Примеры использования рлс для расхождения судов в условиях ограниченной видимости

Обновлено: 19.04.2024

Правилом 10 МППСС-72 прямо не регламентировано использование судовых РЛС, но надежное выполнение требований этого Правила без использования судовых радиолокационных средств затруднительно.

Мореплаватель обоснованно предполагает, что в системе разделения движения каждое судно будет следовать в своей полосе в принятом на ней общем направлении; судно, вынужденное пересечь полосу движения, сделает это под прямым углом к общему направлению потока. Эти предположения проверяются с помощью РЛС.

При глазомерной оценке ситуации предпочтительнее использовать достаточно крупномасштабную шкалу дальности, чтобы следы послесвечения лучше выделялись. Такой шкалой является шкала 4 мили со сдвигом начала развертки или шкала 5 миль, если начало развертки не сдвигается.

С помощью РЛС наблюдатель может убедиться, что его судно не вышло за пределы своей полосы движения и что навстречу не идет «самое левое» встречное судно.

Эхо-сигнал скоростного судна, пересекающего систему разделения движения, легко выделяется наблюдателем по специфической «прыгающей» с каждой разверткой отметке и очень длинному прерывистому следу послесвечения.

При пересечении полосы движения в случае необходимости маневра для расхождения следует отдавать предпочтение маневру изменением скорости, так как, отворачивая от опасного судна, можно выйти из своей полосы движения.

3. Учет навигационных условий при решении задачи расхождения судов.

Суда, следующие вдоль узкого прохода или фарватера или пересекающие узкость, должны в полной мере использовать радиолокатор, как и другие навигационные средства, для выполнения Правила 9 МППСС-72.

При плавании в узкости в условиях ограниченной видимости судоводитель с помощью РЛС контролирует движение судна по намеченному пути следования и обеспечивает безопасное расхождение с судами.

Радиолокационная прокладка должна обеспечивать решение обеих задач и учитывать не только подвижные цели -- суда, но и плавучие средства навигационного оборудования.

В узкости маневр, который выбирают и обосновывают для расхождения, должен одновременно и в равной степени обеспечивать и навигационную безопасность своего судна.

При этом, учитывая стационарность СНО, расчету маневра для расхождения с судном должен всегда предшествовать расчет выхода своего судна в поворотную точку, который зачастую обусловливает выбор момента для расхождения с судном или вид маневра.

В ситуации на рис. 25 время плавания до точки поворота на следующий курс больше величины tкp., т. е. необходимо сначала выполнить маневр для расхождения, а уже потом — навигационный поворот. Поскольку очевидно, что маневр изменением курса в данных! обстоятельствах неэффективен, лучшим решением будет резкое снижение скорости.

Одновременно можно сделать вывод о том, что скорость нашего судна при подходе к повороту не была безопасной. Кроме того, наше судно не проявило должного внимания и осторожности при подходе к изгибу фарватера, и другое судно было обнаружено в опасной близости.

В узкости, где весьма вероятно появление судов на носовых курсовых углах, для расхождения с такими судами предпочтительнее маневр курсом. Маневр скоростью в таких ситуациях приведет только к изменению tкp., но не к расхождению. Если отворот будет предпринят сразу же после оценки ситуации и вправо при отсутствии какого-либо объекта на траверзе или позади траверза, весьма вероятно, что другое судно сохранит свой курс и скорость неизменными. Таким образом, инициатива в действиях не приведет к усложнению ситуации.

3.5. Нередко судоводитель, имея помеху справа, при решении задачи на расхождение с 1 встречным судном даже не пытается рассчитать отворот вправо, а сразу же отворачивает влево. (Особенно часто это бывает, если радиолокационная прокладка не ведется.)

Эти неблагоприятные действия можно упредить заблаговременным маневром нашего судна, расчет которого показан на рис. 26.

Из рисунка видно, что эффективность маневра достигается разумным выбором при расчете tynp и более значительным углом .

Обгон — сложная операция. Наиболее ответственным при обгоне является момент подхода к траверзу обгоняемого судна из-за возможного его отворота в нашу сторону по самым различным причинам.

Выполнять обгон следует энергичным маневром. При выполнении обгона следует:

выбирать участок пути, свободный от навигационных опасностей, в том числе сужений и фарватера;

выполнять обгон только при условии, что по курсу обгоняемого судна нет объектов, которые могут вызвать его отворот в нашу сторону;

рассчитывать время прохождения траверза обгоняемого судна;

выбирать дистанцию обгона не менее двух-трех диаметров своей циркуляции и рассчитывать угол а между ЛОД и ОЛОД таким (рис.27, а), чтобы маневр был заметен для обгоняемого;

выходить на курс обгона задолго до траверза обгоняемого судна, чтобы заблаговременно обозначить свои намерения.

Правильный расчет обгона обеспечит четкое представление обо всех этапах нашего маневра у судоводителей обгоняемого судна,

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

20.05.2015 21:30
дата обновления страницы













Ограниченная видимость - это уменьшение дальности видимости вследствие тумана, дождя, мглы, снегопада, сильного ливня, испарения моря, дымки и других внешних факторов.

Плавание в условиях ограниченной видимости даже с использованием современных технических средств судовождения представляет значительные трудности. При подходе к зоне ограниченной видимости судоводитель должен выполнить ряд мероприятий согласно Уставу службы на судах Министерства Морского флота Союза ССР, МППСС-72, НШС-82, Рекомендациям по использованию РЛС для предупреждения столкновения судов и других документов, регламентирующих безопасность плавания.

Судно в тумане

Вахтенный помощник капитана должен: предупредить капитана; определить место судна; включить ходовые огни и РЛС; включить радиостанцию УКВ на дежурный канал, при необходимости эхолот; начать подавать туманные сигналы согласно МППСС-72; уменьшить скорость до безопасной (Правило 6); выставить на бак проинструктированного впередсмотрящего, установив с ним и мостиком надежную связь; сличить показания часов на мостике и постах управления СЭУ; управление рулем перевести на ручное; сделать отметку на ленте курсографа, проставив время и отсчет лага; предупредить вахтенного механика о возможных реверсах и перевести СЭУ в маневренный режим.

По всем этим мероприятиям сделать записи в судовом и машинном журналах.

При плавании в условиях ограниченной видимости на мостике должен находиться капитан и лично управлять судном. В особо сложном. плавании - в узкости, по сложным

фарватерам, при ограниченной видимости, решением капитана вахта на мостике может быть усилена до двух-трех судоводителей с четкой расстановкой и конкретными обязанностями штурманского состава.

Подход судна к навигационным опасностям (берегу), узкостям выполняется на самой малой скорости с соблюдением и принятием всех мер предосторожности, учитывая предельные ошибки в курсе, скорости и площади местонахождения. Однако, если при этом нет уверенности в обеспечении безопасности плавания, необходимо стать на якорь, лечь в дрейф или на обратный от опасности курс.

С появлением на экране РЛС эхо-сигнала начинают его обработку на САРПе или на маневренном планшете, чтобы определить элементы движения цели (курс, скорость, расстояние) и предпринять действия для полного расхождения на безопасном расстоянии.

Звуковые сигналы при ограниченной видимости подаются согласно Правилу 35 МППСС-72. Сигнал своего судна лучше подавать вслед за услышанным, тем самым подтверждая другому судну слышимость его сигнала. Судно, которое услышит впереди своего траверза туманный сигнал другого судна, должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания его на курсе, а если необходимо, остановить движение или следовать с особой осторожностью, пока не минует опасность столкновения.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

20.05.2015 21:35
дата обновления страницы













Использование РЛС

Каждое судно должно постоянно вести наблюдение и применять все имеющиеся средства в соответствии с условиями плавания для оценки ситуации и определения наличия опасности столкновения. Имеющееся на судне радиолокационное оборудование должно быть исправным и использоваться надлежащим образом. Правило 19 МППСС-72 определяет обязанности судоводителя при плавании судна в условиях ограниченной видимости. В нем говорится, что судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью РЛС, должно определить, как развивается ситуация чрезмерного сближения и существует ли опасность столкновения. Если опасность существует, то судно должно своевременно предпринять действия для расхождения, причем, если необходимо изменение курса, то следует избегать:

изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;

изменения курса в сторону судна, если оно находится на траверзе или позади него.

По международным правовым нормам неиспользование исправной РЛС расценивается как нарушение МППСС-72. Однако наличие на судне РЛС и ее использование не освобождают судоводителя от ведения надлежащего визуально-слухового наблюдения. Радиолокационная информация дополняет это наблюдение и дает возможность заблаговременно предотвратить опасное сближение. От судоводителя требуется глубокое понимание существа радиолокационной информации, правильное и своевременное ее использование. В хорошую видимость ракурс встречного судна, расстояние до него и курсовой угол позволяют судоводителю быстро и правильно оценить степень опасности столкновения и предпринять маневр для безопасного расхождения. Постоянное наблюдение за судном дает возможность своевременно обнаружить любой ее маневр. При радиолокационном наблюдении общая оценка ситуации и ее изменение требуют времени. Выбранный маневр безо-

пасного расхождения обосновывается расчетами с учетом конкретной ситуации и возможного ее изменения в процессе маневрирования и должен соответствовать требованиям МППСС-72.

Большое значение имеет предвидение развития ситуации, основанное на оценке информации, наблюдаемой на экранах РЛС и САРП или расшифрованной с помощью маневренного или зеркального планшета и вычислительной техники.

Обработка и использование радиолокационной информации должны удовлетворять:

простоте и наглядности изображения обстановки;

минимальному времени на получение информации, необходимой для решения задач на расхождение; соответствию МППСС-72; непрерывному контролю за ситуацией при подготовке, в процессе и после завершения маневра расхождения;

универсальности и удобству обработки информации и получения рекомендаций для расхождения с помощью САРП.

Решение задачи расхождения судов в условиях ограниченной видимости можно выполнять тремя методами.

Первый - визуальная оценка ситуации на экране РЛС и выполнение маневра для расхождения с учетом этой оценки.

Второй - выполнение маневра расхождения на основании данных, которые получены с помощью графической прокладки на специальном планшете или бумаге.

Третий - использование САРП.

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

20.05.2015 21:36
дата обновления страницы













Визуальный метод

Для решения задачи необходимо: выбрать из группы эхо-сигналов (целей) на экране РЛС сигналы наиболее опасных и потенциально опасных судов;

выбрать вариант расхождения и мысленно представить себе возможный результат задуманного маневра, ориентируясь на тенденцию изменения направлений линий послесвечения относительно первоначального их направления, центра экрана и курса, а также по изменению пеленгов и дистанций на наблюдаемые суда;

предусмотреть безопасный маневр при резко ухудшившейся ситуации из-за неблагоприятного маневра встречного судна или в случае допущенного просчета в маневрировании своего судна.

Для выполнения выше перечисленных условий судоводителю надо хорошо знать возможные случаи перемещения эхо-сигналов (целей) на экране индикатора, их особенности и уметь ориентироваться при обнаружении изменения обстановки. Все эхо-сигналы на экране РЛС де-

лятся на три категории: опасные, потенциально опасные и неопасные. К опасным относятся те, которые перемещаются к центру экрана (на кратчайшем расстоянии 3 миль и менее), т. е. происходит опасное сближение судов, пеленг на судно не меняется или мало изменяется, а дистанция уменьшается. К потенциально опасным относятся те, эхо-сигналы которых проходят в безопасном расстоянии от центра экрана РЛС, но ситуация может измениться в худшую сторону, если предпримет маневр свое судно или наблюдаемое. Это распознавание требует от судоводителей хороших навыков в оценке ситуации на экране РЛС.

Все возможные перемещения эхо-сигналов на экране РЛС можно разделить на три вида.

Первый вид - неподвижный объект. Эхо-сигнал от неподвижного объекта всегда перемещается параллельно курсу судна независимо от того, меняет оно курс или нет. Эту особенность можно использовать, если требуется из нескольких эхо-сиг-налов определить эхо-сигнал неподвижного объекта.

Рис 206 Перемещение эхо-сигналов параллельно курсовой черте собственного судна на экране индикатора РЛС а - встречное судно, б - догоняемое судно, в - догоняющее судно

Второй вид - наблюдаются одновременно три перемещения эхо-сигналов параллельно курсовой черте собственного судна (рис. 206):

1. Vo=Vc-Vt - встречное судно (рис. 206, а);

2. Vo = Vc- Vb - догоняемое судно (рис. 206, б);

3. Vo=VB-Vc - догоняющее судно (рис. 206, в),

где Vc - скорость своего судна; ?в - скорость встречного судна; Vo - относительная скорость

При изменении скоростей судов (собственного и наблюдаемого) параллельность перемещения эхо-сигналов курсовой черте не нарушается, только изменяется относительная скорость. При изменении курса собственного судна и постоянстве элементов движения (курс, скорость) судна-цели параллельность эхо-сигнала изменяется. ЛОД изменяет направление в сторону, противоположную собственному повороту (рис. 207).

Третий вид - судно-цель одно.

Рассмотрим случаи перемещения эхо-сигналов на экране РЛС.

Эхо-сигнал не перемещается - это значит, что наблюдаемое судно-цель следует с нами одним курсом и скоростью. При изменении нашей скорости изменяется только относительная скорость (рис. 208).

От изменения курса одним из судов эхо-сигнал начинает перемещаться не параллельно курсовой черте (рис. 209).

Изменение ЛОД при неизменных параметрах движения собственного судна указывает на изменение курса цели в ту же сторону. От изменения курса и скорости одновременно одним из судов эхо-сигнал может перемещаться не параллельно курсовой черте (рис. 210)

Рис 207. Изменение ЛОД при изменении курса судна-наблюдателя (Кс = const)

Vb" width="425" height="168" />

Рис. 208. Перемещение эхо-сигнала на экране РЛС в зависимости от изменения нашей скорости (Ус): Vo - относительная скорость, Vc - скорость судна-наблюдателя (собственного судна), Vt - скорость цели (наблюдаемого судна), a- Vc-Vb, б-KC"V4, в- Vc" Vb

2 влево" width="425" height="169" />

Рис. 209. Перемещение эхо-сигнала на экране РЛС от изменения курса одним из судов: а - судно-наблюдатель изменило свой курс ИКы вправо; б-судно-наблюдатель изменило свой курс ИКсг влево, в - наблюдаемое судно изменило свой курс ИКВ вправо; г - наблюдаемое судно изменило свой курс ИК"2 влево

Рис. 210. Изменение ЛОД от изменения курса скорости а - изменение ЛОД от изменения курса_ ИКс и скррости Vc судна-наблюдателя, б - изменение ЛОД от изменения курса ИК и скорости V& наблюдаемого судна

Рис 211 Перемещение трех эхо-сигналов на экране РЛС, не параллельных перемещению относительно курсовой черты в случаях, когда а и б - потенциальная возможность опасного сближения, в - реальная опасность стол кновения Маневр нашего судна поворотом вправо ИКс

Маневрирование может быть самое различное - курсами и скоростями, но всегда нужно помнить, что маневр на безопасность расхождения не должен допускать пересечения ИК и ЛОД ближе 3 миль.

Четвертый вид - на экране РЛС три не параллельных перемещению эхо-сигнала относительно курсовой черты (рис. 211)

В случае "в" существует реальная опасность столкновения, а в первых двух "а" и "б" - потенциальная возможность опасного сближения, но это будет зависеть от маневра Произведем маневр нашего судна поворотом вправо, не изменяя скорости. В данном случае все суда

разойдутся При другом варианте маневрирования возникает другая ситуация На практике маневры на расхождение необходимо производить с упреждением

Хорошие знания всех случаев перемещения эхо-сигналов дают возможность предвидеть результат своего маневра и избежать опасного сближения судов

Купить средства для мойки и очистки днищ катеров, яхт, водного транспорта, лодок, судов от водорослей, тины, серобурого налета, водного камня

Средства для чистки катеров

Кислотные очистители для ультразвквой очистки черных металлов и деталей из них

Чистка ультразвуком

Купить средства для ультразвуковой очистки изделий и деталей из цветных металлов

Чистка ультразвуком

Купить нейтральные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Чистка инжектора, форсунок

Купить щелочные очистители и промывки для ультразвковой промывки форсунок, инжекторов, деталей двигателей внутреннего сгорания

Очистка инжектора, форсунок

Купить тестовые жидкости для промывки и диагностики форсунок на стенах на производительность

Тестирование форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Промывка форсунок

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистители деталей, УЗО

Купить концентраты для ультразвковой очистки форсунок и различных деталей, химия для ультразвуковой очистки

Очистка меди и бронзы

РЛС, используемые для целей судовождения, представляют собой импульсные радионавигационные средства, работа которых основана на, измерении направления и расстояния до ориентира, которые отразили излучаемые РЛТ импульсы. По своей сути навигационные РЛС являются дальномерно-азимутальными средствами.

РЛС позволяет решать следующие задачи:

определять место судна по ориентирам, путем измерения пеленгов и расстояний;

опознавать береговую черту и глазомерно ориентироваться в стесненных условиях;

обнаруживать надводные навигационные опасности и ориентиры, лед, районы ливневых и снежных зарядов;

обнаруживать встречные суда, наблюдать за их перемещением, определять элементы их движения и безопасно расходиться с ними;

Качество работы РЛС определяется по тактико-техническим характеристикам, которые подразделяются на: технико-эксплуатационные и навигационные.

Технико-эксплуатационные - основными из них являются:

1. Длина волны  составляет 3,2 см и 10 см. Эти волны хорошо проходят сквозь туман, дождь и снегопад. 10 см диапазон обеспечивает меньшее ослабление сигналов при сильных осадках, но обладает меньшей разрешающей способностью по углу и дальности.

2. Длительность u и период повторения Ти импульсов у современных РЛС u = 0,05 - 1,0 мкс; эта характеристика определяет минимальную дальность действия и разрешающую способность. Период повторения Тu составляет от нескольких сотен до нескольких тысяч микросекунд и зависит от выбранной шкалы дальности.

3. Ширина луча антенны определяется углом, в пределах которого мощность снижается на половину от ее значения в главном направлении. В современных РЛС применяется узкий луч 0,5 - 2,0° в горизонтальной плоскости, который обеспечивает высокую разрешающую способность по углу. В вертикальной плоскости ширина луча составляет 15 - 25°, которая обеспечивает устойчивый обзор при качке судна.

4. Частота вращения антенны составляет 20 - 30 об/мин., и определяет периодичность обновления информации на экране РЛС и работу системы САРП. У судов, плавающих по рекам, частота вращения антенны 60 об/мин.

5. Диаметр экрана определяет масштаб развертки и разрешающую способность РЛС. В настоящее время применяют прямоугольные и круглые экраны диаметром до 450 мм.

6. Дальность действия современных РЛС составляет обычно 64 мили, а шкалы дальности лежат в пределах 0,5 - 64 мили. В мировой практике сложилось два набора судовых шкал РЛС – 0.75, 1.5 , 3, 6, 12, 24, 48 миль и 0.5, 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64 мили.

7. Тип индикации радиолокационного изображения определяется режимами ориентации и стабилизации. В современных РЛС применяется ориентация изображения:

относительно диаметральной плоскости (ДП) судна (режим «Курс»);

относительно компасного меридиана (режим «Север»);

относительно ДП судна со стабилизацией изображения при небольших отворотах и рыскании (режим «Курс Стабилизационный»);

Наиболее часто используемым в практике мореплавания режимом индикации и стабилизации является сочетание ОД - «Север».

Навигационные характеристики.

Максимальная дальность действия и обнаружения объекта.

При стандартных условиях атмосферы можно определить по формуле:


где h - высота объекта над уровнем моря.

2. Реальная дальность обнаружения объекта.


где h - высота объекта.

При распространении теплого воздуха над относительно холодной поверхностью наблюдается явление сверхрефракции и объекты обнаруживаются на значительно больших, расстояниях, чем расчетные. При распространении холодного воздуха над относительно тёплой поверхностью наблюдается явление субрефракция (пониженная рефракция), при которой дальность обнаружения небольших судов и островов сокращается ≈ 40%.

Сильный ветер перемешивает слои воздуха и создает условия близкие к нормальным. Во время тумана, сильного дождя или снегопада происходит существенное снижение дальности радиолокационного обнаружения. При плохих метеоусловиях дальность действия РЛС при  = 10 см уменьшается до 10%, в то время как при  = 3,2см сокращается в 2 - 4 раза. Для  = 3,2см при высоте антенны над уровнем моря 15 м дальность уверенного обнаружения:

суда от 1 мили (небольшие деревянные) до 20 миль (водоизмещением

буи – от 1 мили (малые) до 8 миль (большие с пассивным отражателем);

берег и береговые объекты от 1 мили (низменный песчаный) до 40 миль

3. Минимальная дальность действия - представляет собой наименьшее расстояние от судна, на котором возможно обнаружение объектов и определение их координат.

Дмин. = (5 - 7) hД, где hД - высота антенны.

4. Мертвая зона характеризуется способностью обнаруживать близко расположенные возле корпуса судна объекты. Величина мертвой зоны определяется шириной диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости, местом ее установки. Рекомендуется определять форму зоны при стоянке на якоре, используя в качестве объекта шлюпку или катер.

5. Разрешающей способностью по дальности называется минимальное линейное расстояние между отметками двух объектов, расположенных на одном пеленге от РЛС, при котором они наблюдаются раздельно. Чем короче импульс и меньше диаметр пятна электронного луча тем больше разрешающая способность.

6. Разрешающей способностью по углу называется минимальное угловое расстояние в градусах между отметками двух объектов, расположенных на одинаковом расстоянии от РЛС, при котором они наблюдаются раздельно. Она зависит от ширины диаграммы направленности антенны в горизонтальной плоскости и диаметра пятна электронного луча на экране.

7. РЛС как прибор предназначен для определения значений измеряемых навигационных параметров. С помощью РЛС производят измерения полярных координат - пеленга и расстояния.

1.) Точность их измерений зависит от многих причин, которые в совокупности определяют точность их измерения. Точность измерения пеленга характеризуется оценкой среднеквадратической погрешности (СКП) отсчета курсового угла или пеленга в градусах.

В совокупности суммарная оценка СКП радиолокационного пеленга достигает значения mn= 1 - 1,5° по механическому визиру и 0,7 - 1,0 по электронному. При использовании автосопровождения mn = 0,5° при длине волны  = 3,2см и 0,7° при  = 10см.

2.) В совокупности суммарная оценка СКП измерения дистанции, измененной по НКД лежит в пределах 2 - 4% от диапазона шкалы, измеренная дистанция с помощью ПКД у современных РЛС СКП не выходит за пределы 0,5 - 1% от диапазона шкалы при измерении дистанции до точечных ориентиров и 0,5 - 3% при измерении дистанции до пространственных ориентиров. СКП автоматического измерения дистанции в режиме автосопровождения (автослежения) постоянна и составляет около 30 м.

Помехозащищенность РЛС определяет возможность сохранения работоспособности при воздействии различных помех. Помехи создают:

морская поверхность во время волнения;

боковые лепестки диаграммы направленности;

РЛС, работающие рядом;

сигналы надводных объектов;

сигналы от надводных объектов, возникающие при сверхрефракции;

элементы конструкции судна и судовые отражатели.

Помехи от морского волнения являются главной причиной, снижающей эффективность работы РЛТ и САРП. Подавление помех производится с помощью ВАРУ (SEA) - временной автоматической регулировки усиления.

Помехи от дождя и других осадков вызывают сплошную засветку экрана и подавляются с помощью дифференцирующей цепочки с плавно регулируемой малой постоянной времени МПВ (RAIN). В этом случае эффективным способом является переход на диапазон 10 см.

Помехи от боковых лепестков диаграммы направленности возникают от близко расположенных объектов при движении судна в прибрежном плавании и в гавани в виде кольцевой засветки, серии отметок на кратных пеленгах при одинаковом расстоянии, на одном пеленге, но на кратных расстояниях. В этом случае действительным сигналом будет ближайшая к судну интенсивная отметка. Подавляются ВАРУ.

Помехи от расположенных рядом РЛС других судов, работающих в том же частотном диапазоне, обычно представляют собой яркие точки, которые перемещаются по спиралеобразным траекториям от центра развертки к краям экрана. Мешающие сигналы при сверхрефракции могут наблюдаться на последующих ходах развертки вследствие сверхдальнего распространения радиоволн, в результате чего судоводитель может сделать ложное заключение о наличии надводных объектов в зоне действия РЛС. В этом случае устранить ложные сигналы можно путем перехода на другие шкалы дальности, которые имеют отличные от используемой периоды повторения импульсов.

При наличии теневых секторов необходимо рядом с РЛС помещать совмещенную схему, минимальной дальности действия мертвой зоны и теневых секторов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: