Причины судебной реформы александра 2

Обновлено: 24.04.2024

Судебная реформа Александра II – это реформа организации судебной системы Российской империи, утвержденная в 1864 г.

Период правления Александра II называют «эпохой Великих реформ», так как император провел множество реформ в различных сферах общественной жизни. Одной из самых последовательных реформ считается судебная, в ходе которой была изменена судебная система Российской империи. Это имело положительные последствия для развития страны.

Подготовка реформы

Впервые Александру II проект судебной реформы был подан в 1858 г. графом Д. Блудовым, который обращался с этим же делом к Николаю I, который, однако, это предприятие проигнорировал. Александр II собрал Государственный совет для обсуждения данного проекта – но и там проект был отклонен. Тем не менее император объявил о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о готовности Александра II к изменениям. В 1862 г. была создана специальная группа из чиновников, юристов, судей, преподавателей права, задача которой состояла в подготовке нового Судебного устава. В К 1864 г. его разработка была завершена, и Александр подписал его, что считается началом судебной реформы.

Содержание реформы

Основными принципами обновленной судебной системы стали:

  • отделение власти судебной от власти административной;
  • независимость всех судей;
  • единый суд для всех имеющихся сословий (кроме крестьянского суда по мелким делам) – то есть бессословность суда;
  • гласность судопроизводства;
  • устный и состязательный характер судопроизводства;
  • открытость для всех сторон доказательств, которые выдвигались против них;
  • право подсудимых на защиту в суде, предоставление их на суде корпорированным адвокатом;
  • ограничение рассмотрения существа дела 2 инстанциями, первой и апелляционной (для судов присяжных и для мельчайших дел — одной инстанцией);
  • право всех сторон процесса на подачу кассационной жалобы;
  • единство кассационной инстанции и кассационной практики;
  • отмена ревизионного пересмотра дел вышестоящей инстанцией;
  • решение дела на основании внутреннего убеждения судей или присяжных, без принятия любых доказательств за заведомую истину;
  • передача менее значимых дел мировым, а более значимых – общим судам;
  • определение подсудности гражданских дел по сумме иска, а уголовных – по тяжести возможного наказания.

Готовые работы на аналогичную тему

Существовало несколько видов судов: суды общей юрисдикции, гражданские, уголовные суды, мировые суды.

Для судов же общей юрисдикции были приняты следующие положения:

судьи назначались от правительства; вводился образовательных и профессиональный ценз для всех чинов; несменяемость судей; коллегиальное решение всех дел. принципы уголовного судопроизводства: отделение следствия от полицейского дознания; поддержание обвинения в суде обособленной прокуратурой; невозможность пересмотра приговора, вступившего в силу, при открытии новых обстоятельств, указывающих на виновность подсудимого; вынесение только обвинительного или оправдательного приговора.

Появились новые принципы и в мировом суде:

  • выборность судей на срок;
  • решение уголовных и гражданских дел единолично судьей;
  • отсутствие профессионального ценза для судей;
  • упрощение судопроизводства;
  • меры по обеспечению доступности суда для неграмотных истцов.

Реформа меняла иерархию судов и их полномочий. В масштабе государства создавался главный судебный орган – Сенат, состоявший из мировых судов (рассматривали дела меньшей важности) и общих судов (рассматривали остальные дела). Низшей единицей судебной иерархии становился мировой судья – единоличная должность в небольшом поселении.

Мировые судьи объединялись в мировой съезд, который имел влияние обычно в пределах уезда. При необходимости создавались окружные суды, если возникали более важные дела в масштабе губернии.

Окружные суды объединялись в судебные округа в границах страны, а во главе округов стояли судебные палаты.

Для управления судебными палатами в Сенате создавались уголовный департамент и гражданский. В 1860-х гг. же Сенат стал полноценным судебным органом империи. Кроме формирования иерархии создавались новые учреждения: суд присяжных (для попадания туда существовали оседлый, возрастной и имущественный ценз), институт адвокатов (возможность предоставления адвоката была у обвиняемого), институт нотариуса (рассмотрение документов и т.д.). Основная часть судебных должностей была выборная и имела ограниченный срок (в среднем 3-5 лет). Для расследования политических преступлений сохранялся институт жандармерии. Император по-прежнему имел право вмешательства в рассмотрение судебных дел.

Результаты реформы

Итак, благодаря данной реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер – в судах же была ликвидирована сословность, и все сословия становились равными перед законом. Суд приобрел состязательный характер, что выражалось в полемике между прокурором и адвокатом, в ходе которой доказывалась вина или правота подсудимого. На юридических же факультетах появились занятия по ораторскому мастерству. Суд стал почти полностью открытым – в большинстве случаев на заседание можно было попасть. Были приняты ограничения по использованию смертной казни – решения по ее применению могли принимать только Сенат и военный суд – а также были полностью отменены телесные наказания.

Судебная реформа считается одним из главных изменений, проведенным в царствование Александра II. Она была наиболее демократичной, радикальной и последовательной из всех «Великих реформ». Эта система правопорядка и судопроизводства сохранялась в стране вплоть до революции, а некоторые ее принципы применяются и в современном мире.

Судебная реформа решила очень важную проблему субъективности судей. Раньше судья на закрытом заседании (без адвоката, присяжных и обвиняемого) мог единолично принять решение, зачастую спорное, но безоговорочное. Теперь же создавались не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что предоставило обвиняемому возможность защищаться.

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I . К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Такая нестабильная обстановка и стала предпосылкой для принятия Александром II решения о проведении реформ во всех значимых сферах. Самым насущным был вопрос отмены крепостного права – император предложил провести этот процесс «сверху» (указом), пока народ не провёл его сам «снизу» (путем революции).

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

19 февраля 1861 года императором было подписано «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Основными пунктами были следующие:

  • отменялась вотчинная власть помещика над крестьянином (вмешательство в личную и хозяйственную жизнь);
  • крепостные стали «временнообязанными» – временно сохранялись оброк и барщина (9 лет);
  • крестьянин должен был выкупить в течение 9 лет у помещика землю, заплатив 20% от её стоимости;
  • остальную стоимость земли необходимо было выплачивать государству в течение 49 лет.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

  • 18 июня 1863 – принят «Университетский указ»;
  • 14 июля 1864 – «Положение о народных училищах»;
  • 18 ноября 1864 – «Устав гимназий и прогимназий».

Реформы образования Александра

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

Для реорганизации системы местного самоуправления в 1864 году императором были подписаны «Земские положения». Они формировались на двух уровнях:

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.

«Городовое положение» от 1870 года позволило создать органы местного управления, в обязанности которых входило благоустройство улиц, развитие инфраструктуры, решение продовольственных проблем и другие вопросы, касающиеся жизни определенного города.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.

В 1874 году был подписан «Устав о воинской повинности». Им предусматривалось:

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Правлению Александра II нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Но это был большой шаг для России на пути перехода из феодального общества к современному капиталистическому строю.

Судебная реформа Александра II была утверждена указом от 20 ноября 1864 года.

Она проводилась с 1861 по 1866 годы. В 1861 году были созданы Государственная канцелярия и Совет, которые занимались проектированием реформы. В 1862 году появился первый проект, а в 1864 году — готовые Судебные уставы. Первый суд, подчиняющийся новым принципам, был открыт в Санкт-Петербурге в 1866 году.

Содержание судебных уставов определяется четырьмя законами:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Учреждения судебных установлений.
  2. Устав уголовного судопроизводства.
  3. Устав гражданского судопроизводства.
  4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Что нового ввела реформа

Судебная реформа изменила судебную систему Российской Империи в нескольких направлениях. Основные ее положения — это:

  1. Создание двух ветвей судов — мировых и окружных. В каждой ветви была своя инстанция — мировые съезды или окружные съезды. Мировые судьи избирались на конечный срок, окружные — на всю жизнь. Чтобы стать судьей, человек должен был иметь высшее юридическое образование, опыт работы и хорошую репутацию. Мировой суд разбирал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной — уголовные и более крупные гражданские.
  2. Изменение принципов судопроизводства. Оно стало делиться на предварительное и судебное. Для разбирательств устанавливались сроки. Благодаря этому дела разрешались быстрее. Возбуждал дело институт судебных следователей. Также он занимался допросом свидетелей и потерпевших и сбором доказательств. После этого следователь передавал дело прокурору, который назначал судебное заседание.
  3. Институт присяжных. Присяжными поверенными могли стать только люди с высшим юридическим образованием и стажем работы в пять лет. По-другому они назывались адвокатами. Особо тяжкие уголовные дела разбирали присяжные заседатели. Они выносили вердикт путем тайного голосования. Чтобы стать присяжным, человек должен был проживать на данной территории два года, быть в возрасте от 25 до 70 лет, располагать имуществом на сумму 2000 рублей.
  4. Разделение административной и судебной власти. Суды больше не зависели от администраций. Их принципами стали гласность, открытость, независимость и состязательность.

Причины введения судебной реформы

Среди причин введения реформ были следующие:

  1. Суды были зависимы от административных учреждений, поэтому дела могли рассматриваться в течение нескольких лет.
  2. Не существовало адвокатов, поэтому подсудимые не могли обжаловать приговор.
  3. Подозреваемых часто заставляли признаться в преступлении путем пыток или угроз.
  4. Суд проходил без подсудимых, так как важным считалось только наличие документов по делу.

Преимущества и недостатки

Среди плюсов реформы можно отметить:

  1. Гласность и независимость суда от администрации.
  2. Адвокатура, возможность граждан отстаивать свои права.
  3. Иерархия судов, быстрое решение дел.
  4. Уравнивание всех сословий в правах за счет мнения присяжных.

Среди минусов преобразований выделяют:

  1. Финансирование за счет налогов с населения.
  2. Сохранение пережитков прошлого (волостных судов для крестьян).
  3. Голос помещиков имел большее значение, чем голос крестьян.

Последствия судебной реформы для государства

Судебная реформа, которую провел Александр II, стала основой для современной системы судопроизводства в России. В XIX веке она считалась наиболее прогрессивной. Она отражала мировые тенденции и принципы демократии.

Ее особенность — отделение суда от других ветвей власти. Вынесение приговора происходило в присутствии обвиняемого и присяжных, что исключало субъективность судей. В результате, решения стали более справедливыми и обоснованными. Кроме того, работа суда стала регламентированной.

В итоге по судебной системе Россия встала на один уровень с прочими странами Европы.

Реформа суда при Александре II проводилась с $1861$ по $1863$ гг. и стала комплексной. Эта реформа явилась одной из крупнейших в $XIX$ в., т.к. полностью переделала судебную систему Российской империи.

Последние крупные изменения проводились Екатериной II, а законодательство вообще опиралось на Соборное уложение $1649$ г. Кратко дореформенную судебную систему можно охарактеризовать как очень запутанную и хаотичную. Судебный процесс был очень долгим в связи с обилием бюрократических трудностей.

Судебная власть являлась частью административной власти. Подсудимые были практически бесправны. Обилие законодательных актов, различных правил, исключений и пр. затрудняло процесс судопроизводства. Процессы могли длиться годами.

Разработка судебной реформы

Еще при Николае I поднимался вопрос о необходимости модернизации судебной системы. Однако Николай I, как и в других вопросах, понимая необходимость реформ, так на них и не решился.

Отмена крепостного права в $1861$ г. сделала промедление с введением реформы уже невозможным, т.к. создавалось новое общество, под которое необходимо было привести и судебную систему.

Разработкой и редактированием законопроектов занялась специально созданная Государственная канцелярия, а самим текстом реформы – специальный совет, включивший ведущих общественных деятелей.

В $1862$ г. появился первый проект судебной реформы. В $1864$ г. были предоставлены новые Судебные уставы, именно они и были утверждены. После одобрения уставов их постепенно стали внедрять в практику.

Содержание реформы

Судебная реформа должна была сделать российский суд более эффективным и, самое главное, объективным. Суд разделялся на $2$ ветви – общие съезды и мировые суды. Каждая ветвь имела, соответственно, $2$ инстанции – окружные судьи и окружные съезды, мировые судьи и мировые съезды. Кроме того, общей инстанцией стал Кассационный департамент Сената.

Готовые работы на аналогичную тему

Судебная система полностью обновилась, стала иметь четкую организацию, иерархию. Судебная власть стала самостоятельной, т.е. отделилась от административной. Следствие по суду стало самостоятельным, независимым от полицейского. Должность судьи общего суда стала пожизненной, мировые судьи выбирались на определенный срок.

Упорядочение судебной системы позволило в разы повысить качество проведения судебных процессов: дела стали просматривать быстрее, разделять их на гражданские и уголовные, да и сам судебный процесс по времени сильно сократился. Так, рассмотрение дел ограничивалось двумя инстанциями – первой и апелляционной.

Суд стал равным, гласным, что означало открытость судебного процесса и равные права у всех участников при опровержении и предоставлении доказательств. Также судопроизводство разделяло процесс на предварительное и судебное следствие, что понижало возможность совершения судебной ошибки. Следователи получили более широкие полномочия при выполнении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме принципов равноправия и гласности, суд получил еще одну особенность – состязательность процесса. Подсудимый имел право на защитника – адвоката. Для рассмотрения особо тяжких преступлений привлекался суд присяжных. Подсудимый получил право на обжалование приговора, рассмотрение его дела в Верховном или императорском суде.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа $1864$ г. полностью обновила судебную систему Российской империи. Суд стал современным, соответствовал мировым практикам.

Суд стал самостоятельным, независимым институтом, а судебный процесс был упорядочен.

Объявлялось, что главными принципами суда должны быть честность и открытость. К недостаткам реформы отметим, что суд над крестьянами по-прежнему оставался сословным. Тем не менее, в целом, судебная реформа $1864$ г. являлась большим шагом вперед.

Судебная реформа 1964 года — это комплекс преобразований в сфере судоустройства и судопроизводства, осуществленных в годы правления Александра II.

Разработка и принятие новых Судебных уставов

Государственный Совет для разработки Судебных уставов образовал комиссию, включившую лиц, ранее уже работавших над проектами законов. Председателем в комиссии был государственный секретарь В. П. Бутков. Комиссия была разделена на три отделения:

  • отделение уголовного судопроизводства под руководством Н. А. Буцковского;
  • отделение судоустройства под руководством А. М. Плавского;
  • отделение гражданского судопроизводства под руководством С. И. Зарудного.

В комиссию всего входило 34 человека. Разработкой закона о судопроизводстве в мировых судах ведало II Отделение Собственной Е. И.В. канцелярии.

Комиссия закончила работу в декабре 1864 года и внесла разработанные законопроекты в Соединенные департаменты. Судебные уставы были составлены из четырех законов:

  • Учреждение судебных мест;
  • Устав уголовного судопроизводства;
  • Устав гражданского судопроизводства;
  • Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Уставы сопровождались техническими нормами, определяющими штат судебных учреждений и положениями о переходе в процессе введения. К июлю 1864 года Соединенные департаменты рассмотрели законопроекты, утвердили их почти без разногласий, а в октябре их утвердило Общее собрание Государственного Совета. Александр II утвердил новые Судебные уставы 20 ноября 1864 года.

Основные принципы судебной реформы

В основу судебной реформы легли следующие основные принципы:

  • отделение судебной власти от административной;
  • единый бессословный суд (за исключением крестьянского суда по самым мелким делам);
  • процессуальная независимость судей;
  • состязательный характер судопроизводства;
  • гласность судопроизводства;
  • право сторон на защиту в суде, право на представление адвокатом;
  • открытость для сторон всех выдвигаемых против них доказательств;
  • ограничение рассмотрения дела двумя инстанциями, первой и апелляционной;
  • право сторон на подачу кассационных жалоб;
  • единство кассационных инстанции и практики;
  • упразднение ревизионного пересмотра дел вышестоящими инстанциями;
  • решение дел на основании внутренних убеждений судей или присяжных, без принятия доказательств за заведомые истины;
  • передача более значимых дел общим судам, а менее значимых – мировым судам;
  • подсудность гражданских дел определяла сумма иска, уголовных —тяжесть возможного наказания.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, для общих судов были приняты принципы:

  • назначение судей правительством;
  • несменяемость судей;
  • профессиональный и образовательный ценз для судебных чинов;
  • решение коллегиальных дел простым большинством голосов.

В уголовном судопроизводстве принципы были следующими:

  • отделение полицейского дознания от следствия, процессуальная независимость;
  • обвинение в суде обособленной от суда прокуратурой;
  • право подсудимого оспаривать в судебном заседании доказательства, представленные следствием, в том числе и право опросить повторно свидетелей и экспертов;
  • суд присяжных в делах о преступлениях большой и средней тяжести;
  • невозможность пересмотра приговора при открытии обстоятельств, указывающих на виновность;
  • упразднение приговоров «об оставлении в подозрении».

В сфере гражданского судопроизводства принципы были следующими:

  • сокращенный порядок судопроизводства при желании обеих сторон;
  • предварительное направление ответчику иска и его ответ;
  • меры против затягивания сторонами процесса путём введения новых доказательств или путём неявки в суд.

Мировой суд отличался от общих судов и основывался на следующих принципах:

  • решение гражданских и уголовных дел в одном суде и одним судьей;
  • выборность судей на срок;
  • отсутствие ценза для судей;
  • сокращение и упрощение судебных процедур;
  • отсутствие досудебного следствия и поддержания обвинения прокурором;
  • направленность на прекращение тяжбы мировым соглашением;
  • обеспечение доступности суда необразованным или неграмотным истцам, не могущим позволить себе профессиональное представительство.

Реформа судопроизводства и судоустройства не затрагивала материального права, которое определялось сложным и мозаичным комплексом законов. Часть из них была пересмотрена значительно позже и без связи с реформой; часть, прежде всего гражданское законодательство, никогда не получила кодификации. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, напротив, был актом материального права (для мирового суда процессуальное право было создано Уставами уголовного и гражданского судопроизводства), и его принятие сопровождала отмена действующих норм материального права, касающихся деятельности полицейского суда, заменяемого мировым судом.

Содержание судебной реформы

Александр II собирался создать совершенный суд, который мог бы работать эффективно и принимать честные решения в отношении разных категорий граждан. Реформой предполагалось создание двух судебных ветвей – общие съезды и мировые суды. Каждая из этих ветвей в свою очередь имела две инстанции – мировые съезды и мировые судьи, окружные съезды и окружные судьи. Была создана новая система судебных учреждений, имевшая четкие иерархию и разделение полномочий. Это позволяло быстро рассматривать дела, разделяя на гражданские и уголовные, и значительно сократить длительность процесса. Суд стал эффективнее, потому что исчезла путаница в системе.

Реформа изменяла принципы и процедуру судопроизводства. Суд становился открытым и гласным, стороны процесса получили равные права и могли участвовать на равных в дискуссии. Значительно расширялись полномочия проводивших оперативно-розыскные мероприятия следователей, появились новые типы доказательств, а также было создано разделение на предварительное и судебное следствие, что снижало вероятность судебной ошибки. Подсудимые могли теперь рассчитывать на обжалование приговора в более высокой инстанции. Появился суд присяжных, созывавшийся для процессов особо тяжких уголовных преступлений. Суд стал независимым институтом. Судебная власть отделялась от административной, появилась процессуальная независимость, судебное следствие отделялось от полицейского.

Главным достижение стало то, что суд более не строился на сословных отношениях, граждане получили одинаковые права и рассчитывали на открытый и честный процесс.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: