Приказы московского государства структура состав функции виды место в системе органов управления

Обновлено: 23.04.2024

Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине XVII в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство.

Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора. Продолжительность работы Земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, "приговора". Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских

и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли.

Приказы Московского государства: структура, состав.

Постепенно административный аппарат, руководимый боярами, разросся, были созданы специальные центральные органы управления – приказы т.е. великий князь "приказывал" определенному боярину (приказному боярину) заниматься определенной сферой государственного управления. Это были постоянно действовавшие учреждения. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Приказы имели определенные платы, специальные помещения, делопроизводство, архивы. Для дьяков и других приказных деятелей служба в приказах была основным занятием, за которое они получали жалованье из казны. Это ставило их в тесную связь и зависимость от великокняжеской власти, делало их ее верной опорой. Приказы постоянно реорганизовывались, расформировывались и формировались вновь. Помимо руководителя - думского боярина, в приказе работали дьяки и подьячие. Приказы делились на столы (во главе с дьяками), а столы.

Приказы Московского государства: виды, функции, место в системе управления.

Продолжали действовать Посольский, Разрядный, Ямский приказы. Большое значение имел Поместный приказ, решавший вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведавший учетом поместного земельного фонда, раздачей земель дворянам, регистрацией вотчин и т.д. Поместный приказ рассматривал и судебные споры по земельным делам.

В связи с созданием стрелецкого войска был образован Стрелецкий приказ. С проявлением специализированных постоянных военных частей возникли Пушкарский, Рейтарский приказы. Полицейские функции и суд по "разбойным и татебным" делам, как и раньше, осуществлял Разбойный приказ. Московская полицейская служба и суд по важнейшим уголовным делам находились в руках Земского приказа. Он выполнял и другие функции - ведал переписями дворов, собирал подати с посадского населения Москвы.

Ряду приказов было поручено управление отдельными местностями Российского государства (Нижегородский, Владимирский, Галицкий, Казанский, Сибирский и другие приказы). Они занимались также сбором налогов и судом.

Важную роль играли финансовые приказы. Приказ большого прихода ведал таможенными пошлинами, откупами, торговыми сборами. Прямые налоги с городского населения, занятого торговлей и ремеслом, собирал Приказ большой казны. Приказ с названием "Новая четверть" ведал питейными доходами. Имелись приказы с довольно узкой специальной компетенцией - Приказ книгопечатного дела, Аптекарский приказ, Печатный (удостоверяющий правительственные акты с приложением к ним печати) и др.

Продолжала существовать значительная группа дворцовых приказов, в организации и компетенции которых имелись существенные пережитки дворцово-вотчинной системы управления. Так, например, казенный приказ занимался личной казной царя и хранением царских драгоценностей. Характерной особенностью почти каждого приказа было сосредоточение в его ведении не только управления, но и судебных функций.

Приказы - центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи - дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы - общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы - система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы - управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Управление в Российском царстве

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный - сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца - все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий - разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный - содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата - пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Заседание Боярской думы

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

Финансово-казенные. Это, прежде всего приказ Большого Дворца. Первейшей его функцией было не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал сбором налогов. Затем следует упомянуть Казенный приказ. Этот приказ заведовал государственным золотом. Приказ Большого Прихода, Счетный приказ, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий и прочие приказы. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казенного управления.

Судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведомству Разбойного приказа подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ сочетал в себе и чисто полицейские функции. В Московском приказе судилась элита, во Владимирском - все остальные. Челобитный приказ являлся высшим административным судом России.

Полицейские приказы. Полиция - забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ, приказ Житны, Аптекарский и ряд других.

Приказы по военному делу. Разрядный приказ. Стрелецкий приказ. Рейтарский, Иноземный ведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный приказ ведал изготовлением доспехов, луков и стрел.

Приказы иностранных дел: Посольский. В его ведении состояли иностранцы. Приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским патриархом.

Печатный приказ, в котором хранилась государственная печать, прикладывавшаяся к государственным актам, посылавшимся за границу.

Областные приказы. Это чети и четверти. Они появились в результате проведения централизации. С централизацией государства уделы начали дробить вплоть до отдельных общин и деревень. Малороссийский приказ. Приказы государственно-церковного управления. Приказ церковных дел. Монастырский приказ, ведавший судом над церковными властями.

Последняя группа приказов - созданные по случаю решения какой-то одной проблемы. Например: Панихидный приказ, который ведал отправлением панихид по умершим царям. Монастырский приказ ведал управлением церковным земель. Было очевидно, что государство намеревается постепенно секуляризовать церковные земли. Монастырский приказ - первый шаг в этом направлении. Приказ Государя Тайных дел занимался слежкой за высшими должностными лицами государства. Он также ведал многочисленными царскими делами. Он был лично подчинен царю.
Функции. Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были судами для лиц в подведомственным им отраслях управления. Приказы, будучи административными органами, рассматривали дела порученные их надзору самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы. Отсутствие четкого разграничения компетенции было вызвано прежде всего тем, что она определялась исключительно распоряжениями царя без определенной системы, в связи с изменениями конкретной текущей ситуации.
Место в системе управления. Вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной с середины XVI столетия сосредотачивается в руках царя. Свою власть царь осуществлял непосредственно через Боярскую Думу и Приказ тайных дел. Функции государственного управления реализовывались через систему приказов. Каждый приказ имел определенные функции, хотя четкого разграничения компетенций между ними не было. Многие приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции.

Боярской Думе подчинялись Разрядный приказ, Поместный и Посольский. Этим трем приказам подчинялись все остальные приказы (кроме Дворцовых и Патриарших приказов). Приказ Тайных дел подчинялся исключительно царю. Кроме того, царю и приказу Тайных дел подчинялись Дворцовые приказы. Свои приказы имел и Патриарх Московский и всея Руси, которые подчинялись только ему.

После объединения основных земель вокруг Москвы началось создание государственного аппарата. В первую очередь была изменена территориально-административная структура государства. Взамен уничтоженных уделов создавались новые на семейной основе (все они принадлежали детям Василия II).

Но основная территория Московского княжества оставалась подвластной великому князю. Главной же особенностью этого периода стал переход уделов к системе уездов. Первоначально они появляются в московских землях, а в середине века их число значительно увеличивается за счет новоприсоединенных земель. Власть в уездах концентрируется в руках наместников, которыми становятся бояре великого князя.

Определенные изменения претерпела судебная система. Суть их сводилась к сокращению судебных привилегий землевладельцев и передаче дел о значительных преступлениях в ведение аппарата наместников.

С конца XV в. оформляется государственный орган – Боярская дума. В ее состав входили бояре и бывшие удельные князья. Дума решала важнейшие дела и была законосовещательным органом.

Чтобы централизовать порядок судебно-административной деятельности, в 1497 г. был составлен новый свод законов - Судебник Ивана III, установивший единые нормы налоговой ответственности и порядок ведения следствия и суда. Он был направлен, прежде всего, на защиту жизни и собственности феодальных землевладельцев, а также государства в целом.

В начале XVIв. в структуре государственного управления важное место занимают приказы. Во главе приказа стоял боярин. Непосредственно исполнительную деятельность проводили дьяки и подьячие, вербовавшиеся из среды служилого дворянства. Всеми финансами государства ведала казна. Казенный приказ ведал общегосударственными учреждениями; земский - осуществлял полицейские функции; ямской (почтовый) - отвечал за бесперебойные связи Москвы с внутренними районами страны; разбойный - занимался разбором уголовных дел; разрядный - ведал комплектованием армии, он же заведовал постройкой крепостей и пограничными городами; поместный - заведовал государственными землями и т.д.

9. Реформы и опричнина Ивана Грозного.

Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую, Губную реформу, провел преобразования в армии.

1549 год – созыв Земского собора. Создание единого государственного управления – приказ, во главе которых стоял приказный судья – бояре и дьячки. Полномочия приказов были четко разграничены.

1550 год принятие нового «Судебника», устанавливающего размеры судебных пошлин. Впервые взяточничество признано преступлением.

1551 год создан церковный собор для улучшения церковного порядка и благочестия («Стоглав»). Церковные земли передавались под контроль царя, был введен церковный суд, монастырям запрещено ссужать деньги в рост. Начало военной реформы.

Реформа военной организации:в 1550 году было учреждено постоянное пешее стрелецкое войско. Стрелецкие части были полурегулярными, поскольку стрельцы самостоятельно вели хозяйство, хотя и получали жалованье. Стрельцы делились на московских и городовых, выделялись стремянные стрельцы. Командирами стрелецких частей назначались «дети боярские».«Приговор о местничестве» способствовал значительному укреплению дисциплины в войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и улучшению боеспособности русского войска.

1555 год – реформа местного самоуправления (отмена «кормления»). Прежде в уезде на небольшой срок назначался наместник, обычно из числа родовитых бояр. Население платило в его пользу налоги и пошлины («кормило» его), а он правил суд. Теоретически наместник должен был заботиться об исполнении различных государственных задач. На практике чаще всего «кормленщик» клал деньги себе в карман по принципу «после нас – хоть потоп». Теперь наместников сменили выборные органы местного самоуправления, а подати поступали прямо в казну.

1556 год – новое «Уложение о службе», определявший порядок военной службы дворян. Служить можно было с 15 лет, она передавалась по наследству. «Уложение» определяло размер предоставляемых за службу поместий и количество ратников, которые должны были приводить с собой помещики. Появилось на Руси и регулярное стрелецкое общество.

Начало 1560-х годов – знаковая реформа государственной сфрагистики: появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник — герб князей Рюрикова дома, и всегда с лицевой стороны государственной печати.

Опричнина –часть государственной политики, состоявшая в конфискации имущества в пользу государства, государственном терроре и системе чрезвычайных мер.

Начало политики опричнины связано с событиями 1565 г., когда царь отказался от престола, в связи с изменами бояр. Политический расчет этого шага был в том, что согласие возвратиться на престол Иван Грозный обставил тремя условиями:

1) право казни изменников по своему усмотрению;

2) введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности;

3) выплата на первоначальное устройство остальной части страны 100 тыс. р.

В свой удел царь взял многие уезды на западе, юго-западе и в центре России, богатые северные регионы, часть территории Москвы. Опричный корпус – тысяча специально отобранных дворян – получил поместья в опричных уездах, при этом все земцы из них выселялись. У опричного корпуса было только две обязанности: охрана царя и истребление изменников.

В опричнине была создана своя Дума, свой двор, внутренние приказы. Иван Грозный сосредоточил в своих руках контроль над дипломатией и важнейшими делами.

Борьба с возможною изменой велась путем массовых репрессий: казни, переселения, конфискация земли и имущества. Вскоре террор захватил всю страну, его жертвами становились не только лишь отдельные боярские или дворянские семьи, но даже целые города. Множество казней прошло в Новгороде. Поводом к этому были подозрения Ивана Грозного об изменнических связях новгородцев с польским королем. Расправы над «изменниками» не прекращались. Жертвами репрессий становились и именитые бояре со всеми близкими к ним людьми, и высшие государственные чиновники, и совсем «маленькие» люди, и крестьяне. Опричнина продолжалась целых 7 лет – до 1572 г.

Последствия опричнины:

· тяжелый экономический кризис. Запустели деревни, в новгородских землях до 90% пахотной земли не обрабатывалось. Последствия для государства, основу экономики которого составлял аграрный сектор, были ужасны.

· падение боевой мощи русской армии. Обнищание и разорение дворян, из которых формировались вооруженные силы, вызвало кризис армии.

· Ливонская война была проиграна.

· демографические последствия. Количество населенных пунктов резко сократилась, трудоспособное население уменьшилось.

· резкое усиление неограниченной власти царя. Проблема соотношения власти и общества была решена в пользу первой. И хотя Дума сохранялась как дань традиции, она была уже более подвластной царю. Произошло огосударствление общества: все зависели от государства и лично от царя.

· окончательное установление в России деспотического режима.

10. Смута в России в начале 17 века

Смутное время — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Причины Смуты:

· Прекращение династии Рюриковичей.

· Стремления бояр увеличить свою роль в государстве, получить привилегированное положение и ограничить власть царя.

· Тяжелое экономическое положение страны. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения производственных сил. Достаточно негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Новгорода Великого.

· Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей .

В целях закрепощения крестьян вводились “Заповедные лета” – годы, когда запрещался переход от феодала к феодалу.

В 1597 г.принят указ о пятилетнем сыске беглых крестьян.

Царь Федор Иоаннович.

В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью Марией Нагой он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иоаннович.

Борис Годунов.

Фактическим правителем государства стал боярин Борис Годунов. Годунов выдержал ожесточенную борьбу с крупнейшими боярами за влияние на государственные дела. Среди бояр, входивших в регентский совет, были Никита и Федор Романовы, а также Иван Шуйский – отец будущего русского царя. В 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был избран новый царь. Преобладание на соборе сторонников Бориса Годунова предопределило его победу.

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев).

Против царя выступили все слои населения. Этим воспользовался московский монах Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу под видом чудом спасшегося царевича Дмитрия. В 1604 г. он с польским отрядом выступил походом на Москву. Борис Годунов внезапно умирает и в мае 1605 г. Лжедмитрий I провозглашается царем, однако он не выполнил обещание, данное полякам. Поляки грабили русские земли и в мае 1606 г. в Москве вспыхнула антипольское восстание. Лжедмитрий I убит, а царем провозгласили Василия Шуйского.

Василий Шуйский.

После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский. Он дал обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы. Знать пыталась разрешить создавшиеся глубокие противоречия с помощью боярского царя.

К лету 1606 г. Василию Шуйскому удалось укрепиться в Москве, однако окраины страны продолжали бурлить. Политический конфликт перерос в социальный. Народ, окончательно потеряв веру в улучшение своего положения, вновь выступил против властей. В 1606—1607 гг. вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Лжедмитрий II.

Из Польши весной 1608 г. выступил Лжедмитрий IIи в 1609 г. в районе Тушино разбил свой лагерь. Шведы, которых нанял Шуйский, разбили Тушенцев. В 1609 г. поляки начали открытую интервенцию России, и подошли к Москве. В 1610 г. Шуйский был свергнут, власть захватили бояре (“Семибоярщина”), которые сдали Москву полякам и пригласили на престол польского королевича Владислава.

Первое ополчение.

Только опираясь на народ, можно было отвоевать и сохранить независимость Русского государства. В начале 1611 г. в Рязанской земле было создано первое ополчение, которое возглавил дворянин Ляпунов. Ополчение двинулось на Москву, где весной 1611 г. вспыхнуло восстание. Интервенты по совету предателей-бояр подожгли город. Войска дрались на подступах к Кремлю. Здесь был тяжело ранен князь Пожарский, руководивший передовыми отрядами. Первое ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки после многомесячной осады овладели Смоленском. Польский король Сигизмунд III объявил, что сам станет русским царем, а Россия войдет в Речь Посполитую.

Перерастание дворцово-вотчинной системы управления в приказную началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой Дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Разряд (Разрядный приказ), ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы,появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества — по родовитости, знатности.

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обеспечивались поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.

Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа.

Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями). Конюшенный (ведал царской конюшней). Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи). Постельничий (ведал царской спальней) и др. Должности руководителей этих приказов считались особо почетными и важными, в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии — могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: