При какой форме государственного устройства установлено единое гражданство

Обновлено: 23.04.2024

Форма государственного (территориального) устройства – это национально-государственная и административно-территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. (НА КАКОЙ ТЕРРИТОРИИ, ГДЕ осуществляется власть).

Формы государственного (территориального) устройства.

  • федерация,
  • унитарное государство,
  • конфедерация.

Федерация.

Федерация — форма государственного устройства, при которой в составе государства находятся территориальные единицы (субъекты федерации), обладающие юридически определённую политическую самостоятельность. Субъектов федерации не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Субъекты федерации имеют собственное административно- территориальное деление.

Признаки федерации:

  • состоит из субъектов, имеющих определённую самостоятельность;
  • разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации;
  • наличие двухпалатного высшего представительного органа власти;
  • наличие у субъектов своих органов власти, законодательства;
  • верховенство федеральной власти и федерального законодательства;
  • наличие двухуровневой системы взимания налогов,
  • возможность иметь второе гражданство субъектах федерации.

Унитарное государство.

Унитарное государство — форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Вся полнота власти в унитарном государстве сосредоточена в центре, на места делегируются лишь административные полномочия (местные налоги).

Признаки:

  • единая территория,
  • наличие административно- территориальных, не имеющих признаков государственности;
  • единый госбюджет,
  • единая система высших органов власти,
  • единая Конституция,
  • судебная система,
  • единая налоговая и финансовая система;
  • единое гражданство.

Конфедерация.

Конфедерация – фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

Формы государственного устройства-способ территориальной организации гос-ва, характер взаимоотношений гос-ва как целого с его составными частями.

Унитарные гос-ва-( от лат унус- один).Франция, Греция, Португалия, Украина, Белоруссия, Швеция, Япония, Великобритания, Польша, Италия, Дания, Финляндия.

- наличие единой Конституции, Единая система органов гос. власти, единое гражданство, нет деления на субъекты, единая система права, органов власти и управления, делится на административно-территориальные единицы, суверенитет не разделен, он сосредоточен в центре. Местные органы власти не обладают политической самостоятельностью.

Федерация-сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью, которые наряду с наличием общих органов и структур могут иметь: собственную конституцию, свою правовую и судебную систему, свои органы власти, свое гражданство.

Австрия(земли), Бразилия( штаты), Германия(земли), Индия(штаты), Канада(штаты), Мексика(штаты), Нигерия, Россия(субъекты), США(штаты), Аргентина, Австралийский союз, Швейцария( кантоны). Субъекты федерации не являются полноправными гос-вами. Чаще всего не обладают правом сецессии-одностороннего выхода из союза. Сильный центр доминирует в политической сфере. Двухпалатный парламент. Верхняя палата из представителей субъектов федерации. Территория состоит из территорий субъектов. Два уровня законодательства- общесоюзный и субъектов. Два уровня органов гос.власти.деление по территориальному признаку(США), по национальному(Индия).

Конфедерация-временный союз суверенных гос-в, созданный для обеспечения общих интересов, для достижения ограниченных целей.

- гос-ва имеют свой суверенитет, собственные системы органов власти, правосудия;

- не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

- осуществляют власть самостоятельно, имеют собственную конституцию;

- нет единой армии, единой системы налогов, единого госбюджета. Но могут выделяться средства из общего бюджета конфедерации. Армия может состоять из воинских контингентов гос-в- членов конфедерации;

- конфедерация сохраняет гражданство тех гос-в, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан упрощен;

- создается на определенный срок, они недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерации;

- каждое гос-во проводит свою внешнюю политику, но создаются общие сферы- единая валюта, таможня, внешняя политика, оборона;

- это не союзное гос-во, а союз гос-в, которые могут в любой момент выйти.

Политический режим-( с фр. управление)- тип политической власти с характерными способами, формами и методами ее осуществления, отражает способы борьбы между властью, обществом и личностью.

Демократические и недемократические.

Главное- отношение общества и государства. Англ. Мыслитель Локк- государство служит ночным сторожем, когда граждане спят. Или в Третьем рейхе- Фюрер думает за каждого из нас.

Определение. Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти.

Признаки государственного устройства. Государственное устройство отражает:

1. территориальную структуру государства (административно-территориальное деление);

2. распределение государственной власти между центральными и региональными (местными) органами государства и самоуправления.

Формы государственного устройства Общепризнанным является две формы государственного устройства

1. простые (унитарные) государства и

2. сложные государства.

Унитарное государство – единое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Особенности унитарного государства. Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

1. единый властный «центр» – единая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

2. одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство;

3. единая денежная система, одноканальная система налогов;

4. территориальные элементы унитарного государства (области, округа и т. д.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют атрибутов государственности.

Из других особенностей унитарной формы называют: единое гражданство (Н.В. Назаренко); одинаковый юридический статус административно-территориальных единиц, равное положение по отношению к центральным органам, отсутствие самостоятельной политики в обособленных частях, невозможность выделиться в самостоятельные государства (С.А. Комаров).

Виды унитарного государственного устройства. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть:

2. децентрализованным и

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначаемые центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Сложное государственное устройство. Сложные государства делятся на:

1. протектораты и

2. унии (Г.В. Назаренко).

Протекторат – международный договор, по которому одно государство обязуется оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь (Л.И. Спиридонов).

Протекторат относится к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, и, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.

Унии. Унии разнообразны. К ним относятся:

- федерации – постоянные государственные образования;

- конфедерации – временные союзы суверенных государств;

- монархические унии – добровольные объединения двух государств под властью одного монархического;

- империи – сложные государства, созданные насильственным путем;

- фузии – воссоединение государств, образовавшихся в результате исторически закономерного слияния (новая Германия);

- инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940).

Федерация – это сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.

Особенности федераций. Отличительными признаками федерации являются:

1. наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

3. определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;

4. двухканальная система налогов;

5. двойное гражданство.

Федерация – сложное государственное объединение, имеющее несколько уровней федерализации:

В Латинской Америке выделяют следующие уровни федерализации: собственно федерация, субнациональный уровень, уровень штатов и уровень муниципии.

Виды федерации. Для классификации федераций обычно используют два критерия - полномочия их субъектов и принцип построения.

По полномочиям (правовому статусу) выделяют:

1. симметричные (одноуровневые) федерации - статус у всех субъектов равный, универсальный;

2. асимметричные (многоуровневые) федерации – субъекты федерации имеют различный правовой статус, особый характер взаимоотношений с федеральным центром.

Асимметричные федерации имеет три разновидности:

- федерации, которые имеют в составе своем не субъекты: федеральную территорию, федеральный округ, ассоциированные государства. Эти образование всегда имеет усеченные права;

- федерации, состоящие только из субъектов, но они не равны по правовому

статусу, субъекты разнопорядковые;

- федерации, состоящие из одно-порядковых субъектов, но имеющих некоторое неравенство, скрытую асимметрию, например, в представительстве в парламенте (Австрия, Германия, Швейцария) (В.Е. Чиркин).

По принципу образования различают:

1. национально-государственные федерации – они строятся с учетом национальных особенностей населения (Эфиопия, Бельгия, СССР);

2. административно-территориальные федерации – они строятся с учетом территориального построения (США, Бразилия, Мексика, Германия, Австрия).

Конфедерация – это объединение государств, созданное для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.

Особенности конфедеративной формы. Конфедерация характеризуется тем, что:

1. образуется на основе договоров;

2. ее субъекты имеют право свободного выхода;

3. у нее отсутствует первичный суверенитет, он остается у субъектов;

4. органы конфедерации лишены властных полномочий, ее акты, как правило, не содержат норм прямого действия: адресованы не гражданам, а органам власти субъектов;

5. субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти;

6. бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов;

7. нет союзного гражданства (единого);

8. отсутствует единая денежная система (как правило);

9. воинские формирования сохраняют, как правило, двойное подчинение

Виды конфедераций. Разновидностями конфедераций являются:

1. межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

2. содружества – образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например. СНГ);

3. сообщества государств – переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договора.

В зависимости от правовых связей различают конфедерации:

1. международно-правовые – они выступают как одно целое только в международных отношениях. Государства ограничивают свои права только в международной сфере;

2. государственно-правовые – объединяющиеся государства организуют государственно-правовые отношения.

%d0%b39

Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.

Виды государственно-территориального устройства:

  • унитарное (от фр. unitai-ге — единый);
  • федеративное (от лат. foedus — союз, договор);
  • конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество).

Унитарное государство имеет следующие признаки:

  • территориальное единство государства. Такое государство делится лишь на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью. Характерно для небольших по территории государств, в которых преобладает определённая нация.
  • единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства
  • единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства;
  • одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация

Федерация — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями , обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.

Для федерации характерны следующие признаки:

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высшихорганов государственной власти и управления в субъектах федерации
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов , которые построены как по национальному , так и по территориальному признаку.

Конфедерация

Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.

Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.

В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.

Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.

Таким образом, по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства.

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: