Преступления против религии рассматривались в каких судах

Обновлено: 24.04.2024

1. Как назывались акты, закрепляющие отношения личной зависимости в период раннего средневековья:

2. Феодальный иммунитет это:

а) свобода феодалов от повинностей

б) личная неприкосновенность феодала

в) административная независимость феодала

3. Как называлась система личной зависимости от сеньора:

4. Как называлась форма земельного владения феодала в виде условного пожизненного владения:

5. Для средневекового права в Западной Европе был характерен:

а) партикуляризм права

б) унифицированность права

в) кодифицированность права

Тема 10. Городское право средних веков

1. Ганзейский устав регулировал отношения, связанные:

а) с морским правом и торговлей

б) с уголовным правом

в) с обязательственным правом

2. Начиная с 14 в. высшей судебной инстанцией в городах стал:

а) городской магистрат

б) высший городской суд

в) органы гильдейского и цехового самоуправления

3. Достаточным условием для действительности завещания было:

а) соблюдение устной формы при наличии двух свидетелей

б) соблюдение письменной формы, но в присутствии 1 свидетеля

в) соблюдение устной формы в присутствии 4 свидетелей

4. Наказанием за значительную кражу было:

а) смертная казнь

б) членовредительские наказания

в) по правилу композиции – штраф

5. Особенностью городского права по сравнению с общефеодальным является:

а) особая кодификационная традиция

б) большое влияние канонического права

в) ведущая роль обычая в качестве источника права

Тема 11. Каноническое право

1. Единственным официальным источником канонического права начиная с 16в. был:

а) Единый свод канонического права 1583 г.

б) Апостольские конституции

в) Свод Юстиниана

2. По решению какого собора, была значительно сужена сфера церковной юрисдикции:

а) Тридентский собор 1545-1563 гг.

б) Парижский поместный собор 614 г.

в) IV Латеранский собор 13 в.

3. В инквизиционном процессе не использовалось:

а) принцип презумпции невиновности

б) допрос под пыткой

в) теория формальных доказательств

4. «Отлучение от стола и ложа» супруга означало:

а) разлучение супругов на определенный срок

б) развод супругов

в) удаление супруга в монастырь

5. Спецификой судебного процесса являлось:

а) цель – выяснение истины по делу, даже в ущерб истцу

б) устный характер

в) отсутствие четких процедурных правил

1. Основу административно-территориальной системы управления составляли:

а) традиции позднеримского образца

б) принципиально новая собственная правовая традиция

в) образцы управления варварских племен

2. Особенностью института императорской власти было:

а) ненаследственный характер

б) по кровнородственному наследованию

в) божественный характер

3. Высший орган государственной власти при императоре:

4. Различие в правах между свободнорожденными и вольноотпущенными было уничтожено:

а) Законами Юстиниана

в) Василиками (Базиликами)

5. Юстиция в византийском государстве:

а) была неразделима с общей администрацией

б) являлась относительно самостоятельной, но фактически зависела от администрации

в) была абсолютно вне сферы влияния администрации

6. Для судопроизводства было характерно:

а) либеллярный процесс

б) неограниченное количество возможных обжалований судебных решений

в) бесплатность суда

7. Расположите преступления по степени тяжести, начиная с самого тяжелого:

а) посягательство на власть – предательство – убийство

б) убийство – предательство – посягательство на власть

в) посягательство на власть – убийство – предательство

8. Налоговые споры разрешались в суде:

а) логофета геникона

б) великого друнгария

9. Как назывался председатель Сената (глава городской администрации Константинополя):

Тема 13. Государство и право Франкского государства

1. Кто не мог наследовать землю согласно Салической Правде:

а) дочь наследодателя

б) сын наследодателя

в) брат наследодателя

2. Характерными чертами Салической Правды являются:

а) сохранение пережитков раннефеодального строя

б) абстрактные формулировки основных понятий

в) первостепенное положение норм гражданского права

3. Какие виды преступлений не были предусмотрены Салической Правдой:

а) против церкви

б) против личности

в) против собственности

4. Субъектами преступления по Салической Правде были:

а) свободные франки, литы, колоны и рабы

б) только свободные франки

в) только литы и колоны

5. Что не было присуще судебному процессу данного исторического периода:

а) письменная форма

в) единая форма процесса по уголовным и гражданским делам

6. Высшая судебная инстанция у франков:

а) Королевский суд

б) Судебное собрание франков

в) Суд рахинбургов

7. Соприсяжники – это:

а) родственники, друзья, соседи и т.д. – «свидетели доброй славы» обвиняемого

б) очевидцы преступления

в) лица, которые за определенную плату участвовали в судебных поединках вместо обвиняемого

8. По Салической Правде источником обязательств являлось:

а) причинение вреда и договор

б) только причинение вреда

в) только договор

9. По Салической Правде как называлось денежное взыскание (компенсация) за убийство:

Тема 14: Государство и право средневековой Англии

1. «Великая хартия вольностей» была провозглашена в период:

а) раннефеодальной монархии

б) сеньориальной монархии

в) абсолютной монархии Тюдоров

2. В каком суде рассматривались уголовные дела:

а) суде Королевской скамьи

б) суде Общих тяжб

в) суде Звездной Палаты

3. В средневековой Англии существовала:

а) прямая и всеобщая вассальная зависимость от короля

б) действовал принцип «вассал моего вассала – не мой вассал»

в) вассальная зависимость на основе только бенефиций

4. Право справедливости лежало в основе деятельности суда:

б) королевского апелляционного суда

в) Высокой комиссии

5. Как в английском средневековом праве называется тяжкое уголовное преступление:

Тема 15: Государство и право средневековой Франции

1. Источники средневекового обычного права назывались:

2. Парижский парламент с 1467 г. представлял собой:

а) высший суд феодальной знати

б) совещательный орган при короле

в) законодательный орган

3. Палата башенки (Турнель) с 1453 г. рассматривала:

а) особо важные уголовные и политические дела

б) пересмотр решений низших королевских судов

в) подготавливала ремонстрации на ордонансы

4. Судебный процесс с 13 века носил характер:

5. Преступления против религии рассматривалась:

а) в инквизиционных судах

б) в королевских судах

в) в Парижском парламенте

Тема 16: Государство и право в средневековой Германии

1. Вормсский конкордат 1112 г. завершил борьбу за инвеституру следующим образом:

а) духовная инвеститура осталась в руках римского папы, а светская – у императора Священной римской империи

б) право установления регалий признано за римским папой

в) и духовная, и светская власть перешла в руки германского императора

2. «Золотая булла» Карл IV 1356 г. устанавливала форму правления:

а) одновременно монархическую и олигархическую

б) монархическую – выборный император Священной римской империи

в) олигархическую – фактическое правление семи курфюрстов

3. Ландрехт – это:

а) общее земское право

б) германские обычаи

в) институт городского права

4. «Каролина» 1532 г. закрепляла положение о том, что при определении вины и меры наказания должно учитываться:

а) усмотрение судьи мнение законоведов социальное положение преступника

б) отсутствие умысла, малолетний возраст, совершение преступления при выполнении служебного долга

в) характер ущербы, рецидив, преступление против высших особ

5. В «Каролине» 1532 г. закреплен принцип:

а) презумпции виновности

б) презумпции невиновности

Тема 17. Общая характеристика государственно-правовых систем средневекового Востока. Возникновение и основные институты мусульманского права

1. Юриспруденция (правоведение) именовалась:

а) школа мусульманского права

б) преступление против общины

в) религиозное направление ислама

3. Кази (кади) – это:

в) истец по делу

4. Лучшее из доказательств для мусульманина – обвиняемого:

а) собственное признание (экроф)

б) свидетельские показания (шеходет)

в) присяга (экрор)

5. Имел ли право имам вершить правосудие по собственному разумению (без соблюдения правил судопроизводства):

в) только по делам против религии

а) название телесных наказаний

б) зарывание в землю

в) смертная казнь

7. Как называлось преступление против интересов общины («против прав Аллаха»):

Тема 18. Государство и право средневековой Японии

1. Укажите правильное следование в хронологическом порядке 1, 2 и 3 сёгунатов:

а) сёгунат Минамото, Асикага, Токугава

б) сёгунат Асикага, Минамото, Токугава

в) Асикага, Токугава, Минамото

2. Бакуфу в средневековой Японии это:

а) военно-бюрократическое правительство

б) придворная аристократия

в) руководитель самураев

3. Титул императора Японии:

4. Как называлась особая форма феодально-военной диктатуры, при которой власть в центре и на местах концентрируется в руках крупного феодала – главы могущественного клана:

5. Какие сословия представлены в японской формуле «СИ-НО-КО-СЁ»:

6. Процесс носит характер:

7. С какого возраста начинал службу японский чиновник:

8. Существовало ли административное право:

9. С какого возраста можно было вступать в брак?

а) 15 лет для юноши и 13 лет для девушки

б) 18 лет и 15 лет

в) 21 год и 18 лет

Тема 19. Государство и право средневекового Китая

1. Поставьте в правильной последовательности правления династий в средневековом Китае:

а) Тан, Сун, Юань, Мин

б) Чжоу, Тан, Мин, Юань

в) Мин, Сун, Тан, Юань

2. Назначение чиновника на должность в Средневековом Китае в соответствии с идеалом меритократии осуществлялось:

а) путем сдачи письменного экзамена

б) по приказу императора

в) по принципу местничества (по знатности рода)

3. Как именовался китайский император:

4. Укажите дошедшие до нашего времени династийные своды законов средневекового Китая:

а) законы минской династии законы династии Тан законы династии Сун законы монгольской династии Юань

в) «Яшмовое зерцало» тангутского государства (982-1227 гг.)

5. В эпоху средневековья самым легким видом наказаний из традиционной системы «пяти наказаний» являлось:

а) битье легкими бамбуковыми палками с числом ударов от 10 до 50

в) ссылка в места, отдаленные от родины преступника на 2-3 тысячи ли.

6. Кому принадлежало право окончательных утверждений смертных приговоров или помилование приговоренных к смерти:

б) Ведомству наказаний.

в) Храму большой юстиции.

7. В уездных судах в роли судьи выступал:

а) Начальник уезда.

б) Специальный чиновник, назначаемый императором.

в) Человек, избиравшийся общиной.

8. Какая отрасль права имела преобладающее значение для средневекового Китая?

а) уголовное право

б) договорное право

в) земельное право

Тема 20. Государство и право средневековой Индии

1. Государство Делийский султанат возникло на территории Индии в XII веке вследствие завоевания этой территории:

2. В 1574 г. была введена система мансабдари, которая является:

а) бюрократический аппарат по военному образцу, состоящий из ведомств

б) административное деление при падишахе Акбаре (1556-1605 гг.)

в) мусульманские высшие государственные ведомства

3. Какое наказание назначалось судье, который был уличен в продажности или несправедливости:

а) возникновения, развития и функционирования государства и права на основе выявления общих и специфических закономерностей в хронологическом порядке и в определенной конкретно-исторической обстановке;

б) историко-правовой конкретности в хронологическом порядке;

в) исторического процесса в абстрактной форме.

  1. В сравнительном правоведении (компаративистике) различают системы права:

а) романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные (мусульманскую, еврейскую), философские (дальневосточную, индусскую), скандинавскую;

б) континентальную, мусульманскую, дальневосточную;

в) романо-германскую, англосаксонскую, религиозные.

  1. Укажите этапы формирования политико-правового сообщества (этапы формирования государства):

а) оформление социально-биологической иерархии в роде, оформление социально-культурной иерархии в роде, формирование экономико-социальной иерархии, становление надобщинных властных структур в рамках племени, протогосударство, раннее государство;

б) род, племя, община, протогосударство, раннее государство;

в) род, племя, народность, нация, государство.

Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона

а) отсутствием различий рассмотрения гражданских и уголовных дел;

б) различиями в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел;

в) инквизиционным процессом.

а) принцип соответствия тяжести преступления и причинения виновному такого же вреда в уголовном праве;

б) испытание пытками для получения доказательств в судебном процессе;

в) соответствие наказания социальному уровню преступника.

  1. На какой срок заключались договора самозаклада по Законам Хаммурапи:

а) на 3 года; б) на 5 лет; в) на 7 лет.

  1. Как назывался специальный поверенный, выступавший как третье лицо при заключении договоров:

а) тамкар; б) шамаллум; в) баирум.

  1. Что применяли судьи при недостаточности доказательств:

а) ордалии; б) принцип талиона; в) помощь совета старейшин.

Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта

  1. Государственно-общественный строй в Древнем Египте в период Нового царства:

а) древневосточная монархия в форме деспотии;

б) правление военной аристократии;

в) жреческая олигархия.

  1. Как назывался верховный сановник, ближайший помощник фараона, соединивший в себе всю полноту законодательной, административной, судебной и военной власти:

а) везир (джати); б) неджес; в) номарх.

  1. Какого рода дела рассматривались в суде шести великих палат:

а) уголовные; б) финансовые и налоговые; в) любые.

  1. Высший орган судебной системы Древнего Египта:

а) Высший суд – коллегия тридцати; в) Совет десяти.

а) против фараона и жрецов; в)против собственности.

б) против религии;

а) устрашение; б) изоляция преступника; в) возмездие.

Тема 4. Государственно-правовая система Древней Индии

  1. Для какой варны не существовало смертной казни:

а) для брахманов; б) для вайшьи; в) для кшатриев.

  1. Назовите характерную особенность рабства в Древней Индии:

а) без противопоставления свободных и рабов;

б) традиционно жестокие условия рабства;

в) законодательство закрепляло полный произвол рабовладельцев.

  1. По законам Ману договор купли-продажи имел специфическую особенность:

а) его можно было расторгнуть в течение 10 дней без уважительных причин;

б) было обязательно присутствие свидетелей;

в) его могли заключать даже рабы.

  1. Что представлял из себя институт брака в Древней Индии:

а) имущественную сделку в рамках традиций индуизма;

б) договор о правах и обязанностях мужа и жены;

в) свободное сожительство.

  1. Назовите основной вид доказательства вины по Законам Ману:

а) свидетельские показания; в) ордалии.

б) обвинение потерпевшего;

а) состязательным и публичным; в) обвинительным.

Тема 5. Государственно-правовая система Древнего Китая

Медведев Валентин Григорьевич, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Тольяттинского государственного университета (Тольятти).

Статья посвящена анализу уголовного суда и процесса в Древнем Риме в период империи. Автор стремится показать изменения, происшедшие в судебной системе и уголовном судопроизводстве в исследуемый отрезок времени, выявить новые составы преступлений, раскрыть содержание процессуальных действий.

Ключевые слова: судебная комиссия, уголовный суд, уголовный процесс, преступление.

Criminal court and process in Antique Rome of empire period

The article is devoted to analysis of the criminal court and process in Antique Rome of empire period. The author aspires to show modifications in judicial system and legal criminal proceedings during research period, to light new legally defined crimes, to expose a substance of legal proceedings.

Key words: crime, criminal court, criminal process, judicial commission.

Социально-политические перемены, происходившие в римском обществе и государстве в первые века нашей эры, обусловили значительные изменения в структуре и характере суда и уголовного процесса по сравнению с предыдущим периодом истории Римской республики. В первую очередь это было связано с уменьшением роли республиканских институтов власти. Так, уже в раннем принципате при императоре Августе народное собрание римских граждан фактически утратило свое значение, в связи с чем и право апелляции к нему было отменено. Уголовная юрисдикция окончательно перешла к сенату и постоянным и специальным судам присяжных .

Уколова В.И. Римское право // А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. Античность: история и культура. М., 1994. С. 174 - 189.

Вместе с тем падала роль и этих учреждений. Их место в судебной власти постепенно стало переходить к магистратам, превратившимся из облеченных доверием "римского народа" выборных должностных лиц в императорских чиновников. В I в. функции уголовного суда в Риме были переданы городскому префекту (praefectus urbanus), который разбирал самые важные дела. Более мелкие дела рассматривались "коротким" судом начальника полиции города (praefectus vigilium). В провинциях высшая судебная власть принадлежала наместникам, которые вершили суд с помощью легатов и чиновников собственных канцелярий.

Уже в это время в государственном управлении важнейшую роль стал играть начальник императорской гвардии (praefectus praetirii), которому вместе с отдельными членами госсовета принцепс зачастую поручал рассматривать уголовные дела. Такая практика повлекла развитие экстраординарной уголовной юрисдикции префекта претория и других высших чиновников государства и соответствующее изменение судебного процесса. Указанным лицам император давал право уголовного суда не обычного, ординарного, т.е. установленного законами о судебных комиссиях, а особого, экстраординарного порядка, при котором присяжные уже не принимали участия в судах .

Кроме общей юстиции при императорах начинает формироваться и специальная, возникают сословные суды. Так, особой юрисдикцией обладали военные суды, суды для сенаторов и лиц, находившихся на придворной службе. С возникновением христианства появились особые суды для духовенства.

В имперский период изменился и характер обвинения. Если во времена республики оно носило частноправовой характер, то затем постепенно перешло в руки государства. Сначала права частных обвинителей в процессах, не связанных с политическими преступлениями, были ограничены по форме и содержанию обвинения, после был значительно сужен и круг лиц, имевших право выступать с обвинениями. Вместе с тем в политических процессах, особенно по делам об оскорблении величия, все ограничения снимались. В таких процессах заявителями могли быть женщины, вольноотпущенники (против своих патронов, что ранее не допускали ни закон, ни мораль) и лица, лишенные гражданских прав (personae infamatae), включая рабов .

Штаерман Е.М. "Рабский вопрос" в Римской империи // Вестн. древней истории. 1965. N 1. С. 24 - 45; Римские рабы // Вопр. истории. 1984. N 2. С. 102 - 118.

С I в. начала формироваться практика, когда для наиболее важных процессов, как правило, связанных с обвинением в политических или иных тяжких преступлениях, а также с должностными злоупотреблениями, обвинителей официально назначал сенат либо непосредственно император. В роли таких обвинителей выступали сенаторы. Они же вели и досудебное предварительное следствие, в ходе которого не только собирали доказательства виновности, но и проводили допрос (inquisitio), поэтому процесс и получил название инквизиционного.

Аналогичные функции выполняли и другие должностные лица. Например, praefectus vigilium как начальник полиции получил право проводить следствие по делам о тяжких преступлениях и затем выступать в суде praefectus urbanus или praefectus praetirii. Для проведения следствия и выдвижения обвинения перед судами префекта города и префекта стражи начальник полиции создавал штат профессиональных следователей из числа полицейских .

Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 153.

Привлечение должностных лиц для проведения следствия и выдвижения обвинения привело к тому, что уголовные дела постепенно стали возбуждаться без участия обвинителя из числа граждан. Старый республиканский принцип частноправового характера обвинения уходил в прошлое и фактически вытеснялся новой инквизиционной формой суда, хотя до конца империи он официально так и не был отменен никаким законом. Сначала это рассматривалось как исключение, и без частного обвинения разбирались только дела преступников, застигнутых на месте преступления, рецидивистов и бродяг. Затем это правило уже в качестве общего закрепилось в провинциях. Кроме того, дела о незначительных преступлениях стали разбираться на месте судом начальника полиции. По закону такие дела следовало "кончать немедленно, de plano". Обвиняемого при отсутствии вины надлежало "тут же отпускать", а в случае осуждения - "немедленно. дать распоряжение о битье его палками" . В IV в. император Константин окончательно установил, что ex officio преследование преступлений во имя общественного интереса должно осуществляться только магистратами.

Розыск и суд осуществлялись по определенной, выработанной римскими юристами схеме. Так, в ходе розыска следствие должно было ответить на следующие вопросы: кто совершил преступление, где оно было совершено, в какое время, с какой целью, каким способом и с чьей помощью. Судье при анализе степени общественной опасности преступного деяния и определении размера наказания следовало руководствоваться такими пунктами, как causa (причина совершения преступления), persona (личность преступника и потерпевшего), locus (место: священное или нет), tempus (время: ночь или день), qualitas (качество преступления: открытое или тайное), quantitas (количество похищенного или ущерб), eventus (последствие, т.е. оконченное преступление или покушение) .

D. 48. 19. 16.

С развитием инквизиционного процесса при допросах постепенно стали применяться пытки не только к рабам, но и к свободным гражданам (первоначально - только к бродягам), и очень скоро эта практика получила законодательное закрепление. Уже при императоре Августе ее предписывалось использовать при тяжких обвинениях, связанных, как правило, с нарушением закона об оскорблении величества, который при императорах, в отличие от суланского majestatis, получил необыкновенно широкое толкование и стал, по словам современников, всеобъемлющим. Оскорбление величества, по мнению Плиния Старшего, было "единственным и специальным преступлением всех тех, кто не совершил никакого преступления", потому что, по свидетельству Тацита, преследованию по данному закону стали подвергать не только за совершенные деяния, но также за слова и идеи . Наконец, в 212 г., проводя террор по отношению к своим политическим противникам (в числе казненных оказался и знаменитый римский юрист Папиниан), император Каракалла издал закон, дававший судье право применять пытку к любому лицу .

Тацит. Соч. 1.72 / Пер. с лат. В.И. Модестова. СПб., 1886 - 1887. Т. I - II.
Геродиан. История императорской власти после Марка. IV. 4 / Пер. с гр.; под ред. А.И. Доватура // Вестн. древней истории. 1972; 1973. N 1.

Пытки не регламентировались никакими правилами и полностью отдавались на судейское усмотрение. Практика пошла по пути применения пытки не только к обвиняемым, но и к свидетелям, если их показания вызывали подозрения или при опросе они путались либо выражали какие-либо колебания (testimonio vacillante) . Судья имел право пытать по одному и тому же делу несколько раз, если, по его мнению, этого требовали обстоятельства . В оценке показаний, полученных под пыткой, он обладал полной свободой.

D. 48. 4. 1. 7, 10.
D. 48. 18. 1. 15.

В имперский период, как и при республике, обвиняемый мог пользоваться помощью защитника. В это время римская адвокатура приобретает законченный классический вид, и слово advocatus получает значение профессионального правозащитника, а не как было ранее - родственника, патрона, друга и т.д., которые сопровождали тяжущегося в суд и давали ему там полезные советы. В период домината, когда государство стало формировать сословия по профессиональному принципу, ученые-юристы, занимавшиеся адвокатской деятельностью, также организуются в особое сословие - corpus togatorum - и прикрепляются к судам. Государство законодательно устанавливает размеры их гонораров и дисциплинарную ответственность перед судами, которым поручался надзор за деятельностью адвокатуры. Адвокаты пользовались большим авторитетом и влиянием в обществе, а разъяснения наиболее знающих и опытных юристов приравнивались к законам.

С усилением императорской власти и бюрократизацией государственного аппарата в период поздней империи должность адвоката превратилась в государственную. Адвокаты наряду с остальными чиновниками стали рассматриваться не только как подданные императора (subiecti), но и как его слуги и даже рабы (servi или douloi) . Зачастую ученые-юристы выступали в роли судебных ораторов для защиты государственных интересов, в связи с чем их авторитет и уважение в обществе падали. Кроме того, адвокаты, опасаясь своими речами в защиту обвиняемых вызвать гнев властей, все больше старались сводить выступления к простому толкованию юридических норм.

Сергеев В.С. Очерки по истории Древнего Рима. М., 1938. Ч. II. С. 669 - 671.

Начиная с I в. н.э. система преступлений претерпела значительные изменения. Императорским законодательством (указами crimina extraordinaria) было внесено много новшеств в уголовные законы Суллы и Юлия Цезаря. Вместе с тем республиканские crimina legitima в большинстве случаев продолжали оставаться основой правоприменения, особенно в период принципата. Помимо закона об оскорблении величества к новому законодательству императоров следует отнести такие составы преступлений, как клятвопреступление, поджог, неосторожное убийство, особые виды обмана (например, фальшивая клятва с упоминанием имени императора). Уголовно наказуемыми деяниями стали различные виды воровства, которые ранее влекли лишь гражданско-правовую ответственность в виде возмещения ущерба.

При императоре Августе, который вел борьбу за укрепление пошатнувшихся в конце республиканского периода нравственных и семейных устоев римского общества, появились совершенно новые виды преступлений - против брака и семьи и половые. К первым причислялись внебрачное сожительство, незаконный развод, нарушение предписаний императора по вопросам брака, ко вторым - сексуальные насилия, мужеложство и скотоложство, которые особенно широко были распространены в армии, непристойные изображения и литературные описания (например, жизни проституток) и общее проявление "разнузданности нравов" .

Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. LXXXVI. 1 - 13 / Изд. подг. С.А. Ошеров. М., 1977.

С принятием христианства в качестве официальной религии сформировался совершенно новый вид преступлений - против христианской веры и морали, которые в большинстве своем были почерпнуты из библейских законов. К числу наказуемых деяний стали относиться нарушения церковных запретов на родственные браки, инцест, браки не по вере, нарушение десяти заповедей и т.д. .

Подробнее см.: Исх. 20: 2 - 17; Второзак. 5: 7 - 12.

При императорах более сложной, жестокой и изощренной стала система наказаний. В первую очередь они служили целям устрашения. Значительно увеличилось количество случаев применения смертной казни. Например, за преступления, обычно наказывавшиеся в период республики изгнанием, осужденные часто стали подвергаться смертной казни. Смертная казнь в зависимости от воли императора применялась в различных формах: отсечение головы, сожжение на костре, распятие на кресте, повешение, расстрел стрелами и т.д. Преступников из "почтенного" сословия, как правило, казнили отсечением головы (практиковалось и вонзание меча в сердце) или приговаривали к самоубийству. Бродяг и рабов, а также некоторых представителей низших слоев общества подвергали растерзанию дикими зверями. Также применялись каторжные работы и телесные наказания, бродяг зачастую приговаривали к бессрочному заключению в тюрьму.

При императоре Константине в ходе борьбы с ересями, раздиравшими христианство (а Константину нужна была единая сильная церковь), в качестве составной части казни были введены обязательные публичные пытки . Кроме того, за преступления против церкви в уголовной юстиции стали применяться особые формы смертной казни для определенных категорий подданных. Так, женщин было положено живыми закапывать в землю, а с распространителей ересей из числа духовенства - заживо сдирать кожу. Самоубийство, инцест, родственные браки, запрещенные церковью, по законодательству Константина также влекли смертную казнь.

Ковалев С.И. История Рима. СПб., 2006. С. 800.

За преступления против нравственности и "святости брака" наказание было менее строгим, и осужденные обычно приговаривались к изгнанию из Рима (как правило, навечно), лишению политических и некоторых гражданских прав, осуждению чести. В период империи широко применялось объективное вменение, когда наказание распространялось на членов семьи осужденного, с сопутствующими наказаниями в виде конфискации имущества, аннулирования завещания, "осуждения памяти" казненного.

Нормы уголовного процесса действовали только по отношению к свободным гражданам, рабы могли быть привлечены в качестве свидетеля или обвиняемого лишь теоретически и только при исключительных обстоятельствах. Раб, осмеливавшийся выступить обвинителем против своего господина, несмотря на справедливость обвинения, по закону лишался части языка. По общему правилу раб служил в суде лишь доказательством в качестве "говорящей вещи". В силу того что по социальному положению рабы были исключены из сферы общих процессуальных отношений, наказания на них могли накладываться только во внесудебном порядке в ходе административной деятельности магистратов .

Перетерский И.С. О правовом положении рабов в Древнем Риме // Учен. зап. МЮИ. М., 1939. С. 135 - 138. Вып. I.

В целом в период империи уголовные суд и процесс претерпели значительные изменения. С одной стороны, граждане были полностью лишены права участия в правосудии и дела стали решаться единолично судьей, который, в свою очередь, превратился в государственного чиновника. Коллегия юристов, заседавшая при нем, обладала лишь правом совещательного голоса. С другой стороны, процесс судебного разбирательства сохранил старые республиканские формы. Он остался гласным, устным, в нем по-прежнему имели место прения сторон, заслушивались свидетели.

Законодательство периода поздней империи провозгласило равенство всех подданных перед законом, что формально сделало правосудие доступным для всех слоев общества, за исключением рабов. Бюрократизация судебной системы и подчинение судей наместникам провинций, а последних - императору обеспечили возможность введения апелляции. Это позволило создать практику подачи жалоб в вышестоящие суды на приговоры нижестоящих, в результате чего апелляция стала служить целям исправления судебных ошибок, контроля за правоприменением.

Bibliography

Chel'cov-Bebutov M.A. Kurs ugolovno-processual'nogo prava. SPb., 1995.

Gerodian. Istoriya imperatorskoj vlasti posle Marka. IV. 4 / Per. s gr.; pod red. A.I. Dovatura // Vestn. drevnej istorii. 1972; 1973. N 1.

Kovalev S.I. Istoriya Rima. SPb., 2006.

Pereterskij I.S. O pravovom polozhenii rabov v Drevnem Rime // Uchen. zap. MYuI. M., 1939. Vyp. I.

Rimskie raby // Vopr. istorii. 1984. N 2.

Seneka Lucij Annej. Nravstvennye pis'ma k Luciliyu. LXXXVI. 1 - 13 / Izd. podg. S.A. Osherov. M., 1977.

Sergeev V.S. Ocherki po istorii Drevnego Rima. M., 1938. Ch. II.

Shtaerman E.M. "Rabskij vopros" v Rimskoj imperii // Vestn. drevnej istorii. 1965. N 1.

Tacit. Soch. 1.72 / Per. s lat. V.I. Modestova. SPb., 1886 - 1887. T. I - II.

Ukolova V.I. Rimskoe pravo // A.I. Nemirovskij, L.S. Il'inskaya, V.I. Ukolova. Antichnost': istoriya i kul'tura. M., 1994.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Предмет нашей работы – преступления против веры и нравственности. Но это общее определение требует некоторых пояснений.

Если мы возьмем два предельных момента нашей темы – эпоху Св. Владимира и действующее право, то увидим значительную разницу в положении изучаемого нами вопроса. Разница есть и в подсудности этих преступлений и в их наказании. Тогда как первоначально они были подсудны церковному суду и наказывались церковными наказаниями, теперь они почти всецело подсудны уголовному суду и караются на общем основании наказаниями уголовными. За период десяти столетий создалось мало-по-малу перемещение религиозных преступлений из одной сферы суда в другую. Это перемещение не было делом насильственным. Только Петр Великий, когда он изъял из церковной подсудности преступления против нравственности, поступил, пожалуй, вопреки практике. Но Свод законов уголовных 1832 г., предоставляя суду уголовному преступления против веры, констатировал только наличное, фактическое положение дела. Таким образом перемещение создалось само собой, развилось постепенно из некоторых условий и обстоятельств практикою жизни и суда, словом было явлением естественным. Но само собою понятно, что подобное перемещение религиозных преступлений должно было отразиться так или иначе и на юридической конструкции этих преступлений. Неизбежно должны были выдвинуться в антирелигиозных и безнравственных деяниях такия стороны, которые бы позволяли им стать в один уровень со всеми другими уголовнонаказуемыми посягательствами, т. е. должно было совершиться их уголовно-юридическое преобразование. Процесс этого постепенного перемещения и преобразовании и его итоги как по отношению к уголовному праву, так и по отношению к юрисдикции церкви, – которая часть своего суда передала в ведение государственной юстиции, – и составляет предмет нашего изучения. В каком объеме и форме существовала и применялась церковная дисциплина по религиозным преступлениям, каким образом создалась их уголовная наказуемость, как последняя развивалась параллельно ослаблению церковной дисциплины, каково положение той и другой системы наказаний в настоящее время, и каковы итога указанного изучаемого перемещения дли церкви – вот ряд отдельных вопросов, решению которых посвящены дальнейшия страницы. Чтобы получит сколько-нибудь ценные результаты, мы должны были исчерпать, по возможности весь церковно- и уголовно-юридический матеріал, какой только дает история и действующее право, равно как и уголовно-юридическая доктрина прошлого и настоящаго.

Таким образом, все наше сочинение распалось на две части: 1) историко-юридическую и 2) догматико-юридическую. Первая разсматривает историю этого вопроса, а вторая дает представление о современном положении наказуемости религиозных преступлений. Историческая часть в свою очередь распадается на две главы: из них первая обнимает время до-Петровское, а вторая XVIII и XIX столетия, кончая Уложением о наказаниях уголовных и исправительных. Первая эпоха носит следы Византийских уголовно-правовых традиций; а вторая проникнута влиянием Запада, которое с Екатерины II прогрессирует, если не всегда в законодательстве, то по крайней мере в доктрине.

Идя все в глубь истории Русского права, мы приходим в конце концов к праву Византийскому. Оно хотя непосредственно в нашу тему и не входит, но игнорировано быть не может, поскольку его нормы отразились на развитии до-Петровской догмы.

Отсюда план нашего сочинения такой.

Часть первая. Преступления против веры и нравственности по римско-византийскому праву.

Часть вторая. Преступления против веры и нравственности в истории русского права.

Глава первая. Время до-Петровское.

Глава вторая. Время после-Петровское.

Часть третья. Современное положение вопроса о наказуемости религиозных преступлений по русскому праву.

Глава первая. Объем применения церковной дисциплины к преступлениям против веры и нравственности по русскому праву.

Глава вторая. Учение современной юриспруденции о наказуемости религиозных преступлений.

Глава третья. Новое Уголовное Уложение, Высочайше утвержденное 22 марта 1903 г., в его отношении к религиозным преступлениям.

При изучении взятого нами вопроса мы имели возможность воспользоваться архивом Казанской Духовной Консистории с разрешения Высокопреосвященнейшого Арсения, Архиепископа Казанского, ныне Архиепископа Харьковского, которому и выражаем свою признательность.

Приятным для себя долгом считаем принести свою искреннюю благодарность глубокоуважаемому проф. Илье Степановичу Бердникову за его руководство нами в настоящей работе, литературные указания и методологические советы, особенно драгоценные для начинающих работников пера.

Принятые сокращения многотомных изданий.

А. А. Э. = Акты, изданные Археографической Экспедицией. Тт. 1–4.

А. и.= Акты исторические. Tт. 1–5.

Д. А. И. = Дополнения к Актам Историческим. I-IX.

Д. Р. В. = Древняя Российская Вивлиоеика.

Ж. М. Н. П. = Журнал Министерства Народного Просвещения.

Ж. М. Ю. = Журнал Министерства Юстиции.

О. А. С. С. = Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Св. Синода.

О. М. А. М. Ю. = Описание документов и дел Московского Архива Министерства Юстиции.

П. С. З. = Первое Полное Собрание Законов Российской Империи.

2 П. С. З. = ВтороеПолное Собрание Законов Российской Империи.

3 П. С. З. = Третье Полное Собрание Законов Российской Империи.

П. С. П. = Полное Собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного Исповедания. Серия первая. Тт. І-VIII.

П. С. П. Сер. 2 = Полн. Собр. пост. и расп. по Вед. Прав. Исп. в царствование Елизаветы Петровна. Т. I.

П. С. Р. Л. = Полное Собрание Русских Летописей. I-XI, XIV-XV.

Р. И. Б. = Русская Историческая Библиотека.

Р. Л. А. = Русско-Ливонские Акты, собранные Напиерским.

С. Г. Г. Д. = Собрание Государственных Грамот и Договоров.

С. И. Р. И. О. = Сборник Императорского Русского Исторического Общества.

Ч. О. И. Д. = Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских.

Cod. = Codex Justiniani.

С. Th. = Codex Theodosianus (ed. Haenel).

Dig. = Digesta sive Pandecta.

Inst. = Institutiones Justiniani.

Eel. = Ecloga (Zachariă, Collectio librorum ineditorom).

Epanag. = Epanagoge (Zachariă, ibid.)

Bas. = Basilica (ed. Heimbach).

Proch. = Prochiron (Zachariă, Ὁ πϱόχειϱοϛ νόμοϛ).

Источник: Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. / Исследования Ардалиона Попова. – Казань. Тип. Императорского Университета. 1904. – 516 с.

б) государственные преступления: любые действия (и даже умысел), направленные против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена; по этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие;

в) преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, содержание без имеющегося разрешения питейных заведений и самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний, "ябедничество" или ложное обвинение ;

г) преступления против благочиния: содержание притонов укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденого, чужого, неоформленного должным образом), недозволенная запись в заклад ("боярину, в монастырь, к помещику); обложение пошлинами освобожденных от них лиц";

д) должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела, обусловленное корыстью или личной неприязнью), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах, и пр.), воинские преступления (нанесение ущерба частным лицам, мародерство, побег из части);

е) преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное (убийство родителей детьми, убийство господина рабом), нанесение увечья (тяжелого телесного повреждения), побои, оскорбление чести (в виде обиды или клеветы, распространение порочащих слухов); вовсе не наказывалось убийство изменника или вора на месте преступления.

ж) имущественные преступления: татьба простая и квалифицированная (церковная, на службе, конокрадство, совершенная в государевом дворе, кража овощей из огорода и рыбы из садка), разбой (совершаемый в виде промысла) и грабеж обыкновенный или квалифицированный (совершенный служилыми людьми или детьми в отношении родителей), мошенничество (хищение, связанное с обманом, но без насилия), поджог (пойманного поджигателя бросали в огонь), насильственное завладение чужим имуществом (землей, животными), порча чужого имущества;

Хотя Московское государство приняло в значительной степени теократический характер, но по сравнению его с современными католическими и протестантскими государствами, отличается меньшим вмешательством в дело веры. По крайней мере, преступления против веры, совсем не упоминаемые в Судебниках, отмечаются лишь в Уложении царя Алексея Михайловича с осторожной краткостью.

- Богохульство. Квалификацией состава этого преступления рассматривается не только как оскорблением словом Бога, но главным образом как неверие, отрицание его существования, что считалось посягательством на основы христианского вероучения. Так же воспрещалась хула на христианскую святыню: Христа, Святую Богородицу, святой крест и святых. Виновные наказывались смертной казнью через сожжение.

- Совращение (именно в мусульманскую веру - обрезание) из православия, “насильством” или по согласию - “обманом” безразлично ведет совратителя к смертной казни через сожжение. Закон умалчивает о совращение в другие нехристианские религии (буддизм, иудейство), конечно, потому что не предвидел практической возможности подобных случаев; но о совращении в другие христианские вероисповедания он мог умолчать намеренно; между тем практика распространяла применение этой статьи и на последний род деяний. Вероотступничество не подлежит уголовному суду государства, совращенный отдается на суд церкви.

- Насильственное обращение в православие не предусматривается в кодексах, но определяется в наказах воеводам .В этом выразился остаток древней русской веротерпимости, которая постепенно ослабевала в Московском государстве, но поддерживалась и тогда порядком вещей: огромная масса подданных принадлежала к нехристианским религиям .

- Чародейство, которое особенно приковывало внимание в 1-ом периоде (в церковных уставах и практике), теперь не так не интересовало государство; впрочем, постановления Стоглава об этом были выделены особым указом: “… к волхвам бы и к чародеям и к звездочетцам волхвовати не ходили”, под неопределенной угрозой великой царской опалы и ответственности перед духовным судом. Это постановление не принято в Уложении1649 года. По мере удаления от времен язычества, ослабляется внимание к преступлениям подобного рода; в Московскую эпоху практика фиксирует незначительное количество случаев уголовного преследования волшебства сравнительно с современной практикой в Западной Европе. Это объясняется тем, что ослабление языческих верований, мысль о волшебстве направляется на успехи научных знаний и изобретений, которых у нас в то время вовсе не было.

- Ереси и расколы так же не входят в круг предметов уголовного законодательства (в Уложении); но практика с XV века заинтересована ими гораздо больше ереси стригольников и жидовствующих, подрывавших глубокие основы христианства. Церковная власть (Геннадий Новгородский и Иосиф Волоцкий) обвиняла светскую в прослаблении еретикам и указывала на пример испанской инквизиции; но Иоанн III был осторожен и долго не вмешивался в вопросы совести, пока собор 1504 года не вынудил его прибегнуть к казням (сожжению, урезанию языка, заточению). Последующие преследования еретиков (мнимых и действительных) объясняются иногда сторонними мотивами (заточение Максима Грека при Василии Иоанновиче). Самое активное участие светская власть принимает в деле раскола XVII века, очевидно по его связи с вопросами государственного характера. Фактическое преследование раскола узаконено статьями 1685 года: за участие в расколе - ссылка, за его распространение - смертная казнь, за укрывательство раскольников, передачу их писем - кнут и ссылка.

- Нарушение церковной литургии во время службы наказывалось смертью; это не только преступление против церковного благочиния, но и проявление неверующего фанатизма. Этим можно объяснить строгость наказания сравнительно с деянием, определяемым в Уложении (гл. I ст. 3), именно оскорбление священника в церкви и как последствие - произведенный «мятеж», то есть тот же перерыв богослужения, карается лишь торговой казнью; в последнем преступлении объект сложный (против церкви и против чести частных лиц).

- Кража церковного имущества наказывалась смертью, и имение вора отдавалось церкви.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: