Предусматривает ли законодательство рф возможность создания российских судов за ее границами

Обновлено: 19.04.2024

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" (извлечение)

Предусматривает ли законодательство РФ возможность создания российских судов за её границами?

Ответы на вопрос:

Нет не предусматривает.

Похожие вопросы

У меня такой вопрос.

Суды официально не существует в РФ на территории СССР РСФСР?

Российская федерация прекратила свое существование в 2017 году и закрывает свои фирмы.

Я гражданин СССР и у меня есть свидетельство о рождении, подтверждающие документы.

Могут ли меня суд РФ судить на провавом порядке по любому уголовному делу?

Между гражданами РФ возник семейный спор, он оба проживают длительное время за пределами РФ. Законно ли обращение истца в суд РФ если ответчик хоть и является гражданином РФ имеющим регистрацию в РФ, но более 20 лет не проживающий по месту регистрации и не имеющий имущества на территории РФ

Ответ прошу обосновать ссылками на законы и практику.

29. Оцените соответствие федеральному законодательству следующих обстоятельств: - в уставе края предусмотрено формирование краевого Верховного Суда;

- в уставе области предусмотрено формирование областного Конституционного Суда - в Конституции республики в составе Российской Федерации предусмотрено формирование республиканского Уставного Суда; - в уставе областного центра предусмотрено формирование городского Уставного Суда; - в уставе области предусмотрено формирование районных арбитражных судов; - законом республики в составе Российской Федерации изменен порядок формирования Верховного Суда республики; - законом автономного округа увеличено число районных судов, действующих на территории округа; - в Конституции республики в составе Российской Федерации предусмотрено назначение Генерального прокурора республики.

30. Оцените соответствие федеральному законодательству следующих обстоятельств: - принят закон области, в состав которой входит автономный округ, о внесении изменений в устав последнего, предусматривающий двухпалатную структуру окружного Законодательного собрания; - согласно Конституции республики в составе Российской Федерации законодательный орган государственной власти республики формируется по мажоритарной избирательной системе; - законом области установлено, что представительные органы всех поселений на территории области формируются по пропорциональной избирательной системе.

В случае, если гражданско-правовой судебный иск принят к производству, накладывает ли это ограничения на передвижения (выезд за границу) участников судебного разбирательства (ответчика)?

Здравствуйте! Распространяется ли действие законодательства РФ на действия совершенные гражданами РФ во время пребывания в другой стране, если они не нарушают законов этой страны, но нарушают законодательство РФ?

Конкретно, если гражданин РФ находясь в одном из европейских государств создает материалы явно попадающие под статью оскорбления чувств верующих, то по возвращению в РФ будут ли эти действия иметь последствия? Могут ли судить за действия совершаемые в рамках закона той страны, где они совершались? Причем сами материалы с одной стороны не предназначены для РФ и не планируются на русском, а с другой стороны, конечно же могут быть переведены даже независимыми переводчиками, проконтролировать это невозможно. То есть, возьмем самый худший случай, эти материалы становятся известными, имя гражданина РФ облетает весь мир. В определенных конфессиях в РФ начинает звучать возмущение, "да что он себе позволяет! Призвать к суду!" Понятно, что в ЕС судить его невозможно, по местным законам он ничего не нарушил. Но скажем через год, данный человек возвращается в РФ. Может ли в этом случае он быть привлечен к ответу?

Так понятно, что в Голландии гражданин РФ может купить травку, и если он ее не ввозит на территорию РФ, то последствий не возникнет. Но вопрос, это происходит так как нет доказательной базы, или так как закон РФ не распространяется на эту территорию?

Или получается, что находясь в другой стране необходимо соблюдать одновременно законодательства обоих стран? С одной стороны - абсурдно. С другой стороны, те же США иногда достают граждан даже из-за рубежа за действия считающиеся незаконными в США, но законные в других странах.

Может ли российская организация согласно законодательству РФ подлежать юрисдикции суда иностранного государства?

Еще не родился тот суд который вправе судить

Исполнительные листы, которые выдавались и выдаются до сих пор судебным приставам на основании решений судов в большинстве своем НЕ соответствуют требованиям законодательства РФ.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "Об исполнительном производстве"
Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам
3. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

Что есть "Судебный акт" и каким он должен быть?

Это судебный приказ, решение мирового судьи, решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции, постановление суда кассационной инстанции, определение кассационной инстанции суда общей юрисдикции, постановление (определение) суда надзорной инстанции и др. - всё это наименования судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые приняты в терминологии законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок судебного производства в этих судах.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.1995 г. №1268 установлено, что изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляют ТОЛЬКО предприятия, имеющие соответствующие сертификаты (п.1 Постановления) на основании разработанного и принятого Госстандарта (п.2 Постановления). Более того, перечень таких предприятий строго определен (п.3 Постановления).

При этом все инструкции, приказы и прочие нормативно-правовые акты органов власти, министерств и ведомств регламентируют порядок изготовления и использования печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в строгом соответствии с Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 г. №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» и ГОСТ Р 51511-2001.

Государственный герб Российской Федерации также может помещаться на печатях мировых судей в Российской Федерации (Указ Президента РФ от 29.05.2006 г. № 530 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации»).

Что есть "Судебный акт" по факту?

А теперь посмотрим практически любой судебный акт и увидим что «Гербовая печать», которой он заверен, НЕ соответствует требованиям закона.

Еще не родился тот суд который вправе судить

-отсутствие микротекста включающего сведения о сертификате изготовителя (п.3.2),

-отсутствие ИНН (п.3.4)

-отсутствие ОГРН (п.3.5)

-отсутствие обязательных (не менее 4-х согласно п.6.1, 6.2) элементов изображения и защиты (п.3.7)

Более того, копии решений суда не изготавливаются путем ксерокопирования с оригиналов, которые должны содержать и подпись, и гербовую печать, а распечатываются на принтере и заверяются подлинной подписью судьи и штампом «копия верна», ну и иногда несоответствующей ГОСТу печатью. Т.е. по сути судьи НИ ПОД ЧЕМ не подписываются и ответственности не несут. Тогда как же такое решение может вступить в законную силу?

Что из этого следует? То что печати, не соответствующие требованиям действующего законодательства являются поддельными, все документы, содержащие оттиск поддельной печати, ничтожны и являются предметом оконченного/совершенного преступления, предусмотренного ч.1 ст.327 УК РФ (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков), а действия должностных лиц, применяющие поддельную печать, являются незаконными и уголовно наказуемыми.

Но и это еще не всё.

Что есть "Суд" по закону?

Оказывается практически любой "суд", на основании решения которого изготовлен исполнительный лист (и заверенный не надлежащей печатью), согласно требованиям законодательства РФ. НЕ СОЗДАН. Смотрим законы:

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается. (п.1, ст.2 ФКЗ от 07.02.2011 №1 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», п.1 ст.4 ФКЗ от 31.12.1996 г. №1 «О судебной системе Российской Федерации»)
Федеральные суды создаются и упраздняются только Федеральным законом и никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации. (п.1, п.3, ст.3, ст.32, ст.35 ФКЗ от 07.02.2011 №1 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст.17 ФКЗ от 31.12.1996 г. №1 «О судебной системе Российской Федерации»)
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 года №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и настоящим Федеральным конституционным законом. (п.3 ст.1, п.1, ст.2 ФКЗ от 07.02.2011 №1 «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»,

Обращаю Ваше внимание, что использованный союз «И» в данных правовых нормах, подразумевает, что правоспособный судебный орган должен быть учреждён в соответствии И с Конституцией РФ, И с ФКЗ, что имеет отличный смысл от союза «ИЛИ», а слово «ТОЛЬКО» исключает другую возможность создания судебного органа.

Что есть "Суд" по факту?

Однако в ЕГРЮЛ Верховного суда, Судебного департамента при ВС РФ, Управления Судебного департамента субъекта также не содержится сведений о судах как филиалах или обособленных подразделениях вышеназванных государственных органов.

На официальных сайтах судов информация об их создании также отсутствует.

При этом ст.36 ФКЗ от 31.12.1996 №1 «О судебной системе Российской Федерации» не предусмотрено ни переименование судов, ни смены ориентации судов. Законом предусмотрено ТОЛЬКО учреждение, создание/упразднение или подсчёт существующих на момент принятия закона судов.

Но ведь Суд, судебная власть ОБЯЗАНА действовать на основании законов и иных нормативно-правовых актов, созданных законодательной властью и на основе её распоряжений указов, ГОСТов, и никак не вправе подменять собой законодательную власть, отменяя, изменяя, игнорируя законы и иные изданные на их основе акты. А иначе нарушается основной конституционный принцип разделения властей, что является, к тому же, признаком коррупционной составляющей. Поэтому любые локальные нормативные акты, созданные внутри судебной системы, которые противоречат, изменяют либо отменяют действия существующих законов и созданных на их основе иных нормативно правовых актов НИЧТОЖНЫ.

Готовы проверить информацию с которой ознакомились?

У Вас есть на это масса законных прав:

-Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 г. №9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г. №169-ФЗ)

-Федеральный закон от 02.05 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,

-Постановление Президиума совета судей Российской Федерации от 21.06.2010 г. №229 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления»,

-Федеральный закон №262-ФЗ от 22.12.2008 «Об обеспечении доступа к информации о деятельность судов в РФ» в т.ч. ст.4, 8, 11, 19,

-Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст.8 п.2,

-Конституция РФ ст. 24 п.2, 29 п.4, 33, 49 п.3,

-ст.8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей",

Поэтому просто сошлитесь на эти нормативные акты и напишите в суд примерно такое требование:

1. Сообщить номер и дату вступления в силу Федерального закона, в котором однозначно определено учреждение/создание организации с названием « районный суд города » или сообщить об отсутствии такого закона.

2. Сообщить номер и дату вступления в силу Федерального закона, в котором однозначно определено учреждение/создание организации с названием «Судебный участок №__ судебного района г. » или сообщить об отсутствии такого закона

3. Предоставить надлежаще заверенную в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 (ГОСТ 6.30-2003) и ГОСТ Р 51511-2001 копию с надлежаще утвержденного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.97-2016 (ГОСТ 6.30-2003) и ГОСТ Р 51511-2001 оригинала закона области «О судебных участках и должностях мировых судей области»

4. Сообщить/подтвердить/опровергнуть со ссылками на нормативно-правовые документы наличие/отсутствие правовой формы у «Судебного участка №__ судебного района г. » и « районного суда города » как юридического лица/филиала/обособленного подразделения.

5. Предоставить мотивированный ответ со ссылками на нормативно-правовые документы, позволяющие Судебному участку №__ судебного района г. вести деятельность без государственной регистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

6. Предоставить мотивированный ответ со ссылками на нормативно-правовые документы, позволяющие районному суду города вести деятельность без государственной регистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

7. Предоставить мотивированный ответ со ссылками на нормативно-правовые документы, допускающие применение должностными лицами (мировыми судьями/судьями) Судебного участка №__ судебного района г. и районного суда г. печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации не соответствующей требованиям ГОСТ Р 51511-2001.

Неправомерный отказ в предоставлении Гражданину информации, предоставление которой предусмотрено указанными выше Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, несвоевременное ее предоставление, либо предоставление заведомо недостоверной информации, влечёт ответственность:

-по ст. 5.39 (Отказ в предоставлении информации) КОАП РФ,

-по ст. 5.59 (Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан) КОАП РФ,

-по ст. 5.63 (Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг) КОАП РФ,

-по ст. 140 (отказ в предоставлении гражданину информации) УК РФ.

Уверен, в ответ Вы получите отписку со ссылкой на интернет-сайт.

p.s. Да, чуть не забыл самое главное. Посмотрите (тут всё ясно без комментариев)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 10)
    • Статья 1. Судебная власть
    • Статья 2. Законодательство о судебной системе
    • Статья 3. Единство судебной системы
    • Статья 4. Суды в Российской Федерации
    • Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей
    • Статья 6. Обязательность судебных постановлений
    • Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
    • Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия
    • Статья 9. Гласность в деятельности судов
    • Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
    • Статья 11. Судьи
    • Статья 12. Единство статуса судей
    • Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
    • Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
    • Статья 15. Несменяемость судьи
    • Статья 16. Неприкосновенность судьи
    • Статья 17. Порядок создания и упразднения судов
    • Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации
    • Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации
    • Статья 19.1. Кассационный суд общей юрисдикции
    • Статья 19.2. Апелляционный суд общей юрисдикции
    • Статья 20. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
    • Статья 21. Районный суд
    • Статья 22. Военные суды
    • Статья 23 (утратила силу)
    • Статья 24. Арбитражный суд округа
    • Статья 24.1. Арбитражный апелляционный суд
    • Статья 25. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации
    • Статья 26. Специализированные федеральные суды
    • Статья 26.1. Суд по интеллектуальным правам
    • Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации
    • Статья 28. Мировой судья
    • Статья 29. Органы судейского сообщества
    • Статья 30. Обеспечение деятельности судов
    • Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
    • Статья 32. Аппарат суда
    • Статья 33. Финансирование судов
    • Статья 34. Символы государственной власти в судах
    • Статья 35. Срок введения в действие настоящего Федерального конституционного закона
    • Статья 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после введения в действие настоящего Федерального конституционного закона
    • Статья 37. Сроки полномочий судей и арбитражных заседателей
    • Статья 38. Порядок финансирования мероприятий по реформированию судебной системы

    Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
    "О судебной системе Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г., 29 июля, 30 октября 2018 г., 8 декабря 2020 г., 16 апреля 2022 г.

    Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

    Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

    ГАРАНТ:

    Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ см. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ


    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

    О судебной системе Российской Федерации

    (с изменениями на 16 апреля 2022 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Принят
    Государственной Думой
    23 октября 1996 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    26 декабря 1996 года

    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Судебная власть

    1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

    2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

    3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Статья 2. Законодательство о судебной системе

    Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

    Статья 3. Единство судебной системы

    Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

    установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

    соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

    признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    законодательного закрепления единства статуса судей;

    финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    Статья 4. Суды в Российской Федерации

    1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

    2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

    3. К федеральным судам относятся:

    Конституционный Суд Российской Федерации;

    Верховный Суд Российской Федерации;

    кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    С 1 января 2023 года Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года N 7-ФКЗ в статью 4 настоящего Закона будут внесены изменения.

    Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

    1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

    2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

    3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

    4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

    5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

    Статья 6. Обязательность судебных постановлений

    1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

    Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

    1. Все равны перед законом и судом.

    2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

    Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

    1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

    2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

    3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

    4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

    Статья 9. Гласность в деятельности судов

    Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

    1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

    2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

    3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

    ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 11. Судьи

    1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

    Статья 12. Единство статуса судей

    Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

    1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

    1_1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей.

    2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: