Принцип требований судебного пристава исполнителя как принцип исполнительной деятельности состоит

Обновлено: 28.04.2024

Принципы исполнительного производства. Исполнительное производство осуществляется на следующих принципах (ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве»):

Принцип законности

Согласно ст. 15 Конституции РФ все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ. Применительно к исполнительному производству принцип законности означает, что все действия участников исполнительного производства должны соответствовать закону.

Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения должны быть совершены в установленные сроки. По общему правилу исполнительные действия должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. При этом по общему правилу срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований не может превышать пяти дней со дня получения им постановления о возбуждении исполнительного производства.

Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Если же исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 до 22 часов. Исключения из этого правила допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, с обязательным получением разрешения старшего судебного пристава в письменной форме.

Закон об исполнительном производстве предоставляет судебному приставу-исполнителю право продлевать установленный им срок по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве. При этом продлении или об отказе в продлении срока выносится постановление, которое, впрочем, может быть обжаловано.

Принцип уважения чести и достоинства гражданина

Принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи

Закон об исполнительном производстве выделяет, во-первых, имущество, на которое не может быть обращено взыскание, а во-вторых, вид доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества, не подлежащего взысканию, закреплен в ст. 446 ГПК РФ. Статья 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указывает на те виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.

Принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения

Данный принцип относится к легально закрепленным принципам исполнительного производства. Он означает, что при обращении взыскания на имущество должника, наложении на него ареста, совершении от имени и за счет должника определенных действий и т.д. должна соблюдаться их соразмерность и соизмеримость с объемом требований взыскателя на основании исполнительного документа.

В нашей стране решения исполняются сразу после присвоения статуса законного судебному решению, по инициативе взыскателя или прокурора.

Все судебные процессы в нашем государстве заканчиваются исполнительным производством. После вынесения вердикта в дело вступают приставы, на них ложится обязанность исполнения актов судов общей юрисдикции.

В нашей стране решения исполняются сразу после присвоения статуса законного судебному решению, по инициативе взыскателя или прокурора. Контроль за работой по исполнению судебных решений лежит на Министерстве юстиции страны, а сам процесс регламентирован соответствующими законодательными актами, например, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах».

В материале мы раскроем понятие и сущность исполнительного производства, расскажем об основных этапах процесса и принципах, применяющихся в России.

Суть исполнительного производства

После завершения судебного процесса выносится решение – оно заключается в удовлетворении или отклонении иска.

Поскольку до судебного зала, как правило, доходят в тех случаях, когда решение вопроса мирным путем не представляется возможным, предусмотрена процедура принудительного выполнения решения. Исполнительное производство ведется в отношении компаний, юр. лиц, а также обычных граждан, если они участвовали в судебной тяжбе.

Оно может быть реализовано в двух формах: добровольного (участник процесса получает извещение и соглашается выполнить предприятие или хотя бы сотрудничает с приставом) и принудительного (начинается после того, как проходит время, отведенное для добровольного решения вопроса).

Стадии исполнительного производства

Принципы исполнительного производства базируются на процессуально-процедурной деятельности, разделенной на три основных стадии.

Первая представляет собой возбуждение производства и подготовку к принудительному его выполнению. На второй стадии осуществляется само принудительное выполнение. Завершается любой исполнительный процесс третьей фазой – завершением или прекращением исполнительного производства.

Давайте рассмотрим фазы исполнительного производства более подробно.

1. Возбуждение исполнительного производства

Стартует процесс с передачи исполнительной бумаги ответственному человеку, приставу. Он, по закону, должен установить – есть ли основания для возбуждения производства, после этого принимается решение. Важно помнить, что в Российской Федерации запрещены любые исполнительные действия до момента возбуждения производства.

Сущность реализации исполнительного производства сопряжена с действиями, ограничивающими имущественные права гражданина, соответственно, неофициально они проводиться не могут.

Процедура инициации крайне проста, и на первом этапе исполнительная справка передается к взысканию. Кредитор или любой другой человек, имеющий претензии к ответчику, составляет документ и отправляет его приставу. Дополнительно можно указывать разные ходатайства, об ограничении передвижения гражданина или ареста имущества в банке.

Внимание! Сам по себе факт доставки документа и попадание его в руки пристава не влияет на старт производства. Бумаги следует изучить и принять решение – на все это закон дает три дня.

Бывают и отказы в инициировании исполнительного производства, по таким причинам:

  • Документ не имеет подписи взыскателя
  • Требование предъявляется не по месту совершения исполнительных действий
  • Истек срок предъявления исполнительного распоряжения
  • Документ не соответствует требованиям, установленным законом

2. Принципы реализации исполнительного производства

В основе производств лежит комплекс административных мер, направленных в большинстве случаев на взыскание определенной суммы в адрес истца. Мы не будем затрагивать классификации, остановимся на конкретных мероприятиях, с которыми сталкиваются должники.

  • Удержание до 50% с заработной платы или пенсии

Редкое исполнительное производство обходится без данной меры принудительного взыскания – она наиболее простая и логичная.

Если гражданин должен какую-то сумму, проще всего вычитать ее с получаемых доходов. Во многих случаях перечисление 50% от заработной платы или любой социальной выплаты является спасением для должников, у которых размер ежемесячного платежа перекрывал размер основного дохода, так что погашать его не было возможности.

Статья 446 Гражданского кодекса РФ закрепляет обязанность судебного пристава установить отчисление в объеме, позволяющем гражданину проживать и обеспечивать иждивенцев исходя из прожиточного минимума.

Обращаем внимание, что существует приоритетность взыскания – если один человек участвует в двух исполнительных производствах, то в первую очередь он будет выполнять обязательства по социальным платежам, например, алиментам, и только затем обязательства по кредитам (даже если сумма долга перед банком оказалась выше).

Арест средств на счетах должника

Еще один принцип действующего производства заключается в праве наложить арест на финансовое имущество, если оно находится на счетах в банковских организациях. С этой целью судебный пристав рассылает письма с требованием арестовать счета в банки, в которых обслуживается участник процесса. Примечательно, что один и тот же порядок применяется для депозитных и для зарплатных счетов. Если под арест попали счета, на которые перечисляются социальные пособия или зарплата, следует обратиться к приставу с требованием снять арест. По закону, удержания заработной платы должны проводиться по алгоритму, описанному выше, а на пособия социального характера взыскание обращено быть не может по умолчанию.

Опись состояния гражданина

Наиболее неприятный момент – опись имущества для взыскания, которая проводится дома у должника.

Принципы ведения исполнительного производства не допускают изъятия жизненно важных объектов, определенного перечня бытовой техники и других вещей. В некоторых случаях не обойтись без проведения следственных действий с целью определения хозяина недвижимости/транспортного средства или бытовой техники.

Запрет на выезд за пределы страны

Принципы исполнительного производства базируются на том, что для погашения задолженности и выполнения судебного решения могут ограничиваться некоторые виды свобод гражданина. Правда, такое ограничение грозит только людям, имеющим так называемые социальные долги (алименты, неуплаченные штрафы ГИБДД) в размере свыше 30 000 рублей. Любой вид исполнительного производства предусматривает процедуру завершения. Она может быть инициирована после выплаты средств, а также в тех случаях, когда судебный пристав вынужден констатировать невозможность взыскания.

В такой ситуации исполнительный лист направляется взыскателю – в банк или микрофинансовую организацию. Многие должники полагают, что на этом отношения с кредитором прекращаются, но это не так. Исполнительный лист может быть предъявлен повторно в течение трех лет. Кредитор может пойти на такой шаг, выяснив, что у безработного гражданина появился доход или, например, после окончания другого, приоритетного социального производства.

Все это время не исключаются и внесудебные мероприятия.

Дополнительно: Розыск должника и его имущества

Система исполнительного производства наделяет приставок полномочиями проводить поисковые мероприятия. Должник должен быть готов, что одних только справок о том, что имущества нет, может оказаться недостаточно.

Также иногда приставам приходиться устанавливать новое место жительства самого физического лица, скрывающего умышленно или неумышленно.

На период поиска исполнительное производство может приостанавливаться.

Заключение

Теперь вы знаете, что в нашем государства применяется четкая процедура взыскания задолженностей после принятия судебного решения в пользу истца.

Приставы-исполнители инициируют возбуждение производственного взыскания, после чего в отношении участника процесса могут быть применены определенные ограничения. Весь комплекс мероприятий нацелен на возвращение задолженности, однако в ходе реализации производства с гражданина не могут взыскать средства, если его оклад не превышает прожиточного минимума.

По завершении исполнительного производства листок кредитора может быть возвращен ему. Правда, такая процедура применяется только для тех случаев, когда в ходе производства приставы констатировали невозможность возвращения средств.

В нашей стране решения исполняются сразу после присвоения статуса законного судебному решению, по инициативе взыскателя или прокурора.

Все судебные процессы в нашем государстве заканчиваются исполнительным производством. После вынесения вердикта в дело вступают приставы, на них ложится обязанность исполнения актов судов общей юрисдикции.

В нашей стране решения исполняются сразу после присвоения статуса законного судебному решению, по инициативе взыскателя или прокурора. Контроль за работой по исполнению судебных решений лежит на Министерстве юстиции страны, а сам процесс регламентирован соответствующими законодательными актами, например, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах».

В материале мы раскроем понятие и сущность исполнительного производства, расскажем об основных этапах процесса и принципах, применяющихся в России.

Суть исполнительного производства

После завершения судебного процесса выносится решение – оно заключается в удовлетворении или отклонении иска.

Поскольку до судебного зала, как правило, доходят в тех случаях, когда решение вопроса мирным путем не представляется возможным, предусмотрена процедура принудительного выполнения решения. Исполнительное производство ведется в отношении компаний, юр. лиц, а также обычных граждан, если они участвовали в судебной тяжбе.

Оно может быть реализовано в двух формах: добровольного (участник процесса получает извещение и соглашается выполнить предприятие или хотя бы сотрудничает с приставом) и принудительного (начинается после того, как проходит время, отведенное для добровольного решения вопроса).

Стадии исполнительного производства

Принципы исполнительного производства базируются на процессуально-процедурной деятельности, разделенной на три основных стадии.

Первая представляет собой возбуждение производства и подготовку к принудительному его выполнению. На второй стадии осуществляется само принудительное выполнение. Завершается любой исполнительный процесс третьей фазой – завершением или прекращением исполнительного производства.

Давайте рассмотрим фазы исполнительного производства более подробно.

1. Возбуждение исполнительного производства

Стартует процесс с передачи исполнительной бумаги ответственному человеку, приставу. Он, по закону, должен установить – есть ли основания для возбуждения производства, после этого принимается решение. Важно помнить, что в Российской Федерации запрещены любые исполнительные действия до момента возбуждения производства.

Сущность реализации исполнительного производства сопряжена с действиями, ограничивающими имущественные права гражданина, соответственно, неофициально они проводиться не могут.

Процедура инициации крайне проста, и на первом этапе исполнительная справка передается к взысканию. Кредитор или любой другой человек, имеющий претензии к ответчику, составляет документ и отправляет его приставу. Дополнительно можно указывать разные ходатайства, об ограничении передвижения гражданина или ареста имущества в банке.

Внимание! Сам по себе факт доставки документа и попадание его в руки пристава не влияет на старт производства. Бумаги следует изучить и принять решение – на все это закон дает три дня.

Бывают и отказы в инициировании исполнительного производства, по таким причинам:

  • Документ не имеет подписи взыскателя
  • Требование предъявляется не по месту совершения исполнительных действий
  • Истек срок предъявления исполнительного распоряжения
  • Документ не соответствует требованиям, установленным законом

2. Принципы реализации исполнительного производства

В основе производств лежит комплекс административных мер, направленных в большинстве случаев на взыскание определенной суммы в адрес истца. Мы не будем затрагивать классификации, остановимся на конкретных мероприятиях, с которыми сталкиваются должники.

  • Удержание до 50% с заработной платы или пенсии

Редкое исполнительное производство обходится без данной меры принудительного взыскания – она наиболее простая и логичная.

Если гражданин должен какую-то сумму, проще всего вычитать ее с получаемых доходов. Во многих случаях перечисление 50% от заработной платы или любой социальной выплаты является спасением для должников, у которых размер ежемесячного платежа перекрывал размер основного дохода, так что погашать его не было возможности.

Статья 446 Гражданского кодекса РФ закрепляет обязанность судебного пристава установить отчисление в объеме, позволяющем гражданину проживать и обеспечивать иждивенцев исходя из прожиточного минимума.

Обращаем внимание, что существует приоритетность взыскания – если один человек участвует в двух исполнительных производствах, то в первую очередь он будет выполнять обязательства по социальным платежам, например, алиментам, и только затем обязательства по кредитам (даже если сумма долга перед банком оказалась выше).

Арест средств на счетах должника

Еще один принцип действующего производства заключается в праве наложить арест на финансовое имущество, если оно находится на счетах в банковских организациях. С этой целью судебный пристав рассылает письма с требованием арестовать счета в банки, в которых обслуживается участник процесса. Примечательно, что один и тот же порядок применяется для депозитных и для зарплатных счетов. Если под арест попали счета, на которые перечисляются социальные пособия или зарплата, следует обратиться к приставу с требованием снять арест. По закону, удержания заработной платы должны проводиться по алгоритму, описанному выше, а на пособия социального характера взыскание обращено быть не может по умолчанию.

Опись состояния гражданина

Наиболее неприятный момент – опись имущества для взыскания, которая проводится дома у должника.

Принципы ведения исполнительного производства не допускают изъятия жизненно важных объектов, определенного перечня бытовой техники и других вещей. В некоторых случаях не обойтись без проведения следственных действий с целью определения хозяина недвижимости/транспортного средства или бытовой техники.

Запрет на выезд за пределы страны

Принципы исполнительного производства базируются на том, что для погашения задолженности и выполнения судебного решения могут ограничиваться некоторые виды свобод гражданина. Правда, такое ограничение грозит только людям, имеющим так называемые социальные долги (алименты, неуплаченные штрафы ГИБДД) в размере свыше 30 000 рублей. Любой вид исполнительного производства предусматривает процедуру завершения. Она может быть инициирована после выплаты средств, а также в тех случаях, когда судебный пристав вынужден констатировать невозможность взыскания.

В такой ситуации исполнительный лист направляется взыскателю – в банк или микрофинансовую организацию. Многие должники полагают, что на этом отношения с кредитором прекращаются, но это не так. Исполнительный лист может быть предъявлен повторно в течение трех лет. Кредитор может пойти на такой шаг, выяснив, что у безработного гражданина появился доход или, например, после окончания другого, приоритетного социального производства.

Все это время не исключаются и внесудебные мероприятия.

Дополнительно: Розыск должника и его имущества

Система исполнительного производства наделяет приставок полномочиями проводить поисковые мероприятия. Должник должен быть готов, что одних только справок о том, что имущества нет, может оказаться недостаточно.

Также иногда приставам приходиться устанавливать новое место жительства самого физического лица, скрывающего умышленно или неумышленно.

На период поиска исполнительное производство может приостанавливаться.

Заключение

Теперь вы знаете, что в нашем государства применяется четкая процедура взыскания задолженностей после принятия судебного решения в пользу истца.

Приставы-исполнители инициируют возбуждение производственного взыскания, после чего в отношении участника процесса могут быть применены определенные ограничения. Весь комплекс мероприятий нацелен на возвращение задолженности, однако в ходе реализации производства с гражданина не могут взыскать средства, если его оклад не превышает прожиточного минимума.

По завершении исполнительного производства листок кредитора может быть возвращен ему. Правда, такая процедура применяется только для тех случаев, когда в ходе производства приставы констатировали невозможность возвращения средств.

Об исполнительном производстве

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 325-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

В документе также учтено:

В настоящий документ с 1 июля 2015 года вносились изменения на основании статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 476-ФЗ;

- Примечание изготовителя базы данных.

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 306-ФЗ), применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 306-ФЗ (до 11 января 2009 года), - см. пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 306-ФЗ.

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 154-ФЗ) применяются при рассмотрении:

1) дел о банкротстве, производство по которым возбуждено по заявлениям о признании граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, несостоятельными (банкротами), поданным с 1 октября 2015 года;

2) заявлений о признании индивидуальных предпринимателей банкротами, поданных до 1 октября 2015 года, если к этому дню арбитражным судом не решен вопрос о принятии указанных заявлений;

3) обоснованности заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом, принятого арбитражным судом до 1 октября 2015 года, если к этому дню не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве;

4) дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей, производство по которым возбуждено до 1 октября 2015 года и по которым к указанному дню введена процедура конкурсного производства, если к указанному дню не истек срок закрытия реестра требований кредиторов. В таком случае арбитражный суд в течение пятнадцати рабочих дней с 1 октября 2015 года выносит определение о переходе к рассмотрению дела о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 154-ФЗ) и о введении процедуры реализации имущества гражданина.

Принят
Государственной Думой
14 сентября 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
19 сентября 2007 года

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 393-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года Федерального закона от 1 июля 2021 года N 253-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.

(Часть дополнительно включена с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 33-ФЗ)

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 17 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 126-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2022 года Федеральным законом от 29 июня 2021 года N 234-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Статья 5. Органы принудительного исполнения

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 33-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 49-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и иными федеральными законами.

4. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может принимать решения и обмениваться информацией в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов).

(Часть дополнительно включена с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 274-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 июня 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 6_1. Банк данных в исполнительном производстве

1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).

2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:

1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 марта 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 34-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) дата возбуждения исполнительного производства;

4) номер исполнительного производства;

5) сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; для организаций - наименование и адрес, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес, идентификационный номер налогоплательщика;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 июня 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5_1) идентификационный номер налогоплательщика взыскателя-организации;

(Пункт дополнительно включен с 20 июня 2022 года Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ)

6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе;

6_1) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;

(Пункт дополнительно включен с 23 марта 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 34-ФЗ)

7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

9) сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Принципами исполнительного производства являются выраженные в правовых нормах, регулирующих порядок исполнительного производства в РФ, исходные положения, образующие основу всей отрасли исполнительного права, отражающие ее сущность, ключевые начала и идеи, закономерности строения и развития.

С другой стороны, будучи нормативно закрепленными, принципы определяют сущность и содержание правоотношений в сфере исполнительного производства. Между тем необходимо отметить, что далеко не все принципы в установленной сфере деятельности получили свое прямое легальное закрепление.

Такая значимая черта принципа, как нормативность, без сомнения, может проявляться и опосредованно, когда принцип логически, лексически или иным путем выводится из одной (или нескольких) правовой нормы. Однако данное положение создает серьезное неудобство при практическом применении, существенно подрывая его императивность, поскольку сложно требовать четкого исполнения тех принципов, которые явно в законе не выражены и соответственно создают в известной степени возможность для различного толкования и усмотрения судебным приставом-исполнителем.

Принципы имеют не только сугубо теоретическое, но и практическое значение, которое состоит в том, что они должны гарантировать своевременное, правильное и эффективное исполнение юрисдикционных актов, защиту прав участников исполнительного производства и показывать роль государства в регулировании установленной сферы.

Принципы исполнительного производства классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от сферы своего действия принято различать: обще-правовые (общие) принципы, межотраслевые принципы, отраслевые (специальные) принципы и принципы отдельных институтов (внутриотраслевые принципы).

Существует и иная классификация, в основе которой лежит форма закрепления принципа. Исходя из этого основания можно выделить: принципы, получившие прямое легальное закрепление в правовом акте; принципы, не получившие прямого легального закрепления, но выводимые из норм или смысла правового акта.

В соответствии с данной классификацией к первой группе принципов можно отнести те общие, исходные начала, которые получили свое закрепление в ст. 4 Закона об исполнительном производстве:

– принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

– принцип уважения чести и достоинства гражданина;

– принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

– принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: