Пример профессионального стресса пристава

Обновлено: 19.04.2024

Кузьмина Анна Сергеевна 1 , Демина Людмила Денисовна 2
1 Алтайский государственный университет, ассистент кафедры общей и прикладной психологии
2 Алтайский государственный университет, кандидат психологических наук, доктор социологических наук, профессор кафедры социальной психологии

Kuzmina Anna Sergeevna 1 , Demina Lyudmila Denisovna 2
1 Altai State University, Assistant of the General and Applied Psychology Department Altai State University
2 Altai State University, Ph.D. in Psychological Science, D. in Social Science, Professor of the Social Psychology Department


Abstract
Authors analyze the Bailiff’s strategy to cope of a stress The strategy to cope of a stress reveal authors through concepts of a coping-behavior. The coping-behavior is “a targeted social behavior that lets a person to cope with a difficult life situation. Bailiffs’ professional self-realization is much more effective if they can control negative emotions.

Bailiff’s work is connected with different stressful situations. A specialist must be able to cope with them to succeed in his professional sphere. Every day bailiff is involved into «debtor-claimer» relationship – participates in conflict tense situations that need not only the skill of effective resolving the contradictions, but the executing of resolution of the court [1]. People of this profession have a high level of emotional burnout. It raises the question about studying of the strategies of control the stress – or bailiff’s coping-strategies. Coping-behavior is “a targeted social behavior that lets a person to cope with a difficult life situation by those ways that are adequate according to person’s character and the situation” [2].

Study of the coping-behavior peculiarities will let us construct an adaptational program for newly-hired employees.

The aim of the study in this paper is peculiarities of bailiff’s copping Conduct for coping with stressful situations.

90 bailiffs from structural departments of Federal Bailiffs Management Service in Altai region took part in the research. The experience of public service of the participant was from 2 to 5 years: 45 males and 45 females. The age of participants was 24-29 years. Control group was presented by 90 participants at the age of 24-29 years. All of them had higher law education.

Research methods: “Coping behavior in stressful situations” methodic (S. Normann, D. F. Andler, D. A. James, M. I. Parker, adapted variant – T. A. Kryukova).

Mathematical statistics methods: Mann-Whitney’s U-criterion, Spearman’s correlational analysis.

In the development of the research following results were obtained.

Besides, emotionally oriented coping is significantly more common for female bailiffs, than for male ones (aver.num. f.=35,31; aver.num. m.=28,89 Zm-u=2,11, p<0,04).

Reliable differences of peculiarities of bailiff’s coping behavior who are and aren’t in the personnel reserve for the nomination are identified with the help of Mann-Whitney’s U-criterion on the level of significance (p<0,05). Bailiffs who are in the personnel reserve for the nomination reliably differ by lower results of emotionally-oriented coping-scale (aver.num. p. r.=32,48; aver.num. no p.r.=38,59 Zm-u=-2,57, p<0,04).

Bailiffs’ professional self-realization is much more effective if they can control negative emotions.

In the paper there are the following conclusions:

  • · Avoiding and emotionally-oriented coping for finding a solution in stressful situations is less common for bailiffs. They choose not avoidance of the situation but interaction.
  • · Bailiffs who are in the personnel reserve for the nomination reliably differ by lower results of emotionally-oriented coping-scale. And their professional self-realization presupposes ability to control not only the situation, but their own negative emotions too.
  1. Кузьмина А.С. Коппинг-поведение судебных приставов-исполнителей в контексте смысло-жизненных ориентаций // Казанская наука. 2014. №2. С. 224-227
  2. Кузьмина, А.С Ценностные ориентации судебных приставов-исполнителей // Известия Алтайского государственного университета. 2014. N2(2). С.33-37


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2022. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика».


Данная статья посвящена вопросам стресса на рабочем месте и его влияния на сотрудника. Рассмотрены факторы возникновения стресса на рабочем месте и появление профессионального выгорания у современных сотрудников, а также их последствия.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, синдром выгорания, сотрудник, предпосылки и последствия, управление стрессом.

Введение. В 21 веке, в веке высокопрогрессивных и быстроразвивающихся технологий, стремительного и насыщенного темпа жизни, стресс — стал ежедневным «спутником» большинства работников.

Термин «Стресс» произошел от англ. «Stress», что в переводе означает давление, напряжение, нагрузка. Впервые стресс описал Ганс Гуго Бруно Селье — канадский патолог и эндокринолог, в 1936 г., определив его как неспецифическую реакцию организма на внешнее воздействие. [3]

Стресс просыпается с человеком по утрам, вместе с ранним будильником, пока варится кофе, и в общественном транспорте, стресс рядом, когда человек за рулем, по пути в офис, пока бежит по лестнице в кабинет или едет в плотно набитом лифте, стресс окружает в современном мире повсюду.

Где обычный человек проводит большую часть своей жизни? Конечно же, на работе. Безусловно, есть люди, которые абсолютно счастливы в своей работе, они не жалуются на большое количество рабочих обязанностей и им не приходится оставаться сверхурочно. Но к большому сожалению, на самом деле таких счастливчиков очень мало. По исследованиям ученых в мире всего около 13 % людей, кто абсолютно доволен своей работой и счастлив на ней. [1]

На 2020 год население Земли составляет 7 817 410 000 человек, и всего около 13 % из них счастливы на своей работе, это 1 016 263 300 человек.

Причины, по которым возникает стрессовое состояние на работе, разнообразны. Неудовлетворенность сотрудника своей профессиональной деятельностью, конфликты в рабочем коллективе, высокие рабочие нагрузки, стиль руководства, недовольство зарплатой, отсутствие перспектив карьерного роста — все это может стать причиной профессионального стресса. [2]

«The American Institute of Stress», опросив американских соискателей работы, пришел к выводу, что чаще всего — в 46 % случаев — стресс на рабочем месте вызывают высокая нагрузка, длительные рабочие часы и нехватка полноценного отдыха, а именно диссонанс между выдвинутыми по отношению к работнику требованиями и его внутренними ресурсами; в 28 % случаев — отношения в коллективе, т. е. психоэмоциональные или психосоциальные факторы, а в 20 % случаев — дисбаланс между работой и личной жизнью. [6]

Стоит отметить, что актуальность данной темы отражена и в свете последних событий в стране и в мире, весь 2020 год — это сплошной стресс. Пандемия внесла свои коррективы в работу миллионов людей по всему миру. Многие впервые освоили «удалёнку», новые форматы взаимодействия с коллегами и руководством, новые гаджеты, а многие и вовсе были уволены и в дальнейшем вынуждены освоить новые сферы и направления для работы.

Для тех, кто все-таки остался на своем рабочем месте, и перешел в «удаленный формат» работы это определенный стресс. Возможно, вначале это и было интересно и отчасти комфортно — работать дома, где удобно, можно пить кофе когда угодно, ходить в комфортной одежде и сидеть за ноутбуком с любимым котом на коленях, но по прошествии времени для многих сотрудников весь комфорт начали затмевать такие моменты как постоянно отвлекающие факторы (члены семьи, питомцы и домашние обязанности, и самое распространенное «полежать пару минут на удобном диване или в кровати»), отсутствие живого общения с коллегами, со своим боссом, да и зачастую офис более технически оснащен для работы.

Поэтому работаете вы в офисе, дома, из личного автомобиля или из любой точки мира, то Вы так или иначе будете испытывать стресс. Всегда будут те, или иные факторы, которые будут вызывать напряжение и провоцировать стрессовое состояние.

Развитие стрессового состояния у сотрудника проходит поэтапно и в несколько стадий.

Первая стадия — это стадия тревоги или волнения, когда сотрудник сталкивается с факторами, которые доставляют дискомфорт и вызывают возмущения. При этом организм вынужден задействовать все свои возможные защитные механизмы и ресурсы, и поведение человека начинает меняться.

Стрессовые факторы и явления могут привести к тому, что состояние и поведение сотрудника кардинально меняется, например, спокойный и сдержанный человек начинает вести себя агрессивно, вспыльчиво, раздраженно и грубо отвечать. А сотрудник, который всегда был общительным и активным — наоборот закрывается в себе, переживает все происходящее «внутри», перестает общаться с коллегами. На первой стадии прослеживается потеря самоконтроля и деформация общения, состояние волнения и тревоги приводит к тому, что работник не может сознательно контролировать собственное поведение. Продолжительность первой стадии профессионального стресса достаточно индивидуальна для каждого человека и во многом зависит от его личных качеств. Так, например, спокойные и терпеливые люди могут долго накапливать внутреннее напряжение, а некоторые будут отвечать на стресс-фактор мгновенно.

Вторая стадия — это приспособление к стрессовым условиям. Сотрудник пытается противостоять стрессу и адаптироваться к нему. Данный этап считается особенно напряженным: работник может потерять контроль над собственными действиями, т. к. стресс разрушительно влияет на его психику, в более тяжелых случаях отмечается даже помутнение сознания. Именно поэтому в стрессовой ситуации люди часто совершают несвойственные для себя поступки — могут грубо ответить на вопросы и просьбы коллег и руководителя, подают заявление об увольнении и т. д. Многие впоследствии признаются, что они сами не понимают, как могли совершить подобные действия, и жалеют об этом. Данное состояние называется «аффектом».

Если стрессовая ситуация продолжается довольно длительное время, то наступает уже третья стадия — это истощение резервов организма. При ситуации, когда влияние стресс-фактора не устранено, а психологические и физические ресурсы организма уже исчерпаны — сотрудник больше не в силах противостоять ситуации и приспосабливаться к ней. Дальнейшее воздействие неблагоприятных обстоятельств и факторов может привести к хроническому стрессовому состоянию. Долго длящаяся стадия истощения часто приводит к различного вида болезням. Также, результатом непрекращающегося стресса может стать профессиональное «выгорание» сотрудника. [4]

Сегодня, набор причин, которые провоцируют стресс у современных сотрудников компании, довольно широк. Таким образом, можно констатировать тот факт, что у каждого современного индивида в той или иной степени на рабочем месте происходят стрессовые ситуации, от мелких до серьезных, которые в результате приводят к ряду дальнейших проявлений.

В этой связи растет не только важность разработки и регулярного проведения мероприятий по устранению стресса у сотрудников, его профилактики в организации, но и оценке уровня стрессоустойчивости кандидатов на собеседовании.

Стрессоустойчивость — это умение индивида сохранять самообладание, умение быстро адаптироваться к ситуации, внешним проявлениям и самоликвидировать проявление стресса. Стрессоустойчивость у кандидата на должность в компании можно оценить по целому спектру методик: это и непосредственное наблюдение со стороны эксперта за кандидатом, и беседа с высококвалифицированным психологом, и самооценка кандидата своего уровня стрессоустойчивости, и ряд психологических тестовых методик с дальнейшей интерпретацией специалиста и др. [5]

Стресс-интервью — занимает особое место в выявлении стрессоустойчивости. Стресс-интервью (или стрессовое интервью) — это беседа с кандидатом с использованием набора стрессовых вопросов, а также психологического давлении с целью вывести индивида из его собственной «зоны комфорта» и других провоцирующих стресс во время беседы инструментов.

К инструментам стрессового интервью можно отнести:

— нестандартные и некомфортные условия, в которых находиться кандидат во время беседы (неудобное место, душная или, наоборот, слишком холодная комната, посторонние шумы, и др.);

— опоздание интервьюера на длительное время — долгое ожидание начала собеседования;

— присутствие в ходе интервью посторонних людей;

— нетактичные и провокационные вопросы и др.

Становится понятно, что даже самые уверенные в себе люди, не предупрежденные о проведении подобного рода интервью, могут испытывать некий дискомфорт, который в результате приведет к стрессу. Однако, есть мнения, что стрессоустойчивый человек будет в любой нестандартной ситуации сохранять самообладание, вести себя спокойно и достойно сложившейся ситуации, а также оставаться доброжелательным к интервьюеру.

Но тем не менее, прибегая к использованию стресс-интервью важно профессионально обучать менеджеров по персоналу — технологии стрессового интервью; применять стресс-интервью только в определенные моменты собеседования с кандидатом; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство кандидата; отходить от использования стрессового интервью для высшего менеджмента компании и пр.

Методики устранения организационного стресса разнообразны в современных компаниях. Среди них стоит выделить: работа штатного или внешнего корпоративного психолога, повышение корпоративного духа в коллективе с целью уменьшения уровня конфликтности и при помощи корпоративных мероприятий, создание комфортных условий труда, пропаганда в компании занятий спортом и активного, здорового образа жизни, правильного питания, постоянная обратная связь с руководителем, регулярный мониторинг методом устного или письменного (в том числе анонимного) опроса сотрудников о наличии у них тревоги и стресса, и причин, вызывающих их и много другое.

Таким образом, профессиональный стресс — это проблема уже не только сотрудника, находящегося под влиянием стресс-факторов, но и всей организации в целом.

Становится ясно, что «носители» стресса не в силах полностью отдаваться работе. Как следствие — это снижение производительности труда, качества выполняемой работы, или предоставляемых услуг и увеличение текучести кадров в компании.

О влиянии стресса на персонал организации и его последствиях, должны задуматься, в первую очередь, руководители, специалисты HR-служб и организационные психологи. Так как предупредить — всегда легче, чем лечить, т. е. исправлять те последствия, которые привели к уже критической ситуации.

Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место, стресс, сотрудник, стрессовое интервью, профессиональный стресс, работа, стрессовое состояние, длительное время, профессиональное выгорание, стрессовая ситуация.


Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Данное обстоятельство определяет его профессиональную деятельность как одну из разновидностей государственной службы с присущими ей специфическими психологическими особенностями.

К основным характеристикам профессиональной деятельности судебного пристава-исполнителя относятся: высокий уровень ответственности, высокий уровень стрессоустойчивости, высокая работоспособность, коммуникабельность, уравновешанность, способность к быстрой адаптации, высокая помехоустойчивость, внимательность, переключаемость, наблюдательность, развитая эмоционально-волевая сфера.

Людям данной профессии необходима особая психологическая помощь, так как нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, к появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве, что приводит к снижению профессиональной успешности.

В связи с этим разработан тренинг по развитию профессионально-важных качеств для повышения профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей [2, с. 39].

Вышеизложенное определило цель нашего научного исследования.

Цель: разработка программы тренинга развития профессионально-важных качеств для повышения профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей.

Гипотеза: тренинг развития профессионально-важных качеств (стрессоустойчивости, инициативности и самоконтроля) повышает профессиональную успешность судебных приставов-исполнителей.

Материалы и методы исследования:

Профессиографические (анализ литературы, нормативно-правовых актов, анализ продуктов деятельности, наблюдение, трудовой метод);

Эмпирические (психодиагностическое тестирование, проведение тренинга);

Изучение профессионально-важных качеств осуществлялось с помощью методик:

1) опросник «определение нервно-психического напряжения» Т.Немчина;

2) опросник на выявление свойств темперамента Б.Н. Смирнова;

3) методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге;

4) тест А. Ассингера на оценку агрессивности в отношениях;

5) методика исследования волевых качеств личности;

6) тейпинг-тест на определение свойств нервной системы;

7) методика оценки профессиональной успешности.

В основу нашего исследования были положены следующие методологические принципы: детерминизма (данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений), принцип научности, а также принцип развития [1, с. 21].

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный нами тренинг позволит повысить профессиональную успешность судебных приставов-исполнителей.

Научная новизна. В связи с тем, что должности судебных приставов введены недавно (см. ФЗ "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 г. № 119) и исследований по этой проблеме пока не проводилось, необходима дальнейшая работа по данной проблематике. Этим обуславливается новизна нашего исследования.

Для оценки уровня профессиональной успешности и профессионализма в качестве основной будем использовать трехуровневую систему градаций. Уточним используемые в литературе обозначения уровней успешности, ориентируясь на возможности не только оценки, но и развития у субъекта деятельности знаний, умений и навыков. Считаем целесообразным нижний, начальный уровень профессиональной успешности обозначать как учебный (или, иначе, «потенциальный» уровень, подчеркивая тем самым потенциальную возможность дальнейшего самосовершенствования субъекта). Следующий, средний уровень, характеризующий некоторую необходимую нормативную профессиональную успешность, обозначим как основной (или «нормативный»). Наконец, высший уровень профессиональной успешности будем обозначать как оптимальный (или «перспективный», к которому профессионал должен стремиться в будущем, в перспективе).

Указанные три уровня профессиональной успешности будем относить к основной системе оценивания успешности. Дополнительный, качественно более высокий уровень, связанный с выходом за пределы деятельности «добротного профессионала», будем обозначать как творческий уровень (или уровень мастерства).

Следует иметь в виду, что уровню профессионального мастерства соответствует индивидуализация профессионально-значимых свойств: как известно, «добротные» специалисты в меньшей степени отличаются друг от друга, чем специалисты «экстра-класса».

А.К. Маркова подчеркивает, что профессионализм может быть описан через соотношение мотивационной сферы человека (профессиональные ценности, цели, самооценка и уровень притязаний, мотивы) и операциональной сферы (профессиональные способности, обучаемость, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и т.д.).

В данной работе, вслед за О.Н. Родиной будем придерживаться мнения, что общая оценка успешности профессиональной деятельности должна включать: внешний критерий (оценки, даваемые другими людьми); внутренний критерий (собственная оценка собственной успешности) [3, с. 32.].

Респондентов исследовали по следующим профессионально важным показателям: нервно-психическое напряжение, свойства темперамента, стрессоустойчивость и социальная адаптация, агрессивность в отношениях, волевые качества, свойства нервной системы, профессиональная успешность.

В ходе исследования было выявлено, что у 15,4% респондентов – низкий уровень сопротивляемости стрессу, у 23% - пороговый, у 61,5% - высокий уровень сопротивляемости. Низкий уровень сопротивляемости стрессу говорит о том, человек плохо сопротивляется различным стрессовым факторам, что в свою очередь негативно сказывается на успешности в профессиональной деятельности.

Уровень инициативности и самостоятельности у большинства опрошенных (61,5%) находится на среднем уровне, у 23% - на низком и у 15,5% - на высоком. Инициативность относится к одном из волевых качеств личности. Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели.

По результатам тестирования было выявлено, что у большинства (46%) респондентов средний уровень самоконтроля, у 15,5% - низкий уровень и у 38,5% - высокий уровень самоконтроля. Так как деятельность судебного пристава-исполнителя несет большие психологические нагрузки, самоконтроль также является одним из важных профессиональных качеств. Самоконтроль помогает осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы.

Одной из объективных характеристик профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей является количество оконченных и неоконченных исполнительных производств. Для выявления взаимосвязи оцененных профессионально-важных качеств с объективными показателями (число оконченных и неоконченных исполнительных производств) был осуществлен корреляционный анализ данных.

В результате проведенного корреляционного анализа полученных материалов выявлено, что существует положительная связь между количеством оконченных исполнительных производств и уровнем инициативности и самостоятельности; между уровнем смелости и решительности и уровнем целеустремленности, а также взаимосвязь между оконченными исполнительными производствами и уровнем самообладания и выдержки (р ≤ 0,01).

Это говорит о том, что эффективность труда (количество оконченных исполнительных дел на момент отчетного периода) напрямую зависит от инициативности, а также от самоконтроля судебных приставов-исполнителей.

Обратная взаимосвязь наблюдается между количеством неоконченных исполнительных производств и уровнем сопротивляемости стрессу (р≤0,05). Это означает, что чем больше количество неоконченных дел, тем меньше сопротивляемость стрессу.

Полученные данные легли в основу разработки программы тренинга развития профессионально-важных качеств для повышения профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей.

Тренинг проводился 2 раза в неделю по 1-1,5 часа, всего 42 часа. Тренинг рассчитан на 28 занятий.

Первая группа занятий была направлена на развитие стрессоустойчивости, вторая – на развитие самоконтроля, третья – инициативности.

Перед и после проведения тренинга респондентам предлагались методики по стрессоустойчивости, самоконтролю и инициативности.

В результате проведения тренинга было выявлено следующее. Уровень стрессоустойчивости повысился на 16,5%, уровень инициативности остался на прежнем уровне, уровень самоконтроля также повысился на 23%. Эти данные в свою очередь повлияли на количество оконченных и неоконченных исполнительных производств. Число оконченных исполнительных производств повысилось на 10%, число неоконченных исполнительных производств понизилось на 12%.

Носкова О.Г. Психология труда.- М.: Академия, 2004.- 384с.

Толочек В.А. Современная психология труда.- СПб.: Питер, 2005.- 479с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная успешность, профессиональная деятельность, государственная служба, качество, производство, судебный пристав-исполнитель, уровень инициативности, уровень сопротивляемости, высокий уровень, нервная система.

Похожие статьи

О необходимости использования психологической помощи.

профессиональная успешность, уровень инициативности, уровень сопротивляемости, производство, волевое качество личности, судебный пристав-исполнитель, профессиональная деятельность, нервно-психическое.

Профессионально важные качества руководителя

Чем выше социальный интеллект, тем выше успешность руководителя в профессиональной деятельности. Литература: Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков.

Особенности профессионально-психологического отбора.

Прогноз успешности профессиональной деятельности — неопределенный.

Уровень развития профессионально значимых свойств и качеств не соответствует требованиям

Уровень адаптивности и нервно-психическая устойчивость. У пожарных с высоким.

Формирование профессиональной устойчивости студентов.

Впервые понятие «профессиональная устойчивость личности» было выделено в качестве предмета научного рассмотрения К.К. Платоновым, трактовавшим данный

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя.

Критерии профессиональной успешности специалистов службы.

И, наконец, третий параметр внешней оценки профессиональной успешности — это инициативность в профессиональной деятельности.

Оплата (система денежных вознаграждений и предоставляемых работнику льгот).

Профессионально важные качества личности сотрудников.

К ним относится: аналитические способности, высокая работоспособность, гибкость, мобильность, инициативность

профессионально выраженные качества, работник, деятельность, профессиональная деятельность, кадровый сотрудник, личностные качества.

Стрессоустойчивость как профессиональная компетенция.

Профессиональная деятельность работников социальных служб требует высокого профессионализма кадров, позволяющего выполнять

Мы считаем, что с помощью программы можно значительно повысить уровень стрессоустойчивости у будущих социальных работников.

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов.

Профессиональная идентичность — это психологический уровень самоидентификации

Баланс представлений о будущей профессиональной деятельности и текущего статуса

Полное принятие запретов и ограничений в силу специфики государственной службы в.

Повышение престижа и социальной привлекательности.

Именно престиж и имидж государственного служащего, еще на бессознательном уровне, либо пробуждает желание сотрудничать, либо приводит к

служащий, повышение квалификации, государственная гражданская служба, государственное управление, профессиональная.


В статье рассмотрено понятие профессионального стресса, его влияние на трудовую деятельность, а также описаны факторы и условия, способствующие его развитию. Трудовая деятельность в контексте профессионального стресса — это серьезное испытание психического и физического здоровья, потому важно знать причины, по которым развивается профессиональный стресс. Также в статье нами предложен ряд практических профилактических мер, препятствующих развитию профессионального стресса. Однако, при возникновении профессионального стресса включается механизмы совладания: в статье нами раскрыты понятия совладающего поведения (копинг-стратегий). При взаимодействии с трудной ситуацией, человеку необходимо адаптироваться. Преодолению любого стресса, в том числе профессионального, способствуют оптимальные копинг-стратегии и умение их рационально сочетать, чтобы ситуация разрешилась без потерь для человека.

Ключевые слова: профессиональный стресс, копинг-стратегии, совладающее поведение, копинг-поведение, когнитивная модель совладания со стрессом.

В современном мире такое понятие как карьеризм встречается очень часто. Ведь практически любой работник хочет добиться успеха в своей карьере, занимать управляющую должность. Для этого человек вкладывает все свои знания, умения, силы, практически все свободное время, постоянно посещает тренинги, курсы по повышению квалификации, по переподготовке и так далее, часто берет сверхурочную работу и старается выполнить свою работу лучше всех и раньше всех. И почти всегда такое усердие в работе вызывает усталость, утомление, стрессы, нервное состояние, раздражительность, неудовлетворенность работой. Все это признаки профессионального стресса. Современная социально-экономическая ситуация в России предъявляет новые требования к субъектам труда. Ускоряется темп профессиональной деятельности, возрастают требования к качеству и объему выполняемой работы, что нарушает эмоциональное равновесие и приводит к возникновению стресса. А профессиональный стресс является причиной целого ряда проблем таких как: высокий уровень текучести кадров, потеря ценных сотрудников, стрессовые ситуации в производственном процессе, частые конфликты, застои на работе, снижение производительности и много другое.

Особое место в плане развития стресса занимают профессии с преобладанием субъект-субъектных отношений и, соответственно, они же является самыми напряженными и стрессогенными, требующие хорошего самообладания и саморегуляции. Большие рабочие нагрузки способствуют развитию негативных психических состояний, отрицательно влияющих на личность работника, его клиентов и организацию в целом [1]. Проявления стресса в профессиональной деятельности разнообразны: перегрузка работой, нервное и эмоциональное напряжение, большой объем зрительной, слуховой и т. п. нагрузки, ненормированный рабочий день, дефицит времени, деструктивное, конфликтное поведение коллег и многое другое. Профессиональная деятельность не только требует полной отдачи сил в рабочее время, но и занимает внерабочее время, не оставляя возможностей жить для себя, своей семьи и друзей. Подобная ситуация приводит к серьезным негативным последствиям в форме профессионального стресса. О. В. Макаренко рассматривает профессиональный стресс как «связанное с профессиональной деятельностью напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов» [5, с. 14]. А. Б. Леонова утверждает, что профессиональный стресс появляется исключительно в условиях, когда требования рабочей среды и индивидуальные ресурсы не соответствуют друг другу. Подобный диссонанс может стать причиной создания потенциальной угрозы для здоровья и успешности трудовой деятельности [6]. Как видим, профессиональный стресс рассматривается в основном в плане негативного влияния на профессиональную деятельность.

Проявления профессионального стресса характеризуются следующими симптомами: чувство усталости, перенапряжения и истощения; снижение активности, любопытства, креативности, высокая раздражительность, немотивированный гнев и агрессия, беспокойство и тревожность, негативная установка к работе; безразличие к результатам деятельности, отстраненность по отношению к коллегам и другим участникам взаимодействия, низкая эмпатия [9].

Рассматривая причины возникновения профессионального стресса, В. А. Бодров относит к ним: сложность выполняемой деятельности, личную ответственность за результаты деятельности, дефицит времени, личностные особенности субъекта труда [2, с. 20]. С наибольшей вероятностью стать жертвой профессионального стресса грозит определенным категориям людей, наиболее чувствительным предрасположенным или оказавшимся в особых условиях. К таким относятся не жалеющие себя — Трудоголики, которые живут только своей работой; — Жители крупных городов жители больших городов чаще всего подвержены стрессу, а стресс является одной из причин профессиональных выгораний; — Работники-интроверты. Они очень замкнутые и скромные. Они не имеют навыков сопротивления стрессу; — Люди, которые сменили работу, а также те, кто ожидает аттестацию в профессиональной сфере; — Работники, попавшие в совершенно новую среду или непривычную ситуацию, которая обязывает проявить новые качества и высокую эффективность; — Люди с внутриличностным конфликтом; — Работники в возрасте после 45 лет. Из-за возраста им очень сложно найти работу, а также под сокращение обычно первыми попадает именно эта возрастная категория; — Люди, добившиеся определенных высот. Когда человек добивается своих целей, то возникает ощущение отсутствия перспектив, сомнения по поводу личностной и профессиональной несостоятельности.

С целью профилактики профессионального стресса целесообразно применять следующий практический комплекс мер. 1. Следует использовать «технические перерывы» — они необходимы для того, чтобы работник мог немного отдыхать от основного вида деятельности, так как работа без небольших перерывов (5–10 минут в час) очень утомляет и может поспособствовать появлению стресса. Нужно ненадолго переключаться на другие интересные темы во время рабочего дня, если есть такая возможность; 2. Необходимо найти для себя пути управления стрессом, обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях. Необходимо уметь сопротивляться стрессу: выработать собственные методы расслабления, эмоциональной подзарядки, психологической защиты; 3. Следует сокращать ненужную конкуренцию в коллективе, особенно среди сотрудников, непосредственно работающих в команде. Работа в команде всегда позволяет минимизировать рост стресса, при условии отсутствия в ней конкуренции. Но образуя команды необходимо учитывать индивидуальные особенности сотрудников, так как некоторые не способны работать в команде, лучше у них получается работа в одиночку; 4. Необходимо поддерживать здоровый образ жизни. Научно доказано, что занятие спортом хорошо снимает стресс; 5. Необходимо правильно распределять нагрузку в течении рабочего дня (принцип постановки целей и приоритетов). Нужно учиться переключаться с одного вида деятельности на другой (принцип гибкости и текучести), не принимать близко к сердцу конфликты и уметь из них правильно выходить, не соревноваться с коллегами по работе; 6. Правильно делегируйте ответственность, а не взваливать все на себя; 7. Необходимо выбирать ту карьеру, которая соответствует вашим способностям, интересам, навыкам, особенностям характера и темпераменту. Именно любимая работа способствует улучшению настроения и желанию работать и продвигаться по карьерной лестнице.

Таким образом, трудовая деятельность в контексте профессионального стресса — это серьезное испытание психического и физического здоровья трудоустроенного, проверка уровня его надежности как профессионала.

Преодолению любого стресса, в том числе профессионального, способствуют оптимальные копинг-стратегии. Исследование проблемы совладающего поведения (копинга) личности в стрессовых ситуациях началось в середине XX века. Термин копинг (coping) берет свою этимологию от слова «сope», что в переводе с английского означает «преодолевание, совладание». В российской психологии его переводят как совладающее поведение или психологическое преодоление, кроме того, в русской психологической школе нередко используется такое близкое к копингу понятие как «переживание».

На сегодняшний день над различными проблемами совладающего поведения работает большое количество ученных (Анцыферова Л. И., Бодров В. А., Ташлыков В. А., Ялтонский В. М., Нартова — Бочавер С. К., Горьковая И. А., Абабков В. А., Никольская И. М., Сирота Н. И.).

Развитие проблемы копинга и создание её главных постулатов связанно с когнитивной моделью Ричарда Лазаруса. В 1966 году он написал книгу «Психологический стресс и процесс совладания с ним», в которой дал описание осознанным стратегиям совладания с ситуациями тревоги, напряжения и стрессовыми состояниями. Согласно концепции Лазаруса в основе регуляции взаимодействия личности с внешней средой находится постоянно изменяющийся процесс когнитивной оценки, преодоления и эмоциональной обработки. Первоначально человек определяет проблематичную ситуацию как непостоянную и небезопасную, а потом, принимая во внимание силу воздействия и свойства стресс — фактора, а также свои индивидуальные характерные черты личности, осуществляет выбор стратегий совладания, это приводит индивидуума к образованию определенных форм копинг — поведения. По мнению Лазаруса, копинг — это стремление к разрешению проблем, которое проявляется когда индивид находиться в ситуациях угрозы либо успеха для него, при имеющихся условиях для активизации его адаптивных возможностей целью которых является, сохранение физиологического, индивидуального и социального благополучия [11]. Р. Лазарус и С. Фолкман описывают копинг как активное взаимодействие индивида с какой-либо ситуацией, когда важные поведенческие, когнитивные и эмоциональные усилия направляются на выявление и нейтрализацию внутренних и внешних противоречий. Они говорят о копинг-поведении в самом широком смысле и предлагают различные взаимодействия человека с задачами внутреннего или внешнего характера — возможности смягчить или завладеть, смириться или уйти от требований, которые транслирует контекст трудной ситуации [4].

Сегодня широко применяются термины «преобразующий копинг» (transformational coping), «активный копинг» (active coping), «регрессивный копинг» (regressive coping), «копинг, направленный на избегание» (avoidance coping). Большую популярность в рамках данного подхода к интерпретации копинга приобрело определение, которое сформулировала Т. Л. Крюкова: копинг-поведение — это целенаправленное поведение, которое позволяет индивиду совладать со стрессом (или трудной ситуацией в жизни), используя адекватные особенности, присущие его личности, посредством осознанных стратегий, либо адаптирующих к требованиям этой ситуации, либо помогающих как-то преобразовать её [10]. На выбор стилей и стратегий копинг-поведения влияют: адаптационный потенциал личности, профессиональные, гендерные и возрастные факторы.

При взаимодействии с трудной ситуацией, человеку необходимо адаптироваться. Именно поэтому ко всем стратегиям совладающего поведения предъявляется ряд задач:

1) Определение смысла самой ситуации и её смысла для личности.

2) Попытка противодействовать обстоятельствам в виде действия, как первая реакция на образовавшуюся проблему.

3) Сохранение взаимоотношений с членами семьи и друзьями на прежнем «предкризисном» уровне

4) Поддержка оптимального психологического баланса

5) Поддержание и сохранение образа себя.

Отталкиваясь от вышесказанного, оценка стратегий совладания находится в зависимости от того, в какой степени они удовлетворяют данные адаптивные задачи [7]. По мнению С. К. Нартовой — Бочавер [8] наименее результативными, считаются стратегии самообвинения, избегание и принижение собственных возможностей во всех проявлениях. Достаточно эффективными считаются, реальное изменение ситуации либо её переоценка. Неопределенно оцениваются эмоционально — экспрессивные формы совладания. Выражение чувств является довольно результативным методом преодоления стресса, исключением принято считать, открытое проявление враждебности, в силу собственной асоциальной ориентированности, хотя и подавление агрессии представляет сильный фактор риска нарушения эмоционального благополучия личности. В случае если совладание активируется ситуацией, и она разрешается, тогда для индивидуума ситуация теряет свою значимость, в таком случае могут использоваться и активные, и пассивные копинг — стратегии. Но несмотря на это, важно рационально сочетать стратегии, чтобы ситуация разрешилась без потерь для человека.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный стресс, профессиональная деятельность, работа, трудная ситуация, трудовая деятельность, ситуация, стресс, рабочий день, серьезное испытание, физическое здоровье.


Реализация государственной политики повышения качества и эффективности функционирования судебной системы, укрепление независимости судов предполагает возрастание требований к судьям как носителям судебной власти, в том числе и к уровню их профессиональной подготовки, личностным качествам, состоянию психологического и физического здоровья.

В настоящее время специалистами Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации разрабатывается программа «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности судей и работников аппаратов судов в РФ». Одна из частей этой программы — психодиагностическое исследование кандидатов на должность судьи, которое в качестве эксперимента уже проводится в нескольких регионах страны. Что же представляет собой психодиагностическое исследование?

Это специально разработанные психологами и учеными- психиатрами тесты, которые включают в себя определение степени тревожности кандидата, его способность к аналитическому мышлению, психофизиологические данные, способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение, адекватность поведения в стрессовой ситуации. К примеру, при работе с кандидатом, психолог специально создавал стрессовую ситуацию — неожиданно для кандидата провоцировал его оскорблениями и наблюдал за его реакцией. Методом беседы проверялся: кругозор претендента; его способность к анализу; строилась шкала лживости. Заключение комиссии позже учитывалось квалификационной коллегией судей при рекомендации кандидата на должность судьи.По мнению специалистов, проведение подобного профессионально-психологического отбора кандидатов на должность судьи способно оказать положительный эффект в сложившейся ситуации тотального ухудшения здоровья среди представителей судейского сообщества, т.к. степень воздействия судебного стресса, подверженность личности его негативным проявлениям во многом зависят от исходных, изначальных особенностей человека, желающего стать судьей.

К тому же, до последнего времени личность судьи, в плане его психологического и физического здоровья, не рассматривалась в качестве весьма важной и во многом определяющей составной его профессиональной успешности.Судебный стресс является следствием психологического напряжения, сопутствующего формализованной и, внешне эмоционально ограниченной, атмосфере судебного заседания. В отношении судей судебный стресс может рассматриваться как имеющий все характеристики профессионального стресса.«Стрессорами» (факторами стресса) в профессии считаются монотонность трудового процесса, высокое чувство ответственности, быстрое переключение при принятии решений, степень соответствия между ожидаемым и действительным результатом в труде, стимуляция и длительное эмоциональное напряжение.Каковы же причины его возникновения?

Естественно, первая из них, сам характер работы. Существуют определенные ролевые ожидания от образа судьи, созданного обществом. И они способны стать источником психологического напряжения для многих судей — как следствие желания соответствовать этим ролевым ожиданиям. Тот образ судьи, который мы видим перед собой, можно охарактеризовать как абсолютно холодную, лишенную каких-либо эмоций, принимающую решения, машину, символ беспристрастности. В связи с этим, одиночество в работе судьи до некоторой степени неизбежно. Элемент дистанции и отдаления от окружающих — обычная часть судейской работы. Многие недавно назначенные судьи отмечают, что круг людей, с которыми они могут свободно говорить о своих профессиональных и личных проблемах, стремительно сокращается с момента их вступления в должность.

Часто возникают ощущения неопределенности, сомнения в своей профессиональной успешности и психологическое напряжение. Судья не в состоянии оценить, насколько его работа успешна с точки зрения других участников процесса, подчиненных и даже коллег: судьи практически никогда не дают оценку работы друг друга. Единственный способ, каким судья может как-то оценить качество своей деятельности, — это подведение статистических итогов работы, откуда можно узнать, например, сколько дел было рассмотрено в течение года, сколько отправлено на рассмотрение по инстанциям, сколько решений было отменено. Такие сухие статистические данные ничего не скажут судье о том, как он воспринимается окружающими как личность, хороши ли его профессиональные навыки. Другим участникам процесса невозможно выразить свое мнение о работе судьи в ходе традиционно формального общения с судьей. Недостаток обратной связи актуализирует чувство одиночества, которое особенно остро испытывают многие недавно назначенные судьи. С очень немногими людьми судья может разделить, возникшее на каком-то этапе, чувство неуверенности.Но наибольший вклад в негативное влияние профессиональной деятельности судьи вносит социальная изоляция.

Профессиональные этические ограничения, налагаемые на судью с момента вступления в должность, для многих становятся тяжелым психологическим бременем. Судьи должны быть осторожны в отношениях с окружающими, соблюдать соответствующую дистанцию. Неформальное общение, невинные шутки могут стать губительными для репутации судьи, подвергнуть сомнению его беспристрастность. Такие ограничения создают свой особый, «сухой» стиль общения с окружающими. По мере повышения его статуса невидимые стены отделяют судью и его семью от друзей и прежних коллег.

После назначения судья обнаруживает, что становится значительно труднее найти друзей. Многие начинают сомневаться в дружеском расположении окружающих, особенно в отношении юристов, неработающих в суде (адвокатов, юрисконсультов и т.д.), подозревая их в неискренности и попытки извлечения выгоды из дружеских отношений, а старые друзья часто отдаляются. Судья «чувствует, что он находится в своей мантии не только в суде». На втором месте среди факторов, отрицательно отражающихся на психическом и соматическом состоянии здоровья судей, — постоянно увеличивающаяся рабочая нагрузка. Вид бесконечной череды дел, растущая стопка документов на столе и невозможность ничего сделать, чтобы уменьшить ее, создают психологический дискомфорт для многих судей. Значительно ухудшает положение убежденность абсолютного большинства судей, что как бы много судья не работал, ускорить рассмотрение дела невозможно вследствие процессуальных проволочек со стороны других участников процесса. Кроме того, существует ряд дополнительных факторов, касающихся личной жизни судей и делающих их уязвимыми для стресса как раз в тот момент, когда они вступают в должность, — личностные факторы.

«Кризис среднего возраста» — хорошо известный психологический феномен. Обычно он связывается со смертью родителей, отдалением детей, ухудшением здоровья, признаками старения во внешнем облике, снижением сексуальной активности и часто совпадает со сходными изменениями у супруги или партнера. Высокий уровень разводов в этом возрасте означает, что многие судьи будут в дальнейшем страдать от одиночества. Все это может значительно усиливать уязвимость личности к стрессу и несет и определенные негативные последствия, в виде сомнения в необходимости долговременных прочных отношений. Вновь назначенные судьи получают достаточную психологическую нагрузку в зале судебных заседаний, поэтому получение дополнительного стресса в личной жизни может стать для них фатальным и проявиться в различных феноменах – в постоянном ухудшении настроения в зале судебных заседаний, в значительных задержках при рассмотрении дел, затруднении в принятии решений и, даже, во враждебном отношении к окружающим в целом.Изменения в законодательстве также вносят свой вклад в уровень психологического напряжения.

При этом новые правила проведения процесса заставляют судей постоянно следить за новыми веяниями, а для судей, давно находящихся в должности, это может быть затруднительно. К давлению нового законодательства можно добавить давление новых технологий. Судьи среднего возраста должны осваивать использование компьютеров и текстовых процессоров.

К тому же, судьи действуют в быстро меняющемся обществе, где жизненные ценности значительно изменились за последние 20-30 лет. И поэтому их задачей на современном этапе является адаптация к быстрым социальным изменениям — они должны быть в курсе новых веяний в законодательстве о правах женщин, правах этнических и сексуальных меньшинств, инвалидов и т.д. Большинство судей, ощущая себя членами общества, реагируют на эти изменения в законодательстве позитивно, Для некоторых, однако, это может стать источником напряжения, особенно для судей старшего поколения, имеющего иную ценностную ориентацию.В зависимости от специфики профессиональной деятельности воздействие судебного стресса несколько различно у ряда категорий судей.

Судьи в сельских и отдаленных от крупных городов районах.

Эта категория судей в изолированных сельских сообществах признана особенно уязвимой к воздействию стресса. Для большинства судей, назначенных в отдаленные сельские районы, это назначение способствует возникновению чувства острой изоляции. Ощущение своей чуждости окружению вызывает затруднения и порой судебную дисквалификацию в принятии решений. Судья должен избегать проявлений фаворитизма в отношениях с друзьями и знакомыми, которые могут потенциально стать участниками судебного процесса, при этом избегая излишней дистанции в отношениях, препятствующей его признанию в чрезвычайно ограниченном социальном окружении. В сельской области, помимо этого, существует актуальная проблема потери личной анонимности.

Судьи в городах.

Судьи в городе часто испытывают стресс в результате крайне высоких рабочих нагрузок. Работа идет в течение многих часов под неотступным давлением расписания судебных процессов. Общение с коллегами крайне затруднено и возможно лишь во время кратких перерывов.

Судьи в кассационной коллегии.

Суды второй инстанции, по крайней мере, имеют преимущество профессиональной коллегиальности. Но и они имеют собственные источники стресса, включая крайне высокий уровень конкуренции между членами коллегии, приводящий к столкновению личностей и иногда к неадекватному поведению. Профессиональный уровень и юридическая эрудиция здесь, как правило, очень высоки. В любой группе талантливых, способных профессионалов, работающих рядом и постоянно сталкивающихся с сомнительными случаями, напряжение в межличностных отношениях выходит на поверхность, проявляясь в конфликтах по службе.

Особая группа судей, также подверженная воздействию стресса, — это председатели судов.

Перед общественностью и прессой они предстают не только как судьи, но и как представители правосудия. Требования, которые предъявлялись к руководителю суда прежде, кардинально изменились в последние двадцать лет. Они должны защищать репутацию своих судей и их привилегии, следить за увеличением производительности труда и принимать меры, ведущие к сокращению судебных ошибок, адекватно реагировать на жалобы при ненадлежащем осуществлении правосудия.

Каковы же последствия судебного стресса, как он себя проявляет и что означает для обычного, рядового судьи? К одному из наиболее значимых показателей психологического и социального благополучия относится семейное положение. По данным статистики наблюдается значительное число одиноких (разведенных или никогда не состоявших в браке) судей — 20,1%, а в их числе, обращает на себя внимание, подавляющее преобладание женщин (82,8%). В семейном положении обследованных судей, среди мужчин и женщин, наблюдались значительные различия. Примерно 50% женщин-судей не замужем, а 16% из них — никогда не были замужем. При исследовании функционирования одиноких женщин-судей в профессиональной среде выявляется их меньшая «беспристрастность» и эмоциональная устойчивость при рассмотрении дел.

К примеру, угрозы со стороны обвиняемых действуют на них в большей степени. Одинокие чаще признают, что существуют определенные статьи Уголовного кодекса, по которым следует выносить максимально суровый приговор независимо от обстоятельств дела, и отмечают, что их личные переживания во время рассмотрения дела оказали влияние на характер приговора. При этом чаще вспоминают эмоционально насыщенные, напряженные процессы. По мнению психологов, женщины в большей степени подвержены воздействию судебного стресса, а одинокие женщины-судьи в особенности.Оценка степени психической нагрузки имела субъективный характер в виде самооценки судьями степени влияния профессиональной деятельности на психологическое состояние.

Лишь каждый четвертый оценил степень психической нагрузки как «среднюю» (27%), в то время как остальные испытывают «предельную» (51%) и даже «запредельную» нагрузку (22%). То есть, более 70% судей считают себя неспособными длительное время поддерживать заданный темп работы без ущерба для своего психического здоровья.Среди оценивших степень своей психической нагрузки как «предельную» или «запредельную» отчетливо преобладали судьи, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел. Как показало исследование, это объясняется тем, что для значительной части судей степень психической нагрузки в большей мере определяется количеством и сложностью рассматриваемых дел, нежели их характером.

Какой же эффект оказывает судебный стресс на соматическое здоровье судей? Иллюстрацией может служить уровень заболеваемости.Хорошо известно влияние психологического стресса на возникновение ряда заболеваний, в особенности сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и заболеваний кожи. Именно эти виды соматической патологии преобладают среди судей.Более половины из них страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, каждый четвертый — заболеваниями желудочно-кишечного тракта, каждый восьмой — заболеванием почек, каждый десятый — язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки. Большая часть судей (51,7%) отмечает связь возникающих обострений хронических соматических заболеваний с повышенной служебной нагрузкой.Все это требует проведения специальных мероприятий психологического сопровождения судей с целью смягчения негативных последствий судебного стресса.

Поэтому при поддержке предложений Судебного департамента при Верховном Суде РФ Пленумом Верховного Суда РФ и Правительством РФ, соответствующие законопроекты будут внесены на рассмотрение Государственной Думы РФ, и психодиагностическое исследование кандидатов судьи в будущем станет обязательным.Но основную роль должны сыграть постоянные усилия, направленные на оздоровление уже действующих судей, это вторая часть программы, предложенной Судебным департаментом при Верховном суде РФ. Психологическая помощь нужна судье на протяжении всей его работы, т.к. ему приходится выносить решения сложные не только с юридической, но и с психологической точки зрения, ведь люди в суд приходят с болью.

А судья, выполняя тяжелейшую работу, часто эмоционально выгорает, меняется его отношение к окружающему миру. Для таких судей специалистами подготовлены реабилитационные программы, в зданиях судов планируется появление специальных комнат психологической разгрузки. С этой целью в штате судов предусмотрено введение должностей психологов. Таким образом, создание специальной психологической службы, обращенной к нуждам судейского сообщества, должно стать не только важным вкладом в совершенствование деятельности всей судебной системы, но и внести положительные изменения в жизнь каждого судьи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: