Принцип гласности судебного разбирательства рб

Обновлено: 25.04.2024

В ст. 114 Конституции Республики Беларусь сказано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Принцип гласности распространяет свое действие на все суды при рассмотрении ими всех категорий дел.

Гласность правосудия – это не только создание условий для осведомленности населения о деятельности суда, но и средство, формирующее интерес граждан к деятельности суда, умение адекватно оценивать социальные явления, желание самим принимать участие в борьбе с правонарушениями.

Принцип гласности правосудия предполагает судебное рассмотрение дел в открытых судебных заседаниях с обеспечением для лиц, достигших установленного законом возраста, реальной возможности присутствовать на судебных процессах, а также возможности широкого освещения в средствах массовой информации хода и результатов разрешения дела.

По общему правилу суд рассматривает дела в открытом судебном заседании. Но из этого правила допускаются исключения. Если открытое рассмотрение дела противоречит интересам государства или личности, то дело рассматривается в закрытом судебном заседании, о чем суд выносит определение.

Закрытое судебное заседание при рассмотрении гражданских дел осуществляется в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом. Кроме этого для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебном заседании. По просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотреть в закрытом судебном заседании любое дело. При рассмотрении дела или совершении отдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуют только юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях – свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Закрытое судебное заседание проводится с соблюдением всех норм ГПК. Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично (ст. 17 ГПК).

При рассмотрении судом уголовных дел закрытое судебное заседание допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они считают близкими. При рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании, публично оглашается только резолютивная часть приговора, определения постановления суда.

Принцип гласности действует и при осуществлении правосудия Конституционным Судом. Но если необходимо сохранение государственной тайны, то проводятся закрытые судебные заседания.

Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании может быть проведено как по инициативе суда, так по ходатайству участников процесса.

Обсудив практику применения судами законодательства, регламентирующего обеспечение гласности при осуществлении правосудия и распространение информации о деятельности судов, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что соблюдение судами положений действующего законодательства о гласности судебного разбирательства, своевременное распространение достоверной информации о деятельности судов способствуют защите прав и законных интересов участников процесса, повышению качества и эффективности осуществления правосудия, укреплению авторитета судебной власти, реализации гражданами своего конституционного права на получение информации.

В целях правильного и единообразного применения судами законодательства, регламентирующего вопросы гласности судебного разбирательства, а также своевременного распространения объективной информации о деятельности судов Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что соблюдение Конституции Республики Беларусь (статья 114), положений международных актов, участницей которых является Республика Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (статья 11), норм процессуального законодательства (статья 17 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), статья 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), статья 2.14 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)) о гласности судебного разбирательства, обеспечение доступа к информации о деятельности судов способствуют законному, обоснованному и справедливому разрешению дел в судах, улучшению организации и культуры судебной деятельности, реализации воспитательных и профилактических функций правосудия, объективному информированию общественности о деятельности судов, повышению уровня правосознания граждан.

При этом соблюдение принципа гласности не должно приводить к вмешательству в судебную деятельность, так как суды при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

2. Судам иметь в виду, что основной формой реализации принципа гласности при осуществлении правосудия является возможность присутствовать в открытом судебном заседании лицам, не являющимся участниками процесса, журналистам средств массовой информации. Необоснованное ограничение доступа граждан в зал суда не допускается. При этом по общему правилу нахождение в зале судебного заседания лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, не разрешается (часть третья статьи 271 ГПК, часть 7 статьи 287 УПК).

Судебное разбирательство, включая выбор места его проведения, следует организовывать таким образом, чтобы облегчить возможность присутствия в зале судебного заседания лицам с ограниченными физическими возможностями.

В целях обеспечения надлежащего порядка в судебном заседании, безопасности участников процесса и присутствующих вопрос допуска всех желающих граждан в открытое судебное заседание разрешается судом с учетом вместимости зала судебного заседания.

Если при судебном разбирательстве предполагается присутствие журналистов средств массовой информации, следует предусматривать для них места в зале судебного заседания с учетом его вместимости.

4. Судам необходимо в полной мере использовать возможности рассмотрения в выездных судебных заседаниях наиболее актуальных и социально значимых дел в трудовых коллективах, по месту жительства граждан и т.д.

Организация и проведение каждого такого заседания должны способствовать воспитанию граждан в духе уважения к закону, предупреждению правонарушений и преступлений.

5. Судам следует иметь в виду, что исходя из положений части четвертой статьи 271 ГПК и части 6 статьи 287 УПК одной из форм реализации принципа гласности судебного разбирательства является возможность любого из присутствующих в открытом судебном заседании со своего места производить фиксацию его хода предусмотренными законом средствами и способами.

При этом положения данных правовых норм не предусматривают обязанность лиц, фиксирующих ход судебного разбирательства в письменной форме или путем звукозаписи, уведомлять об этом суд и получать у него разрешение на такую фиксацию.

В то же время фотосъемка, киносъемка, видеозапись хода судебного разбирательства могут осуществляться по гражданскому делу с разрешения суда и с учетом мнения юридически заинтересованных в исходе дела лиц (часть четвертая статьи 271 ГПК), а по уголовному делу – с разрешения председательствующего в судебном заседании и с согласия сторон (часть 6 статьи 287 УПК).

6. Участники процесса, желающие осуществлять фотосъемку, киносъемку, видеозапись хода открытого судебного разбирательства, заявляют ходатайство, а лица, не являющиеся участниками судебного процесса, журналисты средств массовой информации обращаются к суду с соответствующей просьбой (заявлением).

Наличие такого ходатайства (просьбы), а также мнение сторон (юридически заинтересованных в исходе дела лиц) отражаются в протоколе судебного заседания.

В случаях нарушения порядка в судебном заседании лицом, производящим фото-, киносъемку, видеозапись судебного заседания, либо когда указанные действия мешают нормальному ходу судебного разбирательства, председательствующий (суд) вправе ограничить их осуществление по времени или прекратить.

7. Разъяснить, что проведение закрытого судебного заседания как в отношении всего судебного разбирательства, так и в отношении отдельных его частей, допускается лишь при наличии оснований, прямо предусмотренных законом. О проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании выносится мотивированное определение (постановление), в котором излагаются конкретные основания принятия такого решения.

Если обстоятельства, с которыми закон связывает возможность рассмотрения дела в закрытом судебном заседании, будут установлены непосредственно в ходе его разбирательства, начатого в открытом судебном заседании, суд по своей инициативе или по ходатайству сторон разрешает вопрос о проведении разбирательства дела или отдельных его частей в закрытом судебном заседании, о чем выносится соответствующее мотивированное определение (постановление).

8. Обратить внимание судов, что в силу части второй статьи 17 ГПК гражданские дела подлежат рассмотрению в закрытом судебном заседании в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела.

Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, а также в случае, если это необходимо для охраны интересов несовершеннолетних, в закрытом судебном заседании суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия (часть третья статьи 17 ГПК).

По просьбе сторон или одной из них, при отсутствии возражений юридически заинтересованных в исходе дела лиц, суд может рассмотреть в закрытом судебном заседании любое гражданское дело. При этом просьба о проведении разбирательства дела в закрытом судебном заседании может исходить не только от лица, заявляющего такое ходатайство в своих собственных интересах, и (или) от его представителя, но и от лиц, которым в силу статей 85–87 ГПК предоставлено право от собственного имени выступать в защиту прав и законных интересов других лиц.

9. Судам следует учитывать, что ограничение гласности судебного разбирательства уголовных дел допускается только при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 23 УПК: в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны; по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста; по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство; в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.

Рассмотрение в закрытом судебном заседании дел об административных правонарушениях производится в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни физических лиц, участвующих в административном процессе, либо сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну (часть 2 статьи 2.14 ПИКоАП).

При этом в силу части 1 статьи 438 УПК несовершеннолетний обвиняемый, а в соответствии с частью 2 статьи 8.13 ПИКоАП несовершеннолетний, в отношении которого ведется административный процесс, могут быть удалены из зала судебного заседания (помещения, в котором рассматривается дело) на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на них отрицательное воздействие.

10. Разъяснить, что разбирательство дела в закрытом судебном заседании в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, осуществляется (полностью или в соответствующей части) при наличии в материалах дела сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 19 июля 2010 года «О государственных секретах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 184, 2/1722), а также если в силу действующего законодательства эти сведения не подлежат разглашению как составляющие тайну (тайну завещания – статья 1050 Гражданского кодекса Республики Беларусь, тайну нотариального действия – статья 9 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 года «О нотариате и нотариальной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 120, 2/1055), банковскую тайну – статья 121 Банковского кодекса Республики Беларусь, налоговую тайну – статья 79 Налогового кодекса Республики Беларусь и т.п.).

Разбирательство дела в закрытом судебном заседании по мотиву сохранения коммерческой тайны проводится, если заявившее такое ходатайство лицо приняло меры по ее охране в соответствии с требованиями статьи 8 Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 года «О коммерческой тайне» (коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, перечисленных в статье 6 указанного Закона.

11. Судам надлежит иметь в виду, что личная переписка, осуществляемая любым способом, а также другие материалы, носящие личный характер, независимо от вида носителя, на котором они находятся, оглашаются в открытом судебном заседании лишь с согласия лиц, которых они непосредственно касаются (статья 198 ГПК, часть 5 статьи 287 УПК). При отсутствии такого согласия их исследование производится в закрытом судебном заседании.

В то же время уголовно-процессуальный закон не содержит запрета на воспроизведение в открытом судебном заседании звуко- и видеозаписи, осуществлявшихся в ходе производства следственных и иных процессуальных действий.

12. В соответствии с требованиями части пятой статьи 17 ГПК оглашение резолютивной части судебных постановлений, состоявшихся по результатам рассмотрения гражданских дел, осуществляется публично независимо от того, в открытом или закрытом заседании проводилось разбирательство дела, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами (например, статья 136 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

По уголовным делам, рассмотренным полностью или в части в закрытом судебном заседании, публично следует оглашать только резолютивную часть приговора, определения, постановления суда (часть 4 статьи 23 УПК).

13. Обратить внимание судов на необходимость активного использования предусмотренных законом (статья 22 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552) (далее – Закон об информации)) способов распространения своевременной, объективной и достоверной информации о деятельности судов, в том числе о полномочиях и структуре судебной системы, о порядке деятельности судов, о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок судопроизводства.

Также судам следует на регулярной основе информировать общественность, в частности, о ходе и результатах рассмотрения судебных дел, имеющих повышенный общественный резонанс, о результатах изучения и обобщения судебной практики, о статистических показателях, характеризующих работу судов, о месте и времени проведения выездных судебных заседаний. При этом необходимо обеспечивать соблюдение положений статьи 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, в соответствии с которыми судья не должен высказывать мнение по существу дел, находящихся в его производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и в случаях, предусмотренных законодательными актами.

14. Судам при распространении информации, а равно при ее предоставлении по запросам заинтересованных государственных органов, физических или юридических лиц надлежит неукоснительно соблюдать предъявляемые требования к обращению с информацией, распространение или предоставление которой ограничено либо запрещено (статья 17 Закона об информации, статьи 37, 38 Закона о средствах массовой информации). Ознакомление с материалами уголовных, гражданских дел или дел об административных правонарушениях, получение из них копий процессуальных документов осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

15. Указать судам, что в занимаемых ими помещениях в общедоступных местах должны быть оборудованы информационные стенды с размещением на них сведений: об общем распорядке работы суда; о графике приема граждан и представителей юридических лиц; о порядке прохода в залы судебных заседаний и иные помещения, занимаемые судом; о порядке и условиях получения информации, связанной с деятельностью суда; о распорядке судебного заседания и мерах, принимаемых к его нарушителям; о месте и времени проведения судебных заседаний по назначенным к слушанию делам.

На информационных стендах размещаются также иные сведения, необходимые для надлежащей реализации гражданами и юридическими лицами своего права на обращение в суд (в частности, информация о ставках государственной пошлины, адрес электронной почты, наименование сайта суда, образцы процессуальных документов).

16. Разъяснить судам, что ознакомление с информацией о деятельности судов, находящейся в составе Национального архивного фонда, осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 136, 2/1875). Поэтому при обращении лиц за предоставлением такой информации судам следует их уведомлять, в каком архиве она находится.

17. Судебным коллегиям Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому судам обращать внимание на соблюдение в судах принципа гласности судебного разбирательства, должным образом реагировать на факты его нарушения.

учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»


Вы здесь: Тема 2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА § 12. Принцип гласности

§ 12. Принцип гласности

Принцип гласности закреплен в ст. 114 Конституции Респуб­лики Беларусь, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допуска­ется в случаях, определенных законом, с соблюдением всех пра­вил судопроизводства. В Кодексе Республики Беларусь о судоустрой­стве и статусе судей (ст. 11) также повторяются конституционные положения принципа гласности.

Гласность является одним из необходимых составных компо­нентов демократической процессуальной формы судопроизводства, важной юридической гарантией осуществления принципа закон­ности в правосудии и реального осуществления прав участников процесса. Данный принцип является гарантией независимости су­дей, средством контроля за деятельностью суда со стороны насе­ления и юридической общественности, формирует авторитет суда в обществе, помогает повысить ответственность судей за результа­ты своей работы, обеспечивает правовое воспитание граждан и должностных лиц, создает условия для объективного и непредвзя­того рассмотрения дела судом, способствует повышению культу­ры хозяйственного судопроизводства, предупреждению правона­рушений и росту профессионального уровня юристов 156 .

Открытое разбирательство дел в хозяйственных судах оказы­вает сильное воздействие на судей, а также других участников про­цесса и положительно влияет на соблюдение норм хозяйственного процесса права, обеспечивает реальную информированность лю­дей о судебной деятельности, является одним из частных проявле­ний конституционного права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Этот принцип является предпосылкой вынесения законного и обоснованного решения. При этом лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, име­ют право фиксировать ход разбирательства с занимаемых ими мест.

Что касается кино- и фотосъемки, видеозаписи, а также воз­можности проведения прямой радио- и телетрансляции заседания, то эти действия допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Закон допускает исключения из принципа гласности в инте­ресах сохранения различного рода тайн в следующих случаях.

Во-первых, для защиты государственных секретов - по ини­циативе хозяйственного суда. Так, в соответствии с п. 6 постанов­ления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела­русь «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел, связанных с государственными секретами» от 2 декабря 2005 г. № 28 157 по делам, связанным с государственными секретами, лица, присутствующие в зале судебного заседания, не вправе делать пись­менные заметки, вести стенограмму и звукозапись, а также не до­пускаются кино-, фото-, звуко- и видеозапись, трансляция судеб­ного заседания по радио и телевидению, если иное не установлено законодательством о государственных секретах.

Во-вторых, для защиты коммерческой тайны (секрета) - при этом должно быть удовлетворено ходатайство участвующих в деле лиц.

В-третьих, в случае удовлетворения ходатайства лица, участву­ющего в деле, ссылающегося на иные обстоятельства, препят­ствующие открытому разбирательству.

О проведении закрытого заседания суд принимает определе­ние, которое выносится в зале судебного заседания. После его оглашения в зале могут остаться лишь лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях - свидетели, эксперты, переводчики, которые предупреждаются председательствующим о недопустимости разглашения соответствующих сведений.

Таким образом, гласность в деятельности хозяйственного суда (судьи) - значимая гарантия его независимости и самостоятельно­сти при осуществлении правосудия, гарантия законности, объек­тивности и справедливости судебных постановлений по конкрет­ному делу. Причем это в равной степени касается защиты прав и законных интересов гражданина, субъекта хозяйствования и госу­дарства. Гласность создает предпосылки для непредвзятого, пол­ного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела и спо­собствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного постановления.

Принцип гласности можно рассматривать как одно из средств социального контроля за надлежащим осуществлением правосудия.

156 Шерстюк, В.М. Развитие принципа гласности в арбитражном судопро­изводстве / В.М. Шерстюк // Законодательство. - 2003. - № 6. - С. 62 - 67.

учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право»


Вы здесь: Тема 2 ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА § 15. Принципы непосредственности и непрерывности судебного разбирательства

§ 15. Принципы непосредственности и непрерывности судебного разбирательства

В силу принципа непосредственности суд должен основы­вать свое решение по делу исключительно на доказательствах, про­веренных и исследованных в судебном заседании. Представлен­ные в хозяйственный суд доказательства, не бывшие предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены в основу принимаемого судебного постановления.

Данный принцип закрепляет правило, согласно которому хо­зяйственный суд обязан непосредственно исследовать и воспри­нять все доказательства по делу, т.е. заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспер­тов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства. Тем самым обеспечивается личное восприятие судьями всего доказательственного материала. В тех случаях, когда собирание доказательств осуществлялось путем направления судебного поручения, непосредственность восприя­тия доказательств обеспечивается путем ознакомления судей и лиц, участвующих в деле, с его результатами, зафиксированными в со­ответствующих документах.

Принцип непосредственности означает особый способ воспри­ятия судебных доказательств, которое происходит, как правило, в заседании суда. При этом судья должен лично исследовать доказа­тельства. Кроме того, решение должно быть постановлено именно теми судьями, которые непосредственно воспринимали доказатель­ственные материалы дела. В силу данного принципа процесс су­дебного разбирательства начинается под председательством дру­гого судьи с самого начала.

Принцип непрерывности означает, что разбирательство дела осуществляется при неизмененном составе суда. В случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательство должно быть начато с самого начала. Тем самым обеспечивается целостность восприятия одним и тем же составом хозяйственного суда или судьей доказательственного материала, исследованного по делу. Именно с этой целью разбирательство по одному делу должно происходить непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха.

Хозяйственный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и по своей инициативе может объявить перерыв в судебном засе­дании (ст. 186 ХПК).

При необходимости объявления перерыва, в том числе пере­носа судебного заседания на следующий день, хозяйственный суд выносит определение, которое заносится в протокол судебного за­седания. В определении указываются время и место продолжения судебного заседания.

Перерыв в судебном заседании может быть объявлен на срок, не превышающий пяти дней.

После окончания перерыва судебное заседание объявляется судьей (председательствующим в судебном заседании) продолжен­ным. Повторное рассмотрение исследованных до перерыва дока­зательств не производится, в том числе при замене представителей лиц, участвующих в деле.

При этом лица, участвующие в деле, и их представители, не явившиеся в судебное заседание после объявленного перерыва, а равно покинувшие зал судебного заседания до окончания рассмот­рения дела, признаются надлежащим образом извещенными и даль­нейшее судебное разбирательство проводится в их отсутствие.

Таким образом, хозяйственный суд не вправе рассматривать несколько дел одновременно в одном судебном заседании до при­нятия решения по делу или до отложения его рассмотрения. После отложения новое разбирательство по делу начинается сначала.

Конституцией Республики Беларусь установлено: “Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства” (ст.114). Из данной статьи Конституции нетрудно сделать вывод о том, что гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство – как исключение из этого правила. Кроме того, независимо от рассмотрения дела в открытом или закрытом судебном заседании участвующим в нем лицам должна обеспечиваться реализация предоставленных им прав.

Гласность судебного разбирательства является гарантией непредвзятого, объективного, полного, всестороннего исследования дела и справедливого его разрешения, одним из условий независимости судей и подчинения их только закону; способствует эффективному социальному контролю не только за деятельностью суда, но и прокуратуры, адвокатуры и в определённой степени органов предварительного расследования; оказывает воспитательное воздействие на присутствующую пуюлику и на самих участников судебного разбирательства.

Ч. 2 ст. 23 УПК Республики Беларусь устанавливает, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов или иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершённых лицами, не достигшими 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях и по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников процесса.

В ч. 2 ст. 17 Гражданско-процессуального кодекса закреплено, что в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. ГПК допускает рассмотрение в закрытом судебном заседании любого дела по просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в исходе дела лиц.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: