Принцип права народов на определение своей судьбы

Обновлено: 24.04.2024

Одним из наиболее значимых событий ХХ века, безусловно, стала ликвидация колониальной системы. Трудно представить современный мировой правопорядок, в основе которого не лежала бы норма о равноправии всех населяющих Землю народов и об их праве свободно устанавливать свой статус. Нельзя забывать о том, что именно нации как субъекты исторического процесса создали большинство современных государств, выступающих теперь на международной арене от их имени. Даже этимологически термин “международное право” содержит в себе указание именно на народы, а не на государства. Точно так же Устав ООН (если исходить из буквального толкования его текста) представляет собой соглашение народов и наций, а не государств.

Устав ООН (пункт 2 статьи 1) называет принцип равноправия и самоопределения народов основой дружественных отношений между нациями. Анализ этой нормы показывает также, что уважение данного принципа является одной из мер укрепления всеобщего мира. Необходимость создания мирных и дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов закреплена также в статье 55 Устава.

Декларация принципов 1970 года содержит целый ряд положений, составляющих правовое содержание рассматриваемого принципа. Во-первых, под равноправием и самоопределением необходимо понимать право каждого народа свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Во-вторых, каждое государство должно уважать соответствующее право того или иного народа и воздерживаться от любых действий, несовместимых с Уставом ООН. В-третьих, формами (способами) самоопределения Декларация называет: 1)создание суверенного и независимого государства; 2)свободное присоединение к независимому государству; 3)свободное объединение с независимым государством; 4)установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. В-четвертых, осуществление права на самоопределение не должно сопровождаться расчленением или нарушением территориальной целостности суверенного государства. Наконец, должны существовать экономические гарантии права народа на самоопределение: возможность свободно распоряжаться природными ресурсами и другими принадлежащими ему материальными ценностями.

Большое значение для становления принципа равноправия народов и права народов на самоопределение имели такие документы, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года и Международные пакты о правах человека 1966 года. Последние, как уже было сказано, имеют силу международного договора. Следовательно, участники Пактов взяли на себя вполне конкретное обязательство воздерживаться от каких-либо действий, препятствующих праву народов на самоопределение или посягающих на их равноправие. Что касается Декларации 1960 года, то в ней был сформулирован ряд критериев, при помощи которых решается вопрос о правомерности вооруженной борьбы нации или народа за свою независимость.

В соответствии с Декларацией и возникшей на ее основе международной практикой, угнетаемые и зависимые народы имеют право вести вооруженную борьбу за свое освобождение при наличии определенных условий. В первую очередь необходимо установить факт колонизации в любой из ее форм. Признаками колонизации, в частности, являются неравноправие, дискриминация населения страны по национальному (расовому) признаку, лишение отдельных меньшинств права фактически участвовать в политической и культурной жизни страны, принудительная ассимиляция и др. Другим важнейшим условием является наличие у народа единого органа, возглавляющего сопротивление и поддерживаемого большей частью населения. Такой орган должен эффективно контролировать население и соответствующую территорию. Наконец, сама вооруженная борьба должна вестись народом в рамках международного права, в частности - с соблюдением законов и обычаев войны.

Все перечисленные положения привели к появлению в международном праве института признания нации или народа, ведущего борьбу за независимость, субъектом международного права (подробнее об этом - в главе - 5). Однако вооруженная борьба за независимость в целом нехарактерна для современных форм осуществления права на самоопределение. На практике широкое распространение привели такие формы самоопределения, как федерализм, различного рода национально-культурные автономии, добровольная ассимиляция и т.д.

Нужно иметь в виду, что появление рассматриваемого принципа было в первую очередь обусловлено существованием в середине прошлого века колониальной системы. Ликвидация колониализма была бы невозможна, если бы в международном праве отсутствовала соответствующая императивная норма. Принцип равноправия и самоопределения народов к моральной правоте колониальных народов в борьбе за свое освобождение прибавил юридическую правомерность такой борьбы. Поэтому позитивное влияние данного принципа на развитие международных отношений второй половины ХХ века очевидно. Вместе с тем, в нынешних политических реалиях необходимо по-новому взглянуть на проблему самоопределения народов и этнических меньшинств. Если 50-60 лет назад создание угнетаемыми и зависимыми народами суверенных государств позволяло обеспечить ряд фундаментальных прав и свобод личности, то сегодня наблюдается противоположная картина. Стремление отдельных народов на практике реализовать право на самоопределение приводит к массовым нарушениям прав человека. Достаточно сказать, что практически все акты международного терроризма осуществляются под флагом борьбы за независимость. Кроме этого, реализация народом права на самоопределение в наиболее радикальной форме (создание суверенного государства) неизбежно вступает в противоречие с принципами территориальной целостности и нерушимости границ. Не случайно Парижская хартия для новой Европы, подтверждая право народов распоряжаться своей судьбой в соответствии с Уставом ООН, упоминает о необходимости следовать и тем нормам международного права, которые относятся к территориальной целостности государств. Все это дает основание отдельным представителям международно-правовой науки отстаивать тезис о необходимости исключения из принципа равноправия народов и права народов на самоопределение второй его части. Если учесть, что государств в современном мире немногим более 200, а этносов - в десятки раз больше, сохранение упомянутого принципа в прежней форме действительно представляет угрозу для международного мира и безопасности. Поэтому толкование принципа равноправия и самоопределения народов постепенно эволюционирует в сторону нейтрализации содержащегося в нем деструктивного, дестабилизирующего потенциала.

Проблема заключается и в том, что в мире есть целый ряд достаточно больших наций с богатой историей и культурой, которые не имеют собственного государства (курды, уйгуры, татары и другие). В таких условиях представителям этих народов чрезвычайно трудно сохранять свою национальную самоидентификацию, развивать родной язык и культуру. При этом другие этносы представлены на политической карте мира более чем одним государством: корейцы, арабы и некоторые другие. У данной проблемы есть серьезный моральный аспект, не считаться с которым нельзя. С другой стороны, практически невозможно выработать исчерпывающие критерии, по которым одному этносу можно создавать суверенное государство, а другому - нет.

Представляется, что наиболее оптимальным решением проблемы было бы подчинение принципа равноправия и самоопределения народов принципу уважения прав и свобод человека, или даже поглощение первого вторым. Так называемые “коллективные” права человека (где он рассматривается как представитель определенного народа или этнической группы) в конечном счете призваны обеспечить интересы каждого индивида в отдельности. Именно такой подход заложен, в частности, в статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года. Все права и основные свободы принадлежат не самим национальным меньшинствам, а принадлежащим к ним лицам. Поэтому вопрос о праве того или иного народа на самоопределение должен ставиться в зависимость от того, насколько на практике соблюдаются права и свободы его представителей, проживающих в данном государстве. Если их правовой статус де-юре и де-факто не отличается от статуса представителей коренной (титульной) нации, можно говорить об отсутствии юридических оснований для самоопределения.

Контрольные вопросы

1.Что следует понимать под принципами международного права?

2.В каких источниках перечислены принципы международного права?

3.Назовите 10 основных принципов международного права.

4.Раскройте нормативное содержание каждого принципа.

5.В чем состоит содержание концепции “гуманитарной интервенции”?

6.Какие элементы включает в себя территориальная целостность государства?

7.Какие действия квалифицируются как акт агрессии?

8.Перечислите основные мирные средства разрешения международных споров.

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы. - Тбилиси, 1982.

Бараташвили Д. И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве. - М., 1978.

Волова Л. И. Нерушимость границ - новый принцип международного права. - Ростов-на-Дону, 1987.

Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 1995.

Колосов Ю. М. Международное право. - М., 2000.

Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. - М., 1977.

Менжинский В. И. Неприменение силы в международных отношениях. - М., 1976.

Сарсембаев М. А. Международное право. - Алматы, 1996.

Тиунов О. И. Принцип соблюдения международных обязательств. - М., 1979.

Ушаков Н. А. Невмешательство во внутренние дела государств. - М., 1971.

Черниченко С. В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация) // Московский журнал международного права. 1996. № 4.

Курс международного права. В семи томах. - Т. 2. - М., 1989.

Международное публичное право: Учебник // Отв. ред. К. А. Бекяшев. - М., 2004.

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций регулирует отношения государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации (народ, нация – первооснова, с которой связан суверенитет государства и факт его существования).

Данный принцип или его идея использовались не всегда правомерно (процессы о возвращении незаконно присвоенной некоренными народами территории; террористические акции, проводимые под лозунгом самоопределения) (пересмотр сложившейся ситуации и перекраивание карты мира приведут самое меньшее к гражданским войнам, самое большее – к мировой ядерной катастрофе).

Принцип сформулирован в Уставе ООН, Пакте о правах человека 1966 (все народы имеют право на самоопределение; в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие; ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств на существование).

Деколонизация (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960; сформировался новый субъект МП – народ и нация, находящиеся в стадии борьбы за самоопределение; сформировался новый состав международного преступления – неоколониализм (применение иных, кроме политических и военных, методов удержания в подчинении бывшей колонии)).

Права народа и нации (самостоятельное (или под контролем ООН) решения о самоопределении, право на самостоятельный политический статус, право на свободное экономическое развитие, национальную и культурную самобытность, право на свободное распоряжение естественными ресурсами; право требовать, чтобы их права осуществлялись без незаконного противодействия, в соответствии с МП).

Трудность в установлении факта колонизации в случае совместного проживания на одной территории в течение длительного периода времени (определяется, существуют ли ограничения права общности на участие в политической жизни, экономическое неравенство, ущемление права на национально-культурную реализацию) (особенности помогает учесть практика плебисцитов).

Соотношение с принципом территориальной целостности (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 содержит положения о недопустимости использования принципа самоопределения для того, чтобы полностью или частично разрушить национальное единство и территориальную целостность страны).

Нарушения принципа самоопределения устанавливаются в соответствии с МП (к нарушителям применяются меры принуждения, соответствующие применяемым за совершение международных преступлений).

Безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе самоопределения народов и наций.

Появлению принципа самоопределения народов предшествовало провозглашение принципа национальности, под флагом которого экономически и политически окрепшая буржуазия боролась с отживающим феодализмом. Однако принцип национальности не стал господствующим даже в международном праве эпохи буржуазных революций, поскольку предполагал самоопределение только по признаку национальности. Содержание принципа самоопределения менялось в зависимости от исторической обстановки. Было время, когда самоопределение сводилось к проблеме образования самостоятельных национальных государств, поскольку нации исторически сложились после государств. Стремление нации образовать собственное государство, следовательно, связано с конкретным этапом общественного развития.

Принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН - "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. " (п. 2 ст. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих положениях Устава. В ст. 55, например, она теснейшим образом связывается с задачей повышения уровня жизни, решением международных проблем в экономической и социальной областях, в сферах здравоохранения, образования, культуры, соблюдения прав человека и т. п.

Принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение в документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.

Вместе с тем и сегодня принцип самоопределения является основным при решении проблем колониальных и зависимых народов, о которых говорится в главах XI-XIII Устава ООН, поскольку субъектом самоопределения являются не государства, а народы и нации.

В резолюции 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея прямо указала, что "дальнейшее существование колониализма препятствует развитию международного экономического сотрудничества, задерживает социальное, культурное и экономическое развитие зависимых народов и идет вразрез с идеалом Организации Объединенных Наций, заключающимся во всеобщем мире". Согласно этой же резолюции и многим другим документам ООН, недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования не должны использоваться в качестве предлога для отказа в предоставлении независимости.

В документах ООН выражено главное в нормативном содержании принципа самоопределения. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение".

Право национального самоопределения не исчезает, если нация образовала самостоятельное государство или вошла в состав федерации государств. Субъектом права на самоопределение являются не только зависимые, но и суверенные нации и народы. С достижением национальной самостоятельности право на самоопределение лишь меняет свое содержание, что находит отражение в соответствующей международно-правовой норме.

В содержании права на самоопределение все чаще выделяют экономические аспекты, например право каждого народа свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, осуществлять культурное развитие и т. п.

Современное нормативное содержание самоопределения включает в себя как права народов, так и соответствующие им обязанности государств. Так, праву народов свободно, без какого бы то ни было вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие соответствует обязанность государств не только уважать это право, но и содействовать ему путем совместных и индивидуальных действий.

Без строгого уважения и соблюдения принципа самоопределения народов невозможно выполнить многие жизненно важные задачи, стоящие перед ООН, например задачу содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также поддержание отношений мирного сосуществования между государствами. Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 года обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.

Принцип самоопределения народов и наций - это право народов и наций, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. С другой стороны, если народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушающие принципы невмешательства и суверенного равенства государств.

Право народов и наций на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Уважение свободы политического выбора становится фундаментом сотрудничества, а не соперничества и противоборства. С этим, в частности, связано право освободившихся государств на проведение политики неприсоединения, на участие в решении как общемировых, так и региональных проблем. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным (и т. п.) традициям и представлениям.

Самоопределение Каталонии

Самоопределение народов как один из основных принципов международного права означает право каждого народа самостоятельно определять свой политический статус, форму государственного существования, пути экономического, социального и культурного развития.

Принцип самоопределения народов связан не только с процессом перестройки внутренних политико-правовых устоев большинства государственных образований, имеющих многовековую историю, но и во многом определил становление более ста новых государств, что явилось частью единого процесса, охватившего все мировое пространство и не обошедшего стороной фактически ни одно государство.

Принцип самоопределения является правом, но не обязанностью, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушение принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Становление принципа самоопределения народов

Корни современной концепции самоопределения народов могут быть найдены в идеях Декларации Независимости США 1776 г., в которой провозглашалось, что «людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых» и, далее, «в случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее». Принцип самоопределения народов был поддержан лидерами Французской революции, выдвинувшими доктрину народного суверенитета, суть которого — верховенство народа как единственного законного и правомерного носителя власти в государстве.

В середине XIX века к идее «свободы народов» стали апеллировать национальные и революционные движения — борцы за независимость Польши, Греции и испанских колоний в Америке, итальянские патриоты и силы, выступавшие за объединение Германии. В последних двух случаях эта идея выступала в форме ирредентизма — объединения разрозненных земель, на которых проживали представители одного народа, в единое государство.

Сам термин «самоопределение наций» впервые прозвучал на Берлинском конгрессе 1878 года, приблизительно тогда же в оборот вошло и понятие «право наций на самоопределение». Идея вскоре получила широкое признание и заняла прочное место в программных положениях многих либеральных и социалистических движений. В 1896 году «право наций на самоопределение» было признано Конгрессом II Интернационала.

Новый импульс развития принцип равноправия и самоопределения народов получил в связи с окончанием Первой мировой войны, когда термин «самоопределение» стал приобретать большую актуальность в международной жизни. В январе 1918 года президент в США В. Вильсон выступил с программой мирного послевоенного урегулирования, известной как «14 пунктов Вильсона» – тезисы, заложившие основу проекта Версальского мирного договора 1919 года. Несмотря на то что в этой программе принцип самоопределения не был сформулирован как всеобщий (Вильсон не подвергал сомнению существование колониальной системы), ее применение по отношению к народам, находившимся до сих пор под властью Османской империи и Австро-Венгрии, привело к тому, что он вошел в каноны мышления послевоенного мирового порядка.

Лига Наций, учрежденная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и обеспечения коллективной безопасности, ограничилась лишь введением системы мандатов для колоний государств, проигравших Первую мировую войну, с целью не допустить их чрезмерной эксплуатации. В целом большинство идей Вильсона Лига Наций не приняла.

Самоопределение Шотландии

Многотысячный марш за независимость Шотландии в Глазго. 5 октября 2019 г.

Принцип самоопределения народов как международно-правовая норма впервые оформлен и закреплен в 1945 г. Уставом ООН. В соответствии со ст.1 Устава, для поддержания дружественных отношений между государствами и для укрепления всеобщего мира все члены организации обязаны действовать на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Решающим шагом в укреплении прав человека было принятие Международных пактов 1966 г. В Международном пакте о гражданских и политических правах в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах было подтверждено, что все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Особую роль в процессе становления принципа равноправия и самоопределения народов сыграла принятая в 1970 г. Декларация о принципах международного права. Декларация конкретизировала содержание права на самоопределение, раскрывая возможные формы его осуществления:

  • создание суверенного и независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
  • установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Содержание права народов на самоопределение

Содержание права народов на самоопределение в ходе своего развития претерпело значительные изменения. Так, на протяжении XX века к праву на самоопределение различные движения и группы обращались в контексте деколонизации, революций и переворотов, ирредентизма, сепаратизма и автономизма.

Исходя из анализа документов и доктрины действующего международного права, можно выделить следующие основные элементы содержания принципа самоопределения:

  • запрещены подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация;
  • все народы могут свободно выбирать свой политический статус (суверенное государство, ассоциированное государство, союз или объединение с другим государством и т. д.);
  • все народы имеют возможность беспрепятственно выбирать форму своего государства (т.е. форму правления, государственного устройства, политического режима);
  • все народы имеют возможность свободно определять характер социально-экономического строя и пути своего развития;
  • все народы имеют право самостоятельно формировать свои нравственные ориентиры и культурные ценности;
  • все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами;
  • все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы этого права.

Совершенно очевидно, что эти элементы взаимосвязаны: один выбор предопределяет другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя.

Формы реализации права народов на самоопределение

В настоящее время в теории международного права выделяют две формы реализации права народов на самоопределение: внутреннюю и внешнюю:

Внутренняя форма реализации права народов на самоопределение

Внутреннее самоопределение — это выбор определенной формы самоопределения народа внутри государства, без стремления к отделению. Одной из наиболее очевидных форм самоопределения в данном случае становиться предоставление этносу (народу) автономии. Под автономией понимается предоставление обособленной этнической (национальной) группе определенной степени самостоятельности в вопросах этнокультурного и хозяйственного характера.

В современной науке принято различать национально-территориальную и национально-культурную автономию:

  • Национально-территориальная автономия — относительно самостоятельный регион государства с особым национальным составом населения, своеобразной культурой, традициями и языком. Основы правового положения территориальной автономии обычно регулируются конституциями или спец. законами, определяющими ее статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центр. органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром.
  • Национально-культурная автономия — общественное объединение, в рамках которого этническим группам гарантируется право пользоваться наследием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, в процессе обучения, изучать свою историю, традиции и культуру; предоставляются возможности издавать собственные средства массовой информации, возрождать свои промыслы и ремесла; создаются условия для сохранения самобытности этнических групп, их участия в разработке и осуществлении государственной национальной политики.

Кроме того, одним из наиболее эффективных способов снижения конфликтности в многонациональных государствах является федерализм. В федеративном государстве часть полномочий государства делегируется: регионам предоставляется право самостоятельно разрабатывать программы своего социально-экономического и культурного развития, определять порядок их финансирования, осуществлять контроль за их исполнением.

Внешняя форма реализации права народов на самоопределение

Внешнее самоопределение подразумевает реализацию права народа на самоопределение через создание независимого государства или присоединение к другому государству. Этот тип самоопределения является предметом многочисленных дискуссий. В первую очередь такая форма самоопределения использовалась во времена деколонизации. После завершения данного процесса встал вопрос о применимости внешнего самоопределения в условиях современной системы международного права.

По мнению известного юриста-международника, С.В. Черниченко, право на самоопределение предполагает право на отделение в четырех случаях:

  1. народ находится в колониальной зависимости;
  2. территория, на которой проживал какой-то народ, подверглась аннексии после 1945 г.;
  3. конституция государства предусматривает возможность выхода из состава государства территории, населенной определенным народом;
  4. государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах власти.

Таким образом, международное право не исключает право на самоопределение через отделение от материнского государства, но допускает только в исключительных случаях: в случае незаконного захвата власти, государственном перевороте или иных действий центральной власти, направленные на дискриминацию населения, порождение этнической предвзятости и нетерпимости.

Субъекты права на самоопределение

Одним из самых дискуссионных и противоречивых вопросов в содержании принципа самоопределения является его субъект, то есть тот, кому принадлежит право на самоопределение.

Народы, находящихся под колониальной зависимостью

Колониализм с точки зрения международного права есть явление, препятствующее реализации основных прав человека, мешающее развитию зависимых народов и в связи с этим подлежащее скорейшей элиминации. Многочисленные декларации и резолюции главных органов ООН однозначно признают право находящихся под колониальной зависимостью народов на самоопределение.

Самоопределение Конго

Демонстрация за независимость от Бельгии в Леопольдвиль, Конго. 1960 г.

14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой существенно конкретизируется содержание принципа равноправия и самоопределения относительно данных народов. Так, в декларации утверждается, что колониально-зависимые народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Процессу достижения данными народами независимости не могут помешать ни этнические и религиозные особенности, ни численность народа, ни недостаточный уровень их социального, экономического или политического развития.

Коренные и малочисленные народы

Коренные народы отличаются тем, что сохраняют традиционную хозяйственную деятельность и свою культуру, тесно связанную с определенной территорией. Принятая 13 сентября 2007 г. Декларация о правах коренных народов гарантирует коренным народам право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов. Также этим народам гарантируются право участвовать в управлении суверенным государством, на территории которого они проживают.

Формой осуществления права на самоопределение коренных народов может являться создание широкой автономии, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. Соблюдение права на самоопределение должно способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности.

Национальные меньшинства

Обладают ли национальные меньшинства правом на самоопределение — еще одни спорный вопрос в теории международного права. Под меньшинством понимается этническая группа, члены которой, являясь гражданами государства проживания, по своему происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения страны.

По общему правилу, национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение. Хотя на международном уровне приняты специальные акты, защищающие права нацменьшинств, такие как Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.), однако право на самоопределение как таковое в них не упоминается.

Тем не менее, из-за неясности и отсутствия четких определений таких базовых понятий, как «народ», «нация», «национальное меньшинство», некоторые ученые отстаивают точку зрения, согласно которой национальные меньшинства обладают правом на самоопределение наряду с другими группами индивидов, образующими вместе «народ».

Соотношение принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств

Одним из наиболее сложных и спорных в международном праве и мировой политике является вопрос о том, как принцип самоопределения народов соотносится с международным принципом территориальной целостности государств.

Как полагают одни авторы, право на самоопределение не означает право на сецессию и на практике принцип самоопределения должен быть подчинен принципу территориальной целостности. Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, они исходят из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.

Другие считают, что право на самоопределение является одним из фундаментальных коллективных прав человека, принадлежащих народу как единому целому. Исходя из принципа наивысшей ценности прав человека, они рассматривают государство как механизм, с помощью которого общество обеспечивает интересы своих членов. Поэтому, если какая-то территориальная группа не желает входить в состав данного государства, то не существует каких-либо оснований, которые могли бы обосновать насилие над ней.

Большинство специалистов, однако, придерживаются мнения, что в соответствии с положениями международного права право на «внешнее» самоопределение относится только к народам, находящимся в колониальной или иной иностранной зависимости, или в условиях иностранной оккупации.

Акцент в плане практической реализации должен делаться на «внутреннее» самоопределение, т.е. на развитие демократических институтов и механизмов группового представительства, позволяющих всем членам общества и всем группам эффективно участвовать в управлении и распределении ресурсов, в частности, предоставляющих народам определенную самостоятельность и независимость в решении собственных проблем в рамках федерации или автономии.

Вопрос о реализации права на самоопределение в форме отделения от существующего государства может ставиться только тогда, когда государство допускает массовые и систематические нарушения прав человека, не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов, не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти и не имеет воли или желания изменить сложившееся положение.

Библиографический список

  • Алексанян А. А. Реализация права народов на самоопределение в контексте принципа территориальной целостности государств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №4 (22).
  • Алексанян С. Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2017.
  • Буханова А.С. Коллизия принципов самоопределения народов, территориальной целостности государств и возможные пути ее решения // Право и управление: XXI век. 2011.
  • Герасимова О.Е. Право наций на самоопределение как фактор гармонизации этносоциальных отношений в современном мире // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 4.
  • Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  • Грушкин, Д. В. Право народов на самоопределение: Идеология и практика: Материалы к семинару – М.: Звенья, 1997.
  • Зохрабян Р.П. Формы реализации права народов на самоопределение в международном праве и доктрине // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010. №2.
  • Карташкин В.А. Право на самоопределение и территориальная целостность государств // Обозреватель – Observer, 2014. № 10.
  • Кедяев В. В. Правовые аспекты реализации принципа равноправия и самоопределения народов // Контентус. 2019. №8 (85).
  • Кукушкина С.М. Государственный суверенитет, национальный суверенитет и право Наций на самоопределение в начале третьего тысячелетия // Марийский юридический вестник. 2011. №8.
  • Малов Д. В. Принцип равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права: особенности толкования и проблемы субъектности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. №2.
  • Хасанов А. А. Соотношение и взаимодействие принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств // Журнал российского права. 2017. №10.
  • Шафиев К. Принципы самоопределения народов в условиях глобализации // Кавказ и глобализация. 2007. №3.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,


Помимо реальных противоречий и разногласий, существующих между различными народами, исторических конфликтов, разного уровня экономического развития, расовых, национальных, этнических, религиозных и культурных споров одним из факторов, дестабилизирующих международное сообщество, являются экстремистские интерпретации права народов на самоопределение, сведение его к праву на отделение. На нашей планете насчитывается около 3 тысяч этносов и этнических групп, не имеющих своей государственности, а потому вполне естественное желание большинства из них её обрести, приведет к всеобщему политическому хаосу, конфликтам и войнам.

В связи с этим весьма важным является вопрос: на что же именно имеет право народ в процессе своего самоопределения?

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (ХХХ\/)), принятой в 1970г. и дающей, на наш взгляд, наиболее детальное объяснение права народов на самоопределение, говорится: «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». Здесь содержится и ряд ограничений: во-первых, «каждое государство обязано содействовать … всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с уставом»; во-вторых, даётся перечень способов осуществления прав на самоопределение: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом»; в-третьих, здесь указываются условия, при соблюдении которых само право на самоопределение ограничивается и не может включать в себя отделение. Важнейшее из них – наличие «правительства, представляющего весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедования или цветов кожи» [1, с. 6-10].

В Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам (1992), в п. 2 ст. 4 говорится: «государства принимают меры для создания благоприятных условий, позволяющих лицам, принадлежащих к меньшинствам, выражать свои особенности и развивать свою культуру, язык, религию, традиции и обычаи, за исключением тех случаев, когда конкретная деятельность осуществляется в нарушение национального законодательства и противоречит международным нормам» [2].

Таким образом, теоретически самоопределение народов не сводится лишь к политическому определению, а последнее – непременно к созданию собственного независимого государства. Как отметил Макс М. Кампельман, право народов на самоопределение не включает в себя право на отделение. Это два самостоятельных права, к которым нужно и подходить отдельно. Право на самоопределение признано в международном праве, находит свое отражение в Уставе ООН и в Заключительном акте ОБСЕ, а право на отделение не является правом по международному праву. [3, с. 3].

Другой представитель западной мысли Дитрик Мурсвик отмечает, что в условиях агрессии «право на отделение приобретает характер права на самозащиту и может отстаиваться, в том числе, и путем применения силы. Без права на отделение в случае необоснованной дискриминации, которую нельзя предотвратить иным путем, право на самоопределение было бы пустым звуком» [4, с. 26].

Согласно российскому исследователю М.А. Цагараеву, можно выделить два уровня самоопределения: внутренний и внешний. «Первым называется такой тип самоопределения, когда народы самостоятельно, без внешнего вмешательства, определяют свой политический статус в системе международных отношений. Внутреннее самоопределение осуществляется в рамках одного государственного образования. Большинство специалистов придерживаются мнения, что в соответствии с положениями международного права и сложившейся практикой право на «внешнее самоопределение» относится только к народам, находящимся в колониальной или иной иностранной зависимости или в условиях иностранной оккупации. Высказываются мнения…, что в иных случаях «внешнее» самоопределение (сецессия) может считаться законным, если власти государства делают невозможным «внутреннее» самоопределение, т.е. допускают массовые нарушения прав человека или систематическую дискриминацию. » [5, с. 174]. Тем не менее, по мысли Цагараева, первичным является «внутреннее» самоопределение.

По мнению Александра Аксенёнка, народ может по своему выбору реализовать право на самоопределение посредством культурной автономии, федеративных и конфедеративных государственных структур, национально-территориальных единиц, имеющих различные уровни хозяйственной самостоятельности, межгосударственной интеграции (с передачей центру части национальной самостоятельности), полной независимости [6]. Те же формы самоопределения выделяет Р. Агаев, но при этом он подчеркивает, что необходимо разграничивать понятия «сепаратизм» и «самоопределение» и ни в коем случае их не отождествлять [7, с. 61-62].

Интересна точка зрения Соболевой: «Право наций на самоопределение включает не только право на отделение и образование самостоятельного суверенного государства, но и право на объединение с другими нациями с общего согласия, которое при этом не является юридическим основанием для изменения существующих границ» [8, с. 12]. По сути, здесь предлагается дать возможность представителям одной нации, живущим в разных государствах, самоопределиться (иными словами, составить определенную общность), оставаясь при этом каждый в своем государстве, что, на наш взгляд, невозможно.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970г. // Международное право в документах / Сост. Н. Т. Блатова. М., 1982.

Решетов Ю.А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. 1994. № 1.

Dietrich Murswiek. The Issue of a Right Secession – Reconsidered // Modern law of self-determination / edited by Christian Tonuschat. The Netherlands , 1993.

Цагараев М. А. Современная трактовка принципа права народов на самоопределение // Социология власти. 2008. № 5.

Агаев Р. Самоопределение без сепаратизма – возможно ли это? // Вестник аналитики. 2007. № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): Самоопределение, народ, отделение, политический статус, государство, мнение, независимое государство, Устав ООН.

Похожие статьи

Право народов на самоопределение | Статья в журнале.

Этой организацией явилась ООН, 26 июня 1945 года пятьюдесятью государствами был подписан Устав ООН.

Суверенное и независимое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народ его права на самоопределение, равно как.

Косово: к вопросу о правовой легитимности обретённого.

«В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

К вопросу о понимании принципа равноправия.

- обеспечить соответствующему народу право на самоопределение; - дать возможность нации, которая хочет выйти из состава того или иного государства с целью образования своего независимого государства, самой определять свою политическую.

Конституционно-правовой статус народа | Статья в журнале.

Статус права народов на самоопределение как принципа международного права подтверждается в Декларации о

Это обусловлено наличием ряда политических прав у этих лиц, позволяющего активно участвовать в политической жизни государства и влиять на нее.

Непризнанные и частично признанные государства.

Далеко не все страны мира признаны мировым сообществом — клубом уже признавших друг друга стран, в качестве независимых государств. Есть список стран мира, а также список стран ООН.

Признание государств в международном праве | Молодой ученый

Принятие государства в члены ООН осуществляется. На наш взгляд, при наличии данных критериев, государство

Проблема статуса непризнанных государств и урегулирование.

Статья 12 Устава Организации американских государств, например, гласит: «политическое.

О двойных стандартах в политике развитых стран.

Она также гласит: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Современные подходы к понятиям государства.

Современные подходы к понятиям государства, государственности, государственного строительства, нации, связанные с

Основные термины (генерируются автоматически): государство, Народ, США, Тайвань, независимое государство, политический институт.

Соблюдение основ международного права в контексте.

Следует отметить, что юридическая сила и морально-политический авторитет рекомендаций Генеральной Ассамблеи ООН признавался как в советской, так и в Российской науке

Иными словами, она выражает принцип суверенитета государств и право наций на самоопределение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: