности:? организационную структуру банка;? объем и характер информационных потоков (внутри банка в

§ 18. Расположение судовых помещений

§ 18. Расположение судовых помещений Расположение судовых помещений зависит от назначения судна и той функции, которую эти помещения должны выполнять.Расположение и габариты судовых помещений регламентируются различными требованиями наблюдающих организаций,

Глава VII. Судовые устройства § 30. Основные элементы судовых устройств

Глава VII. Судовые устройства § 30. Основные элементы судовых устройств Судовыми устройствами называется совокупность приспособлений, механизмов, машин и аппаратов, предназначенных для обеспечения нормальной эксплуатации судна.Судовые устройства могут быть общими,

§ 40. Конструктивные элементы судовых систем

§ 40. Конструктивные элементы судовых систем Конструктивными элементами – частями – судовых систем являются: трубы и гибкие шланги; соединительная арматура; арматура для закрывания, регулирования или переключения трубопроводов; механизмы, осуществляющие процесс

5.5 Стратегии архитектурного проектирования системы

5.5 Стратегии архитектурного проектирования системы В процессе оценки безопасности системы устанавливают, как архитектурное проектирование системы предотвращает аномальное поведение ПО при появлении отказных ситуаций для системы. Уровень ПО назначают в соответствии

7.2 Процесс проектирования ПО

7.2 Процесс проектирования ПО Требования верхнего уровня к ПО уточняют далее в процессе проектирования ПО одной или несколькими итерациями, чтобы разработать архитектуру ПО и требования нижнего уровня, которые могут быть непосредственно использованы для получения

7.2.1 Цели процесса проектирования ПО

7.2.1 Цели процесса проектирования ПО Цели данного процесса состоят в том, чтобы:а) разработать архитектуру ПО и требования нижнего уровня на основе требований верхнего уровня;б) оценить с точки зрения безопасности системы производные требования нижнего

12.1 Cтандарты на процесс проектирования ПО

12.1 Cтандарты на процесс проектирования ПО Цель стандартов на процесс проектирования ПО состоит в определении методов, правил и инструментальных средств, которые следует применять для разработки архитектуры ПО и требований нижнего уровня. Эти стандарты должны

Судовой архитектурой называется общее расположейие элементов корпуса, оборудования, устройств, планировка судовых помещений, которые должны быть выполнены наиболее рационально, с соблюдением требований безопасности, экономичности и современной эстетики, обусловливающее внешний вид судна.

На изучении этих принципов возникла научная дисциплина, называемая судовой архитектурой.

Главными архитектурными элементами всякого современного судна являются: корпус судна с его палубами, платформами, прочными поперечными и продольными переборками, надстройками и рубками.

Часто бывает трудно провести различие между архитектурными и конструктивными элементами современных судов. Так, например, являющиеся основными архитектурными элементами прочные водонепроницаемые переборки, устанавливаемые исходя из расчета непотопляемости судна, одновременно обеспечивают общую и местную прочность и жесткость корпуса, выполняя функции жестких опорных контуров для наружной обшивки и плоских перекрытий (палуб и платформ).

Некоторые промысловые устройства на судах, например кормовой слип для подъема сетей, представляют собой архитектурные и конструктивные элементы судна.

Конструкции, служащие защитой на военных кораблях, такие, как противоминные переборки, являются одновременно главными архитектурными и конструктивными элементами корпуса и т. д. При создании нового проекта за основу принимается прототип существующего судна, на основании анализа опыта постройки и эксплуатации которого выбирают элементы нового судна с учетом требований, предъявляемых к новому судну, так на основе научнотеоретических обоснований и практики создается новый проект.

Палубой называется сплошное перекрытие на судне, идущее в горизонтальном направлении. Палуба, идущая не по всей длине или ширине судна, а только на части ее, называется платформой. Внутреннее пространство корпуса по высоте разделяется палубами и платформами на междупалубные пространства, которые называются твиндеками. По правилам минимальное расстояние между палубами (в свету) должно быть не менее 2,25 м.


Рис. 32. Схема общего расположения палуб и помещений гражданского судна. 1 – верхняя палуба; 2 – вторая палуба; 3 – третья палуба; 4 – платформа; 5 – второе дно; 6 – палуба надстройки; 7 – прогулочная палуба; 8 – шлюпочная палуба; 9 – мостик; 10 – верхний мостик. I – междудонное пространство; II – трюм; III – второй твиндек; IV – первый твиндек; V – надстройка; VI – рубки.

Верхней палубой (или расчетной) называется палуба, составляющая верхний пояс поперечного сечения прочной части корпуса судна. Название остальных палуб дается от верхней палубы, считая вниз, в зависимости от их местоположения (вторая , третья и т.д.) или эксплуатационного назначения- (грузовая, жилая, коммунальная и т. п.). На двухпалубных судах палубы называются верхней и нижней: на трехпалубных – верхней, средней, нижней ит . д.

Палуба, идущая над днищем на протяжении некоторой части длины судна и конструктивно связанная с ним, называется вторым дном . На наливных судах второе дно делается только в районе машинно-котельных отделений. Образовавшееся по высоте пространство между днищем и настилом второго дна называется междудонным пространством и используется для размещения жидких грузов, таких, как жидкое топливо, вода, смазочное масло, водяной балласт и т. п.

Палубы, расположенные вверх от верхней палубы, носят название в соответствии с назначением: прогулочная шлюпочная плуба и т. п., за исключением палубы над рулевой рубкой, которая называется – верхний мостик (рис.32).

По длине корпус разделяется прочными водонепроницаемыми поперечными переборками, образующими водонепроницаемые помещения, которые называются отсеками. Минимальное количество таких отсеков определяется в соответствии с требованиями непотопляемости судна. Помещения, расположенные над вторым дном и предназначенные для размещения в них сухих грузов, называются трюмным и отсекам и или трюмами . Отсеки, в которых размещены главные силовые или котельные установки, соответственно называются машинными или котельными отделениями. При расположении машинного отделения в средней части судна, а части грузовых трюмов – в корму от них, для ограждения линии гребного вала, идущего от машины к гребному винту, делается туннель гребного вала.

Всякая емкость, образованная конструкциями корпуса и предназначенная для размещения в ней жидкого груза, называется цистерной.

Емкость для жидких грузов, размещенная вне второго дна, называется диптанком . Танкам и называются отсеки на наливных судах, предназначенные для перевозки жидких грузов. Отсеки в зависимости от расположения их по длине судна носят специальные названия. Концевой – первый отсек от форштевня называется форпиком , а первая поперечная водонепроницаемая переборка называется форпиковой или таранной. Последняя перед ахтерштевнем поперечная водонепроницаемая переборка называется ахтерпиковой , а отделяемый ею до кормового образования отсек называется ахтерпиком .

В форпике размещается специальное помещение, называемое цепным ящиком, в котором хранятся якорные цепи. В ахтерпике, имеющем в нижней части узкое пространство, вызванное формой кормы корпуса, проходит дейдвудная труба, через которую гребной вал выходит из корпуса судна наружу. Нижние части форпика и ахтерпика, сверху перекрытые платформами, обычно используются как балластные цистерны, при помощи которых создается или устраняется дифферент судна.

Узкие отсеки, отделяющие цистерны от остальных помещений, называются коффердамами , они должны быть пустыми, хорошо вентилируемыми и удобными для осмотра образующих их переборок. На танкерах их иногда заполняют водой во избежание скопления в них взрывоопасных газов.

Для разделения корпуса судна по ширине в некоторых случаях ставят прочные водонепроницаемые продольные переборки. На наливных судах продольные переборки ставят для уменьшения момента инерции свободной поверхности жидкости, оказывающей влияние на остойчивость судна.

Продольные переборки ставятся и для выделения бортовых цистерн, в которых размещается топливо, вода или прочие жидкие грузы.

Выгородками на судне называются всякие легкие водопроницаемые переборки, разделяющие помещения. Шахтам и называются отсеки, ограниченные вертикальными переборками, проходящими через несколько палуб, и не имеющие горизонтальных перекрытий. Могут быть шахты светлого люка, машинно-котельные, вентиляционные, грузовые, запасных выходов и т. п.

Надстройкой называется закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся от одного борта до другого или не доходящее до бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Надстройки увеличивают общую вместимость судна при основных его размерениях, повышают высоту надводного борта, улучшая одно из мореходных качеств судна – непотопляемость, а также всхожесть на волну, уменьшают заливаемость палубы и т. п.

Носовая надстройка , идущая от форштевня в корму, называется баком , а кормовая , идущая от кормового образования в нос, – ютом. Бак и ют улучшают непотопляемость судна в случае затопления отсеков, создающих дифферент судна. При расположении машинно-котельных отделений в корме судна ют улучшает их защиту от попадания воды.

Полубаком или полуютом называются концевые надстройки, имеющие высоту менее допускаемого междупалубного расстояния, в этом случае верхняя палуба идет не по всей длине судна, а начинается или оканчивается у торцевых переборок этих надстроек или с наклоном поднимается на эти надстройки, переходя в палубы полубака или полуюта.

Средней называется надстройка, расположенная посредине длины судна или сдвинутая в нос или корму. Она защищает во время качки от заливания водой наиболее важные помещения судна: пассажирские и жилые помещения, машинно-котельные отделения, командные посты и т. д.

Если протяженность надстроек не превосходит 15% длины судна, то их принято называть короткими, а если протяженность надстроек превосходит эту длину, то их считают длинными.

Рубкой называется всякого рода закрытое помещение на верхней или вышележащих палубах надстроек, продольные наружные переборки которого не доходят до бортов основного корпуса судна на расстояние более 0,04 ширины судна.

Мостиком называется узкая поперечная платформа, идущая поперек судна с одного борта на другой. Обычно на мостиках расположены легкие рубки со средствами управления судном на ходу. Свое название мостики носят в соответствии с расположенными на них помещениями.

Часть мостика, выдающаяся в сторону наружного борта за продольные наружные переборки расположенной под ним рубки, называется крылом мостика.

Фальшбортом называется сплошное ограждение открытой палубы, выполненное из листового материала. Он служит для крепления находящихся на палубе грузов и предотвращения смывания за борт находящихся на ней предметов. На верхней торцевой кромке фальшборт обделан горизонтальной полосой, называемой планширем. Обшивка фальшборта подкрепляется косыми стойками, которые называются контрфорсами (рис. 33). По длине фальшборта делаются отверстия для быстрого стока воды, попавшей на палубу с накрывшей ее волной.

Рангоутом называются круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, расположенные на открытой палубе и предназначенные для несения сигналов и конструкции приборов связи (антенны всех видов радио и радиолокации), для размещения и крепления своего вооружения или служащие опорами для грузовых устройств (подвеска и раскрепление грузовых стрел). К рангоуту относятся: мачты, стеньги (продолжение мачт по высоте), а к его вооружению: стрелы, реи, гафел и и т. п.

Верхняя часть мачты, называемая топом, заканчивается шаром или специальной наделкой, называемой клотиком. В некоторых случаях для обеспечения устойчивости мачт, в особенности при качке судна, их раскрепляют тросами , которые в зависимости от направления, называются: вантами, когда они раскрепляют мачты в плоскости шпангоутов, и штагами, когда они поставлены по диаметральной ПЛОСКОСТИ судна.


Рис. 33. Фальшборт. 1 – обшивка фальшборта; 2 – планширь; 3 – стойка фальшборта (контрфорс); 4 – продольное ребро жесткости; 5 – холостая стойка.

Первая от форштевня мачта на судне называется фок-мачтой, вторая – гротмачтой, третья – бизаньмачтой, четвертая – второй бизанью и т. д.

Такелаж – наименование всех тросов, составляющих вооружение отдельных мачт. Такелаж, служащий для удержания или постоянного раскрепления рангоута в надлежащем положении, называется стоячим , а весь остальной такелаж, который может передвигаться (скользить по блокам),-переменны м ил и бегучим, с его помощью выполняют работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением.

Глава 22 Флотилии императорских яхт и служебных судов 1688–1917 гг

Глава 22 Флотилии императорских яхт и служебных судов 1688–1917 гг Известно, что Петр I с юных лет увлекался своеобразной игрой в морские сражения. С этой целью ему построили целый флот небольших судов — «потешных» боевых кораблей. Активно участвуя в создании этой флотилии и

Нейронная поведенчески-ориентированная архитектура

Нейронная поведенчески-ориентированная архитектура Принцип построения поведенчески-ориентированной архитектуры устройства, разработанный Вальтером Греем, показывает, что относительно простые стимульно-реактивные нейронные системы, вмонтированные в робота,

Глава 8 Поведенчески ориентированные схемы роботов, нейронные сети, организация нервной системы и предикативная архитектура

Глава 8 Поведенчески ориентированные схемы роботов, нейронные сети, организация нервной системы и предикативная архитектура В этой главе обсуждается класс роботов, не имеющих ЦПУ в основе схемы управления. Подобные роботы функционируют на принципах стимул-реакция,

Глава I. Общие сведения о судах § 1. Классификация судов по общим основным признакам

Глава I. Общие сведения о судах § 1. Классификация судов по общим основным признакам Большое разнообразие типов судов, вызванное различным их назначением и условиями эксплуатации, затрудняет специализацию их проектирования, организацию постройки и ремонта, внедрение

Глава III. Основные качества судов

Глава III. Основные качества судов Для того, чтобы суда могли плавать при любой погоде и состоянии моря и соответствовать своему назначению, они должны обладать необходимыми эксплуатационными, тактико-техническими, экономическими и мореходными качествами, которые

§ 17. Архитектурные типы судов

§ 17. Архитектурные типы судов Основной архитектурный тип судна определяется формой основного корпуса и его оконечностей, числом надстроек и рубок и их расположением на судне, размещением машинно-котельных отделений, расположением палуб, рангоута, дымовых труб и т. п. и их

§ 19. Архитектура подводных кораблей и судов

§ 19. Архитектура подводных кораблей и судов Архитектура подводных кораблей и судов, обычно называемых подводными лодками, во многом отличается от архитектуры кораблей надводного плавания. Подводные суда гражданского назначения полностью повторяют архитектуру боевых

Глава VII. Судовые устройства § 30. Основные элементы судовых устройств

Глава VII. Судовые устройства § 30. Основные элементы судовых устройств Судовыми устройствами называется совокупность приспособлений, механизмов, машин и аппаратов, предназначенных для обеспечения нормальной эксплуатации судна.Судовые устройства могут быть общими,

Глава VIII. Судовые системы § 39. Основные элементы и классификация систем

Глава VIII. Судовые системы § 39. Основные элементы и классификация систем Судовыми системами называется комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживающими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управления и контроля над ними.Судовые системы

Глава X. Электрооборудование судов § 48. Общие сведения

Глава X. Электрооборудование судов § 48. Общие сведения Применение на судах электрической энергии в корне изменило условия их эксплуатации, намного облегчив трудоемкие судовые работы, улучшило условия судовождения и управляемость судна, сделало возможным постоянную

IV. Сюжеты архитектуры Книга четвертая, в которой архитектура выступает как зеркало, отражающее и устройство внешнего мира, и пути человеческой мысли, и даже возможность слияния человека с Богом

IV. Сюжеты архитектуры Книга четвертая, в которой архитектура выступает как зеркало, отражающее и устройство внешнего мира, и пути человеческой мысли, и даже возможность слияния человека с Богом У этой главы в принципе не может быть окончания. Тема бесконечна,

Архитектура последней трети XX века

Архитектура последней трети XX века Потребовалось всего два талантливых теоретика (точнее было бы сказать – проповедника), почувствовавших и письменно оформивших новые тенденции, чтобы в 1960–1970-е гг. освободить заказчиков от власти желающих осчастливить человечество

КОРАБЕ́ЛЬНАЯ АРХИТЕКТУ́РА, нау­ка о функ­цио­наль­ном и ар­хи­тек­тур­ном фор­ми­ро­ва­нии суд­на в це­лом и отд. его элемен­тов. К. а. от­ра­жа­ет на­уч., тех­нич. и тех­но­ло­гич. дос­ти­же­ния в су­до­строе­нии и др. от­рас­лях пром-сти в со­от­вет­ст­вии с совр. тре­бо­ва­ния­ми эко­но­ми­ки, эко­ло­гии и пром. ди­зай­на. До сер. 19 в. тер­мин «К. а.» ох­ва­ты­вал весь комп­лекс су­до­стро­ит. дис­цип­лин. Пер­вы­ми тео­ре­тич. ра­бо­та­ми по К. а. бы­ли «Док­три­на ко­ра­бель­ной ар­хи­тек­ту­ры» Э. Ди­на (1670) и «Ар­хи­тек­ту­ра су­дов» Да­сье (Фран­ция, 1677). Зна­чит. вклад в раз­ви­тие нау­ки вне­сли ана­ли­тич. ра­бо­ты Л. Эй­ле­ра, А. Дюа­мель дю Мон­со (Фран­ция) и Ф. Х. Чап­ме­на. В 19 в., в свя­зи с от­хо­дом от эм­пи­рич. ме­то­дов в соз­да­нии су­дов, по­сте­пен­но из К. а. вы­де­лил­ся ряд спец. раз­де­лов (тео­рия ко­раб­ля, строи­тель­ная ме­ха­ни­ка и проч­ность ко­раб­ля, тех­но­ло­гия су­до­строе­ния и др.). В совр. по­ни­ма­нии пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния К. а. яв­ля­ет­ся уст­рой­ст­во суд­на, а так­же со­став­ляю­щие его кон­ст­рук­тив­ные ком­плек­сы, отд. эле­мен­ты и их вза­им­ное рас­по­ло­же­ние на суд­не, рас­смат­ри­вае­мое с по­зи­ций функ­цио­наль­ной эф­фек­тив­но­сти и норм тех­нич. эс­те­ти­ки. Важ­ное зна­че­ние в К. а. при­да­ёт­ся ор­га­ни­за­ции ок­ру­жаю­ще­го пас­са­жи­ров и ко­ман­ду внутр. про­стран­ст­ва, ди­зай­ну ка­ют, про­ход­ных и об­ществ. по­ме­ще­ний (ко­ри­до­ров, там­бу­ров, вес­ти­бю­лей, от­кры­тых па­луб, за­кры­тых про­гу­лоч­ных па­луб, ка­ют-ком­па­ний, сто­ло­вых, рес­то­ра­нов, са­ло­нов, спорт­за­лов, бас­сей­нов, биб­лио­тек и др.). Це­ля­ми К. а. яв­ля­ют­ся при­да­ние соз­да­вае­мо­му суд­ну не толь­ко тех­нич. со­вер­шен­ст­ва, но и ин­фор­ма­тив­ной вы­ра­зи­тель­но­сти и эс­те­тич. зна­чи­мо­сти. Вы­пол­не­ние по­став­лен­ных це­лей обес­пе­чи­вается со­блю­де­ни­ем сле­дую­щих прин­ци­пов про­ек­ти­ро­ва­ния: кон­ст­рук­тив­ная це­ле­со­об­раз­ность суд­на; оп­ти­маль­ный вы­бор кон­ст­рукц. ма­те­риа­лов; со­хра­не­ние ком­по­зиц. един­ст­ва, гар­мо­нич­но­сти, за­кон­чен­но­сти и со­раз­мер­но­сти суд­на в це­лом и отд. его час­тей; при­ме­не­ние при про­ек­ти­ро­ва­нии разл. средств ком­по­зи­ции (про­пор­ции, ритм, мо­ду­ли, кон­тра­сты, фак­ту­ра и т. п.); ви­зуа­ли­за­ция ре­зуль­та­тов про­ек­ти­ро­ва­ния (ком­пь­ю­тер­ная ви­зуа­ли­за­ция, из­го­тов­ле­ние ма­ке­тов и мо­де­лей суд­на).

КОРАБЕ́ЛЬНАЯ АРХИТЕКТУ́РА, нау­ка о функ­цио­наль­ном и ар­хи­тек­тур­ном фор­ми­ро­ва­нии суд­на в це­лом и отд. его элемен­тов. К. а. от­ра­жа­ет на­уч., тех­нич. и тех­но­ло­гич. дос­ти­же­ния в су­до­строе­нии и др. от­рас­лях пром-сти в со­от­вет­ст­вии с совр. тре­бо­ва­ния­ми эко­но­ми­ки, эко­ло­гии и пром. ди­зай­на. До сер. 19 в. тер­мин «К. а.» ох­ва­ты­вал весь комп­лекс су­до­стро­ит. дис­цип­лин. Пер­вы­ми тео­ре­тич. ра­бо­та­ми по К. а. бы­ли «Док­три­на ко­ра­бель­ной ар­хи­тек­ту­ры» Э. Ди­на (1670) и «Ар­хи­тек­ту­ра су­дов» Да­сье (Фран­ция, 1677). Зна­чит. вклад в раз­ви­тие нау­ки вне­сли ана­ли­тич. ра­бо­ты Л. Эй­ле­ра, А. Дюа­мель дю Мон­со (Фран­ция) и Ф. Х. Чап­ме­на. В 19 в., в свя­зи с от­хо­дом от эм­пи­рич. ме­то­дов в соз­да­нии су­дов, по­сте­пен­но из К. а. вы­де­лил­ся ряд спец. раз­де­лов (тео­рия ко­раб­ля, строи­тель­ная ме­ха­ни­ка и проч­ность ко­раб­ля, тех­но­ло­гия су­до­строе­ния и др.). В совр. по­ни­ма­нии пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния К. а. яв­ля­ет­ся уст­рой­ст­во суд­на, а так­же со­став­ляю­щие его кон­ст­рук­тив­ные ком­плек­сы, отд. эле­мен­ты и их вза­им­ное рас­по­ло­же­ние на суд­не, рас­смат­ри­вае­мое с по­зи­ций функ­цио­наль­ной эф­фек­тив­но­сти и норм тех­нич. эс­те­ти­ки. Важ­ное зна­че­ние в К. а. при­да­ёт­ся ор­га­ни­за­ции ок­ру­жаю­ще­го пас­са­жи­ров и ко­ман­ду внутр. про­стран­ст­ва, ди­зай­ну ка­ют, про­ход­ных и об­ществ. по­ме­ще­ний (ко­ри­до­ров, там­бу­ров, вес­ти­бю­лей, от­кры­тых па­луб, за­кры­тых про­гу­лоч­ных па­луб, ка­ют-ком­па­ний, сто­ло­вых, рес­то­ра­нов, са­ло­нов, спорт­за­лов, бас­сей­нов, биб­лио­тек и др.). Це­ля­ми К. а. яв­ля­ют­ся при­да­ние соз­да­вае­мо­му суд­ну не толь­ко тех­нич. со­вер­шен­ст­ва, но и ин­фор­ма­тив­ной вы­ра­зи­тель­но­сти и эс­те­тич. зна­чи­мо­сти. Вы­пол­не­ние по­став­лен­ных це­лей обес­пе­чи­вается со­блю­де­ни­ем сле­дую­щих прин­ци­пов про­ек­ти­ро­ва­ния: кон­ст­рук­тив­ная це­ле­со­об­раз­ность суд­на; оп­ти­маль­ный вы­бор кон­ст­рукц. ма­те­риа­лов; со­хра­не­ние ком­по­зиц. един­ст­ва, гар­мо­нич­но­сти, за­кон­чен­но­сти и со­раз­мер­но­сти суд­на в це­лом и отд. его час­тей; при­ме­не­ние при про­ек­ти­ро­ва­нии разл. средств ком­по­зи­ции (про­пор­ции, ритм, мо­ду­ли, кон­тра­сты, фак­ту­ра и т. п.); ви­зуа­ли­за­ция ре­зуль­та­тов про­ек­ти­ро­ва­ния (ком­пь­ю­тер­ная ви­зуа­ли­за­ция, из­го­тов­ле­ние ма­ке­тов и мо­де­лей суд­на).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: