Презентация налоговая политика государства

Обновлено: 23.04.2024

Презентация на тему: " Налоговая политика государства. План Сущность, цели налоговой политики. Налоговый механизм и его элементы." — Транскрипт:

1 Налоговая политика государства

2 План Сущность, цели налоговой политики. Налоговый механизм и его элементы.

3 Цель занятия Осознать цели и задачи налоговой политики государства Осознать сущность налогового механизма и его элементы

4 Налоговая политика - система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономически правовых и организационно - контрольных мероприятий.

5 Налоговая политика определяет роль налогов в обществе которое может быть положительное или отрицательное по отношению к предприятию.

6 Для государства рост налоговых платежей являются положительным фактором, а для предприятия отрицательным.

7 Цели налоговой политики государства : Фискальная - выражается в обеспеченном государстве финансовыми ресурсами, путем мобилизации части созданного ВВП страны, для финансирования его расходов.

8 Вторая цель : Экономическая - предполагает целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения и проведения структурных изменений общественного воспроизводства.

9 Третья цель : Социальная - предполагает сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП.

10 Четвертая цель : Экологическая - предполагает охрану окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций.

11 Пятая цель : Стимулирующая - означает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики.

12 Шестая цель : Контрольная - использование государства для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов так и всей налоговой системы.

13 Седьмая цель : Международная - означает введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

14 Налоговая политика подразделяется на : Налоговая стратегия Налоговая тактика

15 Налоговая стратегия - решение важных задач связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.

16 Налоговая тактика - решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

17 Внутренняя политика - проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

18 Внешняя политика - направлена на избежание двойного налогообложения, на сближение налоговых систем разных стран и усиление налогового контроля при совершении международных торговых мероприятий.

19 Налоговый механизм - это совокупность способов и правил налоговых отношений с помощью которых обеспечивая достижения целей налоговой политики.

20 Элементами налоговой политики являются : Налоговое планирование ; Регулирование ; Контроль.

21 Налоговое планирование - Система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий.

22 Налоговое регулирование Система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

23 Комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на доведение фактических показателей до плановых.

24 Список литературы : Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая Беликов С. Ф. Налоги и налогообложение г. Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение. Учебное пособие г. Кашин В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие г. Качур О. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие.2010 г. Худолеев В. В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие 2010 г. Чиненов М. В. О Российской налоговой системе. Журнал « Все о налогах ».2009 г.

Любое
государство, концентрированно выражая интересы
общества в различных отраслях жизнедеятельности,
вырабатывает и реализует соответствующую политику —
экономическую, военную, социальную, международную
и др. Одними из основных в процессе государственного
регулирования используются финансовые механизмы,
которые непосредственно воплощаются в финансовой
и налоговой политике государства.
В
этой
связи
необходимо
отметить,
что налоговая политика государства есть система актов
и мероприятий, проводимых государством в области
налогов и направленная на реализацию тех или иных
задач, стоящих перед обществом.

3. Налоговая политика государства

политика
– часть
экономической
Налоговая
политика
государства
Налоговая
политики государства, представляющая собой
совокупность экономических, финансовых и
правовых мер государства по формированию
налоговой системы страны в целях
обеспечения
финансовых
потребностей
государства, отдельных социальных групп
общества, а также развития экономики страны
за счет перераспределения финансовых
ресурсов.

4. Налоговая политика государства

Содержание
налоговой политики характеризуется
последовательными действиями государства по
выработке научно обоснованной концепции развития
налоговой системы, по определению важнейших
направлений использования налогового механизма, а
также по практическому внедрению налоговой
системы и контролю за ее эффективностью.

5. Налоговая политика государства

Налоговая
политика
Налоговая
политика
влияетгосударства
практически на
все социально-экономические сферы страны
и неразрывно связана со многими
элементами государственного управления,
такими как:
кредитно-денежная политика,
ценообразование,
структурная реформа экономики,
торгово-промышленная политика и др.

6. Цели налоговой политики

7. Взаимосвязь экономической, финансовой и налоговой политики

9. Формы налоговой политики

1. Политика
налогов
Формымаксимальных
налоговой политики
Государство устанавливает достаточно
высокие налоговые ставки, сокращает
налоговые льготы и вводит большое
число налогов, стараясь получить от
своих граждан как можно больше
финансовых ресурсов, не особенно
заботясь о последствиях такой политики.

10. Формы налоговой политики

2. Политика экономического развития
Государство в максимально возможных размерах
налогового бремени учитывает не только
фискальные интересы, но и интересы
налогоплательщиков. В этом случае государство,
ослабляя налоговый пресс для предпринимателей,
одновременно сокращает свои расходы, в первую
очередь, на социальные программы.

11. Формы налоговой политики

3. Политика разумных налогов
Представляет собой нечто среднее между
первой и второй. Суть ее состоит в
установлении достаточно высокого уровня
налогообложения как юридических, так и
физических лиц при одновременной
реальной социальной защите граждан,
наличии значительного числа
государственных социальных программ.

Рассматривая
направления налоговой политики
государства Л. Окунева выделяет три её типа. Первый
тип

политика
максимальных
налогов,
характеризующаяся принципом «взять все, что
можно». При этом государству уготована «налоговая
ловушка»,
когда
повышение
налогов
не сопровождается ростом государственных доходов.
Второй тип — политика разумных налогов. Она
способствует
развитию
предпринимательства,
обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
Третий
тип

налоговая
политика,
предусматривающая достаточно высокий уровень
обложения, но при значительной социальной защите.
При
сильной экономике все указанные типы
налоговой политики успешно сочетаются. Для России
характерен первый тип налоговой политики
в сочетании с третьим.

Определив
цели и задачи налоговой политики,
государство выбирает методы и инструменты
её осуществления. Использование того или иного
метода зависит от конкретной обстановки, а также
традиции. Как правило, государство применяет
комплексный подход.
Обычно цели и задачи налоговой политики
определяются в зависимости от конкретной
экономической конъюнктуры. Основы налоговой
политики закладываются на каждый финансовый
год через принятие государственного бюджета.
Проведение же самой налоговой политики
оформляется путем принятия соответствующих
нормативных актов: Федеральных законов, Указов
Президента
России,
Постановлений
Правительства России и иных подзаконных актов.

Говоря о связи государства и налогообложения, нельзя
не
сказать
о
категории
налогового
бремени
(налоговый гнет).
На макроэкономическом уровне налоговое бремя
(налоговый гнет) — это обобщенный показатель,
характеризующий роль налогов в жизни общества
и определяемый как отношение общей суммы налоговых
сборов к совокупному национальному продукту. Иными
словами,
налоговое
бремя
отражает
ту
часть
произведенного
обществом
продукта,
которая
перераспределяется посредством бюджетных механизмов.

Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговое
бремя как меру экономических ограничений, создаваемых
отчислением средств на уплату налога или налогов
Категория налогового бремени применительно к уровню
конкретного налогоплательщика отражает долю его
совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило,
расчет этого показателя производится путем отнесения
суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей,
к объему реализации продукции (работ, услуг), включая
выручку от прочей реализации. Иногда для более точного
расчета в состав фискальных платежей включаются
платежи во внебюджетные фонды.

Общепризнанной в теории налогообложения выступает
кривая Лэффера (Laffer currve), показывающая связь
между налоговыми ставками и объемом налоговых
поступлений в бюджет. В соответствии с этой кривой
снижение ставок до предельной точки налогообложения
вызывает прямое снижение поступлений в бюджет.
В то же время повышение ставок после предельной точки
влечет за собой сокращение налоговых доходов.
Представляется, что именно этот аспект необходимо
учитывать в первую очередь, рассматривая вопрос
о влиянии размера налогов на темпы экономического
развития, в то время как ставить во главу налогового
реформирования непроверенные и спорные положения —
необоснованно.
Для характеристики изменения налоговых поступлений
под влиянием определяющих экономических факторов
(валового национального продукта, доходов населения,
уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике
применяется такой показатель как коэффициент
эластичности налогов (tax clasticity).

А. Лаффер продемонстрировал связь между величиной ставок налогов и объемом
налоговых поступлений, показав, что более низкие ставки несут в себе способность
не столько текущего уменьшения поступлений, сколько потенциал будущего их
увеличения. На оси абсцисс на графике рисунка нанесена величина ставки налога,
но может приводиться величина эффективной совокупной налоговой ставки либо
величина налоговой нагрузки на экономику — общий вид зависимости от этого не
изменится.
Согласно этой зависимости увеличение налоговой ставки до уровня rmaxбудет
обеспечивать увеличение, хотя и все более замедляющимися темпами, налоговых
поступлений до максимально возможной величины их Hmax. В диапазоне rфакт. rmax, именуемом нормальной зоной шкалы ставок налогов, побудительные мотивы
экономических агентов серьезно не ущемляются, заинтересованность в легальной
экономической деятельности, а следовательно, величина налоговой базы
уменьшаются значительно медленнее, чем возрастает ставка. Соответственно,
налоговые поступления возрастают.
При превышении верхнего предела этой ставки — rmax, т.е. при нахождении
налоговой ставки в диапазоне rфакт. > rmax, именуемом запретной зоной шкалы, у
экономических агентов снижаются стимулы к легальной деятельности.
Производство сокращается, а соответственно уменьшаются налоговая база и объем
налоговых поступлений. Происходит перемещение производства ВВП в теневой
сектор экономики, свободный от налоговых обязательств. Нахождение налоговой
ставки в запретной зоне является «налоговой ловушкой».
Таким образом, один и тот же объем налоговых поступлений (H2 = H1)
обеспечивается при разных ставках налога. Но при этом более низкие налоговые
ставки предпочтительнее. Они ориентированы на перспективу, поскольку не
подавляют предпринимательскую активность экономических агентов, позволяют им
осуществлять инвестиции и расширять производство. Через определенное время
дополнительный объем производства увеличит базу обложения, что обеспечит
прирост налоговых поступлений.

Переход России к рынку
актуализировал проблему
взаимоотношений государства и
экономики. Социальноэкономические проблемы
переходного периода обусловили
необходимость усиления роли
государства в российской экономике.
Налоговая политика —
многоаспектная категория,
непосредственно связанная со
взаимоотношениями государства и
каждого человека, государства и
предприятий, различных
организаций друг с другом,
межгосударственными отношениями.
Реализация налоговой политики
осуществляется через налоговый
механизм, который представляет
собой совокупность форм и методов
налоговых отношений государства и
налогоплательщиков.

3. Цели государства при проведении налоговой политики.

1) фискальную — мобилизация части
создаваемого национального дохода в
регионах в бюджетную систему и
внебюджетные фонды для финансирования
иместных программ социальноэкономического развития;
2)экономическую — целенаправленное
воздействие на экономику через налоговый
механизм с целью проведения структурных
изменений общественного воспроизводства,
перераспределения национального дохода и
ВВП в территориальном, стимулирования
предпринимательской и инвестиционной
деятельности в регионах РФ;
3) социальную — относительная ликвидация
пли сглаживание неравенства в уровнях
доходов населения по группам и между
регионами за счет прогрессивной системы
налогообложения, предоставления
многодетным и малоимущим слоям граждан,
налоговых льгот и привилегий;

4. Цели государства при проведении налоговой политики.

4)экологическую — охрана окружающей
среды и рациональное природопользование
за счет усиления роли экологических налогов
и штрафных санкций как к отдельным
предприятиям, таки к регионам, где
допускается превышение предельно
допустимых норм выбросов в атмосферу
загрязняющих веществ .
5) контрольную — за счет проведения
выездных и камеральных проверок, когда достигается не только
увеличение поступления налогов в бюджеты разных уровней,
но и соблюдение
налоговой дисциплины.
6) международную - укрепление
экономических связей с другими странами за счет заключения
двухсторонних и многосторонних соглашений но устранению двойного
налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин.

5. Виды налоговой политики рф.

Первый тип- политика максимальных
налогов, характеризуется принципом
"взять все, что возможно". При этом
государству уготована "налоговая
ловушка", когда повышение налогов не
сопровождается ростом доходов. Данная
политика проводится государством в
экстренных случаях, таких, как
экономический кризис или ведение
военных действий.
Второй тип - политика разумных налогов,
способствующая развитию
предпринимательства, но снижает объем
социальных гарантий.
Третий тип - налоговая политика,
предусматривающая достаточно высокий
уровень обложения, но при значительной
социальной защите населения. Налоговые
доходы направляются па увеличение
социальных фондов.

6. Принципы налогооблажения.

1) Принцип справедливости - равенство налогов на
доходы рыночных структур. Налоги должны быть
равными для каждого уровня дохода.
2) Принцип определенности и точности налогов размер налогов, сроки, способ и порядок их
начисления должны быть точно определены и
понятны налогоплательщикам.
3) Принцип удобства взимания налогов для
налогоплательщиков - каждый налог должен
взиматься в то время и тем способом, при котором
плательщику легче выполнить требования
налогообложения.
4) Принцип экономичности (эффективности) необходимость соблюдения условий, при которых: —
разрыв между расходами по сбору и организации
налогообложения и самими налоговыми
поступлениями должен быть наибольшим;
5) Принцип обязательности - неизбежность
осуществления платежа.

7. Методы реализации налоговой политики.

· регулирование соотношений прямого и
косвенного налогообложения;
· регулирование соотношения федеральных,
региональных и местных налогов;
· перенос нагрузки с одних категорий
налогоплательщиков на другие;
· регулирование соотношения
пропорциональных и прогрессивных ставок
налогов и степени их прогрессивности;
· регулирование налогов льгот, преференций,
вычетов, скидок;
· регулирование состава налогов, объектов
налогообложения, способов исчисления
налоговой базы, порядка исчисления и сроков
уплаты. - Управление заключается в
организующей и распорядительной
деятельности финансовых и налоговых
органов, которая нацелена на создание
эффективной системы налогообложения.
-Информирование (пропаганда) — деятельность
финансовых и налоговых органов по
доведению до налогоплательщиков
информации, необходимой им для
правильного исполнения налоговых
обязанностей.

8. Субъекты налоговой политики.

Субъектами налоговой политики
выступают Федерация, субъекты
Федерации и муниципалитеты (города,
поселения). Каждый субъект налоговой
политики обладает налоговым
суверенитетом в пределах полномочий,
установленных налоговым
законодательством.Субъекты
Федерации и муниципалитеты имеют
право вводить и отменять налоги в
пределах перечня региональных и
местных налогов, установленного
федеральным налоговым
законодательством. При проведении
налоговой политики субъекты могут
воздействовать на экономические
интересы налогоплательщиков,
создавать такие условия их
хозяйствования, которые наиболее
выгодны как для самих
налогоплательщиков, так и для
экономики в целом.

9. Участники налоговых отношений в РФ со стороны государства.

Участниками налоговых
отношений в Российской
Федерации со стороны
государства выступают
соответствующие
уполномоченные
государственные органы.
Каждый из этих органов
осуществляет свои функции в
сфере налогообложения,
рамках своих полномочий.
Законодательство может
налагать отдельные
обязанности, связанные с
налогообложением, и на эти
категории лиц.

10. Классификация налогов.

По степени компетенции органов
законодательной или
представительной власти
различных уровней в отношении
решения вопросов установления и
введения в действие налогов,,
сроков уплаты, налоги делятся на:
• федеральные;
• региональные;
• местные[18,46].
По форме взимания различают
налоги:
• прямые;
• косвенные. К прямым налогам
относятся:налоги на имущество
предприятий и физических лиц.К
косвенным налогам относятся: налог
на добавленную стоимость, акцизы,
налог на реализацию горючесмазочных материалов, таможенная
пошлина..

11. Основные направления налоговой политики

1.Налоговое стимулирование
инновационной деятельности и
развития человеческого
капитала.
2. Мониторинг эффективности
налоговых льгот.
3. Налог на добавленную
стоимость.
4. Акцизное налогообложение.
5. Налог на прибыль
организаций.
6. Налогообложение природных
ресурсов.
7. Введение налога на
недвижимость.
8. Налоговое
администрирование

Налоговая политика государства

Сформулировать понятие налоговой политики государства и её основные напрвления.

Налоговая политика-система целенаправленных действий государства в области на.

Налоговая политика-система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономически правовых и организационно- контрольных мероприятий.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе которое может быть поло.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе которое может быть положительное или отрицательное по отношению к предприятию.

Для государства рост налоговых платежей являются положительным фактором, а дл.

Для государства рост налоговых платежей являются положительным фактором, а для предприятия отрицательным.

Цели налоговой политики государства:Фискальная- выражается в обеспеченном гос.

Цели налоговой политики государства:
Фискальная- выражается в обеспеченном государстве финансовыми ресурсами, путем мобилизации части созданного ВВП страны, для финансирования его расходов.

Вторая цель:Экономическая- предполагает целенаправленное воздействие на эконо.

Вторая цель:
Экономическая- предполагает целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения и проведения структурных изменений общественного воспроизводства.

Третья цель:Социальная- предполагает сглаживание неравенства в уровнях доход.

Третья цель:
Социальная- предполагает сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП.

Четвертая цель:Экологическая- предполагает охрану окружающей среды и рационал.

Четвертая цель:
Экологическая- предполагает охрану окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций.

Пятая цель:Стимулирующая- означает активизацию инвестиционной и инновационной.

Пятая цель:
Стимулирующая- означает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики.

Шестая цель:Контрольная- использование государства для принятия решений в обл.

Шестая цель:
Контрольная- использование государства для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов так и всей налоговой системы.

Седьмая цель:Международная- означает введение налогов в соответствии с требо.

Седьмая цель:
Международная- означает введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Типы налоговой политикиПолитика максимальных налогов; Политика разумных налог.

Типы налоговой политики
Политика максимальных налогов;
Политика разумных налогов;
Политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий, программ.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального чи.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налого.

политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности.
Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.
Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов го.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Внутренняя политика- проводится в рамках национальной экономики и предусматри.

Внутренняя политика- проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Внешняя политика- направлена на избежание двойного налогообложения, на сближе.

Внешняя политика- направлена на избежание двойного налогообложения, на сближение налоговых систем разных стран и усиление налогового контроля при совершении международных торговых мероприятий.

Налоговый механизм- это совокупность способов и правил налоговых отношений с.

Налоговый механизм- это совокупность способов и правил налоговых отношений с помощью которых обеспечивая достижения целей налоговой политики.

Элементами налоговой политики являются:Налоговое планирование; Регулирование;.

Элементами налоговой политики являются:
Налоговое планирование;
Регулирование;
Контроль.

Налоговое планирование - Система прогнозов налоговых поступлений с учетом.

Налоговое планирование -
Система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий.

Налоговое регулированиеСистема экономических мер оперативного вмешательства.

Налоговое регулирование
Система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины.

Комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на доведение фактических показателей до плановых.

Домашнее задание по адресу consultant/ru найти Проект Правительства РФ «ОСН.

Домашнее задание
по адресу consultant/ru найти Проект Правительства РФ «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2013 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ», составить конспект и сделать сравнительный анализ с проектом своей группы.

Список литературы:Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая Беликов С.Ф. Нал.

Список литературы:
Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая
Беликов С.Ф. Налоги и налогообложение. 2009 г.
Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. 2010 г.
Кашин В.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие . 2010 г.
Качур О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие .2010 г.
Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие 2010 г.
Чиненов М.В. О Российской налоговой системе. Журнал «Все о налогах».2009 г.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Понятие налога и сбора
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Понятие налога и сбора
Основные признаки налога:

обязательность;
безвозвратность и безвозмездность;
денежный характер;
публичное предназначение.

Понятие налога и сбора
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)(ст.8 НК РФ).

Понятие налога и сбора

Основной отличительный признак налога и сбора – совершение юридически значимых действий в отношении плательщика сбора.

Функции налогов
Фискальная функция заключается в том, что посредством налогов происходит формирование государственного бюджета путем изъятия части доходов организаций и граждан для формирования финансовых средств у государства на укрепление обороны страны, защиту правопорядка, решение социальных и ряда других задач.
Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы.

Функции налогов
Стимулирующая функция налогов. Реализация стимулирования может происходить посредством системы налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.
Контрольная функция налогов проявляется в проверке эффективности хозяйствования экономических субъектов, с одной стороны, и в контроле за действенностью, проводимой экономической политикой, с другой.

Принципы построения налоговой системы

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

Принципы построения налоговой системы

Налоги устанавливаются законами.
Принцип всеобщности налогообложения.
Принцип равного налогообложения.
Принцип соразмерности.
Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.

Принципы построения налоговой системы
Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.
Принцип удобного налогообложения.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства.

Налоговая политика государства

Налоговая политика государства
Налоговая политика – часть экономической политики государства, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика государства
Содержание налоговой политики характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

Налоговая политика государства
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как:
кредитно-денежная политика,
ценообразование,
структурная реформа экономики,
торгово-промышленная политика и др.

Формы налоговой политики
1. Политика максимальных налогов

Государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики.

Формы налоговой политики
2. Политика экономического развития

Государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы.

Формы налоговой политики
3. Политика разумных налогов

Представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

Цели налоговой политики

Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства.

Цели налоговой политики
экономическая – повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций;
фискальная – обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

Цели налоговой политики
социальная – обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства;
международная – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Налоговый механизм
Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

Налоговая политика проводится (осуществляется) посредством следующих методов:
-управления;
-информирования (пропаганды);
-воспитания;
-консультирования;
-льготирования;
-контролирования;
-принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на объективных закономерностях развития.

Информирование (пропаганда) - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. Имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей, положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование деятельность финансовых органон по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную па достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение - деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

Налоговое планирование - это деятельность налогоплательщика, направленная на достижение оптимального уровня налоговых отчислений законным путем.

Принципы налогового планирования
законность — четкое соблюдение налогового законодательства;

альтернативность — рассмотрение нескольких вариантов налогового планирования с применением наиболее оптимального из них для конкретной ситуации;

экономическая обоснованность — в момент принятия решения о применении того или иного метода налогового планирования, налогоплательщик должен руководствоваться не только выгодами, которые сулит применение этого метода, но так же учитывать и возможные риски;

Принципы налогового планирования
перспективность — налоговое планирование должно быть как можно более перспективным и опираться не только на действующее законодательство, но и учитывать перспективы его развития;

оптимальность — применение механизмов, уменьшающих налоговые обязательства, не должно наносить вред интересам организации, его собственникам.

Элементы налогового планирования
составление бухгалтерского и налогового учета;
учетная политика;
налоговые льготы и организация сделок;
налоговый контроль;
налоговый календарь;
стратегия оптимального управления;
льготные режимы налогообложения;
отчетно-аналитическая деятельность.

Этапы налогового планирования
определение целей и задач фирмы, решение вопроса о направлении деятельности и размере бизнеса;
определение наиболее выгодного места расположения предприятия и его органов;
выбор организационно-правовой формы;
анализ льготы;
анализ возможных форм сделок;
решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия.

Налоговая база – это денежное выражение прибыли.

При определении налоговой базы прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: