Причины отказа в назначении на должность судьи

Обновлено: 28.03.2024

Статья 22. Рассмотрение заявления претендента на вакантную должность судьи, председателя, заместителя председателя суда

1. Наличие заявления одного претендента на должность судьи, представившего необходимые документы, не является препятствием для его рассмотрения.

2. Претендент на должность судьи вправе ознакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей в отношении его материалами.

3. Рассмотрение заявления претендента начинается докладом председательствующего на заседании либо члена квалификационной коллегии судей о характеризующих претендента материалах и иных сведениях, после чего претендент вправе дать пояснения.

4. При рассмотрении заявлений нескольких лиц, претендующих на одну вакантную должность судьи, они заслушиваются поочередно.

5. Участвующие в заседании лица высказывают свое мнение по существу рассматриваемого заявления в присутствии претендента до начала совещания квалификационной коллегии судей.

6. Квалификационная коллегия судей оценивает имеющиеся сведения на предмет соответствия претендента требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного суда соответствуют несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующей специализации суда.

Иные данные, которыми располагает квалификационная коллегия, оцениваются с учетом того, не повлечет ли назначение претендента на судейскую должность умаления авторитета судебной власти.

(пункт 6 в ред. решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 24.10.2013)

7. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, с учетом результатов квалификационного экзамена и оценки иных данных о претенденте квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи с приведением в заключении мотивов принятого решения.

(в ред. решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 24.10.2013)

8. В случае, если претендент на должность судьи не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, либо в результате проверки представленных им документов и сведений установлена их недостоверность, квалификационная коллегия судей принимает в отношении этого претендента мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи, в котором отражает причины, наличие которых препятствует его назначению на должность судьи.

Квалификационная коллегия судей принимает аналогичные решения, если ни один из претендентов не рекомендуется на должность судьи.

(пункт 8 в ред. решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 24.10.2013)

9. Претендент может быть рекомендован к назначению только на одну судейскую должность. Рекомендация на должность претендента, ранее получившего положительное заключение квалификационной коллегии судей на другую должность, возможна лишь в случае отказа этого претендента от реализации ранее данного заключения.

(в ред. решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 24.10.2013)

10. В случае рекомендации на одну вакантную должность двух и более претендентов в резолютивной части заключения их фамилии указываются в очередности по большинству голосов членов коллегии, поданных за каждого из претендентов.

11. В заключении о рекомендации претендента на судейскую должность указываются, в том числе, дата и место его принятия, состав коллегии и данные о секретаре, сведения о времени объявления конкурса в средствах массовой информации, анкетные данные, сведения о трудовой деятельности, деловых и личных качествах, а также иные сведения, которые имеют значение для решения вопроса о назначении кандидата на судейскую должность.

UPD: ВККС разбиралась, почему не рекомендовали кандидатов в судьи

Судья не сообщил участникам уголовного дела о возможном конфликте интересов, а также не встал на воинский учет по месту проживания. Но ВККС решила, что это не помеха для того, чтобы рекомендовать его в зампреды. А у другой судьи сестры живут за границей, из-за чего ее не пустили в районный суд. Квалифколлегия отменила и это решение. Эти и другие жалобы на нерекомендации судей – в нашем материале.

Характеристика против мнения

Анна Джибилова обжаловала в ВККС отказ в рекомендации в судьи Арбитражного суда Магаданской области. Джибилова работала в этом суде на административных должностях, а потом сдала экзамен на оценку «хорошо» и приняла участие в конкурсе на должность судьи. Но в рекомендации ей отказали. Областная квалифколлегия сослалась на факт привлечения ее и ее мужа к административной ответственности, а также на потенциальный конфликт интересов с супругом-предпринимателем.

«На мой взгляд, решение не содержит мотивированного отказа. Тот же Закон о статусе судей не говорит, что привлечение родственников к административной ответственности мешает получению рекомендации», – заявила в заседании ВККС Джибилова.

Члены Высшей квалифколлегии обратили внимание, что в деле есть «исключительно положительная» и очень подробная – на трех листах – характеристика кандидата от председателя АС Магаданской области Владимира Липина. Он принимал участие в заседании ККС, но тогда, в противоречие своей характеристике, высказался против назначения Джибиловой на должность. Кандидат не смогла объяснить, с чем связано изменение позиции председателя. «Для меня это тоже остается вопросом. Когда открылся конкурс, я поставила его в известность о своих намерениях. Он сказал собирать документы, если я уверена в своих силах и умениях», – рассказала юрист.

Несмотря на это, ВККС оставила жалобу Джибиловой без удовлетворения. Отказ региональной квалифколлегии в рекомендации для кандидата признали законным.

Не пустили в зампреды

Антон Зорин, судья Октябрьского районного суда Ижевска, в январе 2021 года попытался получить рекомендацию в зампреды этого суда. У него шестой квалификационный класс, но коллегия «завернула» его заявление.

Зорин пожаловался в ВККС. По его мнению, региональная квалифколлегия неправильно оценила факт, что он рассматривал уголовные дела с акционерным обществом, где работает его свойственница. Судья подтвердил, что не рассказывал участникам разбирательства о конфликте интересов. Он объяснил это характером уголовных дел, а также тем, что родственница не обладает представительскими полномочиями и работает в другом структурном подразделении компании. Кроме того, он отметил, что решения по этим делам не обжаловались.

Сергей Колегов, председатель ККС Удмуртии, заявил, что коллегия приняла решение после детального изучения всех предоставленных кандидатом документов. «Мы исходим из того, что неважно, какое решение ты принял. Как судья, ты был обязан поставить стороны в известность, чтобы они могли выразить свое отношение», – заявил он.

«Мы не установили конфликт интересов или корысть. Тем не менее, он должен был сообщить сторонам,

но не сделал этого», – подчеркнул Колегов.

В вину Зорину поставили и то, что он не встал на воинский учет по месту жительства. Николай Тимошин уточнил у Колегова, была ли у того регистрация по месту жительства в Ижевске. Глава ККС рассказал, что прописан он был в другом месте, там же и стоял на воинском учете. «А что он мог сделать в этой ситуации? По месту прописки он состоит на воинском учете», – отметил Тимошин.

Представитель ККС также подчеркнул, что показатели работы у Зорина хорошие, но квалифколлегия оценивала и другие его поступки, в том числе решение умолчать о потенциальном конфликте интересов. «Хороший судья, но пока не достоин занимать руководящую должность в самом крупном районном суде Удмуртской республики», – подчеркнул Колегов.

ВККС удовлетворила жалобу Зорина и отменила решение региональной квалифколлегии об отказе в рекомендации на должность. Теперь он вправе участвовать в конкурсе на эту должность еще раз.

Вопросы гражданства

Upd: Ранее в тексте была допущена неточность. Редакция приносит извинения Лиане Чобанян

ВККС рассмотрела и жалобу Лианы Чобанян, мирового судьи судебного участка № 62 столичного района Ясенево. Московская ККС отказалась рекомендовать ее на должность судьи Кунцевского районного суда. Она не набрала необходимого количества голосов. Судья рассказала, что к сожалению, ей не понятны мотивы отказа, поэтому их сложно опровергать или подтверждать. Но, она вспомнила, что весь процесс обсуждался вопрос гражданства двух ее сестер. «Кто-то из коллегии, получая[от меня] все ответы на вопросы, высказал предположение, что я получила статус судьи с нарушениями», – отметила мировой судья и удивилась. По ее словам, у сестер действительно помимо российского гражданство есть гражданство других государств, но она этого не скрывала и кроме того, "насколько это может быть основанием для отказа в рекомендации меня на должность судьи районного суда" - задалась она вопросом.

Лариса Крутовская, представитель ККС Москвы, на заседании ВККС говорила, что ранее у Чобанян было гражданство Армении, чего та, впрочем, не отрицала. Расходились они только в оценке сроков отказа от него, но главный вопрос был другой - якобы Чобанян не указала гражданство сестер.

Я сдавала экзамен в в 2015 году и получала рекомендации в 2016 и 2018 году, - отметила Чобанян, - квалифколлегия располагала всеми сведениями и о гражданстве Армении от которого я отказалась и о том, что я о нем изначально не знала. Этот вопрос, тщательно исследовался, напомнила она.

- Я никогда не скрывала от ККС или от каких-то других госорганов данные о себе и своих родственниках - заключила Чобанян.

Выслушав обе стороны, Высшая квалифколлегия признала, что ККС Москвы допустила ошибку при рассмотрении заявления Чобанян – и отменила решение.

Отфильтровали: почему кандидаты в судьи не проходят президентскую комиссию

Треть кандидатов в судьи, которые получают одобрение квалифколлегий, не получают одобрение президентской кадровой комиссии. Год от года этот показатель растет. Такие данные озвучил Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, выступивший перед членами квалифколлегий. Он рассказал, по каким причинам чаще всего отказывают претендентам на судейские кресла уже после того, как они были одобрены самим судейским сообществом.

Желающие стать судьями проходят несколько стадий отбора. Наибольший объем проверок приходится на квалификационные коллегии: на "внутреннюю" проверку со стороны самого судейского сообщества, однако тем, кому повезло получить добро от коллег, предстоит преодолеть еще одно препятствие – так называемый "президентский фильтр" – комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте. В последние годы именно на этом этапе отсеиваются всё больше кандидатов, которые ранее уже были рекомендованы на должности региональными квалифколлегиями.

32% кандидатов, представленных президенту в 2017 году, не получили назначения на должности, озвучил неутешительные цифры Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Показатель в последние годы только ухудшается. Так, в 2015 году число непрошедших отбор составило 23% от числа рекомендованных в судьи, в 2016 году – 28%, а в первой половине текущего года – уже 37%.


В этом процессе есть регионы-лидеры: Ингушетия, Дагестан, Чечня, Якутия. Но есть и обратные примеры: Тульская, Костромская, Рязанская, Свердловская области, где не было ни одного подобного случая, заметил Федоров.

Почему отклоняют кандидатов

Если говорить об основных причинах, которые обсуждаются при отклонении кандидатур, то их структура несколько изменилась.

проходит со дня объявления вакансии судьи до его назначения. 63% этого срока занимают процедуры, которые предшествуют представлению кандидата главе государства.

"Бывают случаи, когда кандидат не мог располагать полной объективной информацией или неумышленно искажают сведения – это принципиально отличается от предоставления недостоверных сведений. В таких случаях при подробном обсуждении в квалифколлегии и отражении этого в протоколе мы относимся к этим вещам по-другому", – заметил Федоров.

в личном деле кандидата в судьи в администрацию президента в электронном виде поступает только один - это представление президента РФ о назначении судьи.

Количество кандидатов, отклоненных в связи с конфликтом интересов, по сравнению с 2016 годом возросло на 18%.

"Положение ст. 3 закона о статусе судей не исключает рассмотрения судьей дел в ситуации конфликта интересов. Важно, чтобы он проинформировал о таком возможном конфликте стороны процесса и это было отражено в соответствующем протоколе. В этом случае мы полагаем, что ситуация исчерпана", – пояснил Федоров.

Кроме того, "неожиданно часто" – в 13 % случаев – одним из мотивов отклонения становится низкое качество работы кандидата.

Квартирный вопрос и другие проблемы

Антон Федоров рассказал о случаях необоснованных преимуществ, связанных со статусом судьи. "Таких случаев немного", – признал он.

Один из них – жилищная тема. "С 2005 года отменены положения законодательства, которые предусматривали раннюю возможность передачи судьям жилых помещений в собственность бесплатно. В настоящее время существует единственный механизм специального обеспечения судей жильем – это предоставление служебных помещений. Отчуждение этого жилья в собственность законодательство сегодня не допускает", – подчеркнул Федоров, отметив, что подобные единичные нарушения, когда через судебные решения такое жилье обращается в собственность, имели место.

В самом судейском сообществе рассчитывают на изменение норм законодательства, касающихся жилья для судей. Так, глава Суддепа Александр Гусев, выступавший перед членами ККС днем ранее, заявил о подготовке законопроекта, который позволит судьям приватизировать служебное жилье. "Получается, что единственной категорией госслужащих, которые обеспечены не жильем, а гостиницей, остаются судьи. Прокурорам разрешили это делать [приватизировать жилье], судьям – нет", – отмечал Гусев. По его словам, вопрос о возможности передачи жилья судье в законопроекте предлагается решать совместной комиссии ВС, Совета судей и Суддепа.

Еще одна ситуация, на которую обратил внимание Федоров, говоря о судейских нарушениях, – обжалование за пределами сроков постановления о привлечении к административной ответственности. "В этих случаях, как правило, за рулем находился другой человек. Суд удовлетворяет жалобу судьи, виновное лицо избегает наказания. Хочу обратить ваше внимание, что жалобы иных категорий граждан в подобной ситуации не удовлетворяются", – предупредил он.

Еще одним вопросом, который может стать проблемным для кандидатов, может быть гражданство. "Надо уделять внимание на то, чтобы у кандидатов, которые ранее проживали на территории других государств, не было второго гражданства", – заметил спикер.

Жесткость отбора и дефицит кадров

Собравшихся больше интересовали другие моменты – например, какие шансы получить назначение у адвоката или прокурора. Вопрос особенно актуален для регионов, которые ощущают сильный дефицит судейских кадров. Судя по ответу Антона Федорова, препятствий к этому нет, однако добиваться назначения лучше не в своем субъекте, а в соседнем: тогда вопросов к кандидату относительно конфликта интересов не будет.

В целом же проблема при одобрении рекомендованных кандидатов – в отсутствии единых критериев отбора, считает он.


Пока у нас с вами отсутствует единая линейка, которой мы пользовались бы при отборе кандидатов на должности судей.

Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров

С учетом ужесточений требований судьям ничего не остается, кроме как соответствовать. "Некоторые злободневные вопросы, которые стоят сегодня, раньше вообще не существовали", – признал глава ВККС Николай Тимошин. Он отметил, что единственное, что можно сделать – продолжить формирование судейского корпуса с учетом новых требований, которые одинаковы для всех, без учета особенностей регионов и в текущей ситуации с дефицитом кадров. Накануне Тимошин поделился статистикой, по которой желающих занять судейские должности год от года все меньше.


Обстановка меняется, требования ужесточаются. Прокуроры и адвокаты были источником кадров для судейского корпуса: лучших прокуроров рекомендовали и назначали на должности. Но жизнь идет, на эти вопросы смотрят по-другому. То действующее законодательство, которое ограничивает наши возможности, проблемно, но надо относиться к этому серьезно. Главное – формирование работоспособного, честного, ответственного судейского корпуса. Если человек соответствует – надо помочь ему оформить документы и отразить его способности в заключении.

Вячеслав Лебедев объяснил, почему судьям отказывают в назначении на должность

На состоявшемся сегодня заседании Совета судей РФ председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев рассказал, почему президентская комиссия по кадрам в 2015 году отклонила 530 кандидатов на судейские должности. По его мнению, такой резкий рост числа отказов (в предыдущие годы число претендентов, не прошедших фильтр комиссии, не превышало 150 человек) должен тревожить судейское сообщество.

Лебедев отметил, что, по итогам работы комиссии за 2015 год (за исключением последнего заседания, которое состоится 18 декабря), ей были представлены кандидатуры 2831 потенциального судьи. Из них должности получили лишь 2301 человек, что составляет 81,3 %. По его словам, основными причинами отказа были представление претендентами неполных или недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в 34 % случаев, наличие конфликта интересов в 31 % случаев, предоставление недостоверной информации об уголовной или административной ответственности родственников и другие – в 35 % случаев. Председатель ВС сказал, что более 90 % "отказников" представили сведения об имуществе по состоянию на 31 декабря 2014 года, а не на первое число месяца, предшествующего подаче документов, как необходимо по закону. По этой причине 91 кандидата попросили повторно предоставить сведения, и 12 из них снова дали недостоверную информацию, не сообщив о приобретении или продаже имущества с начала 2015 года. "В чем здесь дело, наверное, вам виднее, – сказал Лебедев. – Если причины неизвестны, разберитесь. Раз кандидат не желает указывать достоверные сведения об имуществе, это пренебрежение к закону, такой человек, наверное, не имеет права претендовать на должность судьи".

Вторая по частоте причина отказа – возможный конфликт интересов с родственниками-юристами, которые работают в судах, прокуратуре, МВД или являются предпринимателями. "Утверждение о том, что, раз никуда нельзя деть родственников, в судьи надо набирать сирот, – это голые эмоции", – сказал Лебедев. Также он упомянул о предложениях изменить Кодекс судейской этики в части, где говорится, что судья не может рассматривать дела, если его родственник имеет отношение к одной из сторон по делу. Глава ВС таких нововведений не одобряет. По его мнению, судья и безо всякого кодекса должен отказаться от рассмотрения дела, в котором может усматриваться хоть малейшая его заинтересованность. "Это была внутренняя защитная реакция судьи, и вот наступило время, когда выясняется, что претенденты рассматривают не по одному такому делу. Этого нельзя допускать. Это противоречит принципам правосудия", – заключил он.

Лебедеву в своем выступлении возразил Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Он предположил, что, возможно, стоит внести в Кодекс судейской этики уточнения, согласно которым судья должен отказываться от участия в процессе при возможном возникновении любого конфликта интересов (например, если кто-то из его близких участвует в рассмотрении дела в качестве представителя). "Нельзя не назначать судью только из-за того, что его сын или дочь тоже судья. Разве это плохо? Мы всегда приветствовали юридические династии", – сказал он. Согласился Федотов с Лебедевым в том, что судья должен предоставлять полные сведения о себе. "Если кандидат, пусть формально, не соблюдает закон, как он может работать судьей?" – считает он.

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

До снятия режима повышенных мер в связи с COVID-19 действует порядок приема документов, утв. Решением Президиума ВККС РФ от 16.04.2020.

(п. 2 введен Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

2.1. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии).

(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копия;

анкета, содержащая биографические сведения о кандидате;

подлинник и копия документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) копия трудовой книжки, заверенная в установленном порядке, или копии иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенные в установленном порядке;

(см. текст в предыдущей редакции)

документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему документы и их копии, указанные в настоящем пункте.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

(в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Закона. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 - 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция";

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 69-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, и (или) подлинник либо заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки или подлинники либо заверенные в установленном порядке копии иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена (не представляются гражданами, которые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи не сдают квалификационный экзамен на должность судьи);

(см. текст в предыдущей редакции)

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 8 ст. 5 см. Постановление КС РФ от 24.03.2009 N 6-П.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 422-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 сентября 2019 года. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 243-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 9 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом:

1) Президенту Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

С 01.01.2023 в пп. 2 п. 10 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ). См. будущую редакцию.

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

(п. 10 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

11. В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 настоящего Закона, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: