Предоставление сертификата на получение государственной муниципальной услуги

Обновлено: 18.04.2024

До конца 2020 года часть субъектов РФ должны перейти на работу по социальному заказу, распределив с помощью этого механизма весь имеющийся объем государственных (муниципальных) услуг и выделенных на них бюджетных средств. Закон, устанавливающий рыночные принципы распределения соответствующего объема, вступает в силу 1 сентября 2020 года.

Как новые нормы повлияют на работу учреждений? Кого затронут изменения? Готовиться ли АУ к усилению конкуренции? Расскажем в статье.

Законодательная инициатива по созданию равных условий для государственных и негосударственных поставщиков услуг была разработана еще в 2015 году, но только сейчас получила статус закона [1] . Как считают его разработчики, механизм соцзаказа будет способствовать устранению неравенства в сфере финансирования деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг, связанного с тем, что их объемы распределяются между учреждениями преимущественно административным методом, а негосударственные поставщики зачастую не имеют доступа к этим объемам.

Закон № 189-ФЗ создает необходимые условия для отбора исполнителей услуг на конкурентной основе, а законы-спутники [2] формируют правовое поле, в рамках которого негосударственные поставщики могут получать субсидии на выполнение соцзаказа и льготы по НДС (услуги, предоставляемые по соцзаказу, не будут им облагаться).

Все это, по мнению законодателей, должно повысить конкуренцию в секторе государственных (муниципальных) услуг, а значит, их качество и доступность для потребителей. Учреждения получат сильную мотивацию для улучшения своих рабочих процессов и повышения эффективности деятельности.

Таким образом, уравнивание возможностей государственных и негосударственных поставщиков должно усилить конкуренцию за распределяемые объемы услуг. Но на практике этого может и не произойти — в Законе № 189-ФЗ говорится лишь об отдельных сферах применения соцзаказа, да и решение об использовании конкурентных способов отбора принимается на уровне конкретного публично-правового образования. От чего же будет зависеть «формат» соцзаказа и в каких отраслях его станут применять?

Где введут соцзаказ?

Согласно ч. 1 и 2 ст. 1 Закона № 189-ФЗ социальный заказ формируется в следующих отраслях:

  • образование;
  • здравоохранение (кроме услуг в сфере ОМС, предоставляемых на основании Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», высокотехнологичной медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС, отдельных услуг в сфере охраны здоровья, определяемых Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
  • социальная защита;
  • занятость населения;
  • физкультура и спорт;
  • туризм;
  • государственное управление (услуги, предоставляемые МФЦ на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и включенные в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) услуг, оказываемых физическим лицам).

А в ч. 2 ст. 28 Закона № 189-ФЗ перечислены еще несколько направлений деятельности, по которым будет формироваться соцзаказ:

  • социальное обслуживание (кроме услуг, оказываемых в стационарной форме);
  • санаторно-курортное лечение (кроме услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи);
  • оказание паллиативной медицинской помощи;
  • создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах РФ;
  • спортивная подготовка;
  • содействие занятости населения.

Соцзаказ станут внедрять в традиционных областях социальной сферы (образование, социальное обслуживание, спорт и т. д.), но это не затронет, например, отрасль культуры и искусства (хотя она фигурировала в первоначальной версии законопроекта). То есть первое условие, необходимое для работы по соцзаказу, — это деятельность в установленной сфере его применения.

Второе условие — включение услуг в действующие перечни (классификаторы) и их ориентация исключительно на физических лиц (п. 1 ст. 2 Закона № 189-ФЗ). Ни работы, ни услуги, предназначенные для юридических лиц, посредством соцзаказа распределяться не будут. Впрочем, именно физические лица обычно и становятся получателями услуг в перечисленных сферах.

Третье условие — новые нормы вступают в силу лишь в отдельных субъектах РФ, перечень которых должно утвердить Правительство РФ, и действуют до 1 января 2025 года (ч. 1 ст. 28 Закона № 189-ФЗ). А значит, есть территориальные ограничения: если регион войдет в утвержденный список, формировать соцзаказ (скажем, в сферах образования, физкультуры и спорта) здесь необходимо, а если регион в списке не указан — объемы образовательных и иных услуг на этой территории продолжат распределяться по прежним принципам.

Что касается ограничения по времени, вряд ли стоит рассчитывать, что новый механизм внедряется всего лишь на четыре финансовых года. Формулировки закона скорее свидетельствуют о поэтапном введении соцзаказа. Следующим шагом (в 2025 году) может стать распространение данного механизма на большее число субъектов РФ или всю страну.

Что решает орган власти?

Даже если субъект РФ войдет в правительственный перечень, решение о том, в каком виде применять соцзаказ, будет зависеть от органа власти, в полномочия которого входит организация оказания тех или иных социальных услуг на данной территории. Закон № 189-ФЗ является рамочным. Он не обязывает публично-правовое образование использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг, а лишь создает правовое поле, в рамках которого можно проводить такой отбор, если орган власти примет соответствующее решение.

В силу ч. 2 — 4 ст. 6 Закона № 189-ФЗ социальный заказ может быть федеральным, региональным и муниципальным — порядок его формирования утверждается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, местной администрацией. Иными словами, конкретный «формат» соцзаказа как системы распределения объемов услуг (в том числе правила выбора способа определения исполнителей) органы власти должны установить самостоятельно.

И если сложившуюся систему оказания услуг орган власти оценит как достаточную и эффективную, он может использовать имеющиеся инструменты организации и финансового обеспечения предоставления услуг (например, исключительно государственное (муниципальное) задание и подведомственную сеть учреждений).

В соцзаказ включаются данные об общем объеме услуг в той или иной сфере, оказание которых в соответствующем финансовом году гарантирует государство. Сами объемы могут распределяться следующими способами:

  • неконкурентным — посредством выдачи государственного (муниципального) задания подведомственным учреждениям (п. 6 ч. 5 ст. 6 Закона № 189-ФЗ);
  • конкурентным — исполнители услуг отбираются посредством конкурса либо потребителям предоставляется социальный сертификат, по которому те могут получить услугу в организации, внесенной в специальный реестр (ч. 2 ст. 9 Закона № 189-ФЗ).

Какому именно способу отбора поставщиков (конкурентному или неконкурентному) отдать предпочтение, должны решить в конкретном регионе или муниципалитете.

При этом отбор поставщика непосредственно потребителем допускается, если возможность оказания услуги по сертификату предусмотрена федеральными или региональными законами, актами представительного органа муниципального образования, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. А также если определен перечень потребителей, которые вправе получать услуги по социальному сертификату.

Если же предоставление услуги по сертификату названными актами не предусмотрено, останется только один конкурентный способ распределения объемов услуг — по результатам конкурса (ч. 2, 7 ст. 19 Закона № 189-ФЗ).

Какому именно способу (конкурентному или неконкурентному) отдать предпочтение, должен решить орган власти. Он может опираться на показатели доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, определенные с учетом количества учреждений, а также иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих аналогичные услуги (ч. 6 ст. 6 Закона № 189-ФЗ). Вот как, например, предполагается выбирать способы исполнения федерального соцзаказа [3] .

Сначала орган, формирующий такой заказ, должен определить критерии, по которым доступность услуги будет оцениваться как низкая либо высокая, а также критерии, на основании которых можно сделать вывод о значительном либо незначительном количестве негосударственных поставщиков. От сочетания этих характеристик и будет зависеть дальнейшее решение:

  • при низкой доступности и незначительном количестве негосударственных поставщиков — формировать госзадание в целях исполнения соцзаказа;
  • при значительном числе негосударственных поставщиков (независимо от уровня доступности услуги) — осуществлять их конкурентный отбор;
  • при высокой доступности услуги и незначительном числе негосударственных поставщиков — выбирать способ исполнения соцзаказа на основании показателей удовлетворенности условиями оказания услуги, определенных по результатам независимой оценки качества таких условий (по данным за последние три года). При значении показателей удовлетворенности от 0 до 50% — провести отбор исполнителей, при значении от 51 до 100% — формировать госзадание подведомственным учреждениям.

Даже при равном доступе государственных и негосударственных поставщиков к услугам в социальной сфере учреждения должны будут обеспечивать стабильность работы всей системы соцзаказа.

На практике может сложиться следующая ситуация. В регионе, выбранном для внедрения соцзаказа, в установленных Законом № 189-ФЗ сферах будут работать учреждения всех уровней подчинения. А значит, должны быть сформированы федеральный, региональный и муниципальный соцзаказы. Но объемы услуг в каждом из них могут распределяться по-разному: одни органы власти предпочтут традиционную форму государственного (муниципального) задания, другие посчитают число негосударственных поставщиков достаточным для того, чтобы проводить конкурентный отбор.

В первом случае для учреждений, работающих на выбранной территории, ничего не поменяется, они продолжат выполнять задание. Во втором случае придется побороться за распределяемые объемы, условия работы в той или иной мере станут конкурентными.

Как учреждению работать по соцзаказу?

Выдаваемые учреждениям государственные и муниципальные задания станут частью социального заказа — объемы услуг, предоставляемых в рамках заданий, войдут в общие объемы услуг, оказание которых должен организовать орган власти (п. 6 ч. 5 ст. 6, ч. 3 ст. 7 Закона № 189-ФЗ). Так что учреждения в любом случае будут «встроены» в систему соцзаказа.

И несмотря на то что к распределению объемов услуг в социальной сфере будут допущены негосударственные поставщики, основными участниками данной системы станут именно учреждения. Если конкурентный отбор не оправдает ожиданий органа власти (по результатам конкурса соглашение заключено не будет либо его придется расторгнуть с исполнителем), нераспределенный или неоказанный объем услуг передается учреждению (ч. 8 ст. 9, ч. 2 ст. 24 Закона № 189-ФЗ). То есть даже при равном доступе государственных и негосударственных поставщиков к услугам в социальной сфере учреждения должны будут обеспечивать стабильность работы всей системы соцзаказа.

Отметим, что выдача задания не помешает учреждению участвовать в конкурентном отборе поставщиков и претендовать на дополнительные объемы услуг. В силу ч. 3 ст. 9 Закона № 189-ФЗ к участию в отборе допускаются любые юридические лица, соответствующие установленным требованиям. Если учреждение выиграет этот дополнительный объем, он войдет в государственное (муниципальное) задание (ч. 7 ст. 9, ч. 1 ст. 18 Закона № 189-ФЗ). Финансовое обеспечение будет осуществляться традиционным способом.

В таблице приведем основные характеристики трех способов оказания услуг, которые станут применяться в отношении учреждений.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 17)
    • Статья 1. Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Права потребителей услуг
    • Статья 4. Обязанности исполнителей услуг
    • Статья 5. Обязанности уполномоченных органов
    • Статья 6. Формирование государственного (муниципального) социального заказа
    • Статья 7. Исполнение государственного (муниципального) социального заказа
    • Статья 8. Информационное обеспечение в области государственного (муниципального) социального заказа
    • Статья 9. Способы отбора исполнителей услуг
    • Статья 10. Требования к порядку проведения конкурса
    • Статья 11. Установление требований к участникам конкурса
    • Статья 12. Объявление о проведении конкурса
    • Статья 13. Отмена проведения конкурса
    • Статья 14. Требования к содержанию предложения участника конкурса
    • Статья 15. Реестр участников конкурса, получивших аккредитацию в соответствии с настоящим Федеральным законом
    • Статья 16. Изменение и отзыв предложений участников конкурса
    • Статья 17. Общие требования к рассмотрению и оценке предложений участников конкурса
    • Статья 18. Исполнение государственного (муниципального) социального заказа путем заключения соглашения о финансовом обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания
    • Статья 19. Исполнение государственного (муниципального) социального заказа путем заключения соглашений по результатам отбора исполнителей услуг
    • Статья 20. Особенности исполнения государственного (муниципального) социального заказа путем заключения соглашения о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом
    • Статья 21. Требования к соглашениям, заключаемым по результатам отбора исполнителей услуг
    • Статья 22. Оплата соглашений, заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг
    • Статья 23. Изменение условий соглашений, заключаемых по результатам отбора исполнителей услуг
    • Статья 24. Расторжение соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителей услуг
    • Статья 25. Реестр соглашений о предоставлении из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий
    • Статья 26. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
    • Статья 27. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации
    • Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ
    "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

    Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

    Президент Российской Федерации

    13 июля 2020 года

    Президент РФ подписал Закон о государственном (муниципальном) социальном заказе на предоставление государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

    Урегулированы вопросы утверждения и исполнения социального заказа. Определен порядок отбора исполнителей. Предусмотрено оформление социальных сертификатов на получение государственной (муниципальной) услуги.

    Если по результатам отбора исполнителем услуг становится государственное (муниципальное) учреждение, созданное публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган, то такому учреждению утверждается государственное (муниципальное) задание. Заключается соглашение о предоставлении субсидии.

    Прописаны права и обязанности потребителей, уполномоченных органов.

    Федеральный закон вступает в силу в отдельных регионах, перечень которых утверждается Правительством РФ, с 1 сентября 2020 г. и действует до 1 января 2025 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

    Вступает в силу в отдельных субъектах РФ, перечень которых утверждается Правительством РФ, с 1 сентября 2020 г. и действует до 1 января 2025 г.

    В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемые Правила формирования в электронном виде социальных сертификатов на получение государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 12 июля 2021 г. N 1164

    Правила
    формирования в электронном виде социальных сертификатов на получение государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти

    1. Настоящие Правила определяют порядок формирования в электронном виде социальных сертификатов на получение государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти (далее соответственно - социальный сертификат, государственная услуга в социальной сфере).

    2. Под уполномоченным органом в настоящих Правилах понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, утверждающий федеральный социальный заказ на оказание государственных услуг в социальной сфере (далее - федеральный социальный заказ) и обеспечивающий предоставление государственных услуг в социальной сфере потребителям государственных услуг в социальной сфере в соответствии с показателями, характеризующими качество оказания государственных услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг и установленными федеральным социальным заказом.

    Иные понятия, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, указанных в Федеральном законе "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон).

    3. Социальный сертификат формируется уполномоченным органом в электронном виде в соответствии с общими требованиями к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1915 "Об утверждении общих требований к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере" (далее - общие требования).

    4. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 5 общих требований, формируется в соответствии со следующей структурой:

    1 - 11 разряды - информация о номере реестровой записи потребителя услуг, имеющего право на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом (далее - получатель социального сертификата) в реестре получателей социального сертификата;

    12 - 15 разряды - код меры социальной защиты (поддержки) в соответствии с классификатором мер социальной защиты (поддержки);

    16 - 23 разряды - код категории получателей мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с классификатором мер социальной защиты (поддержки);

    24 - 27 разряды - год формирования социального сертификата;

    28 - 29 разряды - порядковый номер сформированного конкретному получателю социального сертификата уполномоченным органом социального сертификата в пределах одного календарного года.

    В случае если предоставляемая в соответствии с социальным сертификатом государственная услуга в социальной сфере не относится к мерам социальной защиты (поддержки), информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 5 общих требований, формируется оператором реестра получателей социального сертификата в соответствии со следующей структурой:

    1 - 11 разряды - информация о номере реестровой записи получателя социального сертификата в реестре получателей социального сертификата;

    12 - 23 разряды - значения "0";

    24 - 27 разряды - год формирования социального сертификата;

    28 - 29 разряды - порядковый номер сформированного конкретному получателю социального сертификата уполномоченным органом социального сертификата в пределах одного календарного года.

    5. Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 5 общих требований, формируется в формате "ДД.ММ.ГГГГ".

    6. Информация, предусмотренная подпунктом "в" пункта 5 общих требований, формируется уполномоченным органом в формате "ДД.ММ.ГГГГ".

    7. Информация, предусмотренная подпунктом "г" пункта 5 общих требований, формируется в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона.

    8. Информация, предусмотренная абзацем четвертым подпункта "д" пункта 5 общих требований, формируется уполномоченным органом с учетом российской системы и плана нумерации, утвержденных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 26 Федерального закона "О связи".

    9. Статус социального сертификата, предусмотренный подпунктом "е" пункта 5 общих требований, формируется уполномоченным органом исходя из значений "действительный" и "недействительный".

    10. Сведения о государственной услуге в социальной сфере, на оказание которой выдан социальный сертификат, предусмотренные абзацами вторым - седьмым подпункта "а" пункта 6 общих требований, формируются уполномоченным органом в соответствии со сведениями федерального социального заказа, утвержденного уполномоченным органом.

    11. Объем оказания государственной услуги в социальной сфере, предусмотренный абзацем восьмым подпункта "а" пункта 6 общих требований, формируется уполномоченным органом с указанием числового значения показателя объема, единицы измерения и кода единицы измерения по Общероссийскому классификатору единиц изменения.

    12. Объем финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием государственной услуги в социальной сфере, предусмотренный абзацем восьмым подпункта "а" пункта 6 общих требований, выраженный в валюте Российской Федерации, формируется уполномоченным органом в соответствии с нормативными затратами на оказание государственной услуги в социальной сфере.

    13. Уполномоченный орган при формировании социальных сертификатов осуществляет проверку непревышения совокупного объема оказания государственных услуг в социальной сфере по всем социальным сертификатам над объемом оказания государственных услуг в социальной сфере, включаемым в федеральные социальные заказы, по которым способом отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере является отбор обозначенным в социальном сертификате потребителем услуг либо его законным представителем исполнителя (исполнителей) услуг из реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом.

    14. Информация, предусмотренная абзацем девятым подпункта "а" пункта 6 общих требований, формируется уполномоченным органом на основании структурированной информации, включенной в договор, заключенный между исполнителем услуг и получателем социального сертификата в целях оказания государственной услуги в социальной сфере (далее - договор), если в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона уполномоченным органом принято решение о необходимости заключения договора, или в заявление получателя социального сертификата на оказание государственной услуги в социальной сфере (далее - заявление), если в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона уполномоченным органом принято решение об отсутствии необходимости заключения договора.

    Уполномоченный орган при формировании информации, предусмотренной абзацем девятым подпункта "а" пункта 6 общих требований, осуществляет проверку непревышения совокупного объема оказания государственной услуги в социальной сфере и (или) объема финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием государственной услуги в социальной сфере, распределенного по исполнителям услуг, над объемом оказания государственной услуги в социальной сфере и (или) объемом финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием государственной услуги в социальной сфере, предусмотренным абзацем восьмым подпункта "а" пункта 6 общих требований.

    15. Уполномоченный орган при формировании информации, предусмотренной абзацем десятым подпункта "а" пункта 6 общих требований, осуществляет проверку непревышения включаемых в договор или заявление объема оказания государственной услуги в социальной сфере и (или) объема финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием государственной услуги в социальной сфере, над объемом оказания государственной услуги в социальной сфере, в отношении которого исполнитель услуг не определен, предусмотренным абзацем десятым подпункта "а" пункта 6 общих требований.

    16. Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 6 общих требований, формируется уполномоченным органом на основании сведений, включенных в реестр исполнителей государственных услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом.

    17. Информация, предусмотренная подпунктом "в" пункта 6 общих требований, формируется уполномоченным органом на основании структурированной информации, полученной посредством информационного взаимодействия с федеральной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", включенной в электронную копию заявления.

    В случае предъявления получателем социального сертификата исполнителю услуг социального сертификата и подачи такому исполнителю заявления на бумажном носителе сведения, предусмотренные подпунктом "в" пункта 6 общих требований, формируются уполномоченным органом на основании структурированной информации, включенной в заявление.

    18. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 7 общих требований в части информации о договоре, формируется уполномоченным органом на основании структурированной информации, включенной в договор.

    19. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 7 общих требований в части электронной копии акта исполнителя услуг об оказании государственных услуг в социальной сфере получателю социального сертификата, формируется уполномоченным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления от исполнителя услуг в электронном виде акта исполнителя услуг об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере получателю социального сертификата.

    20. Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 7 общих требований, формируется уполномоченным органом не позднее рабочего дня, следующего за днем получения копии договора, путем указания значения "да" - в случае наличия в договоре приложения, включающего в себя размер оплаты, осуществляемой получателем социального сертификата либо его законным представителем за счет собственных средств, и размер такой оплаты в валюте Российской Федерации, или значения "нет" - в случае отсутствия в договоре указанного приложения.

    21. Социальный сертификат после его формирования или изменения информации, содержащейся в нем, на основании информации, включенной в реестр получателей социального сертификата, о получателе социального сертификата, формируемый в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени уполномоченного органа.

    22. В случае если федеральными законами предусмотрена возможность получения социального сертификата на бумажном носителе, социальный сертификат формируется в электронном виде с последующим предоставлением получателю социального сертификата уполномоченным органом распечатанного социального сертификата, сформированного в электронном виде в соответствии с положениями настоящих Правил, и заверяется подписью лица, имеющего право действовать от имени уполномоченного органа.

    Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Получать госуслуги в социальной сфере, отнесенные к полномочиям федеральных органов госвласти, можно на основании социальных сертификатов. Определен порядок их формирования в электронном виде.

    Сертификаты формируются в соответствии с общими требованиями к их форме и содержанию, утвержденными Правительством. В частности, статус сертификата определяется уполномоченным органом исходя из значений "действительный" и "недействительный"; информация о госуслуге, на оказание которой он выдан, формируется в соответствии со сведениями федерального соцзаказа.

    После формирования сертификат подписывается УКЭП уполномоченного лица. Если предусмотрена возможность его получения на бумажном носителе, то сертификат формируется в электронном виде с последующим предоставлением получателю распечатанного документа, заверенного подписью уполномоченного лица.

    Постановление Правительства РФ от 12 июля 2021 г. N 1164 "Об утверждении Правил формирования в электронном виде социальных сертификатов на получение государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти"

    В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" Правительство Российской Федерации постановляет:

    Утвердить прилагаемые общие требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 24 ноября 2020 г. N 1915

    Общие требования
    к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере

    1. Настоящий документ определяет общие требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (далее - социальный сертификат) в соответствии с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон).

    2. Понятия, применяемые в настоящем документе, используются в значениях, указанных в Федеральном законе.

    3. Социальный сертификат формируется уполномоченным органом в электронном виде, а также на бумажном носителе, если федеральными законами предусмотрена возможность получения социального сертификата на бумажном носителе, на основании информации, включенной в реестр получателей социального сертификата, о получателе социального сертификата.

    4. Социальный сертификат включает следующие разделы:

    а) раздел I "Общие сведения о социальном сертификате";

    б) раздел II "Сведения о государственных (муниципальных) услугах в социальной сфере и исполнителях услуг";

    в) раздел III "Сведения о заключенном между исполнителем услуг и потребителем услуг договоре или акте исполнителя услуг об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере получателю социального сертификата и об итогах оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере".

    5. В раздел I "Общие сведения о социальном сертификате" включается следующая информация:

    а) идентификационный номер социального сертификата;

    б) дата выдачи социального сертификата;

    в) дата, после наступления которой получателю социального сертификата, не предъявившему социальный сертификат исполнителю услуг, необходимо обратиться в уполномоченный орган для повторного открытия ему возможности предъявления социального сертификата исполнителю услуг;

    г) номер реестровой записи о получателе социального сертификата в реестре получателей социального сертификата, содержащем сведения о получателе социального сертификата;

    д) сведения об уполномоченном органе, выдавшем социальный сертификат:

    полное наименование уполномоченного органа в соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц;

    адрес (место нахождения) уполномоченного органа в соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц;

    контактный номер телефона уполномоченного органа (при наличии);

    адрес электронной почты уполномоченного органа (при наличии);

    доменное имя официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);

    е) статус социального сертификата, который может принимать одно из следующих значений, присваиваемых в соответствии с порядком формирования социального сертификата, установленным Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона:

    6. В раздел II "Сведения о государственных (муниципальных) услугах в социальной сфере и исполнителях услуг" включается следующая информация:

    а) сведения о государственной (муниципальной) услуге в социальной сфере, на оказание которой выдан социальный сертификат:

    уникальный номер реестровой записи государственной (муниципальной) услуги в установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы (далее - перечни услуг);

    наименование государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;

    место оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;

    условия (формы) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;

    категория потребителей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, к которой относится получатель социального сертификата;

    показатели, характеризующие качество оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, с указанием их наименования и единиц измерения в соответствии с перечнями услуг, если соответствующие показатели установлены государственным (муниципальным) социальным заказом;

    объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, определенный уполномоченным органом в соответствии со стандартом (порядком) оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере или установленными им требованиями к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (далее - общий объем оказания услуги), с указанием наименования характеризующего его показателя, единицы измерения в соответствии с перечнями услуг, а также кода единицы измерения по Общероссийскому классификатору единиц измерения и (или) объем финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, определенный уполномоченным органом в соответствии с нормативными затратами на оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (далее - общий объем финансового обеспечения оказания услуги), выраженный в валюте Российской Федерации;

    распределение общего объема оказания услуги и (или) общего объема финансового обеспечения оказания услуги в отношении каждого исполнителя услуг в случае отбора получателем социального сертификата 2 и более исполнителей одной государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере;

    объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, в отношении которого исполнитель услуг не определен, рассчитываемый как разница между общим объемом оказания услуги и объемом оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, распределенным по всем исполнителям услуг, и (или) объем финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги, в отношении которого исполнитель услуг не определен, рассчитываемый как разница между общим объемом финансового обеспечения оказания услуги и объемом финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги, распределенным по всем исполнителям услуг;

    б) сведения о выбранном получателем социального сертификата исполнителе услуг, формируемые в отношении каждого исполнителя услуг, в случае отбора получателем социального сертификата 2 и более исполнителей одной государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере:

    номер реестровой записи об исполнителе услуг в реестре исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом;

    полное наименование юридического лица в соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя в соответствии со сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица в соответствии с данными паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);

    в) сведения о заявлении получателя социального сертификата на оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (если в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона уполномоченным органом принято решение об отсутствии необходимости заключения исполнителем услуг договора с потребителем услуг в целях оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере) (далее - заявление), формируемые в отношении каждого заявления в случае подачи получателем социального сертификата 2 и более заявлений:

    номер и дата подачи заявления;

    электронная копия заявления.

    7. В раздел III "Сведения о заключенном между исполнителем услуг и потребителем услуг договоре или акте исполнителя услуг об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере получателю социального сертификата и об итогах оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере" включается следующая информация, формируемая в отношении каждого исполнителя услуг в случае отбора получателем социального сертификата 2 и более исполнителей одной государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере:

    а) номер и дата заключения договора между исполнителем услуг и получателем социального сертификата, заключенного в целях оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (далее - договор), если в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона уполномоченным органом принято решение о необходимости заключения исполнителем услуг договора, а также электронная копия договора или номер и дата издания акта исполнителя услуг об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере получателю социального сертификата, если в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона уполномоченным органом принято решение об отсутствии необходимости заключения исполнителем услуг договора, а также электронная копия указанного акта исполнителя услуг;

    б) сведения о наличии в заключенном договоре приложения, включающего в себя размер оплаты, осуществляемой получателем социального сертификата либо его законным представителем за счет собственных средств, а также об одной из целей заключения договора:

    оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере за частичную плату в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если соглашением о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом, предусмотрено включение в договор такого приложения;

    оказание государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в объеме, превышающем установленный социальным сертификатом объем оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и (или) сверх установленного стандарта, если соответствующим нормативным правовым актом установлен стандарт оказания такой услуги;

    в) сведения о заключении о соответствии или несоответствии включенных в договор показателей, характеризующих качество оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и (или) объем оказания такой услуги, и размера оплаты условиям оказания услуги по договору, предусмотренном частью 6 статьи 20 Федерального закона, из реестра соглашений о предоставлении из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий (при наличии);

    г) фактическое значение объема оказания государственной (муниципальной) услуги и (или) объема финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, на последнюю отчетную дату, если порядком формирования социального сертификата, установленным Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона, предусматривается формирование и доведение до потребителя информации о фактически оказанных ему государственных (муниципальных) услугах в социальной сфере, а также периодичность формирования указанной информации.

    8. В случае если социальный сертификат выдается на оказание 2 и более государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, информация о государственных (муниципальных) услугах в социальной сфере, включенная в пункты 6 и 7 настоящего документа, формируется в отношении каждой из государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, на оказание которых выдан социальный сертификат.

    9. Информация, указанная в абзацах девятом и десятом подпункта "а", подпунктах "б" и "в" пункта 6, пункте 7 настоящего документа, включается в социальный сертификат после его предъявления исполнителю услуг.

    10. В случае, предусмотренном частью 1 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг, используемой как социальный сертификат, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания в соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона.

    Правительство закрепило, как оформляется социальный сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.

    Сертификат выдается в электронном виде, а также на бумажном носителе, если такая форма получения документа предусмотрена законом. Ему присваивается идентификационный номер.

    В сертификате отражаются сведения о его получателе (они берутся из специального реестра), об уполномоченном органе, выдавшем документ, место, условия и объем оказания соцуслуги, показатели ее качества, информация об исполнителе услуги и о заключенном с ним договоре.

    Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. N 1915 "Об утверждении общих требований к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере"

    ипотека дом ключ жилье квартира

    12 ноября Правительство РФ увеличило число получателей жилищных сертификатов в 2021 году. Это было сделано по просьбе представителей регионов. Общее число получателей сертификатов в этом году составит более 5,5 тысячи человек, говорится на сайте кабмина.

    Что такое жилищный сертификат?

    Государственный жилищный сертификат (ГЖС) — это именное свидетельство, удостоверяющее право на безвозмездную субсидию на покупку квартиры для определенных категорий льготников. Чаще всего у сертификата есть срок действия, и его нельзя нарушать.

    Важно: ГЖС ― это не ценная бумага.

    Кто имеет право на получение сертификата?

    • нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
    • льготники (жители Крайнего Севера, ветераны Великой Отечественной войны, чернобыльцы, сотрудники органов внутренних дел и МЧС, вынужденные переселенцы и другие категории).

    Согласно ст. 51 Жилищного кодекса, основания для получения статуса нуждающихся следующие:

    граждане, не являющиеся нанимателями жилья по договору социального найма или собственниками жилого помещения;

    наниматели (или собственники) жилья, площадь которого на одного члена семьи меньше общепринятой нормы;

    те, чье жилое помещение не соответствует установленным требованиям, поэтому проживание в нем становится невозможным (например, дом признан аварийным);

    те, кто находится в ситуации, когда в одном жилом помещении проживают несколько семей, при этом в одной из них есть страдающий хроническим заболеванием и совместное проживание с ним становится невозможным (список заболеваний — тут).

    Важно: условия получения сертификата определяются требованиями госпрограмм (федеральных или региональных), которые предусматривают такой вид поддержки.

    На какую сумму выдается жилищный сертификат?

    Конкретной суммы нет. Размер выплаты также зависит от условий конкретной федеральной или региональной программы и рассчитывается от норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ на дату выдачи сертификата и состава семьи.

    Сколько раз можно получить сертификат?

    Один раз в жизни. Те, кто воспользовался сертификатом для улучшения своих жилищных условий, не могут повторно претендовать на этот вид поддержки. Также его нельзя передавать другому человеку ― сертификат именной.

    Как получить ГЖС?

    Необходимо сначала подать документы на участие в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Список документов есть здесь.

    После надо подать заявление для включения в список на получение жилищного сертификата. Такие списки формируются ежегодно. После того как будет издан приказ о выпуске ГЖС, нужно предоставить документы на получение сертификата: заявление (рапорт) о выдаче ГЖС; документы, удостоверяющие вашу личность и личности членов вашей семьи; справку об отсутствии задолженности по плате за жилое помещение, подлежащее освобождению или безвозмездному отчуждению в государственную (муниципальную) собственность (при наличии такого помещения), и коммунальные услуги; документы, подтверждающие родственные отношения между вами и лицами, указанными вами в качестве членов семьи (например, свидетельство о рождении, об усыновлении, о браке, записи актов гражданского состояния).

    Более подробно обо всей процедуре читайте по ссылке.

    Также оформить жилищный сертификат можно в МФЦ. Для этого необходимо подать заявление по форме и предоставить необходимые документы.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: