Причины и формы возникновения государства и права

Обновлено: 28.03.2024

Макиавели: государства могут быть "либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми" (присоединены вследствие завоевания).

"Восточные и западные" направления формирования государства

"Западные" направления формирования государства

1) афинская - форма, которой был свойственен классический путь возникновения государства. Проявилась в следующих последовательных реформах:

    • реформа Тезея (разделение населения на классы по роду трудов деятельности: земледельцы, ремесленники, благородные лица;
    • реформа Соломона (разделение общества по имущественному признаку на 4 класса, из которых первые 3 могут занимать управленческие должности в государственном аппарате. 4-й класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании);
    • реформа Клисфена (разделение территории государства на 100 общин - округов, каждая из которых бала построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной.

    2) римская - когда государство возникло ускоренно вследствие борьбы между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

    3) древнегерманская - когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

    4) азиатская - в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

    Фридрих Энгельс : афинская, римская, древнегерманская.

    Особенности становления государственности в античном мире во многом предопределялись природно-географическим фактором, например, в Древней Греции: рельеф - изолированные города - государства (полисы) - развитие торговли - социальные дифференциации - переход к высокоразвитой государственности.

    Главный фактор "Западного пути" образования государства: кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

    "Восточное" направление формирования государства:

    Понятие "Восток" используется как историко - культурное, цивилизационное.

    Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частно-собственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.

    Одной из основных социальных форм, изучающих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древне-восточного государства, особенности правовых систем.

    Крепость общинных связей тормозила процесс классообразования, но не смогла сдержать имущественное расслоение общества.

    3 основных социально-классовых образования:

      1. различные категории лиц, лишенные средств права, подневольные работники, рабы;
      2. свободные мелкие производители (крестьяне и ремесленники);
      3. господствующий социальный слой.

      Основная черта древневосточных обществ - традиционность.

      Специфической чертой политической организации древневосточных обществ является "восточная деспотия": монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом.


      Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

      Оглавление

      • 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
      • 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
      • 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
      • 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
      • 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
      • 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
      • 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
      • 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
      • 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

      Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

      Причины возникновения государства:

      1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

      2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей — купцов;

      3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

      4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

      Формы возникновения государства:

      1) афинская — форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

      а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

      б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

      в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

      2) римская — форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

      3) древнегерманская — форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

      4) азиатская — форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

      Отличия государства от общественной власти родового строя:

      1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве — по территориальному признаку;

      2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве — в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;


      Учебное пособие призвано оказать помощь студентам бакалавриата, специалитета, магистратуры, изучающим теорию государства и права, проблемы теории государства и права при подготовке к практическим занятиям, зачету или экзамену по этим дисциплинам. Автор выражает благодарность авторам использованных монографий, научных статей, учебников и учебных пособий и рекомендует эти работы для более глубокого изучения курса теории государства и права. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

      Оглавление

      • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
      • Тема 2. Происхождение государства и права
      • Тема 3. Сущность государства

      Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      Тема 2. Происхождение государства и права

      Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе

      Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

      Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

      — распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

      — являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

      — специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

      Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

      В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

      — социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;

      — социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

      — санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;

      — ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

      Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит — новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:

      — резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;

      — переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);

      — неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);

      — рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;

      — необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.

      У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные — в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.

      Закономерности и формы возникновения государства

      Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.

      Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.

      В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.

      1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.

      2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.

      3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества.

      4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

      5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

      При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.

      Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

      В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями.

      У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть.

      Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.

      Основные теории происхождения государства

      Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.

      Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.

      Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.

      Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.

      Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.

      Марксистская теория происхождения государства подвергается критике в современной литературе за то, что классиками марксизма не были учтены особенности возникновения государства на Востоке, а также в странах Африки и Латинской Америки. Справедливости ради следует оговориться, что на ранних этапах своего творчества Энгельс исторически первым типом государственности на Древнем Востоке считал «государство азиатского способа производства», все же признавая специфику Востока, но впоследствии отнес древневосточные государства к рабовладельческим.

      В то же время, несмотря на игнорирование других факторов, следует признать, что экономический фактор является одним из важнейших в формировании и развитии государственности.

      Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Аналогично древнекитайский мыслитель Конфуций уподоблял государство семье, считая императора отцом подданных.

      Более поздними представителями патриархальной теории являлись Р. Фильмер и Н. Михайловский. Например, Р. Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам впоследствии передал по наследству своим детям. Таким образом, монарх здесь также является отцом подданных, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

      В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. С одной стороны, признается тот факт, что в некоторых странах государственные структуры формировались по аналогии с семейными (например, в некоторых государствах до сих пор существуют советы старейшин как государственные органы). Кроме того, теория способствовала воспитанию уважения к государственной власти, хотя в свое время в трактовке Р. Фильмера и обосновывала неограниченную власть английских королей. В то же время отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, функции государства отнюдь не совпадают с функциями семьи, а кардинально от них отличаются.

      Теологические теории происхождения государства. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к Римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в Средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она положила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами. Тем самым утверждалась производность власти монархов от церковной власти.

      В исламской доктрине получила распространение концепция халифата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

      Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства. Однако сторонники данной теории разграничивали саму власть как божественный институт и ее осуществление конкретными правителями и указывали на то, что плохие правители могут являться божественным наказанием народу за безнравственное поведение. Положительным моментом данной теории является воспитание уважения к государственной власти, обоснование общественного порядка.

      Данная теория имеет и сторонников в современной науке (Ж. Маритен и др.). Закреплена эта теория и в законодательстве ряда мусульманских государств.

      Психологическая теория происхождения государства. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л. И. Петражицкий, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Тард и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

      1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, а также либо к подчинению власти, либо к её приобретению.

      2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.

      3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.

      Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.

      Недостатком психологической теории происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.

      Договорная теория происхождения государства. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости, т. е. заключили своеобразный договор, по которому передали часть своих прав представителям возникшего государства.

      Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого «естественного состояния», предшествовавшего подписанию общественного договора. Трактовки «естественного состояния» различны у данных авторов, например, Гоббс рассматривал его как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условия.

      Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и призывал к его пересмотру.

      В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь.

      Договорная теория происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора. Данная теория в свое время стала противовесом сословному неравенству и социальному произволу.

      Несмотря на свою демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализмом. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт. Договорная теория преувеличивает роль субъективных факторов в возникновении государства и недооценивает роль объективных, например экономических. Кроме того, фактически неизвестны никакие дошедшие до нас памятники таких общественных договоров.

      Теория насилия о происхождении государства. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX веке в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, некоторые софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного.

      Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».

      По мере развития общественной жизни племена перерождаются в касты, сословия и классы. Из орудия господствующего племени государство превращается в орудие господствующего класса.

      Войны, завоевания рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Именно рабство, по мнению сторонников данной теории, и ведет к появлению частной собственности.

      Сторонники теории насилия верно отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится лишь к принуждению. Кроме того, из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

      В науке получил разработку и целый ряд других теорий происхождения государства: органическая, ирригационная, патримониальная и др.

      Предмет теории государства и право - это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта.

      Предметом науки теории государства и права выступают общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

      Метод теории государства и права - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых изучаются и постигаются общие закономерности происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

      Классификация методов теории государства и права:

      - Всеобщие (философские) методы, подразделяются на метафизику и диалектику, последняя разделяется на материалистическую диалектику и идеалистическую диалектику, идеалистическая диалектика делится на субъективный идеализм и объективный идеализм.

      - Общенаучные методы, среди которых выделяется анализ, синтез, индукция, дедукция, а также системный метод и метод научного эксперимента.

      - Частнонаучные методы, в частности социологический, статистический и кибернетический, статистический, системный исторический и психологический метод познания.

      - Частноправовые методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический метод.

      Причины происхождения государства:

      1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

      2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

      3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

      4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества.

      Современные политологи выделяют такие формы государства:

      1. Монократическая форма. В таком государстве действует принцип единовластия. Власть сконцентрирована в руках одного субьекта (монарх, партия, государственный орган). Для такого государства характерны однопартийность, а также идеологический монизм. Яркими примерами монократической формы государства являются все существующие ранее тоталитарные державы, в том числе СССР.

      2. Поликратическая форма. В таком государстве власть представлена отдельными ветвями, исполняющих определенную политическую функцию, зачастую это законодательные, исполнительные и судебные органы. Управление территорией децентрализованное. В государственном режиме преобладают классические демократичные методы (регулярные прозрачные выборы, защита прав и свобод граждан). Примерами поликратических государств являются страны США, Япония, Франция, Норвегия, Чехия, Польша и т. д.

      3. Сегментарная форма. Власть в государстве принадлежит правящей элите, но никогда не узурпируется в одних руках. Сегментарная форма государства может иметь либеральный тип (приближенный к поликратческим государствам) или авторитарный тип ( смягченная форма тоталитаризма). Сегментарная форма государства присуща Марокко, Венесуэле, Иордании, Сенегалу и Нигерии.

      1.Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
      2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

      3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции, была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др. рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

      4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства.

      5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гум-Пловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда).

      6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

      7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде "вождя нации", "чистоты крови", история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
      8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

      3. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

      1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

      2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях, государство – единственный носитель суверенной власти;

      3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;

      4.Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций;

      1. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
      2. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными(карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;
      3. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность;

      Универсальность государственной власти означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства

      4. Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

      Формы осуществления функций государства делятся на правовые и организационные.
      Правовая форма - это однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов. К правовым формам относятся:
      1) правотворческая форма (разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов);
      2) правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.);

      Организационная форма - это однородная деятельность государства, направленная на создание организационных условий для обеспечения функций государства:
      1) организационно-регламентирующая форма - это текущая работа структур по обеспечению функционированию органов государства;
      2) организационно-хозяйственная форма включает в себя оперативно-техническую работу (бух.учет, статистика);
      3) организационно-идеологическая форма (воспитание).

      Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

      С этой целью государство выполняет ряд задач:

      · управление хозяйством и обществом;

      · оборона собственной территории.

      5. Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования егополитической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

      Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

      Макиавели: государства могут быть "либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми" (присоединены вследствие завоевания).

      "Восточные и западные" направления формирования государства

      "Западные" направления формирования государства

      1) афинская - форма, которой был свойственен классический путь возникновения государства. Проявилась в следующих последовательных реформах:

        • реформа Тезея (разделение населения на классы по роду трудов деятельности: земледельцы, ремесленники, благородные лица;
        • реформа Соломона (разделение общества по имущественному признаку на 4 класса, из которых первые 3 могут занимать управленческие должности в государственном аппарате. 4-й класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании);
        • реформа Клисфена (разделение территории государства на 100 общин - округов, каждая из которых бала построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной.

        2) римская - когда государство возникло ускоренно вследствие борьбы между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

        3) древнегерманская - когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

        4) азиатская - в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

        Фридрих Энгельс : афинская, римская, древнегерманская.

        Особенности становления государственности в античном мире во многом предопределялись природно-географическим фактором, например, в Древней Греции: рельеф - изолированные города - государства (полисы) - развитие торговли - социальные дифференциации - переход к высокоразвитой государственности.

        Главный фактор "Западного пути" образования государства: кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов.

        "Восточное" направление формирования государства:

        Понятие "Восток" используется как историко - культурное, цивилизационное.

        Принципиальное различие восточного и западного путей заключалось в том, что на Востоке, в отличие от Запада, частно-собственнические отношения, ориентированные на рынок, не занимали значительного места.

        Одной из основных социальных форм, изучающих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древне-восточного государства, особенности правовых систем.

        Крепость общинных связей тормозила процесс классообразования, но не смогла сдержать имущественное расслоение общества.

        3 основных социально-классовых образования:

          1. различные категории лиц, лишенные средств права, подневольные работники, рабы;
          2. свободные мелкие производители (крестьяне и ремесленники);
          3. господствующий социальный слой.

          Основная черта древневосточных обществ - традиционность.

          Специфической чертой политической организации древневосточных обществ является "восточная деспотия": монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: