Принцип территориальности и специализации судов

Обновлено: 28.03.2024

Местный суд является основным звеном в системе судов общей юрисдикции. Это вытекает прежде всего из того, что суды именно этого уровня рассматривают все уголовные, гражданские, хозяйственные и административные дела, за исключением тех, которые отнесены законодательством к компетенции других судов.

Принципы его организации и деятельности закреплено в Конституции, ЗУ “О судоустройстве и статусе судей”" и некоторых других нормативных актах.

Суд этого уровня образуют в районе, городе и районах города, а также на территории города и района - районный. В названии местного суда используют название населенного пункта, в котором он находится.

Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а местными административными судами - окружные суды, которые образуют в округах в соответствии с Указом Президента Украины.

В состав местного суда входят: судьи местного суда, председатель и заместитель председателя суда. В местном суде, в котором количество судей превышает пятнадцать, может быть назначено более одного заместителя председателя суда.

По своим полномочиям местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности.

В частности, местные общие суды рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях; местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности; местные административные суды рассматривают административные дела, эт 'связаны с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления (дела административной юрисдикции), кроме дел административной юрисдикции в сфере военного управления, рассмотрение которых осуществляют военные суды.

  1. Состав, порядок формирования, полномочия местного суда.

Статья 21. Виды и состав местных судов

4. Местный суд состоит из судей местного суда, из числа

которых назначаются председатель и заместитель председателя суда. В местном

суде, количество судей в котором превышает пятнадцать, может быть

назначен не более двух заместителей председателя суда.

Статья 22. Полномочия местного суда

1. Местное суд является судом первой инстанции и рассматривает дела,

отнесенные процессуальным законом к его подсудности.

2. Местные общие суды рассматривают гражданские, уголовные,

административные дела, а также дела об административных

правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным

3. Местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие

из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные

процессуальным законом к их подсудности.

4. Местные административные суды рассматривают дела

административной юрисдикции (административные дела).

5. Подсудность отдельных категорий дел местным судам, а

также порядок их рассмотрения определяются процессуальным законом.

Суды общей юрисдкции создаются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции на осовании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда.

Местонахождение, территориальная юрисдикция и статус суда определяется с учетом принципов территориальности, специализации и инстанционности.

Основаниями для создания или ликвидации местного суда может послужить необходимость улучшить доступность правосудия или изменение административно-территориального устройства.

  1. Организация работы в местном суде.

Надлежащая организация работы местного суда имеет большое значение для обеспечения выполнения возложенных на него функций. Задача организовать работу суда возложена на председателя суда.

Председатель суда распределяет обязанности между судьями, подбирает, принимает на работу и освобождает от должности работников, которых не выбирают: консультантов, секретарей суда и судебного заседания, заведующего канцелярией, делопроизводителя, архивариуса т.д.

На заведующего канцелярией возлагаются: распределение работы между сотрудниками канцелярии суда и контроль за выполнением ими своих обязанностей; распределение корреспонденции, поступившей в суд, контроль за ведением документов первичного учета, нарядов, учета и регистрации обращений граждан и юридических лиц.




Консультант суда ведет учет законодательства и обобщения судебной практики; информирует работников суда о действующем законодательстве и судебной практике судов высшей инстанции; учитывает отдельные постановления и контролирует их выполнение.

На архивариуса суда возлагают: ведение архива; выдаче копий судебных документов по делам, есть в архиве; учет и хранение архивных дел и др.

  1. Виды и состав апелляционных сдуов Украины.

Статья 26. Виды и состав апелляционных судов

1. В системе судов общей юрисдикции действуют апелляционные суды

как суды апелляционной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных,

Хозяйственных, административных дел, дел об административных

Правонарушения.

2. Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, уголовных

дел, а также дел об административных правонарушениях являются:

апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и

Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым.

3. Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел,

апелляционными судами по рассмотрению административных дел являются соответственно апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, образующиеся в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

4. В состав апелляционного суда входят судьи, которые имеют стаж

работы в должности судьи не менее пяти лет, из числа которых

назначаются председатель и его заместители. В апелляционном суде,

количество судей в котором превышает тридцать пять, может быть

назначен не более трех заместителей председателя суда.

5. В составе апелляционного суда могут образовываться судебные

палаты по рассмотрению отдельных категорий дел в рамках соответствующей

судебной юрисдикции. Судебную палату возглавляет секретарь судебной палаты,

который назначается из числа судей этого суда. Решение о

образования судебной палаты, ее состав, а также о назначении

секретаря судебной палаты принимаются собранием судей апелляционного

суда по предложению председателя суда. Секретарь судебной палаты

организует работу соответствующей палаты, контролирует осуществление

анализа и обобщения судебной практики по делам, отнесенным к

компетенции палаты, информирует собрание судей апелляционного суда о

деятельность судебной палаты.





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О судах общей юрисдикции в Российской Федерации

(с изменениями на 16 апреля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Одобрен
Государственной Думой
28 января 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
2 февраля 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции

2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

1. Федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

4. Общая численность судей федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции

1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Финансовое обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которые осуществляются через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.

Принципы:1.территориальности (все подподают с значением террит.-админ. единица);2. специализации (создаются суды для решения спец. конфликтов-Конст. и Хоз. Суды -пример:суды по делам несовершеннолетних, но в РБ нет таких).

В миров. практике сущ3 модели (по построению судеб. системы): - централизованная суд.система(общие, хоз. Суды, все замыкается в Верх. Суде, пример:страны Прибалтики); - децентрализованная система (в гос-ве дейст-ет несколько автономных систем - в РБ!); - смешанная судеб. Система (не существует в чистом виде).

Сущ-ет нескол. оснований для деления видов судов:

1.в завис. от гос. устройства:- федеративные (союзные) суды;- суды субъектов федерации(США,Германия,СССР);

2. по предмету разрешения юрид. конфликта: - общие суды(суды общей юрисдикции, общей подсудности, обще-гражданские: рассмат-ют все дела, за исключ. дел, кот. подсудны специализированным судам); - специализ-е суды (спец-й юрисдикции, спец-ой подсудности:учреджаются для рассм-ия узко-профильных юр.споров;в РБ- Хоз. и Конст.суды)

3. от места, занимаемого судом в судеб. системе: - нижестоящие; -вышест-щие.

4. исходя из историч. событий: - местные суды; - высшие(Россия).

5.от источника легитимности суд. власти: - светские суды(гос. и обществ-е в РБ); - религиозные.

В современном мире существуют три наиболее известные модели судебной системы:

Централизованная (наличествует единая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило, верховным); 2. Децентрализованная (полисистемная) судебная организация, состоящая из параллельно действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами; 3.Смешанная - наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим - Верховным Судом - есть и автономные подсистемы судебных учреждений.

Деление судов на нижестоящие и вышестоящие. Это деление достаточно условно, так как некоторые суды (к примеру, среднего звена) одновременно и нижестоящие по отношению к высшему звену и вышестоящие по отношению к первичному. Кроме того, нельзя забывать, что нижестоящие суды не подчиняются в административном отношении вышестоящим (ст. 110 Конституции). В конституциях стран парламентской демократии запрещены образование и деятельность чрезвычайных (исключительных) судов. Такая норма имеется и в Основном Законе нашей страны (ст. 109).

Судебная система определена Конституцией Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (гл. 6 –Суд) и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 193-З вступил в законную силу с 13 января 2007 г.

Судебная система –это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и компетенцией

Цели создания судебной системы:

1) обеспечение доступности суда для граждан – система органов правосудия организована в соответствии с административно-территориальным делением государства: таким образом, в каждом регионе страны имеется свой суд, рассматривающий дела физических и юридических лиц, находящийся в данной местности;

2) система судов обеспечивает распределение дел между судами в зависимости от их характера, сложности и субъектов. Каждый из судов входящий в систему, полномочен рассматривать определенный круг дел, отнесенный законом к его компетенции;

3) наличие системы судов обеспечивает проверку законности и обоснованности судебных актов (обжалование и опротестование судебных постановлений в вышестоящие инстанции).

Вопрос 2. Принципы организации судебной власти

В соответствии со ст. 109 Конституции - система судов Республики Беларусь строиться по принципам территориальности и специализации.

Территориальность определяется, тем, что звенья судебной системы организуются и функционируют в соответствии с административно-территориальным делением Республики Беларусь.

Специализация – принцип в соответствии с которым, элементы судебной системы выделяются в зависимости от характера рассматриваемых дел, их субъективного состава или сферы общественных отношений, с которой связано данное дело.

Судебная система Республики Беларусь определена главой 6 Конституции и разделом вторым Кодекса о судоустройстве. Кратко их можно представить следующей таблицей.

Судебная система любого государства – это совокупность судов, органов государственной власти, действующих на территории государства, и построенных в соответствии с выполняемыми задачами, полномочиями, конституционными принципами и особенностями устройства любого государства. Все суды в совокупности своей образуют судебную систему. В своей деятельности суды связаны установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Судебная система состоит из отдельных ступеней нижестоящих и вышестоящих судов, которые образуют звенья судебной системы. Под звеномсудебной системы понимается суд или суды, занимающие определенное положение в судебной системе, и наделенные законом определенной компетенцией (право решать что-либо в установленном законом порядке). Суды, имеющие одинаковые полномочия, относятся к одному звену системы, хотя и могут носить разные наименования.

Как правило, судебные системы являются многозвенными (2-4 звена), что обеспечивает вынесение обоснованных решений, своевременному выявлению и исправлению ошибок, путем контроля и надзора вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих, что обеспечивает многоступенчатую защиту прав граждан.

Судебная инстанция –это такой суд, который осуществляет правосудие, предусмотренное законом, в процессуальной форме и порядке по конкретному делу. Каждая инстанция занимается определенным видом судебной деятельности и выполняет определенные функции.

Звено судебной системы указывает на уровень, положение самого суда в системе всех судебный учреждений, его место в системе органов государственной власти, а судебная инстанция определяет взаимоотношения этих звеньев в процессе осуществления правосудия по конкретному делу.

Звено судебной системы выполняет одну или много судебных функций, т.е. может действовать в качестве нескольких судебных инстанций. Суды, точнее их структурные подразделения, которые проверяют законность вступивших в силу.

Судебная инстанция по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам – суды и их структурные подразделения, которые проверяют обоснованность уже вынесенных судебных решений в связи с появлением новых обстоятельств, которые не были известны в ходе судебного разбирательства. Предусматривается возможность создания новой судебной инстанции – апелляционных судов. Это такие судебные учреждения или их структуры, которые проверяют правильность вынесенных решений судом равноценной инстанции путем повторного судебного разбирательства того же или ранее рассмотренного дела путем повторного рассмотрения дела с исследованием всех материалов для вынесения нового и уже окончательного решения, которое обжалованию подлежать не будет.

Принципы построения судебной системы

Устройство суда и его организация зависит, прежде всего, от уровня развития экономики, демократии, национальных традиций, государственного устройства, территориального деления и иных факторов, присущи конкретному государству. В мире существует три наиболее известных модели судебных систем:

1) Централизованная система (ее особенностью является наличие единой строгой централизованной системы судов во главе с высшим органом судебной власти);

2) Децентрализованная система (она состоит из параллельно действующих двух и более подсистем во главе со своими высшими судами и подчинением всей системы вышестоящему судебному органу);

3) Смешанная система (такая организация, при которой наряду с высшим судом созданы и автономные подсистемы судебных учреждений)

Централизация предполагает наличие единого судебного центра, который осуществляет руководство всеми судами.

В соответствии с Конституцией РБ (ст.109), судебная система строится на принципе территориальности и специализации. Принцип территориальности означает, что судебная система выстраивается применительно административно-территориальному делению республики.

Принцип специализации предполагает возможность образования специализированных судов для разрешения различных правовых конфликтов.

Судебная система РБ

Правовой основой национальной судебной системы являются Конституция РБ, закон о судоустройстве и статусе судей, закон о конституционном суде, закон о хозяйственных судах и другие НПА. Статья 1 Закона о судоустройстве устанавливает, что судебная власть в РБ осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом. К общим судам относятся:

- Верховный Суд РБ

- Областные (Минский городской) суды

- Районные и городские суды




К хозяйственным судам относятся:

- Высший хозяйственный суд РБ

- Хозяйственные суды областей и города Минска

В системе общих государственных судов допускается создание коллегий:

1) По делам несовершеннолетних

2) По семейным делам

3) Налоговые коллегии

4) Коллегии по банкротству

В судебной системе особая роль принадлежит Конституционному суду как органу, осуществляющему конституционное правосудие.

В РБ также действует элитарный суд и экономический суд СНГ. Эти суды не входят в саму судебную систему. Деятельность судов рассматривается по схеме:

1) Порядок образования суда

2) Состав суда и его структура

3) Компетенция суда и его структурных подразделений

4) Председатель суда (порядок назначения и деятельность)

Это конституционный орган власти одного уровня с исполнительной и законодательной властью. Обеспечение верховенства прямого действия Конституции на территории РБ, утверждение конституционной законности. Конституционный суд по предложению президента, совета министров, рассматривает дела и дает заключения:

1) О соответствии закона, декрета, международных обязательств Конституции РБ и международно-правовым актам

2) О соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, Конституции

3) О соответствии работы Советов министров, актов Верховного суда требованиям Конституции и международно-правовым актам

4) О соответствии акта любого другого государства требованиям Конституции и международно-правовым актам

Особенностью и отличием Конституционного суда РБ является то, что он не вправе рассматривать жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие их конституционные права и свободы, и не вправе давать толкования к Конституции.

Районные суды – это основное звено судов общей юрисдикции. Образуются в районах республики и в городах областного подчинения, которые не имеют районного деления, а также в районах городов республиканского подчинения и в городе Минске. Надзор за судебной деятельностью этих судов осуществляют областные суды и Минский городской суд. Материально-техническое обеспечение осуществляется министерством юстиции в лице управления юстиции, облисполкомов и города Минска. В состав районного суда входят судьи, районные заседатели, председатель районного суда. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя суда. Судьей данного суда может быть назначен гражданин РБ старше 25, имеющий высшее юридическое образование, двухлетний стаж работы и не имеющий порочащих связей. Судьей по административным делам может быть только гражданин РБ, достигший 23 лет, имеющий высшее юридическое образование. Заседатели – более 25 лет, проживающие на территории одного района не менее 5 лет, владеющие обоими государственными языками. Районные суда являются только судами первой инстанции. Их сфера деятельности охватывает гражданские, уголовные, административные дела, изучение и обобщение судебной практики.

Областные суды и Минский городской суд являются вторым звеном в системе судов общей юрисдикции. Являются вышестоящими в отношении к районным судам и нижестоящими к Верховному суду. Особенности правового статуса областных судов:

1) Действует в качестве двух инстанций

2) Осуществляют надзор за деятельность районных судов и оказывают им помощь в правильном применении законодательства

3) В своей структуре имеют коллегии по уголовным и гражданским делам и президиум суда

4) Осуществляют кассационное производство по договорам, не вступившим в законную силу

Суды состоят из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьей может быть гражданин РБ, достигший 25 лет и имеющий двухлетний стаж работы. На одного судью назначается около 25 народных заседателей. Коллегии состоят из председателя, судей и народных заседателей. Председатели коллегии – заместители председателя суда. Президиум образуется в составе председателя, его заместителей, судей, количество которых определяется президентом.

Военные судыявляются частью общих судов. Ведут борьбу против посягательства на РБ, имеют определенные особенности:

1) Система военных судов не соответствует административно-территориальному строению РБ, а построена с учетом дислокации и организации вооруженных сил

2) Являются автономными по отношению к другим судам государства

3) Рассматривают дела в отношении лиц, которые имеют статус военнослужащих

Военные суды состоят из:

1) Межгарнизонных военных судов – образуются президентом по численности воинских частей по представлению министра юстиции и председателей Верховного суда. Должность судьи могут занимать только те, кто имеет воинское, офицерское звание (низшее звено)

2) Белорусский военный суд – образуется президентом. Состоит из председателя, заместителей, судей и народных заседателей (по 25 человек на одного судью) – среднее звено. Приравнен к областным судам.

3) Военная коллегия Верховного суда – образуется из числа судей Верховного суда. Рассматривает следующие дела: о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, если на них распространяется статус военнослужащих; уголовные дела (с согласия обвиняемого из нижестоящих военных судов).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: