Принцип публичности правосудия рб
Обновлено: 18.04.2024
Действующим уголовно-процессуальным законодательством закреплены правовые идеи руководящего значения, которые определят построение всех стадий, форм и институтов уголовного судопроизводства, его наиболее существенные черты, характер и особенности, основные направления реализации и качества предварительного расследования, судебного разбирательства уголовных дел. Эти исходные, основополагающие правовые положения, принято именовать принципами уголовного процесса.
Принципы уголовного судопроизводства обладают следующими признаками, которые отличают их от других предписаний закона:
· Принципы закреплены в Конституции РФ и уголовно-процессуальном законе. Это означает их нормативно-правовой характер и придает им обязательную силу.
· Принципы обеспечивают единство судопроизводства по уголовным делам и служат гарантией законности деятельности его участников.
· Принципы действуют на всех стадиях уголовного процесса.
· Наиболее полно принципы раскрываются в стадии судебного разбирательства, именно в этой связи их называют и принципами правосудия.
· Нарушение принципов всегда рассматривается как нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену принятого решения.
Все принципы образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они во взаимосвязи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип презумпции невиновности гарантирует соблюдение принципа обеспечения обвиняемому, подозреваемому права на защиту. По своему существу принципы носят императивный, властно-повелительный характер, они содержат общеобязательные предписания, исполнение которых обеспечивается государством.
Принцип законности.
Законность, применительно к уголовному судопроизводству, означает требование осуществлять производство по уголовному делу в точном соответствии с предписаниями Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК соблюдение порядка уголовного судопроизводства обязательно для всех без 4 исключения судов, органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания, должностных лиц, а также иных участников уголовного судопроизводства. Требования законности при производстве по уголовным делам распространяются на действия, решения и процессуальные документы, отражающие ход производства по уголовному делу. Нарушение порядка собирания, проверки, оценки доказательств влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.
Принцип публичности.
В уголовном судопроизводстве данный принцип заключается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, независимо от воли отдельных организаций и граждан.
Принцип уважения чести и достоинства личности.
В основе данного принципа лежат положения ст. 21 Конституции РФ, определяющие, что достоинство личности охраняется государством и что никакие обстоятельства не могут быть основанием для его умаления. Там же безоговорочно определено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Применительно к уголовному процессу рассматриваемый правовой принцип конкретизирован и развит рядом правил, зафиксированных в УПК РФ. Например, положение о недопустимости при производстве следственных действий применения насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создания опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (ч. 4 ст. 164 УПК РФ). Именно поэтому нарушение порядка и продолжительности допроса более 8 часов без перерыва на отдых и принятие пищи представляют грубое нарушение закона (ст. 187УПК РФ). Как психическое насилие с целью получения показаний расценивается также повторный допрос обвиняемого без его личной просьбы по поводу одного и того же обвинения в случае, когда он отказался от дачи показаний на первом допросе (ч. 3 ст. 173УПК РФ).
Принцип неприкосновенности личности.
В соответствии с этим конституционным принципом «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В уголовно-правовом понимании суть этого положения в установлении юридических средств защиты от неправомерного применения таких мер, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Меры эти допускаются, как правило, только по судебному решению. Без него разрешено лишь 5 задержание на срок до 48 часов. При характеристике рассматриваемого принципа уголовного судопроизводства важно учитывать и то, что незаконность заключения под стражу или задержания может стать одним из оснований для полного возмещения и (или) денежной компенсации причиненного вреда в порядке, предусмотренном ст. 133-138 УПК.
Принцип неприкосновенности жилища.
В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в него против воли проживающих в нем лиц. Ограничение этого конституционного права возможно только, когда в конкретном федеральном законе определены обстоятельства, при которых какой-то компетентный государственный орган вправе проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, или когда такое проникновение разрешено постановлением судьи, вынесение которого допускается Законом об оперативно-розыскной деятельности либо УПК в связи с необходимостью выполнения оперативно-розыскных или следственных действий по выявлению и расследованию преступлений. Статья 12 УПК, в которой определяется содержание рассматриваемого принципа в сфере уголовного судопроизводства, исходит из того, что в ходе предварительного расследования возможны три вида следственных действий, связанных с проникновением в жилище, а именно: осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, которые проводятся по правилам, установленным законом (ст. 176, 177, 180, 182, 183 УПК). Указанные следственные действия могут быть в порядке исключения осуществлены на основании постановления следователя без судебного решения лишь в случаях, не терпящих отлагательства, и с последующим соблюдением особых правил (ч. 5 ст. 165 УПК).
Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает широкие права участников уголовного процесса, однако для того, чтобы ими пользоваться беспрепятственно, необходимо участникам процесса, во-первых, знать предусмотренные законом права, обязанности и ответственность, во-вторых, иметь возможность эффективно отстаивать свои права. В связи с этим закон обязывает должностных лиц разъяснять права участникам процесса и выяснять, понятен ли им смысл и содержание этих прав и обязанностей; обеспечение возможности осуществления этих прав; предупреждение о возможных неблагоприятных последствиях, которые могут возникнуть в связи с реализацией некоторых конкретных прав, но и осуществление мер безопасности. Разъяснение прав и обязанностей должно производиться сразу после того, как конкретное лицо признается участником процесса (ст. 6 42, 49, 53-60, 92, 168, 169, 170, 172, 198, 199 и др. УПК). Разъясняются права, обязанности и ответственность на каждой стадии, так как правовой статус участника уголовного процесса может меняться.
Принцип осуществления правосудия только судом.
В ст. 118 Конституции РФ сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом; создание чрезвычайных судов не допускается. Осуществление правосудия и иных полномочий при производстве по уголовным делам возлагается на систему судов, и подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела тем судом и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ и ч. 3 ст. 8 УПК). Никакие другие суды, государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности.
Принцип самостоятельности судов, независимости судей, присяжных заседателей.
Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и присяжных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону. Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.
Принцип равенства перед законом и судом всех участников уголовного процесса.
Равенство перед законом – это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном, ко всем государственным и негосударственным организациям, должностным лицам, гражданам и 7 другим лицам, которые вовлекаются в производство по уголовным делам в том или ином качестве. Суд, прокурор, следователь, дознаватель либо иной орган или должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не вправе оказывать предпочтение или как-то ограничивать кого-то, ссылаясь на обстоятельства, отмеченные в ст. 19 Конституции РФ. Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по каким-то причинам не могут достаточно активно защищать свои права и интересы.
Принцип открытого судебного разбирательства.
Конституция РФ устанавливает: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Содержание этого принципа необходимо рассматривать в двух аспектах. Вопервых, открытое разбирательство дел в суде означает, что в судебном заседании могут присутствовать любые лица, не участвующие в производстве по делу, достигшие определенного возраста и пожелавшие прийти на рассмотрение уголовного дела. Вовторых, открытое разбирательство дела предполагает возможность оглашения материалов судебного разбирательства.
Принцип языка уголовного судопроизводства.
Данный принцип отражает национально-государственное устройство Российской Федерации и служит гарантией национального равноправия граждан в уголовном процессе, свободного употребления ими родного языка. В ст. 10 Закона о судебной системе сказано, что судопроизводство в судах РФ ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Принцип презумпции невиновности.
В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14 УПК). При этом неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, подсудимого надлежит толковать в пользу обвиняемого.
Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.
Этот принцип закреплен в ст. 45, 48 Конституции РФ и ст. 16 УПК. Он имеет две взаимосвязанные стороны: право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту и 8 гарантии осуществления данного права. Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту образует совокупность процессуальных прав, дающих им возможность защищаться от предъявленного обвинения, отстаивать иные права и законные интересы. Это право включает в себя права, регламентируемые рядом конституционных предписаний, предписаний, содержащихся в международно-правовых актах, в УПК, в иных федеральных законах, что соответствует положениям ч.2 ст. 45 Конституции РФ о том, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
Принцип состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Состязательным судопроизводство может считаться, когда участвующие в производстве по делу стороны в состоянии активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску правды, истины, обеспечению законности, обоснованности и справедливости акта правосудия.
Принцип свободы оценки доказательств.
В соответствии с действующим УПК суть принципа свободы оценки доказательств заключается в следующих положениях: - никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. В закон отсутствуют предписания о преимуществах одних доказательств перед другими, а равно о необходимом количестве доказательств для разрешения дела по существу. Оценка доказательств проводится уполномоченными должностными лицами по своему внутреннему убеждению, которое не может быть предположительным и произвольным: в основе формирования вывода суда, прокурора, следователя, дознавателя должна лежать совокупность относимых, достоверных, допустимых доказательств.
Принцип обеспечения возможности обжалования процессуальных действий и решений.
В УПК РФ реализация возможности обжалования действий (бездействия) и решений суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя регулируется многими нормами. Значение этого принципа проявляется в том, что он позволяет исправлять судебные и следственные ошибки и восстанавливать нарушенные незаконными действиями и решениями должностных лиц, ответственных за производство по уголовным делам, права и интересы участвующих в уголовном судопроизводстве лиц.
Принцип участия граждан в отправлении правосудия по уголовным делам.
Правовым основанием этого принципа является ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, предусматривающая право граждан на участие в отправлении правосудия.
Принцип осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные уголовно-процессуальным законом; продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены УПК РФ, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок (ч. 2 ст. 6.1 УПК РФ). Понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» уголовно-процессуальный закон не закрепляет, однако из ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ следует, что этот срок включает «период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора». Для того чтобы определить разумность срока уголовного судопроизводства, ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ предписывает учитывать такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела; поведение участников уголовного судопроизводства; достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела; общую продолжительность уголовного судопроизводства. При этом в соответствии с.4 ст. 6.1 УПК РФ, обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в 10 качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства. Основанием для проверки разумности срока уголовного судопроизводства может служить заявление заинтересованных лиц. Согласно ч. 5 и 6 ст. 6.1 УПК РФ в случае, если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела. Заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее пяти суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела. Аналогичное право предоставлено участникам уголовного судопроизводства и при возбуждении уголовною дела и его предварительном расследовании. При нарушении разумных сроков уголовною судопроизводства в ходе ею досудебной части участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственною органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные ст. 124 УПК РФ (ч. 2 ст. 123 УПК РФ). Гарантией права на осуществление уголовного судопроизводства в разумный срок выступает право участников уголовного судопроизводства подать заявление в суд о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Это право может быть реализовано либо в течение шестимесячного срока со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство; либо в период времени с момента истечения четырех лет от даты возбуждения уголовного дела до даты прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда при условии, что лицо обращалось в установленном порядке с заявлением об ускорении рассмотрения дела (ч. 6, 7 ст. 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение.
«Брошюра адресована гражданам для использования в защите своих прав и исполнении ими установленных законом обязанностей. Может представлять практический интерес для работников различных организаций, осуществляющих правовую пропаганду среди населения, а также студентов и преподавателей, принимающих участие в оказании бесплатной юридической помощи гражданам в действующих при вузах юридических клиниках».
Истоки принципа публичности правосудия необходимо видеть в положении о том, кому в государстве принадлежит власть. Квинтессенция этого принципа отражена в ст. 3 Конституции, где сказано, что единственным источником государственной власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы.
Принцип публичности реализуется при рассмотрении судом любых дел. Он проходит через весь уголовный, гражданский, судебный административный процесс, хозяйственный процесс, а также имеет место при рассмотрении Конституционным Судом дел, отнесенных к его компетенции. Сущность этого принципа состоит в том, что суд не может отказать в рассмотрении дела, если оно подсудно суду. Принцип публичности присущ любому судебному процессу, в каждом из них он получает своеобразное выражение. Вместе с тем, этот принцип не является монопольным. Его действие дополняется наличием элементов диспозитивности, которая состоит в том, что лицо по своему усмотрению может распоряжаться своими правовыми интересами в зависимости от своего желания, а не желания каких-либо органов, должностных лиц или иных участников судебного процесса. Диспозитивность - это предоставление возможности участнику процесса на свой выбор реализовывать свои права либо отказаться от этого. Наличие прав у субъектов не предполагает их принудительной обязанности воспользоваться ими. Принцип публичности правосудия наиболее наглядно проявляется при осуществлении правосудия по уголовным делам. Согласно уголовно-процессуальному законодательству, суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Это общее выражение принципа публичности. На каждой из стадий уголовного процесса происходит своеобразное его проявление. При этом компетентные органы, обладая всей полнотой власти при возбуждении, расследовании и рассмотрении уголовных дел, не зависят в решении этих вопросов от же-1ания потерпевшего или иных лиц, заинтересованных в исходе юла. Они обязаны руководствоваться правовыми нормами, изложенными в УПК и УК.
Публичностью определяется активность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда. В стадии возбуждения уголовного дела принцип публичности находит свое выражение в обязанности своевременно вынести акт о возбуж-1снии уголовного дела. В стадии предварительного расследования все решения о направлении следствия и производства след-i венных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда требуется санкция прокурора. В стадии судебного разбирательства суд рассматривает дела и принимает такие решения по делу, в правильности которых он убежден. Некоторое ограничение действия принципа публичности допускается по делам частного обвинения и частно-публичного обвинения. Особенностью дел частного обвинения (об умышленном легком телесном повреждении, оскорблении и др.) является то, что они возбуждаются лишь по инициативе потерпевшего. Он должен подать в суд жалобу. Дальнейшее производство по делу зависит от желания потерпевшего. В случае ею примирения с обвиняемым эти дела подлежат прекращению. Однако при наличии определенных условий (например, беспомощное состояние потерпевшего, когда он не может защитить свои интересы сам) прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего. Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства предварительного расследования. Такое дело прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежит.
Дела частно-публичного обвинения характеризуются тем, что они, как и дела частного обвинения, возбуждаются исключительно по жалобе потерпевшего, однако в случае примирения его с обвиняемым прекращению не подлежат.
Принцип публичности присущ и правосудию по гражданским делам, хотя сфера его приложения является более узкой по сравнению с правосудием по уголовным делам. Главное, что характерно для принципа публичности в гражданском судопроизводстве, так это то, что суд принимает решение по рассматриваемому делу исходя из результатов исследования обстоятельств дела, представленных доказательств, без предварительного согласования своего мнения со сторонами.
Судебная система РБ – это совокупность действующих на его территории госорганов, судов, призванных осуществлять в стране судебную власть. Суды, входящие в судебную систему выполняют общие задачи. В основе их организации и деятельности лежат единые принципы. Судебная система состоит из звеньев судебной системы. Звено судебной системы состоит из всех судов, обладающих оп отношению друг к другу одинаковой компетенцией. Суды осуществляют правосудие по-разному: одни полномочны только рассматривать правовые споры между сторонами судебного процесса и принимать по ним судебные решения, другие же помимо этого вправе проверять законность и обоснованность вынесенных нижестоящими судами решений. Различные виды такой деятельности судов по осуществлению правосудия объединено понятием судебная инстанция. Выделяют 5 судебных инстанций. Суд 1 инстанции, суд 2 кассационной инстанции, суд 3 надзорной инстанции, судебная инстанция по пересмотру дел, по вновь открывшимся обстоятельствам, суд апелляционной инстанции. Под судебной инстанцией не нужно понимать определенный суд или судебное звено. Суд 1 инстанции – все суды. Суды вышестоящих звеньев судебной системы являются судами нескольких инстанций.
Суд 1 инстанции рассматривает и разрешает юридические споры по существующим, путем непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу. По результатам такого рассмотрения суд выносит итоговое решение, которое вступает в законную силу по истечении 10 суток с момента оглашения. Суд кассационной инстанции вправе по имеющимся в деле материалам проверить законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда 1 инстанции. Суд 2 инстанции является вышестоящим по отношению к судам 1 инстанции. Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда 1 и 2 инстанции. Проверка осуществляется по имеющимся в деле материалам. Судами 3 инстанции являются вышестоящие по отношению к 1 и 2 инстанциям суды. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам – это разновидность деятельности по осуществлению правосудия, в рамках которого вступившие в законную силу ранее вынесенные по делу решения суда отменяются. После этого производится в суде по этому делу возобновление с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
Апелляционная инстанция – это деятельность судов по проверке законности и обоснованности вынесенного судом 1 инстанции решения, не вступившее в законную силу. Апелляционная инстанция фактически повторно, путем исследования всех обстоятельств и доказательств по делу рассматривает и разрешает юридические споры. Апелляционные инстанции в РБ лишь в системе хозяйственных судов. Скоро апелляционные инстанции появятся в системе судов общей юрисдикции.
2.Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Первый означает, что судебная система встраивается применительно административно-территориального деления государства. Второй предусматривает возможность образования специальных судов для разрешения определенных видов юридических конфликтов. Различают децентрализованные - судебная система государства состоит из нескольких самостоятельных судебных подсистем, централизованные – во главе всех судов судебной системы стоит вышестоящий суд и смешанная модель судебной системы. Так всю совокупность судов можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от государственного устройства существуют федеративные (союзные) и суды субъектов федерации. По предмету ведения различают общие и специальные суды. От места, занимаемого в судебной системе выделяют нижестоящие и вышестоящие суды. В зависимости от источника легитимности судебной власти различают светские и религиозные суды, по форме участия народа в осуществлении правосудия выделяют суд присяжных и суд шефенов.
учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»
Вы здесь: Тема 2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА § 12. Принцип гласности
§ 12. Принцип гласности
Принцип гласности закреплен в ст. 114 Конституции Республики Беларусь, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. В Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (ст. 11) также повторяются конституционные положения принципа гласности.
Гласность является одним из необходимых составных компонентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической гарантией осуществления принципа законности в правосудии и реального осуществления прав участников процесса. Данный принцип является гарантией независимости судей, средством контроля за деятельностью суда со стороны населения и юридической общественности, формирует авторитет суда в обществе, помогает повысить ответственность судей за результаты своей работы, обеспечивает правовое воспитание граждан и должностных лиц, создает условия для объективного и непредвзятого рассмотрения дела судом, способствует повышению культуры хозяйственного судопроизводства, предупреждению правонарушений и росту профессионального уровня юристов 156 .
Открытое разбирательство дел в хозяйственных судах оказывает сильное воздействие на судей, а также других участников процесса и положительно влияет на соблюдение норм хозяйственного процесса права, обеспечивает реальную информированность людей о судебной деятельности, является одним из частных проявлений конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Этот принцип является предпосылкой вынесения законного и обоснованного решения. При этом лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход разбирательства с занимаемых ими мест.
Что касается кино- и фотосъемки, видеозаписи, а также возможности проведения прямой радио- и телетрансляции заседания, то эти действия допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
Закон допускает исключения из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайн в следующих случаях.
Во-первых, для защиты государственных секретов - по инициативе хозяйственного суда. Так, в соответствии с п. 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с государственными секретами» от 2 декабря 2005 г. № 28 157 по делам, связанным с государственными секретами, лица, присутствующие в зале судебного заседания, не вправе делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись, а также не допускаются кино-, фото-, звуко- и видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению, если иное не установлено законодательством о государственных секретах.
Во-вторых, для защиты коммерческой тайны (секрета) - при этом должно быть удовлетворено ходатайство участвующих в деле лиц.
В-третьих, в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле, ссылающегося на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.
О проведении закрытого заседания суд принимает определение, которое выносится в зале судебного заседания. После его оглашения в зале могут остаться лишь лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях - свидетели, эксперты, переводчики, которые предупреждаются председательствующим о недопустимости разглашения соответствующих сведений.
Таким образом, гласность в деятельности хозяйственного суда (судьи) - значимая гарантия его независимости и самостоятельности при осуществлении правосудия, гарантия законности, объективности и справедливости судебных постановлений по конкретному делу. Причем это в равной степени касается защиты прав и законных интересов гражданина, субъекта хозяйствования и государства. Гласность создает предпосылки для непредвзятого, полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного постановления.
Принцип гласности можно рассматривать как одно из средств социального контроля за надлежащим осуществлением правосудия.
156 Шерстюк, В.М. Развитие принципа гласности в арбитражном судопроизводстве / В.М. Шерстюк // Законодательство. - 2003. - № 6. - С. 62 - 67.
учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»
Вы здесь: Тема 2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА § 20. Принцип доступности правосудия
§ 20. Принцип доступности правосудия
Принцип доступности правосудия (доступности судебной защиты) означает обеспеченную законом возможность беспрепятственно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права и получить такую защиту. Несмотря на то, что данный принцип конкретно не закреплен в ХПК, он основательно исследован в науке 173 .
Сущность доступности правосудия заключается в отсутствии чрезмерных, необоснованных правовых и практических препятствий для обращения в суд, рассмотрения и разрешения дела в суде 174 . Доступность правосудия - одна из категорий, свидетельствующих об уровне развития государства, о степени демократичности и социальной направленности его органов, о существовании подлинных или мнимых рычагов защиты прав соответствующих субъектов 175 .
В силу данного принципа любое заинтересованное лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), полагающее, что его права и интересы нарушены либо оспорены, вправе обратиться за судебной защитой и, используя предоставленные законом процессуальные средства добиваться ее осуществления в судебном порядке, а государство обязано предоставить такую защиту.
Факторы, отрицательно влияющие на доступность правосудия, подразделяются в науке на две группы (по классификации И. А. Приходько):
1) факторы, связанные с правовым явлением, которое может быть определено как процессуальная недостаточность;
2) факторы, связанные с явлением, которое может быть определено как процессуальная избыточность.
Первая группа включает в себя следующие факторы: 1) фактор темпоральной недостаточности (чрезмерная краткость некоторых сроков в процессуальном законодательстве): 2) фактор регламентацион-ной недостаточности (наличие пробелов и противоречий в процессуальном законодательстве); 3) фактор понятийной недостаточности (отсутствие в процессуальном праве некоторых понятий, известных в иных правовых системах и международном праве; недостаточная разработка понятия процессуальных льгот и т.д.): 4) фактор инстанцион-ной недостаточности (отсутствие необходимого числа судебных инстанций); 5) фактор юрисдикционной (компетенционной) недостаточности (неоправданные ограничения компетенции хозяйственных судов); 6) фактор монетарной недостаточности (недостаточность имеющихся процессуальных средств, позволяющих устранить препятствия в получении судебной защиты, связанные с высокой стоимостью судебного процесса); 7) фактор мотивационной недостаточности (недостаточность в процессуальном законе приемов, нивелирующих отрицательную мотивацию судей к любому отягощению процесса в условиях неизменности срока рассмотрения дела).
Вторая группа охватывает следующие факторы: 1) фактор избыточности судебных функций (возложение на суд функций, непосредственно не связанных с осуществлением правосудия, например, вопросов администрирования госпошлины по судебным делам); 2) фактор юрисдикционной (компетенционной) избыточности (отнесение к юрисдикции судов вопросов, разрешение которых не требует вмешательства суда; 3) фактор инстанционной избыточности (наличие излишнего числа инстанций, например, двух надзорных инстанций - Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь); 4) фактор институциональной избыточности (наличие в процессуальном законодательстве не являющихся необходимыми институтов, например, института коллегиального рассмотрения дел в суде второй инстанции); 5) фактор дискреционной избыточности (чрезмерно широкий круг вопросов, решаемых исключительно усмотрением суда); 6) фактор регламентаци-онной избыточности (установление в процессуальном законе требований и условий, не вызывающихся необходимостью) 176 .
Н.Н. Ефремова предлагает классифицировать процессуальные средства обеспечения доступности правосудия условно на две группы: общие и специальные. К первой группе автор относит процессуально-правовые средства, обеспечивающие доступность и эффективность правосудия на протяжении всей динамики развития хозяйственного процесса, использование которых не зависит от этапа «прохождения» дела в той или иной инстанции. Специальные средства, относящиеся ко второй группе, могут применяться в зависимости от стадии рассмотрения экономического спора и включают в себя процессуальные средства, обеспечивающие доступность правосудия на отдельном этапе судебной деятельности, а именно: а) при подготовке дела к судебному разбирательству и судебном разбирательстве в суде первой инстанции; б) в производствах по пересмотру судебных актов 177 .
Новым процессуальным правовым средством доступности правосудия является обязательность проведения подготовительного судебного заседания. Элемент доступности правосудия проявляется также в том, что действующее законодательство не исключает возможности перехода от подготовительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу в судебном заседании хозяйственного суда, но обратная ситуация (исключение подготовительного заседания) не допускается.
К характеристикам доступного правосудия могут быть также отнесены: проведение открытого, публичного судебного заседания, публичное объявление судом принимаемых им судебных актов; опубликование судебных актов и др.
О доступности хозяйственного судопроизводства свидетельствуют следующие данные: в 2008 г. количество первичных обращений субъектов хозяйствования и государственных органов за защитой нарушенных прав и законных интересов в хозяйственные суды республики по сравнению с 2007 годом возросло на 9 % и составило 72 413 заявлений; в 2008 г. количество вторичных обращений в порядке обжалования принятых судебных постановлений (апелляционных, кассационных надзорных жалоб, судебных постановлений по административному производству) превысило показатели 2007 г. на 16 %.
Рассматриваемый принцип в полной мере корреспондируется с принципом защиты прав, свобод и законных интересов.
Особенности проявления этого принципа можно проследить по нормам, позволяющим органу судебной власти применять нормы и принципы международного права, аналогию права и аналогию закона, обязанности обращения в Конституционный Суд с запросом о конституционности подлежащего применению закона, не применять неправовой нормативный акт. Содержание принципа защиты прав, свобод и законных интересов состоит из совокупности правовых способов и средств защиты прав, свобод и законных интересов потребителей правовых услуг (в том числе процессуального характера), реальность которых гарантируется действующим законодательством, обеспечивается всей правовой системой государства и подтверждается практикой деятельности органов и организаций, органов судебной власти и международных юрисдикционных органов 178 .
173 Более подробно см.: Сидоренко, В.М. Принцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском и арбитражном процессе: автореф. . дис. канд. юрид. наук / В.М. Сидоренко. - Екатеринбург, 2002; Приходько, И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы: автореф. . дис. д-ра юрид. наук / И.А. Приходько. - М., 2005; Каменков, В.С. Субъектная доступность экономического правосудия Беларуси / В. С. Каменков // Промышленно-торговое право. - 2008. - № 2. - С. 1 6-22.
174 Филипчик, Р.И. Конституционное право граждан на судебную защиту в Республике Беларусь: автореф. . дис. канд. юрид. наук / Р.И. Филипчик. - Минск, 2008. - С. 4.
175 Каменков, В. С. Субъектная доступность экономического правосудия Беларуси / В. С. Каменков // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - 2008. - № 7. - С. 6.
176 См.: Приходько, И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы: автореф. . дис. д-ра юрид. наук / И.А. Приходько. - М., 2005. - С. 8.
177 Ефремова, Н.Н. Процессуальные средства обеспечения доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности: в контексте международно-правовых стандартов: автореф. . дис. канд. юрид. наук / Н.Н. Ефремова. - Саратов, 2005. - С. 19.
178 Дегтярев, С.Л. Реализация судебной власти в гражданском судопроизводстве (теоретико-прикладные проблемы) автореф. … дис. д-ра юрид. наук / С.Л. Дегтярев. – Екатеринбург, 2008. – С. 9, 20.
Автор статьи
Читайте также: