Презентация на тему система права государство как особый субъект права
Обновлено: 17.04.2024
Первый слайд презентации: Тема 3. Государство как субъект современного международного права Вопросы: 1. Понятие государства согласно международному праву. 2. Иммунитет государства от иностранной юрисдикции. 3. Наибольшее благоприятствование в межгосударственных отношениях. 4. Правопреемство государств. 5. Роль признания в международном общении
Слайд 2
Публичная (государственная) власть — особая организация властвования, посредством деятельности которой осуществляется государственный суверенитет Население — совокупность индивидов, находящихся в территориальных пределах государства, на которых распространяется совокупность его суверенных властных правомочий Государственная территория — земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства Понятие государства по международному праву Государство — особая организация по управлению делами существующего на определенной территории общества, обладающая свойством суверенитета Общие специфические свойства государств С У В Е Р Е Н И Т Е Т П Р И З Н А К И определяет
Слайд 3
Государственный суверенитет Суверенитет государства (государственный суверенитет) - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях неразрывно связаны между собой, предопределяют друг друга, взаимообусловленны юридические признаки суверенитета: Верховенство Независимость Территориальное верховенство - государство осуществляет высшую, верховную власть (юрисдикцию) в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории, обладает полновластием, полнотой публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в пределах своей территории, исключающей деятельность в этих пределах любой иной публичной власти. Независимость государства в международных отношениях - государства взаимно независимы и обязаны взаимно уважать суверенитет друг друга. Для международных отношений характерно неподчинение государств какой-либо стоящей над ними власти, обладающей компетенцией предписывать им правила поведения в международном общении.
Слайд 4: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО
Веления государственной власти, выступающей от лица государства, являются обязательными для всех органов государства, должностных лиц, граждан, их объединений, иностранцев и апатридов, находящихся в пределах государственной территории; Над государством нет другой высшей власти, которая могла бы устанавливать или ограничивать правомочия государства и требовать его подчинения себе; Только государство может принуждать властными методами и средствами (в руках государства концентрируется вся принудительная власть и все средства властного принуждения); Только государство может предписывать обязательные для находящихся в его пределах органов, организаций и лиц правила поведения, т.е. создавать право и обеспечивать его исполнение; Осуществляется не отдельными органами государственной власти, а государственной властью как единым целым; Проистекает из единства и юридической неограниченности государственной власти; Осуществляется не отдельными органами государственной власти, а государственной властью как единым целым ; Из него следует юридическая неограниченность государственной власти Территориальное верховенство государства проявляется в том, что:
Слайд 5: Независимость государства в международных отношениях
Независимость государств — независимость во взаимоотношениях с другими государствами (основными субъектами международного права ) Независимость государства во внешних делах (внешняя независимость) проявляется в двух аспектах : Независимость государства в его внутренних делах (внутренняя независимость) Каждое государство свободно и независимо от других государств устанавливает такой общественный и государственный строй и правопорядок, которые отвечают уровню развития, потребностям и интересам организованного в данное государство общества. Государство свободно, самостоятельно и независимо от других государств осуществляет свои внешние функции и определяет свою внешнюю политику в рамках установленного с его согласия международно-правового регулирования его взаимоотношений с другими государствами и иными субъектами современного международного права
Слайд 6: Осуществление государством внешних сношений
Прерогатива осуществлять внешние сношения государства принадлежит его высшим (центральным) органам исполнительной власти, а также его зарубежным органам внешних сношений, действующим на территории иностранного государства. Внутригосударственные органы внешних сношений : - глава государства, - правительство и его глава, - министр иностранных дел и министерство иностранных дел, другие управомоченные министерства Органы внешних сношений иностранных государств: дипломатические представительства, консульские учреждения, специальные миссии, постоянные представительства при международных организациях, делегации государств в органах международных организаций и на международных /межправительственных/ конференциях
Слайд 7
Принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции Принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции - обязательство любого государства воздерживаться от осуществления своей юрисдикции в отношении любого другого государства. Этому обязательству соответствует право других государств на иммунитет «Иммунитет» - это изъятие или освобождение от юрисдикции Иммунитет государства: в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства («равный не имеет власти над равным»); непосредственное следствие принципов уважения суверенитета и равноправия государств; действует в сфере территориальной юрисдикции государства «Юрисдикция» - осуществление государством совокупности его властных правомочий: Территориальная юрисдикция, полновластие государства в пределах своей территории, — проистекает из присущего государству свойства, выражаемого понятием «суверенитет». Юрисдикция вне государственной территории — существует в силу разрешительной международно-правовой нормы, исходящей из взаимных интересов государств и международного сообщества в целом действует на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства.
Слайд 8
Режим наибольшего благоприятствования и его исключения в международных отношениях Режим наибольшего благоприятствования - не менее благоприятный, равный или идентичный режиму, распространенному на любое третье государство или на лица или вещи, находящиеся в такой же связи с этим третьим государством, как и с государством-бенифициарием. Речь идет о преимуществах, иммунитетах, возможностях, льготах, освобождении от повинностей и т.д., которые бенефицирующее государство предоставляет третьим государствам. Свободны заключать любые договоры, не противоречащие императивным нормам общего международного права, в том числе договоры, содержащие обязательство о представлении режима наиболее благоприятствуемой нации. Могут ограничивать сферу применения режима наибольшего благоприятствования определенными областями их взаимоотношений, что за редчайшим исключением и делается на практике. Исключают из действия клаузулы о наибольшем благоприятствовании некоторые преимущества предоставленные конкретным третьим государствам (их физическим и юридическим лицам или вещам). Исключают из действия клаузулы также преимущества касающиеся предмета режима наиболее благоприятствуемой нации. Вносят исключения по общему международному праву касающиеся только клаузул, применяютщихся в сфере экономических (торгово-экономических) взаимоотношений между заинтересованными государствами. Государства в силу своего суверенитета
Слайд 9
Правопреемство государств Международно-правовое преемство – переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. Виды правопреемства государств При возникновении нового государства в результате социальной революции; При возникновении нового государства в результате деколонизации; При объединении государств; При частичных изменениях государственной территории; При разделении гос-ва и образовании на его территории двух и более незав-х госу-в ; При распаде империи и образовании на ее территории нескольких незав-х гос-в ; Правопродолжательство (континуитет) государственные границы (территория), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях Кодификация института правопреемства в международном праве: в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. Виды правопреемства: Объекты
Слайд 10
Правопродолжательство в международном праве Континуитет России обусловлен следующими факторами: Правопродолжательство (континуитет) - специфическая разновидность правопреемства, когда при разделении государства юридически, практически и политически возможно признание только одного государства в качестве преемника прежнего • неделимостью статуса великой державы, ее международно-правой ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН. Россия продолжила свое членство в ООН, в том числе и как постоянный член Совета Безопасности; • неделимостью статуса ядерной державы. По этому вопросу было заключено Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 г., по которому все ядерное оружие и ядерные технологии, находившиеся на территории Казахстана, Украины и Беларуси, должны были быть переданы России; • неприменимостью норм о правопреемстве к определенной категории договоров. Международные договоры СССР, участие в которых неделимо, — это, прежде всего, мирные договоры, договоры об ограничении ядерных вооружений и т.п. Россия является единственным правопреемником СССР относительно участия в подобных соглашениях.
Последний слайд презентации: Тема 3. Государство как субъект современного международного права Вопросы: 1: Признание в международном общении
Признание в международном общении - односторонний юридический акт государства (или иного субъекта международного права, в частности международной организации), посредством которого оно констатирует наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном общени и, считая их правомерными. Признание может быть явно выраженным (устное или письменное заявление) или молчаливым, вытекающим из поведения (действия или воздержания от действия) данного государства. ВИДЫ ПРИЗНАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ОБЩЕНИИ Признание государства: Явно выраженное признание (устное или письменное заявление) Молчаливое признание, вытекающее из поведения (действия или воздержания от действия) данного государства. Признание правительств: Признание де-юре готовность поддерживать с государством в лице признаваемого правительства нормальные международно-правовые отношения в полном объеме. Признание де-факто имеет временный характер. Признание национально-освободительных движений в лице их органов, возглавлявших борьбу зависимых народов за национальное освобождение и создание собственного независимого государства
1. Презентация на тему: «Система права в Российской Федерации»
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Налоговый колледж»
Презентация на тему:
«Система права в
Российской Федерации»
Выполнила:
студент 1-го курса группы 1БД-4
Омуралиева Айданек
Специальность: банковское дело
Москва – 2017 г.
2. Понятие системы права
Система права — это внутреннее строение структурных
элементов права, обусловленная системой общественных
отношений; совокупность взаимосвязанных,
взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей.
3. Система права включает:
4. Для системы права характерны
5. Правовая система
- совокупная связь системы права (в том числе
системы законодательства), правовой культуры и
правореализации.
Классификация правовых систем:
1)Англосаксонская
2)Континентальная (романогерманская)
3)Мусульманская
4)Традиционная
5)Система индусского права
6. Структура правовых систем
1)Правосознание
2)Правовая идеология
3)Правовая культура
4)Право
5)Законодательство
6)Правоотношения
7)Правопорядок
8)Юридическая практика
7. Частное и публичное право
Два правовых пространства в системе права
Публичное
право
Частное
право
Публичное право выражает публичный интерес, т.е. общегосударственный
интерес. Регулирует отношения между государством и гражданином.
Частное право выражает частные интересы, т.е. интересы отдельных
индивидов или объединений частных лиц. Регулирует отношения между
субъектами права на основе их взаимных обязательств. Участники этих
отношений равны.
9. Норма права
- это общеобязательное, формально определенное правило
поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень
свободы гражданина и выступающее регулятором общественных
отношений
10. Признаки нормы права:
13. Виды принципов права
Общеправовые
Верховенство права
Законность
Равенство всех
перед законом
(равноправие)
Взаимная
ответственность
личности и
государства
Ответственность
при наличии вины
Межотраслевые
Отраслевые
выражают общее в
содержании нескольких
смежных (родственных)
отраслей права (например,
общими для таких отраслей
права, как уголовнопроцессуальное и
гражданское
процессуальное право,
являются принцип
гласности судопроизводства
и принцип
состязательности при
отправлении правосудия).
лежат в основе
содержания той или
иной отрасли права и
выражают особенности
той или иной конкретной
отрасли права.
Например, принципом
гражданского права
является принцип
полного возмещения
убытков принципом
уголовного права —
принцип
индивидуализации
наказания.
14. Виды принципов права:
1. В зависимости от сферы реализации: общие (принцип
справедливости), межотраслевые, отраслевые,
институциональные или отдельных правовых
институтов.
2. В зависимости от способов изложения: прямо или
косвенно закрепленные в конкретном нормативноправовом акте.
3. По характеру содержания: общесоциальные,
специальноюридические (присуще только праву).
15. Принципы выполняют функции
систематизирующую — на их основе формируются те или иные
системы, отрасли, институты права. Они обеспечивают
существенную, устойчивую, необходимую связь между
разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми
предписаниями, выступают важным ориентиром в
правотворческом процессе и систематизации, толковании и
реализации норм права.
Правотворческую — обеспечивают единообразное
формулирование норм права, определяют пути
совершенствования правовых норм, выступая в качестве
руководящих идей для законодателя.
Регулятивную — направляют применение юридических норм,
намечают общую линию решения того или иного юридического
дела.
Интегративную — связующее звено между основными
закономерностями развития и функционирования общества и
правовой системы.
16. Структура нормы права
Гипотеза
Гипотеза
(предположение)
– часть правовой
нормы, в которой
определяются
условия,
обстоятельства,
при наличии
которых норма
подлежит
применению.
Диспозиция
Диспозиция
(распоряжение) –
часть правовой
нормы, которая
указывает, каким
должно быть
поведение
субъекта права.
Санкция
Санкция
(взыскание) –
часть правовой
нормы,
предусматриваю щая меры
воздействия к
нарушителю
правовой нормы.
17. Формула структуры правовой нормы
«Если (гипотеза) … ,
то (диспозиция) … ,
иначе (санкция) … .»
Конституция РФ , статья 42.
«Должностные лица и граждане (2 условия гипотезы),
препятствующие осуществлению экологических прав и
обязанностей (диспозиция), привлекаются к ответственности по
закону (санкция)"
Гипотеза
Диспозиция
Санкция
• Простая (одно
обстоятельство)
• Сложная (два
обстоятельства)
• Альтернативная
(одно из
обстоятельств)
• Прямая (чётко
указывает
модель
поведения)
• Альтернативная
(выбор моделей
поведения)
• Бланкетная
(отсылочный
характер)
• Абсолютно
определенная
• Относительно
определенная
(наказание в
пределах
рекомендованного
варианта)
• Альтернативная
(варианты
правовых
последствий)
19. Институты права
Институт права – совокупность норм права,
являющихся специфической частью отрасли
права и регулирующих определённый вид
однородных общественных отношений.
Право
Институт права
Государственное
Институт гражданства, институт
избирательного права и др.
Гражданское
Институт собственности,
институт найма жилого
помещения, институт дарения и
др.
Трудовое
Институт заработной платы,
институт трудового договора,
институт рабочего времени и др.
Финансовое
Институт государственных
доходов, институт
государственных расходов и др.
21. Отрасли права
Отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и
институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу
однородных общественных отношений.
24. Основные правовые отрасли
Конституционное право
Административное право
Гражданское право
Гражданско-процессуальное право
Уголовное право
Уголовно-процессуальное право
Уголовно-исполнительное право
Трудовое право
Семейное право
Финансовое право
Земельное право
Сельскохозяйственное право
Международное право
25. Основные критерии деления нормы права на отрасли
Предмет правового регулирования – регулируемые
общественные отношения; то тот вид общественных
отношений, на который распространяется право
Метод правового регулирования – способ правового
воздействия со стороны государства на поведение
участников общественных отношений.
Императивный метод
(авторитарный метод,
метод властных
предписаний
Диспозитивный
метод
(метод автономии)
26. Субинституты права
Субинститут права – упорядоченная совокупность юридических норм,
регулирующая конкретную разновидность общественных отношений в
рамках определенного института права ( например институт преступлений
против жизни, здоровья, достоинства личности
Подотрасли права
Подотрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих
определенную область общественных отношений. Многие отрасли права
имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен
значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется
подотрасль – банковское право. Военно-уголовное право – это подотрасль
уголовного права.
27. Источники права
- способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение)
нормы права.
Источники права в формальном смысле:
- Нормативный правовой акт;
- Основной нормативный правовой акт (в том числе конституция, религиозные
тексты);
- Закон;
- Подзаконный нормативный правовой акт;
- Нормативный договор (в том числе международные, межправительственные
договоры);
- Правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
- Правовой обычай;
- Правовая доктрина (в том числе религиозные догмы);
- Принцип права (в том числе принципы международного права).
28. Закон
- это нормативно-правовой акт, который принимается органами
законодательной власти и обладает высшей юридической силой.
По своей значимости законы подразделяются на три группы:
Конституция РФ – Основной закон: ни один нормативный акт,
принимаемый в стране, не может противоречить Конституции;
Федеральные конституционные законы, которые регулируют
вопросы, относящиеся к правовым основам государства,
государственного строя;
Федеральные законы, которые регулируют всю массу важнейших
вопросов жизни общества
Законы субъектов РФ принимаются в пределах предмета своего
владения ведения, вторичны и не противоречат федеральным
законам
Подзаконный акт – как источник права обладает меньшей
юридической силой, чем закон.
Иерархия подзаконных актов с учётом их юридической силы:
Указы и распоряжения Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Инструкции и постановления министерств в пределах своих
полномочий
Решения органов местного самоуправления
Презентация по теме "Система права" для учащихся 9 класса или для повторения данной темы в более старших классах.
Вложение | Размер |
---|---|
Система права в доступном для 9 класса варианте. | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе по теме «Пунктуация как система правил».
Цель данного урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о правилах постановки знаков препинания в простых и сложн.
9 класс обществознание тема урока "Система права"
урок построин по методикой системе сингапура (презетация)1)Краткое повторение пройденного материала по теме «Роль права в жизни человека и общества» (письменное по тестам )2)Понятие норма права .
Конспект интегрированного по биологии и ОБЖ "Нарушения опорно-двигательной системы. Правила оказания первой помощи при повреждениях ОДС."
Конспект комбинированного урока с технологической картой.
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания. Пунктуация как система правил."
Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д.
Промежуточный контроль по теме: «Право. Теория права. Система права». 10 класс.
Промежуточный контроль по теме: "Право. Теория права. Система права" 10 классКласс: 10 классГод: 2020 г.
Устное собеседование по теме: "Право. Система права". 10 класс
Устное собеседование "Право. Система права". 10 классКласс: 10 класс.Год: 2020 г.
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Система права Система права внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Признаки системы права
Способность к делению
Структура системы права
- Учредительные
- Декларативные
- Дефинитивные
- Коллизионные
- Охранительные
- Постоянные или неопределенно длительного действия
- Временные
- Чрезвычайные
- Императивные (авторитарные)
- Диспозитивные (диспозитивные)
- Поощрительные
- Наказательные
- Конституционные
- Гражданские
- Административные
- Трудовые
- Семейные
- и т.д.
- Законы
- Подзаконные акты
- Материальные (правила поведения для субъектов)
- Процессуальные (порядок применения юридических норм)
1. Гипотеза (предположение) –
часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению.
- Простая (одно обстоятельство)
- Сложная (два обстоятельства)
- Альтернативная (одно из обстоятельств)
- Прямая (четко указывает модель поведения)
- Альтернативная (выбор моделей поведения)
- Бланкетная (отсылочный характер)
- Абсолютно определенная
- Относительно определенная (наказание в пределах рекомендованного варианта)
- Альтернативная (варианты правовых последствий)
- Устанавливается или санкционируется государством
- Общеобязательное правило поведения
- Четко выраженное, детализированное правило поведения
- Обеспечивается мерами государственного принуждения
- Предоставляет свободу действий, в тоже время ограничивает произвол и вседозволенность, обязывая совершать или не совершать определенные действия
Основные критерии деления НП на отрасли:
-
Предмет правового регулирования – регулируемые общественные отношения.
2. Метод правового регулирования – способ правового воздействия со стороны государства на поведение участников общественных отношений.
По предметному единству
По регулируемым отношениям
Классификация отраслей права
Это нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления
Это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц
№ слайда 1
Система права Презентация по праву для 10 класса Автор – учитель обществознания ГОУ № 453 СПб Плукш Д.О.
№ слайда 2
Система права (внутренняя структура права) Норма права Институты права Подотрасли права Отрасли права
№ слайда 3
Система права Гражданское право (отрасль права) Обязательственное право (подотрасль) Институт поставки Институт мены Институт подряда
№ слайда 4
Отрасли права Конституционное Административное Гражданское Семейное Трудовое Уголовное Финансовое Уголовно-процессуальное Гражданско-процессуальное
№ слайда 5
Отношения, регулируемые отраслями права
№ слайда 6
№ слайда 7
Классификация отраслей права
№ слайда 8
Публичное и частное право
№ слайда 9
Публичное и частное право
№ слайда 10
Классификация отраслей права
№ слайда 11
№ слайда 12
Романо-германская семья Правовые нормы – общие правила поведения; Господствующая роль отводится закону; Строгая иерархия источников права; Наличие кодексов по разным отраслям
№ слайда 13
Англо-саксонская семья Особая роль в создании правовых норм; Право прецедента; Иерархия прецедентов
№ слайда 14
Виды источников права
№ слайда 15
Использованная литература: Обществознание. Учебник для 10 кл. Под ред. Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень. Просвещение. 2008 П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. АСТ. Астрель. Москва.2010 Обществознание для абитуриентов. Серия «Домашний репетитор». Айрис ПРЕСС. 2007 А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. Обществознание. ЕГЭ. Тематическая тетрадь. Издательство «Экзамен». 2010
Автор статьи
Читайте также: