Предоставления о государственной власти консерваторы и радикалы

Обновлено: 24.04.2024

Под консервативной идеологией подразумевается приверженность традиционным порядкам. В её основу ложится сохранение существующих традиций и наработанных ценностей.

Представители консерваторов отрицательно относятся к радикальным реформам, ведущим к кардинальным изменениям общества. В отношении внешней политики, в целях повышения безопасности государства, опора ведётся на хорошо зарекомендовавших себя партнёров. В случае необходимости консерваторы допускают возможность применения военной силы.

Консерватор — это человек, являющийся сторонником старых традиционных принципов и доктрин развития. Главная задача консерватора заключается в содействии сохранения и стабилизации традиционных социальных и духовных институтов, норм этики, морали и базовых ценностей.

Понятие консерватизма

В основе консерватизма лежат понятия, которые характеризуется следующими чертами:

  1. Сохранение устоявшегося положения вещей.
  2. Проведение изменений не больше необходимого.
  3. Сохранение существующих традиций.
  4. Постепенность в основе развития общества.
  5. Доверие и уважение к накопленному опыту.

Консерваторы смотрят на мир, как на структуру, сформировавшуюся в длительном процессе эволюции. Поэтому резкого вмешательства реформаторских сил недопустимо.

Причина появления консерватизма

Основной причиной появления консерватизма стала прошедшая Французская революция. Стремительно развивающиеся события привели к потребности формирования новой идеи. Не всем представителям французского общества понравились бурные новшества. Новая идеология возникла как противопоставление проходившим процессам. Она дала понять, что среди населения появились протестные настроения.

Зарождение идеологи

Считается, что основной вклад в развитие идеологи внесли Эдмунт Берк, Жозеф де Местр, Томас Гоббс, Клемент Меттерних. Зарождение консерватизма относится ещё к 1660-1688 годам. Произошло это в Англии, когда в государстве у власти стоял монарх, обладавший неограниченными полномочиями.

Прошедшая революция, связанная со свержением короля Якова II, привела к провозглашению суверенитета страны, который лёг в основу идеологии. В этот период времени произошло укоренение консерватизма, который стал перерождаться из роялизма.

После 1668 года консерваторы стали называться тори. Однако последующие события отодвинули эту партию. На первый план вышли виги. Только в 1830 году партия вернула себе влияние в парламенте и стала называться по-прежнему.

Принципы консерватизма

Принципы консерватизма состоят из следующих доктрин:

  1. Развитие общества на традиционных ценностях.
  2. Проведение политики, отрицающей социальное равенство.
  3. Осознание долга каждой личностью перед государством.
  4. Отрицание политики мелиоризма, что означает улучшение состояние общества.
  5. Поддержание разделения общества по социальным иерархиям.
  6. Признание незыблемости нравственных ценностей.
  7. Критическое отношение к возможным социальным переменам за счёт политических и экономических рычагов.
  8. Признание бессмысленности изменений в жизни государства.

Консерваторы отрицают целесообразность правления демократии. По их мнению, это ведёт к хаосу в государстве. Поддерживая иерархию, представители идеологии не отрицают принципа социального равенства. Однако этот процесс, по их утверждению, должен проходить естественным путём. При этом власти необходимо стоять на страже бурного развития, предотвращая возможные перевороты.

В основе всеобщей стабильности должен лежать компромисс. Именно с его помощью можно добиться гармоничного развития страны без социальных катаклизмов.

Консерватизм и его разновидности. Таблица

Существуют разновидности консерватизма, информация о которых представлена в таблице.

В основу идеологии было положено отрицание возможности создания человеком существующего общества. На первый план выходила вера в провидение или Бога. Деяния человечества не являлись движущей силой. Такие аргументы вели к отрицанию переходных этапов революционных процессов. Консерваторы негативно относились к Французской революции, осуждая её.

Этот вид консерватизма сформировался в XIX, когда появилась буржуазия и пролетариат. Аристократия вынуждена была пойти на сближение с промышленниками. Так появилось либеральное течение. Оно поддерживало государя, но допускало наличие двухпалатного парламента.

В конце XIX начале XX века произошло окончательно сближение аристократии с буржуазией. На фоне становления рыночных отношений. формируется реформистский консерватизм, который постепенно сближается с либерализмом.

По мере укрепления буржуазной демократии некоторые представители аристократии сформировали реакционное крыло консерваторов. Цель состояла в замене парламентской системы диктаторским режимом. Так образовалось экстремистское течение консерватизма.

О типологии консерватизма

Существует несколько типологий классификаций консерватизма, разработанных разными авторами. К ним относятся:

Легитимистское направление. Основано на точке зрения законности. Означает, что во главе государства должна находиться Верховная власть. Кроме того, прийти она должна законным путём, а не на основании переворота.

Романтическое направление. Его основу оставляли консерваторы, поддерживающие идею социального неравенства. При этом чёткой программы у них не существовало.

Реально-политическое направление. Это ответвление отличалось чётко выраженным прагматизмом.

Консерватизм в России

Политика консерватизма в России появилась в начале XIX века. Проявлялось это в следующем:

В 1811 году Карамзин в своих произведениях основой благополучия общества считал авторитаризм. Он негативно относился к реформам, хотя и не отрицал необходимости европеизации общества.

В дальнейшем такое мнение поддержали Леонтьев, Победоносцев, Розанов и Тихомиров. Это проявилось в период правления Александра III.

В настоящее время такую же политику исповедует партия «Единая Россия».

Консервативные партии мира. Таблица

В настоящее время в ряде стран существуют консервативные партии. Однако их идеология корректируется в зависимости от курса страны.

Особенности консервативной партии

Благодаря Маргарет Тэтчер, консервативная партия сменила направление в пользу народного капитализма.

Была создана в 1876 году, а распущена в 1918. В дальнейшем большое количество её членов приняли участие в формировании Национальной партии.

Организация, созданная в 1929 году, постоянно имела поддержку 40 % населения. В течение все её деятельности имеет опору в лице рабочего класса.

Сформировалась она из представителей партии тори, которые покинули США после революции. Долгое время носила название Прогрессивно-консервативная партия. С 2003 года называется просто Консервативная партия.

Здесь идеология имела много направлений. Присутствовал даже биоконсерватизм.

Консерватизм в стране сформировался после Второй мировой войны. Связано это было с Шарлем де Голлем. Затем партия стала называться Союзом народного движения.

Консерватизм и современность

Во второй половине XX века консерватизм превратился в неоконсерватизм. Случилось это по следующим причинам:

  1. Необходимости приспособление идеологии к современным новшествам.
  2. Для формирования новых идей с целью успешной конкуренции с социал-демократизмом.

Современный демократизм характеризуется новыми идеологическими особенностями. Это выражается в следующем:

Произошла связь неоконсерватизма с бизнесом, у которого никогда не было своей идеологии.

Прогресс развития связывается с новейшими технологиями. В частности, с телекоммуникационными системами.

Перемены должны происходить не естественными темпами, а за счёт изменений, совершаемых сверху. При этом подчёркивается неспешность текущего процесса.

Каждый представитель общества должен опираться исключительно на свои силы и не надеяться на помощь властей. В обязанности государства входят исключительно подержания правопорядка и целостности системы.

Опора на рыночную систему хозяйствования с целью противостояния мировой нестабильности.

Консерватизм – это идеологическая система, представленная на арене политики. В мире постоянно наблюдается конкуренция за мировые ценности и инструментом в этой борьбе является идеология. Появление множества течений в консерватизме связано с тем, что не все её представители разделяли сложившиеся взгляды. Примером могут служить Германия или Италия, где консервативные идеи национализма привели к формированию фашистских партий.

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков» .

Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью. Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью [1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания.

Радикализм (лат. radix — корень) — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм» . Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.
Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремлением доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах»

Россия) Для начала - в каждом направлении есть радикальное и умеренное крыло.
Консерваторы - 1. радикальные - ничего не менять, пускай все остается, как было; 2. умеренные - изменять систему постепенными, медленными реформами. Все консерваторы - верхушка общества, богатые люди, которых все устраивало в существующем строе (например дворянство) .
Либералы - люди, которые выступали за частную собственность, свободный рынок ("гос-во не вмешивается в экономику"). В основном предприниматели, сейчас в России яркий представитель либерала - Прохоров. Подробнее - читай в википедии.
Социалисты - 1. умеренные выступали за демократические реформы; 2. радикалы (революционеры) - выступали за революцию. Их идеалы - утопическое гос-во, которое описал Томас Мор. Пример: умеренные - меньшевики, радикалы - большевики.
Есть ещё анархисты, если нужно - ищи)

Консерваторы придерживаются традиционности, либералы выступают за реформы. Консерваторы выступают за сильную семью, сильное государство, сильную армию, за соборность и общность, сильную роль церкви. либералы за свободные отношенияи свободную любовь, за свободу совести, за индивидуализм, за невмешательство государства в жизнь человека, за размываение государственных границ и создание надгосударственных образований.
В экономике консерваторы выступают за государственную помощь неимущим, либералы - за поддержку государством в первую очередь бизнеса

есть несколько определений консерватизма
Консерватизм — направление в политике, отстаивающее существующий государственный и общественный порядок, в противоположность либерализму, требующему необходимых улучшений и реформ… (Брокгауз и Ефрон)
Консерватизм — приверженность ко всему устаревшему, отжившему, косному; враждебность и противодействие прогрессу, всему новому, передовому в… (БСЭ)
Консерватизм — идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. лат.
Консерватизм — принцип осмотрительности — общепринятый принцип предполагающий определенную степень осторожности в формировании суждений, необходимых в производстве расчетов в условиях…
Консерватизм — совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков, восстановления утраченных позиций, в признании ценности идеалов прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции конца XVIII в. (Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Бональд) . В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.
Является одной из четырех так называемых базовых идеологий (то есть имеющих за собой традицию и продолжающих «работать» сегодня) демократизм, либерализм, социализм и консерватизм. «Лозунгом социализма служит всеобщее равенство. Лозунгом демократизма — полноправное членство. Либерализма — индивидуальная свобода. Консерватизма — традиционное единство»

А вот про либерализм
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью [1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание: [2][3]
данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность) , а также других гражданских прав;
равноправия и равенства перед законом;
рыночной экономики;
ответственности правительства и прозрачности государственной власти.
Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.
Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.
Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Либерализм (либеральная идеология) — учение и общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности (от лат. liberalis — свободный, касающийся свободы, присущий свободному человеку) , ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду. Основные идеи и положения либерализма восходят к периоду буржуазных революций XVII-XVIII вв. Мировоззренческие истоки либерализма лежат в римском праве, идеях автономности и самоценности личности, космополитизма, терпимости, гуманизма, индивидуализма и демократии. В политической области либерализм исходит из представления о юридическом равенстве граждан, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции, а также неразрывности свободы и ответственности личности, составляющих предпосылку и основу гражданского общества и правового государства.

Консерватизм (от лат. conservare — сохранять, охранять, заботиться о сохранении) представляет собой разновидность идейно-политического течения и политическую идеологию

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы». «Отечественные записки», «Современник» и др. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консервативное направление

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII—XIX вв. приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление

Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление

Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других — к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г, Белинского, российской действительностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.

Петрашевцы

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташсвича-Пстрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

М. В. Пеграшевекий на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания — известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845—1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшею большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований-В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это. участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф. М. Достоевским в романе «Идиот».)

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей.

А. И. Герцен и теория общинного социализма. Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А. И. Герцена. Он и его друг Н. П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30 — 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.). выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857—1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие — настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине.

Политическая идеология - что это значит? Идеология - это хорошо или плохо? Кто такие правые, левые и центристы? Откуда взялось это деление? Что такое либерализм, консерватизм и радикализм? Что такое социализм, коммунизм, монархизм и национализм?

Фото Что такое политическая идеология. Кто такие правые и левые?

«У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».

Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Великобритании

Политическая идеология – это система идей и взглядов на политику, представлений о политическом идеале и способах его достижения. Идеология объясняет, как должны быть устроены власть, общество и государство . Она определяет политические цели и методы партии, движения, группы или целой страны.

Например, коммунистическая идеология предполагает общественную собственность на средства производства, полное социальное равенство. Главным методом перехода от капитализма к коммунизму провозглашается революция. ​

Идеология - это хорошо или плохо?

Опасность любой идеологии в том, что она упрощает действительность, рисует ее схематично. Таким образом, идеология позволяет манипулировать общественным сознанием. Если в определенном обществе идеология является общегосударственной, обязательной и навязывается сверху - это общество уже нельзя считать демократическим .

В то же время политическая идеология может работать во благо. Она дает систему ориентиров и ценностей, настраивает на достижение определенного идеала. Идеология объединяет людей, может мобилизовать их на решение определенных задач.


Кто такие правые и левые?

Традиционно представителей различных идеологий делят по политическому спектру - на левых, правых и центристов. Эти термины появились в эпоху Великой французской революции: в Национальном собрании по правую руку от председателя садились сторонники королевской власти, а по левую руку - республиканцы, сторонники революционных преобразований ( якобинцы )

В сегодняшней политике правыми называют тех, кто выступает за «естественное неравенство», капитализм и рыночную экономику. Левыми называют сторонников социального равенства, сторонников активного государственного вмешательства в экономику.

Левые - политические силы, которые выступают за активное вмешательство властей в экономику, за социальную защиту, равенство. Они призывают к радикальным реформам или революционным методам. К левым относят коммунистов, социалистов и анархистов.

Правые - это те, кто выступает за сильное государство, стабильность, охрану частной собственности. Правыми могут быть и либеральные, и консервативные партии. К правым обычно относят сторонников капитализма, монархистов, а также националистов. Правые отрицательно относятся к революционным методам, выступают за постепенные изменения.

Центристы - политические силы, занимающие промежуточные позиции между правыми и левыми. Они ориентируются на компромисс и сотрудничество. Например, центристами могут быть социал-демократы - сторонники бо́льшего социального равенства при сохранении демократических свобод.


Кто такие консерваторы, либералы и радикалы

Основными современными идеологиями принято называть консерватизм, либерализм и радикализм.

Консерватизм – это охранительная идеология. Консерваторы выступают за сохранение существующего порядка, укрепление общественных устоев.

Главные ценности консерваторов - государство, церковь, семья и другие традиционные общественные институты. Консерваторы обычно признают общественное неравенство естественным и выступают против активного государственного вмешательства в экономику.

Консерваторы выступают против радикальных реформ и революции, поддерживают лишь постепенные эволюционные изменения.

Либерализм – это идеология свободы. Главные ценности либералов: демократические свободы и права человека, экономическая свобода, частная собственность, индивидуализм.

Либералы провозглашают абсолютную ценность человеческой жизни, политическое равенство. Выступают за изменение общества путем реформ, против насильственных преобразований.

Радикализм – это идеология кардинальных перемен. Радикалы выступают за решительное изменение общественных и политических институтов. Например, призывают к полному огосударствлению экономики, изъятию частной собственности и перераспределению материальных благ.

Радикалы стремятся к быстрым переменам, а потому часто выступают за силовые методы - вплоть до экстремистских и террористических.

Радикалы могут быть левыми (например, большевики) и правыми (например, неофашисты).


Ультраправые на «Русском марше» в Москве. 2013 год. Фото: Reuters

Какие еще виды идеологии бывают?

Помимо левых и правых, радикалов, либералов и консерваторов можно выделять более узкие идеологические направления. Например, социалисты и коммунисты относятся к левым, но у них тоже есть свои идеологические различия.

Коммунисты стремятся к тотальному равенству, централизованной экономике, распределению материальных благ, к абсолютному госконтролю в социальной сфере - в образовании, здравоохранении и т.п.

Социалисты выступают за социальное равенство, активную поддержку государством социально незащищенных слоев населения, усиление госконтроля в экономике.

Социал-демократы выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод и развитии демократии.

Клерикалы придерживаются религиозной идеологии, выступают за ведущую роль церкви в общественной, политической и культурной жизни.

Либертарианцы провозглашают главными ценностями личную свободу, индивидуализм и частную собственность, стремятся минимизировать государственное вмешательство в жизнь человека.

Монархисты выступают за власть монарха - царя, короля, императора.

Националисты провозглашают приоритет интересов своей нации, считают нацию главной составляющей государства.

Перечислить все виды идеологии невозможно - их десятки, если не сотни: вплоть до таких экзотических, как анархо-феминистки, криптоанархисты или экофашисты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: