Принцип назначаемости судей гражданского процессуального права

Обновлено: 23.04.2024

Принципы гражданского процессуального права основаны на демократической основе судопроизводства и одном из важнейших конституционных принципов – принципе разделения властей. Принцип разделения властей обеспечивает самостоятельность и независимость судебной власти, взятой в целом, как совокупности органов, отправляющих правосудие. Но он не гарантирует независимости каждого отдельного судьи, который может опасаться, что в случае, если его деятельность не понравится высшим органам судебного ведомства, которым он подчинен (министру юстиции или каким-либо иным), то он может лишиться своего места. Пока такое опасение возможно, в беспристрастии судей нельзя быть уверенным. Чтобы этого избежать, существует несменяемость судей.

Она состоит в том, что судья не может быть без собственного желания или судебного приговора ни удален от занимаемой им должности, ни перемещен на низшую или равную должность, ни оставлен за штатом без содержания. Принцип несменяемости судей признан в настоящее время законодательствами всех цивилизованных государств.

Не менее важен также принцип самостоятельности судей – проявление принципа разделения властей, который в применении к суду означает устранение органов законодательной и административной властей от вмешательства в отправление правосудия – как прямого, в форме разрешения или перевершения судебных дел, так и косвенного, в форме начальственного влияния на судей.

Организационные принципы гражданского процессуального права: осуществление правосудия исключительно судами; территориальность и специализация построения системы судов общей юрисдикции; выборность и назначение судей; коллегиальность и единоличность рассмотрения дел; независимость судов и подчинение их только закону; осуществление правосудия профессиональными судьями и, в определенных законом случаях, народными заседателями и присяжными.

Функциональные принципы гражданского процессуального права: равенство всех участников процесса перед законом и судом; законность; гласность судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами; соревновательность; доступность и гарантированность судебной защиты прав и свобод человека и гражданина; неприкосновенность человека; неприкосновенность жилища; охрана личной и семейной жизни человека; публичность; обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.3. Источники гражданского процессуального права

1.3. Источники гражданского процессуального права Под источником права понимается форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений. Источниками гражданского процессуального права являются нормативные акты, включающие

1. Понятие гражданского процессуального права и гражданского процесса

1. Понятие гражданского процессуального права и гражданского процесса Гражданское процессуальное право и гражданский процесс – два понятия, соотносящиеся как общее и частное.Гражданское процессуальное право– самостоятельная отрасль права в системе российского

5. Источники гражданского процессуального права

5. Источники гражданского процессуального права Источники гражданского процессуального права– совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по

6. Организационные принципы гражданского процесса

6. Организационные принципы гражданского процесса Основополагающим принципом всей системы являетсяпринцип законности. Принцип законности означает, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе действующего законодательства и деятельность суда, а также

7. Функциональные принципы гражданского процесса

7. Функциональные принципы гражданского процесса Принцип диспозитивности. В гражданском процессе многие ученые—процессуалисты называют принцип диспозитивности краеугольным принципом. Данный принцип позволяет лицам, участвующим в гражданском судопроизводстве,

§ 4 Нормы гражданского процессуального права

§ 4 Нормы гражданского процессуального права Как и любая иная отрасль права, гражданское процессуальное право состоит из совокупности норм, т. е. общеобязательных мер должного или возможного поведения участников процесса, устанавливаемых государством.Гражданские

§ 5 Источники гражданского процессуального права

§ 5 Источники гражданского процессуального права Источниками гражданского процессуального права в юридическом значении являются те законодательные акты и международные договоры с участием Российской Федерации, в которых содержатся гражданские процессуальные нормы,

§ 9 Наука гражданского процессуального права

§ 9 Наука гражданского процессуального права Наука гражданского процессуального права представляет собой систему знаний о нормах данной отрасли права, теории и практике процессуального регулирования гражданского судопроизводства, о порядке, формах и способах

2. Источники гражданского процессуального права

2. Источники гражданского процессуального права Источниками гражданского процессуального права являются способы или формы выражения данной отрасли права; правовые нормативные акты, содержащие нормы, в которых закреплены правила, регулирующие порядок организации и

5. Принципы гражданского процессуального права

5. Принципы гражданского процессуального права Каждый из принципов гражданского процессуального права играет самостоятельную роль, характеризует отрасль в целом, отдельную стадию или отдельный процессуальный институт, однако, между этими принципами существуют связь

Глава 2. Принципы гражданского процессуального права Каково понятие принципов гражданского процессуального права?

Глава 2. Принципы гражданского процессуального права Каково понятие принципов гражданского процессуального права? Принципы гражданского процессуального права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса, закрепленные в нормах

1. Понятие гражданского процессуального права и гражданского процесса

1. Понятие гражданского процессуального права и гражданского процесса Гражданское процессуальное право и гражданский процесс – два понятия, соотносящиеся как общее и частное. Гражданское процессуальное право – самостоятельная отрасль права в системе российского

6. Система гражданского процессуального права

6. Система гражданского процессуального права Гражданское процессуальное право является самостоятельной отраслью права и имеет свой предмет, метод, систему. Система гражданского процессуального права состоит из двух частей: Общей и Особенной. Общая часть содержит в

Лекция № 2. Принципы гражданского процессуального права

Лекция № 2. Принципы гражданского процессуального права 1. Понятие и значение принципов гражданского процесса Принципы гражданского процессуального права представляют собой закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи),

2. Организационные принципы гражданского процесса

2. Организационные принципы гражданского процесса К организационным принципам стоит отнести те принципы, которые непосредственно связаны с организацией гражданского процесса, на которых основывается гражданское судопроизводство. Основополагающим принципом всей

3. Функциональные принципы гражданского процесса

3. Функциональные принципы гражданского процесса Принцип диспозитивности. В гражданском процессе многие ученые-процессуалисты называют принцип диспозитивности краеугольным принципом[4]. Данный принцип позволяет лицам, участвующим в гражданском судопроизводстве,

Выявим состав и содержание организационно-функциональных принципов гражданского процессуального права.

Принцип осуществления правосудия только судом имеет конституционное закрепление, он установлен в части 1 статьи 118 Конституции РФ.

Принцип отправления правосудия лишь судом действует в гражданском и арбитражном судопроизводствах.

В гражданском процессе данный принцип состоит в том, что судебным инстанциям в системе органов защиты прав (нотариат, третейские суды, комиссии по трудовым спорам и т.д.) отведено особое место.

Принцип назначаемости судей на должность является основополагающим организационным принципом гражданского судопроизводства. Его суть состоит в выборности судей и народных заседателей. Указанное положение нашло закрепление в статье 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В настоящее время суды формируются посредством назначения судей на должности.

Выделяют два способа их назначения на должность: одна группа судей назначается Советом Федерации РФ, другую часть назначает Президент РФ.

Вне зависимости от порядка назначения на соответствующую должность, ни одно лицо не может быть предложено для назначения без согласия квалификационной коллегии судей.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, председатели (заместители председателей) верховных судов субъектов РФ, районных и военных судов назначаются на должность на срок в 6 лет.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (либо заместителя) того же суда неоднократно, однако не более двух раз подряд. При этом отбор кандидатов на должность судей происходит на конкурсной основе.

Огромное значение имеет принцип единоличного рассмотрения и разрешения гражданских дел .

Дела в судебных органах первой инстанции судьи рассматривают единолично. При этом судья выступает от имени суда.

Гражданские дела в судебных инстанциях кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально.

Принцип независимости судей провозглашен в Конституции России. Он подразумевает, что при отправлении правосудия судьи независимы, они подчиняются лишь Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей – это важнейший принцип организации правосудия.

Судья должен рассматривать и разрешать гражданские дела в обстоятельствах, которые исключают постороннее воздействие на него. Запрещается какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия. В противном случае законом предусмотрена определенная ответственность.

Независимость судей подкрепляется политическими, экономическими и правовыми гарантиями. Она обеспечивается неприкосновенностью личности судьи и распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт, средства связи, принадлежащие ему имущество и документы.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом имеет своё начало в конституционном и гражданском праве.

Равенство участников гражданского оборота перед законом и судом представляет собой элемент правового статуса граждан и организаций в обществе. Оно не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств.

Принцип государственного языка играет заметную роль в организации гражданского судопроизводства.

В соответствии с положениями статей 71 и 118 Конституции России судебные органы общей юрисдикции выступают как федеральные суды. По этой причине судопроизводство в них должно проводиться на государственном языке.

Судопроизводство по гражданским делам реализуется на русском языке как государственном языке РФ либо на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой располагается соответствующий судебный орган. В военных судах судопроизводство проводится только на русском языке.

Участвующим в деле лицам, которые не владеют языком судопроизводства, обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать показания, выступать в суде и совершать иные действия на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения.

Принцип гласности отражает важность открытости в организации гражданского судопроизводства.

Согласно положениям статьи 123 Конституции РФ и статьи 9 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» рассмотрение и разрешение дел в гражданском процессе проходит в открытом заседании суда.

Реализация принципа гласности предполагает свободный доступ в зал судебных заседаний всех пожелавших граждан, а также их право на фиксацию всего происходящего в зале заседания суда.

В зависимости от знакомящихся с деятельностью суда лиц принято различать гласность для сторон дела и других лиц, которые участвуют в деле. Соответственно выделяют гласность в узком смысле слова и гласность для народа (или публичность).

Публичность проявляется в праве нахождения в зале судебного заседания посторонних лиц. К ним относят представителей средств массовой информации, которые имеют право представлять объективные отчеты о судебном разбирательстве, при этом, не предрешая результатов и выводов суда в решении.

Однако из принципа гласности возможны некоторые исключения. Так, например, закон допускает исключения из принципа гласности для сохранения различного рода тайны (государственной, коммерческой и т.д.).

В связи с разбирательством дела в закрытом заседании суд обязан вынести мотивированное определение, которое не подлежит обжалованию. После оглашения соответствующего определения все присутствующие в зале заседания суда граждане должны покинуть его, за исключением участвующих в деле лиц.

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Судьи кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ст. 6 см. Постановление КС РФ от 24.03.2009 N 6-П.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Исключен. - Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

(п. 8 введен Федеральным законом от 05.04.2005 N 33-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 157-ФЗ)

Организационно-функциональные принципы гражданского процесса

Принцип осуществления правосудия только судом

Правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве (ст. 5 ГПК). К судам общей юрисдикции относятся федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи. К федеральным судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.

Отличительной особенностью правосудия служит не только особый субъект, но и особая процессуальная форма, исключающие возможность присвоения судебной власти государственными либо общественными органами, а также постороннее вмешательство в деятельность судов.

В гражданском процессе этот принцип проявляется также и в том, что суды в системе органов, осуществляющих защиту права (третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам и т.д.), занимают особое место. Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например, по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае оспаривания этих решений либо обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (раздел VI ГПК); в) юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной (ч. 4 ст. 22 ГПК) и, наконец, г) решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Принцип назначаемости судей на должность

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа 1 ГПК РФ нс предусматривает более участия в составе суда представителей народа. Гражданские дела в судах общей юрисдикции (в отличие от арбитражных судов) в настоящее время рассматриваются только профессиональными судьями. .

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 Закона «О статусе судей в Российской Федерации»).

В настоящее время судьи федеральных судов общей юрисдикции назначаются на должность. Существует два пути назначения судей на должность: одни судьи назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другие — Президентом РФ.

Независимо от того, в каком порядке происходит назначение на должность судьи, ни одно лицо не может быть представлено к назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Верховного Суда РФ.

По представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает на должность также Заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и других судей Верховного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей и судьи судов субъектов Российской Федерации, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения квалифицированной коллегии судей: Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалификационных коллегий судей субъектов РФ (председатели, заместители председателей и судьи районных судов). Председатели и заместители председателей судов назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).

Принцип несменяемости судей

В ст. 12 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» сказано: судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном этим законом (ст. 12). Несменяемость судьи означает, прежде всего, недопустимость отстранения от должности и прекращения полномочий в период их осуществления. Исключения из этого прямо оговорены в законе и не подлежат расширительному толкованию. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (гл. 11 Федерального закона от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

Несменяемость означает отсутствие какого-либо определенного срока полномочий.

Полномочия судей федеральных судов не ограничены каким-либо определенным сроком , если иное не установлено Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними Федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет (п. 1 ст. 11 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи (п. 1 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет (п. 3 ст. II Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).

Принцип независимости судей

При осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. I ст. 120 Конституции РФ, ч. 1 ст. 8 ГПК). Независимость судей — важнейшее условие правосудия . Вместе с тем она рассматривается не как свобода судейского усмотрения, но как условие и следствие абсолютного подчинения судей закону при отправлении правосудия. Подчинение закону, следование закону, под которым понимается прежде всего Конституция РФ и федеральные законы, предполагают независимость суда от постороннего влияния. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность (ч. 2 ст. 8 ГПК).

Независимость судей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий (ст. 120-124 Конституции РФ, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации и в ГПК).

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается:

  1. предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  2. установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
  3. правом судьи на отставку;
  4. неприкосновенностью судьи;
  5. системой органов судейского сообщества;
  6. предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел

В гражданском судопроизводстве общим правилом является единоличное рассмотрение гражданского дела.

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально (ч. 1 ст. 7 ГПК).

Судья, единолично рассматривающий гражданские дела и совершающий отдельные процессуальные действия, действует от имени суда (ч. 2 ст. 7 ГПК).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей (ч. 1 ст. 14 ГПК).

Коллегиальное рассмотрение дел в первой инстанции может предусматриваться федеральным законом для отдельных дел, возникающих из публичных правоотношений (ч. 1 ст. 246 ГПК).

Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядка единолично судьями соответствующих районных судов (ч. 3 ст. 7 ГПК).

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе председательствующего судьи и двух судей, в порядке судебного надзора — в составе председательствующего судьи и не менее двух судей (ч. 2 ст. 14 ГПК).

Гарантиями принятия коллегиального решения служат, во-первых, равенство статуса всех судей, участвующих в принятии решения: во-вторых, порядок принятия коллективного решения. Все вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. При этом никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий голосует последним. Судья, несогласный с мнением большинства, может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к делу, но при объявлении принятого по делу решения суда не оглашается (ст. 15 ГПК).

Мировые судьи рассматривают дела единолично (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).

Нарушение принципа сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел означает рассмотрение дел в незаконном составе и влечет за собой отмену судебного акта.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом

Данный принцип является необходимой национальной гарантией реализации права каждого на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п. 1. ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Он имеет статус конституционного (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Равенство участников перед законом и судом есть прежде всего элемент правового статуса граждан и организаций в обществе.

В соответствии со ст. 6 ГПК правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

Равенство граждан и организаций означает прежде всего одинаковый объем прав и обязанностей всех граждан и организаций, участвующих в суде в том или ином качестве ( равенство доступа к правосудию ); во-вторых, одинаковое отношение суда к правам и обязанностям, а также действиям граждан и организаций, участвующих в рассмотрении конкретного дела ( равные средства судебной защиты ); в-третьих, запрет на оказание судом предпочтения каким-либо лицам либо органам по основаниям, не предусмотренным законом ( равные шансы судебной защиты ).

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом дополняется конституционным же принципом равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), содержание которого в целом также сводится не к тождеству субъективных прав, а к равенству возможностей защиты своих прав в суде.

Принцип государственного языка

В силу ст. 118 Конституции РФ и ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» суды общей юрисдикции являются федеральными судами, поэтому судопроизводство в них должно вестись на государственном языке. Согласно ч. 1 ст. 9 ГПК гражданское судопроизводство ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации или на государственном языке республики, которая входит в состав Российской Федерации и на территории которой находится соответствующий суд.

Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде РФ и военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 11) Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 2 ст. 10 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ч. 2 ст. 9 ГПК).

Документы, составленные на иностранном языке, представляются в суды Российской Федерации вместе с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.

Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, является безусловным основанием к отмене судебного решения.

Принцип гласности

В гражданском процессе рассмотрение и разрешение дел во всех судах происходит в открытом заседании (ст. 123 Конституции РФ, ст. 10 ГПК). Под принципом гласности понимается свободный доступ в зал судебных заседаний всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания . Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК).

У гласности как доступности процесса для лиц, не участвующих в нем, есть две стороны. Первая заключается в возможности лично присутствовать при разбирательстве дела (гласность в узком или собственном смысле слова, обеспечивающая информацией о процессе всегда только ограниченный круг лиц, но в силу эффекта личного присутствия всегда наиболее эффективная форма общественного контроля за правосудием). Вторая заключается в доведении до всеобщего сведения судебных актов, отчетов о судебных процессах и открытого обсуждения результатов судебных процессов.

Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом. Разбирательство в закрытых судебных заседаниях допускается и при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина (ч. 2 ст. 10 ГПК).

О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение (ч. 4 ст. 10 ГПК).

При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики (ч. 5 ст. 10 ГПК).

Лица, участвующие в деле, иные лица, присутствующие при совершении процессуального действия, в ходе которого могут быть выявлены сведения, послужившие основанием для проведения слушания дела в закрытом судебном заседании, предупреждаются судом об ответственности за их разглашение (ч. 3 ст. 10 ГПК).

В интересах соблюдения законности в случае проведения закрытого заседания суда установлено, что разбирательство дел в закрытом заседании ведется с соблюдением общих правил судопроизводства (ч. 6 ст. 10 ГПК).

Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 8 ст. 10 ГПК).

В законодательстве содержатся и иные ограничения доступа в зал судебного заседания несовершеннолетних граждан моложе 16 лет, если при этом они не являются лицами, участвующими в деле или свидетелями (ст. 179 ГПК).

В законе имеются и другие отступления от принципа гласности. Например, в исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы (ч. 2 ст. 179 ГПК).

Конституция РФ в ст. 128 указывает, что судебный корпус в стране формируется путем назначения гражданина на должность судьи. Назначение на высшие судебные должности в законном порядке: Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ назначает на должность Председателя Верховного суда РФ; по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного суда РФ, Совет Федерации назначает на должность заместителей Председателя Верховного суда и других судей Верховного суда; председатели, их заместители и судьи судов субъектов РФ, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются непосредственно Президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ с учетом мнения квалификационной коллегии судей и законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов РФ.

Ст. 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что судьей районного (городского) суда может быть гражданин РФ, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

В отличие от назначаемых судей, мировые судьи избираются сроком на пять лет населением округа, на который распространяется их юрисдикция. Судьи районных судов, военные судьи (гарнизонов, армий, флотилий, соединений) впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

Судьями вышестоящей судебной инстанции могут быть граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, а судьями Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ – достигшие тридцатипятилетнего возраста и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

Федеральный закон может установить дополнительные требования к кандидатам в судьи всех судов. Следует отметить, что независимо от того, каким путем происходит назначение на должность судьи, ни один из них не может быть представлен к назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Все они обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Прекращение полномочий судьи допускается только по решению квалификационной коллегии судей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії

§ 3. Принцип справедливості (індивідуалізації) відповідальності та принцип економії кримінальної репресії Цей принцип означає, що покарання, яке застосовує суд до особи злочинця, має бути у межах закону, конкретним та індивідуальним з урахуванням тяжкості вчиненого

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и

17. Принцип независимости судей

17. Принцип независимости судей Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Это конституционное положение нашло отражение в таких законах, как закон «О судебной системе РФ» (ст. 5), закон «О судоустройстве РСФСР» (ст. 12), закон «Об арбитражных судах в РФ»

Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение 1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего

11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность

11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального

73. Лишение права занимать должность или заниматься профессиональной деятельностью

73. Лишение права занимать должность или заниматься профессиональной деятельностью Данный вид наказания составляют два самостоятельных карательных элемента.Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной

§ 7. Порядок назначения на должность нотариуса

§ 7. Порядок назначения на должность нотариуса 1. Требования к лицам, претендующим на право занятия нотариальной деятельностьюВ соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате на должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации

Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации 1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению

Статья 13. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность и основания освобождения от должности

Статья 13. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность и основания освобождения от должности 1. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти

Статья 40.5. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности

Статья 40.5. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности 1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности:а) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации – начальников главных управлений, управлений

35. Порядок назначения на должность нотариуса и прекращения его полномочий

35. Порядок назначения на должность нотариуса и прекращения его полномочий Общее количество должностей нотариусов определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой, как правило, исходя из количества населения, проживающего на определенной территории, и

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: