Принцип приоритетности права государственной информационной политики предполагает что

Обновлено: 15.04.2024

1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования Российской Федерации.

2. Настоящими Основами определяются основные угрозы в области международной информационной безопасности, цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (далее - государственная политика Российской Федерации), а также механизмы их реализации.

3. Нормативную правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации в области международной информационной безопасности, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

4. Настоящие Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации и других документов стратегического планирования Российской Федерации.

5. Настоящие Основы предназначены:

а) для продвижения на международной арене российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности, включая совершенствование правового, организационного и иных видов ее обеспечения;

б) для формирования межгосударственных целевых программ в области международной информационной безопасности, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также государственных и федеральных целевых программ в данной области;

в) для организации межведомственного взаимодействия при реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности;

г) для достижения и поддержания технологического паритета с ведущими мировыми державами за счет более широкого использования информационных и коммуникационных технологий в реальном секторе экономики.

6. Под международной информационной безопасностью понимается такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.

7. Под системой международной информационной безопасности понимается совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.

Система международной информационной безопасности призвана оказать противодействие угрозам стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.

Сотрудничество в области формирования системы международной информационной безопасности отвечает национальным интересам Российской Федерации и способствует укреплению ее национальной безопасности.

8. Основной угрозой в области международной информационной безопасности является использование информационных и коммуникационных технологий:

а) в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;

б) в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;

в) для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию;

г) для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.

II. Цель и задачи государственной политики Российской Федерации

9. Цель государственной политики Российской Федерации заключается в содействии установлению международного правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информационной безопасности.

10. Достижению цели государственной политики Российской Федерации будет способствовать участие Российской Федерации в решении следующих задач:

а) формирование системы международной информационной безопасности на двустороннем, многостороннем, региональном и глобальном уровнях;

б) создание условий, обеспечивающих снижение риска использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности;

в) формирование механизмов международного сотрудничества в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в террористических целях;

г) создание условий для противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств;

д) повышение эффективности международного сотрудничества в области противодействия преступности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;

е) создание условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области информационных и коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

III. Основные направления государственной политики Российской Федерации

11. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по формированию системы международной информационной безопасности на двустороннем, многостороннем, региональном и глобальном уровнях, являются:

а) создание условий для продвижения на международной арене российской инициативы в необходимости разработки и принятия государствами - членами Организации Объединенных Наций Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности;

б) содействие закреплению российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности в итоговых документах, изданных по результатам работы Группы правительственных экспертов Организации Объединенных Наций по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, а также содействие выработке под эгидой Организации Объединенных Наций правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;

в) проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних экспертных консультаций, согласование позиций и планов действий с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС, странами - членами Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, странами - членами "Группы восьми", "Группы двадцати", другими государствами и международными структурами в области международной информационной безопасности;

г) продвижение на международной арене российской инициативы в интернационализации управления информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" и увеличение в этом контексте роли Международного союза электросвязи;

д) организационно-штатное укрепление структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации государственной политики Российской Федерации, а также совершенствование координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной области;

е) создание механизма участия российского экспертного сообщества в совершенствовании аналитического и научно-методического обеспечения продвижения российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности;

ж) создание условий для заключения между Российской Федерацией и иностранными государствами международных договоров о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности;

з) усиление взаимодействия в рамках Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности и содействие расширению состава участников указанного Соглашения;

и) использование научного, исследовательского и экспертного потенциала Организации Объединенных Наций, других международных организаций для продвижения российских инициатив в области формирования системы международной информационной безопасности.

12. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий, способствующих снижению риска использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности, являются:

а) развитие диалога с заинтересованными государствами о национальных подходах к противодействию вызовам и угрозам, возникающим в связи с масштабным использованием информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях;

б) участие в выработке на двустороннем и многостороннем уровнях мер по укреплению доверия в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления враждебных действий и актов агрессии;

в) содействие развитию региональных систем и формированию глобальной системы международной информационной безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права (уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела других государств, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, право на индивидуальную и коллективную самооборону, уважение прав и основных свобод человека);

г) содействие подготовке и принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций международных правовых актов, регламентирующих применение принципов и норм международного гуманитарного права в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;

д) создание условий для установления международного правового режима нераспространения информационного оружия.

13. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по формированию механизмов международного сотрудничества в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в террористических целях, являются:

а) развитие сотрудничества с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС, способствующего предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию актов деструктивного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры, минимизации последствий реализации таких актов, а также противодействию использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других информационно-телекоммуникационных сетей в целях пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников;

б) содействие подготовке и принятию государствами - членами Организации Объединенных Наций акта, определяющего порядок обмена информацией о передовых практиках в области обеспечения безопасности функционирования элементов критической информационной инфраструктуры.

14. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий для противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств, являются:

а) участие в разработке и реализации межгосударственной системы мер по противодействию указанным угрозам;

б) содействие созданию международного механизма постоянного контроля за недопущением использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

15. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по повышению эффективности международного сотрудничества в области противодействия преступности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, являются:

а) продвижение на международной арене российской инициативы в необходимости разработки и принятия под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенции о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности, а также активизация работы с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС по поддержке данной инициативы;

б) развитие сотрудничества в сфере противодействия информационной преступности с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, государствами - участниками Содружества Независимых Государств, государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности, государствами - участниками БРИКС, странами - членами Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, странами - членами "Группы восьми", "Группы двадцати", другими государствами и международными структурами;

в) повышение эффективности информационного обмена между правоохранительными органами государств в ходе расследования преступлений в сфере использования информационных и коммуникационных технологий;

г) совершенствование механизма обмена информацией о методиках расследования и судебной практике рассмотрения дел о преступлениях в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.

16. Основными направлениями государственной политики Российской Федерации, связанной с решением задачи по созданию условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области информационных и коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами, являются:

а) содействие разработке и реализации международных программ, способствующих преодолению информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами;

б) содействие развитию национальных информационных инфраструктур и участию государств мирового сообщества в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.

IV. Механизмы реализации государственной политики Российской Федерации

17. Государственная политика Российской Федерации реализуется федеральными органами исполнительной власти и надзорными органами в соответствии с предметами их ведения при выполнении соответствующих межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, государственных и федеральных целевых программ, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

18. Подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации осуществляется рабочими органами Совета Безопасности Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и организациями.

19. Общая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией государственной политики Российской Федерации, а также с продвижением согласованной позиции Российской Федерации по этому вопросу на международной арене, осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.

20. Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий, их широкое применение во всех сферах деятельности человека создали условия для формирования глобальной информационной инфраструктуры, которая предоставила качественно новые возможности социализации людей, их общения и доступа к накопленным человечеством знаниям.

В современном обществе информационные и коммуникационные технологии являются основным фактором, определяющим уровень социально-экономического развития и состояние национальной безопасности.

Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года призваны способствовать активизации внешней политики Российской Федерации на пути достижения согласия и учета взаимных интересов в процессе интернационализации глобального информационного пространства.

Принципы государственной информационной политики пред­ставляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

Эти принципы, с одной стороны, отражают подходы к организации выполнения основных функций государства (общие принципы), а с дру­гой — конкретизируют положения теоретико-концептуальной предметной области информационной политики субъекта, обладающего публичной властью (специальные принципы).

К числу общих принциповгосударственной информационной поли­тики следует отнести, прежде всего, законность, научную обоснованность, единство, системность и эффективность.

· принцип законности заключается в строгом соблюдении при фор­мировании и реализации государственной информационной политики норм законодательства, определяющих верховенство Конституции Российской Федерации и законов.

· принцип научной обоснованности — в ис­пользовании при подготовке предложений по содержанию и форме государственной информационной политики результатов научных иссле­дований в соответствующих областях знаний.

· принцип единства заключается в разработке и соблюдении единых для всех субъектов информационной деятельности подходов и требований к разработке программных мероприятий государственной информационной политики и их реализации в практике информатизации.

· принцип системности — в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние на выполнение задач политики, включая объемы необходимых для этого финансовых, материальных, технологических, кадровых и иных ресурсов.

· принцип эффективности — в использовании государством для реализации политики методов и средств, являющихся наиболее рациональными применительно к конкретным социально-политическим и иным условиям реализации государственной деятельности (например, минимизирующих затраты материальных и финансовых средств для достижения цели государственной информационной политики, сокра­щающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т. п.).

К числу специальных принциповгосударственной информационной политики относятся положения, определяющие, прежде всего, развитие информационного общества в Российской Федерации: партнерство государства, бизнеса и гражданского общества; свобода и равенство доступа к информации и знаниям; поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Специальные принципы государственной информационной политики можно обнаружить в Концепции формирования вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления (ГАС "Управление"):

· принцип стандартизации, состоящий в рациональном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;

· принцип полноты, актуальности и достоверности информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования всех управленческих решений;

· принцип комплексной интеграции и рационального применения существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами.

Специальные принципы государственной информационной политики зафиксированы и в Концепции информатизации органов внутренних дел до 2012 г., например:

принцип направленного развития, основанный на осуществлении взаимосвязанных процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих ЕИТКИ, обеспечивающих возможность ее постоянной адаптации к изменяющимся задачам МВД России и требованиям пользователей.

принцип консолидации данных, основанный на приведении всех данных к единой терминологии, обеспечении их единообразной интерпретации и точного сопоставления.

Направлениягосударственной информационной политики представляет собой конкретные области деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению одной или нескольких задач государственной информационной политики.

В каждой такой области как направлении реализации политики государство определяет в зависимости от сроков (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) самостоятельные мероприятия или проекты, т.е. конкретные запланированные комплексы действий или упорядоченная их совокупность, в результате которых достигается решение главных задач по достижении целей государственной информационной политики.

Например, на ближайшую и среднесрочную перспективу приоритетными направлениями в области использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти являются комплексы планируемых мероприятий в конкретных областях модернизации развития страны:

· в области социально-экономического развития;

· в сфере государственного управления;

· по обеспечению информационной открытости;

· в области обеспечения информационной безопасности.

Приоритетными направлениями государственной политики в области формирования электронного правительства на среднесрочную перспективу (в ближайшие пять лет) являются:

развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Итак, сделаем выводы.

1.Цельгосударственной информационной политики характеризует
достижимую в реальных условиях социально-политического развития общества степень проявления сущности рассматриваемой политики и представляет собой духовные блага общественного развития и результаты про­граммы деятельности властвующего субъекта в информационной сфере, в т.ч. по разрешению наиболее острых проблем и противоречий формирования информационного общества.

Цель государственной информационной политики России заключает­ся в содействии устойчивости общественного развития, а также в обеспе­чении общественной поддержки мероприятий государственной политики.

2.Задача государственной информационной политики представляет собой желаемый результат деятельности государственных органов и должностных лиц в информационной сфере, связанной с достижением цели государственной информационной политики на определенном, относительно стабильном интервале или в некоторый конкретный момент общественного развития.

3.Принципы государственной информационной политики представля­ют собой базовые положения, которыми руководствуются государствен­ные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

К числу общих принципов государственной информационной политики относятся законность, научная обоснованность, единство, системность и эффек­тивность, взаимодействие государства и гражданского общества.

К числу специальных — положения, определяющие отраслевые начала особенности информационной политики в отдельных областях ее реализации.

4.Направлениягосударственной информационной политики представляет собой область деятельности государственных органов и должностных лиц по выполнению одной или нескольких задач государственной информационной политики.

В настоящий момент происходит очередной этап технологической и мирной социальной революции — становление информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) существенно меняют не только то, как мы производим продукты и услуги, но и то, как проводим досуг, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей. Они оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, развитии институтов демократии.

ИТТ породили не только разнообразные социальные эффекты, но привели к возникновению нового течения общественной мысли, известного под названием теории информационного общества. Эта теория находится в самом начале своего становления, хотя первые работы, связанные с этой тематикой, появились в 60—70-х годах и носили не столько научный, сколько футуристический характер, иногда смыкаясь с научно-фантастической литературой.

Сегодня технологическая составляющая общественного развития существенно более значима, чем она была в начале века, а скорость происходящих под ее воздействием изменений столь велика, что на глазах одного поколения происходит несколько циклов технологического обновления. Соответственно появляются и возможности для общих выводов, в том числе и философского характера.

На протяжении многих лет государственная информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации. В последние 2—3 года содержание ГИП было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности.

С начала 90-х годов формулируются и развиваются принципы и положения государственной политики информатизации, выраженной в различных программах информатизации. Основное содержание этой политики сводилось с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации практически была отделена от политики, проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций.

Новый импульс в развитии государственной информационной политики возник в последнее время в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.

Исключительное значение для выработки адекватного времени представлений об информатизации, политики информатизации и ГИП в целом имеют процессы формирования и развития мирового информационного сообщества и поступательное движение развитых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.

В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. ГИП должна способствовать укреплению связи Центра и регионов, укрепления федерализма и целостности страны.

Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, элементами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и печатных СМИ.

Государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих.

Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России — построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.

Основой этого перехода является создание единого информационно-телекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

Основными задачами ГИП являются:

модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого информационно-телекоммуникационного пространства, являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Содержание задач государственной информационной политики вытекает из новых политических и социально-экономических условий развития страны и накопленного опыта реализации отдельных мероприятий государственной политики в области создания, распространения и использования информации и мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах.

Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Сформулирована и последовательно проводится информационная политика для Европейского сообщества, а также для стран Большой семерки. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития. Для ее реализации эти страны принимают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы. Особый интерес для России как члена Совета Европы представляют рекомендации Комиссии Европейского сообщества по формированию информационного общества.

Достижение целей ГИП требует развития и совершенствования системы всеобщего образования и профессиональной подготовки кадров, обеспечивающей полноценную жизнь и эффективную деятельность человека в информационном обществе XXI века.

Государственная информационная политика будет эффективной лишь в случае, если она носит комплексный, системный характер и, безусловно, открыта, направлена на согласование интересов граждан, общества и государства.

Достижение главной стратегической цели ГИП — обеспечения перехода к новому этапу развития России, построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество — требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государства на обе главные составляющие ГИП, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.

ГИП должна опираться на следующие базовые принципы:

1. Принцип открытости политики — все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.

2. Принцип равенства интересов — политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех "правила игры").

3. Принцип системности — при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

4. Принцип приоритетности отечественного производителя — при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

5. Принцип социальной ориентации — основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.

6. Принцип государственной поддержки — мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, финансируются преимущественно государством.

7. Принцип приоритетности права — развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

Принципы государственной информационной политики представляют собой базовые положения, которыми руководствуются государственные органы и должностные лица при выполнении задач государственной информационной политики.

Эти принципы, с одной стороны, отражают подходы к организации выполнения основных функций государства (общие принципы), а с другой – конкретизируют положения теоретико-концептуальной составляющей идеологии субъекта, обладающего публичной властью (специальные принципы).

К числу общих принципов государственной информационной политики следует отнести, прежде всего, законность, научную обоснованность, системность и эффективность.

Принцип законности заключается в строгом соблюдении при формировании и реализации государственной информационной политики норм законодательства, принцип научной обоснованности – в использовании при подготовке предложений по содержанию и форме государственной информационной политики результатов научных исследований в соответствующих областях знаний, принцип системности – в учете при определении мероприятий государственной информационной политики и их реализации всех основных факторов, оказывающих существенное влияние на выполнение задач политики, включая объемы необходимых для этого финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов, а принцип эффективности - в использовании государством для реализации политики методов и средств, являющихся наиболее рациональными применительно к конкретным социально-политическим и иным условиям реализации государственной деятельности (например, минимизирующих затраты материальных и финансовых средств для достижения цели государственной информационной политики, сокращающих сроки ее достижения, уменьшающих объемы привлекаемых для этого ресурсов и т.п.).

К числу специальных принципов государственной информационной политики относятся положения, определяющие, прежде всего, роль и место государства в деятельности по формированию ценностных ориентиров общественного развития, информированию общества о мероприятиях государственной политики, а также роль и место общества в деятельности по политическому информационному противоборству.

Роль и место государства в области формирования ценностных ориентиров общественного развития характеризуется совокупностью прав и обязанностей государственных органов и должностных лиц по осуществлению деятельности в этой области.

Так, в некоторых странах (например, США, Франции, Германии и ряде других), придерживающихся либеральной идеологии, возможности субъектов политики, обладающих публичной властью, по использованию государственных ресурсов для ведения политической борьбы с другими субъектами политической жизни общества весьма ограничены. Это до некоторой степени уравнивает шансы субъектов политики в борьбе за поддержку со стороны общества предлагаемых ими идеологических подходов к разрешению наиболее острых противоречий общественного развития и, соответственно, – за обладание публичной властью. В таких странах развитие политического сознания является прерогативой, прежде всего, организаций гражданского общества, в том числе, политических партий и религиозных организаций.

Это не означает, что в этих странах субъектам, обладающим публичной властью, всегда удается преодолеть искушение выйти за установленные границы. Хорошо известен скандал, связанный с попыткой лидеров демократической партии США использовать возможности специальных служб для получения конфиденциальной информации о планах ведения предвыборной компании республиканской партии, получивший название «Уотергейт». После обнародования информации об этой попытке президент США Р.Никсон под давлением политических оппонентов и влиятельных организаций гражданского общества вынужден был уйти в отставку.

В то же время государства этих стран практически не ограничены в выборе средств информационного противоборства с противостоящими им политическими силами зарубежных стран.

В других странах (например, бывшем СССР, КНР, КНДР), придерживающихся социалистической идеологии, субъект, обладающий публичной властью, имеет значительно более существенные возможности по использованию ресурсов государства для воздействия на процесс формирования политического сознания как внутри страны, так и за рубежом.

В конце XX века вследствие распада СССР на политической карте мира появились государства (например, Российская Федерация, Беларусь, Казахстан и некоторые другие), ставшие на путь либеральных демократических преобразований, но не обладающие пока в силу объективных исторических причин ни развитым гражданским обществом, ни развитой политической системой. В этих странах субъекты, обладающие публичной властью, объективно вынуждены использовать государственные ресурсы для выполнения ряда несвойственных либеральному государству функций и, в частности, в пределах, установленных законодательством, участвовать в развитии политического сознания общества.

Роль и место государства в информировании общества о мероприятиях государственной политики характеризуются, прежде всего, совокупностью его прав и обязанностей по:

определению событий и фактов, которые могут послужить поводом для данного взаимодействия, для изложения заинтересованными субъектами политики позиций или мнений;

определению порядка распространения позиций и мнений субъектов информационного взаимодействия в обществе, организации политических дискуссий по обсуждению трактовок выделенных событий и мнений;

влиянию на процесс учета позиции и мнений субъектов национальной политики в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Гипотетически могут быть выделены три основных варианта формулирования данного принципа, различающиеся возможностями субъектов информационного взаимодействия государства и общества по вопросам, представляющим значительный социальный, а, следовательно, и политический, интерес, то есть в процессе политической борьбы.

В первом варианте субъектом, обладающим наиболее широкими возможностями, является государство или, точнее, субъект, обладающий публичной властью, в то время, как возможности организаций гражданского общества и граждан имеют более скромный характер. В этом случае субъект, обладающий публичной властью, выступает в качестве основного инициатора информационного взаимодействия с обществом. Он, исходя из оценки политической ситуации, предлагает обществу через средства массовой информации и коммуникации или другим способом определенную трактовку событий внутренней и внешней жизни, имеющих значительный социальный интерес, и пытается убедить наиболее влиятельные силы общества (организации гражданского общества и граждан) выбрать данную позицию в качестве основы для формирования общественного мнения. Средства массовой информации и коммуникации являются государственными или зависящими от государства (то есть государство может оказывать решающее влияние на информационную политику данных средств). Такой принцип взаимодействия государства с обществом может быть назван государственным лидерством.

Во втором варианте более широкими возможностями по инициированию информационного взаимодействия обладают организации гражданского общества и граждане. Они могут определять объект и предмет этого взаимодействия, распространять свою позицию по выбранным информационным поводам с использованием средств массовой информации и коммуникации. Государство же должно формировать официальную позицию по предложенным к обсуждению информационным поводам и учитывать в этой позиции мнения заинтересованных организаций гражданского общества и граждан, а также информировать общество через средства массовой информации и коммуникации о результатах этого учета. При этом средства массовой информации и коммуникации не зависят от государства и не обременены обязанностью доносить эту информацию до общества. В этом случае государство существенно ограничено в возможности воздействия на общественное мнение. Такой вариант принципа информационного взаимодействия государства и общества может быть назван общественным лидерством.

Наконец, в третьем варианте государство и общество обладают примерно равными возможностями по инициированию информационного взаимодействия. Они одинаково свободны в выборе событий и фактов общественной жизни для изложения мнения в средствах массовой информации и коммуникации, обладают одинаковой свободой доступа к средствам массовой информации и примерно равными возможностями по доведению своей позиции до общества. Данные субъекты независимы в своих действиях и общественное мнение формируется на основе конкурентной борьбы между государством и организациями гражданского общества, в процессе которой каждый субъект взаимодействия вынужден либо в процессе политической борьбы добиваться поддержки со стороны наиболее значительных политических сил, либо искать компромисса с оппонентами. Такой принцип может быть назван партнерством.

Роль и место общества в области политического информационного противоборства характеризуется степенью его участия в нейтрализации угроз ущемления независимости политики. Основная ответственность за противодействие данным угрозам лежит на государстве, которое обладает определенными возможностями оказания необходимого воздействия на нелегитимных субъектов политики. В то же время эти возможности далеко не безграничны и достаточно «грубы» для того, чтобы успешно противостоять угрозам, имеющим идеологический характер.

Гипотетически можно выделить два «предельных» варианта участия организаций гражданского общества и граждан в реализации мероприятий политического информационного противоборства. В первом «предельном» случае, который может быть обозначен как «опора на силу», общество не участвует в этой деятельности и основная тяжесть борьбы возлагается на государственные органы и должностных лиц. В этом случае приоритет в использовании средств противодействия отдается праву и принуждению нелегитимных субъектов политики в соблюдению национального законодательства. В зависимости от имиджа государства общество может поддерживать его в применении этих средств или отдать свою поддержку действиям нелегитимного субъекта политики. Во втором случае, который может быть обозначен как «гражданская инициатива», основная тяжесть противодействия распространению вредоносных идеологий и религиозных учений отдается гражданам и организациям гражданского общества. Эти граждане и организации на основе партнерских отношений с государством при финансовой, материальной и моральной поддержке со стороны государства осуществляют мероприятия противодействия, выступая в качестве активной социальной силы.

Представляется, что в реальной политической жизни ни один из этих вариантов в чистом, «рафинированном» виде практически не встречается. В то же время специальные принципы государственной информационной политики, порождаемые политической практикой, базируются на комбинации указанных возможностей субъектов информационного взаимодействия государства и общества.

Мне нужны признаки государственной информационной политики, весь интернет облазил, везде написано что это принципы. Могут ли принципы быть признаками??

Признаки государственной информационной политики (принципы):

Открытость политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.

Равенство интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех “правила игры”).

Системность - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

Приоритетность отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

Социальная ориентация - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.

Государственная поддержка - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.

Приоритетность права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

Если соблюдаются принципы, то это может являться признаками?

Ну, например. Приоритетность права. Если есть такое можно считать это признаком государственной политики.

Если приоритетности права нет - это уже анархия.

Или все таки это признаки?

- модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

- эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

- подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

- создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Т.е. эта понятия имеют различное значение. Возможно, в Вашей ситуации допущена опечатка: вместо принципов — признаки.

Для более корректного ответа необходим контекст ситуации.

В начале Июля подал в местный орган (Минеральные Воды Ставропольский край) соцзащиты заявку на социальный контракт для получения денег на бизнес и не могу получить из-за того, что соцзащита отправила запрос (справку о получении или не получении мной социальной помощи) в соцзащиту по моему прошлому месту жительства (Хабаровск) и ожидает ответ почтой где письмо может идти около месяца и есть большая вероятность что может потеряться в пути. Я решил ускорить процесс и заказал на сайте госуслуг сведения из федеральной государственной информационной системе "Единая государственная информационная система социального обеспечения" которая специально создана для возможности быстрого получения всей необходимой информации по выплатам о каждом человеке. Получив документ в pdf формате с цифровой подписью и отправив его по электронной почте в соцзащиту мне ответили, что не могут принять данный документ из-за невозможности проверки его подлинности. Как мне быть если госсуслуги специально дают документ с цифровой подписью, а соцподдержка отказывает? Какие еще существую методы ускорить процесс?

Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд с иском к Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом и Департаменту имущественных отношений о признании незаключенным договора аренды земельного участка. Предприниматель указал, что земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет, поэтому не может являться объектом арендных отношений. По мнению Департамента, спорный договор аренды заключен на срок до одного года, поэтому он не нуждается в государственной регистрации, а земельный участок — в постановке на кадастровый учет. Поскольку участок прошел процедуру межевания и в отношении него сформировано межевое дело, границы земельного участка установлены, описаны и надлежащим образом закреплены межевыми знаками, — все это позволяет его индивидуализировать. Вопросы: 1. Назовите объекты земельных отношений. 2. Дайте понятие земельного участка. Каким образом осуществляется образование, объединение, перераспределение и выдел земельных участков? 3. Какие признаки позволяют индивидуализировать земельный участок? 4. Какие требования предъявляются ГК РФ к земельному участку, являющемуся объектом договора аренды? 5. Рассмотрите спор по существу.

Можно ли поступить на военную службу по контракту в орган государственной охраны, если в отношении меня возбуждалось уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью). Однако впоследствии данное уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: