Принцип образования судов на началах назначаемости

Обновлено: 23.04.2024

Согласно ч. 3 ст. 123 КРФ судопроизводство в России осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Данный принцип также закреплен и в отраслевом законодательстве. (Ст. 15 УПК РФ, ст. 12 ГПК РФ, ст. 9 арбитражного процесс кодекса). Принцип состязательности характеризуется разделением процессуальных функций сторон и отделением от них функций суда по разрешению дела. Данный принцип предполагает такое построение процесса, при котором функция правосудия разрешения дела, осуществляемая только судом ,отделена от функций спорящих сторон. При этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, а потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных функций. Состязательность не исключает право суда истребовать и исследовать по собственной инициативе доказательства для проверки доводов, приведенных сторонами. Суд в праве проверять показания и другие представленные суду доказательства путем постановки вопросов лицам, дающим показания, назначения экспертизы и участия других следственных действий.

Важнейшим условием состязательности является равноправие сторон. Процессуальные стороны пользуются в субъектном разбирательстве равными правами по представлению доказательств, участию в их исследованиях, заявлении ходатайств, высказывании мнений по возникающим процессуальным вопросам.

Вопрос 16. Разумный срок судопроизводства.

Ст. 6.1 УПК

1. Уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок.

2. Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

3. При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

4. Обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства.

5. В случае если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

6. Заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее 5 суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела.

Ст. 6.1 ГПК

1. Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

2. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок.

3. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.

4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу.

5. Правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.

6. В случае если после принятия искового заявления или заявления к производству дело длительное время не рассматривалось и судебный процесс затягивался, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

7. Заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует осуществить для ускорения судебного разбирательства.

Статья 6.1 АПК

1. Судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.

2. Разбирательство дел в арбитражных судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом. В любом случае судопроизводство в арбитражных судах должно осуществляться в разумный срок.

3. При определении разумного срока судопроизводства в арбитражных судах, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в арбитражный суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников арбитражного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также общая продолжительность судебного разбирательства.

4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 18 настоящего Кодекса и требующие замены судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков судопроизводства по делу.

5. Правила определения разумного срока судопроизводства, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов.

6. В случае если после принятия искового заявления или заявления к производству арбитражного суда дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю арбитражного суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

7. Заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем арбитражного суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. По результатам рассмотрения заявления председатель арбитражного суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения рассмотрения дела.

Образование судов как субъектов судебной власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов конституционным законом и формирования их состава федеральным законом. Наделению судей их полномочиями предшествует длительная и детально определенная деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на судебные должности. К государственным служащим ни одного государственного органа или учреждения не предъявляются столь высокие требования, касающиеся компетентности в вопросах юриспруденции, образования, практического опыта, нравственных качеств. Конституция РФ устанавливает такие гарантии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и неприкосновенность ФЗ исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей. Законодатель признает наличие особых интересов у судей как носителей судебной власти Для выражения этих интересов, их защиты и отстаивания перед лицом иных ветвей государственной власти создаются органы судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей в РФ) Органы судейского сообщества являются гарантами неприкосновенности личности судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов и одновременно выступают хранителями соблюдения судьями этических норм Кодекса судейской чести. Порядок образования иных федеральных судов, в частности, судов общей юрисдикции (в том числе военных судов), арбитражных судов может быть установлен исключительно федеральными законами. Процедура подбора кадров для федеральных судов, порядок их наделения судейскими полномочиями также регулируются федеральным законодательством. К кандидатам на должности судей федеральный закон предъявляет повышенные требования по их профессиональным, нравственным качествам, состоянию здоровья. Вместе с тем согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры судебных органов, действующих в пределах соответствующих субъектов Федерации (пункт «л» ст. 72) Часть 2 ст. 17 ФКЗ «О судебной системе РФ» раскрывает одно из полномочий этой совместной компетенции, касающееся создания должностей мировых судей, а именно правовой основы их установления и упразднения. Согласно этому закону указанные вопросы должны решаться представительными органами субъектов РФ. Требования к кандидатам на эти должности, их количество в каждом конкретном субъекте Федерации, дислокация участков мировых судей, материально-техническое обеспечение их деятельности определяются законами субъектов Федерации. Как известно, конституционные (уставные) суды в РФ не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов Федерации представляет их право, а не обязанность. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о судебной системе образование этих судов и их упразднение входит в компетенцию законодательных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, структура. Таким образом, ФКЗ «О судебной системе РФ» утверждает стабильность системы судов в РФ. Изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ или принятия соответствующего федерального конституционного или федерального закона. В случае упразднения конкретного суда недопустимо образование вакуума юрисдикции. Под юрисдикцией суда принято понимать установленную законом совокупность правомочий суда на разрешение правовых споров и рассмотрение дел о правонарушениях.

Состязательность сторон

Является принципом уголовного процесса согласно Конституции РФ и УПК РФ.

Принцип состязательности сторон, предусмотренный ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 15 УПК, определяет такое построение уголовного процесса, в котором функции обвинения (уголовного преследования) и защиты разграничены между собой, отделены от судебной деятельности и выполняются сторонами, пользующимися равными процессуальными правами для отстаивания своей позиции, а суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создаёт необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав и разрешает уголовное дело по существу.

Состязательность сторон предполагает, что судебное разбирательство по уголовному делу может быть начато только при наличии обвинительного заключения (акта), утверждённого прокурором, или жалобы частного обвинителя, настаивающих перед судом на удовлетворении своих требований. Это правило отражает значение спора сторон как движущего начала состязательного судебного процесса. Из этого правила вытекает также и то, что отказ инициатора судебного процесса от выдвигаемого обвинения (прокурора от поддержания государственного обвинения, частного обвинителя от жалобы, истца от иска) либо признание жалобы, обвинения или иска противоположной стороной влечёт прекращение производства по делу. В уголовном судопроизводстве отказ государственного или частного обвинителя от обвинения, а гражданского истца от иска обязателен для суда и влечёт прекращение производства по делу (полностью или в определённой части). Однако признание подсудимым своей вины не влечёт немедленного вынесения приговора, поскольку это противоречило бы принципу презумпции невиновности, согласно которому вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Лишь по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы, признание подсудимым своей вины позволяет суду вынести приговор без проведения судебного разбирательства (ст. 314 - 316 УПК).

Стороной защиты являются:

1. подозреваемый и его законный представитель,

2. обвиняемый и его законный представитель,

4. гражданский ответчик,

5. законный представитель гражданского ответчика.

Сторону обвинения представляют:

4. частный обвинитель,

5. потерпевший и его законный представитель,

6. гражданский истец и его законный представитель.

Состязательность сторон проявляется и в том, что суд не выступает на стороне обвинения или защиты, объективен и свободен в оценке доказательств и доводов сторон, является для них «беспристрастным арбитром». В силу этого признака состязательности сторон суд не вправе возбуждать уголовные дела публичного обвинения или отказывать в их возбуждении, возвращать дела для производства дополнительного расследования и давать органам предварительного расследования какие-либо указания по восполнению доказательственной базы обвинения, принимать по собственной инициативе меры к доказыванию виновности подсудимого. Конституционный Суд РФ в своих постановлениях признал неконституционными те положения УПК РФ, которые возлагали на суд несвойственную ему функцию уголовного преследования.

Вместе с тем состязательность сторон не исключает права суда истребовать и исследовать по собственной инициативе доказательства для проверки доводов, приведенных сторонами (определение Конституционного Суда РФ от31 января 2001 г. №12-о). С этой целью суд может проверять показания и другие представленные суду доказательства путем постановки вопросов лицам, дающим показания, назначения экспертизы и участия в других следственных действиях. Однако основная задача суда, обусловленная состязательными началами, состоит в создании необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Важнейшим условием состязательности является равноправие сторон. Стороны обвинения и защиты пользуются в судебном разбирательстве равными правамипо представлению доказательств, участию в их исследовании, заявлении ходатайств, высказывании мнения по возникающим процессуальным вопросам.

Состязательность сторон, как принцип уголовного процесса, наиболее полно проявляется на стадии судебного разбирательства. Вместе с тем с определенными ограничениями этот принцип действует и на стадии предварительного расследования:

- при рассмотрении судом жалоб на действия органов предварительного расследования;

1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы». Ее соотношение и связь с другими юридическими дисциплинами.

2. Понятие правоохранительной деятельности, ее задачи и виды.

3. Общая характеристика правоохранительных органов. Круг негосударственных органов, способствующих правоохранительной деятельности.

4. Суд как орган судебной власти. Полномочия суда.

5. Понятие правосудия и его отличительные признаки.

6. Демократические принципы правосудия. Понятие и система.

7. Осуществление правосудия только судом.

8. Образование судов на началах назначаемости.

9. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел во всех судах.

10. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.

11. Независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.

12. Гласность в деятельности судов.

13. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах РФ.

14. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Презумпция невиновности.

15. Осуществление правосудия на началах состязательности и равноправия сторон.

16. Разумный срок судопроизводства.

17. Понятие судебной системы Российской Федерации. Ее характерные черты.

18. Действующая судебная система РФ, ее структура. Порядок образования и упразднения судов в РФ.

19. Звено судебной системы. Судебные инстанции.

20. Мировые судьи, их место в судебной системе. Компетенция мирового судьи.

21. Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.

22. Районный (городской) суд. Его место в судебной системе РФ и полномочия.

23. Состав и порядок наделения полномочиями судей районного (городского) суда.

24. Председатель районного (городского) суда. Его права и обязанности.

25. Организация работы районного (городского) суда.

26. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Их место в судебной системе РФ, полномочия.

27. Состав и порядок назначения судей областных и соответствующих судов.

28. Президиум областного и соответствующих судов. Порядок образования, состав, полномочия.

29. Судебные коллегии областного и соответствующих судов. Порядок формирования, полномочия.

30. Военные суды, их место в судебной системе РФ. Полномочия.

31. Гарнизонный военный суд. Его состав, компетенция.

32. Окружной (флотский) военный суд. Его состав, структура, компетенция.

33. Военная коллегия Верховного Суда РФ. Ее состав, компетенция.

34. Верховный суд РФ, его место в судебной системе РФ. Состав и порядок формирования.

35. Структура и полномочия Верховного Суда РФ.

36. Судебные коллегии Верховного Суда РФ, порядок их формирования и полномочия.

37. Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ, порядок формирования и полномочия.

38. Президиум Верховного Суда РФ, порядок формирования и полномочия.

39. Пленум Верховного Суда РФ, его состав и полномочия.

40. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, его задачи и система.

41. Конституционный Суд РФ. Его место в судебной системе РФ. Полномочия.

42. Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда РФ.

43. Высший Арбитражный Суд РФ, его место в судебной системе РФ. Состав и порядок его формирования.

44. Арбитражные суды округов. Состав, структура, полномочия.

45. Арбитражные апелляционные суды, состав, структура, полномочия.

46. Арбитражные суды субъектов РФ. Состав, структура, компетенция.

47. Органы судейского сообщества.

48. Особенности привлечения судей к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

49. Министерство юстиции и его органы. Их задачи, функции.

50. Судебный пристав. Порядок назначения и полномочия.

51. Прокуратура РФ. Ее место в системе государственных органов РФ.

52. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

53. Основные направления деятельности прокуратуры. Общая характеристика.

54. Система органов прокуратуры в РФ.

55. Генеральный прокурор РФ. Коллегия прокуратуры РФ.

56. Прокурор области. Коллегия прокуратуры области.

57. Прокурор района (города). Порядок назначения и освобождения от должности.

58. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров. Порядок назначения

59. Классные чины прокурорских работников.

60. Следственный комитет РФ. Система его органов.

61. Председатель Следственного комитета РФ, его полномочия.

62. Служба в органах прокуратуры. Аттестация прокурорских работников. Поощрение и дисциплинарная ответственность прокурорских работников.

63. Органы дознания, их система.

64. Дознаватель. Начальник подразделения дознания.

65. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Система и полномочия.

66. Органы предварительного следствия. Их полномочия.

67. Руководитель следственного органа. Порядок назначения, полномочия.

68. Полиция в системе правоохранительных органов, ее задачи.

69. Таможенные органы в системе правоохранительных органов. Задачи, система органов.

70. Понятие адвокатской деятельности и адвокатуры.

71. Требования, предъявляемые к адвокатам.

72. Статус адвоката и гарантии его независимости.

73. Формы адвокатских образований.

74. Исполнительные органы адвокатской палаты. Их компетенция.

75. Дисциплинарное судебное присутствие: порядок образования, полномочия.

Заведующий кафедрой правосудия

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Поиск по сайту

Судьи - носители судебной власти. В связи с этим существенное значение для процессуального права имеет принцип наделения судей полномочиями по осуществлению правосудия.

Традиционно этот принцип в процессуальной науке относился к основным принципам организации.

В современном российском процессуальном праве действует принцип назначаемости судей на должность.

Наделение судей полномочиями путем их назначения на должности имеет целью повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, что не в последнюю очередь зависит от профессиональных и личных качеств судей как носителей судебной власти. Система назначения дает возможность произвести отбор наиболее подготовленных кандидатов на должности судей, отвечающих требованиям, предъявляемым к судейскому корпусу.

Конституцией РФ определяются общие требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи (ст. 119 Конституции РФ). Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Дополнительные требования к судьям содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Этим Законом также устанавливаются правила отбора кандидатов на должности судей, порядок наделения судей полномочиями (ст. ст. 3 - 6).

Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Кандидаты на должность сдают квалификационный экзамен и проходят обязательное медицинское освидетельствование.

Судьи всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должности только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (Высшей квалификационной коллегии судей РФ, квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Принцип назначаемости судей нашел свое правовое закрепление в ст. 128 Конституции РФ, согласно которой:

- судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;

- судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены определенным сроком.

Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" определяется порядок наделения полномочиями председателей и заместителей председателей судов (ст. 6.1):

- Председатель Верховного Суда РФ, заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;

- председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных, районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Председатели и заместители председателей всех федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должность при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность на шесть лет и могут быть на этот же срок назначены повторно.

Следует обратить внимание на то, что сказанное выше имеет отношение к назначению судей федеральных судов общей юрисдикции.

Определенную специфику имеет порядок наделения полномочиями мировых судей.

Согласно ст. 6 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи назначаются (избираются)на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираютсяна должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

В настоящее время ни в одном из российских регионов мировые судьи не избираются непосредственно населением судебных участков. Во всех субъектах РФ наделение мировых судей полномочиями предусмотрено путем их назначения соответствующими законодательными органами государственной власти.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении этого срока мировой судья в соответствии с законом субъекта РФ может быть назначен (избран) повторно (и неоднократно) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет (ст. 7 ФЗ о мировых судьях).

Деятельность основана на принципах (принципах правосудия), в учебной литературе они иногда называются «правовыми основами правосудия», «принципами реализации», «демократическими основами правосудия».

Каждый вид судопроизводства имеет единую конституционную основу (гл. 7 КРФ), обладает своей спецификой и закрепляет присущую только ему систему принципов правосудия. (например, для уголовного процесса характерен принцип презумпции невиновности, в гражданском процессе такой принцип отсутствует.)

Принципы правосудия – общие руководящие правовые положения, закрепленные в КРФ и ФЗ, и определяют организацию и деятельность государственных органов, осуществляют судебную власть.

Принципы правосудия должны быть закреплены в нормативно-правовых актах: КРФ и ФЗ.

Принципы носят императивныйхарактер, в них содержатся предписания, обязательные для всех лиц.

Вопрос 7. Осуществление правосудия только судом.

Правосудие по гражданским, уголовным, административным дела в соответствии со статьёй 118 может осуществлять только суд. Применительно к правосудию по уголовным делам, ст. 49 Конституции устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговор суда. Ст. 8 УПК устанавливает, что только суд в своём приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголовному наказанию.

Судебная власть в Российской федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не в праве принимать на себе осуществления правосудия.

Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия, поскольку ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон. При этом в законе установлено, что приговор суда может быть изменён или отменён только вышестоящим судом по основаниям, предусмотренным уголовно- процессуальным законом. (ст. 379 УПК).

Ст. 8 УПК

Осуществление правосудия только судом

1. Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Кодексом.

Ст. 379 УПК

Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке

1. Основаниями отмены или изменения приговора в кассационном порядке являются:

1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции;

2) нарушение уголовно-процессуального закона;

3) неправильное применение уголовного закона;

4) несправедливость приговора.

2. Основаниями отмены или изменения судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей, являются основания, предусмотренные пунктами 2-4 части первой настоящей статьи.

Ст. 49 КРФ

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Вопрос 8. Образование судов на началах назначаемости.

При рассмотрении этого вопроса речь пойдёт о порядке формирования судебного корпуса.

Требования, предъявляемые кандидатам на должность судьи.

Судьёй может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым кандидатам на должность судьи конституцией РФ, федеральным законом, ФКЗ. В соответствии с законом «О статусе судей» это наличие:

· высшего юридического образования

· судьёй может быть гражданин, не имеющий судимости

· не имеющий иностранного гражданства, либо вида на место жительства или другого документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства,

· Не состоящий на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий в суде.

При этом судьёй Конституционного суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет, имеющий стаж работы по юридической профессии 15 лет, наличие квалификации в области права.

Судьёй Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет

Судьёй областного краевого суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 7 лет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: