Предоставление земельного участка ветерану боевых действий судебная практика

Обновлено: 19.04.2024

На федеральном уровне право ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на получение земельных участков в собственность бесплатно не установлено.

На уровне региона, случаи бесплатного предоставления земельных участков установлены Законом Волгоградской области от 14.07.2015 №123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее – Закон №123-ОД).

В связи с принятием Закона №123-ОД ранее действовавший Закон Волгоградской области от 04 апреля 2003г. №809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» утратил силу.

Статьей 1 Закона №123-ОД предусмотрено право ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий на однократное получение в собственность бесплатно земельных участков исключительно для ведения личного подсобного хозяйства. Право указанной категории граждан на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства нормами Закона №123-ОД не предусмотрено.

Что касается возможности строительства индивидуальных жилых домов, то земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, предоставляемые в границах населенных пунктов (приусадебные земельные участки), согласно пункту 2 статьи 4 Закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» могут быть использованы также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных построек с соблюдением градостроительных регламентов, экологических, противопожарных, строительных и иных правил.

Право на получение земельного участка в собственность бесплатно имеют граждане, постоянно проживающие на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

В целях Закона №123-ОД граждане признаются постоянно проживающими на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет при наличии сведений, подтверждающих их место жительства на территории Волгоградской области в течение не менее 1765 дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

Документами, подтверждающими постоянное проживание гражданина на территории Волгоградской области, являются решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Волгоградской области, документ (информация) о регистрации гражданина по месту жительства.

Гражданину, являющемуся ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий, и изъявившему желание получить в собственность бесплатно земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, необходимо подать соответствующее заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно. Заявление подается в администрацию муниципального района или городского поселения, или городского округа по месту жительства заявителя. Граждане, проживающие на территории города Волгограда, подают заявление в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество).

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

копию паспорта или иного документа, его заменяющего;

копию удостоверения ветерана Великой Отечественной войны или копию удостоверения ветерана боевых действий, или копию свидетельства (удостоверения) о праве на льготы, образец которого утвержден до 1 января 1992 года.

В случае, если прилагаемая к заявлению копия паспорта или документа, его заменяющего, не содержит информацию, подтверждающую постоянное проживание на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления, к заявлению может быть приложено решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Волгоградской области..

Копии документов должны быть заверены в установленном законодательством порядке или представлены с предъявлением подлинника.

В случае отсутствия на территории сельского поселения, в котором проживает заявитель, территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, которые предусматривают образование земельных участков с целью предоставления в собственность граждан бесплатно в соответствии с Законом № 123-ОД, или в случае отсутствия в границах указанных территориальных зон земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность бесплатно в соответствии с Законом № 123-ОД (далее – Территориальных зон, установленных ПЗЗ, или земель в границах территориальных зон), уполномоченный орган муниципального района принимает решение об отказе в постановке гражданина на учет, к которому прикладывается перечень сельских поселений, расположенных в границах муниципального района по месту жительства заявителя, на территории которых имеется возможность предоставить земельный участок в собственность бесплатно, и по требованию заявителя возвращает приложенные к заявлению документы (далее – Решение об отказе). В этом случае гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган муниципального района по месту своего жительства с заявлением о постановке на учет (далее – Заявление) на территории одного из сельских поселений, указанных в направленном заявителю перечне сельских поселений.

В случае отсутствия на территории городского поселения, в котором проживает заявитель, Территориальных зон, установленных ПЗЗ, или земель в границах территориальных зон, уполномоченный орган городского поселения принимает Решение об отказе. В этом случае гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган муниципального района, в границах которого расположено городское поселение, в котором проживает заявитель, или уполномоченный орган иного городского поселения этого муниципального района с Заявлением в связи с отсутствием возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории городского поселения по месту жительства гражданина.

В случае отсутствия в границах городского округа, в котором проживает заявитель, Территориальных зон, установленных ПЗЗ, или земель в границах территориальных зон, уполномоченный орган городского округа принимает Решение об отказе. В этом случае гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган муниципального района, либо уполномоченный орган иного городского округа, либо уполномоченный орган городского поселения Волгоградской области с Заявлением в связи с отсутствием возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории городского округа по месту жительства гражданина.

Обращаем внимание! По основаниям, предусмотренным Законом №123-ОД, в собственность бесплатно может быть получен только один земельный участок. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, предусмотренным Законом №123-ОД, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (часть 2 статьи 1 Закона №123-ОД).


Ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, проживающим на территории города Волгограда.

В соответствии правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 №5/115, а также Генеральным планом Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 №47/1112, в границах города Волгоград, имеющего особый статус города-героя, как исторического, промышленного, научного и культурного центра Волгоградской области, не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельных участков, как "ведение личного подсобного хозяйства".

Таким образом, возможность предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории города Волгограда отсутствует.

Ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий, проживающие на территории города Волгограда, для реализации права на получение земельного участка в собственность бесплатно, после получения от Облкомимущества решения об отказе в постановке гражданина на учет, в котором указывается информация об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории Волгограда по месту жительства заявителя, должны обратиться с письменным заявлением в администрацию того муниципального района либо городского поселения, либо городского округа Волгоградской области, на территории которого желают получить земельный участок (при условии наличия в этих муниципальных образованиях земель для ведения личного подсобного хозяйства).

Заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно открыть текст (текст в формате: RTF, размер 105 Kb).

Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок ветеранам боевых действий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Земельный участок ветеранам боевых действий

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 16 "Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий" Федерального закона "О ветеранах" Бесплатное предоставление земельных участков ветеранам боевых действий указанным законом не предусмотрено."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 16 "Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий" Федерального закона "О ветеранах"
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Однако такой меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, как бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также преимущественное вступление в члены садоводческого объединения, действующее законодательство не содержит.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Земельный участок ветеранам боевых действий

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Какие льготы полагаются ветеранам боевых действий (афганцам, участникам вооруженного конфликта в Чечне и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Налоговая база по земельному участку, принадлежащему ветерану боевых действий, уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади этого участка. Налоговый вычет предоставляется только в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика (пп. 4 п. 5, п. 6.1 ст. 391 НК РФ).

Нормативные акты: Земельный участок ветеранам боевых действий

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 26.03.2022)
"О ветеранах" 1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы ветеранам боевых действий по земле (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Льготы ветеранам боевых действий по земле

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 16 "Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий" Федерального закона "О ветеранах"
(ООО "Журнал "Налоги и финансовое право") Однако такой меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, как бесплатное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а также преимущественное вступление в члены садоводческого объединения, действующее законодательство не содержит.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.01.2022 N 33-2272/2022 по делу N 2-3323/2021
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) О признании права на получение земельного участка; 2) О компенсации стоимости земельного участка.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что относится к льготной категории граждан, которым должен быть предоставлен земельный участок в собственность бесплатно, однако ответчик отказал в предоставлении участка.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано. Судебная коллегия отмечает, что по смыслу вышеуказанной нормы права допускается реализация возникшего до принятия настоящего закона права на эти компенсации, льготы и гарантии в рамках длящихся правоотношений. Вместе с тем, предоставление земельного участка является разовой и единовременной мерой поддержки, не носит длящийся характер. Кроме того, данная норма предусматривает возможность получения компенсаций, льгот и гарантий в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, однако данным законом такая мера поддержки для ветеранов войны как предоставление земельного участка в собственность не предусмотрена.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Льготы ветеранам боевых действий по земле

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Какие льготы полагаются ветеранам боевых действий (афганцам, участникам вооруженного конфликта в Чечне и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) Ветераны боевых действий имеют право на льготы по уплате налогов и сборов (НДФЛ, налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.д.), а также пенсионные и жилищные льготы, на получение государственной социальной помощи, компенсацию расходов на оплату жилья и т.д.

Нормативные акты: Льготы ветеранам боевых действий по земле

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 26.03.2022)
"О ветеранах" Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим;

Постановление Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162
(ред. от 13.01.2020)
"О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" 37. Министерству социального обеспечения РСФСР, Министерству финансов РСФСР рассмотреть вопрос о размерах и порядке компенсации расходов, касающихся реализации социально-бытовых льгот, в том числе в части приобретения транспортных средств, установленных действующим законодательством инвалидам, а также капитального ремонта транспортных средств ветеранам войны и труда, другим категориям граждан, а также о порядке связанных с этим расчетов между соответствующими органами (организациями).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 ноября 2021 г. "По вопросу социальных гарантий, предоставляемых ветеранам боевых действий"


Обзор документа

Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 ноября 2021 г. "По вопросу социальных гарантий, предоставляемых ветеранам боевых действий"

Отношения, связанные с обеспечением социальной поддержки ветеранов, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), которым установлены категории ветеранов и меры их социальной поддержки.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - военнослужащие и сотрудники), направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки по пенсионному обеспечению, по обеспечению протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, по оплате жилых помещений, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также указанные граждане имеют право на внеочередную установку квартирного телефона, преимущественное пользование всеми видами услуг организаций связи, организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта.

Статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3) установлена ежемесячная денежная выплата, размер которой с 1 февраля 2021 года составляет 3212,04 рубля.

С 2017 года индексация осуществляется в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, так, индексация ежемесячных денежных выплат в 2017 году составила 5,4%, в 2018 году - 2,5%, в 2019 году - 4,3%, в 2020 году - 3,0%, в 2021 году - 4,9%.

В 2022 году размер ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на коэффициент исходя из индекса роста потребительских цен за 2021 год.

По вопросу обеспечения ветеранов боевых действий жильем сообщается.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на улучшение своих жилищных условий за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 18 кв. метров.

Согласно статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете. Главным распорядителем данных средств определен Минстрой России.

Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 " 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.

Учитывая вышеизложенное, вопросы предоставления жилья по договорам социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок и условия предоставления жилых помещений, в том числе бесплатно, на льготных условиях, получение субсидий (государственного жилищного сертификата), устанавливается также указанными органами в соответствии с нормативными правовыми актами конкретного субъекта Российской Федерации.

Иного порядка обеспечения жильем ветеранов боевых действий Федеральным законом "О ветеранах" не предусмотрено.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства отнесены к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьей 16 данного закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки ветеранам боевых действий законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с данным пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Обзор документа

Минтруд подготовил разъяснения о соцгарантиях, предоставляемых ветеранам боевых действий:

- о ежемесячной денежной выплате;

- об обеспечении жильем.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 03 июля 2013 г. по делу N 33-7171/2013 (ключевые темы: ведение личного подсобного хозяйства - предоставление земельных участков - земли населенных пунктов - ветеран боевых действий - категории земель)

Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 03 июля 2013 г. по делу N 33-7171/2013 (ключевые темы: ведение личного подсобного хозяйства - предоставление земельных участков - земли населенных пунктов - ветеран боевых действий - категории земель)

Апелляционное определение СК по административным делам Волгоградского областного суда от 03 июля 2013 г. по делу N 33-7171/2013

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Андреева А.А.

судей: Кравцовой Е.В., Балашовой И.Б.

при секретаре Маренковой В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рагимова Т.С. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно в черте городского округа- город Волжский Волгоградской области для ведения личного подсобного хозяйства,

по апелляционной жалобе Главы администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области Афанасьевой М.Р.

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 06 мая 2013 года, которым исковые требования Рагимова Т.С. удовлетворены. Отказ администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в предоставлении Рагимову Т.С. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства признан незаконным. На администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области возложена обязанность предоставить Рагимову Т.С. земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав Рагимова Т.С., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, Судебная коллегия

Рагимов Т.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок, в обоснование своих требований указав, что он является ветераном боевых действий и на основании Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", имеет право на предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, в связи с чем, 25 декабря 2012 году он обратился в администрацию городского округа - город Волжский с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа - город Волжский Волгоградской области. Письмом администрации городского округа - город Волжский от 18 января 2013 года за N " . " ему было отказано в предоставлении земельного участка с указанием о том, что Городское Положение "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский" от 15.10.2009 года N 480-ВГД предусматривает размещение приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в пос.Краснооктябрьский и пос.Уральский. Постановлением администрации городского округа - город Волжский от 13.03.2012г. N 1465 утвержден проект планировки с проектом межевания территории поселка Уральский. В настоящее время администрацией городского округа - город Волжский проводятся мероприятия по присвоению наименований улиц и адресов земельным участкам для их дальнейшего формирования и постановки на государственный кадастровый учет. Также указанным письмом истцу сообщено, что он включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Считает данный отказ администрации незаконным, нарушающим его права как ветерана боевых действий и создающим препятствия в пользовании услугами системы государственной социальной защиты. Просил суд признать отказ администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в предоставлении ему земельного участка незаконным, возложить на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области обязанность предоставить ему земельный участок в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа-город Волжский Волгоградской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Глава администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области Афанасьева М.Р. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований Рагимову Т.С. отказать.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

В Преамбуле ФЗ РФ "О ветеранах" указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу ст.9 указанного закона реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.1 Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно" ветеранам боевых действий для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений предоставляются земельные участки в собственность бесплатно.

Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 17 июля 2002 года N 58/20 утверждено Городское положение "О порядке использования земель на территории города Волжского", которым подтверждено право ветеранов боевых действий на бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Этим же Положением запрещен отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Кроме этого, Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 июля 2005 года N 142/5 "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства на территории города Волжского" на территории города Волжского установлен максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства - 0,25га.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что житель города Волжского Волгоградской области Рагимов Т.С., является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии " . " N " . ", выданным ДД.ММ.ГГГГ года Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

25 декабря 2012 года Рагимов Т.С. обратился в администрацию городского округа-города Волжского Волгоградской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в черте города Волжского Волгоградской области.

Письмом от 18 января 2013 года за N " . " за подписью заместителя главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Кузьминой Э.М. истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа - город Волжский с указанием о том, что Городское положение "Правил землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15 октября 2009 года N480-ВГД предусматривает размещение приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в пос. Краснооктябрьский и пос. Уральский. Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 13 марта 2012 года N 1465 утвержден проект планировки с проектом межевания территории поселка Уральский. В настоящее время администрацией городского округа - город Волжский проводятся мероприятия по присвоению наименований улиц и адресов земельным участкам для их дальнейшего формирования и постановки на государственный кадастровый учет. Также указанным письмом истцу сообщено, что он включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа - город Волжский.

Из положений ст. 4 ФЗ РФ "О личном подсобном хозяйстве" следует, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Из Городского Положения "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (Основные положения территориального планирования)" от 5 декабря 2007 года следует, что на территории городского округа-город Волжский Волгоградской области имеются в наличии земли под жилые зоны, под садоводческие и дачные кооперативы, под зоны сельскохозяйственного использования, под иные зоны (неиспользуемые территории).

Как следует из письменного отказа истцу в предоставлении земельного участка, вопрос о наличии свободных земельных участков администрацией городского округа - г.Волжский не обсуждался, а основанием для отказа в удовлетворении заявления истца послужило отсутствие документации по планировке новой градостроительной зоны для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство.

Вместе с тем как следует из положений ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. Земельный Кодекс Российской Федерации выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.

Однако понятие "земли населенных пунктов" непосредственно связано с понятием "поселение".

Исходя из ст.2 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Закреплено также понятие "административный центр сельского поселения, муниципального района". Это - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

В силу положений ст.11 названного Закона территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Правовой режим земель населенных пунктов в соответствии с земельным законодательством также имеет ряд особенностей. В состав земель населенных пунктов включаются земли, а точнее говоря, территориальные зоны, которые используются в самых разнообразных целях: для застройки, размещения промышленных, транспортных и иных объектов. На них могут находиться особо охраняемые территории. Земли населенных пунктов могут использоваться для ведения сельского хозяйства и др. Правовой режим таких территориальных зон аналогичен режиму соответствующих категорий земель. Однако эти зоны (земли) имеют особое функциональное назначение - они используются для обеспечения развития поселений и в отношении их действует правовой режим земель населенных пунктов.

Именно на это и указывается в ст.4 ФЗ РФ "О личном подсобном хозяйстве", разрешающей выделение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов и называющей данный земельный участок приусадебным земельным участком.

Кроме того, при разрешении данного спора, судом обоснованно принято во внимание положение ст. 28 ЗК РФ, которой не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, судом правильно установлено, что на территории городского округа-города Волжского имеются земли жилых зон, зоны садоводческих и дачных кооперативов, зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны неиспользуемых территорий.

При таких данных, с учетом приведенных выше норм права, учитывая, что Рагимов Т.С. обладает правом на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, а на территории города Волжского имеются земли жилых зон, зон садоводческих и дачных кооперативов, зоны неиспользуемых территорий, на которых могут быть предоставлены земельные участки, отвечающие целям их использования, предусмотренным Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", суд пришел к обоснованному выводу, что отказ администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в предоставлении Рагимову Т.С. земельного участка является незаконным и возложил на ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Доводы жалобы о невозможности предоставления земельного участка несостоятельны к отмене решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 06 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области Афанасьевой М.Р. - без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: