Принципов международного права с принципами устава содружества независимых государств

Обновлено: 19.04.2024

Международное право развивается на единых для всех стран началах– основных принципах. Принципы международного права – это наиболее важные нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного права, которые обязаны одинаково и неукоснительно применять каждый из принципов с учетом других принцпов. В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

1) неприменения силы или угрозы силой;

2) мирного разрешения международных споров;

3) невмешательства во внутренние дела;

4) сотрудничества государств;

5) равноправия и самоопределения народов;

6) суверенного равенства государств;

7) добросовестного выполнения международных обязательств.

Содержание этих принципов конкретизировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. В Хельсинском заключительном акте (1975) сформулированы еще три принципа:

8) нерушимости государственных границ;

9) территориальной целостности государств; 10) всеобщего уважения прав человека.

Принцип неприменения силы или угрозы силой следует из формулировки Устава ООН, выразившей единое намерение и торжественное обязательство мирового сообщества избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах. Этот принцип является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства.[77] Он означает, что каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных конфликтов. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву. Государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн, от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.[78]

Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава. Государства не вправе побуждать, поощрять и оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой. Они обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы. Каждое государство обязано: воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда вышеназванные акты связаны с угрозой силой или ее применением.

Также государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, а также объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Однако принцип неприменения силы или угрозы силой не отменяет положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным, в том числе: а) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии; б) в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Поэтому государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору, включая добрые услуги.

В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. В случае если стороны не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН и воздерживаться от любых действий, которые могут подвергнуть угрозе поддержание международного мира и безопасности.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Существуют международные процедуры, предусматривающие разрешение споров.[79] Любому государству, особенно если оно намерено просить о созыве заседания Совета Безопасности ООН, следует к нему обращаться, прямо или косвенно, на ранней стадии и, если это целесообразно, в конфиденциальном порядке.

Принцип невмешательства во внутренние дела означает, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженная и все другие формы вмешательства или различные угрозы, направленные против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических или любых иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Однако из этого принципа есть исключение. Допускается вмешательство во внутренние дела государства в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии по отношению к государствам – нарушителям международного права принудительных мер на основании главы VII Устава ООН.

Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений сцелью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов. Основными направлениями сотрудничества являются:

? поддержание мира и безопасности;

? всеобщее уважение прав человека;

? осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, научной, технической и торговой областях и содействие прогрессу в области культуры и образования;

? сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;

? содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. В Уставе ООН указано, что эта организация призвана развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира. В силу этого принципа все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, с тем чтобы:

а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами;

б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением этого принципа.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава ООН.

Территория колонии или другая несамоуправляющаяся территория имеет, согласно Уставу ООН, статус, отличный от статуса территории государства.

Однако это ни в коей мере не означает, что принцип равноправия и самоопределения народов может толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств.

Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

a) государства юридически равны;

b) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

c) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

d) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. При этом обязательства по Уставу ООН имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами.

Принцип нерушимости государственных границ означает, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Содержание принципа нерушимости границ включает:

а) признание существующих границ в качестве юридически установленных;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний в настоящем и будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на государственные границы.

Принцип территориальной целостности государств предполагает, что территория – это главная историческая ценность и высшее материальное достояние любого государства. В ее пределах сосредоточены все материальные ресурсы жизни людей, организация их общественной жизни. Поэтому международное право закрепляет особо уважительное отношение к территории и покровительствует обеспечению территориальной целостности государств.

Принцип всеобщего уважения прав человека обязывает каждое государство содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Исходя из того, что государства имеют собственные права и национальные интересы, они вправе законодательно устанавливать строго определенные ограничения прав и свобод личности. Принцип всеобщего уважения прав человека закреплен, кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в двух пактах, подписанных в 1966 г.: о гражданских и политических правах; об экономических, социальных и культурных правах. Нормы международных конвенций и соглашений в области прав человека, таких как о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и других, образуют систему реализации указанного принципа, и об этом речь пойдет далее.

Для достижения целей Содружества государства - члены, исходя из общепризнанных норм международного права и хельсинского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;

территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства - члена;

разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;

добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;

учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, хельсинского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

стремясь обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов,

преисполненные решимости претворять в жизнь положения Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, протокола к этому Соглашению, а также положения Алма-Атинской Декларации,

развивая сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия,

желая создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств - членов,

стремясь совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность,

решили принять Устав Содружества и договорились о нижеследующем:

Оговорки Республики Молдова
к Уставу Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 43 Устава Содружества Независимых Государств Республика Молдова, как член Содружества, воздерживается от участия в вопросах коллективной безопасности и военно-политическом сотрудничестве (абзац 9 статьи 4 и статьи 11, 12, 13, 14, 15, 30 и 31 Устава СНГ).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Устав Содружества Независимых Государств

Устав ратифицирован Российской Федерацией постановлением ВС РФ от 15 апреля 1993 г. N 4799-I

Устав вступил в силу для Российской Федерации 20 июля 1993 г.

Текст Устава опубликован в Бюллетене международных договоров, 1994 г., N 1, в сборнике "Действующее международное право" т. 1, в "Российской газете" от 12 февраля 1993 г., N 29

Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 г. приняты Поправки в настоящий Устав. Решение не вступило в силу


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Задачи по теме 3 : Основные принципы международного права

Задача 1. Какие принципы международного права сформулированы в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки 1975 г.?

В Заключительном акте представлены десять основополагающих принципов, регулирующих отношения между государствами, называемыми государствами-участниками:

I. Суверенное равенство государств, уважение прав, присущих суверенитету

II. Неприменение силы или угрозы силой

III. Нерушимость границ

IV. Территориальная целостность государств

V. Мирное урегулирование споров

VI. Невмешательство во внутренние дела

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

IX. Сотрудничество между государствами

X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву
Задача 2. Каково соотношение принципов международного права с принципами Устава Содружества Независимых Государств?

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип равноправия и самоопределения народов;

Принцип территориальной целостности государств;

Принцип нерушимости государственных границ;

Принцип мирного разрешения споров;

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Задача 3 . Возможны ли исключения из принципа «неприменения силы или угрозы силой»?

1) в случае любой агрессии или нарушения суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государства-члена страна, подвергаемая агрессии, сохраняет своё право на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН и международным правом (ст.51 Устава ООН);

2) право на применение силы по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39, 42 Устава ООН);

3) право на применение силы (принудительных мер) по решению Совета Безопасности ООН участниками региональных соглашений или органов (ст. 53 Устава ООН), т.е. на региональном уровне. Пример подобных региональных органов: Лига арабских государств, Организация американских государств.

В этих случаях применение вооруженной силы возможно и разрешено, но только, как сказано в преамбуле Устава ООН, «не иначе, как в общих интересах» и при единогласии среди государств — членов Совета Безопасности ООН (ст. 27, п. 3, Устав ООН). «Общие интересы» представляет именно Совет Безопасности ООН.

Задача 4. Обязательно ли соблюдение основополагающих принципов международного права для государств, не являющихся членами ООН и не подписавших Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки?

Принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств. Устав ООН провозглашает комплекс принципов в качестве обязательных для государств - членов организации, оговаривая при этом, что организация обеспечивает, чтобы государства, которая не являются её членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

П.6 ст.2 Устава ООН:

«Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности».
Задача 5. Назовите базовый принцип международного права, сущность которого состоит в необходимости строгого и добросовестного выполнения субъектами международного права обязательств, зафиксированных в международных договорах?

Сущность принципа добросовестного соблюдения обязательств заключается в недопустимости произвольного одностороннего отказа государств от своих международных обязательств и в возможности наступления международной ответственности в случае отказа от их выполнения или совершения иных деяний противоправного характера.

Он обязывает: добросовестно выяснять фактические обстоятельства, интересы государств и международного сообщества, входящие в сферу применения нормы; добросовестно выбирать нормы, подлежащие применению; обеспечить реальное соответствие реализации норм их букве и духу, международному праву и морали, а также иным обязательствам субъектов; не допускать злоупотребления правами. Добросовестное выполнение означает также недопустимость содействия нарушению норм другими государствами. Добросовестное выполнение обязательств основано на взаимности. Нарушающий норму не должен претендовать и на пользование вытекающими из нее правами.
Задача 6. В чем отличие принципа «территориальной целостности» и принципа «нерушимости границ»?

Принцип территориальной целостности: недопустимость незаконного расчленения гос-ва, отделения от него части и его оккупации.

Принцип нерушимости границ: признание существующих границ в качестве юридически установленных, отказ от каких-либо посягательств на данный момент или в будущем, отказ от каких-либо территориальных притязаний, включая угрозу силы и ее применения.

Сходство: оба принципа направлены на защиту неприкосновенности государственной как изнутри, так и извне, т.е. на сохранение единой территории гос-ва.

Различие: принцип территориальной целостности стоит на защите внутреннего территориального единства гос-ва, в то время как принцип нерушимости границ – внешнего, т.е. неизменения внешней границы гос-ва.
Задачи по теме 4. Взаимодействие международного и внутригосударственного права
Задача 1. Как Вы оцениваете понятие примата международного права над внутригосударственным правом в юридическом и политическом планах?

Задача 2 . В чем сущность монистической теории соотношения международного и внутр игосударственного права: назовите аргументы в обоснование этой теории?

Задача 3. В чем состоит сущность дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права: назовите аргументы в пользу этой теории?

Задача 4. На базе положений каких внутригосударственных и международных нормативных актов следует подходить к решению проблемы соотношения международного и внутригосударственного права?

Задача 5. В нашей стране в течение последних 50-ти лет какие были и действуют сегодня правила о соотношении международного и внутригосударственного права?

Задача 6. Нет ли противоречия между принципом суверенного равенства государств и принципом добросовестного исполнения ими своих договорных обязательств?

Пример решения задачи.

Задача 7 . Мировой судья участка № 2 Калининского р-на г.Новосибирска, рассматривая заявление гражданина РФ Ильина, установил, что норма Гражданского кодекса РФ, нарушающая права и законные интересы гр. Ильина, противоречит нормам международной конвенции, ратифицированной Российской Федерацией без оговорок.

Вопрос: Какую норму должен применить российский судья?

Решение: В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ «…общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, российский судья, при расхождении российского закона и международного договора должен применять правила международного договора.

Задачи по теме 5. Субъекты современного международного права

Задача 1. Какую позицию Вы лично можете обосновать по проблеме международной правосубъектности индивидов?

Задача 2. Чем отличается правосубъектность государств от правосубъектности международных организаций?

Задача 3. Какие категории субъектов права, по Вашему мнению, следует включить в перечень субъектов международного права?

Задача 4. Какой центр религии, кроме Ватикана, имеет статус субъекта международного права?

Задача 5. Как именуется обобщающее понятие, применяемое в международным праве к таким субъектам, как, например, Западный Берлин?

Задача 6. В чем отличия конститутивной и декларативной теории признания государств?

Задача 7. Чем отличаются признание де-юре, и признание де-факто?

Задача 8. 11 ноября 1965г. правительство белого меньшинства Британской колонии Южная Родезия в одностороннем порядке объявило о создании независимого государства Родезия. В резолюции 217 Совет Безопасности ООН призвал государства не признавать существующий в Южной Родезии режим и разорвать любые формы экономического сотрудничества с представителями нового правительства. При этом было принято решение о наложении эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в Родезию.

Вопросы: Справедливо ли решение Совета Безопасности ООН? На каком основании государства-члены Совета Безопасности ООН подвергли критике режим в Южной Родезии? Каковы последствия непризнания государства или правительства?

Задача 9. По требованию швейцарской компании «Нога» французский судебный исполнитель наложил арест на российское судно «Седов», прибывшее в г. Брест (Франция) для участия в международной регате. «Седов» является самым большим парусным судном в мире и принадлежит Мурманскому государственному техническому университету.

МИД РФ заявил протест послу Франции и потребовал немедленно принять меры для освобождения судна. Россия расценила эти действия как судебный произвол, как нарушение основополагающих норм международного права.

Вопросы 1.Дайте правовую оценку приведенной информации.

2.Что означает иммунитет государства и его виды?

3.В каких случаях иммунитет государства не используется?
Задачи по теме 6. Территория и другие пространства в международном праве
Задача 1. В 2004 году в соответствии с подписанным международным соглашением между Россией и Китаем была изменена линия прохождения государственной границы между этими странами, при этом Китаю была передана территория значительно больше по площади, чем полученная Россией от него.

Вопросы: 1. Какие международные нормы регулируют порядок прохождения границ и изменения статуса территорий? 2. По каким правилам будет определяться гражданство и место жительства граждан России, проживающих на территории, передаваемой Китаю?

Задача 2. В 1983 г. между Вьетнамом и Китаем возник спор в связи с тем, что по берегам пограничной реки Дунмо и китайцы и вьетнамцы возводят бетонные стены, пытаясь изменить русло реки, а вместе с ним и линию границы.

Вопросы: Согласуются ли действия КНР И Вьетнама по искусственному изменению русла реки Дунмо с нормами международного права? 2. Как можно разрешить данный спор?

Задача 3. При соблюдении каких условий иностранное судно может пройти через территориальное море другого государства?

Задача 4. Рыболовное судно под флагом Японии осуществляло лов рыбы в исключительной экономической зоне России запрещенными орудиями лова. При попытке пограничного катера России задержать нарушителя, японское судно попыталось уйти в свои территориальные воды. Однако российский пограничный катер на расстоянии 200 морских миль от исходных линий от российского берега, применил оружие и задержал судно – нарушитель. При этом погиб матрос на японском судне – нарушителе.

Вопросы: Соответствует ли нормам международного права действия пограничного катера? Мог ли пограничный катер преследовать нарушителя за пределами своей экономической зоны? Правомерно ли применение оружия в этом случае?

Задача 5. В ходе морского плавания по Тихому океану на собственной яхте гражданин России обнаружил остров, необозначенный на картах.

Вопросы: Каков правовой статус ранее неизвестной территории? Может ли гражданин России присвоить эту территорию? Под чьей юрисдикцией будет находиться указанная территория? Какие действия необходимо предпринять для установления суверенитета над указанной территорией?

Задача 6. Иностранное судно, осуществлявшее научные исследования на морском дне в пределах континентального шельфа России, было задержано компетентными органами России. Ему было предложено прекратить исследования, поскольку у судна не было на это разрешения.

Капитан судна с требованиями не согласился. Он считал, что Россия обладает суверенными правами на разведку и разработку своего континентального шельфа, но не на его исследования. Исследования могут проводить и неприбрежные государства. Согласия или разрешения России на это не требуется.

Вопросы: 1. Что понимается под континентальным шельфом?

Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

2. Правовой режим континентального шельфа?

Правовой режим континентального шельфа в известном смысле аналогичен правовому режиму исключительной экономической зоны. Его главной особенностью является закрепление за прибрежным государством ряда суверенных прав, связанных с эксплуатацией ресурсов морского дна. В остальном континентальный шельф близок территориям с международным режимом, так как не находится под суверенитетом какого-либо государства.

3. Дайте правовую оценку данному факту на основе анализа норм международного права о правовом статусе континентального шельфа.

Задача 7. В 1988 году эсминец «Кэрон» ВМС США зашел в территориальное море СССР в Черном море. На подаваемые заблаговременно советским пограничным кораблем предупреждающие сигналы о приближении к государственной границе СССР американский корабль не реагировал и углубился в территориальное море СССР на значительное расстояние.

В протесте МИД СССР «ответственность за совершенную провокацию», приведшую к столкновению двух военных кораблей, возлагал на США. В ответ на это представителями государственного департамента США было заявлено, что американский корабль осуществлял право мирного прохода, которое соответствует международному праву.

Вопросы: 1. Что включает в себя право мирного прохода через территориальное море?

2. Предполагает ли оно предварительное уведомление или разрешение прибрежных властей?

3. Обязаны ли иностранные корабли соблюдать требования прибрежного государства и осуществлять мирный проход по морским коридорам?

4. Что понимают под «иммунитетом военных кораблей»?

5. Дайте правовую оценку ситуации.
Задачи по теме 7 . Население в международном праве

* Устав вступил в силу для России 20 июля 1993 года.

Настоящий устав прекратил действие для Грузии с 18 августа 2009 года - решение Совета глав государств-участников СНГ от 9 октября 2009 года.

Государства, добровольно объединившиеся в Содружество Независимых Государств (далее - Содружество),

основываясь на исторической общности своих народов и сложившихся между ними связей,

действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

стремясь обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов,

преисполненные решимости претворять в жизнь положения Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, Протокола к этому Соглашению, а также положения Алма-Атинской декларации,

развивая сотрудничество между собой в обеспечении международного мира и безопасности, а равно в целях поддержания гражданского мира и межнационального согласия,

желая создать условия для сохранения и развития культур всех народов государств-членов,

стремясь совершенствовать механизмы сотрудничества в Содружестве и повышать их эффективность,

решили принять Устав Содружества и договорились о нижеследующем:

РАЗДЕЛ I

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Целями Содружества являются:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Для достижения целей Содружества государства-члены, исходя из общепризнанных норм международного права и Хельсинкского Заключительного акта, строят свои отношения в соответствии с нижеследующими взаимосвязанными и равноценными принципами:

уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

нерушимость государственных границ, признание существующих границ и отказ от противоправных территориальных приобретений;

территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства-члена;

разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждений;

добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая настоящий Устав;

учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств-членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса;

развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

духовное единение их народов, которое основывается на уважении их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся:

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Соглашения, заключенные в рамках Содружества, должны соответствовать целям и принципам Содружества, обязательствам государств-членов по настоящему Уставу.

Государства-члены содействуют сотрудничеству и развитию связей между государственными органами, общественными объединениями, экономическими структурами.

РАЗДЕЛ II

Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия настоящего Устава.

Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые принимают на себя обязательства по настоящему Уставу в течение одного года после его принятия Советом глав государств.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

На основании решения Совета глав государств к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве.

По решению Совета глав государств на заседаниях органов Содружества могут присутствовать представители других государств в качестве наблюдателей.

Вопросы участия ассоциированных членов и наблюдателей в работе органов Содружества регулируются правилами процедуры таких органов.

Государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство-член извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода.

Обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения.

Нарушения государством-членом настоящего Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств.

В отношении такого государства могут применяться меры, допускаемые международным правом.

РАЗДЕЛ III

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО

Государства-члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в том числе с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира.

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств Содружества или заинтересованными государствами-членами Содружества с учетом их национального законодательства.

Каждое государство-член принимает надлежащие меры по обеспечению стабильного положения на внешних границах государств-членов Содружества. На основе взаимного согласия государства-члены координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов.

Высшим органом Содружества по вопросам обороны и охраны внешних границ государств-членов является Совет глав государств. Координацию военно-экономической деятельности Содружества осуществляет Совет глав правительств.

Взаимодействие государств-членов в осуществлении международных соглашений и решении других вопросов в области безопасности и разоружения организуется путем совместных консультаций.

Конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов регулируются специальными соглашениями.

РАЗДЕЛ IV

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Государства-члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе, могущих повлечь за собой нарушение прав человека.

Они оказывают друг другу на основе взаимного согласия помощь в урегулировании таких конфликтов, в том числе и в рамках международных организаций.

Государства-члены Содружества будут воздерживаться от действий, способных нанести ущерб другим государствам-членам и привести к обострению возможных споров.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: