Причины возникновения государства и права научные статьи

Обновлено: 17.04.2024

Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая теория;
  • патриархальная теория;
  • органическая теория;
  • теория насилия;
  • психологическая теория;
  • теория общественного договора (естественного права);
  • историко-материалистическая теория.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.

Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.

Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.

Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:

  1. Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
  2. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
  3. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).

Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.

Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.

Теория естественного права, или общественного договора. Теория возникла в XVII-XVIII вв., ее разрабатывали Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, В. Спинозы, А.Н. Радищева Ж.Ж. Руссо, и др. Большинство концепций рассматривает идею «естественного права», наличия у каждого естественных и неотъемлемых прав, полученных от Природы или Бога. В процессе развития права одних людей входят в противоречие с правами других; возникает насилие и нарушается порядок. Для обеспечения нормальной и полноценной жизни люди заключают договор о создании государства, при этом часть прав от одних людей передается другим. Отдельные положения отображены в конституциях ряда европейских стран.

Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.


Рассматривая этапы развития политической мысли и сознания людей, мы можем проследить основные изменения видения государства. Например, характерный для античности демократизм отразился в теориях Аристотеля и Цицерона, которые считали, что государственная власть основана на модели семьи, власти её главы и государство представляет собой союз объединенных между собой людей. Следующий этап — эпоха Средневековья, это время огромного влияния церкви на все сферы жизни общества, соответственно на первый план выдвигается теологическая теория происхождения государства, целью которой является еще большее укрепление власти церкви. В Новое время, c появлением стремления людей к созданию лучших условий жизни, появляется идея о возникновении государства на основе заключения договора об образовании объединения cвободных граждан, которые также имели право на раcторжение этого договора, если государство не выполнит условия соглашения. Марксистско-ленинское учение объяcняло государство как аппарат классового господства и подавления, следовательно их представление о происхождении государства было основано на данной идее. Однако на этом появление новых теорий не завершилось, ученые-правоведы так и не пришли к единому мнению относительно причин и факторов происхождения государства. Этим и объясняется появление современных теорий происхождения государства. В данной статье я хочу рассмотреть данные теории происхождения государства и проследить возможность появления новых теорий.

В XIX веке Клод Леви-Стросс, известный французский этнограф и социолог, предложил инцестную теорию происхождения государства, согласно которой причиной создания государства являлось введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения между родственниками. Необходимость соблюдать этот запрет потребовала появления в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли принуждение в случае, если не соблюдали запрет. С течением времени они стали исполнять и иные общественные, а позднее и государственные функции.

Таким образом, последователи инцестной теории считают что, не улучшение орудий труда и развитие производства привели к разделению общества и появлению государства, а понимание того, что запрет на кровосмешение будет способствовать развитию человеческого рода, что и повлечёт за собой формирование государства.

Следующей теорией необходимой для рассмотрения является теория специализации. Автором данной теории являетcя доктор юридических наук — Татьяна Васильевна Кашанина. Данная теория предполагает, что закон cпециализации — это всеобщее правило развития окружающего мира и биологичеcкие процессы, происходящие в нем являются её результатом. Большее влияние закон специализации оказывает на социальный мир, постепенно специализируется производственный труд.

Формирование первоначальных разновидностей специализации в экономической сфере способствовало развитию общества в целом. Вследствие этого происходила дальнейшая специализация труда. Дальнейшим этапом являлась потребность в политической специализации. В политической сфере также произошло общественное разделение труда на законодательную, исполнительную и судебную власть (деятельность). Таким образом, представители теории специализации считают что, государство — это результат синтеза экономической и политической специализации.

Кризисную теорию происхождения госудaрства сформулировал Анaтолий Борисович Венгеров, советский и российский ученый. Дaнная теория связывает появление государства с завершением неолитической революции, то есть с переходом человечествa от присваивающей экономики к производящей. Согласно кризисной теории этот переход, произошел из-за экологического кризиса, примерно 10–12 тыс. лет нaзaд. Глобальные климатические изменения, поставили под угрозу сам факт существования человека как биологического вида. Как только человечество справилось c экологическим кризисом путем перехода к производящей экономике, изменилась его социальная организация. Именно это и привело к появлению классов, а следовательно и возникновению государства.

Представителями и авторами дуалистической теории происхождения государства являются В. С. Афанасьев и А. Я. Малыгин. Также, как и кризисная теория данная теория предполагает, что процесс происхождения государства связан с неолитической революцией. Разница заключается в том, что сторонники дуалистической теории рассматривают два пути происхождения государства — восточный и западный. Восточный путь возникновения государства считается универсальным, так как он характерен для многих государств Азии, Африки и Америки, а западный соответственно является уникальным, вследствие того, что он приписывается только европейским государствам.

Восточный путь основывается на том, что государство сформировалось на основе аппарата управления, образованного в первобытном обществе который был необходим для осуществления ирригационных работ, из-за этого возникла необходимость создания специального аппарата, для осуществления централизованного управления. Постепенно, лица, выполнявшие функции управления образовали государственный аппарат. Западный путь, в свою очередь кардинально отличается от восточного. Так как западный путь основан на идее образования государства вследствие разделения общества на классы, которое произошло в результате возникновения частной cобcтвенноcти.

Мы изучили основные современные теории происхождения государства, но тем не менее нельзя поставить точку в многочисленном списке идей и представлений о возникновении государства. Каждая новая точка зрения, основываясь на развитии сознания, общественных идеях и развитии политической мысли человечества, практически полноcтью опровергает положения предыдущей и cоздает своё собственное видение на происхождение государства. Возможно в ближайшем будущем мы услышим имена новых ученых, которые сформулируют совершенно новые, тем не менее имеющие право на жизнь теории происхождения государства.

  1. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. — М.: Издательство " Проспект ", 2012 г. — 60 с.
  2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 1999. — С. — 52; 55–56; 73; 82–83.
  3. Шумаков Д. М. Происхождение государства и права// Основы государства и права. 1999. № 7.

Основные термины (генерируются автоматически): возникновение государства, происхождение государства, государство, западный путь, кризисная теория, неолитическая революция, политическая специализация, появление государства, разделение общества, современная теория происхождения государства, теория, теория происхождения государства, экологический кризис.

Процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации, т.е. более зрелому периоду общественного развития. Для этого были необходимы определенные условия (предпосылки). К таким предпосылкам относятся: три крупных разделения труда; повышение производительности труда и в связи с этим появление избыточности продукта, имущественного неравенства, возникновение частной собственности; образование военной демократии, дающей возможность быстрого обогащения, прежде всего военной верхушке во главе с военным вождем.

Существенно то, что совершенствование орудий труда привело к его разделению. Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен . Производимый ими продукт был другим, не только использовался для потребления, но и давал сырье для производства.

Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия , что вело к совершенствованию орудий труда и производства.

Третье крупное общественное разделение труда связано с обменом, появлением металлических денег , с выделением из социальной среды особой группы людей, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями.

Все это способствовало концентрации имущества в руках немногочисленного класса, созданию существенной разницы между общим и частным, социальному расслоению общества на слои с различными противоречивыми интересами – источнику социальных столкновений.

Первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти. Это объясняется тем, что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства привело к расхождению этих интересов.

В этих условиях первобытная система власти стала терять свою значимость. Противоположные интересы различных социальных групп уже не позволяли принять решение, которое бы удовлетворяло все сообщество. Требовался новый властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других, сдерживать противоборство между различными классами. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство , обеспечивавшее относительный порядок в общественных отношениях. К тому же, посредством государственной машины обеспечивались охрана и защита собственности и других интересов экономически господствующего класса.

Как видим, государство возникло как следствие (результат) развития самого общества, свойственных ему противоречий. Существенно то, что государство представляло собой средство классового господства, инструмент, с помощью которого экономически господствующий класс подавляет сопротивление и осуществляет экономическую эксплуатацию угнетенного класса (Ф. Энгельс).

Новая организация производственной деятельности (появление новых управленческих функций), возникающая на этой основе новая социальная дифференциация общества, становление раннеклассовой структуры ведут к появлению новой регулятивной системы . «На известной, весьма ранней ступени развития общества, - отмечал Ф. Энгельс, - возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся из дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

В этой связи идет становление права – принципиально нового регулятора общественных отношений. Возникают нормы права, письменно закрепленные и охраняемые от нарушений мерами государственного принуждения. Следовательно, право объективно возникает на этапе становления классового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, обеспечения порядка в обществе с позиции интересов прежде всего господствующего класса. Становление права идет иным путем в сравнении с образованием родовых обычаев.

Отличие права от предыдущих обычаев (мононорм) можно провести по ряду следующих аспектов: по способам формирования; по содержанию; по формам выражения; по способам регулирования; по способам обеспечения (санкциям).


Учебное пособие призвано оказать помощь студентам бакалавриата, специалитета, магистратуры, изучающим теорию государства и права, проблемы теории государства и права при подготовке к практическим занятиям, зачету или экзамену по этим дисциплинам. Автор выражает благодарность авторам использованных монографий, научных статей, учебников и учебных пособий и рекомендует эти работы для более глубокого изучения курса теории государства и права. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Сущность государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Происхождение государства и права

Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе

Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

— специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;

— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;

— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит — новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:

— резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;

— переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);

— неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);

— рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;

— необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.

У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные — в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.

Закономерности и формы возникновения государства

Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.

Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.

В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.

1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.

2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.

3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.

Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями.

У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть.

Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.

Основные теории происхождения государства

Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.

Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.

Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.

Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.

Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.

Марксистская теория происхождения государства подвергается критике в современной литературе за то, что классиками марксизма не были учтены особенности возникновения государства на Востоке, а также в странах Африки и Латинской Америки. Справедливости ради следует оговориться, что на ранних этапах своего творчества Энгельс исторически первым типом государственности на Древнем Востоке считал «государство азиатского способа производства», все же признавая специфику Востока, но впоследствии отнес древневосточные государства к рабовладельческим.

В то же время, несмотря на игнорирование других факторов, следует признать, что экономический фактор является одним из важнейших в формировании и развитии государственности.

Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Аналогично древнекитайский мыслитель Конфуций уподоблял государство семье, считая императора отцом подданных.

Более поздними представителями патриархальной теории являлись Р. Фильмер и Н. Михайловский. Например, Р. Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам впоследствии передал по наследству своим детям. Таким образом, монарх здесь также является отцом подданных, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. С одной стороны, признается тот факт, что в некоторых странах государственные структуры формировались по аналогии с семейными (например, в некоторых государствах до сих пор существуют советы старейшин как государственные органы). Кроме того, теория способствовала воспитанию уважения к государственной власти, хотя в свое время в трактовке Р. Фильмера и обосновывала неограниченную власть английских королей. В то же время отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, функции государства отнюдь не совпадают с функциями семьи, а кардинально от них отличаются.

Теологические теории происхождения государства. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к Римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в Средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она положила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами. Тем самым утверждалась производность власти монархов от церковной власти.

В исламской доктрине получила распространение концепция халифата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства. Однако сторонники данной теории разграничивали саму власть как божественный институт и ее осуществление конкретными правителями и указывали на то, что плохие правители могут являться божественным наказанием народу за безнравственное поведение. Положительным моментом данной теории является воспитание уважения к государственной власти, обоснование общественного порядка.

Данная теория имеет и сторонников в современной науке (Ж. Маритен и др.). Закреплена эта теория и в законодательстве ряда мусульманских государств.

Психологическая теория происхождения государства. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л. И. Петражицкий, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Тард и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, а также либо к подчинению власти, либо к её приобретению.

2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.

3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.

Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.

Недостатком психологической теории происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости, т. е. заключили своеобразный договор, по которому передали часть своих прав представителям возникшего государства.

Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого «естественного состояния», предшествовавшего подписанию общественного договора. Трактовки «естественного состояния» различны у данных авторов, например, Гоббс рассматривал его как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условия.

Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и призывал к его пересмотру.

В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь.

Договорная теория происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора. Данная теория в свое время стала противовесом сословному неравенству и социальному произволу.

Несмотря на свою демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализмом. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт. Договорная теория преувеличивает роль субъективных факторов в возникновении государства и недооценивает роль объективных, например экономических. Кроме того, фактически неизвестны никакие дошедшие до нас памятники таких общественных договоров.

Теория насилия о происхождении государства. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX веке в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, некоторые софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного.

Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».

По мере развития общественной жизни племена перерождаются в касты, сословия и классы. Из орудия господствующего племени государство превращается в орудие господствующего класса.

Войны, завоевания рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Именно рабство, по мнению сторонников данной теории, и ведет к появлению частной собственности.

Сторонники теории насилия верно отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится лишь к принуждению. Кроме того, из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

В науке получил разработку и целый ряд других теорий происхождения государства: органическая, ирригационная, патримониальная и др.


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
  • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
  • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
  • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
  • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей — купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская — форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская — форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская — форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская — форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве — по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве — в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: