Причины возникновения коррупции в системе государственной службы

Обновлено: 25.04.2024

В системе государственной службы сюда относят различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности.

Среди данных нарушений можно выделить:

  • многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;
  • оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса (рынков, отдельных фирм, конкретных предпринимателей и др.);
  • использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур (милиции);
  • передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;
  • учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности (приобретения этих объектов в свою собственность, а в случае акционирования — получения контрольного пакета акций);
  • неправомерная (из корыстных побуждений) передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;
  • лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;
  • протекционизм малоспособных работников;
  • установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;
  • подтасовка результатов конкурса и размещение государственных заказов на определенной, «своей» фирме.

Профессор Я.И. Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство. сети взаимных обязательств и «экономика обязательств» 1 Кузьминов Я.И. Механизмы коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате // Административное право. Теория и практика. М., 2002. .

Приведенный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы России содержит наиболее часто встречающиеся в современный период. Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, есть чиновник, который распоряжается государственными ресурсами и разрешительным правом для работы юридических и физических лиц. Коррупция возникает и процветает только во властных структурах. Поэтому, на наш взгляд, нельзя называть коррупционерами врачей, учителей и т.д. — они не чиновники и поэтому не могут продать долю публичной власти. Они могут продать только свои услуги, свое профессиональное мастерство. Вне власти это явление на бытовом уровне называется не коррупцией, а взяткой.

Коррупция как явление оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни российского общества. Последствия коррупции в большей или в меньшей степени в России следующие:

  • сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников;
  • подрыв доверия к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность;
  • снижение уровня жизни населения, принуждающее к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для подкупа;
  • создание угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах, в том числе из-за использования различных технологий в выборах необходимых кандидатов;
  • необоснованное перераспределение бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающее основу перспективных социальных программ, прежде всего в области образования, здравоохранения, социального обеспечения;
  • ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу создаются непредсказуемые условия, так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;
  • обессмысливание правосудия, поскольку богатство обеспечивает нередко правоту;
  • прием за взятки в престижные государственные вузы, что лишает общество значительной части интеллектуального потенциала;
  • назначение на должности не по личным, деловым и профессиональным качествам, а за взятки (покупка должности);
  • повышение уровня коррупции в государственных органах и снижение уровня национальной безопасности.

Опасным явлением является криминализация государственного аппарата, квалифицируемая как коррупция, которая, по сути, представляет собой использование в личных либо узкокорпоративных интересах официальных служебных полномочий, авторитета и возможностей. Опасность коррупции — в изъятии общественных средств из распределения, и ее масштабы постоянно растут. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, это подтверждают сотрудники правоохранительных органов. По оценкам экономистов, в России «теневая экономика» до 7 млрд. долл. ежегодно направляет на подкуп коррумпированных чиновников, до половины своих преступных доходов на эти цели тратит организованная преступность.

Анализ обстановки в области обеспечения экономической безопасности свидетельствует об активных попытках криминальных элементов проникнуть во властные структуры, чтобы взять под контроль предприятия, банки, завладеть рычагами влияния на конкретных территориях.


В статье рассматриваются точки зрения современных исследователей на причины коррупции в России, анализируются различные подходы к их классификации. Предлагается авторское видение основных объективных и субъективных причин коррупционного поведения государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: государственный служащий, должностное лицо, коррупция, коррупционное поведение, причина.

Актуальность проблемы противодействия коррупции в современной России достаточно высока в связи с её распространенностью и наличием системного характера. Коррупционные проявления относятся к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и значительно ослабляющих все государственные институты. Коррупция негативным образом влияет на эффективность функционирования государственной власти при осуществлении ею управления общественными процессами и отношениями в экономической, политической, правовой, социальной и других сферах общественной жизни. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных институтов, мешает проведению реформ в социально значимых областях, препятствует повышению эффективности отечественной экономики, кроме того, вызывает у населения недоверие к государственным институтам.

По итогам 2018 года, согласно данным, приведенным в Рейтинге стран мира по уровню восприятия коррупции, Россия находится на 138 месте среди 180 стран [5]. Такое положение дел указывает на необходимость оптимизации антикоррупционных мер, что невозможно, на наш взгляд, без осознания всего комплекса причин, обусловливающих коррупционное поведение государственных гражданских служащих.

Исследователи, анализируя вопрос относительно причин коррупции в России, как правило, подразделяют их на экономические, политические, социальные, правовые и др. Так, В. С. Новикова указывает: «виды и формы коррупции появляются как результат экономических, политических, социальных проблем» [4, с. 139]. П. С. Александров отмечает, что «к числу причин, обусловивших формирование коррупции, относится комплекс факторов: экономических, политических, правовых, исторических и нравственных» [2, с. 11].

Более расширенный перечень факторов, содержащих в себе причины коррупционного поведения, предлагает Ф. Ф. Смирнов. Перечень вышеназванных причин коррупции в системе государственной службы он расширяет за счёт таких, как: природные и географо-ресурсные, а также социокультурные причины. К последним, Ф. Ф. Смирнов относит «культурную предрасположенность,… нравственные устои, принятые в обществе нормы морали, в редких случаях религию» [6, с. 178].

При всей бесспорности наличия вышеуказанных детерминант и возможности их подразделения на экономические, социальные, политические, правовые и т. д., представляется, важным и целесообразным подразделять их на причины объективного и субъективного характера.

В числе причин объективного характера имеют место следующие:

− декларативность отдельных реформаторских намерений и решений власти; ограниченность, промедление и непоследовательность в проведении реформ по управлению деятельностью государственного аппарата;

− наличие значительных остатков старой командно-административной системы в виде чрезмерно большого государственного управленческого и, что важно отметить, служебно-обслуживающего аппарата с необоснованно широкими полномочиями;

− недостатки законодательства, которое должно регулировать решение политических, экономических, социальных, организационно-управленческих проблем предотвращения коррупции и коррупционных деяний, в результате чего правовая база недостаточна для эффективного противодействия злоупотреблениям государственных служащих, сохраняет его превосходство над населением;

− значительное ослабление либо недостаточность государственного контроля за ежедневной, фактической работой государственных гражданских служащих, контроля за их дисциплиной. По мнению А. Н. Долгановой и Е. Г. Букатиной «отсутствие дисциплины и строгого контроля, стали следствием расхлябанности и безответственности практически во всех структурах власти» [3, с. 33];

− процессы изменения форм собственности, приватизации и накопления капитала, произошедшие в конце ХХ века, способствовали возникновению и укреплению определенного «слоя» государственных служащих, которые пришли во власть в нестабильный период развития нашего государства и до сих пор, остающихся у власти. Данными лицами налажены соответствующие коррупционные связи, которые используются не только данными государственными служащими, но и их детьми, достигшими зрелого возраста и поступившими на государственную службу также при помощи этих коррупционных каналов. Следует на данную причину обратить особое внимание, так как она современными исследователями и законодателями практически не учитывается. На её устранение не направлена ни одна мера, реализуемая в рамках Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. В России создан механизм конкурсного отбора государственных служащих, но он легко преодолевается должностными лицами, стремящимися устроить своих детей на государственную службу. В связи с этим, считаем необходимым не только совершенствовать правила конкурсного отбора, не только контролировать доходы государственных служащих, но и контролировать порядок допуска к государственной службе детей и других близких родственников должностных лиц;

− распространенность в кадровой политике случаев замещения должностей государственных служащих не на основании их деловых и моральных качеств, а через знакомство по прежней работой, личной преданности, ввиду близости политических предпочтений.

− кумовство, политическое покровительство и тайные договоренности, политический протекционизм, политический спекулятизм, в результате чего формируются личные отношения, ослабляющие механизмы контроля и предотвращения коррупции;

− пассивность правоохранительных и других государственных органов по привлечению виновных в коррупционных проступках к ответственности, что, помимо прочих негативных последствий, становится для чиновничества стимулом безнаказанного совершения коррупционных деяний, приводит к нравственной деформации, укреплению в их сознании корыстной мотивации служебной деятельности. Указанная причина имеет объективно-субъективный характер.

Среди причин коррупции субъективного характера представляется возможным обратить внимание на такие детерминанты, как:

− распространенность в обществе мнения о коррумпированности государственных гражданских служащих, о допустимости, эффективности и неотвратимости коррупционных связей и действий, о нежелании власти бороться с ними и даже попустительство им, что приводит к обратному воздействию на формирование у населения готовности и привычки к использованию коррупционных отношений;

− одной из причин сегодня является моральный кризис значительной части населения, особенно лиц молодого возраста, отсутствие у них соответствующих ценностей, моральных устоев. Субъективной предпосылкой существования коррупции является психологическая допустимость (склонность) определенной части людей удовлетворения жизненных потребностей противоправным способом, в том числе посредством взяточничества;

− отсутствие соответствующего уровня правосознания у самих государственных гражданских служащих. Указанная причина хоть и носит субъективный характер, но она является, по нашему убеждению, самой главной и первостепенной. Именно от самого человека, от его моральных, нравственных, ценностных ориентаций зависит его поведение. Никакие объективные (организационные, правовые, экономические, политические, социальные и т. д.) причины не могут привести к коррупционному поведению, если сам государственный служащий этого не желает и к этому не стремится. Человек, государственный служащий, руководствующийся в жизни (не только на работе, но и в быту) соответствующими моральными ценностями не будет совершать коррупционный проступок.

В результате проведенного, достаточно общего анализа причин коррупции в системе государственной гражданской службы в России, возможно утверждать, что все указанные причины коррупции во взаимодействии выполняют обусловливающие роль и по своему характеру их можно разделить на объективные (политические, экономические, правовые, организационно-управленческие, социальные и т. д.) и субъективные (психологические). Для устранения выявленных причин необходимо принятие комплекса мер правового и организационного характера. Особое внимание при разработке мер противодействия коррупции необходимо уделить устранению причин субъективного характера, к принятию таких мер, которые позволят максимально снизить возможность допуска к государственной службе лиц с низким уровнем правосознания и нравственных ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупционное поведение, Россия, служащий, субъективный характер, государственная служба, причина, причина коррупции, конкурсный отбор, особое внимание, проведение реформ.


В статье рассматриваются основные предпосылки, влияющие на возникновение и развитие коррупционных преступлений. Анализируются основные формы и виды коррупционных проявлений и причины, способствующие их возникновению. В статье доказывается, что основой коррупции является ее социальная составляющая, порожденная правовыми, экономическими, информационными, культурно историческими причинами.

Ключевые слова: коррупция, причины, условия, общество, взяточничество

В современном российском обществе этическая сторона в оценке коррупции не всегда была однозначно негативной. К примеру, часть граждан считала и считает коррупционным подход в решении бытовых не только логичным, но и обоснованным. Более того, наиболее распространенными коррупционными предрассудками, по оценкам исследователей, являются оправдания взятки за освобождение от службы в армии; получение лучшего ухода и большего внимания к себе или близкому человеку в медицинских учреждениях; получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или при неудовлетворительных навыках вождения, выставление положительных аттестационных оценок при недостатке профессиональных знаний и умений; более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку; поступление в престижный вуз; освобождение от наказание за преступление или его смягчение; освобождение от ответственности за любое правонарушение; получение вне очереди любых благ, «причитающихся по закону»; попустительство по работе со стороны руководителя и др. [1, c.77].

Коррупция в России приобрела многочисленные формы и виды, а в коррупционные отношения втянуты сотни тысяч, если не миллионы россиян, что, безусловно, ослабляет государство, негативно влияет на происходящие в стране политические процессы и преобразования. И чтобы успешно бороться с той или иной разновидностью коррупции, надо знать, как она возникает, какие стадии проходит и каковы тенденции её развития.

Коррупции является порождение социальных противоречий в обществе, государстве, его властных структурах. Известный ученый-криминолог В. В. Лунеев в одной из своих работ писал: «Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии…» [2, c. 269]. К специфическим особенностям российской коррупции следует отнести: теневую экономику, расхищение огромных богатств, высокую терпимость населения к коррупции, огромную дифференциацию между доходами самых богатых и самых бедных слоев общества, а также проникновение коррупции во все эшелоны власти. Злоупотребление общественной властью в процессе управления — это чаще всего злоупотребление в системе органов государственной власти с целью получения выгоды. Основными причинами, порождающими коррупцию в последние годы в России, являются:

— экономический кризис и политическая нестабильность вследствие распада СССР;

— насаждение обществу новых чуждых ценностей (культ индивидуализма и личное обогащение);

— юридическая неграмотность большей части населения страны;

— несовершенство законодательной системы;

— неэффективность деятельности институтов государственной власти;

— отсутствие эффективно работающих механизмов гражданского общества;

— низкая заработная плата российского чиновника;

— неразвитость демократических институтов, слабость гражданского общества и отрыв его от власти ввиду ограниченности доступа к знаниям всех членов общества;

— монополизация экономики в условиях олигархического капитализма.

Можно выделить целый ряд условий, провоцирующих коррупционные процессы в обществе:

  1. Правовой нигилизм значительной части населения, циничное отношение к законам, которые они (сотрудники) призваны блюсти [3, c. 51].
  2. Назначение на руководящие или «приносящие прибыль» должности по принципу личных связей, «личной преданности» вышестоящим начальникам или за денежное вознаграждение.
  3. Возможность у сотрудника использования своего служебного положения и (или) должностных полномочий в корыстных целях, например неоправданно широкий спектр административного усмотрения [4. C. 48–50].

Коррупция может даже и не приводить к прямому нарушению законов, но всегда проявляется в использование служебного (или иного) положения для личной выгоды вопреки общественному интересу. Можно изложить все причины возникновения и развития коррупции в Российском обществе, сведя их в шесть больших групп:

  1. Фундаментальные причины, к которым относится: несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективная судебная система.
  2. Правовые причины: слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов.
  3. Организационно-экономические причины: слабость системы контроля над распределением государственными (в особенности — природными) ресурсами, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации.
  4. Информационные причины: непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции.
  5. Социальные причины: клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования.
  6. Культурно-исторические причины: сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести [5, c. 33].

Основополагающим механизмом коррупции в России, с точки зрения большинства исследователей, стала приватизация государственной собственности, депутатская неприкосновенность, разделение властей, персональная уния.

Отсутствие контроля за действиями чиновника является одной из основных причин появления коррупции. Роль законов и подзаконных актов в действиях должностных лиц, чиновников в последние годы неизбежно ограничивают масштабы коррупции. Постоянно изменяющаяся обстановка создает новые условия и возможности для коррупционных действий.

Какие же истинные причины и условия порождают коррупционное поведение в Российском обществе?

Основной причиной является не столько изъяны политической системы и несовершенство законодательства, но в первую очередь это личные качества человека.

Следует отметить, что практика предоставления преференций в обмен на личные блага или «по знакомству», или в силу служебного подчинения в ущерб общественным благам или интересам существует давно — пожалуй, с момента кристаллизации властеотношений.

Отсюда следует вывод о том, что коррупция — это социальное явление не только государства, но и общества в целом [6, c. 141–173]. Чиновники и иные представители власти одновременно являются и членами общества. Можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, это действия граждан по использованию представителей власти для достижения своих противоправных (противоречащих общественным интересам) целей, а с другой стороны, это действия представителей власти по использованию своего служебного положения в аналогичных целях.

По мнению многих исследователей каналами зарождения, поддержания распространения феномена в России являются государственная власть, избыточно дифференцированная структура общества, в которой ведущую роль играет новый социальный класс — детище реформ, бизнес. Образование вследствие приватизационных процессов класса крупных бизнесменов, в свою очередь, породило социально-профессиональные группы, живущие за счет коррупционного механизма распределения средств и ресурсов. Каналами российской коррупции являются не только государственные и муниципальные структуры, но и государственные учреждения, аппарат, бизнес.

По мнению И.Бусыгиной и М. Филиппова, имеется зависимость уровня коррупции от таких факторов, как «уровень демократии в стране, структура экономики, благосостояние населения и степень социального неравенства, «колея институционального развития», а также культурные характеристики» [7. c. 71].

Если вести речь о причинах коррупционных проявлений на государственной службе, то имеет смысл выделить наиболее важные из них: низкая профессиональная компетентность государственных и муниципальных служащих, наличие противоречий в структуре госуправления, некачественное законодательство и двусмысленность некоторых положений законов, неустойчивость и несовершенство политических институтов, низкий уровень общественного контроля над властью со стороны гражданского общества.

Во многом развитию коррупции в системе госуправления «способствовал и тот факт, что государственные служащие не получали денежного вознаграждения. Это означало, что только состоятельные слои населения имели доступ к государственной службе. С другой стороны, ввиду отсутствия официального вознаграждения за службу, фактически нормой являлось получение неофициальных доходов от населения» [8. c. 76].

Граждане России, согласно опросам ведущих социологических служб страны (ВЦИОМ, Левада-Центр и ФОМ), считают коррупцию не только серьезной проблемой общества, но и вредной для государственной службы. Среди тех, кто, по их мнению, наиболее коррумпирован, выделены следующие основные категории: сотрудники ГИБДД, сотрудники полиции, чиновники региональной и местной власти, депутаты Госдумы, губернаторы, судьи.

Вместе с тем число убежденных в том, что «коррупции в последние годы стало больше», достигло одного из минимальных показателей за последние годы — 39 % [9, c. 3].

Как уже было отмечено, коррупция является многогранной проблемой, множественные аспекты которой не всегда выявляется. Поэтому она может принимать любые формы и происходить из самых разных источников. Формы также отличаются значительным разнообразием: от примитивных (получение взятки за совершение незаконных и законных действий) до завуалированных сложных (участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, продаже званий и должностей и т. д.) [10, c. 55].

Таким образом, коррупция становится следствием многих факторов, среди которых два главных: стремление носителей власти к наживе любыми средствами и изъяны в политико-правовой системе государства, позволяющие практически безнаказанно заключать коррупционные сделки. Коррупцию плодит не очень строгое законодательство, в том числе о расходовании госбюджета, которое позволяет чиновникам решать, кому и сколько недодать, а кому передать, кому перевести деньги раньше, а кому позже. Отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств в центре и регионах питает российскую коррупцию.

Полностью искоренить коррупцию, как показывает мировая практика, до сих пор не удалось ни одной стране. Между тем противодействие и профилактика коррупции стали важнейшей задачей мирового сообщества и практически каждого современного государства, многим из которых удалось значительно снизить масштабы проявления коррупции.

В обществе должна сформироваться атмосфера нетерпимости к взяточникам. Необходимо создать условия, когда брать взятку будет не просто страшно, а неприемлемо по экономическим и морально- этическим соображениям. Чиновник должен понимать, что, преступив закон, он может разрушить свою будущую жизнь, карьеру, лишиться пенсии и других привилегий государственных служащих.

Самая сложная задача — это изменение менталитета в широких слоях общества, без этого победить коррупцию невозможно. Только практическими мерами и гласностью по противодействию коррупции можно разрушить представления большей части населения России о том, что коррупция будет существовать вечно.

  1. Любкина Н. А. Политический механизм противодействия коррупции в современной России: дисс. канд. полит. наук. — М., 2012. — С. 77.
  2. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Изд. НОРМА, 1999. с. 269.
  3. Железняк Н. С. О слагаемых коррупции в органах внутренних дел // Оперативник (сыщик). 2008. № 2. С. 51.
  4. Костенников М. В. К вопросу о противодействии коррупции в полиции // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 48–50.
  5. Наумов А. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы/А. Наумов//Научная жизнь. — 2015. -№ 1. –С. 32–46.
  6. Цирин А. М., Черепанова Е. В., Тулинова О. А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 143–171.
  7. Бусыгина И. М. Ограничить коррупцию: найти новых людей или изменить мотивации? / И. М. Бусыгина, М. Г. Филиппов / Полис, — 2013. — № 1 — С71.
  8. Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы, приоритеты, технологии / под ред. А. П. Кошкина. — Вып. 3. — Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015. — 76 с.
  9. Коррупцию признали вредной для госслужбы // Коммерсантъ. 2014. — 18 ноября. — № 208. — С. 3.
  10. Шедий М. В. Типология коррупции и основные модели коррупционных стратегий поведения / М. В. Шедий // Научные ведомости белгородского государственного университета. — 20111. -№ 8. — С. 45–56.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, гражданское общество, причина, Россия, государственная власть, государственная служба, российская коррупция, денежное вознаграждение, Российское общество, служебное положение.


Автор статьи утверждает, что искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления. Причины коррупции автор определяет как комплекс факторов объективного и субъективного характера, в своей совокупности, порождающие такие негативные последствия, как неэффективное расходование государственных средства и ресурсов, потеря налогов в результате подрыва налоговой системы, низкое качество государственных услуг, оказываемых населению и др.

Статья может представлять интерес для служащих сферы государственного управления, студентов и всех тех, кого интересует данная тема.

Ключевые слова: государственное управление, коррупция, коррумпированность, причинный комплекс, служащие.

The author of the article argues that it is possible to eradicate corruption only in an idealistic society, but it is not only possible to prevent it, but also necessary, and for this it is necessary to operate with the terminological apparatus and know the reasons for this negative phenomenon. The author defines the causes of corruption as a set of factors of an objective and subjective nature, which together generate such negative consequences as inefficient spending of public funds and resources, loss of taxes as a result of undermining the tax system, poor quality of public services provided to the population, etc. The article may be of interest to employees of the field of public administration, students and all those who are interested in this topic.

Keywords: public administration, corruption, corruption, causal complex, employees.

Коррупция в сфере государственного управления затрудняет развитие государства и общества, она не только угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости [4].

Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления.

Учитывая, что государственное управление — это целенаправленная деятельность органов государственной власти, направленная на преобразование российского общества и достижения целей, предусмотренных Конституцией РФ, предлагаем коррупцию в сфере государственного управления определять как социально-негативное явление, инициируемое гражданами и должностными лицами, в разных областях государственного управления для разрешения жизненно необходимых потребностей (как личных, так и третьих лиц).

В сфере государственного управления свои функциональные обязанности реализуют, в том числе и обычные граждане, «ничего человеческое им не чуждо». Сказанное позволяет утверждать, что природа причин коррупции чрезвычайно сложна и вобрала в себя целый комплекс причин объективного и субъективного характера [5, с. 32].

Первая группа причин, требующих внимание — это причины экономического характера, в числе которых следующие:

– экономическая нестабильность, находящаяся в зависимости от политики и внешних явлений;

– население обнищало, а государство неспособно обеспечить государственным служащим достойное содержание. Причина, особенно она актуальная в условиях, когда страна переживает выход из кризиса, связанного с пандемией COVID-19;

– сформировалась группа материально обеспеченных людей, которые могут давать взятки, иногда огромные;

– нет должной нормативно правовой базы, а и реализация имеющихся законов слабо контролируется.

Следующие причины, способствующие такому негативному явлению как коррупция — это причины политического характера, в их числе:

– достаточно традиционная для России непрозрачность власти;

– развитие новых систем политического патронажа;

– некомпетентность государственных служащих;

– нет эффективных правовых механизмов, позволяющих смещать коррумпированных лиц;

– безответственность адвокатского корпуса и зачастую судебного сообщества. Причина подтверждается многочисленными примерами. Например: «по приговору суда бывший следователь Следственного отдела МВД по району Теплый Стан Москвы и столичный адвокат получили по 10 лет колонии за то, что пытались за 12 миллионов рублей переквалифицировать уголовное дело на менее тяжкую часть статьи УК РФ» [2]; «в Волгограде при получении взятки в размере 2,5 млн. рублей задержали федерального судью Дзержинского районного суда. Деньги передавала супруга арестованного по делу о покушении на губернатора» [1].

Как справедливо отмечает М. А. Мушинский: «главная причина коррупции — это отсутствие политической воли к принятию адекватных законодательных и властно-организационных решений со стороны представителей органов государственной власти» [3, с. 54]. Считаем, что дефект, на который указывает М. А. Мушинский, можно наблюдать как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации

В числе других причин, способствующих коррупции в сфере государственного управления, выделим причины социально-психологического и нравственного характера. К числу данных причин следуют относить следующие:

– упадок нравственных норм;

– государственная нестабильность формирует у служащих чувство неуверенности;

– круговая порука среди коррупционеров;

– низкий уровень правосознания населения;

– многовековая история мздоимства, сделавшая коррупцию традицией, вписанной в образ жизни.

Можно предположить, что причиной решать проблемы при помощи мелких подношений и подарков стал тотальный дефицит «бывшего прошлого». В силу инерции гражданского мышления многие подношения стали восприниматься не как взятка, а как обязательный ритуал, атрибут взаимоотношений, без которого невозможно устроить ребенка в престижную школу или самому устроиться на престижную работу. Благодарят буквально за все, не только для того, чтобы не обидеть отсутствием благодарности, но и чтобы самому не чувствовать себя неудобно из-за не приготовленной заранее благодарности. Есть глубоко убежденные люди, считающие, что хороших специалистов мало, и их нужно стимулировать, тем самым способствуя бытовой коррупции в социальной сфере. Мало кто не сталкивался с благодарностями врачам, после успешно проведенной операции или стимулированием на успешную операцию. В основном неформальные платежи получили особое распространение там, где сразу виден результат работы: в стоматологии, хирургии и др.

Причины, представленные в рамках статьи, как комплекс факторов объективного и субъективного характера, способны породить следующие последствия:

– государственные средства и ресурсы расходуются неэффективно;

– вследствие подрыва налоговой системы государство теряет налоги;

– происходит замедление экономического роста вследствие уменьшения инвестиций в производство;

– снижается качество оказываемых услуг населению;

– расширяется теневая экономика;

– возрастает социальное неравенство в обществе;

– доверие к государственным органам утрачивается;

– безработица и инфляция повышается;

– в обществе формируются устойчивые радикально настроенные группы и организации.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, причина, негативное явление, субъективный характер, государственная власть, идеалистическое общество, коррупция, налоговая система, служащий, терминологический аппарат.

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики. Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам в пределах $15 млрд. Коррупция подрывает доверие населения к власти, ее органам и представителям.

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства. Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней.

Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, но и развращение общества в целом.

Для более полного уяснения смысла государственной коррупции необходимо сформулировать определение данного понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Вместе с тем, исследователи различают политическую и экономическую коррупцию, деловую и бытовую, низовую и «элитную», национальную и международную и т.д. В настоящей лекции мы остановимся подробно на коррупции, которая существует в государственном аппарате, так как ее проявление в данной области наиболее губительно для граждан, общества, государства, поскольку подрывает авторитет государственной власти, тем самым, уменьшает доверие граждан к государству.

Как мы знаем, государственная служба подразделяется на государственную, гражданскую службу и государственную правоохранительную службу. Все они охвачены коррупцией, который носит название государственная коррупция.

Ноздрачёв А.Ф. дает определение государственной коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом.

Талапина Э.В. понимает под государственной коррупцией коррупцию в государственных органах власти, т.е. получение государственными служащими вознаграждения от третьих лиц за совершение определенных действий. Таким образом, субъект государственной коррупции - государственный служащий.

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Обобщая приведенные доводы авторов относительно данного понятия, можно сделать вывод, что государственная коррупция представляет общественно-опасное явление, в котором одной из сторон выступает лицо, находящееся на государственной или муниципальной службе, или выполняющее некоторые властные полномочия, выражающееся в умышленном использовании указанными лицами своего служебного с положения в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Законодательство о государственной службе содержит практически весь комплекс правовых средств противодействия коррупции. В нём чётко определены права, обязанности, а также ответственность государственного служащего только за должностной проступок в дисциплинарном порядке. Тем не менее, действующее законодательство, предусмотрев уголовную ответственность за коррупционные преступления, не содержит норм об административной ответственности за коррупционные правонарушения.

Одним из эффективных способов противодействия государственной коррупции может являться создание в прокуратурах специализированных групп по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

- вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

- служебного мошенничества и других формах хищения;

- получения «комиссионных» за размещение государственных заказов;

- оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»;

- поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

- латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

- вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

- получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить «откат», вот вам и коррупция.

В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров.

Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц.

Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: