Преобладание государственных форм поддержки граждан характерно для какой модели социальной работы

Обновлено: 27.03.2024

Социальная работа как общественное явление прошла очень длительный исторический путь. Изучение различных эпох покалывает, что общество в каждый конкретный исторический период реализует определенную модель социальной помощи нуждающимся.

Глубинные традиции взаимопомощи и поддержки у людей проявляются в так называемой архетипической модели помощи. Изучение жизни современных аборигенов в дебрях Амазонки дает наглядные примеры взаимовыручки в трудных жизненных ситуациях в условиях первобытнообщинного строя. Защиту от различных опасностей (голод, стихийные бедствия, войны) индивиду обеспечивают его семья, род. Формы помощи, основанные на кровнородственных отношениях, не претерпели существенных из­менений и в настоящее время.

Филантропическая модель помощи зародилась в период Античности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Филантропия связывалась с появлением особых форм поддержки нуждающихся. С превращением античного государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобретает избирательный характер. Социальная помощь не распространялась на рабов, а только лишь на свободных граждан. Им предо­ставлялась помощь в виде раздачи продовольствия, денежных средств, полученных, как правило, в результате войн. Богатые семейства греческих городов-полисов выделяли их старикам, обездоленным детям, вдовам.

Традиции социальной помощи существовали и в Древнем Риме. Но помощь оказывалась лишь тем, кто был внесен в списки граждан. Для их поддержки были созданы системы пожертвований бедным. Сбором пожертвований занимались специальные общественные посредники (фасилитаторы).

Данные системы борьбы с бедностью стали прообразом современных социальных акций по сбору средств для нуждающихся. Сегодня в качестве филантропов выступают не только предприниматели, но и известные спортсмены, музыканты, художники, которые активно пропагандируют фактом своего участия идеи частной благотворительности при проведении различных соци­альных акций.

В период Средневековья в Европе стало активно развиваться церковно-монастырское попечение. Распространение христиан­ского понимания благотворительности как богоугодного дела ста­ло альтернативой сложившемуся в Античности избирательному подходу к социальной помощи. Согласно христианским догматам, милосердие и сострадание, активная поддержка должны оказы­ваться всем без исключения страждущим и нуждающимся людям. Деятельность церкви осуществлялась через монастыри, высту­павшие в качестве благотворительных организаций. При мона­стырях орденов доминиканцев, иезуитов, тамплиеров, францисканцев существовали больницы и богадельни для нищих и убогих, дома призрения для одиноких стариков, благотворительные школы, где дети из бедных семей обучались грамоте по Библии. В этих учреждениях закладывались основы медицинской помощи и просветительской деятельности для всех нуждающихся. Христианские идеи милосердия, заботы о больных и немощных нашли широкое распространение не только в поведенческих установках, но и на уровне обыденного сознания людей, со временем они приобрели форму определенных традиций. И сегодня те же идеи христианского милосердия часто объединяют религиозные и добровольческие организации во многих странах для благотворительной деятельности и решения проблем отдельных людей и территорий.

Наряду с религиозной благотворительностью в Средние века в Европе начинает развиваться и светская благотворительность, которая во многом была вызвана идеями гуманизма. Культурное движение, вошедшее в историю под названием «гуманизм», возникло во Флоренции в XIV в., когда она стала экономическим центром Италии. Через два столетия гуманизм распространился в Германии, Франции и других европейских странах. Сторонники данного подхода полагали, что в каждом человеке заложены безграничные возможности, развитие которых составляет смысл его жизни. Гуманисты создали новое мировоззрение, сущностью которого стало признание человека наивысшей ценностью.




В начале XIX в. в странах Европы и Америки началась промышленная революция, которая резко обострила социальные проблемы. Деятельность благотворительных организаций не могла снизить рост безработицы, нищеты и преступности среди населения. Становилось все более очевидным, что невмешательство государства в решение социальных проблем чревато самыми серьезными последствиями. В различных странах начинают создаваться национальные программы локализации социальных патологий. Так, в Англии оформляются закрытая (в специализирован­ных учреждениях) и открытая (на дому) системы помощи. В ряде стран появляются первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Активно развивается государственная благотворительность, которая проявляется в разработке социального законодательства, введении налогов и страхования, развитии системы образования и воспитания, проведении мероприятий по предупреждению профессионального нищенства. В истории социальной работы эта модель помощи нуждающимся получила название модели социального обеспечения. Особым ее достижением стала разработка для проблемных групп населения особых социальных программ: в области здравоохранения, обра­зования, профилактики правонарушений. Система социального обеспечения в ряде стран стала развиваться в виде агентств, организуемых и финансируемых местными властями. Однако в данной модели государственная помощь не носила систематическо­го характера, кроме того, в ней отсутствовали единые подходы к организации социальной благотворительности.

Сочетание частных и общественных инициатив при государственном законодательном регулировании социальной помощи и поддержки нуждающихся в истории социальной работы можно назвать моделью общественного призрения. Ведущая роль в ней принадлежит благотворительным обществам и организациям, ко­торые находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение включает в себя не только поддержку разных групп нуждающихся людей, но и меры по интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности, мероприятия по борьбе с безработицей, профессиональное обеспечение инвалидов, перевоспитание малолетних преступников, противодействие социальным болезням. Для данной модели характерны децентрализация финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодичес­кий характер социальной деятельности [2].

Таким образом, допрофессиональный этап социальной деятельности характеризуется разнообразными формами оказания помо­щи на основе самоорганизации различных общественных сил. Накопление богатого эмпирического опыта в этой области способ­ствовало возникновению на рубеже XIX—XX вв. института про­фессиональной социальной работы. Главным гарантом социальной защищенности становится государство. Организации обществен­ного призрения трансформируются в комплексную систему госу­дарственной, общественной и частной благотворительности.

Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX — начале XX в. в США и странах Западной Европы спо­собствовали формированию идеологии ответственности государ­ства перед личностью. Экономический прогресс, которым было отмечено развитие стран Запада в XIX в., сопровождался небыва­лым обострением социальных проблем, делавших необходимым со­здание профессиональной помощи нуждающимся. Главным гаран­том социальной защищенности становится государство, что не сни­жает значение неорганизованной благотворительности и филантропии.

Во многих европейских государствах (Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, Франция), а также в США и Канаде на рубеже XX в. появляется профессиональная форма социальной работы. Главной ее целью становится борьба с бедностью. Официальное признание социальной работы как профессии было свя­зано с появлением профессиональных школ по подготовке соци­альных работников. В США эту профессиональную деятельность стали называть социальной работой, а в странах Европы — соци­альной медициной.

Уже перед Второй мировой войной социальная работа вошла в повседневную жизнь многих стран в связи с созданием различных социальных служб, которые стали формироваться как опре­деленный сектор права, экономики и общественных связей. По­явление модели социальных служб обусловлено общественной потребностью в данных учреждениях, наличием профессионально подготовленных социальных работников и богатой исторической практикой оказания различных видов социальной помощи проблемным группам населения.

Для сети социальных служб общими стали следующие принципы деятельности:

■ всестороннее развитие «человеческого потенциала»;

■ изучение нужд и потребностей всех групп населения;

■ содействие институциональным процессам для дальней­ших социальных изменений;

■ активность населения в решении своих проблем через участие в социальных проектах.

Социальная работа стала разворачиваться в различных сферах жизнедеятельности, включая школы, образование, здравоохране­ние, армию, досуг и т.д.

В 1960-е гг. появился новый подход к пониманию социальной работы — как непосредственного взаимодействия (интреакции) социального работника и клиента. Это привело к постепенному стиранию стереотипа клиента как объекта действия. Клиент стал рассматриваться как равноправный участник изменений. Социальные работники стали концентрировать свое внимание на жизненных проблемах клиентов. Эти проблемы объединяются в три вида:

1)проблемы, которые обусловлены задачами переходных периодов жизненных циклов,

2)проблемы негативного влияния социальной и природной среды,

3)проблемы, вызванные межличностными отношениями, нарушающими нормальное функционирование семьи как малой соци­альной группы.

Начало XXI в. связывают с периодом интернационализации социальной работы. Сегодня сформированы национальные школы социальной работы и национальные модели помощи и защиты, которые разворачиваются на основе единой профессиональной идеологии. Ее целью является деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и общинам для восстановления и усиления их способности к социальному функционированию и созданию условий, способствующих реализации этой цели. Она призвана содействовать приспособлению индивидов и групп к достойной жизнедеятельности в правовом социуме. Как и любая другая профессия, социальная работа представляет собой сообще­ство специалистов, получающих за свой труд материальное воз­награждение.

Модель социальных служб в опыте зарубежных стран постепенно трансформируется. Это связано с сокращением государственных расходов на социальные нужды, с приватизацией социальных служб, децентрализацией социального обслуживания. Эти процессы дополняются активным внедрением рыночных механизмов, расширением спектра платных социальных услуг и ориентацией на разветвленную систему социального сервиса. Так, в США и Канаде государственные службы в основном занимаются оказанием финансовой помощи нуждающимся и малообеспеченным гражданам. Большую часть социальных услуг предоставляют социальные службы общественных и добровольческих организаций, а также частные агентства. Социальные работники работают в так называемых мультидисциплинарных командах. Работа в них предполагает вовлечение специалистов различного профиля (социальных работников, врачей, юристов, психологов, представителей органов) для решения проблем клиентов, повышения их жизненного уровня, социализации, реабилитации.

В скандинавских странах социальная работа рассматривается как деятельность по оказанию помощи инвалидам, семьям, группам риска в реализации их социальных прав и компенсации физических, психических, интеллектуальных или иных недостатков. В частности, для Швеции характерна психологическая структурная социальная работа, направленная на достижение «индивидуальных и общественных изменений». Важную роль играет соци­ально-педагогическая практика. Это связано с тем, что в процессе социализации у подрастающего поколения могут формироваться негативные качества, приводящие к различным патологиям (наркомания, игромания, алкоголизм). Специализированные социальные службы призваны скорректировать негативные процессы, параллельно осуществляя функции социального контроля. Охраной социальных прав граждан занимаются административные областные суды. Основная обязанность по социальному обслужи­ванию граждан возложена на муниципалитеты.

Спектр действий социальной работы включает в себя не только различные мероприятия социальной политики, но и различные формы помощи на индивидуально-личностном уровне. Практическая помощь нуждающимся лицам включает в себя различные и иды консультирования, групповую социальную работу, социальную терапию, управление социальными службами и агентства­ми. Социальные работники решают разноплановые проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Они могут заниматься административной работой и социальным планированием, поиском финансовых ресурсов для осуществления социальных акций и проектов. Многообразие направлений в социальной работе отра­жает спектр существующих проблем и путей их возможного ре­шения совместными усилиями государства, общества и институ­тами социальной работы.

В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед социальной работой, выделяют:

■ патерналистскую модель социальной работы (преоблада­ние государственных форм поддержки);

■ либеральную модель социальной работы (преобладание общественных инициатив).

Так, социальная работа в Великобритании осуществляется в основном государственными, а в США — негосударственными социальными агентствами.

Частная практика через патентованные формы социальной работы становится в разных странах мира важной альтернативой деятельности государственных социальных служб. В частном сек­торе социальные работники нанимаются на работу не агентства­ми, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финансируют свои услуги и предоставляют тот же спектр услуг, что и государственные социальные службы.

Частнопрактикующие социальные работники всегда были включены в число наиболее высокооплачиваемых профессиона­лов клинической (практической) социальной работы. Они не за­гружены административными и контролирующими обязанностя­ми, что делает их услуги для клиентов более привлекательными. В США более 25% социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором социаль­ной работы, потому что приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. В практической деятельности социальные работники должны руководствоваться следующими правилами.

■ Работники определяют, кто будет их клиентами.

■ Они нанимаются своими клиентами и несут ответствен­ность перед ними.

■ Сами устанавливают и применяют на практике собствен­ный метод лечения или вмешательства.

■ Используют в большей степени профессиональные, не­жели бюрократические, нормы для определения методов работы.

■ Получают плату за услуги непосредственно от клиентов или от финансовых агентств своих клиентов.

■ Придерживаются стандартов, этики и ценностей социаль­ной работы.

■ Несут ответственность как профессиональные социаль­ные работники [9. — С. 402—403].

Фундаментальный вопрос социальной работы, который актив­но обсуждается в западных странах: чьи интересы должен защи­щать социальный работник — государства, налогоплательщиков (работающего населения) или клиентов социальных служб? — ос­тается открытым.

Вопросы и задания

1.Раскройте особенности филантропической деятельности.

2.Сравните истоки светской и религиозной благотворитель­ности.

3.В чем своеобразие модели общественного призрения?

4.Каковы причины появления профессиональной социальной

5. Охарактеризуйте модели социальных служб.




Первоначальный этап становления теории социальной работы берет свое начало в конце XIX - начале XX в. и связан с разра­боткой этико-терапевтической модели. Она опиралась на изу­чение разнообразных форм благотворительности. Книга амери­канской исследовательницы М.Ричмонд «Дружеский визит к бед­някам: руководство для работающих в благотворительных органи­зациях» стала первым научным трактатом по социальной работе. В ней предпринята попытка анализа особенностей взаимодействия социального работника и клиента. В другой книге - «Социальные диагнозы» М. Ричмонд подробно описала методы работы с клиен­тами: социальную диагностику, методы вмешательства в проблем­ную ситуацию, социальную терапию. По ее мнению, технология социальной работы должна включать следующие этапы:

§ получение информации о проблеме клиента;

§ постановку диагноза (исследование социального откло­нения);

§ прогнозирование как анализ перспектив улучшения;

§ осуществление терапии или лечения (оказание помощи клиенту).

Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиен­та, так и его социального положения. Диагноз должен был носить научно обоснованный характер. Цель деятельности социальных работников заключалась в высвобождении ресурсов человека и гармонизации его отношений с социальным окружением. Соци­альная помощь организовывалась как косвенным «недиректив­ным» методом (воздействие на среду), так и непосредственным «директивным» методом (прямое воздействие на клиента). Дирек­тивный метод ориентировал на вовлечение клиента в выработку и принятие решения, например, при помощи советов, обсужде­нии, уговоров. Центральным лицом оказания помощи выступал социальный работник. Поэтому данный теоретический подход к социальной работе стал называться «работа с клиентом» или «ра­бота со случаем».

В своем труде «Научная школа социальной работы» М. Рич­монд предложила обширный набор схем оценки качества социальной работы, диагностики социальных проблем, которые приходится решать социальному работнику. Просветительская деятельность М. Ричмонд заложила основы теоретического подхода, кото­рый вошел в историю под названием «диагностическая школа» или «диагностический подход» в социальной работе.

Важную роль в формировании диагностической школы соци­альной работы сыграли идеи психоанализа 3. Фрейда. По мнению Фрейда и его последователей, «не человек является проблемой, а у него есть проблемы». Основная задача психоанали­за — это направленность на выявление структурных бессозна­тельных элементов психики и прояснение истинных мотивов по­ведения личности. Особенное внимание уделялось анализу отношений человека со значимыми близкими, начиная с раннего дет­ства. Целями социальной работы становились гармоничное разви­тие личности, установление добрых отношений со своим соци­альным окружением. Отклонения в поведении клиента связыва­лись с неадекватной интерпретацией чувств, потребностей, по­буждений.

Для эффективной социальной деятельности специалисту-консультанту требовались тонкая наблюдательность, невмешательство, проницательность, эмоциональная стабильность, способность к адекватному объяснению (интерпретации) поведения клиента. Его практическими задачами были «снятие болезненных симптомов» и достижение сбалансированного развития личности клиента.

Данное направление вошло в историю социальной работы как психодинамическая модель (3. Фрейд, Э.Берн и др.), в которой были обоснованы принципы индивидуальной социальной работы, диагностические процедуры и необходимость использования те­рапевтических технологий помощи.

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в «функциональной школе социальной работы». Идеологами данного направления выступали О.Ранк и Таффт. Основное внимание здесь уделяется результату взаи­модействия социального работника и клиента, а не постановке диагноза. Задача социальной работы заключалась в том, чтобы помощь была признана и осознана клиентом. В этом случае меж­ду социальным работником и клиентом устанавливались особые взаимоотношения: они становились партнерами и несли равную ответственность за изменение ситуации. Функциональная школа социальной работы стала основой для деятельности различных агентств и служб, которые предоставляли клиентам необходимые дополнительные ресурсы для их личностного и социального развития.

В 20-30-е гг. XX в. начался новый этап теоретического ос­мысления социальной работы, который был «клиентоцентриро­ванным» и получил название психосоциального подхода. Его осо­бенностью стало включение в структуру практической работы психосоциальных методов. Помощь клиентам оказывалась на ос­нове учета особенностей личности клиента и его социального окружения. Основная задача состояла в поддержании равновесия между внутренней психической деятельностью человека и отно­шениями с окружающими, влияющими на его жизнедеятель­ность. Поскольку люди принадлежат к различным социальным группам, то и их качество жизни различно. Социальному работ­нику важно выявить влияние всех факторов и постараться ком­пенсировать недостатки в развитии личности, обусловленные принадлежностью к той или иной среде.

В результате в практику были включены новые принципы, ориентирующие социального работника на понимание того, что:

■ каждый клиент является личностью, способной к изме­нениям и развитию под воздействием как внутренних факторов, так и внешних условий жизнедеятельности;

■ отношения клиента с социальным работником непосто­янны и в процессе работы могут изменяться;

■ отношения клиента с его социальным окружением так­же непостоянны и могут быть подвержены изменениям;

■ оказываемая помощь должна учитывать индивидуаль­ность клиента, его социально-экономическое положение в обществе, национальную и социальную принадлеж­ность, специфику отношений с другими людьми;

■ в процессе оказания помощи происходит коррекция по­ведения клиента, изменяется его мировоззрение.

Наиболее полно психосоциальное направление отражено в работах Холлис и Вудс.

В настоящее время психосоциальный подход находит все бо­лее широкое применение в различных сферах социальной рабо­ты: охрана детства, помощь семье, работа с пожилыми и инвали­дами, работа с этническими меньшинствами, в различных облас­тях здравоохранения.

Распространение бихевиоризма привело к появлению бихе­виористского, или поведенческого, подхода в психосоциальной практике. Данная теория основывается на идеях зависимости поведения человека от воздействий окружающей среды Дж. Уот­сона, Б. Скиннера, Э. Л. Торндайка и др. Достаточно правильно вы­строить систему социальных стимулов и подкреплений, задать «правильные» образцы для подражания, чтобы устранить нежела­тельные формы поведения у клиентов. Целью социальной работы становится усиление желаемого поведения путем использования различных видов подкрепления и социального обучения, в осно­ве которого лежит процесс подражания. Социальный работник может помочь клиенту решить его проблемы, представив ему об­разцы социально одобряемого поведения. В настоящее время би­хевиористские методы используются в различных тренингах, в программах устранения причин насилия, в брачном консульти­ровании, при решении проблем безработицы и сокращения пра­вонарушений.

Бихевиоризм — направление западной психологии, предметом которого является поведение и закономерности его формиро­вания.

Близкой к бихевиоризму считается когнитивная теория в со­циальной работе. Эта психологическая теория в социальной рабо­те ориентирована на достижение клиентами правильного понима­ния ситуации. Мышление формирует поведение, поэтому, изме­няя когнитивные (мыслительные) процессы, можно изменять дис­функциональные эмоциональные и поведенческие проявления личности (Бек, Элис, Глессер, Скотт). В рамках когнитивной тео­рии успешно применяются такие методы практической работы с клиентами, как объяснение, убеждение, интерпретация и конф­ронтация.

Чаще всего когнитивный подход применяют при решении эмо­циональных проблем, особенносвязанных с преодолением депрессии, тревожности, гнева. Особенно эффективен данный метод при работе в рамках супервизорства со специалистами, которые подверглись «профессиональной деформации».

Идеи когнитивной психологии нашли свое отражение в «задача-ориентированной» модели социальной работы. Она строится на признании врожденной склонности человека к рациональному мышлению. В ее рамках социальный работник выступает в роли учителя, побуждающего клиента к решению его жизненных про­блем через осознание ошибок и разработку шагов к их исправле­нию. Данный метод был предложен в 1970 г. С. Рейдом и Р. Эпш­тейном и успешно апробирован в социальных агентствах Развитие гуманистических идей в психологии привело к возник­новению гуманистической модели социальной работы (В. Франкл, К.Роджерс, А.Маслоу и др.). В рамках модели социальный работ­ник воспринимает клиента как человека, способного самостоятельно решать свои проблемы и брать на себя ответственность за свои действия и поступки. В своей работе социальный работник должен исходить из следующих гуманистических установок:

■ каждый клиент уникален и самоценен;

■ каждый клиент наделен потенциалом для непрерывного развития;

■ терапия должна быть ориентирована на личностный рост клиентов;

■ методы воздействия носят недирективный характер.

Основная задача - в рамках данного подхода помочь клиен­ту научиться принимать себя таким, каким он есть в действи­тельности. И это становится залогом позитивных изменений, так как происходит сокращение между «я» реальным и идеальным, воображаемым. Социальные работники «лечат словом», исполь­зуя метод логотерапии, поэтому важная роль в гуманистической модели социальной работы отводится личности терапевта, ее коммуникативным способностям и техникам общения. Соци­альный работник должен помочь клиенту найти свой неповтори­мый жизненный стиль, позволяющий получать удовольствие от жизни.

С позиций современного гуманизма благо человека - это критерий оценки всех социальных явлений действительности, а сам человек может быть для другого человека только целью, а не средством. Гуманистический тип отношений между людьми предполагает бескорыстную их основу. Развитие идей гуманизма в современном обществе привело не только к признанию за каждым человеком права на жизнь в условиях не ниже установленного Прожиточного минимума, но и предоставлению каждому нуждающемуся минимальной социально-психологической помощи и поддержки, оказываемой на безвозмездных началах за счет средств общества и государства.

Психолого-ориентированное направление в социальной рабо­те возникло как результат признания обществом права человека на получение не только материальной, но и психологической по­мощи в трудных жизненных ситуациях.

После Второй мировой войны произошла коренная переориен­тация проблематики социальной работы. Она стала формироваться на базе долгосрочных программ по оказанию помощи различным группам нуждающихся: сиротам, беженцам, эмигрантам, инвалидам.

Получают развитие социально ориентированные модели социаль­ной работы. В соответствии с новыми идеями решение проблем ока­зания помощи клиенту должно опираться на совершенствование дея­тельности, всевозможных окружающих человека социальных систем:

§ естественных (семья, друзья, коллеги по работе);

§ формальных (различные общественные организации;

§ социэтальных (различные государственные структуры - коммунальные, социальные службы, милиция и т.д.).

Задачи социальных работников заключаются в оптимизации функционирования различных типов систем через профессио­нальную работу в них и осуществление посреднической деятель­ности между клиентом и различными системами и, наконец, ак­тивизацию собственных потенциалов клиента как саморегулиру­ющейся системы. Данный подход ориентирован на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы. В основе данного подхода идеи тео­рии систем Л. фон Берталанфи.

Экологический подход в социальной работе анализирует «систе­му во взаимодействии», где под системой понимается сама лич­ность и то окружение, в котором она живет. Социальный работник действует в пограничных зонах и является преимущественно по­средником, задачей которого является воздействие как на лич­ность, так и окружающую его среду. Экологический подход актив­но используется в работе с семьями, группами людей, имеющих одинаковые проблемы; в работе с общественностью на конкретной территории; в работе с органами власти на подчиненной им терри­тории в направлении совершенствования социальной политики.

Главной целью социальной работы является усиление адаптив­ных способностей людей. Социальный работник в решении про­блем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания. В структуре социальной работы экологический подход проявляется наиболее масштабно в организации работы системы социального обеспечения и поддержки населения.

В настоящее время известны следующие концепции экосистемной теории:

§ экокритический, экосоциальный, экофеминистический подходы, изложенные к книге «Экосоциальный подход в социальной работе» под редакцией Матиса и др. (2001);

§ модель жизненного цикла, представленная Джемейн и Гиттерман, — «Модель жизненного цикла в практике со­циальной работы» (1996);

§ экосистемный подход, изложенный в работе Матайни «Основы практической социальной работы» (2002).

В середине XX в. в социальной работе начинают разрабатываться теоретические модели социальной работы, ориентированные на комплексный подход к оценке проблем жизни клиента, их типизации и обобщению. Процесс оказания помощи стал рассматриваться более широко, включая и общесоциальную проблематику. Так, модель социальной работы исходит из базовых положений социологического знания о роли социальных институтов и социальных процессов. Для повышения качества и эффективности социального обслуживания необходимо участие социальных работников в деятельности учреждений социальной сферы. К задачам оказания помощи клиентам в нормальной социализации добавились новые функции по социальной защите и поддержке различных слоев населения. Социальная работа становится инструментом обеспечения социальной устойчивости общественного развития за счет возможностей для удовлетворения актуальных социальных потребностей населения. Социальная работа приобретает характерные черты социального института и рассматривается как способ решения социальных проблем, носящих более или менее глобальный характер: безработица, миграция населения, наркомания. Структурная модель социальной работы предполагает участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различным социальным группам нуждающихся. Социально-педагогическая модель социальной работы восходит к идеям П. Наторпа о возможности интеграции воспитательных сил общества для решения социальных проблем. Свои взгляды о воспитательных возможностях общества он изложил в сочинении «Культура народа и культура личности». Идеи ученого базируются на положении о том, что процесс социализации является в основном институционализированным процессом. Он ре­ализуется через систему определенных социальных институтов (се­мья, школа, СМИ), призванных корректировать формирование со­циальных качеств личности в соответствии с общественно значи­мыми ценностями. Такой подход к осмыслению социальной рабо­ты предполагает включение в нее, как минимум, двух типов соци­альных педагогов. Один из них призван решать задачи социализа­ции и ресоциализации на уровне личности, а другой - на уровне формализованных социальных компонентов среды с учетом требо­ваний морали и ценностей общественного развития.

Таким образом, социально-педагогическая модель рассматрива­ет социальную работу как сложное явление общественной жизни и включает несколько уровней осмысления:

§ социальная работа в контексте культурно-исторического развития общества (макроуровень);

§ отдельные виды и направления социальной работы (мезо- уровень);

§ практика социальной работы с клиентами в ситуации по­вседневности (микроуровень).

На первом уровне происходит осмысление философского знания в качестве методологии профессиональной деятельности в обществе.

На втором уровне рассматривается организационный аспект социальной работы через формы ее реализации (например, город­ских социальных служб, государственных и муниципальных уч­реждений и организаций, фондов и т.д.).


Рис. 1. Классификация теорий и моделей социальной работы

На третьем уровне анализируется социальная работа с точки зрения деятельности или эффективности оказания помощи и под­держки нуждающимся.

В настоящее время большинство отечественных ученых вы­деляют следующие типы теорий и моделей социальной работы (см. рис. 1).

Профессиональная позиция социального работника должна включать в себя как можно больше объясняющих и разрешаю­щих проблему клиента гипотез для перевода абстрактных теорий в практические действия помощи клиентам. Очень часто по ана­логии с технической сферой социальную работу определяют, как своего рода социальную инженерию, конструирующую «технику» разрешения социальных проблем.

Список используемых источников:

1. Гончарова А.Н., К вопросу о создании единой теории социальной ра­боты // Социальная теория. Социальная политика: сб. науч. ст. - Вып. 3 / отв. ред. Е. В.Жижко. - Красноярск, 2005.

2. Пэйн М., Социальная работа: современная теория: учеб. пособие. — М., 2013.

3. Психология социальной работы / под ред. М.А.Гулиной. — СПб., 2013.

4. Рузанов В.И., Гончарова А.Н. Актуальные проблемы теории соци­альной работы: моногр. - Красноярск, 2005.

5. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И.Холостовой. — М., 2014.

6. Фирсов М. В. Психология социальной работы: Содержание и мето­ды психосоциальной практики: учеб. пособие. — М., 2013.

7. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учеб. пособие. — М., 2013.

Вопросы и задания

1. Дайте краткую характеристику различным теоретическим под­ходам социальной работы.

2. В чем заключаются особенности психолого-ориентированных моделей социальной работы?

3. Раскройте содержание социально ориентированных моделей социальной работы.

Темы для докладов и рефератов

Теория социальной работы: единство или многообразие.

Теория социальной работы: современное состояние и пути разви­тия новой науки.

Модель социальной работы, взаимопомощь, благотворительность, филантропия, церковно-монастырское попечение, добровольческий и институциональный уровни социальной работы, общее призрение, про­фессиональная социальная работа, интернационализация социальной ра­боты, частная практика социальной работы.

Социальная работа как общественное явление имеет довольно длительный исторический путь. Изучение различных эпох показы­вает, что общество в каждый конкретный исторический период ре­ализует определенную модель социальной помощи нуждающимся.

Модель социальной работы — набор определенных символов, правил, которые по уровню своей абстрактности соотносятся с реальной практикой социальной работы.

Глубинные традиции взаимопомощи и поддержки у людей про­являются в так называемой архетипической модели помощи. Изу­чение жизни современных аборигенов в дебрях Амазонки дает наглядные примеры взаимовыручки в трудных жизненных ситуа­циях в условиях первобытнообщинного строя. Защиту от различ­ных опасностей (голод, стихийные бедствия, войны) индивиду обеспечивают его семья, род. Формы помощи, основанные на кровнородственных отношениях, не претерпели существенных из­менений и в настоящее время.

Филантропическая модель помощи зародилась в период Ан­тичности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Филантропия связывалась с появлением особых форм поддержки нуждающих­ся. С превращением античного государства в инструмент господ­ ства частных собственников социальная помощь приобретает избирательный характер. Социальная помощь не распространя­лась на рабов, а только лишь на свободных граждан. Им предоставлялась помощь в виде раздачи продовольствия, денежных средств, полученных, как правило, в результате войн. Богатые семейства греческих городов-полисов выделяли их старикам, обездоленным детям, вдовам.

Традиции социальной помощи существовали и в Древнем Риме. Но помощь оказывалась лишь тем, кто был внесен в спис­ки граждан. Для их поддержки были созданы системы пожертво­ваний бедным. Сбором пожертвований занимались специальные общественные посредники (фасилитаторы).

Данные системы борьбы с бедностью стали прообразом совре­менных социальных акций по сбору средств для нуждающихся. Сегодня в качестве филантропов выступают не только предпри­ниматели, но и известные спортсмены, музыканты, художники, которые активно пропагандируют фактом своего участия идеи частной благотворительности при проведении различных соци­альных акций.

В период Средневековья в Европе стало активно развиваться церковно-монастырское попечение. Распространение христиан­ского понимания благотворительности как богоугодного дела ста­ло альтернативой сложившемуся в Античности избирательному подходу к социальной помощи. Согласно христианским догматам, милосердие и сострадание, активная поддержка должны оказы­ваться всем без исключения страждущим и нуждающимся людям. Деятельность церкви осуществлялась через монастыри, высту­павшие в качестве благотворительных организаций. При мона­стырях орденов доминиканцев, иезуитов, тамплиеров, францис­канцев существовали больницы и богадельни для нищих и убо­гих, дома призрения для одиноких стариков, благотворительные школы, где дети из бедных семей обучались грамоте по Библии. В этих учреждениях закладывались основы медицинской помо­щи и просветительской деятельности для всех нуждающихся. Христианские идеи милосердия, заботы о больных и немощных нашли широкое распространение не только в поведенческих установках, но и на уровне обыденного сознания людей, со вре­менем они приобрели форму определенных традиций. И сегод­ня те же идеи христианского милосердия часто объединяют ре­лигиозные и добровольческие организации во многих странах для благотворительной деятельности и решения проблем отдель­ных людей и территорий.

Благотворительная деятельность — это социальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказании помощи и поддержки нуждающимся лицам. Данный вид деятельности не регламентирован, что позволяет ей более гибко реагировать на возникающие социальные проблемы.

Наряду с религиозной благотворительностью в Средние века в Европе начинает развиваться и светская благотворительность, которая во многом была вызвана идеями гуманизма. Культурное движение, вошедшее в историю под названием «гуманизм», воз­никло во Флоренции в XIV в., когда она стала экономическим центром Италии. Через два столетия гуманизм распространился в Германии, Франции и других европейских странах. Сторонники данного подхода полагали, что в каждом человеке заложены без­граничные возможности, развитие которых составляет смысл его жизни. Гуманисты создали новое мировоззрение, сущностью ко­торого стало признание человека наивысшей ценностью.

Распространению модели общественной благотворительности способствовали также идеи Просвещения, которое появилось как европейское идейное течение в XVII—XVIII вв. Система взглядов просветителей (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер и Т. Джефферсон) существенно поменяли представления о роли искусства, философии и политики. Согласно их представ­лениям, общество должно находиться в гармонии как с окружа­ющим миром, так и с человеческой природой. Средством дости­жения такой гармонии просветители считали образование, кото­рое должно было положить конец невежеству, являвшемуся, по их мнению, главной причиной социальных бедствий. Эти идеи нашли свое выражение в создании учебно-воспитательных, соци­альных благотворительных учреждений, основанных на принци­пах человеколюбия. Они существовали за счет частных пожерт­вований, обширной филантропической деятельности. Тогда перед государством еще не стояла задача оказания систематической помощи нуждающимся. Поэтому частная благотворительность ос­тавалась основной формой социальной помощи.

В начале XIX в. в странах Европы и Америки началась про­мышленная революция, которая резко обострила социальные проблемы. Деятельность благотворительных организаций не мог­ла снизить рост безработицы, нищеты и преступности среди на­селения. Становилось все более очевидным, что невмешательство государства в решение социальных проблем чревато самыми серь­езными последствиями. В различных странах начинают созда­ваться национальные программы локализации социальных пато­логий. Так, в Англии оформляются закрытая (в специализирован­ных учреждениях) и открытая (на дому) системы помощи. В ряде стран появляются первые школы профессиональной подготовки Добровольных благотворителей. Активно развивается государ­ственная благотворительность, которая проявляется в разработке социального законодательства, введении налогов и страхования, развитии системы образования и воспитания, проведении меро­приятий по предупреждению профессионального нищенства. В истории социальной работы эта модель помощи нуждающимся получила название модели социального обеспечения. Особым ее достижением стала разработка для проблемных групп населения особых социальных программ: в области здравоохранения, обра­зования, профилактики правонарушений. Система социального обеспечения в ряде стран стала развиваться в виде агентств, орга­низуемых и финансируемых местными властями. Однако в дан­ной модели государственная помощь не носила систематическо­го характера, кроме того, в ней отсутствовали единые подходы к организации социальной благотворительности.

Сочетание частных и общественных инициатив при государ­ственном законодательном регулировании социальной помощи и поддержки нуждающихся в истории социальной работы можно назвать моделью общественного призрения. Ведущая роль в ней принадлежит благотворительным обществам и организациям, ко­торые находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение включает в себя не только поддержку разных групп нуждающихся людей, но и меры по интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности, меро­приятия по борьбе с безработицей, профессиональное обеспече­ние инвалидов, перевоспитание малолетних преступников, проти­водействие социальным болезням. Для данной модели характер­ны децентрализация финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодичес­кий характер социальной деятельности.

Таким образом, допрофессиональный этап социальной деятель­ности характеризуется разнообразными формами оказания помо­щи на основе самоорганизации различных общественных сил. Накопление богатого эмпирического опыта в этой области способ­ствовало возникновению на рубеже XIX-XX вв. института про­фессиональной социальной работы. Главным гарантом социальной защищенности становится государство. Организации обществен­ного призрения трансформируются в комплексную систему государственной, общественной и частной благотворительности.

Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX - начале XX в. в США и странах Западной Европы спо­собствовали формированию идеологии ответственности государ­ства перед личностью. Экономический прогресс, которым было отмечено развитие стран Запада в XIX в., сопровождался небыва­лым обострением социальных проблем, делавших необходимым со­здание профессиональной помощи нуждающимся. Главным гаран­том социальной защищенности становится государство, что не сни­жает значение неорганизованной благотворительности и филан­тропии.

Во многих европейских государствах (Великобритания, Герма­ния, Нидерланды, Швеция, Франция), а также в США и Канаде на рубеже XX в. появляется профессиональная форма социальной работы. Главной ее целью становится борьба с бедностью. Офи­циальное признание социальной работы как профессии было свя­зано с появлением профессиональных школ по подготовке соци­альных работников. В США эту профессиональную деятельность стали называть социальной работой, а в странах Европы - соци­альной медициной.

Уже перед Второй мировой войной социальная работа вошла в повседневную жизнь многих стран в связи с созданием различ­ных социальных служб, которые стали формироваться как опре­деленный сектор права, экономики и общественных связей. По­явление модели социальных служб обусловлено общественной потребностью в данных учреждениях, наличием профессиональ­но подготовленных социальных работников и богатой историче­ской практикой оказания различных видов социальной помощи проблемным группам населения.

Для сети социальных служб общими стали сле­дующие принципы деятельности:

§ всестороннее развитие «человеческого потенциала»;

§ изучение нужд и потребностей всех групп населения; в содействие институциональным процессам для дальней­ших социальных изменений; а активность населения в решении своих проблем через участие в социальных проектах.

Социальная работа стала разворачиваться в различных сферах жизнедеятельности, включая школы, образование, здравоохране­ние, армию, досуг и т.д.

В 1960-е гг. появился новый подход к пониманию социальной работы - как непосредственного взаимодействия (интреакции) со­циального работника и клиента. Это привело к постепенному сти­ранию стереотипа клиента как объекта действия. Клиент стал рас­сматриваться как равноправный участник изменений. Социальные работники стали концентрировать свое внимание на жизненных проблемах клиентов. Эти проблемы объединяются в три вида:

§ проблемы, которые обусловлены задачами переходных пери­одов жизненных циклов,

§ проблемы негативного влияния социальной и природной среды,

§ проблемы, вызванные межличностными отношениями, нарушающими нормальное функционирование семьи как малой

Начало XXI в. связывают с периодом интернационализации соци­альной работы. Сегодня сформированы национальные школы соци­альной работы и национальные модели помощи и защиты, которые разворачиваются на основе единой профессиональной идеологии. Ее целью является деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и общинам для восстановления и усиления их спо­собности к социальному функционированию и созданию условий, способствующих реализации этой цели. Она призвана содейство­вать приспособлению индивидов и групп к достойной жизнедея­тельности в правовом социуме. Как и любая другая профессия, социальная работа представляет собой сообщество специалистов, получающих за свой труд материальное вознаграждение.

Модель социальных служб в опыте зарубежных стран посте­пенно трансформируется. Это связано с сокращением государ­ственных расходов на социальные нужды, с приватизацией соци­альных служб, децентрализацией социального обслуживания. Эти процессы дополняются активным внедрением рыночных механиз­мов, расширением спектра платных социальных услуг и ориента­цией на разветвленную систему социального сервиса. Так, в США и Канаде государственные службы в основном занимаются оказа­нием финансовой помощи нуждающимся и малообеспеченным гражданам. Большую часть социальных услуг предоставляют со­циальные службы общественных и добровольческих организаций, а также частные агентства. Социальные работники работают в так называемых мультидисциплинарных командах. Работа в них предполагает вовлечение специалистов различного профиля (социальных работников, врачей, юристов, психологов, представите­лей органов) для решения проблем клиентов, повышения их жиз­ненного уровня, социализации, реабилитации.

В скандинавских странах социальная работа рассматривается как деятельность по оказанию помощи инвалидам, семьям, груп­пам риска в реализации их социальных прав и компенсации фи­зических, психических, интеллектуальных или иных недостатков. В частности, для Швеции характерна психологическая структур­ная социальная работа, направленная на достижение «индивиду­альных и общественных изменений». Важную роль играет социально-педагогическая практика. Это связано с тем, что в процес­се социализации у подрастающего поколения могут формировать­ся негативные качества, приводящие к различным патологиям (наркомания, игромания, алкоголизм). Специализированные соци­альные службы призваны скорректировать негативные процессы, параллельно осуществляя функции социального контроля. Охра­ной социальных прав граждан занимаются административные областные суды. Основная обязанность по социальному обслужи­ванию граждан возложена на муниципалитеты.

Спектр действий социальной работы включает в себя не толь­ко различные мероприятия социальной политики, но и различные формы помощи на индивидуально-личностном уровне. Практи­ческая помощь нуждающимся лицам включает в себя различные виды консультирования, групповую социальную работу, соци­альную терапию, управление социальными службами и агентства­ми. Социальные работники решают разноплановые проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Они могут заниматься административной работой и социальным планированием, поиском финансовых ресурсов для осуществления социальных акций и проектов. Многообразие направлений в социальной работе отра­жает спектр существующих проблем и путей их возможного ре­шения совместными усилиями государства, общества и институ­тами социальной работы.

В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед социальной работой, выделяют:

■ патерналистскую модель социальной работы (преоблада­ние государственных форм поддержки);

■ либеральную модель социальной работы (преобладание общественных инициатив).

Так, социальная работа в Великобритании осуществляется в основном государственными, а в США - негосударственными социальными агентствами.

Частная практика через патентованные формы социальной работы становится в разных странах мира важной альтернативой деятельности государственных социальных служб. В частном сек­торе социальные работники нанимаются на работу не агентства­ми, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финансируют свои услуги и предоставляют тот же спектр услуг, что и государственные социальные службы.

Частнопрактикующие социальные работники всегда были включены в число наиболее высокооплачиваемых профессиона­лов клинической (практической) социальной работы. Они не загружены административными и контролирующими обязанностя­ми, что делает их услуги для клиентов более привлекательными. В США более 25 % социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором социаль­ной работы, потому что приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положе­ния. В практической деятельности социальные работники должны руководствоваться следующими правилами.

§ Работники определяют, кто будет их клиентами.

§ Они нанимаются своими клиентами и несут ответствен­ность перед ними.

§ Сами устанавливают и применяют на практике собствен­ный метод лечения или вмешательства.

§ Используют в большей степени профессиональные, не­жели бюрократические, нормы для определения методов работы.

§ Получают плату за услуги непосредственно от клиентов или от финансовых агентств своих клиентов.

§ Придерживаются стандартов, этики и ценностей социаль­ной работы.

§ Несут ответственность как профессиональные социаль­ные работники Фундаментальный вопрос социальной работы, который актив­но обсуждается в западных странах: чьи интересы должен защи­щать социальный работник — государства, налогоплательщиков (работающего населения) или клиентов социальных служб - ос­тается открытым.

Список использованных источников:

1. Козлов А. А., Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспектива. — М., 2013.

2. Некрасова А.Я., Международный опыт социальной работы. — М., 2014

3. Соболева М.Е. , Социальная работа за рубежом. — СПб., 2011.

4. Социальная работа: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д, 2012.

5. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. — М., 2014.

6. Хатчинсон Г. С., Модели в социальной работе: из разных источни­ков к одному полю деятельности / под ред. Р.И.Даниловой. — Архагельск, 1999.

7. Холостова Е.И., Социальная работа как феномен цивилизованного общества // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогно­зы, технологии. — М., 2013.

8. Чорбинский С. И., Социальная работа и социальные программы в США. — М., 2013.

9. Энциклопедия социальной работы: в 3 т. — Т. 3: пер. с англ. — М., 2013.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: