Представительные органы власти в теории государства и права это

Обновлено: 22.04.2024

Классификацию органов государства можно проводить по разным основаниям.

I. По характеру функций органы делятся на следующие виды:

● Законодательные - органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят представительный характер - то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления. В современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов. Примеры законодательных представительных органов: Государственная Дума России (450 депутатов), Московская областная Дума (50 депутатов), Бундестаг ФРГ (496 депутатов), Палата представителей Конгресса США (435 представителей). Обобщающим названием для такого типа органов является термин "парламент" (французское слово, буквально означающее "говорильня").

● Исполнительные - органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.

● Судебные - органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.

Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля - например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.

II. В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на:

1. Центральные - органы, территорией деятельности которых является вся страна. Обычно руководство и основной аппарат этих органов помещается в столице страны. В федеративных государствах такие органы часто называются "федеральными". Примеры: Федеральное Собрание России, Министерство внутренних дел России, Федеральный канцлер ФРГ.

2. Региональные - органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно - формально определенная административно-территориальная единица (провинция, область). В федеративных государствах, состоящих из государственных образований - субъектов федерации, региональные органы государства могут являться как органами собственно субъекта федерации (Московская областная Дума, Сенат штата Мэрилэнд, Правительство земли Бавария), так и федеральными по своей природе органами, действующими на территории определенного субъекта федерации (Представитель Президента России по Московской области, Прокуратура города Москвы) или на территории нескольких субъектов федерации (Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Управление ФСБ России по Москве и Московской области).

3. Местные - органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая "элементарная" административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна) или даже отдельное поселение (город, поселок). Аналогично ситуации с региональными органами, можно выделить на местном уровне собственно местные органы власти (Городской Совет города Долгопрудный, Мэр города Нью-Йорка) и региональные или даже центральные по своей природе органы, действующие на местном уровне (Народный суд города Долгопрудный, Прокуратура Мытищинского района).

К этой классификации можно сделать два замечания. Во-первых, разумеется, не обязательно в конкретном государстве имеется ровно три уровня органов - центральные, региональные, местные. В небольших государствах бывает два уровня (Мальта) или даже один уровень (Сан-Марино, Андорра). В очень больших государствах число уровней может быть более трех - например, система Советов в СССР в некоторых местах включала пять уровней: Верховный Совет СССР - Верховный Совет РСФСР - Московский областной Совет - Долгопрудненский городской Совет - Поселковый Совет поселка Шереметьевский. Во-вторых, следует различать понятие "орган государства" (в том числе - центральный, региональный, местный) в теории государства и права и определение "орган государственной власти" в законодательстве конкретной страны или в политико-правовых доктринах. Например, в России органы, избираемые непосредственно населением городов и районов (районный Совет депутатов, Мэр города) определены в Конституции не как органы государственной власти, а как "органы местного самоуправления". В СССР, напротив, подобные органы рассматривались как "местные органы государственной власти". С точки зрения теории государства и права, так сказать, "в первом приближении" (когда под "государством" понимается вся организация политической власти в обществе), все эти органы безусловно являются органами государства; в следующих приближениях можно, если угодно, часть организации политической власти назвать собственно "государством", а часть - "местным самоуправлением". Важно только всегда ясно понимать, о чем идет речь.

III. По характеру (объему) полномочий государственные органы можно подразделить на следующие виды:

1. Органы общей компетенции - то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Например, Государственная Дума или Правительство России могут принимать решения по широкому кругу вопросов экономики, политики, социальной сферы.

2. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. Например, Министерство финансов занимается бюджетом и другими финансовыми вопросами, Министерство государственного имущества - приватизацией и другими вопросами, связанными с управлением и распоряжением государственной собственностью.

IV. По порядку принятия решений выделяются:

1. Коллегиальные - органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов. Например, Государственная Дума России принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов. Правительство России по определенному кругу вопросов также принимает решения исключительно на своих заседаниях - хотя, естественно, практически никогда не происходит реального "раскола голосов" между членами Правительства. Дело в том, что в Правительстве есть начальник (Председатель Правительства), а остальные члены Правительства - его подчиненные; поэтому Председатель Правительства в большинстве случаев может провести свою линию.

2. Единоличные - органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. Например, Президент России, Генеральный прокурор России, судья (в тех случаях, когда рассматривает дело единолично). Разумеется, при подготовке решений единоличного органа может участвовать много людей (например, подготовкой указов Президента России занимается Администрация Президента; судья выслушивает мнение сторон, свидетелей, экспертов), но окончательное решение принимает один человек.

V. По субъекту формирования:

1. Представительные (формируются путем выборов, например, Государственная Дума РФ);

2. Формируются иным государственными органами (например, правительство).

VI. По способу возникновения государственные органы подразделяются на:

2. Первичные органы – эти органы не создаются никакими другими органами. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

3. Производные органы – эти органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

23 вопрос. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат –категория, характеризующая систему органов государства, отражающая статический аспект существования государства и модель органов государственной власти.

Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).

Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.

Принципы организации государственного аппарата -

это исходные теоретические начала, лежащие в основе построения системы государственного аппарата, разработанные наукой, но находящие отражение в действующем законодательстве

Принципы организации государственного аппарата делятся на:

I. конституционные (базовые)

ü ст. 3 Конституции РФ

ü проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления

ü носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - народ

ü ст. 3 Конституции РФ

ü в государстве учитывается мнение большинства и существует политический плюрализм

3) социальное ориентирование

4) разделение властей

ü ст. 10 Конституции РФ

ü согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

ü предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти

ü обеспечивает механизм сдержек и противовесов в отношении органов

ü предотвращает чрезмерное усиление власти какой-либо одной ветви власти, захват власти и присвоение властных полномочий, установление диктатуры

5) отделение церкви от государства

6) разграничение компетенций органов федерации и органов субъектов федерации

ü ч.3 ст. 11 Конституции РФ

7) отделение органов местного самоуправления от органов государства

ü ст. 12 Конституции РФ

8) верховенство права и законности

9) приоритет прав и свобод личности и гражданина

10) обеспечение контроля и надзора за деятельностью органов государства

11) независимость и верховенство правосудия

II. научные (доктринальные)

1) единство властной вертикали

2) сочетание единоначалия и коллегиальности при принятии решений

ü обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата

ü предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию

3) гласность деятельности органов государственной власти

ü ч. 4 ст.29 Конституции

ü обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов

ü гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников

4) экономичность деяте

5) профессионализм государственных служащих

ü создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата

ü гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны

6) соблюдение этики в деятельности органов государства льности государственного аппарата

7) недискриминация в сочетании с цензовой системой при формировании государственного аппарата

Понятие «представительный орган власти» производно от понятия «представительная власть». Представительная власть – это комплекс полномочий, делегированных народом своим выборным представителям на строго определенный срок, а также полномочия представительных органов власти.Понятие представительной власти включает природу власти и способ ее осуществления.

Представительную власть нельзя отождествлять с законодательной властью, поскольку не всякая представительная власть включает законодательные полномочия. Представительная власть, помимо законодательных полномочий, может иметь контрольные и распорядительные полномочия.

Исходя из вышеизложенного, представительные органы власти – это являющиеся частью государственного аппарата выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения той или иной территории, формировать и выражать его волю и принимать от его имени властные юридически обязательные решения.

В Российской Федерации органы законодательной власти являются одновременно и представительными органами власти. Так, в ст. 94 Конституции РФ говориться, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. В ст. 66 Конституции упоминается, что статус области, края, города федерального значения, автономного округа, автономной области определяется уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Как видно из приведенного примера, в Российской Федерации существуют федеральный представительный орган государственной власти – Федеральное Собрание РФ и региональные представительные органы – законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Оба вида можно объединить под названием государственные представительные органы власти. Третий вид представительных органов власти современной России – представительные органы муниципальных образований, которые являются обязательным элементом структуры органов местного самоуправления.

Федеральное Собрание РФ как федеральный государственный орган состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума (состоит из 450 депутатов, избираемых на всероссийских выборах на пять лет (до 2009 г. – на четыре года) – является органом национального (народного) представительства. Совет Федерации (в него входят по одному представителю от органа законодательной власти и высшего органа исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации) – является органом регионального представительства.

Основными функциями палат являются:

- участие в законодательном процессе (Государственная Дума принимает федеральные законы, а Совет Федерации одобряет их);

- осуществление парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти, за состоянием законности, правопорядка в стране (в форме парламентских слушаний, парламентского расследования, через Уполномоченного по правам человека в РФ, подотчетного Государственной Думе и т.п.);

- участие в формировании государственных органов (назначение на некоторые государственные должности (например, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы), назначение выборов Президента РФ (полномочие Совета Федерации));

- внутренняя организационная деятельность

и некоторые другие функции.

Сходными функциями обладают и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. В соответствии со ст. 5. Федерального закона 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они:

а) принимают конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

в) осуществляют иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Что касается функций представительных органов муниципальных образований, то они закреплены в ст. 35 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:

- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, каковым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением.

Характерные черты органа государства:

- это единоличное лицо или организация, входящие в единую систему государственных органов;

- действует от имени государства и по его поручению; наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения физических принудительных мер;

- имеет внутреннюю структуру, необходимую материальную базу и финансовые средства;

- обладает компетенцией, осуществляемой в процессе: принятия нормативных правовых актов - предписаний общего характера; принятия правоприменительных актов - предписаний индивидуального характера; контрольно-организационной деятельности;

- образуется и функционирует в установленном законом порядке;

- выполняет свойственные только ему задачи и функции;

- осуществляет свою деятельность на определенной территории.

На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.

Представительные (законодательные) - органы, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу

В России таким органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом и работающих на постоянной основе. Главная функция Государственной Думы - принятие федеральных законов. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издавать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ, предписаниям которых должны следовать все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, граждане.

При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу РФ.

Понятие "представительные органы" и "законодательные" не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

Представительные органы - это те органы, которые представляют весь многонациональный народ РФ, формируясь, прежде всего, путем всеобщих свободных выборов.

Исполнительные государственные органы призваны обеспечивать реализацию принятых законов, исполняя которые, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера. Высший исполнительный орган в Российской Федерации - это Правительство, возглавляемое Председателем (премьер-министром), который утверждается Государственной Думой по представлению Президента РФ. В систему исполнительных органов входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные надзоры и т.д. В систему исполнительных государственных органов власти входят и исполнительные государственные органы власти в субъектах Федерации.

В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.

Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении РФ (п."г" ст.71 Конституции). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией (ст.71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) ст.73 Конституции РФ;

Органы исполнительной государственной власти субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - устанавливаются субъектами Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и с общими принципами организации исполнительных органов власти, закрепленными федеральным законом (ч.1 ст.77 Конституции).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч.2, ст.77 Конституции)*(24). Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст.118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе в РФ", правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст.46 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля; рассматривает дела о соответствии других нормативных правовых актов Конституции РФ, дает ее толкование. Осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ".

Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и др. делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет над ними надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура РФ - в соответствии с ч.1 ст.129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет разносторонний надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Силовые структуры - армия, разведка, следственные изоляторы, тюрьмы - могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие и другие технические средства принуждения, но только в рамках и на основе закона.

Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Деятельность Вооруженных Сил осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.

Представительные органы государственной власти – это законодательные учреждения и местные органы власти. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства (федеральное собрание). Таковыми являются парламенты (сейм, конгресс). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура устанавливается для поддержания равновесия между законодательной и исполнительной властью.

1. Рассмотрение проекта государственного бюджета и его утверждение или отклонение.

2. Контролирует органы исполнительной власти, в парламентарных республиках парламент избирает президента, а также главу правительства и членов кабинета министров.

3. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентом за свою деятельность.

Местные органы государственной власти имеют представительный характер, действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Избираются непосредственно населением, им подчинены местные предприятия, местный бюджет, местное благоустройство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, поддержание правопорядка.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти:

Глава государства (принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов, ратифицирует международные договоры и соглашения, является главнокомандующим вооруженными силами страны, может распустить парламент, отказать в одобрении законопроекта, передать его на вторичное рассмотрение парламентом, имеет право смещать министров, чиновников, издает указы, регулирующие государственную жизнь в стране).

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительство имеет разные названия – совет министров, кабинет министров. Возглавляется главой правительства – премьер-министром; в состав правительства входят министры, возглавляющие министерства, ведомства, а также заместители главы правительства и помощники министров. В федерациях образуются правительства:

2. Членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. Министерства и ведомства призваны обеспечивать безопасность страны, поддерживать порядок, осуществлять эффективное, оптимальное управление наиболее важными сторонами жизни. При правительстве могут быть сформированы и специальные комитеты, например, комитет по внешнеэкономическим связям. Исполнительная власть на местах осуществляется либо местными органами, либо должностными лицами, назначаемыми центральной властью, либо совместно теми и другими при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану прав и интересов граждан и организаций. Суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Система судебных органов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах одновременно выполняют функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции, а их состав избирается парламентом. В России члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. Прокуратура занимается расследованием преступлений; принятием мер к нарушителям порядка, поддержанием в суде обвинения, осуществлением надзора за законностью. Нотариат – удостоверением имущественных сделок; оформлением имущественных прав; засвидетельствованием документов для придания им юридической достоверности.

Вооруженные силы

Основная задача Вооруженных сил – оборона страны от внешней агрессии. Руководство ими осуществляют глава государства или глава правительства. Как правило, верховным главнокомандующим является глава государства, при котором функционируют специальные органы: Комитет обороны, совет национальной безопасности и др. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. В состав Министерства обороны, как правило, входят: Генеральный штаб, управление главнокомандующих видами Вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министерству обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением военными соединениями и частями. Комплектование Вооруженных сил осуществляется путем всеобщей воинской обязанности, по контракту или по смешанному принципу. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба.

Контрольные вопросы

1. Основные признаки механизма государства, в чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации?

2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов?

3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития?

4. Основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни РФ?

5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?

6. Краткая характеристика представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства?

7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура.

8. Судебные органы государственной власти, их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.

9. Место Вооруженных сил в механизме государства.

Темы рефератов

1. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

2. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

3. Законодательные, исполнительные и правоохранительные государственные органы: особенности и порядок взаимодействия.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 257, 25.12.1993.

2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов. – М.: МГУ, 1993.

3. Кряжков В.П. Местное самоуправления: правовое регулирование и структура / В.П. Кряжков // Государство и право. – 1992. – № 1.

4. Лушинский В. Президент: власть по праву мандата / В. Лушинский // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

5. Мальцев Г. Новый Российский парламент / Г. Мальцев, В. Ефимов // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

6. Матузов / Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997. – С. 95-111.

7. Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика / Ю.И. Скуратов // Право и жизнь. – 1992. – № 4.

8. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1988. – № 1.

28. Из перечисленных признаков, признаками политических партий являются:

свободное создание на основе уставных документов и регистрации

необязательность решений для органов государства

формирование денежных средств для использования в интересах третьих лиц

наличие специального аппарата управления и принуждения

Дуалистическая монархия предполагает, что

1. законодательная власть осуществляется от имени парламента, а исполнительная - от имени монарха

2. государственная власть носит централизованный характер, монарх возглавляет основные ветви власти и обладает исключительными правами

3. правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах, лидер партии становится главой правительства, власть монарха является символической

Абсолютная монархия предполагает, что

1. государственная власть носит централизованный характер, монарх возглавляет основные ветви власти и обладает исключительными правами

2. законодательная власть осуществляется от имени парламент, а исполнительная - от имени монарха

3. правительство формируется из представителей партий получивших большинство на выборах, лидер партии становится главой правительства, власть монарха является символической

Парламентарная монархия - это когда

1. государственная власть носит централизованный характер, монарх возглавляет основные ветви власти и обладает исключительными правами

2. законодательная власть осуществляется от имени парламент, а исполнительная - от имени монарха

3.правительство формируется из представителей партий получивших большинство на выборах, лидер партии становится главой правительства, власть монарха является символической

Одним из основных признаков президентской республики является

1.действия и решения президента должны согласовываться с правительством

2.правительство несет ответственность перед президентом в течение срока президентских полномочий

3.правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: