Причина преобразования арбитража в суд

Обновлено: 28.03.2024

28 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон № 451-ФЗ, который вносит ряд крупных поправок в процессуальное законодательство. Изменения настолько значительные, что юристы уже прозвали закон «процессуальной революцией». 5 самых важных аспектов процессуальной реформы рассмотрим в этой статье.

Представительство в арбитражных судах

Принятый закон № 451-ФЗ вносит изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, а именно в ч. 3 ст. 59. Согласно новой редакции этой статьи представлять интересы стороны в арбитражном процессе смогут только адвокаты и иные лица, которые имеют высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Также в новой редакции перечислены те, на кого требование о высшем юридическом образовании не распространяется. К ним относятся арбитражные управляющие, патентные поверенные, представители профсоюзов.

Стоит отметить, что перечень не является закрытым. К законным представителям, например, к руководителю организации, требование о наличии юридического образования или ученой степени также предъявляться не будут.

Представительство в судах общей юрисдикции

Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России. Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.

Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции. Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.

Подведомственность = компетенция. Подсудность

Ранее разграничивая полномочия судов и относя дело к тому или иному процессу, мы говорили о подведомственности. Принятый закон № 451-ФЗ исключил из законодательства этот термин, заменив его термином «компетенция». Сама же компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов осталась неизменной. Изменения претерпел Кодекс административного судопроизводства, который дополнили двумя новыми категориями дел:

  • дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
  • дела о признании информационных материалов экстремистскими (п.п. 2.2, 2.3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Во-первых, мировые суды теперь смогут рассматривать дела по имущественным спорам в сфере защиты прав потребителей при цене иска до 100 000 рублей.

Во-вторых, наконец-то оптимально решен вопрос с неподсудными делами, по которым суд уже начал производство. Ранее лицо, обратившееся не в тот суд, было вынуждено заново подавать документы в надлежащий суд, теряя при этом время. Теперь при неверной подаче документов в суд, которому дело неподсудно, если суд уже начал производство, он самостоятельно может передать дело по подсудности в соответствующий суд. Такая норма будет закреплена в ст. 39 АПК РФ и в ст. 33 ГПК РФ.

В-третьих, суд общей юрисдикции может теперь уже будучи в процессе переходить из одной процедуры в другую, в случае если такой переход будет необходим. Например, если в ходе дела суд установит, что дело, рассматриваемое в порядке гражданского судопроизводства, должно быть рассмотрено в административном порядке, то суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. Сторонам никаких дополнительных действий предпринимать не придется. Такие изменения будут отражены в новых редакциях ст. 33.1 ГПК РФ и ст. 16.1КАС РФ.

Что касается административного и гражданского судопроизводства, также необходимо отметить, что если в одном заявлении указаны требования, которые относятся к различным видам производства и разделить их не представляется возможным, то по общему правилу дело будет рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. Если разделить требования возможно, то суд будет принимать решение по рассмотрению этих требований в рамках отдельных судопроизводств.

Упрощенное производство. Новые границы

Согласно действующей редакции ст. 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела, если цена иска не превышает для юрлиц 500 000 руб., для ИП — 250 000 руб.

Принятый закон № 451-ФЗ устанавливает новые границы для рассмотрения дел в арбитражном процессе в порядке упрощенного производства. Суммы увеличены, теперь для юрлиц это 800 000 руб., а для ИП — 400 000 руб. Кстати, в процессе обсуждения законопроекта суммы хотели увеличить значительней, для гражданского процесса до 500 000 рублей, а для арбитражного — до 1 млн руб. Вместе с тем, для гражданских дел сумма упрощенного производства осталась прежней — 100 000 руб.

Помимо прочего, изменения ограничений по сумам затронули и приказное производство. Теперь и в гражданском процессе, и в арбитражном сумма приказного производства единая — в пределах 500 000 руб.

Новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции

По опыту системы арбитражных судов, суды общей юрисдикции постигла масштабная реформа, которая влечет за собой создание новых пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. При том, что новые суды разделены на судебные округа, которые не будут территориально совпадать с субъектами РФ. В структуру каждого нового суда будет входить президиум и три коллегии: по гражданским делам, по административным делам и по уголовным делам.

В настоящий момент в одном суде может совмещаться несколько инстанции, что снижает качество и независимость судопроизводства, по мнению законодателей. В виду этого система судов общей юрисдикции изменится, и по своей иерархии будет напоминать систему арбитражах судов.

То есть теперь, если дело начато в мировом суде, апелляция, как и ранее, будет проходить в районном, а вот кассация теперь будет не в президиуме областного суда, а в новом кассационном суде (например, для Ростовской области кассация будет располагаться в городе Краснодаре, четвертый кассационный суд общей юрисдикции). А если, например, дело начато по первой инстанции в областном суде, то апелляция будет не в судебной коллегии Верховного Суда, как ранее, а в новом апелляционном суде (так, для Ростовской области это третий апелляционный суд общей юрисдикции в городе Сочи).

Такое реформирование системы судов общей юрисдикции должно повысить независимость и самостоятельность судебных инстанций, которые осуществляют пересмотр судебных актов.

Создание новых апелляционных и кассационных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 29.07. 2018 № 1-ФКЗ«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Как быть с жалобами, которые были поданы до начала работы новых апелляционных и кассационных судов? Они будут рассмотрены прежними судами, в которые были поданы соответствующие жалобы (ст. 7 Закона № 1-ФКЗ)

Кроме того, еще одно важное изменение в кассации, о котором стоит упомянуть. С началом работы новых судов, в кассационной инстанции заработает принцип «полной кассации». Что это значит? Ранее, при подаче кассационной жалобы судья единолично рассматривал ее на наличие оснований подачи такой жалобы. И только если основания, по усмотрению судьи, были обоснованы, жалоба передавалась на коллегиальное рассмотрение. То есть судья сам единолично выбирал жалобы. Теперь же судья единолично проверяет жалобу только по формальным основаниям и если формально жалоба подходит, то такую жалобу коллегиально рассмотрят в судебном заседании.

Что еще важно знать в связи с реформой

Ранее планировалась, что принятые нормативно-правовые акты, вносящие изменения в процессуальные кодексы, вступят в силу 1 октября 2019 г. В дальнейшем день вступления в силу изменили и обозначили днем начала работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Однако и этот день пока неизвестен. Пленум Верховного Суда РФ должен установить дату работы новых судов, но не позднее 1 октября 2019 г.

Какие еще изменения принесла процессуальная реформа?

  • исполнительный лист в гражданском и арбитражном процессах будут выдавать теперь только по ходатайству взыскателя;
  • в отношении должников в исполнительных документах должно быть указано больше сведений:
  1. для организации — наименование, адрес места нахождения, ИНН и ОГРН;
  2. для физических лиц — ФИО, адрес, дата и место рождения, место работы и на выбор: СНИЛС, ИНН, паспортные данные, ОГРНИП, реквизиты водительского удостоверения, свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • теперь в арбитражном процессе заявление на отвод судьи будет рассматривать сам судья, на которого заявлен отвод. В настоящий момент такое заявление рассматривает председатель состава или председатель арбитражного суда.

Наиболее спорным моментом процессуальной реформы был отказ от мотивировочной части по большинству судебных решений по гражданским делам. Вместе с тем мотивировка осталась неизменной.

Также законодатели хотели изменить порядок извещения сторон по гражданским делам, возложив на стороны ответственность по самостоятельному отслеживанию хода дела, если сторонам уже было ранее направлено определение о принятия искового заявления к производству. Но и это положение в закон не вошло.


Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Арбитражный процесс». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». В издании в сжатой и наглядной форме изложены темы учебного курса «Арбитражный процесс» для юридических вузов.

Оглавление

  • 1. История становления арбитражных судов в России
  • 2. Преобразование системы арбитражных судов
  • 3. Система и структура арбитражных судов: понятие, признаки, различия
  • 4. Право на обращение в арбитражный суд: понятие и характеристика
  • 5. Понятие арбитражного процесса
  • 6. Основные черты арбитражной процессуальной формы
  • 7. Стадии и система арбитражного процесса: понятие, признаки, виды
  • 8. Соотношение арбитражного процессуального права с иными отраслями российского права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Арбитражный процесс. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Преобразование системы арбитражных судов

В связи с принятием в 1991–1992 гг. Закона РФ «Об арбитражном суде» и АПК система государственного и ведомственного арбитража была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды. Становление новой экономики и отказ от административного руководства экономикой привели к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях координации и равенства. Это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов. В Конституции РФ было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти РФ.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.), который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и Арбитражного процессуального кодекса РФ, который действовал до 2002 г.

Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ тщательно регулирует порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывает международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Такое развитие системы арбитражных судов позитивно и способствует в целом положительной динамике судебной реформы в России. Содержание нового АПК РФ можно свести к двум основным категориям — преемственности (учету сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитию (стремлению осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).

Принятие нового АПК РФ является значимым событием для развития всей судебной системы нашей страны. Можно констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась, заняла свое место в общей судебной системе РФ, построенной на принципах функционального, а не линейного единства. Наша страна за десятилетие прошла колоссальный путь реформ, поэтому законодательство в этот период носит переходный характер и требует постоянного обновления.

Значимость совершенствования именно процессуального законодательства объясняется тем, что бесконечные шлифовка и доработка материального законодательства будут бесполезными, если в обществе не создана система правового принуждения его участников к исполнению их обязательств как друг перед другом, так и перед государством.

Это заявление прозвучало на конференции, посвященной юбилею - 25-летию создания арбитражных судов. Но самый главный повод, пожалуй, в том, что три года назад был создан объединенный Верховный суд России, объединивший прежний Верховный суд страны и Высший арбитражный суд. Настало время подводить первые итоги. Когда реформа начиналась, многие юристы опасались, не потеряют ли арбитражи все лучшее, что в них было. Например, по внедрению электронных технологий арбитражи шли на шаг вперед. Именно там была первой создана единая электронная картотека дел, любое решение стало доступно в Интернете. Именно там первыми стали принимать электронные иски. И так далее.

Зачем же нужны были перемены? Некоторые практики всерьез боялись, что после ухода в историю Высшего арбитражного суда вскоре канет в Лету и арбитражная система. Мол, суды общей юрисдикции поглотят и уничтожат ее. Однако все затевалось вовсе не для разгрома арбитражной системы. Наоборот, суды общей юрисдикции стали заимствовать все лучшее, что было в арбитражной системе.

"Все эти годы система арбитражных судов динамично реагировала на изменение законодательства, обеспечивала стабильность гражданского оборота, защиту прав и законных интересов участников споров, - сказал Вячеслав Лебедев. - Стремление к правовой определенности в применении судами законодательства и единства судебной практики явилось одной из причин объединения Верховного суда и Высшего арбитражного суда России.

В результате реализованных законодательных инициатив Верховного суда РФ за последние три года в ГПК, АПК и Кодекс административного судопроизводства внесены изменения, устанавливающие для судов общей юрисдикции и арбитражных судов сходные судебные процедуры". По его словам, важнейшим аспектом совершенствования правосудия выступает обеспечение единства процессуальных подходов и установление общих правил организации судопроизводства как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подсудности.

Проще говоря, чтобы суды не отмахивались от истцов на том основании, что ими должна заниматься совсем другая судебная ветвь. Арбитраж отсылал бы людей в суд общей юрисдикции, а оттуда их направляли обратно в арбитраж, и так - бесконечно. Раньше такое иногда бывало. Сейчас это уже невозможно, уверяют эксперты. Все передовые технологии, что были внедрены в арбитражах, никуда не исчезли.

"Принципы независимости правосудия реализуются арбитражными судами посредством обеспечения прозрачности судебной деятельности, а также свободного доступа к информации о деятельности судов", - сказал Вячеслав Лебедев.

За полгода арбитражные суды взыскали своими решениями более 650 миллиардов рублей

Он напомнил и про единую картотеку дел, и про системы видео-конференц-связи, позволяющей проводить заседания в режиме реального времени.

Кстати, первыми системы видео-конференц-связи для судебных процессов применили суды общей юрисдикции. И первый рекорд дальнего судебного процесса (когда подсудимый находился за тысячи километров, но участвовал в заседании) принадлежал именно Верховному суду России. Но затем арбитражи начали активно внедрять электронные технологии и на каком-то этапе стали лидерами в развитии электронного правосудия.

При этом представители арбитражной системы признавали, что им внедрять информационные технологии было легче: арбитражные суды находятся только в региональных центрах, сама арбитражная система не так велика, если сравнивать ее с судами общей юрисдикции.

Поскольку сторонами арбитражных процессов, за редким исключением, выступают организации, они быстро освоили опции электронного правосудия, и это оказалось удобно.

"Участникам споров доступен и пользуется популярностью сервер подачи исковых заявлений и жалоб в электронном виде посредством сети Интернет, - сказал Вячеслав Лебедев. - Накопленный опыт, высокий профессионализм и ответственность арбитражных судов будут способствовать эффективной защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц".

Председатель Совета судей Виктор Момотов особо подчеркнул, что Верховному суду удалось добиться главного, того, что ждали от объединения - обеспечить единство судебной практики.

Более того, Верховный суд страны предлагает провести в судах общей юрисдикции структурную реформу, создав отдельные апелляционные и кассационные инстанции. Это повторяет устройство арбитражных судов. Причем апелляции и кассации не будут привязаны к конкретному региону, а это существенно повысит независимость судов.

Именно по такому пути сначала пошли арбитражи. Теперь и в судах общей юрисдикции предлагается ввести принцип "одна инстанция - один суд". Этот принцип, по мнению экспертов, позволяет исключить влияние органов исполнительной власти на отправление правосудия. Между тем сегодня, как поясняют эксперты, одно дело может пройти несколько инстанций внутри одного суда.

Сейчас законопроект рассматривается в Госдуме. Решение должны принять законодатели.

Объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ прошло ударными темпами. Менее чем за год была разработана концепция объединения двух судебных систем. В августе 2014 года в России появился объединенный Верховный суд РФ.

Наличие двух судебных систем являлось избыточным. Тем более что обе они применяли в своей работе одни и те же кодексы: Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый кодекс. Только суды общей юрисдикции использовали их для решения споров с физическими лицами, арбитражные - для разрешения дел компаний и индивидуальных предпринимателей. При этом позиции ВС и ВАС по целому ряду вопросов не совпадали. Устранить разночтения законов должно было объединение судов.

Однако нельзя сказать, что с объединением судов разночтения исчезли. Наработан огромный массив судебной практики арбитражных судов, на которую судьи при разрешении споров опираются и сегодня. Другое дело, что теперь экономические споры стали рассматриваться в системе объединенного суда. На месте упраздненного ВАС оказалась коллегия по экономическим спорам ВС. И Верховному суду стало проще выработать единую позицию по какому-либо вопросу. Так как коллегиям одного Верховного суда проще согласовывать позиции, чем двум, независимым друг от друга, судам.

Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже. "Если мы не находили поддержки в судах общей юрисдикции, то имели надежду, что ВАС это поправит, - говорит Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании "Каменская & партнеры". - Теперь мы имеем единый суд, внутри которого идет дискуссия, кто и когда будет рассматривать дела и чья это будет компетенция. Эта дискуссия недоступна нам и мы не можем на нее влиять. Все происходит исключительно между коллегиями".

Раньше, если спор был экономическим, юристы знали, что он относится к компетенции арбитража. Теперь такой ясности нет до тех пор, пока ВС не разъяснит, к компетенции какой коллегии относится спор.

В планах ВС РФ внедрение электронных процедур, которые в системе арбитража уже стали привычными. Они позволяли подавать иск по Интернету, отслеживать ход дела в режиме онлайн. Если свидетель или другой участник дела не может лично присутствовать на судебном заседании, судья по заявлению может опросить его по каналам видеосвязи.

Сейчас ведется работа по объединению баз данных дел ВС РФ и ВАС РФ. С ноября 2014 года проходил эксперимент по объединению электронных баз арбитражей и судов общей юрисдикции в двух регионах: Санкт-Петербурге и Самарской области. Программы ГАС "Правосудие" и системы арбитражей оказались совместимы. Поэтому начиная с 15 июля эту работу планируется начать по всей стране.

Постепенно появляются трансляции заседаний. Белгородская область была выбрана в качестве тестовой площадки для испытания оборудования, предназначенного для видеотрансляций судебных заседаний, 15 мая была проведена первая в России прямая видеотрансляция судебного заседания по системе ГАС "Правосудие".

Конечно, не обошлось и без недостатков. Объединение ВС РФ и ВАС РФ привело к увеличению общего срока рассмотрения дел. "Раньше мы знали, что можем пройти три инстанции и получить результат, теперь их восемь, - говорит Рустам Курмаев, партнер Goltsblat BLP. - Срок рассмотрения дела составлял 12-14 месяцев. Теперь он может достигать 2 лет".

Эксперты не раз высказывали пожелание сохранить наиболее удачные подходы к разрешению споров в арбитраже

Тем не менее эксперты отмечают, что российская юрисдикция постепенно становится более привлекательной. А именно это и было главной целью реформы. "Одна из задач реформы - это выстроить судебную систему таким образом, чтобы российская система стала конкурентоспособной", - говорит Иван Марисин, управляющий партнер московского офиса Quinn Emanuel. На возврат споров с российскими участниками в юрисдикцию РФ влияет общая международная обстановка. Последние годы в России набирала популярность англо-саксонская система. "До 60 процентов дел в высоком суде Англии были связаны с Россией", - отмечает Марисин. Но теперь увлечение английским правом снижается. "Когда оказывается, что эта система может быть очень жесткой, приходит разочарование", - поясняет эксперт. Кроме того, введение санкций сказалось и на работе судов. "Санкционная война приводит к тому, что не удовлетворяются иски стран, попавших под санкции", - поясняет Алексей Панич, партнер юридической фирмы "Герберт Смит Фрихилз СНГ ЛЛП".

По словам экспертов, тех, кто вернулся к рассмотрению дел в российской юрисдикции, ждет приятный сюрприз. "Все удивляются, насколько дешево можно рассмотреть дело в российской юрисдикции", - отмечает Валерий Еременко, партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры". Цены в РФ пока несопоставимы с зарубежными.

Это событие совсем не рядовое для всех, кому приходится разрешать хозяйственные и денежные споры. До сих пор процедура подобных разбирательств вызывала беспокойство. Арбитражный суд принимал решение, и если оно не устраивало одну из сторон, то просить об отмене решения и жаловаться можно было. опять в этот же суд. Да, рассматривать жалобу будет другой судья, но в этом же коридоре. Понятно, что такой ход дела правильным не назовешь. Ведь даже в обычном районном суде любой человек имеет право на пересмотр принятого решения совсем в другом месте - в городском суде и совсем другими судьями.

Сомнительная практика отправлять жалобу фактически в ту же организацию, на которую жалуешься, оставалась лишь в арбитражных инстанциях. А ведь в наше время они по серьезности принимаемых вердиктов вошли в число главных судов страны. Именно тут решаются вопросы собственности крупнейших предприятий и организаций, в которых работают сотни и тысячи людей. Поэтому очень часто решение арбитражного судьи становится не только юридическим поступком, но и социальным.

Сделать отдельный суд для обжалования решений арбитражных судов было необходимо. Об этом говорил президент страны, это было записано в судебной реформе. Почему первые такие суды появились именно в столице, понятно. Именно в Москве находятся все центральные офисы крупнейших российских компаний и предприятий, даже если работают их сотрудники за тысячи километров от столицы. Кроме того, по нашим законам, любая организация может сама выбирать суд для решения арбитражных проблем. Очень и очень многие фирмы и заводы из других регионов России предпочитают судиться именно в Москве. И объясняют это тем, что столичные судьи ничем с их регионом не связаны, да и опыта у них побольше.

Апелляционные суды получили свои номера: девятый - для Москвы, десятый - для Подмосковья. Как будет работать созданная структура? Об этом нам рассказали руководители новых судов. Александр Евстифеев назначен председателем Девятого апелляционного арбитражного суда. Доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, действительный государственный советник 2-го класса проработал юристом 23 года. Пришел на должность судьи из Совета Федерации, где был председателем Комитета по правовым и судебным вопросам.

- Александр Александрович, идея реорганизации арбитража принадлежит самим судам?

- Создание таких судов проходит в рамках Федеральной программы по развитию судебной системы. В прошлом году президент в своем послании к Федеральному Собранию, говоря про арбитражные суды, обратил внимание на то, что решение спора и рассмотрение апелляционной жалобы на принятое решение происходят в одном и том же суде. И попросил внимательнее отнестись к этой проблеме. Для выполнения поручения главы государства Федеральное Собрание внесло изменения и дополнения в два Федеральных конституционных закона - "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации". А Высшим арбитражным судом приняты ведомственные акты, которые регламентируют работу аппеляционной инстанции. Так что вся необходимая для начала работы нормативно-правовая база и на федеральном, и на ведомственном уровне готова.

- Какая общая идея?

- Ее можно сформулировать так: развести первую и апелляционные инстанции и исключить такое положение, при котором в одном и том же суде и принимают решение, и ведут проверку его законности. В общем, цель - повысить качество правосудия и сделать его более доступным для хозяйствующих субъектов.

- Удалось ли вам решить перед началом работы все организационные вопросы?

- В общем, да. Здание суда подготовлено, оргтехнику установили, и она работает, условия для работы судей и аппарата есть. Материальная база сформирована полностью за счет федерального бюджета. Конкурс по 45 вакансиям судей прошел, так что кадровые вопросы решили. Половина судей уже назначены указом президента, остальные кандидатуры в стадии рассмотрения и назначения находятся в администрации президента.

- У вас нет опыта судебной работы. Не страшно начинать?

- Начинать не страшно. Да, до сегодняшнего дня я не подписывал судебных актов, но за моей спиной - большой опыт юридической практики и серьезный опыт кадровой работы и работы с судейским сообществом. Его я получил, когда был заместителем полномочного представителя президента в одном из федеральных округов. Приходилось много заниматься законотворческой работой, в том числе и по внесению изменений в законы о судебной системе и об арбитражных судах.

Председателем Десятого арбитражного апелляционного суда назначен Артур Винерович Абсалямов. Он кандидат юридических наук. Стаж работы по юридической профессии - 17 лет. Стаж работы судьей - 8 лет. Последние два года исполнял обязанности председателя Федерального арбитражного суда Уральского округа.

- Наша система арбитражных судов работает больше десяти лет, но до сих пор еще полностью не сформировалась?

- В 1992 году, когда приняли первый Арбитражный процессуальный кодекс в России, появилась система арбитражных судов. В нее входили суды субъектов Федерации и Высший арбитражный суд. В судах субъектов были первая и апелляционная инстанции. В АПК 1995 года было записано образование арбитражных судов округов, которые стали выполнять работу кассационной инстанции. В Арбитражный процессуальный кодекс 2002 года было заложено образование отдельных арбитражных апелляционных судов. Были внесены изменения и в Закон об арбитражных судах, в котором записали поэтапное образование 20 апелляционных судов. Первые из них должны были заработать еще 1 января 2004 года, но по организационным причинам первыми стали девятый и десятый.

- Но ведь раньше была апелляционная инстанция. Она плохо работала?

- Речь идет о повышении эффективности работы и большего доверия к арбитражным судам со стороны тех, кто к нам обращается: предпринимателей и юридических лиц, которые ведут экономическую деятельность.

- Это значит, что у предпринимателей все-таки были подозрения, что апелляционная инстанция работает, скажем, не в полную силу, если находится под руководством того же председателя, что и первая инстанция?

- Наверняка из суда Московской области к вам переходит часть судей. Но если до 1 июля им были расписаны дела прежнего суда, то как теперь эти дела рассмотрят? Или судьи заберут их с собой?

- Нет, такие дела останутся в том суде, куда подавалась апелляционная жалоба. Но судью заменят.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: