Принцип всесторонности исследования государства и права это

Обновлено: 27.03.2024

Всеобщие философские методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

Всеобщность методов выражается в том, что они используются во всех науках и охватывают всю область научного познания.

Среди всеобщих методов выделяют метафизику и диалектику. Если метафизика рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, не связанные друг с другом и иными общественными явлениями, то диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и сознания, рассматривающее явления в их взаимосвязи и развитии.

Диалектика в свою очередь подразделяется на идеалистическую и материалистическую. Идеалистическая диалектика может выступать как объективный идеализм, связывающий сам факт существования государства и права с божественной силой или объективным разумом; либо субъективный идеализм, связывающий существование государства и права с сознанием человека, его психикой, с согласованием воли людей (договором).

С позиций же материалистической диалектики всякое явление рассматривается в конкретной исторической обстановке, во взаимосвязи с другими явлениями. Материалистическая диалектика также подразделяется на объективную, акцентирующую внимание на материально-диалектических причинах, и субъективную, связывающую развитие государственно-правовых явлений с географическими, климатическими, этническими и национальными особенностями. Именно объективная материалистическая диалектика (объективный материализм) является всеобщим методом познания государства и права.

Материалистическая диалектика требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Ее содержание составляют всеобщие принципы познания, то есть требования объективности и всесторонности познания, исторического подхода, рассматривающего явления в их развитии, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики – понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность, содержание и форма, причина и следствие, единичное, особенное и общее и др.). Использование законов и категорий материалистической диалектики при исследовании государства и права позволяет выяснить их происхождение, сущность и социальное назначение, определить формы их существования, а также закономерности их функционирования и развития и на этой основе сформулировать рекомендации по их совершенствованию.

Хотя марксистско-ленинская доктрина в настоящее время подверглась резкой критике и полному отрицанию, что коснулось и материалистической диалектики, но, отрицая утопичное и устаревшее учение, нельзя забывать о положениях и выводах, имеющих непреходящее историческое значение, ведь в рамках именно этого метода государство и право рассматриваются как динамичные, социальные институты, причины развития которых коренятся в материальных условиях жизни общества. В то же время гиперболизация материалистической диалектики обедняла теорию государства и права, приводила к игнорированию многих направлений и особенностей методологии теории государства и права. Поэтому только методологический плюрализм способен привести к глубокому и всестороннему изучению государства и права.

Значение теории государства и права как методологической науки правоведения заключается в том, что вырабатываемые теорией государства и права методы познания государственно-правовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приёмов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

Основные принципы научного познания государства и права

Основные принципы общетеоретического исследования государства и права – руководящие идеи, основные положения, исходные начала, используемые при познании предмета теории государства и права.

В.М. Сырых указывает, что в числе всеобщих принципов научного познания чаще всего называют:

  1. принцип объективности;
  2. принцип познаваемости объективного мира;
  3. принцип всесторонности познания;
  4. принцип исторического и конкретно-исторического подходов;
  5. принцип познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др. [1].

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них нет.

Принцип познаваемости объективного мира оптимистически утверждает о способности индивида и общества в целом верно отражать реальный мир и познавать его закономерности.

Принцип всесторонности познания, т.е. выявления всех сторон, связей, отношений государства и права. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми базисными и надстроечными явлениями и без тщательного, детального выяснения этих связей невозможно раскрыть как сущность этих явлений, так и закономерности их функционирования и развития.

Принцип исторического подхода требует исследовать историю возникновения социальных явлений и процессов, главные этапы их исторического развития, а современное состояние этих явлений рассматривать как итог, результат предшествующего развития.

В связи с тем, что мир находится в постоянном развитии, изменении, конкретно-исторический характер имеют и научные знания; они являются достоверными постольку, поскольку соответствуют определённому состоянию в развитии исследуемого. Последующее развитие исследуемого означает, что имевшиеся о нём научные сведения устарели и нуждаются в изменении, дополнении сообразно тем изменениям, которые претерпел отражаемый ими объект. С учётом этого обстоятельства в число всеобщих логических требований входит принцип конкретно-исторического подхода к познанию исследуемых явлений и признание конкретно-исторического, относительного характера научной истины.

М.Н. Марченко к числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относит:

  1. принцип всесторонности;
  2. принцип историзма;
  3. принцип комплексности [2].

Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.

Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук – философии, социологии, политэкономии, политологии.

Есть и другие взгляды на перечень основных принципов научного познания государства и права. Например, В.М. Шафиров к основным принципам познания относит:

  1. принцип плюрализма;
  2. принцип объективности;
  3. принцип всесторонности;
  4. принцип историзма [3].

Принцип плюрализма утверждает множественность философских подходов, используемых при исследовании государственно-правовых явлений.

Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности.

Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

В соответствии с принципом историзма государство и право должны изучаться как с учётом их исторического развития, в конкретных исторических условиях.

Понятие и структура методологии теории государства и права

Методология теории государства и права – это обусловленная философским мировоззрением совокупность определённых теоретических подходов, принципов, приёмов исследования государственно-правовых явлений [3].

В.М. Сырых структуру методологии теории государства и права представляет так:

  1. всеобщий философский метод (его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания);
  2. общие методы (анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые, как и философский метод, используются во всех конкретных науках, однако сфера применения которых ограничена решением определённых познавательных задач);
  3. специальные методы правовой науки (их составляют способы, приёмы, которые изначально были разработаны представителями неюридических наук, а затем использованы юристами для познания политико-правовых явлений. Это статистические, конкретно-социологические, психологические, математические методы);
  4. частные методы правовой науки (они были разработаны юристами для познания политико-правовых явлений и могут применяться только в пределах правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительный правовой метод и некоторые другие) [1].

Л.А. Морозова представляет структуру методологии теории государства и права следующим образом:

  1. общефилософские, или мировоззренческие, методы;
  2. общенаучные (общие) методы;
  3. частнонаучные (частные, специальные) методы [4].

К общефилософским методам относятся:

1. Метафизика. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля, исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире. В координатах метафизики государство и право изучаются как вечные и неизменные, раз и навсегда данные идеи.

2. Диалектика, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирующих отношения частной собственности, привело к делению российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в государственном строительстве) и другие.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

1. Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в хронологическом развитии, а с учётом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учётом исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, менталитета в целом.

2. Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приёмов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в её составе гипотезы, диспозиции и санкции.

Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путём объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений.

Индукция как логический приём позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция – это логический приём, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

3. Системный (структурно-системный) метод. В основе данного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений.

Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход. Большинство же учёных склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

4. Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят, например, нижеследующие.

2. Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путём идеального воспроизведения анализируемых явлений.

3. Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности.

4. Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г.

Среди частнонаучных методов Л.А. Морозова выделяет собственно юридические, или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

1. Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т. д. Сравнение может проводиться только в рамках однородной группы объектов.

2. Формально-юридический метод, или догматический, является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приёмы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

А.В. Малько представляет структуру методологии теории государства и права следующим образом:

  1. всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (метафизика и диалектика);
  2. общенаучные методы – это приёмы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов (анализ, синтез, системный подход, эксперимент);
  3. частнонаучные методы – это приёмы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук (социологический, статистический, кибернетический и др.);
  4. частноправовые методы – это приёмы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно-правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими (формально-юридический и сравнительно-правовой) [5].

Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений

Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т.е. многообразием философских подходов. В отличие от советской теории государства и права, которая основывалась только на марксистско-ленинской философии – философии диалектического и исторического материализма, – современная российская теория государства и права не связана идеологическими путами и может использовать любые философские подходы, способствующие установлению научной истины.

Философские основания правоведения

По мнению В.М. Сырых, в качестве философских оснований правоведения выступают такие составляющие философии как онтология, гносеология, логика и социальная философия [1].

Онтология представляет собой философское учение об устройстве окружающего мира, соотношения материи и сознания, а также о всеобщих законах функционирования и развития природы, общества и мышления.

Гносеология, или теория познания, − это учение об условиях, о сущности и границах познания. Основу теории составляют проблемы соотношения субъекта, объекта и содержания познания.

Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении, его элементах и общих методах познания.

Социальная философия исследует структуру, функции и закономерности развития общества, а также социальную природу человека как социального существа, активно действующего в обществе и реализующего свои способности и знания.

Все части философии оказывают решающее воздействие на правовую науку, понимание природы государства и права как социальных явлений, их сущность и закономерный ход развития, методы и границы научного познания государства и права, критерии научности политико-правовых знаний. Правовая наука настолько органично сливается со своим основанием, что некоторые правоведы признают возможным существование в её системе особой отрасли – философии правоведения.

Соотношению правовой науки и философии присущ плюралистический характер. Философия не представляет собой какого-либо общепризнанного учения, а существует как совокупность многих философских доктрин, учений, поэтому учёные-правоведы философским основанием правовой науки признают различные философские учения: позитивизм, материализм, прагматизм, психологизм, иррационализм, экзистенциализм и др., т.е. ту философскую доктрину, которая, по их мнению, способна наилучшим образом обеспечить наиболее глубокое и объективно-истинное познание её предмета. Однако независимо от того, какое философское учение лежит в основании правовой науки, его воздействие на процессы познания государства и права и их результаты проявляются через одни и те же функции. Наиболее действенное влияние на состояние и развитие правовой науки оказывают мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая и логико-методологическая функции философии.

Мировоззренческая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что философия предоставляет учёным-правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом мире, пути и способы его взаимодействия с другими членами общества, а также с природной и социальной средой.

Онтологическая функция философии выражается в применении в правовой науке, во-первых, универсальной характеристики организации общества и, во-вторых, философских законов и категорий.

Универсальная картина организации общества, его структуры и закономерностей функционирования и развития выступает исходным началом правовой науки, поскольку определяет место государства и права в обществе и, соответственно, характеризует их основополагающие, сущностные стороны, связи, закономерности развития.

Философские законы и категории используются непосредственно в исследованиях политико-правовых явлений и процессов для установления специфики появления в них всеобщих сторон, связей, закономерностей. Особую ценность в научном познании представляют законы и категории диалектики. В их число входят законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, а также категории «сущность» и «явление», «содержание» и «форма», «причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность», «возможность» и «действительность».

Гносеологическая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что гносеология раскрывает особенности научного познания, даёт разветвлённую характеристику его стадий, процедур, а также называет критерии, которым должно удовлетворять полученное эмпирическое и теоретическое знание.

Логико-методологическая функция философии по отношению к правовой науке состоит в том, что:

  1. формулируется достаточно развитая совокупность принципов познания, особых нормативов, следование которым является необходимым условием получения достоверных, рациональных научных знаний;
  2. раскрывается и развивается система общих (логических) методов научного познания;
  3. формируются законы логически последовательного мышления;
  4. определяются основные формы мышления и нормативы, которым эти формы должны удовлетворять.

Список использованных источников

[1] История и методология юридической науки: Учебник / В.М. Сырых. – М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. – 464 с.

[2] Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. − М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. — 516 с.

[3] В.М. Шафиров, И.Д. Мишина, А.А. Рудаков и др. / Курс лекций по теории государства и права. – Красноярск: Издательский центр СФУ.

[4] Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.

[5] Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие. − Проспект, 2010.

Вметодологическом арсенале теории государства и права весьма важную роль играют принципы познания исследуемой материи. Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплексности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Что означает каждый из этих принципов и в чем их суть?

Основной смысл принципа всесторонностизаключается в том, чтобы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение.

Принцип историзмав исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающиеся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и в прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Рассматривая историю развития государственно-правовых и иных явлений в двояком смысле — как движение во времени, процесс и как познание этого процесса, известный русский историк, профессор Московского университета В. Ключевский настоятельно подчеркивал именно такое многоплановое исследование данного процесса,обусловленное многими причинами.

В одной из своих начальных лекций, составляющих курс русской истории, он говорил, что вполне понятен «практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя ее из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества». Но, подчеркивал автор, «этот воспитательный, т. е. практический, интерес не исключает научного, напротив, должен только придавать ему более дидактической силы». Итак, спрашивал В. Ключевский, начиная особый курс русской истории, какую научную цель может иметь «специальное изучение истории одной какой-либо страны, какого-либо отдельного народа»? И пояснял: «Эта цель должна быть выведена из общих задач исторического изучения», т. е. из задач изучения общей истории человечества'. Эта цель заключается в глубоком и всестороннем познании конкретных

государства и права или любого иного явления, института и учреждения, а также в использовании исторического опыта для их развития и совершенствования.

Суть принципа комплексностиизучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические («право», «законность», «правоотношение», «правотворчество», «правоприменение»), и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как «сущность», «форма», «содержание», «структура», «функция», «система», «элемент», «компонент» и др. Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практикив процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой обществом. Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.

В методологическом арсенале теории государства и права весьма важную роль играют принципы познания исследуемой материи. Среди них особо выделяются такие, как принцип всесторонности исследования, принцип историзма, комплектности в изучении государства и права, органичного сочетания теории и практики, практического подтверждения теоретических выводов и др.

Что означает каждый из этих принципов и в чем их суть?

Основной смысл принципа всесторонности заключается в том, что бы изучать государственно-правовые явления не сами по себе, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими соотносящимися с ними явлениями. "Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном аспекте, а во всех аспектах, дающих общее их видение"[16].

Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения их настоящего, но и с позиций их прошлого и будущего. Весьма важны здесь ответы на вопросы, касающихся причин возникновения государства и права, условий их становления и развития в настоящем и прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

Суть принципа комплексности изучения государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с философской, социологической, политэкономической, политологической. Важно рассматривать все стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике: как они возникли, как развивались и какими стали теперь.

При этом в процессе познания государственно-правовых явлений используются категории, понятия и юридические ("право", "законность, "правоотношение", "правотворчество", "правоприменение"). и из арсенала других наук.

В частности, весьма важными при этом являются такие философские категории и понятия, как "сущность", "форма", "содержание", "структура", "функция", "система", "элемент", "компонент", и др.

Они выступают в качестве отправных, исходных положений в процессе исследования не только государственно-правовых, но и иных явлений, институтов и учреждений.

Основной смысл принципа органического сочетания теории и практики в процессе познания государства и права заключается в том, что изучение различных сторон государства и права на теоретическом уровне и разработка их концепций не могут успешно вестись без накопления соответствующего материала и его первичной обработки на эмпирическом уровне, без обстоятельного анализа и последующего синтеза эмпирических знаний, без глубокого изучения и обобщения сложившихся между ними взаимоотношений.

"Постоянное изучение и обобщение практики функционирования государства и права разных стран способствуют общественно-политической и материальной деятельности людей и их организаций, направленной на укрепление и совершенствование этих институтов"[17]. Анализ практики, кроме того, дает возможность свести к минимуму или полностью устранить всякого рода негативные моменты, мешающие нормальному развитию государства и права, глубже понять и использовать механизмы их взаимодействия с экономикой и обществом.

Анализ практики позволяет также углубленно разрабатывать основные положения теории государства и права, усовершенствовать ее понятийный аппарат, выявлять тенденции и закономерность развития этой науки.

Глава 2. Классификация методов теории государства и права

Общефилософские методы

Общефилософскиеметоды служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

"Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые

подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ"[18].

Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической,

материалистической мировоззренческой основе.

Метафизика(от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под Метафизикой чаще всего понимается подлинная философия. Термин Метафизика впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно - научных сочинений античного мыслителя.

На протяжении истории философии Метафизика либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. И. Кант критиковал предшествующую ему Метафизику за ее умозрительность, за то, что она имела дело с содержательно ограниченными сферами и в то же время не знала правильного пути познания этих сфер, она только постулировала Бога, бессмертие души, целостность мира, наивно полагая, что их можно постичь так же, как постигаются предметы реальной действительности. Кант полагал, что Метафизика возможна как систематическое знание, но сам он ограничился лишь анализом тех противоречий, в которые впадает мысль, пытаясь разрешить основные метафизические проблемы. Кант ввел различие между Метафизикой природы и Метафизикой нравов; в последней противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Он также разграничил Метафизику и естествознание, показав коренное различие предметов этих дисциплин.

Тем не менее мы во всех областях знания - в познании человека, истории, природы - сталкиваемся с метафизическими проблемами, везде упираемся в то, что недоступно человеческому разуму, в некий нерастворимый остаток. Эти проблемы - не произвольный продукт человеческого любопытства, не исторический балласт мысли, а сама вечная загадочность мира, укорененная в его состояниях и свойствах. Метафизические вопросы разбросаны по всем областям, они везде образуют основу тех или иных направлений философии.

Диалектика- это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

"Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаи­мосвязь и постоянное развитие явлений"[19]. Эти принципы конкретизируются зако­нами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятия­ми, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, еди­ничное ,особенное и общее и др.).

Материализмпредставляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются следующие выводы:

а) государство и право - реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно- правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма.

"На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право-это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, которые существуют не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека"[20]. Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономерности можно познавать. Таким образом, самые общие методологические предпосылки для исследования государственно-правовых явлений сводятся к следующему:

государство и право как реально существующие явления могут быть объектом научного анализа;

изучая государство и право, следует учитывать их постоянное развитие, момент изменчивости. Так, к примеру, при анализе современной правовой системы Российской Федерации необходимо представлять, что так было не всегда, что эта правовая система имеет свою историю развития, что все, что есть сейчас, развилось, выросло из правовой действительности, существовавшей ранее, что нынешнее состояние правовой системы - только определенный этап ее развития, а не венец истории, что в этом развитии существуют и определенные тенденции.

"Таким образом, одним из основополагающих принципов любого научного исследования является принцип историзма; изучая государство и право, следует учитывать многообразные связи, существующие между различными сферами общественной жизни, между экономическими, политическими, правовыми, культурными, демографическими, национальными процессами"[21]. В отдельных случаях эта связь становится определяющей для развития юридической сферы общества. Любое научное исследование должно быть всесторонним; следует изучать государственно-правовые явления, ориентируясь на юридическую практику, на государственно-правовую действительность. Любая наука важна не сама по себе, она необходима, прежде всего для обслуживания потребностей практики, именно в этом - значимость и ценность любой научной теории. И, в конечном счете истинность теории проверяется практикой. С этой точки зрения любое научное исследование должно быть объективным.

Объективный идеализм --совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности вне материальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Субъективный идеализм -группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли[22]. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).

Общенаучные методы

Общенаучные методы -это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Логический метод Он включает средства и способы логического

изучения и объяснения права и основан на формах мышления

и законах формальной логики. Диалектическая логика - это теория

познания, совпадающая с методом материалистической диалектики,

а формальная логика, примененная к изучению права, является одним из специальных методов освоения правовой действительности.

"Право в силу своих особенностей является наиболее благоприятной

почвой для приложения логики. Оно является формально

определенной, логически последовательной, строго фиксированной

системой, включает массу законодательных определений, которые

должны отвечать правилам определения понятий (определение через ближайший род и видовое отличие, генетическое определение, описание указаний и т.д.)"[23].

Каждый из законов логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) в полной мере проявляет

себя в праве, отражая его особенности. Все основные правовые

процедуры и процессы (и прежде всего — правотворческий и

правоприменительный) строятся в строгом соответствии с формами

мышления - правилами оперирования понятиями, суждениями,

Любая юридическая норма - это суждение, и она должна отвечать требованиям суждения. Применение нормы права к конкретной ситуации, определенному человеку - это дедуктивное умозаключение (силлогизм), где норма права - большая посылка, рассматриваемый случай - меньшая посылка, а решение по делу - вывод. Логические операции и приемы доказательства, аналогии - с древних времен в арсенале юриспруденции.

"Использование логических средств при изучении и объяснении права позволяет избежать противоречий при построении законодательства, построить логически непротиворечивую и тем самым эффективную систему права, согласовать позитивное, т.е. существующее право, с требованиями естественного права, наконец, правильно и грамотно применить юридические нормы"[24].

Логический метод с успехом применяется и при изучении государства.

Приоритет здесь логики диалектической. Благодаря ей можно выяснить объективные предпосылки возникновения и существования государства, общие закономерности его функционирования. Однако только единство диалектической и формальной логики при анализе государства дает полное представление о логике государства.

Она такова: государственная представительная и исполнительная власть, как выражение интересов народа; соотношение народного, государственного и национального суверенитета, наиболее оптимальная форма государства и эффективные его функции, сбалансированные ветви власти.

Вне этой логики государство существовать не может. Разрушившие логику государства, разрушают само государство. Печальный пример тому современная Россия.

Широкое использование законов и форм логического мышления, логических средств в правоведении привело к формированию в составе теории государства и права мощного направления исследования логики права и государства.

Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция - это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

Системный методв основе системного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем.

Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений, и сообщает всему явлению новое качество. "Государство и право - сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления"[25].

Функциональный методпозволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т.д.

Частнонаучные методы

Частнонаучныеметоды представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

Под принципами познания понимаются те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Рассмотрим их подробнее.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

Принцип объективности. Он означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

Принцип всесторонности. Согласно данному принципу государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности. Он требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию [2] .

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектность в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создаст наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

Методы познания


Ищешь платье, которое можно надеть на работу и на встречу с друзьями?

Широкий выбор платьев! Заходи в каталог на сайте.

Коттедж рядом с Москвой. 220 м2, все коммуникации, посёлок заселён. Ипотека, рассрочка.

Платья от 789 рублей. Посмотри у нас в каталоге, и выбери своё.

Прокачай свою армию и заработай реальные деньги! 100$ в день! My Lands

Спарта - лучшая игра 2016 года! При регистрации получите в подарок 100 золотых на счёт!
Разместить рекламу

В теории государства и права принято разделять используемые методы на философские, общенаучные и частнонаучные (специальные) [3] . Система методов государства и права представлена на рис. 3.1.

Философские методы

Они составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Философские методы сообщают о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

К основным философским методам, выделяемым наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический методы.


Рис. 3.1. Система методов теории государства и права

Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и другими общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.


Платья от 789 рублей. Убедись сама. Заходи на сайт.

Спарта! Играй и зарабатывай! 100-200$ в день без вложений! Регистрируйся прямо сейчас!

Это Спарта! Лучшая игра 2016 года! А ты еще не с нами? Тогда быстрей регистрируйся!

Широкий выбор платьев! Заходи в каталог на сайте.
Разместить рекламу

Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных в нем используются также явление — сущность, количество — качество, причина — следствие, а направленность познания — не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности.

Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями.

Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с чувственной человеческой деятельностью, практикой, а было перенесено в более высокую область духовной жизни.

Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

Представители другого философского направления -идеализма — связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, сто переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключенное в душе индивидуума. В XX в. получили распространение различные варианты объективно и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.

Согласно основным постулатам прагматизма [4] понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами.

Интуитивизм [5] основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство.

Аксиологический метод [6] представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

· [1] Подробнее см.: Ильин В. В. Критерии научности знания. М.. 1989; Он же. Теория познания. М.. 1993.

· [2] См.: Хропанюк В. Н. Указ. соч.

· [3] Подробнее см.: Казимирчук В. П. Право и методы его изучении. М.. 1965; Сырых В. М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

· [4] Прагматизм (от грсч. pragma, род. и. pragmalos — дело, действие) — это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. С точки зрения прагматизма объекты познания формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление есть средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории — инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Понятие прагматизма впервые было введено в философию в 1878 г. американским философом Чарльзом Пирсом (1839—1914). Вопросами прагматизма занимались также У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид. Подробнее см.: Большая советская энциклопедия. Т. 46. М., 1940.

· [5] Интуитивизм — течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Интуиция понимается как особая способность сознания, несводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению. В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида — опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни А. Бергсона, феноменология Э Гуссерля, экзистенциализм М. Хайдеггера, интуитивизм Н. О. Лосского). Подробнее см.: Большая советская энциклопедия. Т. 29. М, 1935.

· [6] Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение) — учение о ценностях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: