Причины угона воздушного судна

Обновлено: 28.03.2024

Отработка спецназом антитеррористической операции на воздушном судне.

Фото: Тимур ХАНОВ

Захват лайнера EgyptAir 29 марта удивил весь мир - гражданин Египта, профессор, вдруг приказал вместо Каира лететь на Кипр, иначе взорвет пояс шахида. В итоге выяснилось, что мужчина тяжело переживал развод и, вроде как, летел к своей бывшей жене. У профессора обнаружилось психическое заболевание. К счастью, никто не пострадал. Сам авиа-пират сдался властям. Мы вспомнили, какие еще случаи бывали в истории захвата самолетов.

Самый продуманный

США, 1971

Этому парню стоило бы поставить памятник! Ну, где-нибудь в тюрьме, конечно… Пассажир рейса Портленд (штат Орегон) — Сиэтл назвался Д. Б. Купером (да-да, когда-то билет на самолет покупали, как в театр, безо всяких документов. И даже курили на борту!). Как только самолет взлетел, мужчина деловито показал стюардессе дипломат. Внутри было нечто похожее на бомбу. Ни слова не говоря, Купер передал пилотам записку: « $200 тысяч в 20-долларовых купюрах, 2 парашюта, дозаправка, вылет из Сиэтла».

Самолет сел на дальнюю полосу. Сотрудник безопасности аэропорта принес парашюты и сумку с деньгами. Самолет дозаправили. Купер выпустил всех пассажиров — на борту было 36 человек. И скомандовал пилотам взлетать. Как только лайнер набрал высоту, Купер пошел в хвостовую часть и там, открыв люк, выпрыгнул вместе с сумкой. С тех пор его больше никто и никогда не видел.

9 лет спустя на берегу местной реки обнаружили полуистлевшую пачку 20-долларовых купюр. Номера их совпали с теми, что забрал с собой Купер. Некоторые считают, что угонщик погиб. Но никаких останков так и не найдено.

Первый в СССР

СССР, 1970

Отец и сын Бразинскасы (литовцы) , вооружившись ручной гранатой и обрезом, захватили самолет Ан-24 с 46 пассажирами. Дело было в аэропорту Батуми. Лететь должны были в Сухуми .

Пассажирский самолёт "Ан-24". Фото Сергея Преображенского /Фотохроника ТАСС/

Захватившие самолет Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас.

Папаша с сыном объявили стюардессе, 19-летней Надежде Курченко, что курс меняется, летим в Турцию! Девушка кинулась в кабину пилотов предупредить об опасности. Но была убита из обреза.

Убитая террористами бортпроводница Надежда Курченко. Фото: ТАСС

В итоге самолет сел в Трабзоне (Турция). Бразинскасов арестовали.

А дальше начинается самое интересное! Суд посадил родственничков на 8 лет. Но спустя 2 года за хорошее поведение папу с сыном отпустили по амнистии.

Пройдохи двинули в Латинскую Америку. Оттуда в Канаду. Дальше — в Штаты. Причем нелегально. Американцы их арестовали. Потом, правда, быстро отпустили. И даже оставили жить у себя! Вероятно, поверили, что Бразинскасы на самом деле таким радикальным способом спасались от советской власти…

Закончилось все банально. Сынок проломил папе голову. Гантелей. 8 раз.

Копы, выяснявшие потом все обстоятельства происшествия, вскрыли, что Бразинскасы нелегально торговали оружием. Сынок-убийца снова отправился в тюрьму. Через 2 года должен выйти.

Первый в истории

Мексика, 1929

Сразу оговоримся: достоверных документов о том, что все так и было, нет. Существует только рассказ пилота мексиканской почтовой компании Transportes Aeras Transcontinentales Джея Говарда Деселлеса. И выглядит он, конечно, захватывающе, но довольно странно.

- Я должен был везти груз в Гвадалахару, - вспоминал пилот. - Но на аэродроме в кабину ворвался бандит Сатурниньо Седильо со своими подручными.

Бандюги были с ружьями наперевес, естественно. Приказали пилоту взлетать. Причем буквально пальцем показывали, куда лететь, без карты!

- Мне сказали приземляться в безлюдном районе, на дорогу, - вспоминает Джей Говард Деселлес.

Бандиты прилетели к своим подельникам, которые скрывались от правосудия. Несколько часов продержали пилота в заложниках. Но в итоге, видимо, так и не решив, как еще может он им пригодиться, отпустили. Причем, вместе с самолетом.

Самый странный

Азербайджан – Норвегия. 1993

И дальше события развивались так, как могут развиваться только в Европе. Авиа-пиратов поначалу поместили в тюрьму (с комфортом, у котором в 1993-м мечтал весь бывший СССР ). А потом выпустили. И пообещали подумать над тем, чтобы дать угонщикам политическое убежище. В итоге двоим — это были граждане ирана — убежище таки дали! И теперь пираты живут в Норвегии. А вот третьего власти отправили в Азербайджан. Там парня ждал суд и тюрьма.

Самый трагический

СССР, 1988

У Нинель Овечкиной было 11 детей. Мать-героиня! Даже значок соответствующий валялся где-то. Жили Овечкины в Иркутске. Самому младшему было 9 лет. Старшей дочери уже 32. Глава семейства уже 4 года как умер. Но Нинель верила в лучшее, более светлое будущее. Работала продавщицей. Ее семеро сыновей состояли в семейном джазовом ансамбле «Семь Симеонов», регулярно выступали на районных и городских торжествах. А к концу 83-го ансамбль стал известен и за пределами Иркутска и области, начал ездить по Союзу. Про Овечкиных даже сняли документальный фильм! И отпустили на свою голову на гастроли в Японию.

Семейный джазовый ансамбль Овечкиных в 1986 году. Фото: Роман Денисов/Фотохроника ТАСС

И Нинель поняла: светлое будущее уже настало. Но оно здесь, а не в Иркутске.

Вернувшись домой, Овечкины на семейном совете постановили: надо бежать. Но как? И тут кто-то придумал захватить самолет.

8 марта 1988 года семейка во главе с Нинель (от поездки отказалась только старшая дочь, которая к тому моменту уже была замужем и жила отдельно) вылетела из Иркутска в Ленинград через Курган. Досмотр на посадке был слабый, Овечкины смогли пронести на борт Ту-154 два обреза, около сотни патронов и даже две самодельные бомбы. Спрятано все это было… правильно, в музыкальных инструментах!

Но что-то пошло не так. Нинель объявила о требованиях, пилоты вроде как все послушно исполняли. Но в итоге посадили самолет на каком-то военном аэродроме под Ленинградом. Произошел очень жесткий штурм. Пятерых захватчиков, включая Нинель, убили на месте. Остальные были ранены. Погибла стюардесса и трое пассажиров, 19 были ранены.

Не все оставшиеся в живых Овечкины достигли возраста, когда наступает уголовная ответственность. В итоге в тюрьму отправилась одна из дочерей (дали 6 лет) и брат Игорь (8 лет). Оба отсидят по половине сроков.

Судьба выживших Овечкиных потом сложится печально. Игоря убьют в тюрьме (попался на торговле наркотиками). Один из младших, Михаил, пережил инсульт и доживает инвалидом в хосписе. Ольгу забил пьяный сожитель.

МЕЖДУ ТЕМ

Египетский самолет захватил профессор-психопат

«Аэрорбус» А320 авиакомпании EgyptAir, летевший коротким 150-километровым рейсом из Александрии в Каир, был взят под контроль террористом с «поясом смертника». На борту находилось 74 пассажира и семь членов экипажа. Россиян среди них не было (подробности)

Угон любого вида транспорта – воздушного, водного, железнодорожного представляет общественную опасность. Причины этого в нарушении правил эксплуатации подобного вида транспорта, что существенно увеличивает угрозу жизни и здоровья людей и может привести к катастрофе с большим количеством жертв. Подобные преступления имеют ряд особенностей в области состава преступления и уголовно-правовых характеристик.

Назначаемая ответственность

Статья 211 УК РФ включает в себя все нормы, ответственность и возможное наказание при осуществлении захвата или угона транспорта для доставки пассажиров:

статья за угон воздушного транспорта

Пример судебной практики

Характеристика злодеяния

Отличительной особенностью преступлений попадающих по статью 211 УК РФ, является его предмет. Угон воздушного судна происходит достаточно редко, а осуществить подобное деяние сможет далеко не каждый.

Характерной чертой преступления связанного с угоном самолета, является отсутствие необходимости определять причину вызвавшую подобное деяние. Нет необходимости определять, зачем злоумышленник захватил самолет. Определяющей характеристикой является сам факт осуществленного преступления.

Определения и статистика

Для полноценного определения сути преступлений, наказание по которым предусматривает статья 211 УК РФ, необходимо правильно понимать следующие определения:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • Водное транспортное средство. Объект перемещения людей и грузов по различным водоемам, рекам, морям, океанам. Приводиться в движение вводный транспорт может различными вариантами тяги.
  • Воздушное транспортное средство. Самолет, вертолет и другие средства перемещения людей и грузов с помощью специальных двигателей, потоков газа и воздуха.
  • Угон. Получение контроля с применением насильственных методов или без них над различными средствами передвижения, которые находятся на стоянке или следуют по установленному маршруту. После угона транспортное средство меняет свой первоначальный маршрут на тот, который необходим злоумышленнику.
  • Захват. С применением насилия или без него, злоумышленник завладевает средством передвижения, находящегося на стоянке или во время следования по маршруту. По статистике за последние несколько лет фактов хищения воздушных или водных средств передвижения зафиксировано не было. Максимальное количество случаев угона самолетов в РФ, было зафиксировано в 1994 году – их было 5.

Классификация и разновидности

Преступления, описанные в статье 211 УК, подразделяют на следующие виды:

  • Незаконное деяние совершено единолично.
  • Процесс организации и реализации преступления осуществлялся группой лиц.
  • При совершении захвата водного или воздушного транспорта одним человеком или группой лиц, был нанесен тяжкий вред здоровью или причинена смерть.
  • Различные виды деяний, касающиеся террористической деятельности.

Состав преступного деяния

воздушный транспорт

При совершении преступления, связанного с угоном воздушного и водного транспорта, в качестве объекта преступления выступает общественная безопасность. В качестве предмета совершенного деяния, выступают различные виды транспорта:

  • Водный.
  • Воздушный.
  • Железнодорожный.

Перечисленные ниже действия определяют объективную сторону незаконного поступка:

  • Угон транспортного средства.
  • Захват транспортного средства для дальнейшего угона.

Преступления подобного характера определяет формальный состав. Со времени угона или захвата судна признается факт свершения незаконного деяния. Прямой умысел характеризует субъективную сторону захвата воздушного или морского судна. Злоумышленник понимает, что производит захват судна и хочет это сделать. К одному из основных признаков захвата относится цель по угону судна.

Особенности уголовно-правовой характеристики

В смысл уголовно-правовой характеристики включают суть осуществленного преступного деяния и сопутствующие преступлению особенности и нюансы.

Отличительной чертой от других преступлений является субъект незаконного деяния при захвате воздушного или водного транспорта. В подавляющем большинстве случаев подобные деяния осуществляются террористами и пиратами.

Методика расследования

При рассмотрении ситуации угона воздушного или водного транспортного средства и других случаев по статье 211 УК, возможны следующие ситуации:

  • На месте осуществления противоправных действий отсутствуют предмет преступления и злоумышленник.
  • Расследование проводиться после задержания лица совершившего угон, осуществившего незаконное деяние.

В обязательном порядке проводиться следующие мероприятия:

  • Проведение полноценного осмотра места совершения преступного деяния.
  • Опрос всех лиц, которые могли стать свидетелями происшествия и его последствий.
  • Допрос потерпевшей стороны.
  • Если расследование начали в отсутствии предмета преступления и злоумышленника, дополнительно составляется распоряжением о начале расследования.
  • Если преступник был задержан до момента начала расследования, прилагается протокол допроса подозреваемого.

Если обратить внимание на судебную практику, можно сказать, что на данный момент такие преступления редкость.

Угон или захват с целью угона воздушного судна - преступление, которое становится в последнее время за рубежом и у нас в стране все более распространенным и дерзким. Общественная опасность его определяется тем, что оно связано с нарушением установленного порядка пользования воздушным пространством, содержит в себе высокую угрозу жизни и здоровью пассажиров, членов экипажей, иным лицам, может привести к авариям, катастрофам, осложнениям межгосударственных отношений.

Только за период с 1994 по 1998 г. совершено свыше 900 актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации России, в том числе 10 попыток захвата воздушного судна, 22 нападения на земле, 54 угрозы в адрес гражданской авиации, свыше 70 случаев несанкционированного проникновения на объекты воздушного транспорта . Все возрастающую внутреннюю и внешнюю угрозу безопасности как Российской Федерации, так и всему мировому сообществу представляет терроризм, в качестве средства реализации преступных целей которого может быть избран захват или угон воздушного транспорта, воздушных судов. Ежегодно, начиная с 1994 г., в среднем регистрируется по 2 - 3 случая угона воздушного судна.

Терроризм: современные аспекты / Сборник научных статей. М., 1999, с. 87.

Анализ содержания указанного деяния, связанного с терроризмом, следует отнести к преступлениям международного характера. В настоящее время во многих странах национальные законы предусматривают ответственность за угон самолетов, нападение на их экипажи, действия, ставящие под угрозу безопасность полетов.

Характерно, что первоначально эти законы разрабатывались по аналогии с отраслью права, рассматривающей преступления против судоходства - морское пиратство. Затем они приобретают специфический характер, применительно именно к воздушному транспорту.

Одной из отличительных особенностей такого законодательства, действующего в западных странах, является тяжесть применяемых санкций. Так, в Уголовном кодексе Франции захват или взятие в свои руки контролирования (путем применения физического насилия или угрозы физического насилия) летательного аппарата, судна или другого средства транспорта, на борту которого находятся люди, наказывается двадцатью годами заточения (ст. 224.6). Если это преступное деяние сопровождается пытками или актами жестокости или если его результатом является смерть одного или нескольких лиц, виновный наказывается пожизненным заключением (ст. 224.7).

Более обстоятельно разработано законодательство против воздушного бандитизма в США. Как самостоятельные виды преступлений здесь выделяются вмешательство в деятельность экипажа или персонала, обслуживающего самолет (включая стюардесс), путем нападения, запугивания или угроз. Санкция по данному параграфу раздела Свода законов США предусматривает штраф до 10 тыс. долларов, или тюремное заключение на срок до 20 лет, либо и то и другое вместе. Если при совершении такого действия используется оружие, срок заключения может быть пожизненным.

Позднее в Свод законов США вводится понятие "воздушное пиратство". Это захват гражданского коммерческого авиатранспортного средства либо осуществление над ним контроля во время полета, "совершенные с преступным намерением с применением или угрозой применения насилия". Наказание - смертная казнь либо тюремное заключение на срок не менее 20 лет.

Многолетняя практика убедительно подтвердила, что в борьбе с посягательствами на авиасредства и безопасность полетов явно недостаточно усилий отдельных стран. Эта проблема переросла национальные рамки и приобрела международный характер.

Не случайно поэтому борьбе с преступлениями, направленными против объектов гражданской авиации, были посвящены три международные конвенции: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершенных на борту воздушного судна (Токио, 1963 г.), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 г.) и Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.).

В каждом последующем документе все более детализируется состав указанных преступлений. В Токийской конвенции под незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации понималось уголовное правонарушение либо действия, являющиеся или не являющиеся правонарушениями, которые могут поставить под угрозу или угрожают безопасности воздушного судна либо находящимся на его борту лицам или имуществу, или которые угрожают поддержанию порядка или дисциплине на борту.

Кроме того, к указанным деяниям относились случаи, "когда находящееся на борту лицо незаконно совершает с помощью силы или угрозой силы акт вмешательства, захвата или другого преступного использования управления воздушным судном в полете или когда оно готовится совершить такой акт".

В Гаагской конвенции было уточнено понятие захвата воздушного судна. В ст. 1, наряду с указанием на "силу" или "угрозу силой", введено понятие "любые другие угрозы". Кроме того, детализировано понятие "преступного использования управления воздушным судном". Формулировка Гаагской конвенции признает таковым захват воздушного судна, или осуществление контроля над ним, или попытку совершения названного акта. Важным дополнением стало признание преступными действий соучастников.

Наиболее полными являются формулировки Монреальской конвенции. В ней объявляются преступными действия виновного, если он незаконно совершает насилие в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете и если этот акт может угрожать безопасности судна. Таковыми же признаются акты разрушения воздушного судна, причинения повреждений, которые выводят его из строя или могут угрожать безопасности в полете.

К данному составу относится помещение (или совершение действий, приводящих к этому) каким бы то ни было способом на воздушное судно устройства или вещества, которое может его разрушить, причинить повреждения, вывести из строя или создать угрозу для безопасности в полете.

И все же международное законодательство, а также законодательство зарубежных государств в определении и квалификации посягательств на безопасность полетов, пиратства в воздухе, по нашему мнению, страдает рядом пробелов, снижающих его эффективность.

Так, положения двух последних конвенций фиксируют, что договаривающиеся государства обязаны без каких-либо исключений "передавать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования". Однако выражение "для целей" довольно расплывчато. В самом деле, названная "цель" может не совпасть с "целью", рассматриваемой судом в рамках национального законодательства. И если преступники будут добиваться признания за ними политических мотивов их действий, то формально состава преступления может не быть вовсе.

Вот почему участники Европейской конвенции о пресечении терроризма, ратифицированной Российской Федерацией 7 августа 2000 г., договорились не рассматривать ряд преступлений в качестве политических. Это - правонарушения, предусмотренные Гаагской и Монреальской конвенциями. То есть преступник, совершивший деяния, предусмотренные в указанных конвенциях, не сможет на территории договорившихся государств раздуть международный скандал, требуя, чтобы его признали политическим преступником и на этом основании не выдавали национальному правосудию.

Вместе с тем ч. 2 ст. 8 Конвенции о пресечении терроризма содержит императив о том, что никакое ее положение не может быть интерпретировано в качестве заключающего обязательства о юридической взаимопомощи, если государство имеет серьезные причины полагать, что просьба о выдаче преступника иностранному государству на самом деле была представлена с целью преследования или наказания этого лица по соображениям расы, национальности или политических взглядов.

Россия ратифицировала конвенцию с оговоркой, в том числе относящейся и к этой норме: "Российская Федерация исходит из того, что положения статьи 5 и пункта 2 статьи 8 Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи и правовой помощи".

Исходя из формулировки ч. 4 ст. 15 Конституции РФ относительно признания общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ составной частью правовой системы России существенное значение приобретают предписания федеральных законов и других нормативных правовых актов о применении судами, прокуратурой, правоохранительными органами международных договоров. Особенно это касается Уголовного кодекса РФ, в котором положение о том, что Кодекс основывается наряду с Конституцией РФ на общепризнанных принципах и нормах международного права (ч. 2 ст. 1), не дополняется широко распространенным ныне в российском законодательстве предписанием о непосредственном применении международных договоров РФ к отношениям, регулируемым Уголовным кодексом.

В Особенной части УК отсылки к международным договорам даны лишь в двух статьях гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества" в связи с установлением ответственности за производство или распространение оружия массового поражения (ст. 355) и за применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356).

Несомненно, на наш взгляд, были бы полезны подобного рода отсылки в статьях, определяющих ответственность за терроризм (ст. 205), захват заложников (ст. 206), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211) и ряд других, имеющих международный характер.

В целом необходимо рассматривать проблему охраны воздушного пространства как комплекс мер самого различного характера на международном и государственном уровне, направленных на предупреждение, пресечение актов терроризма, захвата и угона воздушных судов, ликвидацию последствий, которые могут наступить в результате их совершения. Такие меры на государственном уровне в России должны обеспечиваться в основном деятельностью ФСБ, МВД, ФПС, Минобороны, Минтранса, МЧС.

В соответствии с Воздушным кодексом РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза и т.д.

В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа Воздушный кодекс предусматривает обязательный предполетный досмотр, которому подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. Перечисленные меры не исключают возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно - розыскной, уголовно - процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Реализация вышесказанного, при непременном учете существующих в данной области международных норм и стандартов, на практике будет способствовать обеспечению безопасности воздушных полетов от актов терроризма.

И несколько слов о составе преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ: "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава".

Нельзя не отметить его более широкий по сравнению со ст. 213.2 "Угон воздушного судна" УК РСФСР 1960 г. характер предмета преступления. Кроме воздушного транспорта ст. 211 предусматривает уголовную ответственность за угон водного транспорта или железнодорожного подвижного состава. К судам водного транспорта следует относить также и маломерные моторные суда, под которыми в соответствии с примечанием к ст. 110 Кодекса об административных правонарушениях следует понимать самоходные суда с главным двигателем мощностью менее 75 л.с. и несамоходные суда вместимостью менее 80 регистровых тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), а к судам воздушного транспорта - мотодельтапланы, воздушные шары и т.д.

Учитывая, что сейчас в собственности отдельных лиц могут находиться не только маломерные моторные суда, но и катера, катамараны, яхты любого водоизмещения, а также планеры, мотодельтапланы, вертолеты и самолеты и т.д., круг лиц, управляющих такого рода судами и не относящихся к специальным субъектам, значительно расширяется.

Объективная сторона преступления включает в себя угон или захват с целью угона вышеперечисленных транспортных средств.

Под угоном следует понимать самовольное перемещение судна или железнодорожного состава с места их нахождения. Эти действия могут осуществляться и без применения насилия в случаях, когда судно находится без экипажа, состав без машиниста, пассажиров, охраны или транспортные средства угоняются по договоренности с экипажем, обслуживающим персоналом или охраной.

Захват - это противоправное, насильственное установление контроля над соответствующим транспортным средством с целью угона.

Квалифицирующие признаки данного преступления: совершение его группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Часть 3 ст. 211 УК содержит состав угона и захвата транспортного судна с целью угона, совершенных организованной группой либо повлекших по неосторожности смерть человека и иные тяжкие последствия.

Захват судна считается оконченным с момента, когда виновный устанавливает контроль над транспортным средством либо его экипажем независимо от того, было ли оно затем угнано. Угон воздушного судна считается оконченным преступлением с момента взлета. В воздухе судно признается угнанным с момента изменения его маршрута по воле угонщика. Попытка угона или захвата соответствующих транспортных средств квалифицируется как покушение на преступление.

Преступление, предусмотренное ст. 211, включено в гл. 24 УК "Преступления против общественной безопасности". Здесь необходимо отметить ту важную роль, которую отводит законодатель институту освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и институту добровольного отказа от преступления в борьбе с правонарушениями данного вида.

Причиной, побудившей законодателя выделить институт деятельного раскаяния в нормах (ст. ст. 205, 206, 208, 222), придать ему обязательный характер, а правоприменителя делать акцент на гарантию непривлечения к уголовной ответственности террористов, лиц, захватывающих заложников, участников незаконного вооруженного формирования, является, на наш взгляд, то обстоятельство, что правоохранительные органы могут оказаться не в состоянии самостоятельно предупредить и пресечь действия по организации террористических актов, захватов заложников и прочее, в силу чего предотвращение тяжких последствий деятельности преступников порой будет зависеть только от их воли.

Вышесказанное в полной мере относится и к преступлению, предусмотренному ст. 211 УК. Если должностные лица проявили халатность и пропустили на борт воздушного судна угонщиков, тем самым поставив под угрозу жизнь пассажиров, членов экипажа, то должен быть задействован правовой механизм, который устранил бы возникшую угрозу (отказ виновного от своих намерений и сдача властям в обмен на освобождение от уголовной ответственности) или свел бы его к минимуму. Для этого было бы целесообразно дополнить ст. 211 УК примечанием, аналогичным к ст. ст. 205, 206, 208 и др. Тогда угроза репрессии за содеянное соединится с показом виновному другого пути, дающего ему возможность искупить вину за содеянное.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Чем обернулись самые громкие случаи захватов и угонов пассажирских самолетов? Какая попытка угона самолета обошлась без трагедии?

Первый в истории угон самолета. Перу, 1931 год


Первый известный случай захвата и угона самолета произошел в 1931 году в Перу. Перуанские повстанцы захватили пилота американской авиакомпании Ford Tri-Motor Байрона Ричардса. Повстанцы потребовали, чтобы летчик направил самолет в Лиму. Они собирались разбросать с самолета листовки с призывом к революции. Интересно, но попытка угона самолета не удалась. Пилот просто отказался лететь. Его отпустили спустя 10 дней. Кстати, этот случай занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как случай первого захвата пилота.

Первый угон самолета в СССР. Ан-24, 1970 год


Первый случай захвата пассажирского самолета в СССР произошел в 1970 году в аэропорту Батуми. Отец и сын Бразинскасы (литовцы) захватили советский самолет Ан-24, который должен был лететь в Сухуми. На борту находились 46 пассажиров.

Пранас и Альгирдас вооружились ручной гранатой и обрезом и сообщили стюардессе, 19-летней Надежде Курченко, что курс меняется, и лайнер направится в Турцию. Девушка побежала в кабину пилотов, чтобы предупредить об опасности, но не успела – ее убили захватчики. 19-летняя девушка в буквальном смысле заградила собой проход в кабину пилотов и вступила в схватку с преступниками. Известно, что в конце 1970 года она собиралась выйти замуж. Надежда Курченко за свой подвиг награждена посмертно.

Захватчики все же смогли пробраться в кабину пилотов и ранить их. Летчики совершили рейс в Трабзон в Турцию. Там преступников удалось арестовать.

Суд приговорил Бразинскасов к 8 годам тюрьмы. Но спустя 2 года за хорошее поведение отца с сыном отпустили по амнистии. Нелегально они перебрались в Штаты. Но жить адекватно семья так и не смогла. В пылу ссоры сын убил отца гантелей и вновь отправился в тюрьму.

Ди Би Купер. Угон самолета Boeing 727. США, 1971 год


Самый странный случай угона самолета произошел в 1971 году в Портленде. Мужчина по имени Дэн Купер сел на борт самолета авиакомпании Northwest Airlines. Мужчина сообщил стюардессе, что у него бомба и потребовал 200 тысяч долларов и четыре гражданских парашюта. Силовики решили, что требования захватчика лучше выполнить. Ему передали деньги и парашюты. После этого захватчик отпустил пассажиров и двух стюардесс, а пилотам сказал лететь в Мехико. В какой-то момент полета злоумышленник указал пилотам снизиться до трех тысяч метров и запереться в кабине со стюардессой. Когда его требования выполнили, захватчик сам покинул самолет, открыв дверь в салоне.

Удивительно, но после случившегося таинственного захватчика не нашли. Его отпечатки пальцев невозможно было идентифицировать, а имя оказалось вымышленным. Позже на берегу реки Колумбии нашли пакет с деньгами, серийные номера которых совпали с выкупными купюрами. Но это была только часть денег. Специалисты до сих пор спорят, выжил ли Купер после прыжка из самолета. Проводя расследование, полиция проверяла жителя Орегона по имени Д.Б. Купер. Он оказался не причастен к угону самолета, но пресса растиражировала это имя. В июне 2016 года расследование дела Ди Би Купера было официально приостановлено.

Захват Ту-154 семьей Овечкиных, 1988 год


В марте 1988 года произошла самая известная попытка угона самолета в Советском Союзе, которую совершила семья Овечкиных во главе с Нинель, матерью 11 детей.

Женщина работала продавщицей, а ее семеро детей играли в семейном джазовом ансамбле «Семь Симеонов». Однажды семья полетела на гастроли в Японию и увидела, как живут люди за границей. Уже вернувшись, семья пожелала заграничной жизни, славы и больших гонораров.

8 марта 1988 года Овечкины вылетели из Иркутска в Ленинград. Из-за поверхностного досмотра у них получилось пронести в футлярах для инструментов две самодельные бомбы, около 100 патронов и два обреза.

Уже в самолете семья потребовала лететь в Лондон, но пилоты обманом посадили лайнер на военном аэродроме Вещево. Они сообщили семье террористов, что топлива до Лондона не хватит – это было правдой, и предложили совершить посадку и дозаправку на территории Финляндии. Однако на аэродроме Вещево семейство Овечкиных сразу же заметило военных. В ярости Овечкины ломились в кабину пилотов и убили стюардессу. Спустя некоторое время силовики начали штурм самолета. Группа захвата зашла в лайнер через кабину пилотов и багажное отделение.

История закончилась печально. Во время штурма погибли 9 человек. Среди них – Нинель Овечкина и пятеро ее сыновей, а также стюардесса Тамара Жаркая и трое пассажиров. Семья Овечкиных три года не дожила до падения «железного занавеса». Позарившись на заграничные гонорары, семейство устроило настоящую трагедию, в которой погибли невинные люди.

Угон самолета A300 в Алжире, 1994 год


В декабре 1994 года группа вооруженных террористов захватила пассажирский лайнер компании Air France. На борту самолета, следовавшего по маршруту Алжир – Париж, находилось 220 пассажиров и 12 членов экипажа. Террористы требовали отпустить из алжирских тюрем их двух соратников. Также они требовали возможности вылететь в Париж. Демонстрируя серьезность намерений, террористы убили троих пассажиров: дипсотрудника, простого гражданского и полицейского. Лайнеру дали разрешение на вылет. Однако силовикам уже был известен план террористов – они хотели взорвать самолет над Эйфелевой башней.

Террористам сообщили, что топлива до Парижа не хватает и нужна дозаправка в Марселе. Сразу после посадки для дозаправки начался штурм лайнера. Все четверо захватчиков были уничтожены.

Захват самолётов Boeing. Теракты в США 11 сентября 2001 года


История не знает захвата самолета страшнее, чем те, что произошли 11 сентября 2001 года. Один из них – рейс 11 авиакомпании American Airlines – должен был выполнить свой ежедневный перелет из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета террористы открыли огонь на борту лайнера. Они ранили двух стюардесс и пассажира, а затем убили обоих пилотов. У террористов не было требований и пленные пилоты им были не нужны. Они сами умели управлять самолетом. Поэтому авиадиспетчеры далеко не сразу поняли, что с рейсом что-то не так. Террористы направили лайнер в Северную башню Всемирного торгового центра. В результате погибли все 92 человека на борту судна и около 1600 человек в башне и возле нее.

Вторым захваченным самолетом был рейс 175 авиакомпании United Airlines. Рейс также направлялся из Бостона в Лос-Анджелес. Он вылетел спустя 17 минут после рейса 11. Террористы действовали по той же схеме и направили лайнер в Южную башню Всемирного торгового центра. Все находившиеся на борту 65 человек погибли. Момент крушения самолета транслировали в прямом эфире в новостных трансляциях по всему миру. Это был один из самых шокирующих и ужасных моментов, который довелось видеть человечеству в прямом эфире.

Всего в ходе терактов 11 сентября террористы захватили 4 пассажирских самолета. Третий лайнер, летевший рейсом из Вашингтона в Лос-Анджелес рейсом 77 авиакомпании American Airlines, был направлен в здание Пентагона. Погибли 64 человека на борту самолета и 125 на земле.

В ответ на зверский террористический акт США начали операцию против терроризма, которую назвали "Несокрушимая свобода".

Угон воздушного судна расценивается российским законодательством как очень серьезное преступление, за которое, естественно, приходится платить долгими годами заключения. Однако преступников это, увы, не останавливает, и количество угонов самолетов, к сожалению, продолжает расти. А значит, растет и число тех, кто побывал в этой тяжкой переделке.

Главный принцип, который эти люди выносят из пережитой драмы и которым они готовы поделиться, – это не привлекать к себе внимания угонщиков (особенно если вы и так выделяетесь, например, военной формой): в противном случае преступники начнут к вам цепляться, что не сулит ничего хорошего не только вам, но и другим заложникам.

Меры предосторожности:

• Путешествуйте прямыми рейсами, избегая промежуточных.

• Во время промежуточных остановок выходите в аэропорт, так как террористы обычно захватывают самолет на стоянке.

• Одевайтесь нейтрально, воздерживаясь от броской одежды, драгоценностей и религиозных символов.

• Не берите с собой в самолет визитные карточки, чтобы о вас можно было узнать как можно меньше информации.

Ваши действия во время угона:

1. Если судьба уготовила вам оказаться на борту угнанного самолета, в первую очередь следите за своим настроением, не позволяйте себе распускаться, нервничать, злиться на всех и вся. Постарайтесь отстраниться от кошмара угона – и вы легче перенесете это тяжелое испытание. Успокаивайте других пассажиров. Помните, что любой всплеск эмоций с чьей-либо стороны, особенно по мере приближения к концу срока ультиматума, данного угонщиками, может негативно отразиться на всех заложниках.

2. Займите себя чем-нибудь: читайте, разгадывайте кроссворды, играйте в карты с другими пассажирами. Праздность, усугубленная общей нервозностью, может подтолкнуть к панике и необдуманным поступкам.

3. Помните, что оптимизм и бодрость духа обычно зависят от телесного здоровья человека. Поэтому даже в этих условиях старайтесь двигаться, а главное – не упускайте возможности поспать. Даже сон урывками приносит некоторое облегчение.

4. Не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение.

5. Сидите спокойно и избегайте смотреть в глаза террористов.

6. Прежде чем передвинуться или открыть сумочку, спросите разрешения.

7. При стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но не вскакивайте, чтобы убежать.

8. Симулируйте симптомы болезни, тогда у вас появится возможность освободиться в результате переговоров.

9. Отдайте все личные вещи, которые требуют террористы.

10. Держите под рукой фотокарточку семьи и детей. Это иногда помогает растрогать захватчиков.

11. Не употребляйте алкоголь и не теряйте веру в благоприятный исход.

12. Запоминайте все детали: в случае если вас освободят, вы должны сообщить властям число захватчиков, их месторасположение и т. д.

13. Пассажиров первого класса захватывают первыми.

14. Старайтесь побольше пить. Питье более необходимо для организма, нежели еда. Без пищи человек может прожить больше месяца, но без жидкости, особенно в условиях жаркого климата, обезвоживание организма наступает очень скоро. Взрослому человеку требуется по крайней мере 2 литра воды в день.

15. В этой связи будьте готовы к серьезным бытовым неудобствам: кто знает, где придется садиться и ждать своей участи. Может, вас занесет в пустыню, где днем бывает очень жарко, а по ночам – холодно. Вам придется вести переговоры с угонщиками, чтобы они разрешили открывать для вентиляции окна экстренного выхода. По ночам же вам придется не только закрывать их, но и еще укутываться всеми имеющимися на борту одеялами. Наверняка возникнут проблемы и с туалетом. Очень скоро система будет переполнена. Ее можно опорожнять, открывая клапан и систематически промывая. Но, как вы понимаете, вода в той же пустыне на вес золота, и тратить ее на такие цели никто не позволит. Да и, скорее всего, с выключенным двигателем система работать не будет.

16. Если власти предпримут попытку штурма авиалайнера, ложитесь на пол между креслами и оставайтесь там, свернувшись в клубок. Вы будете слышать стрельбу, взрывы, крики, но не поднимайтесь с пола до тех пор, пока все не кончится.

17. После приказа немедленно покидайте самолет. Не исключено, что угонщики могли его заминировать. Другой вариант: из пробитых бензобаков течет горючее, пары которого каждую минуту могут взорваться. На земле вам помогут.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.12.1. Захват самолета

4.12.1. Захват самолета Несмотря на меры предосторожности и контроля, воздушный терроризм существует. Специалисты советуют пассивное сопротивление захватчикам или сведение риска к минимуму. Хроника свидетельствует, что иногда пассивное поведение, притупляя бдительность

Катастрофа самолета Ан-124 «Руслан»

Катастрофа самолета Ан-124 «Руслан» 6 декабря 1997 года в поселке авиастроителей Иркутск-II потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». На его борту находились два истребителя Су-27. По официальным данным, погиб 71 человек.Терпящие бедствие самолеты и

Угон УГОН — преступление, состоящее во временном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. При У. не происходит изъятие имущества (транспортного средства) и обращение его в свою пользу или третьих лиц. Виновный, как правило, пользуется

«Щит» для самолета

«Щит» для самолета На всех этапах развития военной авиации параллельно шел процесс совершенствования средств ПВО. Конструкторам авиационной техники приходится постоянно учитывать этот фактор и предпринимать соответствующие меры. И сейчас, как в прошлом, бронируются

Сердце самолета

Сердце самолета Виды реактивных двигателей Мы уже говорили о том, что надутый, но незавязанный воздушный шарик летает за счет реактивной тяги. На том же принципе работают и реактивные двигатели в авиации. Рассмотрение их конструкций давайте начнем с прямоточного

Курс самолёта

Курс самолёта Курс самолёта, угол между северным направлением меридиана и проекцией продольной оси самолёта на горизонтальную плоскость. К. с. отсчитывается в градусах от направления меридиана почасовой стрелке. К. с. называется истинным, если он отсчитывается от

ДВА САМОЛЕТА

ДВА САМОЛЕТА Непринужденно смешивая в своей музыке элементы рэггей, афробита, латино, ска, фанка, панка и рэпа, питерская группа ДВА САМОЛЕТА стала одной из главных музыкальных сенсаций российского музыкального рынка начала 90-х, в середине десятилетия инициировала

Глава 11. Правовой ликбез: угон, кража, ответственность

Глава 11. Правовой ликбез: угон, кража, ответственность В одной из предыдущих глав уже упоминалось о том, что преступное деяние, которое в обиходе называется угоном, с точки зрения Уголовного кодекса РФ в большинстве случаев является кражей. Но вообще может

Крушение самолета

Крушение самолета Ваши действия:1. Снимите обувь и колготки (носки), выньте из карманов все колющие и режущие предметы.2. Пристегнувшись ремнем безопасности, обхватите колени руками и пригните к ним голову.3. Когда самолет совершил аварийную посадку, подойдите

Угон автомашины

Угон автомашины Полезные советы:• Никогда не оставляйте ключ зажигания в автомобиле, даже во время коротких стоянок.• Не оставляйте открытыми окна машины и капот, а двери и багажник всегда закрывайте на ключ.• Не оставляйте машину рядом с кинотеатром: вору легко

Если бесскоростной «козел» не представляет большой опасности для самолета и сравнительно легко исправляется, то «козел» самолета, имеющего запас скорости, а значит, кинетической энергии и управляемости, в очень большой степени является плодом активной деятельности пилота. Он опасен тем, что машина д

Если бесскоростной «козел» не представляет большой опасности для самолета и сравнительно легко исправляется, то «козел» самолета, имеющего запас скорости, а значит, кинетической энергии и управляемости, в очень большой степени является плодом активной деятельности

Угон Угон[3] чаще всего — всего лишь короткий перегон в мастерские, где машину обрабатывают до неузнаваемости, а затем продают или разбирают для продажи в виде запчастей.Преступники следят за хозяином машины, выясняя распорядок дня, способ отключения сигнализации,

Разбойный угон

Разбойный угон Автомобильный разбой весьма распространен — он не требует отключения сложных противоугонных систем, достаточно отнять у автовладельца ключи. Нападение чаще всего происходит в момент посадки и высадки. Подбежали сзади, приставили нож или пистолет,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: