Приказ об освобождении от работы в связи с исполнением государственных обязанностей

Обновлено: 26.04.2024

Ознакомьтесь с требованиями к порядку действий работодателя в случае получения документа, подтверждающего привлечение работника для исполнения государственных и общественных обязанностей

В соответствии со ст. 165 ТК РФ работникам в случае исполнения государственных или общественных обязанностей предоставляются гарантии и компенсации.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Порядок осуществления таких выплат установлен, например, Положением о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного суда Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240) и др.

Получите документ, подтверждающий привлечение работника для исполнения государственных и общественных обязанностей

В случае привлечения работника к исполнению государственных и общественных обязанностей в рабочее время работодатель обязан освободить работника от работы.

На время исполнения работником государственных и общественных обязанностей за ним сохраняется должность (место работы). Примечание 1.

Работник должен представить документ, подтверждающий привлечение для исполнения государственных или общественных обязанностей. Такой документ может прийти непосредственно на адрес работодателя. Примечание 2.

Сроки и длительность привлечения работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, как правило, указаны в подтверждающем документе, но в некоторых случаях не могут быть определены точно заранее.

Законодательством не предусмотрен определенный порядок и сроки уведомления работодателя работником о его привлечении к исполнению государственных и общественных обязанностей.

Также работнику не требуется получение согласия работодателя на отсутствие работника на работе в связи с исполнением указанных обязанностей. Примечание 3.

При получении документа, подтверждающего необходимость приступить к исполнению государственной или общественной обязанности, работнику целесообразно оформить письменное заявление с просьбой освободить его от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей на определенный период (Заявление об освобождении от работы).

Подтверждающие документы (копия удостоверения, судебная повестка, телефонограмма и т.п.) должны быть приложены к заявлению.

Если работник представил документ, подтверждающий привлечение работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, перейдите к шагу 3.

Издайте приказ об освобождении работника от работы и ознакомьте с ним работника

В связи с привлечением работника к исполнению государственных или общественных обязанностей на основании заявления работника и представленного им подтверждающего привлечение к указанным обязанностям документа, издайте приказ (распоряжение) об освобождении работника от работы. Примечание 4.

Зарегистрируйте приказ в журнале регистрации приказов (распоряжений) по личному составу. Ознакомьте работника с приказом (распоряжением). Ознакомление должно подтверждаться подписью работника. По требованию работника выдайте ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Внесите сведения о периоде отсутствия работника в табель учета рабочего времени.

В случае привлечения к исполнению государственных или общественных обязанностей денежная компенсация работнику выплачивается в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Примечание 5.

Примечание 4: увольнение работника или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в период исполнения государственных или общественных обязанностей не допускаются.

Примечание 5: Как правило, выплаты работнику осуществляются государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей. Но в некоторых случаях (например, при участии в военных сборах, п. 1 ст. 6 ФЗ № 53-ФЗ) за работником сохраняется средний заработок, который выплачивается по месту постоянной работы. При этом компенсация расходов организации осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 2, 3, 5 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Гражданину, проходившему военные сборы (медицинское освидетельствование), не позднее даты его убытия из военного комиссариата по окончании сборов выдается справка о прохождении военных сборов, которая должна быть представлена по месту работы. Данный документ нужен для возмещения затрат работодателя за период отсутствия работника.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как правильно оформить освобождение от работы работника для выполнения обязанностей члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов депутатов в Государственную Думу?
В письме на имя руководителя предприятия указан период с 17.09.2021 по 19.09.2021, однако у работника суббота и воскресенье по Трудовому кодексу являются выходными.
Должен ли работодатель освобождать работника от работы на три дня? Как оплатить эти дни?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель на время исполнения им обязанностей члена участковой избирательной комиссии обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности).
Трудовой кодекс не обязывает работодателя сохранять средний заработок за работником, привлекаемым к исполнению общественных обязанностей. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.
Работнику, участвовавшему в работе избирательной комиссии в выходные дни (суббота, воскресенье), данные дни не оплачиваются, дополнительные дни отдыха не предоставляются.

Обоснование вывода:
При исполнении государственных или общественных обязанностей работникам предоставляются установленные гарантии и компенсации. В частности, работодатель обязан освободить работников от основной работы на период исполнения ими государственных или общественных обязанностей (ст. 165, 170 ТК РФ).
Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (часть первая ст. 170 ТК РФ, п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ)).
Трудовой кодекс не обязывает работодателя сохранять средний заработок за работником, привлекаемым к исполнению общественных обязанностей. Обязанность выплатить работнику компенсацию или оплатить работу за время исполнения обязанностей членов избирательной комиссии возложена на указанные избирательные комиссии (часть вторая ст. 170 ТК РФ, ответ Государственной инспекции труда в Омской области).
В частности, в соответствии с п. 17 ст. 29 Закона N 67-ФЗ члену комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и осуществления дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума. Работник, привлекаемый для исполнения обязанностей члена избирательной комиссии, должен передать работодателю:
1) заявление с просьбой освободить его от работы;
2) соответствующее представление (в частности, форма такого представления приведена в приложениях 1 к порядкам выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов, утвержденным постановлениями ЦИК РФ от 22.06.2016 N 13/104-7, от 08.12.2011 N 68/571-6), или иной документ, подтверждающий период работы в избирательной комиссии.
После получения указанных документов работодатель издает соответствующий приказ (смотрите, например, форму приказа, приведенного в приложениях к названным выше постановлениям ЦИК).
Выходные дни являются видом времени отдыха (ст. 107 ТК РФ) - времени, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ).
Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Из буквального смысла этой нормы следует, что гарантия представляется, когда такие обязанности необходимо выполнять в рабочее время. Очевидно, что, если суббота и воскресенье не является для работника рабочим днем, освобождения его от работы для участия в работе избирательной комиссии не требуется, так как он и так свободен от работы в этот день.
Таким образом, на основании письма избирательной комиссии о выполнении работником обязанностей члена участковой избирательной комиссии с 17.09.2021 по 19.09.2021 работодатель издает приказ об освобождении работника от работы 17.09.2021 с сохранением за ним места работы (должности).
Обязанности работодателя оплачивать либо предоставлять дополнительные оплачиваемые дни работнику, участвовавшему в работе избирательной комиссии в выходной день, Трудовым законодательством не установлено*(1).
В табеле учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 и N Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей отмечаются буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23". При отсутствии документов, подтверждающих исполнение соответствующих обязанностей, в табеле проставляется код "НН" или "30" (неявка по невыясненной причине), а в случае, если причина отсутствия признана работодателем неуважительной - "ПР" или "24" (прогул).

16 сентября 2021 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии в ночное время (с 22.00 до 6.00), субботние, воскресные (в том числе в день голосования), нерабочие праздничные дни производится в двойном размере за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных соответствующей комиссии на компенсацию, дополнительную оплату труда (вознаграждение) (Приложение 4 постановления ЦИК РФ от 22.06.2016 N 13/104-7).

Работника по телефону вызвали в полицию на допрос в качестве свидетеля. В отсутствие документа о вызове работодатель отказался освободить работника от работы. По возвращении работника из полиции работодателю была предъявлена повестка, оформленная надлежащим образом. Однако за самовольный уход с работы в день допроса к работнику было применено дисциплинарное взыскание.

Анализируем ситуацию

Анализ ситуации

Свидетель вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин (ст. 188 УПК РФ). Согласно п. 6 ст. 56 УПК РФ свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд.
В соответствии со ст. 165 ТК РФ работникам в случае исполнения государственных или общественных обязанностей предоставляются гарантии и компенсации. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ).
Свидетель вызывается на допрос повесткой, однако на момент вызова таковой у работника не было. Тем не менее после допроса работник предъявил работодателю документ, подтверждающий его привлечение к расследованию в качестве свидетеля.
В отсутствие повестки явка на допрос относилась к усмотрению работника. Он мог отказаться, потребовав оформить вызов повесткой. Приняв решение явиться на допрос без повестки, работник имел право отсутствовать на рабочем месте, поскольку трудовое законодательство предусматривает освобождение от работы на время исполнения работником государственных обязанностей.
Работнику не требуется получение предварительного согласия работодателя на отсутствие на работе в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей. Работодатель не вправе каким-либо образом препятствовать участию работника в исполнении государственных или общественных обязанностей.
У работника нет обязательств по предъявлению работодателю документа, подтверждающего факт выполнения им государственной обязанности (ни до, ни после допроса), и тем более обязательств по предоставлению повестки работодателю. Повестка оформляется на имя работника, и наименование работодателя, в отличие от листка нетрудоспособности, в ней не указывается. Тем не менее в интересах работника такой документ работодателю предъявить.

По предъявлении работником повестки работодатель должен освободить работника от работы, предоставив ему возможность для получения необходимых гарантий и компенсаций. При этом повестка остается на руках у работника, поскольку основанием для освобождения от работы является не повестка как таковая, а факт привлечения работника к исполнению государственных обязанностей.
Кроме того, работодатель не должен оплачивать время, в течение которого вызванный на допрос работник отсутствовал на рабочем месте. Обязанность по такой оплате возложена на соответствующий государственный орган (см. Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации»). В связи с этим подлинник повестки – один из документов, позволяющих работнику реализовать свое право на получение государственных гарантий за пределами отношений работник-работодатель.
Право работодателя знать о причинах отсутствия работника на рабочем месте не подкреплено обязанностью последнего предъявлять ему повестку. Поэтому работник информирует работодателя о вызове на допрос не во исполнение своих трудовых обязанностей, а во избежание возможности наступления негативных последствий – привлечения к ответственности за нарушение трудовой дисциплины и связанных с этим затрат, в том числе по обжалованию взыскания.

В рассматриваемом случае работник фактически привлечен к ответственности за непредъявление работодателю повестки, что неправомерно, во-первых, потому, что у работника ее не было, во-вторых, потому, что такая обязанность на работника законом не возложена.
Вместе с тем работодатель вправе в предварительном порядке, а не постфактум получать информацию о предстоящем отсутствии работника. Поэтому в рамках исполнения функции по учету рабочего времени он может локальным актом возложить на работника дополнительную нагрузку, конкретизирующую его обязанность в части соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины, оговорив особенности отсутствия на рабочем месте в связи с исполнением государственной обязанности.
Только при наличии такого локального акта работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, но не за отсутствие на рабочем месте (прогул) в связи с исполнением государственной обязанности, а за нарушение, к примеру, порядка извещения работодателя о необходимости своего отсутствия в связи с допросом. В любом случае препятствовать работнику в исполнении государственной обязанности в части дачи свидетельских показаний работодатель не вправе.

В случае нарушения трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
1) на должностное лицо в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
2) на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
3) на юридическое лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В судебном порядке с работодателя может быть взыскана компенсация в счет возмещения морального вреда (ст. 237 ТК РФ).

Правильный порядок действий в данной ситуации:

1. Работнику, получившему вызов на допрос, следует проинформировать об этом работодателя. Работник может предоставить работодателю копию повестки (если таковая имеется), приложив ее к своему письменному заявлению. Подлинник повестки в любом случае остается на руках у работника, поскольку следователь или лицо, проводящее дознание, должны будут сделать на ней отметку о фактической явке работника на допрос.

2. Работодатель должен внести сведения в табель учета рабочего времени работника, целесообразно издать приказ о его освобождении от работы.

!Внимание: инструкции носят рекомендательный характер. Если Ваши права нарушены, то Вы можете сразу обратиться в государственную инспекцию труда или в суд либо выполнять предложенные шаги.

Детализированная инструкция

Ознакомьтесь с порядком привлечения работника для исполнения государственных и общественных обязанностей

В соответствии со ст. 165 ТК РФ работникам в случае исполнения государственных или общественных обязанностей предоставляются гарантии и компенсации.

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Примечание 1.

В большинстве случаев компетентный орган направляет/вручает Вам письменное уведомление о привлечении Вас к исполнению конкретной обязанности. Иногда такое уведомление направляется в адрес работодателя.

Если Вы получили уведомление о привлечении Вас к исполнению государственных и общественных обязанностей в рабочее время, перейдите к шагу 2.

Примечание 1: перечень государственных и общественных обязанностей в ТК РФ отсутствует. В известной степени этот пробел восполняет КоАП РФ, установивший ряд составов по воспрепятствованию конкретным видам деятельности в сфере военной подготовки, выборов, правосудия и т.п.

Обратитесь к работодателю с письменным заявлением об освобождении от работы

Законодательством не предусмотрен определенный порядок и сроки уведомления работодателя работником о его привлечении к исполнению государственных и общественных обязанностей.

Получения согласия работодателя на отсутствие работника на работе в связи с исполнением указанных обязанностей не требуется.

Направьте работодателю (его представителю) заявление об освобождении от работы в связи с привлечением Вас к исполнению государственных и общественных обязанностей (Заявление об освобождении от работы).

Рекомендуется подготовить 2 экземпляра заявления: первый отдайте работодателю (его представителю), а на втором попросите поставить отметку о его принятии (регистрационный номер, дата, должность, Ф.И.О. и подпись принявшего сотрудника) и оставьте у себя.

К заявлению следует приложить документ, подтверждающий привлечение Вас для исполнения государственных или общественных обязанностей (предоставьте документ при наличии, поскольку такой документ может прийти непосредственно на адрес работодателя).

В случае если работодатель (его представитель) отказывается принять у Вас заявление либо поставить на Вашем экземпляре отметку о его принятии, направьте ему заявление заказной корреспонденцией (письмом) с уведомлением о вручении и описью вложения.

Работодатель обязан освободить Вас от работы и не вправе каким-либо образом препятствовать Вашему участию в исполнении государственных или общественных обязанностей. Примечание 2.

Если за отсутствие на работе в связи исполнения государственных или общественных обязанностей Вы привлечены к дисциплинарной ответственности, перейдите к шагу 3.

Примечание 2: на время исполнения работником государственных и общественных обязанностей за ним сохраняется должность (место работы).

Уведомьте работодателя о допущенном им нарушении закона

Направьте работодателю (его представителю) письменное заявление с разъяснением нарушений, допущенных при наложении дисциплинарного взыскания, с предложением отменить приказ о наложении дисциплинарного взыскания (Заявление об отмене дисциплинарного взыскания).

Рекомендуется подготовить 2 экземпляра заявления: первый отдайте работодателю (его представителю), на втором попросите поставить отметку о принятии (регистрационный номер, дата, должность, Ф.И.О. и подпись принявшего работника) и оставьте у себя.

В случае если работодатель (его представитель) отказывается принять заявление либо ставить отметку о принятии, отправьте заявление заказной корреспонденцией (письмом) с уведомлением о вручении и описью вложения.

Если работодатель откажет в рассмотрении заявления или не примет Ваши доводы о незаконности и необоснованности привлечения Вас к дисциплинарной ответственности, перейдите к шагу 4. Примечание 4.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право досрочно снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Примечание 4: если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Для принятия мер к урегулированию возникших разногласий обратитесь в компетентные инстанции

4.1. Для предотвращения трудового спора направьте обращение:

- в государственную инспекцию труда (в т.ч. через сервис «Сообщить о проблеме» информационного портала «Онлайнинспекция. рф» в сети Интернет, либо через сервис «Письмо в государственную инспекцию труда» интернет-сайта инспекции труда своего региона);

- городскому, районному или специальному прокурору;

4.2. Для разрешения трудового спора направьте обращение:

- в комиссию по трудовым спорам (при наличии) – в течение 3 месяцев;

- в районный (городской) суд по адресу работодателя (ответчика) или по месту жительства работника (заявителя) – в течение 3 месяцев. Примечание 5.

Примечание 5: не подлежит восстановлению 3-месячный срок на обращение в суд, если этот срок пропущен в результате обращения в государственную инспекцию труда, профсоюзную организацию или к прокурору.

Нормативные документы, образцы заявлений


Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

"Довольный Гражданин"

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

РосТруд

Правила использования сервисов и информации

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

2. Общие правила

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

4. Публикация обращений

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

- адрес проживания заявителя;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

- электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

- регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

- данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

- сведения о своей должности и периоде работы;

- сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

- пояснения к сложившейся ситуации;

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

- отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

- экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

- коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

- недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

- не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

- не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан отпустить работника с работы для исполнения им государственных или общественных обязанностей.

При этом конкретного перечня таких обязанностей не существует и приходится руководствоваться другими федеральными законами. В результате часто возникает недопонимание: работник не выходит на работу, как ему кажется, по уважительным причинам, а работодатель увольняет его за прогул.

В статье расскажем, в каких случаях работодатель обязан отпустить работника и какой порядок при этом должен быть соблюден, как и кем оплачивается время его отсутствия на работе, и рассмотрим одну из наиболее распространенных причин отсутствия сотрудника на работе, которая относится к государственным обязанностям, – его явку в суд.

Что относится к государственным и общественным обязанностям?

В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Из данного положения следуют две обязанности работодателя по отношению к таким работникам:

1) освободить их от работы;

2) сохранить за ними место работы.

Что же является государственными и общественными обязанностями? Трудовой кодекс относит к ним, в частности:

– участие работников в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39);

– рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (ст. 171);

– сдачу крови и ее компонентов в качестве донора (ст. 186);

– участие членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от работы, в качестве делегатов в работе съездов, конференций, участие в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случае, если это предусмотрено коллективным договором, – также краткосрочную профсоюзную учебу (ст. 374);

– участие в разрешении коллективного трудового спора работниками, являющимися членами примирительной комиссии, трудовыми арбитрами (ст. 405).

Другие федеральные законы к таким обязанностям относят:

Компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей

По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 170 ТК РФ, государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

При этом Трудовым кодексом для исполнения некоторых обязанностей установлена не выплата компенсации, а сохранение за работником среднего заработка, в частности, для лиц, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39), членов комиссий по трудовым спорам (ст. 171), доноров (ст. 186), членов примирительных комиссий и трудовых арбитров (ст. 405).

А вот порядок оплаты участия в работе профсоюзов членов их выборных коллегиальных органов, не освобожденных от основной работы, определяется коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

К сведению

Средний заработок за освобожденными от основной работы членами проф­союза сохраняет общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз. Он сохраняется на период трудоустройства (не более шести месяцев) профсоюзного работника, если по окончании срока его полномочий работодатель не смог предоставить ему прежнее место работы (ст. 375 ТК РФ).

Средний заработок работодатель также должен сохранять за работниками, проходящими военные сборы (ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Кроме того, им компенсируются другие расходы, например, связанные с наймом жилья и оплатой проезда, командировочные.

Однако впоследствии все эти расходы работодателю возмещает Минобороны [1] .

В остальных случаях исполнения государственных и общественных обязанностей работник получает компенсацию от государственных органов или общественных объединений, которые привлекли его к исполнению таких обязанностей.

Работнику пришла повестка

Для начала разберемся, по каким делам и куда работник может быть вызван повесткой. Это могут быть гражданско-правовые, административные и уголовные дела. Все они рассматриваются судами общей юрисдикции. В арбитражных судах рассматриваются споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также существуют налоговые правонарушения, которые рассматриваются налоговыми инспекциями. Соответственно, работник может быть вызван в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, налоговую инспекцию.

Кроме того, его могут вызвать органы дознания, следственные органы и прокуратура. Здесь следует отметить: чтобы квалифицировать такие вызовы как исполнение государственных обязанностей, работник должен иметь определенный статус. Так, руководствуясь нормами Гражданско-процессуального кодекса, при рассмотрении гражданских дел работник может выступать в качестве:

– стороны (истца или ответчика);

– специалиста, эксперта, переводчика.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства при рассмотрении административных дел работник может быть:

– стороной (административным истцом или административным ответчиком);

– специалистом, экспертом, переводчиком.

Наконец, при рассмотрении уголовных дел в силу положений Уголовно-процессуального кодекса работник может быть:

– потерпевшим (его законным представителем);

– специалистом, экспертом, переводчиком.

В арбитражный суд работник может быть вызван в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также арбитражного заседателя.

Однако не все эти статусы дают работнику право на получение гарантий в соответствии со ст. 170 ТК РФ. В частности, не считается исполнением работником государственных обязанностей его участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика и, конечно, обвиняемого. Для всех остальных такая обязанность установлена независимо от того, в рамках какого процесса (гражданского, административного или уголовного) происходит разбирательство.

Руководствуясь положениями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, УПК РФ и других федеральных законов и нормативных актов, работник исполняет государственные обязанности, если он вызван в суд, налоговую инспекцию, органы дознания, следственные органы и прокуратуру в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, потерпевшего (его законного представителя), понятого, а также если он исполняет обязанности присяжного или арбитражного заседателя.

К сведению

К органам дознания относятся органы внутренних дел, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы ФССП, органы пожарного надзора (ст. 40 УПК РФ).

Оформление исполнения государственных обязанностей

Освобождение сотрудника от работы для исполнения государственных обязанностей оформляется приказом работодателя, который издается в произвольной форме.

Основанием для издания приказа при вызове работника в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию либо органы дознания и следствия является повестка (извещение). Судебная повестка признается одной из форм судебных извещений и вызовов по уголовным, административным и гражданским делам.

Судебные повестки и иные судебные извещения содержат:

  • наименование и адрес суда;
  • время и место проведения судебного заседания;
  • наименование адресата – лица, извещаемого или вызываемого в суд;
  • указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;
  • наименование дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата.

Повесткой также вызываются органами дознания на допрос свидетели и потерпевшие. В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, отражаются дата и время явки на допрос (ст. 188 УПК РФ).

Кроме того, в повестке указывается на обязанность вызываемых лиц явиться, а также обозначаются последствия неявки без уважительных причин.

К сведению

Присяжные и арбитражные заседатели вызываются для участия в судебных заседаниях путем направления присяжным извещения или определения суда.

Обращаем ваше внимание, что если работник представил повестку или другое извещение, из которого не следует, что он вызывается как свидетель, потерпевший или другое лицо для исполнения государственных обязанностей в рамках уголовного или иного дела, то освобождать его от работы работодатель не обязан.

Так, в Апелляционном определении Московского областного суда от 12.09.2016 по делу № 33-22689/2016 причина отсутствия сотрудника на работе в связи с его вызовом в суд была признана неуважительной, а приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания – законным.

Суть дела состояла в том, что следователь по собственной инициативе вызвал работника в суд в качестве свидетеля, поскольку ему это было необходимо для поддержания ходатайства по уголовному делу.

При этом доказательств вызова работника в суд либо правоохранительные органы для дачи показаний в качестве какого-либо процессуального статуса представлено не было.

Судьи указали, что уведомление следователя о явке работника не признается подтверждением его вызова в качестве свидетеля по уголовному делу в соответствии с требованиями УПК РФ. При этом указанное уведомление также не является вызовом истца для осуществления каких-либо следственных действий, дачи показаний следователю в рамках уголовного дела и совершения им следственных действий, а признается лишь инициативой самого следователя для поддержания поданного прокурором представления в суде.

Кроме того, было установлено, что самим судом работник не вызывался в качестве свидетеля.

Конечно, в данной ситуации можно сказать, что работник пострадал не по своей вине. Вероятно, он думал, что честно исполнил свой долг. Но получилось по-другому.

Поэтому нужно внимательно изучить повестку. Если из ее содержания не следует, что работник имеет статус лица, исполняющего государственные обязанности, и тем более если он является истцом или ответчиком или их представителем в рамках гражданского или административного судопроизводства, работнику сначала нужно это объяснить. И освобождать его от работы в соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель не обязан.

Здесь возможны и другие варианты. Например, работнику можно предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Помимо повестки многие работодатели запрашивают с работников заявление об освобождении от работы. Несмотря на то, что такой документ Трудовым кодексом не предусмотрен, считаем, что он будет нелишним. Обязанность представлять его можно установить локальным нормативным актом.

Отсутствие сотрудника на работе в связи с исполнением государственных обязанностей следует отметить в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23» (невыход на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

Возмещаемые работнику расходы

От того, каков статус работника в случае его вызова в суд и другие органы, зависит, какая компенсация ему положена за период исполнения государственных обязанностей и кто ее выплачивает. Для наглядности представим эту информацию в таблице.

Статус работника

Обязанность работодателя в части оплаты

Что возмещает и (или) выплачивает работнику суд или иной госорган

Норма закона

Свидетель по делу об административном правонарушении

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере

– средний заработок за время выполнения государственных обязанностей;

Часть 2 ст. 108 КАС РФ

Свидетель по гражданскому делу

среднего заработка для представления в суд или госорган, копию трудовой книжки

– расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 2 ст. 95 ГПК РФ

Свидетель, потерпевший (их представители), понятой в уголовном деле

Пункт 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, п. 32, 34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 12402

Понятой или потерпевший по делу об административном правонарушении

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Статья 24.7 КоАП РФ, п. 2 – 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1240

Свидетель по арбитражному делу

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 4 ст. 107 АПК РФ

Свидетель по делу о налоговом правонарушении

Пункт 3 ст. 131 НК РФ, п. 2, 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 2983

Понятой по делу о налоговом правонарушении

Статьи 98, 131 НК РФ

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере среднего зара-

– вознаграждение в размере 1/2 оклада судьи этого суда пропорционально числу дней, потраченных

Части 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях феде-

ботка для представления в суд

на исполнение государственных обязанностей, но не менее среднего заработка по основному месту работы за этот период;

– командировочные и транспортные расходы

ральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

– вознаграждение в размере 1/4 оклада судьи арбитражного суда пропорционально количеству рабочих дней участия в процессе, но не менее пятикратного МРОТ;

Пункты 1, 2 ст. 6, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Обратите внимание

Выплата среднего заработка осуществляется только работодателем по основному месту работы, поскольку это установлено соответствующим федеральным законом, в частности, ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 70-ФЗ, ч. 3 ст. 131 НК РФ. Данное правило при этом не применяется для свидетелей по арбитражному делу.

Выплата работнику среднего заработка государственным органом осуществляется исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания. При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по гражданскому или уголовному делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Итак, если работник представил повестку в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию, орган дознания или следствия, которой он вызывается в рамках рассмотрения уголовного, гражданского, административного или арбитражного дела в качестве свидетеля, потерпевшего (их представителя), эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного или арбитражного заседателя, работодатель обязан освободить его от работы на период, который указан в повестке. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности. Если же помимо всего прочего работник, оставивший работу, будет уволен за прогул или привлечен к дисциплинарной ответственности, возможно, придется готовиться к судебным разбирательствам.

При этом работодатель должен сохранить за работником не только место работы, но и (в некоторых случаях) средний заработок, в частности, если работник является свидетелем по делам, рассматриваемым в арбитражном суде и налоговой инспекции, и арбитражным заседателем.

Если работник во время исполнения государственных обязанностей находился в отпуске, в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск ему нужно будет продлить.

[1] Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: