Принцип равенства всех перед законом и судом рк

Обновлено: 24.04.2024

1 Принципы судебной власти в Республике Казахстан
2 Равенство перед законом и судом Республики Казахстан
3 Конкретные значения принципа равноправия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3

Равенство перед законом, равноправие -- важнейший принцип демократии и классического либерализма согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией.
Равноправие делает акцент на правах человека и их ограничениях. Предметом особого внимания является законодательная защита прав и равный доступ всех граждан к правовой системе.
Равенство перед законом включает одинаковую обязанность граждан соблюдать закон и равное отношение правоохранительных органов к различным нарушителям одних и тех же норм. Последнее тесно связано с принципом верховенства права, поскольку требует, чтобы законы в равной степени относились к тем, кто их издаёт и, кто обладает верховной властью[1]. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан[2].
Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации.
Цель работы состоит в комплексном исследовании конституционно-правового содержания и процесса реализации принципа равенства перед законом и судом в условиях современного Казахстана.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда научных задач, в том числе:
- раскрыть понятие и сущность принципа равенства перед законом и судом; представить характеристику конституционно-правового закрепления принципа равенства перед законом и судом;
- систематизировать опыт конституционно-правового закрепления принципа равенства перед законом и судом (на примере основных законов, постсоветских государств);
- выявить и охарактеризовать субъектов реализации принципа равенства перед законом и судом;
- исследовать процессуальные гарантии реализации принципа равенства перед законом и судом;

Теоретическая основа исследования сформирована с учетом научных исследований, посвященных проблемам юридической природы и реализации принципа равенства перед законом и судом.
Методологическая основа исследования сформирована, исходя из диалектического метода познания социально-экономических, правовых, политических процессов и явлений, позволившего не только рассмотреть элементы принципа равенства перед законом и судом во взаимосвязи и взаимозависимости, но и обобщить проблемы его реализации в условиях современного конституционного строительства.
Нормативную базу исследования составили Конституция Республики Казахстан; конституционные законы; положения административного, налогового, трудового, уголовного, гражданско-, уголовно-процессуального кодексов в части, касающейся принципа равенства всех перед законом и судом; нормативные правовые акты (указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства Республики Казахстан).
Для выявления и обобщения зарубежного опыта, касающегося порядка закрепления, принципа равенства перед законом и судом, использовались конституции стран СНГ.

1 Принципы судебной власти в Республике Казахстан

В силу социального неравенства, некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела[1]. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.
Легизм (нач. VIII в. до н. э.) Гуань Чжун премьер-министр княжества Ци провозгласил принцип Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые -- все должны следовать закону. Это и называется великим искусством управления.[5].
Афинский политик Солон (нач. VI в. до н. э.), один из знаменитых древнегреческих Семи мудрецов, ставил себе в заслугу умение сохранить равенство.
Статья 7 Всеобщей декларации прав человека гласит:
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Все конституции мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же это не ординарная деятельность судебных органов, а власть, которая непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также - гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции. В системе единой государственной власти судебная власть занимает особое положение, связанное с ее главным назначением по осуществлению защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов. Судебная власть не только карает, но в первую очередь защищает свободу, права гражданина.
Судебная власть и правосудие основываются на демократических принципах, которые представляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, определяющие сущность и содержание организации и порядка деятельности судов при осуществлении правосудия.
Основные принципы закреплены в Конституции и являются основополагающими при принятии отраслевых законов, регулирующих вопросы в сфере судоустройства и отправления правосудия, а также являются обязательными для соблюдения и исполнения всеми гражданами, должностными и юридическими лицами.
Принципы судебной власти, имеют вполне объективное содержание. Они выражают уровень правосознания в обществе. На современном этапе Конституция РК подняла до высшего правового уровня проблемы судебной защиты прав граждан, превратив принципы осуществления судебной власти в реальные регулятивные инструменты воздействия на судебную систему при полной деидеологизации их содержания.
На протяжении долгого времени, в период действия Конституции СССР принципы судебной власти содержали общие декларативные положения о судебной системе, которые требовали обязательной текущей детализации. Деятельность судов связывалась в течение длительного времени с пониманием принципов правосудия через закрепленные в Конституции идейно-политические руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и социалистический тип советского суда и правосудия [1, C.2]. Очевидно, что в настоящее время приоритет в определении принципов правосудия должен быть отдан их правовому содержанию.
Весьма широкую по содержанию классификацию принципам судебной власти дали Горской Н.И., Козлова О.В. и Корякина Е.А., которые утверждают, что немаловажное значение для понимания принципов осуществления и функционирования судебной власти имеет их классификация. Такая классификация проводится по разным основаниям. Зачастую принципы правосудия подразделяются на конституционные, то есть сформулированные в Конституции, и принципы, которые в Конституции не закреплены, но вытекают из конституционных положений (например, принципы объективной истины, непрерывности, непосредственности, устности процесса). Кроме подразделения принципов судебной власти на конституционные и иные, их деление проводится по отраслевой принадлежности на принципы судоустройства в целом и специальные принципы судоустройства, формулируемые в зависимости от того, в нормах какой отрасли права они закреплены и находят свое отражение. Поскольку же большинство принципов правосудия закреплено во всех процессуальных отраслях права, регулирующих правосудие, они рассматриваются в качестве межотраслевых, определяющих организацию и деятельность суда [3, C. 4].
Таким образом, принципы, во-первых, закреплены в конституционных нормах. В данном случае речь идет о характеристике самих конституционных норм.
Во-вторых, принципы судебной власти рассматриваются как составная часть судебной практики, то есть в качестве правоприменительной деятельности.
В-третьих, конституционные принципы осуществления судебной власти могут рассматриваться как положения, изучаемые в науке конституционного права.
Противоположной точки зрения придерживается Г.Н.Добровольская, она утверждает, что в каждом принципе отраслевом и конституционном есть и организационные, и функциональные элементы, выраженные в меньшей или большей степени [5, C. 16]. На мой взгляд, принципы судебной власти должны иметь единую правовую характеристику вне зависимости от их размещения в системе нормативно-правовых актов.

2 Равенство перед законом и судом Республики Казахстан

Одним из важнейших принципов конституционализма является равенство. Казахстанская доктрина конституционализма конституирует этот принцип в ст. 14 Конституции. Конституция РК, утверждает: Все равны перед законом и судом. В ныне действующей Конституции в таком виде нашла отражение ст.7 Всеобщей декларации прав человека, где утверждалось, что все равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Равенство всех перед законом означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т.е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Содержание равенства предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям.
Конституционный Совет однозначен в понимании п.1 ст.14 Конституции Республики Казахстан: Все равны перед законом и судом, которым устанавливается равенство прав и обязанностей личности, равная защита государством этих прав и равная ответственность каждого перед законом. В соответствии с постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года № 72 Об официальном толковании пункта 2 статьи 13, пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан равенство перед законом означает, что именно в законах определяются конкретные условия и обстоятельства, позволяющие реализовать права и свободы человека и гражданина [7].
Пункт 2 ст. 14 конституционно закрепляет охрану личности от какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений, места жительства и т.д.
В постановлении от 10 марта 1999 г. № 22 Об официальном толковании пунктов 1 и 2 статьи 14, пункта 2 статьи 24, подпункта 5 пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет Республики Казахстан, раскрывая содержание нормы ст.14 Конституции Республики Казахстан, устанавливает, что все равны перед законом и судом (п.1), никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (п.2).
Конституция правового государства обеспечивает юридическое, т.е. формальное, равенство между людьми. Смысл формального равенства состоит в предоставлении всем равных стартовых возможностей, реализация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свободы человека регулировать эти человеческие качества. Попытка привести их к средней величине неминуемо ведет к торможению общественной активности людей, утрате энергии самых сильных и общественно полезных личностей. Столь же важно равенство людей перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека -- все, т.е. каждый человек, как граждане, так и неграждане, а также иностранцы предстают перед судом в равном статусе, получая одинаковую защиту своих законных прав и неся одинаковую меру ответственности.
Конституционализм усложняет принятие и выполнение государственных решений не в качестве самоцели, а с тем, чтобы люди жили свободно или, по крайней мере, были свободными от государственного произвола. Конституция, соответствующая требованиям конституционализма, отличается от простых основных законов, определяющих государственную структуру, тем, что она стремится обеспечить именно свободу. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям.
Практически каждое нормативное постановление Конституционного Совета Республики направлено на охрану конкретных прав и свобод человека и гражданина. В своих решениях Конституционный Совет ориентирует развитие правовой системы, правотворчество и правоприменительную практику в направлении соответствия их современному пониманию прав и свобод человека, закрепленных в основополагающих международных актах.
В целом же надо отметить, что новый подход к проблемам прав человека и свободы, заложенный в последней Конституции РК, основан на признании общегуманистических ценностей, в том числе на идее уважения прав человека, его правовой защищенности, автономии личности, существования сферы, свободной от вмешательства государства, от произвола должностных лиц.

3 Конкретные значения принципа равноправия.

Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
В этой статье закреплен один из фундаментальных принципов развития правового государства, являющийся результатом борьбы прогрессивной части международного сообщества за всеобщее равноправие.
Пункт 1 ст. 14 Конституции определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом.
Принцип равенства всех перед законом и судом (принцип недискриминации) распространяется на граждан РК, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов).
Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает: равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); равенство юридических обязанностей человека и гражданина; равные основания юридической ответственности за нарушение закона; равенство перед судом.
Под . продолжение


Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение.

1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом.

2. В ходе гражданского судопроизводства никому из:

граждан не может быть отдано предпочтение, никто из них не может подвергаться дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;

юридических лиц не может быть отдано предпочтение и ни одно из них не может подвергаться дискриминации по мотивам места их нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности, формы собственности и других обстоятельств.

3. Условия гражданского судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от гражданско-правовой ответственности, определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Статья 1 . 11 12 13 14 15 . 505

Лучшие юристы


Сәлеметсіздер ме. Алматы қаласында ТОО инвестиция деп бірнеше адамды алдап келісімшарт арқылы салғызып алған ақшаны қайтармай жүрсе. басшысы басқа елге кетіп қалған болса. Бұл істі 190 алаяктык деп тауып қылмыстық іс арқылы жүргізуге болады ма? Қылмыстық іс болып қозғалуы үшін қандай негіз керек?


Взыскание долгов с физических и юридических лиц.


2009 году июнье получил звание подполковника пожарной охране каком возрасте выходит на пенсию?


Адвокат коллегии адвокатов г.Нур-Султан Айдана Кусатаева

гражданские, уголовные, административные дела


Здравствуйте , я Рахматуллин Камиль . В 98 году суд вынес решение капитализции платежей по профзаболеванию сроком на один год на основании справки МСЭК, вопреки ст77 закона о банкротстве -до 70 летнего возраста но не менее чем за 10 лет . Предприятие обанкротилось в 2002 году .По нормативным документам мне положено возмещение в размере среднего заработка . За 25 лет я неоднократно прошел все возможные суды . Ничего не добился Суда нет ! Есть чиновник и его бредовые высказывания обретают силу закона через суд . Если я обращусь в Конституционный Суд который должен приступить к работе в РК.

,Могу ли я рассчитывать на возмещение вреда за все прошедшие годы, поскольку знаю на 100 %что решением суда нарушено моё Конституционное право на социальную защиту . Я обратится в суд в 98году , получил неправосудное решение , которое все эти дублировалось многими судами . Знаю что согласно ст 187 ГК РК возмещение за три года предшествующих заявлению о возмещении .

1. Правосудие осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом.

2. В ходе уголовного судопроизводства никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

3. Условия уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих привилегиями или иммунитетом от уголовного преследования, определяются Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Статья 1 . 19 20 21 22 23 . 674

Лучшие юристы


Сәлеметсіздер ме. Алматы қаласында ТОО инвестиция деп бірнеше адамды алдап келісімшарт арқылы салғызып алған ақшаны қайтармай жүрсе. басшысы басқа елге кетіп қалған болса. Бұл істі 190 алаяктык деп тауып қылмыстық іс арқылы жүргізуге болады ма? Қылмыстық іс болып қозғалуы үшін қандай негіз керек?


Взыскание долгов с физических и юридических лиц.


2009 году июнье получил звание подполковника пожарной охране каком возрасте выходит на пенсию?


Адвокат коллегии адвокатов г.Нур-Султан Айдана Кусатаева

гражданские, уголовные, административные дела


Здравствуйте , я Рахматуллин Камиль . В 98 году суд вынес решение капитализции платежей по профзаболеванию сроком на один год на основании справки МСЭК, вопреки ст77 закона о банкротстве -до 70 летнего возраста но не менее чем за 10 лет . Предприятие обанкротилось в 2002 году .По нормативным документам мне положено возмещение в размере среднего заработка . За 25 лет я неоднократно прошел все возможные суды . Ничего не добился Суда нет ! Есть чиновник и его бредовые высказывания обретают силу закона через суд . Если я обращусь в Конституционный Суд который должен приступить к работе в РК.

,Могу ли я рассчитывать на возмещение вреда за все прошедшие годы, поскольку знаю на 100 %что решением суда нарушено моё Конституционное право на социальную защиту . Я обратится в суд в 98году , получил неправосудное решение , которое все эти дублировалось многими судами . Знаю что согласно ст 187 ГК РК возмещение за три года предшествующих заявлению о возмещении .

Независимость судебной системы является одним из важнейших признаков демократического развития общества и государства. Без независимости невозможно построение правового государства и достижение верховенства закона.

Задачи и цели судебно-правовой реформы заложены в Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы. Дальнейшее своё институциональное продолжение Концепция получила в Плане нации «100 конкретных шагов».

С учетом продолжающейся судебной реформы важно определение приоритетных направлений, выработка концепции по укреплению независимости судебной системы страны.

Статья 14 Основного Закона Республики провозгласила равенство всех перед законом и судом.

Это важнейший принцип сосуществования граждан и функционирования правового государства, согласно которому все граждане равны перед законом и судом независимо от того, к какой расе, полу, нации они принадлежат. Независимо от того какое они занимают положение в обществе, от их религиозных, политических и иных убеждений.

Происходящие изменения в законодательстве и некоторые преобразования в судебной сфере направлены прежде всего на соблюдение принципа равенства всех граждан.

Обеспечиваемый государством доступ всех к правосудию - предмет особого внимания. Принятие нового гражданского процессуального и внесенные изменения прежде всего направлены на обеспечение доступа к правосудию, к скорейшему разрешению споров.

Отмена оплаты государственной пошлины при обжаловании судебных актов, обязательное применение аудио видео фиксации судебных заседаний, сокращенные сроки проведения подготовки к судебному разбирательству и назначения судебного заседания, сокращенные сроки рассмотрения отдельных категорий дел, возможность вызова сторон по всем доступным средствам связи, введение института упрощенного производства, введение института медиации и партисипативной процедуры.

Все указанные и другие изменения в законодательство позволяют на сегодня максимально прозрачно, доступно, в краткие сроки разрешить возникший спор гражданам. В большинстве случаев одна сторона по делу останется неудовлетворенной результатом разрешения спора, поэтому о дним из весьма желаемых результатов разрешения спора безусловно является примирение сторон.

Содействие примирению сторон - значит прийти к такому результату, при котором требования сторон к друг к другу разрешаются на взаимоприемлемых и взаимовыгодных условиях.

Особое внимание сторонам необходимо уделять стадии подготовки к судебному разбирательству, на практике при вызове сторон на подготовку стороны не всегда понимают ее значение, зачастую не являются по вызову суда на подготовку, или являются неподготовленными, без документов и доверенностей на представление интересов, ссылаясь на то, что это всего лишь «подготовка». Тогда как, с новым процессуальным Кодексом и с учетом внесенных изменений законодательство позволяет судье завершить рассмотрение дела на стадии предварительного судебного заседания с вынесением окончательного судебного акта.

Завершение гражданского дела с вынесением окончательного судебного акта на стадии предварительного судебного заседания не всегда однозначно принимается сторонами, на практике имеют место доводы сторон с указанием в апелляционной жалобе на «слишком быстрое завершение судьей судебного процесса». Это явление происходит по причине укоренения в сознании и представления большинством граждан о судебных разбирательствах как годами длящемся судебных тяжбах с длительными многочасовыми заседаниями. Внесенные изменения в процессуальное законодательство как раз таки направлены на искоренение такого представления, и на достижение скорейшего разрешения спора, и прежде всего на достижение примирения между сторонами.

Тем самым, указанные изменения в процессуальном законодательстве стали большим подспорьем такому распространенному представлению о гражданском процессе и является путем достижения максимального обеспечения доступа к правосудию, а равно и равенства всех перед законом и судом.


Одним из ключевых принципов уголовного права является принцип равенства перед законом, так как он является основой всех других принципов: прежде чем говорить о справедливости, о виновности и всех других принципах, нам необходимо «выровнять» личности на какой-то единой плоскости. Такой плоскостью и выступает, по нашему мнению, принцип равенства граждан перед законом.

Правовым основанием данного принципа служат предписания многих широко признаваемых международных договоров, касающихся защиты прав человека и основных свобод, и действующих законов республики.

В первую очередь необходимо отметить Конституцию Республики Казахстан, согласно нормам Конституции, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Данное конституционное положение подлежит неуклонному соблюдению во всех сферах общественной и государственной жизни, включая сферу уголовного судопроизводства.

Равенство перед законом - это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном, ко всем государственным и негосударственным организациям, должностным лицам, гражданам и другим лицам, которые вовлекаются в производство по уголовным делам в том или ином качестве. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и реальное применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют уголовное судопроизводство.

Положения о равенстве перед законом участников уголовного процесса распространяются на все его стадии. Суд, прокурор, следователь, дознаватель либо иной орган или должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не вправе оказывать предпочтение или ограничивать кого-либо.

Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по каким-то причинам не могут достаточно активно защищать свои права и интересы. Так, закон устанавливает обязательное участие защитника, которое закреплено ст. 67 УПК РК.

Понятие равенства перед судом, как известно, не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями всех, кто в том или ином качестве предстает перед судом либо обращается к нему с ходатайством или с жалобой при производстве по уголовному делу. Если, скажем, лицо вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания.

Соответственно с этим принцип равенства участников уголовного судопроизводства перед законом и судом вполне можно рассматривать, как требование ставить их в одинаковые правовые условия при производстве уголовно-процессуальных действий не только в суде, но и на досудебных стадиях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: