Принцип защита от безработицы и содействие в трудоустройстве судебная практика

Обновлено: 19.04.2024

Стремительный рост в России заболеваемости коронавирусом (COVID 19) весной 2020 года вынудил государство на принятие ряда мер, направленных на борьбу с его распространением, которых по своему характеру можно отнести к разряду чрезвычайных.

Так, 25 марта 2020 года, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, президентом Российской Федерации был издан Указ об объявлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы[i]. Впоследствии, Указом от 02 апреля 2020 года период нерабочих дней был продлён до 30 апреля 2020 года включительно[ii].

Практически одновременно, во многих регионах страны был введён режим повышенной готовности, установлен запрет, за исключением некоторых случаев, покидать места проживания/местонахождения граждан, ограничена предпринимательская деятельность[iii] и предусмотрена административная ответственность за нарушение указанных предписаний[iv].

Данные меры, преследуя цель по остановке распространения коронавирусной инфекции, фактически послужили основанием для введения в отношении большей части населения страны режима «вынужденной домашней самоизоляции».

Вместе с тем, принятие таких решений выявило ряд проблем, требующих внесения изменений в действующее законодательство.

Речь, в частности, идёт о социальных гарантиях индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых»[v], а также гражданах, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения в период их вынуждённой самоизоляции. В отличие, например, от работников бюджетной сферы, заработную плату этим категориям лиц выплачивать попросту некому, что при отсутствии в сложившихся условиях возможности заработка, способно оставить их без каких-либо средств к существованию[vi].

К небольшому числу исключений можно отнести лишь названных выше индивидуальных предпринимателей, учредителей хозяйственных обществ, и «самозанятых», застрахованных в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и подпадающих под действие ряда нормативных правовых актов[vii].

Между тем, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7), определив права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является прямой обязанностью государства (ст. 2), Российская Федерация добровольно приняла на себя обязательства, в том числе, по обеспечению реализации таких прав, как право на труд и защиту от безработицы (ч.1 и 2 ст. 37), а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) без какой-либо дискриминации на основании принципа всеобщего равенства (ч. 1 и 2 ст. 19).

Несмотря на то, что ограничение этих и других прав, при определённых условиях допускается (ст. 55 и 56 Конституции РФ), такие действия, в силу приоритета прав человека, определяющих смысл и содержание российских законов, априори не должны приводить к умалению их права на достойный уровень жизни.

Это означает, что государство, вынуждая людей не покидать места своего проживания, как минимум обязано обеспечить тем из них, кто будет лишён возможности осуществлять трудовую деятельность в период действия ограничений, выплату пособий по безработице.

Порядок их регистрации и иные, связанные с этим вопросы, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 891[ix], но, в силу сложившейся обстановки многие центры занятости населения в период действия ограничений весной 2020 года перешли на работу в дистанционном режиме, осуществляя постановку граждан на учёт на основании предоставленного заявления и фотографий необходимых документов по электронной почте[x].

Таким образом, лица, лишённые возможности осуществлять трудовую деятельность, получили возможность обратиться с соответствующими заявлениями о признании их безработными, в порядке, описанном в предыдущем абзаце и претендовать на получение пособия, гарантированного ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации, в том числе, в период их временной нетрудоспособности.

Однако, многие из упомянутых в настоящей статье категорий лиц, за исключением граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, согласно действующему законодательству относятся к числу «занятых», и не являются ищущими работу и готовыми к ней приступить, поскольку работа или заработок у них уже есть (во всяком случае, были), что, по смыслу ст. 2 и 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в действующей редакции, возможность признания их безработными без прекращения соответствующей деятельности полностью исключает.

Кроме того, исходя из требований разумности и справедливости, следует установить, что размер пособий в такой ситуации должен выплачиваться в максимальном размере, предусмотренном действующим законодательством[xiii].

Такое предложение видится вполне обоснованным и позволяющим гражданам, не имеющим возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность, а, следовательно, лишённых возможности реализовать свои, гарантированные Конституцией РФ права на труд (ст. 37), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) и достойный уровень жизни (ст. 7), получать хоть какую-то компенсацию за вынужденную безработицу от государства.

Кроме того, возможность признания граждан безработными на основании заявления и документов, поданных им дистанционно, должна быть закреплена законодательно. Отсутствие в действующей редакции Постановления Правительства РФ такого порядка, как показала практика, является его существенным недостатком, нуждающимся в скорейшем исправлении[xiv].

Особую актуальность данный вопрос в настоящее время приобретает в связи с тем, что в последнее время в России наблюдается регулярный прирост заболевших коронавирусом, что вполне может привести к возобновлению, введённых весной 2020 года ограничений.

[i] Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"//"Российская газета", N 66, 27.03.2020.

[v] Под термином «самозанятые» в настоящей статье понимаются граждане и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ// "Российская газета", N 270, 30.11.2018.

[vii] Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// "Российская газета", N 297, 31.12.2006.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина"// "Российская газета", N 61, 23.03.2020.

[viii] Ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"// "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1167-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фазыловой Разиды Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации".

[ix] Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")// "Собрание законодательства РФ", 17.09.2012, N 38, ст. 5103.

[xii] Вопросы, связанные с введением режима чрезвычайного положения урегулированы Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"//"Российская газета", N 105, 02.06.2001.

[xiii] Размеры пособий в настоящий момент предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год"//"Российская газета", N 71, 02.04.2020.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Комментарий к ст. 2 ТК РФ

1. Комментируемая статья базируется на нормах международного права, Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основные направления политики государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Сформулированные в ней принципы проявляются в различных правовых институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные - в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудового отношения.

Основополагающий принцип трудового права - принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Трудовой кодекс содержит специальные статьи о запрещении дискриминации и принудительного труда, где даются понятия этих явлений, а также предусматриваются условия, при которых привлечение к труду или отказ от него нельзя квалифицировать как дискриминацию в сфере труда или как принудительный труд (см. коммент. к ст. ст. 3 и 4).

2. В число основных принципов трудового права Кодекс включает право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Федеральным законом от 25.12.2008 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ. Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Этим же Законом установлено, что при введении неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

3. Статья 2 впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает в себя три составляющих: безопасный труд; отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.

Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, - конституционное положение (ст. 37 Конституции РФ), лежащее в основе как отдельных правовых норм (правовые нормы, относящиеся к заключению трудового договора и переводу на другую работу), так и институтов трудового права (правовой институт охраны труда). Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателей. Эта обязанность имеет всеобщий характер. Она распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Для принципа обеспечения безопасных условий труда характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.). Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов - государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (см. коммент. к статьям гл. 57 "Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" и гл. 58 "Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами").

Право на отдых - одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В этой формулировке принципиальную роль играет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее число таких норм содержится в главах разд. IV "Рабочее время" и разд. V "Время отдыха" (см. коммент. к этим разделам).

4. Право на справедливые условия труда не может быть реализовано без права на справедливую оплату труда. Слова "справедливая оплата труда" имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом РФ, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики (сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы), возведено Кодексом в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Помимо этого, Кодекс предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.

5. Комментируемая статья воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения: работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов. Работники объединяются, как правило, в профсоюзы, основные задачи которых - представлять интересы работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществлять защиту трудовых прав работников. В свою очередь, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Эти объединения являются некоммерческими организациями, объединяющими на добровольной основе работодателей. Право работников и работодателей на объединение лежит в основе социального партнерства, договорного регулирования трудовых отношений.

6. К основным принципам трудового права ст. 2 относит также право работников на участие в управлении организацией. Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.

Принцип участия работников в управлении организацией реализуется в конкретных статьях ТК, посвященных социальному партнерству (ст. ст. 27 - 31), принятию решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371), порядку расторжения трудового договора по предусмотренным Кодексом основаниям, требующим учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373), и др.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" было принято решение о создании производственных советов. Они образуются по инициативе работодателей и представляют собой совещательный орган, призванный аккумулировать предложения работников по обеспечению роста производительности труда, повышению квалификации работников и иных вопросов, относящихся к производственной деятельности.

Было бы целесообразно уточнить функции производственных советов и порядок их организации, с тем чтобы они играли более значительную роль в решении производственных вопросов и улучшении условий труда работников.

7. Трудовой кодекс содержит значительное число диспозитивных норм, что отражает тенденцию к расширению договорного регулирования. Более того, для формируемых рыночных отношений преобладающим является договорное регулирование труда с целью согласовать интересы работников и работодателей.

Учитывая изменения в правовом регулировании трудовых отношений, перенесение основного его объема на организации, Кодекс рассматривает право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений как один из основных принципов трудового права.

8. Особое место занимает принцип соблюдения и защиты трудовых прав работников. Он включает в себя все формы защиты работников: установление ответственности работодателя за нарушения законов и иных нормативных правовых актов (ст. 419 ТК); создание специализированных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (ст. ст. 353 - 369 ТК); возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ст. ст. 184, 237 ТК); судебную защиту прав работников.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. ст. 381 - 397 ТК); коллективные трудовые споры - с применением примирительных процедур и при недостижении соглашения объявлением забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ (ст. ст. 398 - 418 ТК).

9. Комментируемая статья содержит изложение взаимных обязанностей сторон трудового отношения. Обязанности работников составляют содержание правового института "Дисциплина труда". Цель такого института - обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей, которые были ими добровольно приняты в результате заключения трудового договора. Обязанности работодателей не выделены в отдельный правовой институт, однако правовые нормы, возлагающие на работодателей соответствующие обязанности, имеются практически во всех статьях Кодекса, касаются ли они трудового договора или рабочего времени и времени отдыха, заработной платы или других отношений, составляющих предмет трудового права. Эти статьи содержат правомочия работников, реализация которых требует исполнения соответствующих обязанностей работодателями. Помимо обязанностей, вытекающих из договора (коллективный договор, трудовой договор), на работодателей возлагаются обязанности, вытекающие из их взаимоотношений в сфере труда с государственными органами и органами местного самоуправления: выполнять предписания государственных инспекторов труда об устранении нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде; привлекать виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранять их от должности в установленном порядке (ст. 357 ТК); освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время выполнения им государственных или общественных обязанностей и функций в случаях, если в соответствии с законом эти обязанности и функции должны выполняться в рабочее время (ст. 170 ТК).

В законодательстве, определяющем правовой статус организации, порядок ее деятельности, содержатся и иные обязанности работодателя в сфере труда.

10. К основным принципам трудового права комментируемая статья относит также обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Любые неправомерные действия или бездействие работодателя, причинившие работнику моральный вред, подлежат возмещению (см. коммент. к ст. 237).

Защита достоинства работника обеспечивается и путем возмещения материального ущерба. Такой ущерб возмещается, в частности, при неправильной формулировке в трудовой книжке причины увольнения, оскорбляющей достоинство работника.

11. Завершается комментируемая статья изложением принципа обеспечения права на обязательное социальное страхование. Этот принцип реализуется в различных нормативных правовых актах, гарантирующих работнику, а в соответствующих случаях и членам его семьи обеспечение за счет средств государственного социального страхования: пособиями по временной нетрудоспособности; пособиями по беременности и родам; пособиями при рождении ребенка; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников - также обеспечение пенсиями за выслугу лет.

Система обязательного социального страхования включает в себя и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время оно осуществляется в соответствии с Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, который, предусматривая обязанность работодателей производить страховые отчисления, возлагает ответственность за выплату компенсаций пострадавшим на производстве (их иждивенцам) на государство в лице Фонда социального страхования РФ.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014


Одна из адвокатов, комментируя наиболее интересные, с ее точки зрения, правовые позиции, подчеркнула, что работники вне зависимости от формы деятельности работодателей должны быть поставлены в равные условия в части не только пособий по безработице, но и начисления пенсионных выплат, а размер пособий, стипендий и иных мер господдержки предпринимателя, прекратившего деятельность, совершенно справедливо не должен зависеть от размера его дохода по последнему месту работы. Другая с сожалением отметила, что сборник представляет собой список теоретических принципов организации занятости населения, не имеющий практического значения, так как его правовые позиции зачастую остаются только «на бумаге».

Конституционный Суд РФ опубликовал сборник по реализации права на защиту от безработицы, в который вошли шесть постановлений – начиная с октября 2009 г. по июль 2020 г.

Так, документ включает Постановление от 22 октября 2009 г. № 15-П/2009, в котором Суд ранее выявил, что возможность досрочного выхода на пенсию предоставлялась только тем безработным лицам, которые были уволены из организаций. Граждане, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях были лишены такой возможности. Соответственно, получение пенсии до достижения установленного законом возраста в качестве меры социальной защиты от безработицы зависело от того, у какого работодателя трудился гражданин непосредственно перед увольнением. Такое законодательное регулирование, отметил КС, необоснованно снижает уровень социальной защиты безработных граждан, работодателями которых являлись предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян согласилась, что установление критериев, по которым происходит ранжирование мер соцподдержки в зависимости от статуса работодателя, является неоправданным. «Работники, числящиеся у ИП, не имеют никаких льгот в части налоговых отчислений, а также отчислений в фонды. Одновременно с этим ставить работников, занятых у ИП, при увольнении в худшее положение по сравнению с работниками организаций считаю необоснованным. Работники вне зависимости от формы деятельности работодателей должны быть поставлены в равные условия в части не только пособий по безработице, но и начисления пенсионных выплат», – полагает она.

В Постановлении от 25 мая 2010 г. № 11-П/2010 Конституционный Суд отметил, что при регулировании отношений в сфере занятости населения федеральный законодатель вправе руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, не учитывая факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплате соответствующего пособия.

Иное правовое регулирование, допускающее признание участников ООО безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, подчеркивается в постановлении, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозобществ с достаточным для их достойного существования доходом, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и лишенными дополнительного источника средств к существованию.

Как следует из Постановления от 23 апреля 2012 г. № 10-П/2012, ранее федеральный законодатель создал препятствия для признания в установленном порядке безработными потерявших работу и заработок членов ТСЖ. Это обстоятельство, в свою очередь, необоснованно лишало таких лиц права на получение гарантий соцподдержки (включая пособие по безработице).

В сборник также вошло Постановление от 6 октября 2015 г. № 24-П/2015, согласно которому содействие в подборе подходящей работы бывшим ИП и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения и получения дополнительного профобразования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы.

Дело в том, разъяснил КС, что от этого показателя не зависят ни допустимость предлагаемой таким лицам оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры соцвыплат. Кроме того, отсутствие сведений о размере среднего заработка по последнему месту работы не может препятствовать предоставлению иных мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы таким лицам.

Нарине Айрапетян считает, что размер пособий, стипендий и иных мер господдержки предпринимателя, прекратившего деятельность, совершенно справедливо не должен зависеть от размера его дохода по последнему месту работы. «К примеру, ранее ИП уплачивал ЕНВД, поэтому фиксированные налоги, зависящие от выбранных показателей, очевидно не соответствовали реальному объему заработка. В отсутствие обязанности вести строгую отчетность отследить реальный заработок не представляется возможным, одновременно с чем и отсутствует объективная необходимость в этом», – убеждена она.

В свою очередь, в Постановлении от 11 октября 2016 г. № 19-П/2016 Суд пояснил, что граждане, которые имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), но были вынуждены уволиться в связи со службой в армии, при обеспечении пособием по безработице не могут ставиться в худшее положение по сравнению с теми, кто имел оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, уволился по иным основаниям, также не связанным с их виновными действиями.

Суд подчеркнул, что рассматривая вопрос о признании бывшего предпринимателя безработным, служба занятости не вправе уклониться от принятия решения, ссылаясь на отсутствие документов, удостоверяющих квалификацию

Наконец, в Постановлении от 8 октября 2019 г. № 31-П/2019 Суд пояснил, что содействие в подборе работы бывшим ИП и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника определенного уровня образования и (или) квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей.

По мнению адвоката МКА «СЕД ЛЕКС», старшего партнера «Альтависта» Валерии Аршиновой, данный сборник представляет собой список теоретических принципов организации занятости населения, не имеющий практического значения. «Пандемия, начавшаяся весной, выявила проблемы, связанные с трудоустройством граждан и постановкой на учет в качестве безработных. Основная – копеечные пособия (минимальный размер – 1500 руб. в месяц (!)). Только в режиме повышенной готовности размер пособий был увеличен, но и на эти деньги выжить практически невозможно. Кроме того, у государства зачастую отсутствует реальная работа, соответствующая компетенциям и уровню образования людей, потерявших работу. Поэтому громкие постулаты Конституции и указания Конституционного Суда остаются, к сожалению, только “на бумаге”», – резюмировала она.


Одна из адвокатов, комментируя наиболее интересные, с ее точки зрения, правовые позиции, подчеркнула, что работники вне зависимости от формы деятельности работодателей должны быть поставлены в равные условия в части не только пособий по безработице, но и начисления пенсионных выплат, а размер пособий, стипендий и иных мер господдержки предпринимателя, прекратившего деятельность, совершенно справедливо не должен зависеть от размера его дохода по последнему месту работы. Другая с сожалением отметила, что сборник представляет собой список теоретических принципов организации занятости населения, не имеющий практического значения, так как его правовые позиции зачастую остаются только «на бумаге».

Конституционный Суд РФ опубликовал сборник по реализации права на защиту от безработицы, в который вошли шесть постановлений – начиная с октября 2009 г. по июль 2020 г.

Так, документ включает Постановление от 22 октября 2009 г. № 15-П/2009, в котором Суд ранее выявил, что возможность досрочного выхода на пенсию предоставлялась только тем безработным лицам, которые были уволены из организаций. Граждане, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях были лишены такой возможности. Соответственно, получение пенсии до достижения установленного законом возраста в качестве меры социальной защиты от безработицы зависело от того, у какого работодателя трудился гражданин непосредственно перед увольнением. Такое законодательное регулирование, отметил КС, необоснованно снижает уровень социальной защиты безработных граждан, работодателями которых являлись предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян согласилась, что установление критериев, по которым происходит ранжирование мер соцподдержки в зависимости от статуса работодателя, является неоправданным. «Работники, числящиеся у ИП, не имеют никаких льгот в части налоговых отчислений, а также отчислений в фонды. Одновременно с этим ставить работников, занятых у ИП, при увольнении в худшее положение по сравнению с работниками организаций считаю необоснованным. Работники вне зависимости от формы деятельности работодателей должны быть поставлены в равные условия в части не только пособий по безработице, но и начисления пенсионных выплат», – полагает она.

В Постановлении от 25 мая 2010 г. № 11-П/2010 Конституционный Суд отметил, что при регулировании отношений в сфере занятости населения федеральный законодатель вправе руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, не учитывая факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплате соответствующего пособия.

Иное правовое регулирование, допускающее признание участников ООО безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, подчеркивается в постановлении, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозобществ с достаточным для их достойного существования доходом, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и лишенными дополнительного источника средств к существованию.

Как следует из Постановления от 23 апреля 2012 г. № 10-П/2012, ранее федеральный законодатель создал препятствия для признания в установленном порядке безработными потерявших работу и заработок членов ТСЖ. Это обстоятельство, в свою очередь, необоснованно лишало таких лиц права на получение гарантий соцподдержки (включая пособие по безработице).

В сборник также вошло Постановление от 6 октября 2015 г. № 24-П/2015, согласно которому содействие в подборе подходящей работы бывшим ИП и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения и получения дополнительного профобразования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы.

Дело в том, разъяснил КС, что от этого показателя не зависят ни допустимость предлагаемой таким лицам оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры соцвыплат. Кроме того, отсутствие сведений о размере среднего заработка по последнему месту работы не может препятствовать предоставлению иных мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы таким лицам.

Нарине Айрапетян считает, что размер пособий, стипендий и иных мер господдержки предпринимателя, прекратившего деятельность, совершенно справедливо не должен зависеть от размера его дохода по последнему месту работы. «К примеру, ранее ИП уплачивал ЕНВД, поэтому фиксированные налоги, зависящие от выбранных показателей, очевидно не соответствовали реальному объему заработка. В отсутствие обязанности вести строгую отчетность отследить реальный заработок не представляется возможным, одновременно с чем и отсутствует объективная необходимость в этом», – убеждена она.

В свою очередь, в Постановлении от 11 октября 2016 г. № 19-П/2016 Суд пояснил, что граждане, которые имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), но были вынуждены уволиться в связи со службой в армии, при обеспечении пособием по безработице не могут ставиться в худшее положение по сравнению с теми, кто имел оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, уволился по иным основаниям, также не связанным с их виновными действиями.

Суд подчеркнул, что рассматривая вопрос о признании бывшего предпринимателя безработным, служба занятости не вправе уклониться от принятия решения, ссылаясь на отсутствие документов, удостоверяющих квалификацию

Наконец, в Постановлении от 8 октября 2019 г. № 31-П/2019 Суд пояснил, что содействие в подборе работы бывшим ИП и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника определенного уровня образования и (или) квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей.

По мнению адвоката МКА «СЕД ЛЕКС», старшего партнера «Альтависта» Валерии Аршиновой, данный сборник представляет собой список теоретических принципов организации занятости населения, не имеющий практического значения. «Пандемия, начавшаяся весной, выявила проблемы, связанные с трудоустройством граждан и постановкой на учет в качестве безработных. Основная – копеечные пособия (минимальный размер – 1500 руб. в месяц (!)). Только в режиме повышенной готовности размер пособий был увеличен, но и на эти деньги выжить практически невозможно. Кроме того, у государства зачастую отсутствует реальная работа, соответствующая компетенциям и уровню образования людей, потерявших работу. Поэтому громкие постулаты Конституции и указания Конституционного Суда остаются, к сожалению, только “на бумаге”», – резюмировала она.


По словам одного эксперта «АГ», КС РФ утвердил равное правовое положение для двух категорий граждан: признанных безработными до 1 января 2019 г. и после указанной даты, закрепив за ними равное право на получение пособия по безработице максимального размера, который установлен для данной категории лиц на соответствующий календарный год. Другая полагает, что обе категории граждан должны находиться в равном правовом положении как субъекты права на защиту от безработицы и права на социальное обеспечение в связи с безработицей. Третья считает, что оспариваемое законоположение порождало в контексте правоприменительной практики дифференциацию, которая не имела объективного и разумного оправдания. Четвертая убеждена, что выводы Суда окажут важное влияние на правоприменительную практику судов, поскольку позволят отойти от сугубо формального подхода. Пятая полагает, что пособие по безработице должно быть приравнено к величине прожиточного минимума региона проживания.

Конституционный Суд вынес Постановление № 11-П по делу о проверке ч. 1 ст. 10 Закона № 350-ФЗ от 3 октября 2018 г. о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий.

Повод для обращения в КС и позиция заявительницы

С середины мая 2018 г. Ирина Котлова была признана безработной, ей было назначено пособие по безработице сроком на один год. До конца 2018 г. пособие выплачивалось ей в максимальном размере в 4,9 тыс. руб. С января 2019 г. размер пособия составил 8 тыс. руб., при этом максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, признанных безработными, на 2019 г. составил 11 280 руб. Срок выплаты пособия Ирине Котловой был продлен еще на 20 календарных недель, при этом она по-прежнему получала пособие в размере 8 тыс. руб. вплоть до назначения ей страховой пенсии по старости.

Ирина Котлова была убеждена, что, поскольку она относится к категории граждан предпенсионного возраста, о чем ее письменно уведомил территориальный орган ПФР, она вправе получать с 1 января 2019 г. пособие по безработице в повышенном максимальном размере. В связи с этим она обратилась в суд за защитой своих прав.

Первая инстанция отказала в удовлетворении иска, а апелляция и кассация поддержали его решение. Суды сочли, что истец была признана безработной до 1 января 2019 г., то есть в период, когда законодательство о занятости населения еще не устанавливало специальных правил определения размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, поэтому выплата ей пособия по безработице производится по правилам, действующим на момент его назначения. Соответственно, на нее не распространяются дополнительные социальные гарантии. Верховный Суд РФ отказался рассматривать кассационную жалобу.

В жалобе в Конституционный Суд Ирина Котлова указала, что оспариваемая ею норма в контексте правоприменительной практики противоречит российской Конституции, поскольку исключает возможность предоставления дополнительных гарантий соцподдержки, установленных ст. 342 Закона о занятости населения в РФ, тем гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до 1 января 2019 г. Такое законоположение, по мнению заявительницы, ставит таких граждан в худшее положение по сравнению с лицами, которые приобрели статус безработного после вышеуказанной даты.

КС проанализировал меры по соцподдержке лиц предпенсионного возраста

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что на момент признания заявительницы безработной она достигла возраста 54 лет, а потому в силу абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона о занятости населения в РФ в действовавшей на тот момент (то есть до вступления в силу Закона № 350-ФЗ) редакции она уже соответствовала критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста, каковыми считались граждане, которым оставалось два года до наступления возраста, дававшего право выхода на трудовую (страховую) пенсию по старости и составлявшего по общему правилу 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Как пояснил Конституционный Суд, поскольку заявительница формально ставит вопрос о распространении на граждан предпенсионного возраста, признанных безработными до 1 января 2019 г., дополнительных гарантий соцподдержки, предусмотренных ст. 342 Закона о занятости населения в РФ, она фактически оспаривает конституционность ч. 1 ст. 10 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий, причем исключительно в связи с отказом органа занятости населения выплачивать ей с 1 января 2019 г. пособие по безработице в максимальном размере. Соответственно, заметил КС РФ, предметом его рассмотрения по этому делу является ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Закона в той мере, в какой содержащееся в ней положение служит основанием для решения вопроса о размере пособия по безработице, подлежащего выплате с 1 января 2019 г. гражданам предпенсионного возраста, которые были признаны безработными до указанной даты и при этом уже на момент признания их таковыми соответствовали критериям отнесения граждан к категории лиц предпенсионного возраста.

Как пояснил Суд, действующее до 1 января 2019 г. правовое регулирование не только выделяло такую категорию безработных граждан, как лица предпенсионного возраста, которые нуждались в дополнительной соцподдержке со стороны государства в связи с утратой работы и заработка (трудового дохода), но и предусматривало для них дополнительные гарантии в целях повышения уровня их социальной защищенности. Однако специальных правил, касающихся размера пособия по безработице, выплачиваемого этой категории граждан, установлено не было.

Далее, отметил КС, с 1 января 2019 г. к лицам предпенсионного возраста стали относиться граждане, которым остается не два года, а пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая пенсию, назначаемую досрочно. При этом лица предпенсионного возраста получили возможность документального подтверждения имеющегося у них статуса предпенсионера путем бесплатного получения в органах ПФР по месту жительства или работы сведений об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста. С 2019 г. предельные размеры пособия по безработице были повышены, максимальный его размер составил 8 тыс. руб. Вместе с тем для лиц предпенсионного возраста, признанных безработными, был предусмотрен более высокий максимальный размер пособия – 11 280 руб.

«Установление для безработных граждан предпенсионного возраста более высокого максимального размера пособия по безработице было направлено на предоставление им дополнительной социальной поддержки не просто в связи с утратой работы и заработка (трудового дохода), а в связи с объективно возникающими у них трудностями с трудоустройством, обусловленными главным образом достижением ими указанного возраста (сказанное тем более актуально в условиях повышения с 2019 г. возраста выхода на пенсию по старости). При таких обстоятельствах повышенный максимальный размер пособия по безработице призван обеспечить данной категории граждан более весомую – по сравнению с остальными безработными гражданами – материальную поддержку на период поиска новой работы, который, как правило, занимает достаточно длительное время», – отмечено в постановлении.

КС признал оспариваемую норму неконституционной

Как пояснил Суд, сама по себе дифференциация максимальных размеров пособия по безработице путем установления более высокого его максимального размера для лиц предпенсионного возраста в сравнении с иными категориями безработных граждан носила обоснованный характер. Поскольку увеличение минимальной и максимальной величин пособия по безработице никоим образом не должно было повлечь необоснованные различия в объеме материальной поддержки безработных граждан, относящихся к одной и той же категории, в связи с утратой ими работы и заработка, граждане, признанные безработными до этой даты, не могли быть поставлены в худшее положение в плане размера предоставляемого им пособия по безработице по сравнению с такими же гражданами, признанными безработными после 1 января 2019 г.

Для тех граждан, которые были признаны безработными до 1 января 2019 г. и уже на момент признания их таковыми фактически являлись лицами предпенсионного возраста (а значит, и сохранили статус лица предпенсионного возраста на дату вступления в силу Закона № 350-ФЗ), первостепенное значение при решении вопроса о размере причитающегося им пособия по безработице в связи с увеличением с вышеуказанной даты предельных размеров данного пособия должен иметь факт их принадлежности к категории лиц предпенсионного возраста. В связи с этим Суд счел, что гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в 12-месячный период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, – вне зависимости от даты признания их безработными (до или после 1 января 2019 г.) – должно быть предоставлено равное право на получение пособия по безработице с учетом того максимального размера, который установлен Правительством РФ для данной категории граждан на соответствующий календарный год.

Таким образом, КС признал неконституционной оспариваемую норму в той мере, в какой она препятствует выплате с 1 января 2019 г. пособия по безработице в повышенном максимальном размере, установленном для граждан предпенсионного возраста, тем из них, кто, фактически уже являясь лицом предпенсионного возраста, был признан безработным до указанной даты и получал данное пособие в максимальном размере. Он также распорядился пересмотреть судебные решения по делу заявительницы.

Эксперты «АГ» поддержали выводы Суда

Адвокат, член Коллегии адвокатов г. Новосибирска «Заельцовская» Татьяна Яцученко напомнила, что выплата пособия по безработице является основной мерой социальной поддержки безработных граждан: «В отношении безработных граждан из числа лиц предпенсионного возраста федеральным законодателем предусмотрены специальные – льготные по сравнению с общеустановленными – правила назначения и выплаты пособия по безработице, включая порядок определения его размера и сроков выплаты».

По словам эксперта, сравнительный анализ положений Закона о занятости населения в редакции до и после 1 января 2019 г. позволяет прийти к выводу, что изменились критерии отнесения безработных к лицам предпенсионного возраста. «До этой даты к таким лицам относились граждане, которым оставалось два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по возрасту, в том числе досрочную. После этой даты к лицам предпенсионного возраста стали относиться граждане, которым остается не два года, а пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, включая пенсию, назначаемую досрочно. При этом продолжительность периодов выплаты пособия по безработице, в том числе с учетом их продления за каждый год работы, превышающий требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту; размеры пособия по безработице в процентном выражении к заработку; условие о том, что конкретный размер пособия не должен быть менее минимального и выше максимального размера пособия по безработице, в отношении безработных граждан из числа лиц предпенсионного возраста не изменились», – пояснила Татьяна Яцученко.

Адвокат заметила, что граждане предпенсионного возраста, признанные безработными до 1 января 2019 г., равно как и относящиеся к той же категории лица, признанные безработными после указанной даты, фактически находятся в одинаковой жизненной ситуации, обусловленной утратой работы и заработка, и в одинаковой мере испытывают трудности в поиске новой работы, обусловленные главным образом достижением ими указанного возраста. Соответственно, они в силу принципов справедливости и равенства должны находиться и в равном правовом положении как субъекты права на защиту от безработицы и права на социальное обеспечение в связи с безработицей (в том числе в части максимального размера пособия по безработице, независимо от даты признания такого лица безработным).

«По этой причине я абсолютно согласна с правовой позицией и выводами Конституционного Суда РФ, что оспариваемое законоположение при его применении в системе действующего правового регулирования порождает дифференциацию в размерах пособия по безработице, выплачиваемого лицам, относящимся к одной и той же категории – граждане предпенсионного возраста, в зависимости исключительно от даты признания лица безработным. Подобная дифференциация не имеет объективного и разумного оправдания, не согласуется с принципами справедливости и равенства при реализации прав граждан на защиту от безработицы и на социальное обеспечение в связи с безработицей, а потому не может быть признана допустимой», – подытожила Татьяна Яцученко.

Адвокат, старший юрист АБ «Качкин и партнеры» Ольга Дученко отметила, что Конституционный Суд рассмотрел важный вопрос о возможности предоставления дополнительных гарантий социальной поддержки – пособия по безработице в максимальном размере – лицам предпенсионного возраста, признанным безработными до 1 января 2019 г. «Постановление КС окажет важное влияние на правоприменительную практику судов, поскольку позволит отойти от сугубо формального подхода. Следует согласиться с совершенно обоснованными выводами КС РФ о том, что гражданам предпенсионного возраста должно быть представлено равное право на получение пособия по безработице с учетом того максимального размера, который установлен Правительством РФ на календарный год. И такое право не должно зависеть от даты признания лица безработным, никакого разумного оправдания для такой дифференциации нет. Тем более, что, действительно, безработным гражданам предпенсионного возраста объективно сложно найти работу из-за достижения ими указанного возраста. К сожалению, как правило, многие работодатели предпочитают брать на работу сотрудников моложе 50 лет», – подчеркнула она.

Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Ольга Туренко считает, что КС РФ утвердил равное правовое положение для двух категорий граждан: признанных безработными до 1 января 2019 г. и после указанной даты, закрепив за ними равное право на получение пособия по безработице максимального размера, который установлен для данной категории лиц на соответствующий календарный год. «Неравное положение граждан, обусловленное датой признания их безработными, с учетом нахождения данных лиц в одинаковых жизненных условиях не согласуется с принципами справедливости и равенства при реализации прав граждан. Граждане должны находиться в равном положении как субъекты права на социальное обеспечение в связи с безработицей. Соответственно, вышеуказанный вывод КС, безусловно, логичен и коррелирует с конституционным принципом равенства всех перед законом, закрепленным в ст. 19 Конституции РФ», – подчеркнула она.

По словам эксперта, сложившаяся судебная практика рассмотрения данной категории дел носит дискриминационный характер, так как в отсутствие рассматриваемого постановления КС РФ у судов не было оснований выносить иные судебные решения. «Соответственно, постановление Суда является основанием для пересмотра и нового пути формирования судебной практики по данной категории дел. Увеличивающееся количество дел данной категории актуализирует постановление КС РФ, которое послужит целям экстренного нивелирования сложившегося дискриминационного подхода при разрешении подобной категории споров», – резюмировала Ольга Туренко.

Юрист компании «Юрист-Медиа» Гульнара Собко полагает, что постановление породит положительную судебную практику по рассмотрению аналогичных вопросов, поскольку людям предпенсионного возраста особенно сложно найти новую работу. «Выводы Суда позволят максимально изменить материальное положение граждан предпенсионного возраста. В идеале пособие по безработице, направленное прежде всего на поддержку граждан, которые лишились работы в силу объективных обстоятельств (в том числе по причинам, не связанным с их виновным поведением), должно быть приравнено к величине прожиточного минимума региона проживания», – убеждена она.

Адвокат Адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва выразила согласие с выводами КС РФ. По ее словам, не должно быть необоснованного различия в объеме материальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам, относящимся к одной и той же категории, в связи с утратой ими работы и заработка (трудового дохода). «Соответственно, граждане, признанные безработными до 1 января 2019 г., не могли быть поставлены в худшее положение с точки зрения размера предоставляемого им пособия по безработице по сравнению с такими же гражданами, признанными безработными после указанной даты. Обе категории граждан должны находиться в равном правовом положении как субъекты права на защиту от безработицы и права на социальное обеспечение в связи с безработицей», – полагает она.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: