Принцип участия граждан в осуществлении правосудия днр

Обновлено: 18.04.2024

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАЗДЕЛ I

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В соответствии со статьей 80 Конституции Донецкой Народной Республики правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом. В Донецкой Народной Республике действуют Верховный Суд Донецкой Народной Республики и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельность которых определяются законом Донецкой Народной Республики. Статус, полномочия, порядок и гарантии деятельности судей определяются законом Донецкой Народной Республики.

Формирование судебной системы Донецкой Народной Республики начато в августе 2014 года с утверждения и введения в действие Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 августа 2014 года № 27-1 Положения о Военных Судах Донецкой Народной Республики.

В соответствии с пунктом 4 Положения предусматривалось создание системы военно-полевых судов в военное время из военно-полевых судов гарнизонов, воинских частей, соединений, объединений в качестве судов первой инстанции и Военного Трибунала Донецкой Народной Республики в качестве суда второй инстанции.

Постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики от 23 сентября 2014 года № 35-1 Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики был утвержден Якубовский Эдуард Николаевич.

Следующим этапом формирования судебной системы Донецкой Народной Республики стало принятие 22 октября 2014 года Советом Министров Донецкой Народной Республики постановлений № 40-1 «О создании судебной системы» и № 40-2 «О судебной системе». На основании последнего было утверждено Временное положение о судебной системе, которым закреплялись задачи и принципы правосудия; устанавливались требования к судье, народному заседателю, составу суда; предоставлено право на кассационное обжалование судебных решений и на внесение кассационного протеста на решения судов; регламентирован порядок наделения полномочиями судей; определены система судов, полномочия Председателя Верховного Суда и его заместителей, судебных палат Верховного Суда, состав и полномочия Президиума Верховного Суда, Пленума Верховного Суда, компетенция Судебного департамента при Верховном Суде.

В период с 1 декабря 2014 года по 21 апреля 2015 года приказами Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики создано 15 судов общей юрисдикции и 2 специализированных суда.

До 1 января 2019 года судебная система Донецкой Народной Республики представляла собой следующие суды трёх инстанций (первой, кассационной и надзорной):

1) Верховный Суд;

2) суды общей юрисдикции – районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики;

3) специализированные суды: Арбитражный суд Донецкой Народной Республики и Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики.

В целях обеспечения нормального функционирования судебной системы Донецкой Народной Республики указами Главы Донецкой Народной Республики от 9 января 2015 года № 01, № 02, № 03, от 17 марта 2016 года № 71, от 19 мая 2017 года № 119 назначено 104 судьи в Верховный Суд Донецкой Народной Республики, Арбитражный суд Донецкой Народной Республики, Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики и в суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики.

В то же время указами Главы Донецкой Народной Республики были досрочно прекращены полномочия 10 судей, в связи с чем на территории Донецкой Народной Республики осуществляло правосудие 94 судьи.

По состоянию на 17 марта 2020 года правосудие отправляют 115 судей, из которых 88 судей судов общей юрисдикции и 27 судей Верховного Суда. При этом в дальнейшем планируется увеличение судейского корпуса.

В 2018 году начался новый этап в развитии судебной системы Донецкой Народной Республики, ознаменовавшийся принятием Народным Советом Донецкой Народной Республики 31 августа 2018 года законов Донецкой Народной Республики № 241- IHC «О судебной системе Донецкой Народной Республики» и № 242- IHC «О статусе судей».

7 сентября 2018 года временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики Пушилин Денис Владимирович подписал Указ № 6 «О назначении», которым Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики был назначен Ким Андрей Вилорьевич.

Вступившим с силу 1 января 2019 года Законом «О судебной системе Донецкой Народной Республики» предусматривается иная структура судебной системы Республики. Данный Закон предполагает создание Конституционного Суда Донецкой Народной Республики после внесения соответствующего изменения в Конституцию Донецкой Народной Республики. Вышеуказанным Законом были учреждены Военный суд Донецкой Народной Республики, который заменил Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики, а также Апелляционная палата Верховного Суда Донецкой Народной Республики в качестве судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики (до образования Апелляционного суда Донецкой Народной Республики).

По состоянию на 17 марта 2020 года судебная система Донецкой Народной Республики представлена судами четырёх инстанций: первой, апелляционной, кассационной и надзорной и фактически включает в себя следующие суды:

1) Верховный Суд Донецкой Народной Республики;

2) суды общей юрисдикции (17 единиц): районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики; Арбитражный суд Донецкой Народной Республики; Военный суд Донецкой Народной Республики.

21 января 2019 года, в целях реализации положений Закона Донецкой Народной Республики от 31 августа 2018 года № 242- IHC «О статусе судей», Указом Главы Донецкой Народной Республики созданы Временная экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи Донецкой Народной Республики и Временная квалификационная коллегия судей Донецкой Народной Республики. Указом определены полномочия, порядок формирования и численный состав вышеуказанных органов судейского сообщества.

15 января 2020 года Народным Советом Донецкой Народной Республики приняты законы Донецкой Народной Республики № 92- IIHC «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» и № 93- IIHC «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики».

Во исполнение требований законов «О статусе судей» и «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» Пленумом Верховного Суда Донецкой Народной Республики была создана Судебная коллегия Верховного Суда Донецкой Народной Республики в составе четырёх судей Верховного Суда Донецкой Народной Республики. На указанную коллегию возложены обязанности по решению вопросов о привлечении судей к административной ответственности, об избрании в отношении судей меры пресечения в виде заключения под стражу, проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в отношении судей.

РАЗДЕЛ II

ВЕРХОВНЫЙ СУД ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

До 17 января 2020 года правовой статус Верховного Суда Донецкой Народной Республики регламентировался Временным положением о судебной системе, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 года № 40-2, согласно частям 1 – 3 статьи 17 которого на высший судебный орган возлагались функции по осуществлению конституционного контроля посредством конституционного судопроизводства, а также осуществление надзорного и кассационного судопроизводства по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в Донецкой Народной Республике в соответствии с законом. К компетенции Верховного Суда Донецкой Народной Республики также было отнесено рассмотрение отдельных дел в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законодательством.

С целью организации деятельности Верховного Суда Донецкой Народной Республики приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 22 февраля 2016 года № 45-од был утверждён Административный регламент Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

До 17 января 2020 года Верховный Суд Донецкой Народной Республики состоял из:

– Председателя Верховного Суда;

– первого заместителя Председателя Верховного Суда;

– заместителей Председателя Верховного Суда – глав судебных палат;

– заместителя Председателя Верховного Суда – Председателя Военного Трибунала.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики действовал в следующем составе:

– Пленум Верховного Суда;

– Президиум Верховного Суда;

– судебная палата по уголовным делам;

– судебная палата по гражданским делам;

– судебная палата по арбитражным делам;

– Военный Трибунал на правах палаты Верховного Суда (с 1 января 2019 года – военная палата).

С 17 января 2020 года правовой статус Верховного Суда Донецкой Народной Республики регламентирован Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики». Верховный Суд Донецкой Народной Республики является высшим судебным органом по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом «О судебной системе Донецкой Народной Республики» и иными законами. Определена компетенция Верховного Суда Донецкой Народной Республики в качестве суда надзорной, кассационной, апелляционной и первой инстанций.

Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» также установлены численный состав судей и структура Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

По состоянию на 17 марта 2020 года Верховный Суд Донецкой Народной Республики действует в следующем составе:

- Пленум Верховного Суда;

- Президиум Верховного Суда;

- Апелляционная палата Верховного Суда – в качестве судебной палаты Верховного Суда;

- Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда;

- Судебная палата по уголовным делам Верховного Суда;

- Судебная палата по арбитражным делам Верховного Суда;

- Военная палата Верховного Суда.

Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» установлены сроки для образования Верховным Судом Донецкой Народной Республики Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Донецкой Народной Республики (в качестве судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики).

Согласно положениям части 1 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики Верховному Суду Донецкой Народной Республики по вопросам его ведения принадлежит право законодательной инициативы.

Верховным Судом Донецкой Народной Республики заключены международные соглашения о взаимном сотрудничестве и обмене правовой информацией с Верховным Судом Республики Южная Осетия (2018 год) и с Верховным Судом Луганской Народной Республики (2019 год).

Юридический адрес Верховного Суда: 283015, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163.

РАЗДЕЛ III

СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Начиная с 22 октября 2014 года деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики регламентировалась Временным положением о судебной системе, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 40-2, Положением о Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 29 декабря 2014 года № 31од, и Административным регламентом Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 10 марта 2016 года № 54-од.

Так, Судебный департамент при Верховном Суде наделялся функциями по осуществлению организационного обеспечения деятельности Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде назначался на должность и освобождался от должности Председателем Верховного Суда. Аппарат Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов являлся составной частью Судебного департамента при Верховном Суде и подчинялся руководителю Судебного департамента.

Изменения, произошедшие в законодательстве, регламентирующем деятельность судебной системы Донецкой Народной Республики, в 2018 и 2020 годах, коснулись и Судебного департамента при Верховном Суде.

Согласно статье 26 Закона «О судебной системе Донецкой Народной Республики» Судебный департамент при Верховном Суде Донецкой Народной Республики организационно обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляет в их распоряжение необходимые ресурсы, а также осуществляет формирование единого информационного пространства судов Донецкой Народной Республики. Судебный департамент при Верховном Суде Донецкой Народной Республики является юридическим лицом. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики устанавливаются специальным законом.

Принятым 15 января 2020 года Народным Советом Донецкой Народной Республики Законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики» установлены полномочия Судебного департамента, иной порядок назначения на должность и освобождение от должности руководителя Судебного департамента и его полномочия, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей аппаратов судов общей юрисдикции, а также их полномочия.

Юридический адрес Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики: 283048, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул. Артёма, 157.

Осуществление правосудия только судом (ст. 80 Конституция Донецкой Народной Республики и ст. 14 УПК ДНР) — важнейший принцип уголовного судопроизводства. Его содержание заключено в трех положениях: — правосудие по уголовному делу в Донецкой Народной Республики осуществляется только судом;

— никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом;

— подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено.

Первое из них указывает на особую форму, в которой может быть разрешено уголовное дело — правосудие, а также на особый орган, который его осуществляет — суд.

Уголовное правосудие — это строго регламентированная законом деятельность, которая проявляется во всем порядке судебного производства и наиболее отчетливо выражается в общих условиях судебного разбирательства: соблюдении непосредственности и устности исследования доказательств, гласности (открытости) судебных слушаний и неизменности состава суда, обеспечении участия и равенства прав (процессуальных возможностей) сторон.

Никто не может осуществлять уголовное правосудие, кроме суда, занимающего конституционно-правовое положение органа судебной власти в стране. Только те органы являются судами, которые специально созданы (учреждены) государством для осуществления судебной власти.

Второе положение указывает на исключительную компетенцию суда в уголовном процессе. Осуждение (порицание) виновного от имени государства происходит только при постановлении судом приговора, лишь после провозглашения, которого (и на основе которого) возможно применение мер уголовного наказания.

Третье положение отражает необходимость обеспечения права подсудимого на законный суд и законного судью не только вообще, как это вытекает из первого положения, но и конкретно, как это следует из правил о подсудности уголовных дел. Это гарантирует управляемость судебной системой (что важно с точки зрения законности правосудия) и непосредственную связь судебной власти с населением (что важно с точки зрения демократичности правосудия).

Таким образом, принцип осуществления правосудия только судом объективно определяет положение суда в уголовном процессе.

Принцип независимости судей является существенным дополнением принципа осуществления правосудия только судом. Путем провозглашения подчиненности судьи только закону законодатель указывает на процессуальную автономию судьи и отсутствие судейской иерархии. Иначе говоря, судья не должен и не может при отправлении правосудия следовать чьим бы то ни было указаниям, руководствуясь при принятии решений только законом. Подчиненность судьи только закону гарантируется созданием процедурных условий независимого рассмотрения дела (напр., тайна совещательной комнаты) и запретом вмешательства (обеспеченным механизмом привлечения к ответственности) в деятельность судьи по осуществлению правосудия со стороны органов государства, местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и граждан. Запрет вмешательства обеспечивается механизмом привлечения к ответственности и обязанностью информировать общественность и участников судебного разбирательства о любых вне процессуальных обращениях, поступивших в суд и связанных с рассмотрением конкретного дела. Кроме того, хотя вышестоящие суды могут давать обязательные указания нижестоящим судам, им запрещается предопределять решения данных судов.

Принцип состязательности (состязательность сторон) включает в себя ряд положений, отражающих особенности судопроизводства.

Во-первых, он указывает на один из методов, с помощью которого достигаются цели уголовного процесса — состязание (ч. 1 ст. 16 УПК рассмотрение дел в судах осуществляется на основе состязательности). Этот метод не определяет суть уголовного судопроизводства, но является взаимодополняющим по отношению к методу всестороннего, полного и объективного исследования уголовного дела. Его можно назвать методом правового спора, возникающего потому, что защита должна, в силу своего общественного предназначения, оспаривать обвинение (каким бы оно ни было обоснованным), а обвинение — опровергать доводы защиты (если оно убеждено в обратном).

Состязательный метод в его классической интерпретации (англо-американской) заключается в оспаривании сторонами обвинения и защиты позиций друг друга путем представления доказательств и их исследования непосредственно перед судом, причем обе стороны собирают и представляют только те доказательства, которые требует суд. Поскольку судебный версии остается за судом. «Слабые» доказательства, доводы и аргументы отвергаются, «сильные» — остаются. На их основе суд и должен разрешить дело по существу, руководствуясь критерием отсутствия разумных сомнений. Считается, что, если суд и стороны пользуются общими строгими правилами и критериями доказывания, действуя в пользу истины (и справедливости), а суд к тому же еще и следит за их соблюдением (как в ходе разбирательства, так и до него, осуществляя судебный контроль и обеспечивая принцип «равенства исходных возможностей»), то и результат будет истинным. Такой результат в силу высокой степени авторитетности судебного решения оказывает влияние на весь уголовный процесс, побуждая сторону обвинения не выдвигать «слабые» обвинения, прекращать уголовные преследования, идти на соглашения с обвиняемым, а сторону защиты — не рисковать непризнанием вины при отсутствии серьезных контрдоводов и аргументов (С. В. Боботов, А. Романов, Дж. Флетчер, Л. Фридмэн).

Во-вторых, принцип состязательности устанавливает недопустимость совмещения функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела в деятельности одного органа или одного лица (ч. 2 ст. 16 УПК). Речь идет, прежде всего, о функциональном разделении институтов уголовного преследования (органы предварительного расследования и прокуратуры), адвокатуры (профессиональной защиты) и суда. Хотя то, что они делают, может содержательно совпадать (к примеру, законный интерес обвиняемого в одинаковой мере поддерживается всеми институтами), никто из них не может одновременно обвинять, защищать и осуществлять правосудие. Совмещение названных функций грозит произволом или, в лучшем случае, непреднамеренным уклоном в пользу тех или иных интересов. Напротив, разделение функций и их институционализация способствует минимизации риска такого уклона.

В-третьих, состязательность требует равноправия сторон перед судом. Важно подчеркнуть, что имеется в виду не фактическое, а юридическое равенство. Оно выражается не в равенстве правовых возможностей субъектов правоотношений или правового положения (статуса), а во взаимообусловленности их прав и обязанностей (Л. И. Спиридонов). Причем обеспечивается это равенство судом, который не только уравновешивает стороны, но и в юридическом смысле централизует весь уголовный процесс (является единым центром принятия окончательных решений).

Как было указано автором работы ранее, помимо функций правопорядка суды осуществляют не только правосудие, но и надзор, тем самым ограничивая сферу влияния двух других (законодательной и исполнительной) ветвей власти. В современном информационном пространстве цивилизованного общества судебная власть постепенно расширяет свои полномочия, решая спорные вопросы между органами различных ветвей государственной власти.

Для успешного функционирования государства в целом все ветви власти должны иметь самостоятельность, влияние в обществе, иметь хорошую кадровую подготовку и обеспечение, а также функционировать в соответствии процессуальным порядком, а также действовать в рамках правосудия. Также, для нормальной деятельности судебная власть должна использовать самостоятельные механизмы воздействия на социальные отношения и эффективное государственное регулирование организации судебной системы[42].

В связи с тем фактом, что образование Донецкой Народной Республики произошло менее 5 лет назад формирование судебной системы в республике происходит и по сей день. На момент написания работы, основополагающими документами, которые регламентируют функционирование судебной системы в ДНР являются Конституция Донецкой Народной Республики[43] и закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.[44], необходимо отметить, что данный нормативный документ вступает в законную силу с 1 января 2019 года. Также, деятельность судов Донецкой Народной Республики не должна противоречить Конституции ДНР, а также требованиям нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на территории республики.

В соответствии с нормами Конституции ДНР и другими правовыми актами республики решения судебных споров в Донецкой Народной Республике осуществляется исключительно судами через судей, с возможным привлечением народных заседателей в установленном законом порядке. Что обозначает, что иные организации или лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия на территории ДНР в соответствие со ст. 80 Конституции ДНР[45] и ст. 4 закона ДНР «О судебной системе»[46].

Также, при в Донецкой Народной Республике позиционируется независимость судебной власти от законодательной и исполнительной.

Основополагающим принципом в мировой практике является единство судебной власти, которое в ДНР обеспечивается:

- установление судебной системы в соответствии с требованиями Конституции и других нормативно-правовых актов, принятых в Донецкой Народной Республике, а также применения требований указанных норм в судебной практике.

- суды обязаны строго придерживаться всех процессуальных процедур, которые предусмотрены законодательством ДНР;

- обязательность выполнения органами и гражданами, которые находятся на территории Донецкой Народной Республики решений суда вступивших в законную силу закреплены в ст.6 закона ДНР «О судебной системе». Также данная статья указывает на то, что выполнение решений судебных инстанций иностранных государств и международных судов обусловлено действием международных договоров на территории Донецкой Народной Республики.

Принцип самостоятельности судебной системы в Донецкой Народной Республике реализуется в ст. 5 закона ДНР «О судебной системе», которая гласит, что правосудие осуществляемое судами ДНР не зависит от чьей-либо воли и выполняет требования исключительно нормативно-правовых документов, которые действуют на территории Донецкой Народной Республики. Независимость суда подкрепляется тем, что согласно закону[47] не могут быть приняты законодательные акты уменьшающие значимость независимости судов или судей.

Следует отметить, что при несоответствии актов государственных органов или органов местного самоуправления, или отдельных должностных лиц Конституции ДНР, нормативно-правовым актам ДНР или документам права международного уровня судьи ДНР обязаны принимать решение в соответствии с требования правового акта, который имеет наибольшую юридическую силу на территории Донецкой Народной Республики.

Следующим характерным принципом, который должен быть основополагающим для судебной системы цивилизованного государства, и также присущ судебной системе республике - это «принцип равенства». Данный принцип предполагает, что при судебном разбирательстве не должно быть предпочтения по каким-либо признакам, которые не прописаны на законодательном уровне. Равенство каждого человека перед законом прописано в ст. 13 Конституции ДНР[48].

Немаловажным принципом, реализованным на территории ДНР является публичность и присутствие граждан при осуществлении правосудия. Граждане принимают участие в судебном процессе на территории Донецкой Народной Республики в качестве народных заседателей, в соответствии с порядком установленным законом, что является для таковых граждан выполнением гражданского долга. Данное положение закреплено в ст. 5 закона ДНР «О судебной системе»[49].

Важный принцип судебной власти ДНР – это гласность в правосудии, который предусмотрен ст. 5 закона ДНР «О судебной системе»[50]. Гласность, с точки зрения законодательной базы Республики предусматривает открытый доступ в зал заседания суда, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Также, следует отметить, что судопроизводство в Донецкой Народной Республике осуществляется на русском языке и тем, кто не владеет должно быть обеспечено право использовать услуги переводчика.

Если рассматривать принадлежность судебной системы ДНР в соответствии с классификацией предложенной в предыдущей главе, то наиболее близкой по числу особенностей является романо-германская модель судебной системы. Автором работы был сделан данный вывод при помощи метода исключения. Было полностью исключено соответствие мусульманской модели[51], в связи с недоминирующим распространением исламской веры на территории Донецкой Народной Республики. Социалистическая модель не может быть основополагающей ввиду невыборности судей и присяжных. Судебную систему также не стоит относить к англосаксонской модели, несмотря на тот факт, что в судебной системе ДНР есть единая системой судов, которую возглавляет Верховный суд ДНР, однако, в судебной системе ДНР прецедент не является основополагающим фактором при принятии судебного решения по делу. В результате проведенного анализа автор работы пришел к точке зрения, что наиболее соответствующей моделью судебной системы в мировой практике, которая имеет наибольшее количество схожих особенностей функционирования, является наиболее распространенная континентальная модель. Общими характеристиками для указанных судебных систем следует считать[52]:

- имеют место специализированные суды судов, у которых есть высшие органы контроля и обжалования решений судов низшей инстанции;

- судебный прецедент не имеет юридического значения, и в ряде случаев может быть даже запрещен;

- Судья принимает участие, как в оценке, так и сборе доказательств.

При этом в отличие, от классической модели романо-германской судебной системы у которой, обычно нет четко выраженной единой судебной системы, организация судебной системы в Донецкой Народной Республике имеет единую и четкую структуру, которая на сегодняшний день проходит этап формирования и налаживания нормативно правовой основы судебной системы Донецкой Народной Республики

Таким образом, принципы судебной системы Донецкой Народной Республики отвечают требованиям цивилизованного демократического государства, которое ставит в приоритет права и блага людей, которые проживают на его территории[53]. Необходимо обратить внимание на то, что в судопроизводстве ДНР закреплены все принципы обеспечивающие объективность решения судебных споров, а именно: равенство, гласность, единство, публичность, самостоятельность. Несмотря на тот факт, что судебная система Донецкой Народной Республики была сформирована и функционирует достаточно недавно ее нормативно-правовая составляющая разработана на примере передовых систем современных государств.

Несмотря на молодость Донецкой Народной Республики, история которой началась 11 мая 2014 года[54], государство успело не только восстановить инфраструктуру после военных действий, сформировать государственность, но и четко обозначить, функции, рамки и схему действия судебной системы и ее органов.

При формировании судебных органов был учтен передовой опыт современных государств.

Структура органов судебной власти Донецкой Народной Республики включает в себя в соответствии с Законом ДНР «О судебной системе»[55]:

1) Конституционный Суд Донецкой Народной Республики, который является высшим органом судебн6ой власти и контролирует законность и соответствие конституционным принципам ДНР издаваемых нормативно -правовых актов Народным Советом.

2) Верховный Суд Донецкой Народной Республики – решает наиболее сложные судебные разбирательства.

3) Апелляционный суд Донецкой Народной Республики – проводит разбирательство по принятым решениям судов первой инстанции, в случаях поступления жалоб.

4) Арбитражный суд Донецкой Народной Республики и суды первой инстанции, в которые входят: районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики.

5) Военный суд Донецкой Народной Республики – специализированный судебный орган, который проводит разбирательства в отношении военнослужащих ДНР.

Конституционный Суд Донецкой Народной Республики

В соответствии со ст. 18 закона ДНР «О судебной системе»[56], Конституционный Суд Донецкой Народной Республики выполняет функции контролирующего органа конституционных норм, а также самостоятельно выполняет судебные полномочия при помощи конституционного судопроизводства.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики

Данный судебный орган, согласно ст. 19 упомянутого выше нормативно-правового акта[57] определен как высший орган, который вправе рассматривать судебные споры в следующих сферах: гражданской, арбитражной, уголовной, административной, которые переданы подсудным делам судам и сформированы в соответствие с нормативно-правовой базой ДНР. Также данная статья определяет, что Верховный Суд ДНР должен осуществлять надзор, процессуально четко определенный, за принятыми решениями в гражданские, арбитражные, уголовные, административные дела. А также выполняет свои функции, как апелляционный и кассационный суд.

Характерной особенностью является то, что Верховный Суд ДНР рассматривает дела своей подсудности как суд первой инстанции, если в данном деле обнаружены новые или вновь открывшиеся обстоятельства. Также, для однообразного применения нормативно-правовых актов в судебной практике на территории Донецкой Народной Республики, Верховный Суд ДНР дает объяснения и разрабатывает инструкции (постановления пленума Верховного Суда ДНР), которые касаются особенностей судебной практики.

Апелляционный суд Донецкой Народной Республики

Функционирование Апелляционного суда определено требованиями ст. 20 Закона ДНР «О судебной системе»[58]. В рамках данной статьи указано, что Апелляционный суд ДНР вправе принимать решения по делам, которые входят в его юрисдикцию, как суд первой инстанции, а в случае появления новых и вновь открывшихся обстоятельств как вторая инстанция. Следует рассматривать орган Апелляционного суда, как вышестоящую инстанцию для Арбитражного суда ДНР, районных, городских, межрайонных судов ДНР, а также для военного суда ДНР.

Арбитражный суд Донецкой Народной Республики

Суть данного заключается в том, что его полномочия, как судебного органа первой инстанции, распространяются на дела, в которых были открыты новые или вновь открывшиеся обстоятельства, данные функции изложены в ст.21 упомянутого выше Закона ДНР[59].

Районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики

Полномочия районных, городских и межрайонных судов ДНР изложены в ст. 22 Закона ДНР «О судебной системе»[60], которые выступают судами первой инстанции при рассмотрении большинства судебных споров.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  3. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Каждый, кто законно находится на территории Донецкой Народной Республики, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в соответствии с законом.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Донецкой Народной Республики имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право в соответствии с настоящей Конституцией и законом Донецкой Народной Республики избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Донецкой Народной Республики имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Донецкой Народной Республики имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. В Донецкой Народной Республике не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. На территории Донецкой Народной Республики владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  3. Владение, пользование и распоряжение собственниками землей и другими природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде и не нарушать права и законные интересы иных лиц.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Донецкой Народной Республике финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. В Донецкой Народной Республике гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. В Донецкой Народной Республике поддерживаются различные формы образования и самообразования.

  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  4. В Донецкой Народной Республике создаются и обеспечиваются равные условия для сохранения и развития культуры всех проживающих в ней народов.
  1. В Донецкой Народной Республике гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Донецкой Народной Республики основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Каждый, находящийся на территории Донецкой Народной Республики, обязан соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы Донецкой Народной Республики, уважать права и свободы других лиц.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Донецкой Народной Республики.
  2. Гражданин Донецкой Народной Республики несет военную службу в соответствии с законом.
  3. Гражданин Донецкой Народной Республики в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Донецкой Народной Республики может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: