Представитель налогового органа в суде

Обновлено: 27.03.2024

В целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы приказываю:

1. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов в судах первой, апелляционной инстанций, кассационной инстанции арбитражного суда округа, кассационной инстанции Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и надзорной инстанции, за направлением в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Верховный Суд Российской Федерации законных и подтвержденных доказательствами заявлений, отзывов, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб.

(в ред. Приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@)

(см. текст в предыдущей редакции)

При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, решения Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свое действие постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, а также информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, судебные акты арбитражных судов округов и Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.

(в ред. Приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение налогового органа о необжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном производстве принимается путем согласования руководителем соответствующего налогового органа докладной записки начальника юридического отдела налогового органа. Докладная записка должна содержать аргументированную позицию налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.

2. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня обеспечить представление в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации материалов судебных дел и процессуальных документов по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (начальникам территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по г. Москве, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Московской области, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу, - по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей).

Представлению подлежат материалы судебных дел независимо от того, в каких судах (арбитражных либо судах общей юрисдикции) рассматривается дело и вне зависимости от уровня соответствующей инстанции, кто является инициатором обращения в суд - налогоплательщики (налоговые агенты, иные лица) либо налоговые органы (другие государственные органы) и кто является стороной по делу - юридические, физические лица или индивидуальные предприниматели.

Представлению подлежат материалы судебных дел вне зависимости от того, каким образом сформулирован предмет требований, в том числе подлежат представлению материалы дел по заявлениям (исковым заявлениям): о признании недействительными (незаконными) решений (требований, иных актов ненормативного характера) налоговых органов; об обязании возместить суммы налога на добавленную стоимость; об обязании возвратить (зачесть) суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов; об уплате процентов за нарушение сроков, предусмотренных действующим законодательством; о признании исполненной обязанности по уплате налогов; о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц налоговых органов; о взыскании убытков; по другим категориям судебных дел.

При определении размера исковых требований подлежат учету суммовые показатели, заявленные в исковых требованиях, в том числе: суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, доначисленные (уменьшенные) по решению налогового органа; суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, указанные в требовании налогового органа (в случае, когда требование налогового органа является предметом отдельного иска); суммы налога на добавленную стоимость, в отношении которых заявлено требование об обязании налоговых органов возместить (возвратить, зачесть); суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (сборов, иных платежей), в отношении которых заявлено требование о возврате (зачете); суммы заявленных к возврату процентов за нарушение установленных законодательством сроков; суммы налогов (сборов), в отношении которых рассматривается вопрос о признании обязанности по уплате налогов (сборов) исполненной, суммы уменьшенных убытков по налогу на прибыль.

(в ред. Приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:

контроль за эффективностью представления в судах интересов налоговых органов в виде проверки наличия доказательств, правовых оснований, допустимости доказательств, а при необходимости в виде обеспечения правового сопровождения по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по г. Москве, Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей);

обязательное участие специалистов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 50 миллионов рублей, руководителю Управления ФНС России по г. Москве - по оспариваемым суммам требований свыше 100 миллионов рублей);

правовое сопровождение и участие по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

надлежащую подготовку процессуальных документов, жалоб и отзывов к ним в строгом соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

(абзац введен Приказом ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@)

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных делах и материалов судебных дел по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 200 миллионов рублей, а руководителю Управления ФНС России по г. Москве и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 300 миллионов рублей.

Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению строго по установленной форме (приложение к настоящему Приказу). Материалы судебного дела направляются с сопроводительным письмом, содержащим указанную информацию.

(в ред. Приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Из материалов судебных дел представлению при первоначальном направлении информации по спору подлежат: копии оспариваемых ненормативных правовых актов налогового органа, заявлений (исковых заявлений). При последующем направлении представлению подлежит объективная на дату направления информация по рассматриваемому спору по установленной настоящим Приказом форме, а также определения судов по судебным делам, судебные акты по делу. При необходимости в отношении конкретных дел устанавливается детальный состав представляемой информации и прилагаемых материалов, порядок их представления.

Информация по судебному спору по установленной форме предоставляется инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного и межрегионального уровня не позднее трех рабочих дней от наиболее ранней из следующих дат: дата поступления в налоговый орган определения о принятии дела к производству (повестки о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции) или дата поступления в налоговый орган искового заявления; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации от инспекций ФНС России.

Копии документов, исходящих не от налогового органа (суды, налогоплательщики, иные органы и лица), должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов в налоговый орган; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней: со дня поступления информации и материалов от инспекций ФНС России. Копии документов, исходящих от налогового органа, должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней после составления и присвоения исходящего номера документу; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов от инспекций ФНС России.

Документы, касающиеся проведения судебного заседания, до начала которого остается менее пяти рабочих дней, в обязательном порядке должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться инспекциями ФНС России по факсу в адрес юридических отделов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться по факсу в Правовое управление.

Днем поступления в налоговый орган информации о дате очередного судебного заседания является наиболее ранняя из следующих дат: день поступления в налоговый орган процессуального документа, содержащего сведения о дате судебного заседания, либо день проведения судебного заседания, в котором объявлена дата следующего судебного заседания, доведенная до сведения представителя налогового органа, участвовавшего в судебном заседании, либо день уведомления налогового органа о дате судебного заседания по факсу или телефонограммой.

5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, - вне зависимости от суммы заявленных требований.

Информация по спору подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Приказа.

Начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить представление в Правовое управление ФНС России информации и документов по судебным делам, в случае наличия спора, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, - вне зависимости от суммы заявленных требований.

(абзац введен Приказом ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@)

6. В целях эффективного взаимодействия инспекций ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и Федеральной налоговой службы при рассмотрении дел в Верховном Суде Российской Федерации инспекциями ФНС России при наличии оснований для обжалования судебных актов в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, подлежат представлению на согласование проекты кассационных жалоб в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и проекты надзорных жалоб в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам при наличии оснований для обжалования судебных актов в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, проекты согласованных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб подлежат представлению не менее чем за месяц до окончания срока подачи кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации на согласование в Правовое управление ФНС России с приложением в обязательном порядке материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных жалоб и кассационных жалоб, направленных в арбитражные суды округов, судебных актов (решений, постановлений, определений)).

Несогласованные ФНС России проекты жалоб не подлежат направлению в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию.

Направление в Правовое управление ФНС России проектов кассационных жалоб в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации и надзорных жалоб осуществляется при наличии оснований, предусмотренных статьями 291.11 и 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответственно, по судебным актам судов общей юрисдикции - статьей 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в случае наличия противоречивой судебной практики по обжалуемому судебному акту.

В Правовое управление ФНС России наряду с проектом жалобы направляются заключения начальника юридического (правового) отдела Инспекции и начальника юридического (правового) отдела управления ФНС России по субъекту Российской Федерации с указанием оснований для обжалования, наличия противоречивой судебной практики на уровне не ниже постановлений кассационной инстанции, принятых федеральными судами округов и Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации с указанием на номера конкретных дел или указание об отсутствии таковой.

Руководители (исполняющие обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальники межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам несут персональную ответственность по направлению жалоб в части наличия оснований для пересмотра судебных актов.

При направлении в Правовое управление ФНС России проектов жалоб, налоговыми органами в сопроводительном письме в обязательном порядке указывается причина и правовое обоснование необходимости обжалования принятых судебных актов.

Подлежат обязательному представлению инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление ФНС России) копии определений о передаче дела в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) процессуального документа (определения или иного документа) в инспекцию вне зависимости от суммы исковых требований по соответствующему делу. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны представляться в Правовое управление не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.

Подлежат обязательному представлению межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации в Правовое управление ФНС России проекты отзывов в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора в срок не более 7 рабочих дней со дня поступления в налоговый орган кассационной или надзорной жалобы.

Информация о дате рассмотрения, а также документы, касающиеся судебного дела, находящегося в стадии кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и надзорного производства, которые поступают в налоговый орган после получения определения о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебных актов в порядке надзора, направляются инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление ФНС России) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) соответствующего документа. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данная информация и документы должны представляться в Правовое управление ФНС России не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.

(п. 6 в ред. Приказа ФНС России от 04.09.2014 N ММВ-7-7/458@)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Правовому управлению (О.В. Овчар) по получении информации, указанной в пунктах 4, 5 и 6 настоящего Приказа, обеспечить:

контроль за эффективностью представления интересов налоговых органов в судах налоговыми органами;

при необходимости правовое сопровождение судебных дел и участие специалистов Правового управления и других управлений центрального аппарата ФНС России при рассмотрении дел в судах.

8. Признать утратившим силу Приказ Федеральной налоговой службы от 31.03.2008 N ММ-3-7/129@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах".

9. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов.

10. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова.

Налогоплательщик не должен возмещать судебные расходы налоговой инспекции, если в судебном разбирательстве участвовал представитель Управления ФНС России (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2018 по делу № А19-13398/2016). В частности, инспекторы настаивали на возмещении расходов по проезду и проживанию представителя. По мнению налоговой инспекции, участие сотрудников вышестоящего налогового органа в суде определено централизованным характером системы налоговых органов, а их финансирование осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, главным распорядителем и получателем которых является ФНС России.

Суд указал, что инспекция, как участник дела, вправе требовать возмещения понесенных издержек (п. 1-2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса). При этом издержки состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 101 АПК РФ). К судебным издержкам относятся, в частности, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе представителей (ст. 106 АПК РФ).

Вправе ли налогоплательщик учесть во внереализационных расходах затраты на перевод и нотариальное удостоверение документов для суда? Узнайте из материала "Судебные расходы в целях налогообложения прибыли" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Суд отметил, что на распределение судебных расходов не влияет обстоятельство нахождения инспекции и управления в единой централизованной системе контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Судьи считают, что буквальное толкование норм АПК РФ устанавливает распределение судебных расходов между сторонами по делу, а участие представителя не изменяет круг лиц, привлеченных к участию в деле. Более того, доверенность, выданная инспекцией сотруднику управления, не свидетельствует о том, что расходы понесла именно инспекция. Таким образом, расходы по направлению представителя осуществлены не инспекцией, а управлением.

Следовательно, основания для возмещения налогоплательщиком налоговой инспекции судебных расходов отсутствуют.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"

В целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы приказываю:

1. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, за направлением в арбитражные суды законных и подтвержденных доказательствами отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, а также заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, постановления Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судебные акты иных судов, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.

Решение налогового органа о необжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном производстве принимается путем согласования руководителем соответствующего налогового органа докладной записки начальника юридического отдела налогового органа. Докладная записка должна содержать аргументированную позицию налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.

2. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня обеспечить представление в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации материалов судебных дел и процессуальных документов по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (начальникам территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по г. Москве, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Московской области, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей).

Представлению подлежат материалы судебных дел независимо от того, в каких судах (арбитражных либо судах общей юрисдикции) рассматривается дело и вне зависимости от уровня соответствующей инстанции, кто является инициатором обращения в суд - налогоплательщики (налоговые агенты, иные лица) либо налоговые органы (другие государственные органы) и кто является стороной по делу - юридические, физические лица или индивидуальные предприниматели.

Представлению подлежат материалы судебных дел вне зависимости от того, каким образом сформулирован предмет требований, в том числе подлежат представлению материалы дел по заявлениям (исковым заявлениям): о признании недействительными (незаконными) решений (требований, иных актов ненормативного характера) налоговых органов; об обязании возместить суммы налога на добавленную стоимость; об обязании возвратить (зачесть) суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов; об уплате процентов за нарушение сроков, предусмотренных действующим законодательством; о признании исполненной обязанности по уплате налогов; о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц налоговых органов; о взыскании убытков; по другим категориям судебных дел.

При определении размера исковых требований подлежат учету суммовые показатели, заявленные в исковых требованиях, в том числе: суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, доначисленные (уменьшенные) по решению налогового органа; суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, указанные в требовании налогового органа (в случае, когда требование налогового органа является предметом отдельного иска); суммы налога на добавленную стоимость, в отношении которых заявлено требование об обязании налоговых органов возместить (возвратить, зачесть); суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (сборов, иных платежей), в отношении которых заявлено требование о возврате (зачете); суммы заявленных к возврату процентов за нарушение установленных законодательством сроков; суммы налогов (сборов), в отношении которых рассматривается вопрос о признании обязанности по уплате налогов (сборов) исполненной.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:

контроль за эффективностью представления в судах интересов налоговых органов в виде проверки наличия доказательств, правовых оснований, допустимости доказательств, а при необходимости в виде обеспечения правового сопровождения по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по г. Москве, Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей);

обязательное участие специалистов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 50 миллионов рублей, руководителю Управления ФНС России по г. Москве- по оспариваемым суммам требований свыше 100 миллионов рублей);

правовое сопровождение и участие по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных делах и материалов судебных дел по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 200 миллионов рублей, а руководителю Управления ФНС России по г. Москве и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам - по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 300 миллионов рублей.

Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению по установленной форме (приложение к настоящему приказу). Материалы судебного дела направляются с сопроводительным письмом, содержащим указанную информацию.

Из материалов судебных дел представлению при первоначальном направлении информации по спору подлежат: копии оспариваемых ненормативных правовых актов налогового органа, заявлений (исковых заявлений). При последующем направлении представлению подлежит объективная на дату направления информация по рассматриваемому спору по установленной настоящим приказом форме, а также определения судов по судебным делам, судебные акты по делу. При необходимости в отношении конкретных дел устанавливается детальный состав представляемой информации и прилагаемых материалов, порядок их представления.

Информация по судебному спору по установленной форме предоставляется инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного и межрегионального уровня не позднее трех рабочих дней от наиболее ранней из следующих дат: дата поступления в налоговый орган определения о принятии дела к производству (повестки о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции) или дата поступления в налоговый орган искового заявления; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации от инспекций ФНС России.

Копии документов, исходящих не от налогового органа (суды, налогоплательщики, иные органы и лица), должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов в налоговый орган; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации и материалов от инспекций ФНС России. Копии документов, исходящих от налогового органа, должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней после составления и присвоения исходящего номера документу; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов от инспекций ФНС России.

Документы, касающиеся проведения судебного заседания, до начала которого остается менее пяти рабочих дней, в обязательном порядке должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться инспекциями ФНС России по факсу в адрес юридических отделов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться по факсу в Правовое управление.

Днем поступления в налоговый орган информации о дате очередного судебного заседания является наиболее ранняя из следующих дат: день поступления в налоговый орган процессуального документа, содержащего сведения о дате судебного заседания, либо день проведения судебного заседания, в котором объявлена дата следующего судебного заседания, доведенная до сведения представителя налогового органа, участвовавшего в судебном заседании, либо день уведомления налогового органа о дате судебного заседания по факсу или телефонограммой.

5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, - вне зависимости от суммы заявленных требований.

Информация по спору подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 настоящего приказа.

6. В целях эффективного взаимодействия инспекций ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и Федеральной налоговой службы при рассмотрении дел в суде надзорной инстанции инспекциями ФНС России при наличии оснований для обжалования судебных актов в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, подлежат представлению на согласование проекты заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) не менее чем за два месяца до окончания срока подачи заявления в надзорную инстанцию в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление).

Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации при наличии оснований для обжалования судебных актов в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, проекты согласованных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации заявлений подлежат представлению не менее чем за месяц до окончания срока подачи заявления в надзорную инстанцию на согласование в Правовое управление с приложением в обязательном порядке материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)).

Несогласованные проекты заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов в надзорную инстанцию направлению не подлежат.

Подлежат обязательному представлению инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление) копии определений о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) процессуального документа (определения или иного документа) в инспекцию вне зависимости от суммы исковых требований по соответствующему делу. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны представляться в Правовое управление не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.

Информация о дате рассмотрения, а также документы, касающиеся судебного дела, находящегося в стадии надзорного производства, которые поступают в налоговый орган после получения определения о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебных актов в порядке надзора, направляются инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) соответствующего документа. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данная информация и документы должны представляться в Правовое управление не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.

7. Правовому управлению (О.В. Овчар) по получении информации, указанной в пунктах 4, 5 и 6 настоящего приказа, обеспечить:

контроль за эффективностью представления интересов налоговых органов в судах налоговыми органами;

при необходимости правовое сопровождение судебных дел и участие специалистов Правового управления и других управлений центрального аппарата ФНС России при рассмотрении дел в судах.

8. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 31.03.2008 N ММ-3-7/129@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах".

9. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Приказ Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"

Обзор документа

Разработаны меры по повышению эффективности защиты интересов налоговых органов в судах.

При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре в порядке надзора необходимо учитывать сложившуюся судебную практику.

Решение налогового органа о необжаловании судебных актов принимается согласованием руководителем налогового органа докладной записки начальника юридического отдела.

Начальникам инспекций необходимо представлять в региональные управления ФНС России материалы судебных дел и процессуальные документы по оспариваемым требованиям свыше 5 млн руб. (для Москвы и области, Санкт-Петербурга - 30 млн руб.).

Руководители управлений ФНС России по регионам должны контролировать эффективность представления в судах интересов налоговых органов. Для этого проверяются наличие и допустимость доказательств, правовые основания, правовое сопровождение по оспариваемым требованиям свыше 5 млн руб. (для Москвы и области, Санкт-Петербурга - 30 млн руб.).

Специалисты управлений обязательно участвуют в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам более 30 млн руб. (для Московской области, Санкт-Петербурга - 50 млн руб., Москвы - 100 млн руб.).

Если сумма требований налогоплательщика составляет более 200 млн руб. (для Москвы и инспекций по крупным налогоплательщикам - 300 млн руб.), то информация о судебных делах и материалы направляют в Правовое Управление. Также представляют сведения по спорам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики.

Приказ, ранее регулировавший данный вопрос, утратил силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Не всегда получается найти общий язык с государственными органами. Особенно ярко это проявляется при «общении» с ФНС, которая будет добиваться удовлетворения собственных интересов даже в случае обжалования. Если никакие методы воздействия не имели результата, то остается только один вариант — суд с налоговой инспекцией.

Кто может быть инициатором?

Принципиально судебное разбирательство с ФНС ничем не отличается от аналогичных споров с другими государственными органами. Возможны два варианта, при которых налоговое дело может дойти до суда:

  • налогоплательщик самостоятельно обратился в суд за обжалованием решения налогового органа, в котором неправомерно, по его мнению, он был привлечен к ответственности. В этом случае дело будет инициировано по инициативе налогоплательщика;
  • налоговая подала в суд сама. На практике данная ситуация возникает практически всегда, так как налоговый орган вынужден для взыскания сумм налога по собственной инициативе обратиться в суд.

В первом случае все довольно прозаично: если налоговые органы никак не реагируют (или решают спор не в пользу заявителя) на жалобы плательщика, то он может прибегнуть к помощи судебных инстанций. Во втором случае у налоговиков нет иных путей — если имеет место взыскание задолженности, то она обязательно производится только в судебном порядке.

Важно: обязательность обращения в суд для налоговых органов возникает в случае, если сумма долга превышает 3 тысячи рублей. Если размер задолженности меньше, то достаточно обратиться в банк должника и истребовать снятие с его счета нужных денежных средств.

Что нужно подготовить для суда?

Базовый пакет документов включает:

  • заявление для суда на налоговую инспекцию;
  • квитанцию об оплате госпошлины (300 рублей для граждан, 2000 рублей для организаций);
  • копию паспорта;
  • обжалуемое решение (акт, бездействие);
  • жалобу (если ранее уже предпринимались попытки оспаривания с ФНС);
  • приложения к заявлению.

Приложениями к заявлению выступают доказательства вашей правоты в споре. Так как конфликт связан с налогообложением, то необходимо предоставить факты, подтверждающие неправомерное взыскание долгов, исчисление налоговых сумм, непредоставление льгот и другие обстоятельства.

Как проходит судебное разбирательство?

Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.

В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:

  • налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
  • налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.

Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.

Ваш представитель должен знать специфику разрешения конфликтов с налоговыми органами. Существует объемная судебная практика с участием ФНС. При самостоятельном ведении дела вы рискуете столкнуться с большим количеством трудностей не только из-за незнания законодательства, но и по причине отсутствия опыта в спорах с налоговыми органами.

Сколько длится разбирательство?

Как правило, судебное рассмотрение споров с налоговыми органами занимает около 3 месяцев. Но дело легко может продлиться на год и больше. У налоговой инспекции есть ощутимое количество ресурсов, за счет которых она будет стремится затянуть проигрышный кейс. Нередко, при недостатке нужных доказательств, суды встают на сторону налоговиков. В таком случае есть второй шанс — начать апелляционное разбирательство путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

Возможен ли арбитражный спор с налоговиками?

Арбитражный суд с налоговой возможен, когда решения органа затронули права и интересы коммерческих организаций и предпринимателей. Обжаловать можно следующие деяния:

  • незаконное возложение обязанностей;
  • создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • действия и бездействие, которые нарушают права и интересы лиц в осуществлении предпринимательской деятельности.

Сквозь призму налоговых обязательств речь идет, в первую очередь, про незаконные штрафы в результате проверок, неправомерное начисление налогов или отказ в предоставлении различных преференций.

Как и в случае разбирательства в суде общей юрисдикции, рассмотрение спора с налоговой инспекцией в арбитражных судах подразумевает участие компетентного представителя. В конфликтах между коммерческими структурами и налоговыми органами нередко затрагиваются большие суммы и интересы бизнеса, поэтому важно заручиться поддержкой юриста, который знаком со спецификой арбитражных разбирательств.

Не рекомендуется затягивать с судебным рассмотрением. Если вы не подали заявление самостоятельно, то в случае больших сумм налоговых долгов ФНС сама начнет разбирательство с вами.

НК РФ Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

1. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный представитель налогоплательщика - индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, или доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя.

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона. Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях:

1) в правоотношениях, связанных с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также изменений указанного договора, решения о продлении срока действия договора и его прекращения;

2) в правоотношениях, связанных с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков;

3) в правоотношениях, связанных с привлечением организации к ответственности за налоговые правонарушения, совершенные в связи с участием в консолидированной группе налогоплательщиков;

4) в других случаях, когда по характеру совершаемых налоговым органом действий (бездействия) они непосредственно затрагивают права организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков.

(п. 4 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

5. По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

(п. 5 введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

6. Лицо, являющееся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные ему настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: